1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

А) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

Б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

В) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены , установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;

8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой , утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93

а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" пунктом 47 части 1 статьи 93

подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей;

3) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, такой государственный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:

а) сторона государственного контракта, которая заключила такой контракт от имени субъекта Российской Федерации согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомления об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты, обязательства по которым не исполнены на дату направления таких уведомлений. Уведомление о расторжении государственного контракта, заключенного согласно статье 111.4 настоящего Федерального закона, направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;

б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

(см. текст в предыдущей редакции)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

г.Омск Дело №

И.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) <…>, рассмотрев ходатайство <…> от 21.07.2016, протокол от 07.07.2016 и другие материалы дела об административном правонарушении № 03-10.2/131-2016/7.32, возбужденного в отношении начальника части ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области» <…>) по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

в присутствии начальника части ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области» <…>,

У С Т А Н О В И Л А:

По результатам рассмотрения материалов плановой выездной проверки № 03-13.1/18-2016 (Акт плановой проверки от 25.05.2016) соблюдения ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области» требований Федерального закона Федеральный закон о контрактной системе Инспекцией было установлено, что должностным лицом заказчика дополнительным соглашением № 4 от 15.12.2015 внесены изменения в государственный контракт с ОАО «Ростелеком» от 10.03.2015 № 26030 об оказании услуг электросвязи в отношении условия о цене контракта без наличия на то оснований, предусмотренных частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (пункт 18 Акта плановой проверки от 25.05.2016).

Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.

В связи с указанным, Инспекцией было принято решение о передаче материалов дела должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ.

21.07.2016 должностным лицом Омского УФАС России был составлен протокол по делу об административном правонарушении № 03-10.2/131-2016/7.32 в отношении должностного лица заказчика.

Протоколом по делу об административном правонарушении и материалами дела об административном правонарушении № 03-10.2/131-2016/7.32 установлено следующее.

10.03.2015 заказчиком заключен государственный контракт № 26030 об оказании услуг электросвязи с ОАО «Ростелеком» (реестровый номер контракта 1550522186815000001) (далее также контракт) на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе.

Пункт 1.4 контракта содержит следующее условие о цене контракта, а также условие об изменении контракта:

«Цена настоящего контракта составляет 74500,00 руб., в том числе НДС в размере 11364,41 руб. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, указанный в п. 4.10 Контракта. В формировании цены Контракта применяется тарифный метод. Изменение цены Контракта возможно в следующих случаях: увеличение или уменьшение объема услуг не более, чем на 10 % , изменение регулируемых государством тарифов на услуги, уменьшение ранее доведенных до Абонента лимитов бюджетных обязательств. ».

Вместе с тем, 15.12.2015 заказчиком в лице начальника части ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области» <…> и ПАО «Ростелеком» было заключено и подписано дополнительное соглашение № 4 к контракту, в котором, в частности, было указано следующее:

«Настоящим соглашением Стороны пришли к взаимному соглашению внести изменения п. 14 контракта и изложить его в следующей редакции: «1.4 Цена нас настоящего контракта составляет 82993 (восемьдесят две тысячи девятьсот девяносто три) рубля 56 коп. в том числе НДС 12660 (двенадцать тысяч шестьсот шестьдесят) рублей 03 коп.».

Соответственно, дополнительным соглашением № 4 от 15.12.2015 к контракту цена контракта увеличена более чем на 10% (11,40%).

Частью 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Федерального закона о контрактной системе и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается , за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных пунктами 1 - 7 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, и если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом.

Подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Учитывая вышеизложенное, действия заказчика по заключению дополнительного соглашения № 4 от 15.12.2015 к контракту нарушают положения части 2 статьи 34 и подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.

Указанное правонарушение содержит состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта , в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок , -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей ; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 107 Федерального закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную , уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела об административном правонарушении № 03-10.2/131-2016/7.32 установлено, что дополнительное соглашение № 4 от 15.12.2015 к государственному контракту от 10.03.2016 № 26030 об оказании услуг электросвязи (реестровый номер контракта 1550522186815000001) было заключено и подписано начальником ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области» <…>.

Приказом Главного управления МЧС России по Омской области от 25.07.2014 № 245-НС <…>назначен с 08.08.2014 на должность начальника ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области».

Согласно части 7 должностной инструкции начальника части ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области», утвержденной 15.08.2014 начальником Главного управления МЧС России по Омской области, начальник части является материально-ответственным лицом, подписывает от своего имени распорядительные, финансовые и иные документы, образующиеся в деятельности части, наделяет правом подписи документов своих заместителей (в установленном порядке). Обладает исключительным правом подписи договоров и государственных контрактов.

Учитывая вышеизложенное, указанное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, было допущено по вине начальника части ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области» <…>.

Таким образом, начальник части ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области» <…>, в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ , являясь должностным лицом, изменив условия государственного контракта от 10.03.2016 № 26030 без наличия на то правовых оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.

В письменных объяснениях к протоколу об административном правонарушении от 21.07.2016 <…> указано следующее: «Обстоятельства данного дела свидетельствуют о малозначительности правонарушения совершенного мною. Прошу вас учесть, что проверка в рамках ФЗ-44 проводилась впервые, а наша организация существует самостоятельно (юридически) с августа 2014 года. Ранее к административным нарушениям не привлекался» .

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения заказчика: Российская Федерация, Омская область, г. Омск, ул. Светловская, 1.

Время совершения административного правонарушения: 15.12.2015.

Вина начальника части ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области» <…>в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении № 03-10.2/131-2016/7.32.

При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 03-10.2/131-2016/7.32, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность начальника части ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области» <…> (статья 4.2), не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность начальника части ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области» <…> (статья 4.3 КоАП РФ), при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Федеральным законом о контрактной системе требований, а также обстоятельства, вынуждающие <…> действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом Омского УФАС России, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, не выявлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 7.30, 23.66, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , пунктом 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, зарегистрированного в Минюсте России 24.08.2015 № 38653,

П О С Т А Н О В И Л А:

Признать начальника части ФГКУ «СПСЧ ФПС по Омской области» <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (Двадцати тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен <…> не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:

Банк получателя: Отделение по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации

ИНН 5503023028 КПП 550401001

Получатель: Управление Федерального казначейства по Омской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области)

БИК 045209001

Счет № 40101810100000010000

Код бюджетной классификации 161 1 16 33010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации»

Код ОКТМО 52 701 000

Назначение платежа: Административный штраф по делу № 03-10.2/131-2016/7.32.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

По истечении этого срока необжалованное и неопротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Все зависит от того, является ли Ваше учреждение казенным или бюджетным или каким-то иным.

Как указано в Письме Министерства экономического развития РФ

от 16 ноября 2015 г. N Д28и-3363 «О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ» в случае, если возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом, допускается изменение по соглашению сторон существенных условий контракта при его исполнении в случае, если по предложению заказчика уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги (подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).

В тоже время Правительством РФ утверждена методика, в соответствии с которой в установленных пунктом 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ случаях осуществляется сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта. На основании этой нормы Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1090 утверждена Методика сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта, которая согласно ее п. 1 определяет порядок сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при снижении цены государственного (муниципального) контракта в соответствии с уменьшением согласно п. 6 ст. 161 БК РФ ранее доведенных государственному или муниципальному заказчику как получателю бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств в случаях, предусмотренных пунктом 6 ч. 1 данной статьи.

Кроме того, предусмотрено, сокращение количества поставляемых товаров, объемов выполняемых работ или оказываемых услуг осуществляется исходя из цены государственного (муниципального) контракта, подлежащей снижению, и необходимости сохранения прибыли в составе цены в размере, не превышающем 1 процента затрат поставщика (исполнителя, подрядчика) на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) и 20 процентов остальных затрат по государственному (муниципальному) контракту.

Вместе с тем, исходя из п. 6 ст. 161 БК РФ, правило п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ применяется к контрактам, заказчиком по которым является казенное учреждение.

Даже если применить ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в которых допустимо изменение существенных условий договора, в т.ч. пп. «б» п. 1 то возможность изменения существенных условий контракта обуславливается одновременным выполнением следующих условий:
1) возможность изменения предусмотрена документацией о закупке и контрактом;
2) инициатива по внесению изменений исходит от заказчика;
3) количество поставляемых товаров, объем выполняемой работы (оказываемой услуги) увеличивается не более чем на 10%.

В любом случае нужно ознакомиться с документацией. Обратитесь к юристу. Юридические услуги теперь возможны по месту Вашего нахождения.

Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. 9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи. 11.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Увеличение до НМЦК Сразу же стоит отметить, что в части 18 статьи 34 44-ФЗ говорится только об увеличении объемов поставляемого товара. Уменьшение в рамках этого случая невозможно. Кроме того, такое право должно быть определено еще на начальном этапе, в документации. В этом случае количество товара и сумма контракта могут быть увеличены до начальной цены (НМЦК).


Процедура осуществляется на этапе заключения контракта и не требует подписания дополнительного соглашения. Согласование проходит в следующем порядке:
  • при формировании проекта контракта заказчик направляет победителю торгов официальное ходатайство, с просьбой увеличить объем поставляемого товара на разрешенную законом сумму.

Увеличение стоимости контракта по 44 фз

Внимание

Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ) 1.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) 2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации. 3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.


4.

Увеличение контракта на 10 процентов по 44 фз разъяснение

Как правило, бюджетное финансирование сокращается, и объемы закупок товаров/услуг уменьшаются, о чем составляется дополнительное соглашение с исполнителем, но возможно и увеличение стоимости контракта по ФЗ 44. Регулируется эта процедура пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.5) Для иностранных компаний увеличение стоимости возможно при заключении госконтракта на лечение гражданина РФ за рубежом, при необходимости проведения дополнительных диагностических и лечебных процедур, расширения списка лекарственных препаратов и т.д., но только в том случае, если такая возможность документально закреплена в контракте.

Статья 95. изменение, расторжение контракта

ФЗ предусматривает два случая, в которых стороны по согласованию могут изменить предусмотренное изначально количество поставляемого товара/объема выполняемых работ/объема оказываемых услуг (далее по тексту под словом товары будут пониматься и работы, и услуги, в зависимости от предмета закупки и конкретной ситуации) и, в прямой пропорции ему, цену, по которой заключается контракт. Статья 95 (подпункт б, пункт 1, часть 1) — увеличение или уменьшение объема закупаемых товаров не больше чем на десять процентов с изменением в прямой пропорции цены, по которой был заключен контракт. Статья 34 (часть 18) — увеличение объема закупаемого товара на сумму, не превосходящую разности между начальной максимальной и фактически сложившейся по результатам торгов ценой контракта, учитывая сформировавшуюся стоимость единицы товара.

Увеличение цены контракта более чем на 10%

Подпункт «б» п. 1 части 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» содержит описание возможности увеличения предусмотренного контрактом объема товаров, работ, услуг, но не более чем на 10% цены контракта.В случае если контракт заключен на поставку нескольких позиций товара, а существует потребность в увеличении лишь одной из них, законным ли будет заключение дополнительного соглашения на увеличение объема поставки по одной из позиций контракта на 10% от общей стоимости товаров (цены контракта)? Или же 10% рассчитываются от объема конкретно взятой позиции? Например, контракт заключен на поставку овощей: картофеля на сумму 2000 руб., капусты — 3000 руб., свеклы — 2500 руб.; цена контракта — 7500 руб.

Как можно увеличить цену контракта на 10 % по 44 фз?

Закона № 44-ФЗ предполагает, что в предусмотренном этой нормой порядке условие контракта о количестве товаров может быть изменено только путем пропорционального изменения количества всех предусмотренных контрактом товаров и цены контракта. В заключение отметим, что ранее, разъясняя порядок применения по существу аналогичной ч. 6 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, официальные органы придерживались позиции, что пропорциональное изменение количества товара и цены контракта, предусмотренное данной нормой, возможно только при одновременном одинаковом изменении количества всех товаров и общей стоимости (смотрите ответы на вопросы 5 и 6 письма Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 31.10.2007 №№ 16811-АП/Д04, 8035-ВС и /ИА/20555 «О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г.
При этом цена единицы рассчитывается по результатам торгов — как частное от деления итоговой цены контракта на количество закупаемого товара;

  • победитель дает свое согласие на увеличение количества поставляемого товара. В случае, если он отказывается — контракт заключается на определенных результатами торгов и документацией условиях. Также от предложения можно отказаться — согласие на дополнительную поставку это право, но никак не обязанность победителя!
  • проект контракта публикуется и подписывается сторонами с учетом вносимых изменений, с приложением документов, подтверждающих факт согласования (двусторонняя переписка).

Сразу же стоит отметить несколько моментов.

Некоторые мужчины уверены, что невозможно добиться увеличение члена самостоятельно в эрегированном, спокойном состоянии, однако это серьезное заблуждение.

Важно не повредить орган, пытаясь быстро увеличить член.

Стоит отметить ряд моментов, которые необходимо знать, если вы ищите, как быстро увеличить член самостоятельно:

  • Не совершать действий, причиняющих малейшую боль.
  • Делать все в меру. Если вы натрете пенис, станет весь в пятнах/красного цвета, лучше не будет.
  • На короткий временной промежуток пенис может потерять чувствительность.

Это три простых момента, которые должны быть обязательно учтены. Так как почти все мужчины задумываются, как быстро увеличить член, стоит разобраться в наиболее эффективных способах.

Суть метода быстрого увеличения члена за час или в день секса

А теперь к сути. Действительно в короткий срок увеличить пенис дома без помощи специалистов вполне реально, можно сделать небольшой отек. Отечности обычно подвергается кожа и немного пещеристое тело самого пениса. Вы должны понимать, что в случае травматизма легкой степени орган действительно может увеличиться, но не более, чем на двадцать часов.

Если появилась срочная необходимость в увеличении члена, то при помощи крема необходимо обезопасить кожу от активного натирания, после чего уже можно воздействовать на орган любым способом: доение, джелкинг, использование вакуумного экстендера.

Идеальный вариант — одновременное сочетание всех методов . В зависимости от собственных умений массаж может занимать от получаса до часа, орган потеряет чувствительность, будет достигнута маленькая степень онемения.

Постоянный приток крови становится следствием перенапряжения тканей, провокатором небольших травм. У организма в такой ситуации не остается вариантов, кроме как увеличение в члене имеющихся объемов жидкости. Даже в спокойном состоянии пенис станет значительно толще. В эрекции все пещеристые тела, которые будут более растянуты, уже примут намного больше крови.

Не стоит забывать о временности эффекта, однако разве это плохо, если член на пару часов будет выглядеть более солидно, чем ранее. Именно первое впечатление навсегда остается в памяти.

Как увеличить член за 5 минут приборами и народными средствами

Существует уникальная методика джелкинг, ставшая известной благодаря арабам. Если правильно ее применять, действительно можно увеличить пенис. Каждому мужчине хотелось бы научиться доставлять максимум удовольствия — увеличение члена порой становится единственной возможностью.

Секс в жизни людей играет огромную роль. Здесь кроме получения удовольствия, в том числе уменьшение риска развития сердечных болезней, играет роль быстрое избавление от стресса, появление дополнительного чувства уверенности в собственных возможностях.

Если мужчина переживает из-за размера органа — нельзя оставлять все, как есть — это может стать следствием развития множества патологий, включая нестабильность психики.

Как работает джелкинг

Так как увеличить член за 5 минут вполне реально, первоочередно стоит понять, каким образом происходит увеличение пениса в размерах во время привычной эрекции. При возбуждении кровь поступает непосредственно в половой орган, в котором находятся все губчатые тела, пустые вены.

Кровь до максимума наполняет пенис и размер становится больше. Прямо у основания члена начинают сокращаться различные мышцы, не дающие возможности крови выйти в обратном направлении. Благодаря упражнению под названием джелкинг можно увеличить в разы приток крови, а также быстро растянуть мышцы. После этого прямо в телах появятся небольшие трещины, заполняемые кровью и дающие возможность члену увеличиться в размере. Если регулярно повторять упражнения, то можно добиться увеличения пениса не только в ширину, но и в длину.

По сути эта методика — один из видов массажа , являющихся наиболее эффективным и доступным для всех благодаря отсутствию каких-либо затрат. Все, что от вас понадобится — это терпение, а также обязательно соблюдение всех предписаний инструкции.

Не стоит надеяться на то, что результаты проявятся незамедлительно. Для того, чтобы увеличить член хотя бы на один сантиметр, возможно придется трудиться не меньше трех месяцев.

Чтобы добиться положительных результатов важно соблюдать некоторые рекомендации:

  • Прежде чем начать использовать методику, важно изучить все ее нюансы.
  • При выполнении прописанных упражнений нельзя отклоняться от инструкции.
  • Для быстрого достижения желаемого эффекта запрещается делать перерывы в занятиях.
  • Важно остановиться на подходящем методе для себя, то есть со смазкой или без ее использования.

Массаж

Если вы не знаете, как увеличить член за 5 минут, то массаж представляет собой некую гимнастику с обязательным силовым воздействием.

Он должен выполняться следующим образом:

  • Приведите половой орган в эрегированное состояние.
  • Выполняйте действия, которые будут имитировать процесс мастурбации.
  • Прямо перед моментом возбуждения необходимо сжать член в районе его головки обязательно плотным кольцом, сомкнутых пальцев.
  • Обратите внимание на то, что сжатие ни в коем случае не должно быть чересчур сильным. В противном случае на коже могут появиться кровоподтеки.
  • Зафиксируйте на 5-10 минут данное положение.

Благодаря таким простым действиям вам удастся сохранить внутри члена максимальный уровень давления, что станет следствием растяжения и наполнения кровью пещеристых тел.

Гель, спрей, мазь и крем

Есть множество различных спреев, мазей, помогающих увеличить член. Перед тем, как сделать выбор в пользу конкретного препарата, необходимо определиться с тем, какого эффекта планируете достичь.

Если необходимо добиться увеличения размера члена в максимально короткий срок, необходимо купить крем, рассчитанный в первую очередь на непродолжительное время. Благодаря нему вы сможете удлинить пенис перед сексом, но эффект сохранится на пару часов.

Есть различные мази , рассчитанные на длительный эффект. Их необходимо использовать регулярно на протяжении 2-3 недель. Данный вариант подходит для всех, кто мечтает о стабильном изменении размера полового органа.

Существуют добавочные гели, спреи, однако они отличаются слабым воздействием. Желательно их применять только в совокупности с препаратами в виде капель, таблеток.

Здесь уже мужчина решает самостоятельно, какой итог он хочет увидеть. Стоит понимать, что внимание следует обращать не только на длительность эффекта, но и на ингредиенты, которые входят в состав крема, спрея.

Народные средства

Сегодня есть огромное количество различных народных средств, позволяющих увеличить член в размере даже без использования препаратов.

Залейте 1 ст. л. растительного сырья медуницы, заранее высушенного, бокалом кипятка. После того, как раствор настоится, необходимо трижды в сутки употреблять по 15 миллилитров.

Если вы решили увеличить размер члена с использованием данного лекарственного растения, то должны понимать, что у этого способа есть целый ряд различных преимуществ:

  • использование народных средств не может вызывать каких-либо побочных эффектов;
  • приобрести растительное сырье можно без проблем в ближайшей аптеке;
  • результат лечения будет проявляться медленно, однако сохранится на длительный срок.

Важно понимать, что, решив увеличить пенис при помощи лекарственных трав, определенно придется продемонстрировать не только терпение, но и усердие, однако только таким способом удастся добиться по-настоящему оптимального результата.

Несмотря на огромное количество достоинств применения народных средств есть пара недостатков, а именно:

  • в случае наличия индивидуальной непереносимости запрещается прием препаратов на растительной основе;
  • для некоторых парней ожидание не представляется возможным, а положительного эффекта в любом случае удастся добиться лишь через пару месяцев.

Крем из пиявок

С каждым годом все чаще мужчины прибегают к использованию для увеличения члена самодельного крема из пиявок.

Для того, чтобы приготовить это лекарство, надо собрать и высушить как можно больше кровососущих червей вблизи любого пресного водоема. Если такой возможности нет, не стоит расстраиваться, поскольку их также можно приобрести в свободном доступе практически в любой аптеке. Цена приемлемая, так что можно быть уверенным в том, что оно того однозначно стоит.

Примерно 100 грамм высушенных червей необходимо растереть в порошок и затем залить топленым овечьим жиром (200 миллилитров). Полученная масса после перемешивания втирается в кожу полового органа на протяжении нескольких недель каждый вечер перед сном.

В завершение стоит отметить, что медицине известно множество различных способов увеличения члена. Каждый мужчина в зависимости от собственных предпочтений, пожеланий и возможностей может выбрать именно тот, который подойдет конкретно для него. Важно лишь не забывать, что любой способ будет намного эффективнее, если процедуры или упражнения повторять на постоянной основе без перерыва. Только в таком случае удастся добиться действительно желаемого результата.