Виталий Калоев, казалось бы, обычный человек, советский архитектор и строитель. Но событие, произошедшее 1 июля 2002 года, в корне поменяло жизнь мужчины, полностью лишив ее смысла.


В авиакатастрофе Виталий Константинович потерял жену и двух детей. Убитый горем отец и любящий муж решил наказать виновного в произошедшей трагедии диспетчера Петера Нильсена. Эта история приобрела мировой масштаб: о поступке Виталия говорят не только в России, но и в других странах.

Детство и юность

Биография Виталия Калоева началась 15 января 1956 года в Северной Осетии, в городе Владикавказе, бывшем Орджоникидзе. Рос мальчик в поселке Чермен в интеллигентной семье: его отец Константин Камболатович, осетин по национальности, преподавал в школе родной язык, а мать Ольга Газбеевна работала воспитательницей. У Виталия два брата и три сестры, среди них он младший.


В доме Калоевых на полках стояло много книг, так как отец семейства часто покупал литературу даже на последние деньги. Витя обожал читать эпос родной страны, а также произведения русских писателей. Маленький мальчик отличался умственными способностями: в 5 лет он уже спокойно учил стихи наизусть, в отличие от его братьев и сестер.

В средней школе одаренный мальчик учился с отличием, в его дневнике стояли одни пятерки. После окончания школы Калоев поступает в строительный техникум, а затем отправляется на службу в армию.

Карьера

После армии Виталий успешно сдал экзамены в Северокавказский горно-металлургический институт и поступил на архитектурный факультет. Время учебы Калоев не терял даром, талантливый студент подрабатывал прорабом на стройке, постигая азы профессии на практике. Бригада Калоева участвовала в возведении военного городка «Спутник» под Владикавказом.


Архитектор Виталий Калоев

В конце 80-х годов Виталий создал собственный строительный кооператив. Позднее архитектора пригласили на должность главы строительного управления в столице Северной Осетии. С 1999 года сотрудничал с испанской строительной фирмой, которая занималась возведением домов для выходцев с Кавказа.

Личная жизнь

По воспоминаниям Юрия, брата Виталия, со свадьбой младший Калоев не торопился. Константин Камболатович мечтал о женитьбе сына и даже вырастил четырех быков в качестве подарка на праздник, но Виталий сначала хотел встать на ноги, а потом заводить семью, чтобы обеспечить жену и детей.


С будущей невестой Светланой Гагиевской Калоев познакомился в банке, где та работала директором.

В 1991 году, зимой, влюбленные поженились, в семье Калоевых было масштабное торжество: наконец-то Виталий женился, да еще и невеста понравилась родственникам. У пары родились двое детей: сын Костя в 1991-м и дочка Диана в 1998-м.


Костик хорошо учился в школе, а также интересовался космонавтикой. Виталий старался воспитывать своих детей в мире и согласии: семья Калоевых жила дружно, у мужчины сохранились домашние съемки со счастливыми временами, когда все улыбались. На видео из семейного архива Калоев носил свою дочку на руках и все время смеялся.

Авиакатастрофа и убийство диспетчера

Летом 2002 года Виталий работал в Испании, строил коттедж для заказчика. Из-за пребывания за границей мужчина не видел жену и детей 9 месяцев. Светлана с детьми решили навестить мужа в солнечной стране.

Приехав в московский аэропорт, семья Калоевых не приобрела билеты в Барселону из-за отмены рейса, но за три часа до отправления в путь женщине предложили места на самолет «Башкирских авиалиний», и Светлана сразу же согласилась. Их встретил брат Виталия Юрий, и, по его воспоминаниям, женщина паниковала, так как не успевала на рейс.


Самолет летел в Барселону, почти все пассажиры на борту – дети, которые получили бесплатные путевки в Испанию от государства за хорошую учебу и победы на олимпиадах. Поэтому компания решила распродать оставшиеся восемь мест: на борту самолета был 71 человек.

Авиалайнер пролетал над Германией ближе к ночи, управлением воздушными рейсами занималась частная швейцарская компания Skyguide. В момент трагедии в диспетчерской работали 2 человека, один из которых отлучился на перерыв. 34-летнему Петеру Нильсену пришлось самостоятельно справляться с двумя пультами и давать команды пилотам.


В диспетчерской была отключена часть оборудования, а также не работала телефонная связь. Петер Нильсен поздно заметил, что «Боинг», который летел в Брюссель, находится на одном эшелоне с самолетом Ту-154 «Башкирских авиалиний». Петер попытался исправить ситуацию и давал команды рейсу 2937 снижаться. В то же время электронная автоматическая система TCAS дала такую же команду на снижение «Боингу».

Пилоты рейса 611 пытались сообщить Нильсену, что они выполнили команду TCAS, однако авиадиспетчер давал инструкцию другому экипажу и прослушал сообщение команды «Боинга».


Перед трагедией за считанные секунды пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга и делали все возможное, чтобы аварии не произошло, полностью отклонив штурвалы.

Самолеты столкнулись под прямым углом над Боденским озером, неподалеку от городка Иберлинген в Германии 1 июля 2002 года в 21:35. Погибли все люди, находящиеся на борту обоих экипажей.

Виталий узнал о трагедии утром 2 июля. В 7 часов он позвонил брату Юрию и заплакал. Калоев незамедлительно вылетел из Барселоны в Швейцарию, а оттуда добрался до Иберлингена на место трагедии. Виталий вместе с полицейскими участвовал в поисковых операциях и вскоре самостоятельно нашел тело маленькой дочки.


После того как произошло столкновение двух самолетов, начались судебные процессы между авиакомпаниями. «Башкирские авиалинии» подали иск на Федеративную Республику Германия за то, что они пользуются услугами иностранных коммерческих организаций, и на Skyguide за халатность сотрудников и неисправность оборудования. Во время расследования Петер Нильсен не был уволен и по-прежнему продолжал выполнять свои рабочие обязанности. Winterthur, страховщик швейцарской авиафирмы, выплатили родственникам погибших компенсацию в размере $150 тысяч.

Похороны семьи состоялись на родине. Церемонию прощания посетили несколько тысяч соотечественников. После случившегося Виталий Калоев утратил смысл жизни, заключавшийся в семье. Практически каждый день убитый горем отец проводил на кладбище. Работа потеряла для него значение.


Виталий Калоев у могилы жены и детей

Единственное, в чем Виталий видел для себя цель – это обычные человеческие извинения и признание своей вины Петером Нильсеном, который, по мнению мужчины, виноват в произошедшей трагедии. Диспетчер отделался только штрафом и продолжал работать в Skyguide, живя нормальной жизнью с женой и маленькими детьми.

Летом 2003 года Виталий приехал в компанию «Скайгайд» в поисках справедливости. Мужчина надеялся дождаться извинений за сломанную жизнь. По воспоминаниям директора швейцарской организации Аллена Росьера, Виталий вел себя возбужденно, постоянно спрашивая у диспетчеров, виноват ли в случившемся Нильсен. Также он добивался встречи с Петером, который работал в тот день, но получил отказ.


Калоев перестал верить в Бога, продолжал самостоятельно искать справедливость. Зимой 2004 года, надеясь поговорить с Петером, Виталий отправляется в швейцарский городок Клотен. Соседка Нильсена подсказала мужчине, где находится дом авиадиспетчера.

Стоя на пороге с фото жены и детей, Виталий постучался в дверь виновника трагедии. Нильсен открыл. Калоев начал объясняться с диспетчером на ломаном немецком языке, показывая фото, надеясь, что преступник раскается. Вместо того, чтобы извиниться перед незнакомым мужчиной, Петер толкает его, и фотографии падают на землю.


24 февраля 2004 года Нильсен скончался от 12 ножевых ранений на пороге собственного дома в присутствии своих родных. Калоев не признавался в содеянном, но и не отрицал своей вины, потому что из-за помутнения рассудка не помнит, что произошло в тот день.

Швейцарский суд приговорил Калоева к 8 годам лишения свободы, доказав, что тот убил диспетчера. Когда Виталий Константинович отбывал срок, на его имя в тюрьму прибывали письма со всего мира от неизвестных людей, которые выражали соболезнования заключенному. Посланий было так много, что их считали на вес. За 2 года накопилось порядка 20 кг писем, которые архитектор забрал после освобождения.

Осенью 2008 года Виталий был выпущен досрочно за примерное поведение. В России этого человека встречали как настоящего героя. Калоев признается: ему было приятно, что его поддерживали сотни людей, но сам он себя героем не считает и не хочет, чтобы его жалели.


После освобождения Виталий сумел наладить личную жизнь. Мужчина обрел новую любовь и в 2012 году женился во второй раз. Его супругой стала Ирина Дзарасова, инженер ОАО «Севкавказэнерго». На свадьбе присутствовали только близкие молодоженов. Сейчас Калоев и его супруга живут в том доме, который Виталий построил для первой семьи. Это большое здание со множеством комнат, лепниной выполнено в национальной стилистике. Архитектор возводил особняк с надеждой, что здесь будут жить его дети и внуки.

Виталий Калоев сейчас

С 2008 года Виталий Калоев занимал пост заместителя министра строительства в Республике Северная Осетия. В день своего 60-летия вышел на пенсию. Несмотря на то, что трагедия над озером Боден произошла в 2002 году, об этом страшном событии помнят до сих пор.

7 апреля 2017 года вышел фильм «Последствия», снятый по мотивам реальных событий, в котором роль Виталия Калоева исполняет Арнольд Шварценеггер. Местом действия был выбран город Коламбус, штат Огайо. Имя главного героя и его история жизни изменены. В американской драме его зовут Виктор, и он – эмигрант из России

Сам Виталий в интервью признается, что остался недоволен игрой знаменитого актера: по его словам, Арнольд стремится вызвать жалость у зрителей, что противоречит мировоззрению Калоева.

13 апреля 2017 года на Первом канале вышла передача «Пусть говорят», посвященная ужасной трагедии и памяти погибшим. Летом 2018-го на НТВ трагедии осетинского архитектора была посвящена программа «Новые русские сенсации: Виталий Калоев. Исповедь мстителя».

«Пусть говорят» — «Трагедия над Боденским озером. 15 лет спустя»

В российском кино также не смогли пройти мимо истории Виталия Калоева. Сарик Андреасян стал режиссером драмы «Непрощенный», в которой главного героя представил на экране Дмитрий Нагиев. Премьера состоялась 27 сентября 2018 года. Сам исполнитель главной роли считает эту работу лучшей в своей творческой карьере.

Фильм 2018 года «Непрощенный» — трейлер

В кинокартине также снялись Роза Хайруллина, Михаил Горевой, Ирина Безрукова. На первом открытом кинофестивале «Хрустальный источникъ», который проходил в Ессентуках, фильм получил 3 награды.

"Не снимал темных очков, а потом долго сидел в зале"

На кинофестиваль из соседнего Владикавказа приехал Виталий Калоев, чтобы посмотреть фильм о себе. Потеряв в 2002 году близких - жену и двоих детей - в авиакатастрофе, он совершил самосуд, убив швейцарского диспетчера, по вине которого произошла трагедия и который так и не принес извинений. Он тоже был отцом троих детей. Свершился акт возмездия. Калоев остался непрощенным, как и сам не смог простить.

Приехал Виталий Калоев на показ не один, а с братом, тоже ставшим героем картины «Непрощенный» Сарика Андреасяна, другими родственниками. Осетинская делегация, прибывшая на Открытый фестиваль популярных киножанров, была такая большая, что пришлось уступить свое место, чтобы все разместились рядом. Мы встретились с Виталием Константиновичем во время завтрака, но мало кто решался к нему подойти, а если и решался, то разговор был лаконичным. Калоев не позволял себя фотографировать, быстро проходил мимо. Близкие рассказали, что живет Виталий Константинович на окраине Владикавказа, рядом с кладбищем, где покоятся его родные, и надо было всякий раз силой уводить его оттуда.

Эмоции зашкаливали. Никогда еще не доводилось смотреть фильм глазами другого человека. То, что реальный герой в зале и вместе с нами заново переживает трагедию, производило ни с чем не сравнимый эффект. Брат Виталия Калоева утирал слезу, крепился из последних сил. Сам Виталий не снимал темные очки до тех пор, пока не погас свет, и сидел как застывший, а потом долго не покидал зал, пока не ушли зрители. Взволнованный Сарик Андреасян был сам не свой, расплакался в ожидании реакции своего героя. Сам он уроженец Еревана, а люди с Кавказа, по его словам, если что-то не так, скажут сразу. «Родственники плакали. Один из них подошел после показа: пройдем с нами. В комнате, куда мы пошли, находились Виталий Калоев и его близкие. Они молчали. Я сказал: простите, если что-то не так. И услышал в ответ: пусть все дети попадут в рай, если он существует. Мы сидели за одним столом, и Виталий Константинович сказал: это не фильм, это история. И меня отпустило. Их тоже».

Приступая к работе, Андреасян имел 15‑минутную встречу с Калоевым, передал ему сценарий, который так и не был прочитан - не хотелось вновь погружаться в страшные дни. Если бы Калоев сказал ему «нет», снимать бы не стал. Но услышал следующее: «Я не держу тебя за руку. Можешь делать что хочешь. Я видел фильм со Шварценеггером. («Последствия» британского режиссера Эллиотта Лестера, где Арнольд Шварценеггер сыграл потерявшего в авиакатастрофе близких Романа Мельника, прототипом которого стал Калоев, от встречи с авторами этого фильма он отказался. - С.Х.) Как им не стыдно? Что за хижина на экране? Знаешь, какой у меня дом?! У меня кирпичный дом». Но в нем съемочной группе побывать не довелось. Пришлось изучать интерьеры по хронике, фрагментам записей, появившихся в эфире в дни двойной трагедии. Так что на экране - собирательный образ кавказского дома. Родственники Калоева поинтересовались после показа: «Вы были у него дома? Точно все воссоздано».

Наверняка у Дмитрия Нагиева, сыгравшего главного героя, есть восточные корни, судя по фамилии и чертам лица. Ради роли пришлось похудеть на 8 кг, поменять цвет глаз. Андреасян не оправдывает поступка Калоева, но как мужчина и отец понимает: «Он не ехал убивать. Произошло нечто неосознанное. Это встреча двух цивилизаций. Если бы диспетчер извинился на пороге дома, все было бы иначе. Человеческий фактор стоит на первом месте только на постсоветском пространстве. У нас душа прежде всего. Европейцы - другие, поэтому и говорят о компенсации родным погибших, когда те нуждаются в извинениях. Это история маленького человека, способного изменить ход вещей. Слова нашего героя «а как бы вы поступили, увидев детей в гробу?» мы взяли из интервью брата Калоева. «Я поссорился с богом» - слова самого Виталия Константиновича звучат в картине, услышав которые его брат закрыл глаза во время просмотра. Время самосуда прошло, но до сегодняшнего дня на Кавказе традиция «око за око» существует. В нашей стране Виталию дали бы наверняка пожизненный срок за убийство человека, а в Европе приговорили к 14 годам, но дали восемь, а потом через два года отпустили, учитывая обстоятельства дела».

История рождения каждого конкурсного фильма полна сильных переживаний. Отмеченная за режиссуру якутская «Царь-птица» Эдуарда Новикова создавалась 12 лет, с тех пор как режиссер прочитал рассказ своего земляка. Потом долго готовился, но технически не мог осуществить свой проект. Денег никто не давал, ссылаясь на то, что фильм некоммерческий. По словам члена жюри - режиссера Александра Прошкина, это третья якутская картина, которой он за последние два года вручает приз. «Жги!» Кирилла Плетнева, вызвавшая ярость у критиков уже за сам факт братания заключенных и надзирателей, была, как ни странно, единогласно признана жюри лучшей картиной и получила Гран-при.

О личных достижениях Виталий Калоев отзывается скромнее и жестче: «Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело - это уже второй вопрос».

Узнав о крушении самолета, Калоев купил авиабилет до Юберлингена. Боль в глазах странного русского была настолько велика, что сотрудники немецких служб позволили ему принять участие в поисковых работах.

Первое, что он нашел, - разорвавшиеся бусы дочери. Сегодня близ немецкого городка Юберлинген возвышается монумент в форме разорвавшейся жемчужной нити. Это память о Диане Калоевой и других пассажирах ТУ-154М.

«В десять утра я был на месте трагедии, - свидетельствует Калоев. - Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его».

«У меня чутье обострилось до того, что я стал понимать, о чем немцы говорили между собой, не зная языка. Я хотел участвовать в поисковых работах - они пытались услать меня, не получилось. Дали участок подальше, где не было тел. Вещи какие-то находил, обломки самолета. Я и тогда понимал, и сейчас понимаю, что они правы были. Они толком вовремя полицейских нужное количество не смогли собрать - кто был, половину увезли: кто в обморок упал, кто еще что».

«Я руки на землю положил - пытался понять, где душа осталась: на этом месте, в земле - или улетела куда. Повел руками - какие-то шероховатости. Стал доставать - бусинки-стекляшки, что на ее шее были. Стал собирать, потом показал людям. Позже один архитектор сделал там общий памятник - с разорванной ниткой бус».

Месть

Виталий Калоев тщетно пытался добиться справедливости. Он не раз требовал объяснений от сотрудников швейцарской компании SkyGuide, но те лишь предлагали ему материальную компенсацию. С помощью частных детективов он узнал адрес человека, который в тот вечер находился за диспетчерской пультом. Приехал в Цюрих, отыскал нужный дом, постучал в дверь.

«Я постучал. Нильсен вышел, - рассказывал Калоев репортерам „Комсомольской правды“ в марте 2005 года. - Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: „Посмотри!“ Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось».

"Шансов выжить у него было больше, чем у моих детей", - вспоминал позже Калоев. Быть может, все бы было иначе, если б Нильсена выслушал его и попросил прощения... Полицейским не составило труда найти убийцу. Нанеся швейцарцу 12 ножевых ранений, Калоев вернулся в гостиницу. Он мог бы сбежать, но не сделал этого.

Позже вина Skyguide в авиакатастрофе была признана судом, несколько коллег Нильсена получили условные сроки. Калоева приговорили к восьми годам, но освободили досрочно - в ноябре 2008 года.

О семье Питера Нильсена, где осталось трое детей, Виталий сказал следующее: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?»

Фильм «Непрощённый» о судьбе осетинского архитектора, осуждённого за самосуд, стал лидером российского проката. Почему?

Навряд ли только из-за содержания самой картины. Каждый мужчина, размышляя об этой истории, задает себе вопрос: «А как бы поступил я на его месте?». Калоев сам вынес приговор человеку, которого считал виновником смерти самых близких людей - сделал свой выбор и осуществил его. Насколько его месть была справедливой?

«АиФ» решил рассказать о том, что узнал у самого Виталия Калоева.

В июле 2002 г. Ту-154 «Башкирских авиалиний», на котором летела семья Калоева, столкнулся в воздухе с грузовым «Боингом-757». Катастрофа, в которой погибло более 70 человек (в том числе 52 ребёнка) произошла близ Боденского озера в Германии. Причиной стали неправильные действия 34-летнего диспетчера швейцарской авиакомпании «Скайгайд» (в переводе с английского - «небесный проводник») Петера Нильсена, который регулировал воздушное сообщение в районе - давал команды пилотам. Из-за невнимательности или усталости он слишком поздно понял, что курсы самолётов могут пересечься, а затем своими ошибками, перепутав право и лево, сделал ситуацию необратимой. Однако руководст-во «Скайгайда» с самого начала стало отрицать свою вину, намекая, будто всё случилось из-за того, что российские пилоты якобы не знали английского. Не признал вину и Нильсен.

Встреча Калоева и Нильсена стала роковой для обоих - осетин зарезал диспетчера, а сам угодил в швейцар-скую тюрьму.

В 2007-м я встречал Виталия Калоева в «Домодедово», куда он прилетел после освобождения, а спустя пару дней был у него в гостях во Владикавказе. Мы говорили в большом и уютном доме, который он спроектировал и построил для семьи. Калоев курил, его пальцы слегка дрожали. И объяснял: «Я лишь требовал, чтобы люди из авиакомпании извинились перед родными погибших, как и положено, по-людски. Но они лгали и утверждали, что не при чём...».

До трагедии он не был безвестным человеком, от которого можно ожидать неизвестно чего: работал главой стройуправления и как инженер-строитель приложил руку к возведению многих красивых зданий Владикавказа, в том числе крупнейшего в городе собора Георгия Победоносца (в конце 90-х возвел фундамент и первый этаж храма). С 1999-го строил в Барселоне жилые дома для выходцев из Осетии, по контракту с испанской компанией. С женой Светланой прожил вместе 11 лет. Сыну Косте было 10, дочке Диане - 4 года. Самому ему на момент катастрофы исполнилось 46.

На следующий день после неё Калоев вылетел в Цюрих, добрался до места падения обломков Ту и убедил полицей-ских пропустить его за кордон. 10 дней он провёл в поисках останков. В первый же день нашёл разорванное жемчужное ожерелье дочери Дианы, потом - её тело. Тела жены и сына нашлись много позже.

Виталий Калоев среди ополченцев. 9 августа 2008 г. Фото: / Владимир Кожемякин

«Если бы они извинились...»

В тот день передо мной был до предела уставший и измученный так и неизжитым горем человек со стеснительной, чуть растерянной улыбкой. Даже по собственному дому он ходил по-арестантски, сгорбившись и заложив руки за спину. С хрустом ломал пальцы в суставах, когда вдруг замолкал во время беседы, а, очнувшись, мог загореться и даже вспомнить смешные моменты своей швейцарской отсидки. Но затем сразу же уходил в себя. Был точно сжатая пружина, а по коридорам тем временем беспечно бегали маленькие дети его осетинской родни. В его доме снова звучал детский смех - но уже не тот…

«Швейцарцы отмахивались от меня по телефону, как от надоевшей мухи, - вспоминал он. - На годовщину я приехал в Германию к месту катастрофы, подошёл к директору «Скайгайда» Алену Россье, достал фотографии могилы детей и спросил: «Если бы ваши дети лежали вот так, как бы вы разговаривали?» Но он не удостоил меня даже ответом. Тогда я пришёл в их резиденцию и сказал резче: «Вы отняли у меня семью, а теперь нос воротите!» И вынудил директора говорить со мной. Спросил: «Вы виноваты?» Он сперва отрезал: «Нет. Пилоты должны были послушаться своего навигационного прибора безопасности, а не диспетчера». «Но, если бы не вмешался ваш диспетчер, самолёты могли бы разлететься?» Он кивнул: «Да»... Я всё же заставил его признать ошибку. Добился того, что не смогли сделать все адвокаты и юристы! Немецкий адвокат, сидевший рядом, когда услышал это, от удивления так и подпрыгнул в кресле... Потом директор пригласил меня пообедать вместе, но я подумал: я что, с убийцами своих детей за одним столом есть буду?! И отказался. А другие родители согласились, и, как мне рассказали, этот Россье плакал в том ресторане. Я надеялся, что в нём проснулась совесть. Но это оказалось не так...».

Затем он достал отчёт юристов с предложением по выплате компенсаций, составленным с циничной мелочностью: родителям за погибшего ребёнка - 50 тыс. франков, супругу за супруга - 60 тыс., ребёнку за родителя - 40 тыс. Дети (и детям) - дешевле... «На это я даже и не смотрел. Деньги в обмен на память?! Я понял: они не считают нас за людей! Это как на следствии, когда намеренно провоцируют задержанных... Мне вежливо, не занося слов в протокол, говорил тамошний прокурор: «У нас, в Швейцарии, воспитание ребёнка до 10 лет обходится в 200 тыс. франков. А самой жизни детей тут цены вообще нет». Он ждал, что я взорвусь, мол, получается, ваши дети бесценны, а мои не стоят даже того, чтобы за их смерть попросить прощения? Но я этого не сделал». Потом Калоев показал ещё одно письмо адвокатов «Скайгайда», в котором он уведомлялся о том, что компании не за что перед ним извиняться: «И Россье тоже не стал извиняться. Если бы он извинился, то ничего бы не случилось».

На суде в Швейцарии Калоев повторял то же самое. Подходил к Россье и другим управленцам «Скайгайда», задавая один и тот же вопрос: кто виноват? Ответа он так и не услышал.

Виталий Калоев с югоосетинским ополченцем в Джаве. 9 августа 2008 г. Фото: / Владимир Кожемякин

«Прогнал, как собаку!»

Расследованием столкновения занимались немцы. Позже швейцарцы нехотя признали свою ответственность за то, что в ту ночь в диспетчерском центре находились всего два человека - Нильсен и ассистентка, а остальной персонал по разным причинам отсутствовал. Но самого Нильсена, который работал за себя и своего коллегу, отслеживая ситуацию сразу за двумя терминалами, виновником никто не назвал. Его лишь временно отстранили от дел, не наказав даже штрафом, и направили на психологическую реабилитацию.

Через несколько лет я позвонил Виталию Калоеву с вопросом: простил ли он этого человека? «Как этот диспетчер был для меня убийцей моей семьи, так и остался, - непримиримо ответил он. - Какое прощение может быть, если он даже не попытался извиниться? Ни он, ни его родст-венники, ни сослуживцы, пока их не достали… Точно так же и эта авиакомпания: её руководители вели себя по отношению ко мне и всем близким погибших нагло и по-хамски, как с человеческим мусором. Кто мешал им обратиться к нам по-людски? Тогда ситуация, быть может, сгладилась бы, смирился бы человек. Но они плевали нам в лицо - и что, это надо было вытирать и терпеть?»


Первый канал


Первый канал


Первый канал

Спустя год и семь месяцев после катастрофы он пришёл на крыльцо дома Петера Нильсена. Диспетчер открыл дверь, но, увидев гостя, захлопнул её. «Я снова позвонил, сказал по-немецки: «Я из России» - и показал жестом, что хочу войти, - вспоминал Калоев. - Нильсен всё-таки вышел за порог. Я протянул ему конверт с фотографиями тел моих детей и показал: вот, посмотри! Но он оттолкнул мою руку и отреагировал грубым жестом - мол, убирайся! Словно псу, которому сказали: «Пошёл вон!». Я протянул ему фото во второй раз и сказал уже по-испански: «Погляди! Неужели эти дети не заслуживают того, чтобы извиниться хотя бы перед ними?!» Он с силой хлопнул меня по руке - на этот раз фотографии упали и рассыпались по полу. В глазах у меня потемнело. Мне показалось, что это тела моих детей выкинули из гробов на землю…»

Когда фото упали, Калоев выхватил из кармана маленький складной швейцарский нож с 10-сантиметровым лезвием, бросился на Нильсена и, как говорится в официальном заключении, нанёс ему 12 ударов в грудь, голову, ноги... Как потом сказали криминалисты, «порезал свою жертву на ремни перочинным ножиком».

Виталий Калоев с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты в центре Джавы. Третий в кадре - ополченец югоосетинских вооруженных сил. 9 августа 2008 г. Фото: / Владимир Кожемякин

«Фильм не смотрел»

Он говорил: «Ещё до приезда в Швейцарию я сказал себе: если ты не хочешь потерять себя, то должен идти до конца... Я ни разу не пожалел об этом. А если бы поступил иначе - не считал бы себя достойным собственных ребят...». У Нильсена остались жена и трое детей, которые, кстати, в момент убийства были в доме. Калоева приговорили к 8 годам строгого режима. Он отсидел 2 года и был освобождён за примерное поведение. Дома, во Владикавказе, был принят как национальный герой и до пенсии работал в должности замминистра строительной политики и архитектуры республики. На второй день «пятидневной войны» в Южной Осетии, 9 августа 2008-го, он посадил меня в свою «Волгу» и довёз до Джавы - посёлка, в котором находилась ставка президента РЮО Эдуарда Кокойты . Он вёз в своём багажнике продукты и медикаменты для осетинских ополченцев.

В 2017-м вышел американский фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером , снятый по сценарию на основе истории Калоева. Ему самому этот «Голливуд» не понравился, в том числе и потому, что «главный герой там слишком давит на жалость к самому себе». Калоев не хочет, чтобы его жалели. А после выхода «Непрощённого» с Дмитрием Нагиевым в главной роли он вообще отказался от комментариев.

Прощаясь с Калоевым в день встречи, я попросил его сняться рядом со старым засохшим деревом. Тогда это казалось символичным. Он повторял: «Всё кончено. Я живу только для того, чтобы ходить на могилу своей семьи...» После выхода фильма «Непрощённый» я снова дозвонился к нему во Владикавказ. «Я не стал смотреть этот фильм, хотя и присутствовал на показе, куда меня пригласили, - сказал он. - Даже сценарий не читал, который мне передавали, потому что не хочу погружаться в это горе. Чем сейчас занят? Отдыхаю, на пенсии. Родные, близкие не забывают, все рядом со мной, спасибо».

На вопрос о переменах в личной жизни ответил: «Приезжай - увидишь…». Как недавно стало известно, в 2018 г. Виталий Калоев соединился гражданским браком с новой женой Ириной, их свадьба прошла по осетинскому обряду. Мёртвое дерево ожило.

В результате катастрофы погиб 71 человек: два пилота, находившиеся на борту грузового «Боинга» немецкой компании DHL, а также экипаж и пассажиры рейса «Башкирских авиалиний» - всего 69 человек, в том числе 52 ребенка. Трагедия и последовавшая за ней история кровной мести легли в основу сразу нескольких художественных произведений.

Как развивались события в ночь столкновения, почему большая часть погибших в ту ночь не должна была оказаться в небе и как проходило расследование - в материале «Известий».

Случайные пассажиры

Основную часть пассажиров Ту-154 составляла группа детей из расположенной в Башкирии специализированной школы ЮНЕСКО для одаренных ребят. Все они получили путевки на отдых в Испанию за хорошую учебу.

Эта группа должна была вылететь накануне, однако опоздала на рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе сопровождавшей группу туркомпании в экстренном порядке организовали для группы вылет чартера. Билеты на этот рейс авиакомпания также предложила другим пассажирам, ожидавшим вылета в Испанию, - всего было куплено восемь билетов. Три из них приобрела семья Калоевых - 44-летняя Светлана летела в Барселону вместе с детьми - четырехлетней Дианой и 10-летним Костей.

В Испании их ждал отец, Виталий Калоев, бывший глава строительного управления во Владикавказе, в 1999 году по контракту уехавший в Испанию работать архитектором. Накануне он сдал заказчику очередной проект. Светлана с детьми жила в Северной Осетии, в Барселону они летели через Москву, где она и купила билет на рейс «Башкирских авиалиний».

Помимо первого и второго пилотов, в составе экипажа находился проверяющий авиакомпании - пилот 1-го класса, который в этом полете должен был в рамках стандартной процедуры проверки оценить действия КВС борта Александра Гросса. В салоне самолета помимо бортпроводников находились еще трое сотрудников авиакомпании: Шамиль Рахматуллин, авиатехник Юрий Пензин и сопровождавший рейс флайт-менеджер Артем Гусев.

Поздно вечером 1 июля самолеты оказались в воздушном пространстве над немецким Боденским озером - несмотря на то что это была территория Германии, управление полетами здесь было передано частной диспетчерской компании «Скайгайд», расположенной в Швейцарии.

Диспетчерская

На дежурстве в диспетчерском центре в этот момент находился один специалист - 34-летний Петер Нильсен. Второй диспетчер с согласия Нильсена в этот момент ушел на перерыв, и на попечении Нильсена и оставшейся с ним ассистентки остались сразу два диспетчерских терминала.

Кроме того, как впоследствии установило следствие, часть диспетчерского оборудования, которая должна информировать диспетчеров об опасном сближении между самолетами, в эту ночь находилась на техобслуживании.

Когда стало понятно, что самолеты двигаются на пересекающихся курсах, обратить внимание коллеги на опасную ситуацию пытался другой диспетчер, работавший в Карлсруэ. Он 11 раз пытался связаться с Нильсеном по телефону, но одна из телефонных линий также находилась на обслуживании, а запасная вышла из строя. По той же причине сам Нильсен не мог попросить аэропорт Фридрихсхафена взять на себя еще один, третий рейс, следовавший с задержкой. Переговоры с командиром этого борта несколько минут до катастрофы не позволят Нильсену расслышать сообщения от летчиков «Боинга» и Ту-154.

Сам Нильсен заметил сближение двух самолетов, двигавшихся на встречных курсах, слишком поздно. Первое сообщение командиру Ту-154 с требованием снизить высоту он отдал меньше чем за минуту до столкновения. Однако в это время в кабине второго самолета уже сработала система предупреждения о возможном столкновении TCAS-RA.

В кабине

Система TCAS была создана специально для предупреждения пилотов об опасных сближениях в ситуации, когда по каким-то причинам это не было сделано диспетчером. Для того чтобы система сработала, необходимо, чтобы на втором самолете также стоял ее датчик, - после этого каждый из лайнеров получает согласованный сигнал о маневре, который необходимо совершить, чтобы предотвратить столкновение.

По международным правилам системой должны быть оборудованы все самолеты, сертифицированные для перевозки 19 пассажиров и более. TCAS была установлена и на Ту-154, и на немецком «Боинге». Но из-за того, что диспетчер попытался предотвратить столкновение слишком поздно, его распоряжения вошли в противоречие с командами TCAS.

Почти сразу после того, как Нильсен вышел на связь с капитаном самолета «Башкирских авиалиний» и потребовал снизиться, TCAS передала российскому лайнеру команду начать набор высоты, а немецкому, напротив, - снижаться. Командир «Боинга», не получавший никаких распоряжений от Нильсена, выполнил команду компьютера. Командир Ту-154 в этот момент уже выполнял аналогичное распоряжение диспетчера и к компьютеру не прислушался. При этом экипаж немецкого грузового самолета сообщил о своих действиях на землю, но Нильсен, занятый в этот момент переговорами с третьим бортом, этого сообщения не услышал.

Два самолета одновременно перешли в снижение на встречных курсах.

Фото: Global Look Press/Anvar Galeev

Разорванное ожерелье

Пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга уже в последние секунды - самолеты столкнулись под прямым углом, при этом хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил в середину фюзеляжа пассажирского самолета, отчего тот развалился в воздухе. Лишившийся хвостового управления «Боинг» потерял управление и также рухнул на землю.

Катастрофа произошла около 23.30 по местному времени, однако первые сообщения о ней начали поступать уже после полуночи. Утром 2 июля о случившемся узнал Виталий Калоев, ожидавший свою семью в Барселоне. В тот же день он вылетел в Швейцарию, а оттуда выехал в немецкий город Юберлинген, рядом с которым произошла катастрофа.

Сообщив полицейским в оцеплении, что в упавшем самолете находились его жена и дети, Калоев присоединился к поисковым работам на месте крушения. Позднее он рассказал телеканалу National Geographic, что сам нашел свою дочь, четырехлетнюю Диану, - сначала увидел на земле ее порванные бусы, а затем обнаружил и тело ребенка. Именно этот образ лег в основу мемориала, установленного на месте трагедии и названного «Разорванное ожерелье».

В книге «Столкновение», также со слов Виталия Калоева, описывается другая версия развития событий - во время поисковой операции его привезли на место обнаружения тела для опознания, где он и увидел лежавшее в стороне украшение.

Расследованием обстоятельств крушения занималось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий. В мае 2004 года было опубликовано заключение бюро. В нем говорилось, что в столкновении виновна диспетчерская компания «Скайгайд», не сумевшая обеспечить безопасность воздушного движения, и ее диспетчер. Кроме того, в документе отмечалось, что пилоты Ту-154 совершили маневр вопреки требованиям системы TCAS, а интеграция самой системы была неполной, инструкции к ней не были стандартизированы.

Авиакомпания «Башкирские авиалинии» также подала в суд на Федеративную Республику Германия, в воздушном пространстве которой произошло столкновение. В 2006 году районный суд расположенного на Боденском озере города Констанц постановил, что передача управления движением самолетов частной компании, находящейся на территории другой страны, противоречит немецким законам. Вся ответственность за катастрофу, согласно решению суда, ложилась на Федеративную Республику Германия. Это решение было оспорено ФРГ, впоследствии спор между Германией и «Башкирскими авиалиниями» был урегулирован в досудебном порядке.

В сентябре 2007 года было вынесено судебное решение по делу восьми сотрудников компании «Скайгайд» - четверо обвиняемых были оправданы, четверо признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них получили условные сроки, один был приговорен к штрафу.

Убийство

Первое время личность диспетчера, находившегося на дежурстве в момент катастрофы, не раскрывалась. Впоследствии представители компании «Скайгайд» сообщили журналистам, что Петер Нильсен был глубоко потрясен трагедией. Вскоре после столкновения он взял длительный отпуск, через несколько месяцев вернулся в компанию, но перешел на офисную работу и управлением воздушным движением больше никогда не занимался.

Спустя почти два года после катастрофы, однако до публикации официального заключения комиссии по ее расследованию, 24 февраля 2004 года к его дому подошел седой человек, одетый во всё черное, и попытался «привлечь к себе внимание» хозяина. Нильсен, в доме которого находились жена и трое детей, вышел к нему. После короткого разговора человек нанес ему несколько ножевых ранений и скрылся с места преступления.

Полиция сразу заявила, что «не исключает» версии мести диспетчеру за катастрофу над Боденским озером, а диспетчерская компания до выяснения всех обстоятельств усилила охрану остальных сотрудников. По подозрению в убийстве вскоре был задержан Виталий Калоев. Следователям он рассказал, что хотел добиться от диспетчера извинений. По словам Калоева, он показал Нильсену фотографию своей погибшей семьи, однако Нильсен выбил фотографии у него из рук и, согласно некоторым источникам, засмеялся. Что происходило после этого, Калоев не помнит.

В октябре 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам лишения свободы, в 2006 году срок заключения был сокращен, а в 2007-м Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение и отправлен в Россию. В Северной Осетии Виталия Калоева встретили как героя. Через год, в 2008 году, он занял пост заместителя министра строительства республики.

«Столкновение» и «Последствия»

Про обстоятельства катастрофы было снято сразу несколько документальных фильмов в России и за рубежом.

В апреле 2017 года на экраны в США вышел художественный фильм «Последствия», в основу которого легли события 2002–2004 годов. Роль главного героя, прототипом которого стал Виталий Калоев, исполнил Арнольд Шварценеггер. Сам Калоев после премьеры раскритиковал фильм за ряд неточностей и искажений.

Тогда же, в апреле 2017-го, в России вышла книга «Столкновение: Откровенная история Виталия Калоева». В ней со слов Виталия Калоева описываются обстоятельства проведения поисковой операции и его последняя встреча с диспетчером Нильсеном.