Вот и Великий пост подошел. И в один день все разительно изменилось! Еще вчера храм был полон людьми, прихожане просили друг у друга прощения, общались, заговлялись и в последний раз на ближайшие полтора месяца — вплоть до самой Пасхи — заходили друг к другу в гости.

И вот настал понедельник, называемый Чистым. Конечно, не только потому, что принято в это время наводить в доме порядок, и даже скорее вовсе не поэтому, но в первую очередь из-за души, изрядно «запылившейся» без воздержания и покаяния, без сугубой усердной молитвы. И в церкви вроде все то же, но и не то: изменилось убранство в храме, светлые облачения сменены на темные, в знак искренней скорби о предстоящих страстях Христовых, и молитвы звучат совсем другие, и народу меньше.

Так хотелось вспомнить старорусскую традицию, но хвалиться сегодня особо нечем: на клиросе всего двое — уставщик и матушка, мужчин в храме нет вовсе, и только несколько старушек исправно отбивают поклоны вслед за священником, то и дело коленопреклоненно читающим «Господи и владыко животу моему …»

А ведь и в прошлом году они стояли здесь же — всю неделю бабушки точно и не сходили с места, утром и вечером безостановочно молились, изредка присаживались отдохнуть, а потом снова погружались в богослужение — первое серьезное испытание в самом начале Великого поста. Видно, и нынче намерены они совершить тот молитвенный подвиг, который, увы, не многим по силам, а другим, быть может, и по плечу, да не разумеют они его значимости, важности, ценности.

Теплятся в подсвечниках всего несколько свечей, прыгает огонек лампад, почти незаметный из-за обилия солнца, которым залит храм, и лики как будто посерьезнели, и атмосфера совсем другая, не та, что была совсем недавно, в масленицу, о житейских радостях которой пора забыть, перебравшись на духовную стезю… Все в эти дни готовятся к таинству исповеди, многие — к принятию Святых Тайн, и в этом своем стремлении едины, как никогда. Так исстари повелось: строгий пост — предвестник чистого покаяния, духовного очищения.

А пожилые, те, кто не может идти в храм, старательно молятся дома. Кто-то лестовками «набирает» «правило», а те, кто грамотнее, читают «Правильные каноны». В понедельник трапеза не поставляется, во вторник — на усмотрение настоятеля. И потому днем второго дня Великого говения из трапезной доносится аромат вареной картошки и кисловатый аромат капусты. Но и эти скромные яства вкушают необильно, молча. Повсеместно в старообрядческих храмах в эти дни идут покаянные службы. И вряд ли где найдется приход или община, чтобы народу было много — хотя и пост, но редкие староверы собираются на общее богослужение, предпочитая келейную молитву.

Священники недоумевают, но поделать ничего не могут, и потому вынужденно берут на себя чтение и пение на клиросе, алтарные хлопоты и многое, многое другое. В сельских храмах народу хотя и меньше, чем за традиционными воскресными службами, но все же молятся люди. И покаянный канон Андрея Критского читается здесь не для двух-трех, как в большинстве городских приходов, а для десятка прихожан. Говорят, в эти дни лучше всего определяется, чья вера искреннее и горячее, но, конечно, не только и даже не столько приходом за службу, сколько особым поведением — и смирением, и скромностью, и повышенной требовательностью к себе.

Да, что и говорить, хотя и привыкли мы, что за Литургией по выходным в наших церквях собираются сотни старообрядцев, чистота и искренность веры определяется не только этим в море житейском. Молодежь, например, охладевая к церкви сразу, как только хорошо трудоустраивается или создает семью, несмотря ни на что понимает великую ценность первых покаянных дней поста — от пищи воздерживается строго, музыку или сбавляет вовсе, или переключается на информационно-разговорные радиостанции, и досуг меняет на что-то другое, руководствуясь словами апостола Павла: «Все нам можно, да не все полезно ».

…И так ревностно о Боге — вплоть до пятницы, когда, на исходе первых дней поста, чаще всего и начинается исповедь. На нее записывались загодя, с самой масленицы, и потому список в руках у священника вполне приличный — по пятьдесят, если не больше, имен. Сколько помню себя, всегда в пяток первой недели Великого поста шли на покаяние — в этот день люди съезжались отовсюду, из окрестных городов и весей, сиротеющих пока без своего пастыря-настоятеля. И хотя в храме в этот день, равно как и в другие, в зависимости от традиций конкретного прихода или общины, собираются десятки прихожан, тишина здесь удивительная, пронзающая.

У исповедальни — очередь, а на клиросе чуть слышно чтутся каноны или Псалтырь. Гостей, приехавших издалека, после выхода от священника искренне поздравляют «с чистым покаянием» и долго потом еще не сводят глаз с вышедшего, «отдавшего грехи», очистившегося и, кажется, даже преобразившегося за несколько десятков минут исповеди. А в воскресенье люди идут к принятию Тела и Крови Христовых: десятки, десятки мужчин и женщин, преимущественно, конечно, пожилых. Глядишь на них радостно, понимая, что те вот-вот окажутся причастными великой святыне, ради которой, кажется, можно и вовсе на целую неделю отказаться от пищи, от светских оков в виде работы и бесконечных сопутствующих нашей жизни дел — ото всего, что разделяет нас от той самой полноценной духовной жизни, к которой мы стремимся, но не всегда достигаем.

И эта неделя, быть может, главная духовная неделя за весь календарный год, на одну из ступеней делает нас ближе к светлому празднику, который является венцом Православия и подлинным духовным просветлением для всех — и праведников, и грешников. О нем пока остается лишь мечтать — надеяться, ждать, тысячами земных поклонов и многими десятками дней воздержания в пище готовить себя к нему, как природа готовит в начале марта себя к предстоящему теплу. На него пока только робкие намеки, но мы-то знаем, что оно придет неумолимо и неизбежно. Но Пасха будет после, а теперь — время труда, духовного и физического…

«Мы не вольны управлять тем, что из нас выходит, но вольны контролировать и управлять тем, что в нас входит…»

Народная мудрость.

Святый ПОСТЪ. С 23 по 31 день Рамхатъ (с 14.10 (с 18:00) по 23.10 (до 18:00) вкл.)
Длится девять дней, одна славянская Неделя, с 23 по 31 день Рамхатъ. В этот период времени Православным Староверам — Инглингам непозволительно употреблять мясную, рыбную, жирную белковую (яйца, масло, молоко) и острую пищу. В пищу в эти дни Староверам необходимо употреблять утром и вечером овощи, фрукты, ягоды, зерновые и зернобобовые, а днём воду, соки, травяные чаи. Это связано с подготовкой организма к переходу на раннеконсервируемую пищу.

Даждьбожий ПОСТЪ. С 1 по 18 день Бейлетъ (с 12.12 (с 18:00) по 30.12 (до 18:00) вкл.)
Длится восемнадцать дней, две славянские Недели, с 1 по 18 день Бейлеть. В этот период времени мы готовим себя к переходу от раннеконсервируемой пищи на полностью консервируемую пищу (соления, копчения и т.д.). В период ПОСТа непозволительно употреблять в пищу мясо, жирную рыбу, яйца, белый хлеб, жирные молочные продукты (сливки, сметану) и сливочное масло (растительное масло можно употреблять). Из хлебных изделий можно вкушать , особенно испечённый из Остальные продукты вкушаются так же, как и в Святый Постъ. Для улучшения обмена веществ днём рекомендуется употреблять кислую капусту или гречневую кашу.

Чистый ПОСТЪ. С 23 по 40 день Гейлетъ (с 13.02 (с 18:00) по 02.03 (до 18:00) вкл.)
Длится восемнадцать дней, две славянские Недели, с 23 по 40 день Гейлеть. В этот период непозволительно употреблять пищу мясную, жирную, кислую (квашеную), а также яйца. Любое животное и растительное масло запрещено!!! Можно нежирную рыбу (кроме жареной), крупяные каши на пару, макаронные изделия, орехи, ягоды, соки, травяные чаи и в малых количествах зернобобовые. Во вторую неделю постепенно вводится свежая растительная пища (зелёный лук, редис и т.д.).

Великий ПОСТЪ. С 23 по 35 день Дайлетъ (с 25.03 (с 18:00) по 06.04 (до 18:00) вкл. )
Длится тринадесять дней, полторы славянские Недели, с 23 по 35 день Дайлеть. В этот период непозволительно употреблять жирную мясную пищу (кроме мяса курицы и кролика), жирную рыбу, масло (кроме растительного), молочные продукты (сливки, сметану). Всё остальное, нежирное, можно вкушать.

Светлый ПОСТЪ. От 33 дня Вейлетъ по 9 день Хейлетъ (с 24.06 (с 18:00) по 11.07 (до 18:00) вкл.)
Длится восемнадцать дней, две славянские Недели, от 33 дня Вейлетъ по 9 день Хейлетъ. В этот период только утром и вечером одну лишь растительную пищу. В Святый день Бога Купалы, который совпадает со Светлым ПОСТом, можно есть мясо любой жирности, но оно обязательно должно быть приготовлено на Живом Огне (костёр, запалённый от добытого Живого Огня).

Однодневный ПОСТЪ
Каждый седьмой день недели (девятидневной недели), согласно Заповеди : «Почитайте три дня в неделе - третий, седьмой и девятый…», в этот день рекомендуется воздержаться от принятия пищи вовсе, исключение составляют соки, вода, компоты без ягод, травяные чаи и кисель (если однодневный ПОСТЪ совпадает с праздником, то в этот день мы не постимся, а соблюдаем праздник).

Не соблюдают ПОСТЪ: дети до 12 лет, беременные и кормящие матери, старцы и старицы после 60 лет, воины, несущие караульную службу, а также раненые и больные, так как им необходимо питаться для обретения дополнительной силы и здоровья.

Общая продолжительность поста - 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.

Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье - горячая с маслом.

Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.

Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2016 году он длится 15 дня.

В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник - горячая пища без масла, а в среду и пятницу - сухоядение.

В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение.

С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.

Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво - вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.

В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.

4.9 (98.1%) 21 votes

Установление Рождественского поста относится к древним временам христианства. Он упоминается в исторических источниках уже с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению Вселенского патриарха Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным.

В православных церквях византийской традиции Рождественский пост является одним из четырёх многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Соблюдается с 28 ноября по 6 января по новому стилю (15 ноября по 24 декабря ст. ст) включительно и завершается праздником Рожества Христова.

Заговенье (канун поста) - 14 ноября (27 ноября по новому стилю) - приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым . Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 13 (26) ноября.

Предписания о трапезе

По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову посту. Согласно церковному уставу, во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца. Кроме того, предписывается:

От начала поста и по 6 (19 нс) декабря включительно:

по средам и пятницам - сухоядение; по понедельникам по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино; 21 ноября (4 декабря нс ), в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;

по средам и пятницам - сухоядение; по понедельникам - горячая растительная пища без растительного масла; по вторникам и четвергам - горячая растительная пища с растительным маслом, вино; по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;

Кроме того, от начала поста и по 19 декабря (1 января нс) включительно рыбу (а значит и вино, и елей) можно употреблять в те вторники и четверги, когда случится святой со славословием или имеющий праздничный знак, в те понедельники, среды и пятницы, когда есть храмовый праздник или бдение (если иной великий святой, то разрешается вино и елей).

19 декабря (1 января нс ) православные отмечают память св. мученика Внифантия, имеющего особую благодать избавлять от винного запойства . В этот день во многих старообрядческих храмах проходят богослужения и молебны. Что и говорить, совпадения дат не случайны…

С 20 декабря (2 января нс ) по 24 декабря (6 января нс ) включительно (период предпразднства Рождества Христова):

по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение; по вторникам и четвергам - горячая растительная пища без растительного масла; по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом;

Пост в Рождественский сочельник

24 декабря (6 января н.с. ), в Рождественский сочельник - особо строгий пост, положено есть сочиво (коливо) - сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы, обычно только после вечерни (“после первой звезды”).

В те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление. В наши дни пост в полном соответствии с уставом соблюдают в основном монахи. Так же, как и другие посты, Рождественский пост строго соблюдается старообрядцами.

По словам святителя Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления » .


Вот что пишут про гражданский “Новый год” безпоповцы:

…Когда придет к язычникам праздник «нового года», то в ту ночь все люди возмятутся. В городах и селах возбесятся, играя в разные бубны и сопели, изрыгая гудение музыкальное. И погрузятся все в игры сатанинские, скача и рукоплеская. Мужи, жены и девы издадут неприязненный кличь и вопль, изблюют всескверные песни бесовские.

И скакать начнут танцы сатанинские, извиваясь хрептами и топая ногами. И в ту ночь начнется великое падение и шатание, и блудное поведение, тогда начнется беззаконное осквернение и растление. И призовется тогда этим идолослужением призовётся сатана, перед которым нашим скверными делами будет принесено богомерзское приношение…


Далее для тех, кто хочет встретить “новый год” иначе…

Житие cвятого мученика Внифантия

Святой Внифантий жил во времена царя Диоклетиана, он был подчиненным одной боярыне, именем Аглаиды, дочере Акакия антипата римского. Вскоре они сочетались с Аглаидой церковным браком. Внифантий был пьяница, но милостив, страннолюбив и миролюбив, как и госпожа его была милостива и человеколюбива. В один от дней госпожа Аглаида пошла на Восток, где много христиан стало мучениками и принесла мощи святых на спасение душевное. Внифантий сказал госпоже – примет ли она его тело? Госпожа отправила мужа с двенадцатью мучениками, которые захотели исповедовать Христа перед безбожным царем в городе Киликии. Внифантий пришел к правителю и исповедовал себя как христианина. После многих мучений, он был обезглавлен, и вместо крови из раны потекло молоко. Его тело было принесено госпоже его. Она приняла святые мощи своего супруга и с честью погребла его, создав церковь во имя его. Святому мученику Внифантию молятся, чтобы избавиться от пьянственного пристрастия.

По новому стилю день святого Внифантия приходится на первое января, когда бесстыдные язычники, и злосмрадные еретики отмечают свой поганый «новый год». К сожалению и многие наши нарицаемые христиане, «празднуют» этот бесовский праздник. И во время его предаются пьянству, разврату и скоромному осквернению. И все не хотят помнить, что святой Внифантий своим мученическим подвигом не только прославил Христа, но и получил дар исцелять от страшного порока – пьянства.

В последние дни Рождественского поста, христиане должны постится как в Великий пост, с особой строгостью и вниманием, и уж тем более не уподобляться разным увеселением, в неподобных играх сатанинских. Христианам подобает праздновать день Рождества Христова в чистоте и целомудрии духовном, в молитвах, посте и братолюбии. Верующим во Христа не позволено козлогласовать – петь нелепые, противные слуху песни, любодействовать – всячески блудить, осквернять себя всяческой плотской нечистотой, распутной жизнью, непотребством, всяческим студодеянием, сварливым рвением и губительной завистью.

В ожидании Праздника Воплощения Христова христианам следует облачаться в Господа нашего Исуса Христа и не творить плотские угождения в похоти. Бесовский «новый год» есть скверна и богомерзкое приношение, во время которого призывается сатана и неразумными людьми ему приносится жертва.

Подлинный «Новый Год», новолетие христиане празднуют 1 сентября по юлианскому стилю, в соответствии с установлениями Вселенских Соборов. Перенос «нового лета» на первое января, вначале по юлианскому стилю, а затем и по григорианскому летоисчислению связан с изменениями в летоисчисление внесенными царем-антихристом Петром Первым. Этот лукавый змей, разрушил вселенскую, законную клятву. Кому же посвятил празднование «нового года» льстец Петр? Праздник «нового года» посвящен настоящему идолу – двуликому Янусу.

Это языческое божество обозначало хаос, то есть темную неопределенность, дьявольское действие, противостоящее Божественному порядку. Янус символизировал, собой вход в другой, иной мир, мир хаотической неопределенности, в христианском понимании – это вход в Ад. Будучи богом «входа», Янус считался у язычников покровителем всякого начала. Язычники призывали Януса в начале своей молитвы или какого-либо дела. Первый праздник римского, языческого года был установлен в честь Януса. Отсюда само начало языческого года происходило с 1 января. Само название месяца январь (Januarius) происходит от Януса. У язычников Янус выступал как божество, управляющее временем.

Повышенное внимание к этому вопросу происходит с нашей стороны потому что, нет у нашего народа «праздника» более скотского, пьяного, блудливого, наполненного причудливыми приготовлениями, непотребными скаканиями, всяческой распущенностью и вседозволенностью. Каждое отмечание «нового года» есть начало, когда через духовную распущенность призывается идоложертвенным образом сатан, и всяческими непотребствами ему приносятся скверная, беззаконная и богомерзская жертва. Люди, скачущие вокруг неведомого древа хвойной породы становятся соучастниками сатанинского спектакля, превращаясь в сатанинские сосуды. Несть числа пьянству, сквернословию и всяческим кощунам, которые люди попускают себе. Все это похабно-скотское действо есть прямое отвержение Христа. И великое «новогоднее» непотребство происходит во время последних, строгих дней Рождественского Поста и ожидания воплощения Бога Слова.

Поэтому для христиан невозможно не только празднование «нового года», но и само исчисление времен от 1 января, что противоречит учению церкви, Вселенским Соборам и заветам святых отцов.


Наш Праздник – Рожество!

ПОСТЪ – это древнеславянская аббревиатура: П – полное, О – очищение, С – собственных, Т – телес, Ъ – сотворяша. Система ПОСТов связана с Природой, сменой питания в зависимости от климатических сезонов, чтобы очиститься и перестроить организм с одного вида пищи на другой.

Славянская система ПОСТов

Каждое Лето существует 5 ПОСТов и Однодневный ПОСТ каждую неделю (разгрузочный день). У нас нет постов как у христианской церкви, по 40 дней, а перед этим они наедаются от пуза, чтобы потом голодать поститься. Славянский ПОСТ длится 1-2 недели.

1. Святый ПОСТЪ – 9 дней, с 23 по 31 Рамхатъ (14-22 октября).
В этот период времени православным не желательно употреблять мясную, рыбную, жирную белковую (яйца, масло, молоко) и острую пищу.
Можно — утром и вечером: овощи, фрукты, ягоды, зерновые и зернобобовые продукты, а днём: воду, соки и травяные чаи (смородиновый лист, малиновый лист, чабрец, мята, ромашка). Это связано с подготовкой организма к переходу на раннеконсервированную пищу: малосольные огурчики, помидорчики и т.п. И чтобы организм подготовить к такой раннеконсервированной пище мы должны его очистить, чтоб он нормально работал.

2. Даждьбожий ПОСТЪ – 18 дней (две ), 1-18 Бейлетъ (12-29 декабря).
В этот период времени идёт переход от раннеконсервируемой пищи на полностью консервируемую (соленья, копченья и т.д.). Непозволительно употреблять мясо, жирную рыбу, яйца, жирные молочные продукты (сливки, сметану), сливочное масло, белый хлеб.
Можно — любое растительное масло (подсолнечное, льняное, конопляное, горчичное и др.), «серый» и ржаной хлеб, особенно испечённый из полуночной опары, то есть её с вечера заводят, ночь она стоит, а по утру пекут. Также употребляют пророщенное зерно и хлебцы из пророщенного зерна. Остальные продукты вкушаются также, как и в Святый ПОСТЪ. Для улучшения обмена веществ днём рекомендуется употреблять кислую (квашеную) капусту или гречневую кашу.

3. Чистый ПОСТЪ – 18 дней, 23-40 Гэйлетъ (13 февраля – 2 марта).
Непозволительно употреблять пищу мясную, жирную, кислую (квашеную), яйца, и любое масло (растительное и животное).
Можно – нежирную рыбу (кроме жареной), крупяные каши на пару, макаронные изделия, «серый» и ржаной хлеб, орехи, ягоды, соки, травяные чаи и в малых количествах зернобобовые. Со второй недели Чистого ПОСТа постепенно вводится свежая растительная пища (зелёный лук, редис и т.д.).
* Многие каши на пару после приготовления заправляли мёдом, т.е. значительно повышали энергетическую систему. Сейчас даже поминальную кутью готовят: рис, изюм и сахар. А на Руси никогда сахар не клали, всегда использовали: рис, изюм и мёд.
* Макакронные изделия наши Предки готовили так: делали нежирное тесто, раскатывали в листы, резали в лапшу и на полотенце просушить. Получалась домашняя лапша из пресного теста.

4. Великий ПОСТЪ – 13 дней, 23-35 Дайлетъ (25 марта – 6 апреля).
Необходимо пробудить организм после зимы. Непозволительно употреблять жирную мясную пищу (кроме мяса курицы и кролика), жирную рыбу, масло (кроме растительного), молочные продукты (сливки, сметану). Всё остальное нежирное можно вкушать.
Рекомендуется в ежедневный рацион включить кедровые и грецкие орехи, ибо они не только очищают пищевод и кишечник, но и дают могучую природную силу. Также в Великий ПОСТЪ очень часто готовили тыквенные каши. Туда и пшено добавляют.
* Великий – потому что в эти дни почитают всех Великих Богов и Предков, а не как у христиан «Великий» — потому что самый длинный пост.
* Помните и наоборот? Когда в Великий ПОСТ ограничение в питании, человек больше думает о Богах и Предках, а раз больше о них думаешь, то и больше сил от них получаешь, которое конмпенсирует человеку питание продуктами. То есть как бы сказали йоги — человек переходит на прановое питание, то есть ограничивая себя в земной пище получаешь больше небесной пищи, т.е. энергии, которая необходима для пробуждеяния твоего организма после времени майя, т.е. после зимы.
* Вопрос про семечки. Чёрные семечки вообще запрещено употреблять. Раньше если семечки серые полосатые, белые тыквенные, дынные.

5. Светлый ПОСТЪ – 18 дней, от 33 Вейлетъ до 9 Хейлетъ (24 июня – 11 июля).
В этот период времени позволительно употреблять только утром на восходе и вечером, когда солнце идёт на закат, одну лишь растительную пищу.
В , который совпадает со Светлым ПОСТом, можно есть мясо любой жирности, но оно обязательно должно быть приготовлено на Живом Огне (костёр, запалённый от добытого Живого Огня).
* Раньше мясо готовили на вертеле, сейчас – шашлыки, либо на кованках делали – это как платформа железная кованная с пупырышками, и огонь проходит, а сейчас делают на решётках – куски мяса хорошо прожаривают.

Однодневный ПОСТЪ – каждый 7-й день девятидневной славянской недели, согласно : «Почитайте вы три дня в неделе – третий, седьмый и девятый…». То есть три дня выходных, из них в седьмой день ПОСТ. В этот день рекомендуется воздержаться от принятия пищи вовсе, исключение составляют соки, вода, компоты без ягод, травяные чаи и кисель. Если однодневный ПОСТ совпадает с , то в этот день не постятся, а соблюдают праздник.
* От этой формы однодневного поста появились разгрузочные дни, чтобы организм разгружался – не зашлаковывался, а очищался.

ПОСТ не прост

Не соблюдают ПОСТ малые чада до 12 лет, беременные и кормящие матери, старцы и старицы после 60 лет, воины, несущие караульную службу, а также раненые и больные, так как им необходимо питаться для обретения дополнительной силы и здоровья. А также не соблюдают ПОСТ жрецы в то время, когда они проводят , связанные с использованием природных сил, допустим: очищения, и прочие, всё, что связано с использованием природных сил. Если же жрец ведёт обычные (утренние, вечерние), то он ПОСТ соблюдает.