Мы начинаем новую рубрику «Библия и богослужение», в которой будет объясняться употребление Священного Писания в православном богослужении. Наша основная задача: облегчить участие современного человека в церковной службе благодаря пониманию такой важной ее части как чтение Священного Писания, объясняя при этом трудные места библейского текста с учетом их звучания на богослужебном церковнославянском языке. Кроме того, изучение Священного Писания углубляет понимание основ православной веры и дает необходимое знание для отражения нападок проповедников неопротестантских сект. И самое главное – слово Божие, полагаемое критерием нравственной жизни, служит указанием пути угождения Богу и спасения души.

Имеющий уши слышать да услышит

Е сть люди, которые говорят православным: «Я у вас в церкви был, но чтения слова Божия не слышал. А вот пошел в молитвенный дом к новым проповедникам, и там часто читают Библию». Что сказать в ответ? – «Имеющий уши, тот услышит». Быть в храме, это не значит зайти туда на несколько минут, чтобы «постоять» или «поставить свечу». Быть в храме и не слышать «Господи, помилуй» – этих простых слов часто встречающихся в Евангелии (см. напр. Мф. 17,15), и которыми просто наполнено православное богослужение – разве это возможно? Богослужение – это не разговоры о Боге друг с другом, а совместная молитва и священнодействие.

В одной баптистской книге рассказывается такой случай. Проповедник Кэмпбел Морган однажды сделал утверждение: «Библия от Бытия до Откровения может быть прочитана за 78 часов». Юрист, один из присутствующих, вызвал его продемонстрировать это. «Попробуйте сами», – ответил проповедник. Тот пошел домой и прочитал всю Библию (очевидно кроме неканонических книг) менее чем за 80 часов. Этот эпизод приводится вместе с призывом там, на Западе, находить больше времени для чтения Священного Писания (Henrietta C.Mears. What the Bible is all about. Ventura.1983. P.18). Очевидно в западных протестантских общинах уже нет того воодушевления, которым полны наши соотечественники, перенимающие здесь протестантские традиции. Если не читать, то не знать Библии и не знать веры, потому что вера – таково их общее мнение – это согласие с текстом. Отсюда стремление больше прочесть, больше выучить цитат наизусть.

Н о не так в Церкви. Православное богослужение соткано из Священного Писания. Если вдруг кто-то не научился читать, то церковная служба расскажет ему Евангелие, более того, изобразит библейские события перед глазами. Главное – понять и исполнить слово Божие. Задумаемся: Христа во время Его земной жизни окружали разные люди, Он творил между ними чудеса, исцелял и проповедовал, но многие ли последовали за Ним? Среди большого числа видевших и слышавших Господа Иисуса мало было действительных Его учеников. Значит, недостаточно иметь глаза или уши, чтобы последовать слову Божию, нужно еще держать открытым сердце, нужно молиться, «дай нам, Господи, ум разумети Писание».

В житии прп. Памвы (память его 18 июля по церковному календарю) есть такой эпизод. Поскольку Памва сначала был неграмотен, то просил одного ученого брата читать ему псалмы. Стих 38 псалма «Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим» так поразил его, что он сказал: «Теперь с меня довольно чтения, я буду на деле изучать этот урок». Через шесть месяцев он говорил своему учителю: «Я еще не научился исполнять это». Даже через девятнадцать лет строгой отшельнической жизни прп. Памва повторял: «Я только начинаю исполнять этот урок». Характерный пример православного отношения к Священному Писанию.

«П ремудрость, прости, услышим Святаго Евангелия! – Мир всем!» – такой возглас предваряет в Церкви слышание слова Божия. Он означает: «Будем внимательны, станем прямо, приготовимся к небесной премудрости – к слышанию Святого Евангелия, да снизойдет на всех умиротворенная тишина ума и сердца». Не обращается священник к прихожанам со словами: «Раскроем Библию на странице…», но возглашает: «услышим». И не в смысле «настроим слуховые аппараты», но «услышим, послушаемся Христа, обращающегося сейчас к нам». Поэтому в православном храме воспроизводится евангельская атмосфера когда читает один, произнося слова от Лица Господня, а все остальные слушают, стоя в благоговейном молчании. И в эти минуты бьет в душе человека живой источник веры и хочется воскликнуть Богу вместе с псалмопевцем: «Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина» (Пс. 118,142). Молитвенная обстановка во время чтения согревает веру, поэтому в Церкви всегда актуальны слова св. ап. Павла: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10,17).

К огда человек входит в православный храм, то ему следует чуточку успокоиться, замолчать в своих мыслях, и он услышит Священное Писание в каждую минуту церковного богослужения, начиная от «Отче наш» и «Ныне отпущаеши» до евангельского «Во время оно…» и апостольского «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Есть люди, которые говорят православным: «Я у вас в церкви был, но чтения слова Божия не слышал. А вот пошел в молитвенный дом к новым проповедникам, и там часто читают Библию». Что сказать в ответ? - «Имеющий уши, тот услышит». Быть в храме, это не значит зайти туда на несколько минут, чтобы «постоять» или «поставить свечу». Быть в храме и не слышать «Господи, помилуй» - этих простых слов, часто встречающихся в Евангелии (см. напр. Мф. 17,15), и которыми просто наполнено православное богослужение - разве это возможно? Богослужение - это не разговоры о Боге друг с другом, а совместная молитва и священнодействие.

В одной баптистской книге рассказывается такой случай. Проповедник Кэмпбел Морган однажды сделал утверждение: «Библия от Бытия до Откровения может быть прочитана за 78 часов». Юрист, один из присутствующих, вызвал его продемонстрировать это. «Попробуйте сами», - ответил проповедник. Тот пошел домой и прочитал всю Библию (очевидно кроме неканонических книг) менее чем за 80 часов. Этот эпизод приводится вместе с призывом там, на Западе, находить больше времени для чтения Священного Писания (Henrietta C.Mears. What the Bible is all about. Ventura.1983. P.18). Очевидно, в западных протестантских общинах уже нет того воодушевления, которым полны наши соотечественники, перенимающие здесь протестантские традиции. Если не читать, то не будешь знать Библии, не будешь знать веры, потому что вера - таково их общее мнение - это согласие с текстом. Отсюда стремление больше прочесть, больше выучить цитат наизусть.

Но не так в Церкви. Православное богослужение соткано из Священного Писания. Если кто-то не научился читать, то церковная служба расскажет ему Евангелие, более того, изобразит библейские события перед его глазами. Главное - понять и исполнить слово Божие. Задумаемся, — Христа во время Его земной жизни окружали разные люди, Он творил между ними чудеса, исцелял и проповедовал, но многие ли последовали за Ним? Среди большого числа видевших и слышавших Господа Иисуса мало было действительных Его учеников. Значит, недостаточно иметь глаза или уши, чтобы последовать слову Божию, нужно еще держать открытым сердце, нужно молиться, «дай нам, Господи, ум разумети Писание».

В житии прп. Памвы (память его 18 июля по церковному календарю) есть такой эпизод. Поскольку Памва сначала был неграмотен, то просил одного ученого брата читать ему псалмы. Стих 38-го псалма, — «…Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим», — так поразил его, что он сказал: «Теперь с меня довольно чтения, я буду на деле изучать этот урок». Через шесть месяцев он говорил своему учителю: «Я еще не научился исполнять это». Даже через девятнадцать лет строгой отшельнической жизни прп. Памва повторял: «Я только начинаю исполнять этот урок». Это характерный пример православного отношения к Священному Писанию.

«Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия! - Мир всем!» - такой возглас предваряет в Церкви слышание слова Божия. Он означает: «Будем внимательны, станем прямо, приготовимся к небесной премудрости - к слышанию Святого Евангелия, да снизойдет на всех умиротворенная тишина ума и сердца». Не обращается священник к прихожанам со словами: «Раскроем Библию на странице…», но возглашает: «Услышим…». И не в смысле «настроим слуховые аппараты», но «услышим, послушаемся Христа, обращающегося сейчас к нам». Поэтому в православном храме воспроизводится евангельская атмосфера, когда читает один человек, произнося слова от Лица Господня, а все остальные слушают, стоя в благоговейном молчании. И в эти минуты бьет в душе человека живой источник веры и хочется воскликнуть Богу вместе с псалмопевцем: «Правда Твоя - правда во век, и закон Твой - истина» (Пс. 118,142). Молитвенная обстановка во время чтения согревает веру, поэтому в Церкви всегда актуальны слова св. ап. Павла: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10,17).

Когда человек входит в православный храм, то ему следует чуточку успокоиться, замолчать в своих мыслях, и он услышит Священное Писание в каждую минуту церковного богослужения, начиная от «Отче наш» и «Ныне отпущаеши» до евангельского «Во время оно…» и апостольского «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Классификация язычковый деревянный дух … Википедия

- … Википедия

Иероним Босх Сад земных наслаждений, 1500 1510 Дерево, масло. 389 × 220 см Музей Прадо, Мадрид «Сад земных наслаждений» самый известный триптих Иеронима Босха, по … Википедия

Реинкарнация в искусстве Переселение душ, реинкарнация (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») религиозно философская доктрина, согласно которой бессмертная… … Википедия

Реинкарнация в искусстве Переселение душ, реинкарнация (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») религиозно философская доктрина, согласно которой бессмертная… … Википедия

Реинкарнация в искусстве Переселение душ, реинкарнация (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») религиозно философская доктрина, согласно которой бессмертная… … Википедия

Реинкарнация в искусстве Переселение душ, реинкарнация (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») религиозно философская доктрина, согласно которой бессмертная… … Википедия

Реинкарнация в искусстве Переселение душ, реинкарнация (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») религиозно философская доктрина, согласно которой бессмертная… … Википедия

Реинкарнация в искусстве Переселение душ, реинкарнация (лат. re, «снова» + in, «в» + caro/carnis, «плоть», «перевоплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») религиозно философская доктрина, согласно которой бессмертная… … Википедия

Книги

  • Имеющий уши да услышит , Анжелика Шинкарь. Семён вцепился взглядом в глаза Фриды. Забормотал заклятие, делая пассы руками и призывая к себе образы: вот Фрида покачнулась. Вот она потеряла волю. Вот словно зомби движется, ничего не…

Лк., 35 зач., VIII, 5-15. Притча о сеятеле

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Два раза говорит Христос в прочитанном сегодня отрывке о слышании: „имеющий уши слышать да слышит” и „внемлите, как вы слышите” – то есть обратите внимание, поставьте перед собой вопрос о том, как вы слышите слово Божие.

"Притча о сеятеле".

Божие слово мы слышим из года в год в Евангелии, читаемом в церкви, мы сами читаем его изо дня в день; что же мы услышали в этом евангельском чтении?

Мы встретили Бога и поверили в Него; мы встретили Господа нашего Иисуса Христа, мы назвались Его именем, христианами: но какие плоды принесли мы?

Мы знаем Бога – знаем, что , любовь неистощимая, любовь бездонная, любовь крестная, такая любовь, которая себя отдала на полное растерзание и беззащитность, чтобы нас спасти. Разве мы похожи на Того Бога, в Которого мы верим? Если мы верим в любовь, если любовь – последнее и все, что составляет смысл жизни, – можем ли мы сказать, что мы эту благую, спасительную весть о любви услышали не только слухом, но и умом, и сердцем?

Услышали сердцем так, чтобы загореться любовью, услышали умом так, чтобы постоянно ставить себе вопрос: слова, которые я говорю, мои действия, поступки, моя жизнь в целом – выражают ли любовь или являются отрицанием всей моей веры?.. Потому что если мы не воплощаем любовь в жизнь, то наша вера только на словах.

Перед тем как произносим Символ веры, поем „Верую…”, мы призваны вспомнить об этом: Возлюбим друг друга, чтобы единым сердцем исповедовать Отца и Сына и Святого Духа… Если мы друг друга не , вдумчиво, творчески, жертвенно, когда это нужно, и радостно, – то, когда мы произносим эти слова о Троичном , мы не веруем, мы только притворяемся.

Поставим же перед собой этот вопрос со всей остротой, со всей серьезностью: богоотступник не только тот, кто отрицает существование Бога, нехристь не только тот, кто отметает Христа как своего Спасителя.

Мы можем быть еретиками, нарушителями и попирателями веры, если ничем наша жизнь не свидетельствует, что Бог-Любовь зажег нашу душу новой, сверхземной любовью, что Он нас научил любить так, как на земле научиться нельзя, как можно научиться только от Бога…

Поставим этот вопрос, и ответим на него дерзновенно, смело, радостно, не словами, а жизнью – и тогда жизнь наша расцветет, когда осуществится то, что нам обещал Христос, когда говорил: Я принес вам жизнь, жизнь с избытком – такую полноту жизни, какую земля не может дать. Аминь.