23 мая исполняется двадцать лет со дня мученической кончины воина Евгения Родионова, обезглавленного чеченскими боевиками за то, что отказался снять крест. Для людей светских он настоящий герой, пример для тех, кто жаждет подвига и правды. А среди верующих растет его почитание как мученика, принявшего смерть за православие. Члены «Изборского клуба», влиятельной политической площадки, обратились к патриарху Кириллу с просьбой канонизировать русского солдата.

«На наш взгляд, фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за Веру и Отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь молодому поколению», - говорится в обращении к Святейшему.

Открывая вечер памяти Евгения Родионова, первый заместитель председателя «Изборского клуба» Олег Розанов сказал:

Героическая линия в нашей истории не прерывалась никогда - ни в царский период, ни в советский, ни в новой России. Последний подвиг, когда старший лейтенант вызвал огонь на себя (погибший в Сирии Александр Прохоренко, посмертно награжденный Звездой Героя России. - «Культура» ), - свидетельство этому.

Параллели между нынешними годами и 90-ми, когда погиб Евгений Родионов, конечно же, уместны, но очевидно, что время изменилось. Сейчас русская армия пользуется гораздо большим уважением в обществе, чем тогда. Поэт и актер Влад Маленко напомнил, как чеченская кампания шельмовалась в либеральных СМИ:


Солдатам, отданным на заклание, преданным политиками, окруженным насмешками гламурной прессы, приходилось в сотни раз тяжелее, чем воинам Великой Отечественной. За солдатами той войны стояло мощное государство. За этими мальчишками не было ничего, кроме нищих матерей и дымящихся руин полуразваленной державы. Чем руководствовался рядовой Родионов? О чем он думал в последнюю минуту своей короткой жизни? На чаше весов, с одной стороны, была сытая жизнь, полная удовольствий, которая навязывается идеологией потребления. На другой чаше - лютая смерть в сыром подвале кавказского села Бамут с оловянным крестиком на шее. Выбор Евгения Родионова является смыслом христианской веры в ее чистом виде.

13 января 1996 года рядовой погранвойск Евгений Родионов вместе с тремя товарищами заступил на пост. При досмотре машины «Скорой помощи», которая, как оказалось, перевозила боевиков (в том числе полевого командира Руслана Хайхороева) и оружие, наших солдат взяли в плен. Вначале командование даже заподозрило ребят в дезертирстве, их искали по домашним адресам, и только значительно позже пришла достоверная информация о том, что же произошло во время досмотра машины. Маленко подробно рассказал историю гибели русского воина. Об обстоятельствах казни известно со слов самого Хайхороева, убитого в 1999-м, считается, что он и стал непосредственным палачом. В присутствии представителя миссии ОБСЕ Хайхороев заявлял: «У солдата был выбор. Он мог сменить веру, но не захотел снять с себя креста». После трех месяцев пыток ему отпилили голову.

История Евгения - это еще и история его матери Любови Васильевны. Для того, чтобы поехать в Чечню и разыскать тело сына, она продала квартиру. Тело ей отдали - без головы, но с крестом на шее. Затем было возвращение за головой сына, похороны, смерть мужа, новые поездки в Чечню - с продуктами и теплой одеждой для солдат.


В течение 20 лет иконы с ликом воина-мученика Евгения Родионова появляются по всей нашей стране и за рубежом, - рассказал Маленко. - Его почитают во всем православном мире. В самом Бамуте, где погиб Евгений, жители ухаживают за крестом, стоящим на месте казни. За эти годы родилось множество фильмов, памятников, картин, песен и стихов, в которых прославляется подвиг Евгения.

Известный православный публицист Виктор Саулкин отметил, что те, кто казнил солдата, «не мусульмане, а сатанисты».

С такими же извергами, которые режут мусульман, алавитов и христиан, сейчас сражаются наши воины в Сирии, - сказал он. - Женя Родионов и его товарищи противостояли именно первой попытке сатанистов создать псевдоисламский халифат на нашем Кавказе. И старший лейтенант Александр Прохоренко, и Женя Родионов - герои России. Армия в стране возрождается и благодаря тем, кто воевал в 90-е годы.

Евгений Родионов родился в селе Чибирлей под Кузнецком. Теперь в этом городе есть школа его имени. По словам мэра Кузнецка Сергея Златогорского, подвиг земляка имеет огромное воспитательное значение. «У нас нет проблем с призывом, никто не «отмазывается» от службы в армии», - констатировал градоначальник.

Похоронен герой на территории «новой Москвы», близ деревни Сатино-Русское.

Его могила должна стать местом воинской славы, - заявил политик Евгений Тарло и сообщил, что строит часовню Евгения Родионова в Переславле-Залесском.

Завершая вечер, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов подчеркнул: «Очень важно, чтобы Евгения Родионова прославили как можно скорее. Пришло время. Современный святой - образец для всей нашей молодежи».

Фото: О нём сняты документальные фильмы, поставлены спектакли, написаны стихи и песни. В честь его памяти организуют военно-патриотические, военно-прикладные и спортивные мероприятия

Что-что, а героическая линия у нас не прерывалась никогда. В княжеский и царский период, в советское время и в последующие годы. Подвиг в Сирии офицера ССО Александра Прохоренко, который вызвал огонь на себя, погиб, но выполнил боевую задачу, — еще одно свидетельство этому .

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ

Со времени публикации очерка «Три дуба под Бамутом» между нами установились теплые и доверительные отношения. Любовь Васильевна не раз участвовала в мероприятиях «Альфы» на Аллее памяти Спецназа в подмосковном поселке Снегири, где Жене установлена памятная доска.

В 2009 году Любовь Васильевна в составе «альфовской» группы выезжала в Воловский район Липецкой области, на родину погибшего в Беслане сотрудника Группы «А» Олега Лоськова.

Помню, как перед отъездом из Волово, в заключительный день поездки, Любовь Васильевна тихо вошла в Никольский храм. Служба закончилась. Получив благословение, она также спокойно, не привлекая к себе внимания, вышла наружу. И только тогда, из слов священника, находившегося в храме, женщины узнали, кого они только что видели — мать Евгения Родионова. И долго смотрели ей вслед.

Подойдя к памятнику Олегу Лоськову и коснувшись его рукой, она тихо произнесла: «Ну здравствуй, сынок».

— Солдат жив до тех пор, пока его помнят, — сказала она.

25 сентября 2010 года в городе Кузнецке Пензенской области был открыт и освящен памятник Жене. На это знаковое событие приехала делегация ветеранов «Альфы» во главе с полковником Сергеем Поляковым. Позднее он так описал свои впечатления:

«Недалеко отсюда, в городском роддоме, 23 мая 1977 года Женя появился на свет. И, тридцать три года спустя, здесь, совсем рядом, теперь стоит его памятник. Называется он «Свеча памяти». Я хочу надеяться, что каждый — взрослый, ребенок, мужчина, женщина, проходящие мимо этого памятника, спросят: «Кто это? Что он совершил, что стоит в камне, в пламени свечи?» Благодарю всех за то, что сегодня мы вместе делим гордость — гордость за простого русского парня, который не думал о наградах: жил по совести и умер, как умел.

Его фамилия — Родионов — от слов «Родина», «родной», «род». И то, что на нем этот род закончился, печально. Но то, что о нем знают во всем мире, хотя никто специально не занимался распространением информации о нем, это радует. Ну что же, значит, земля жива; значит, еще растет на ней что-то доброе, кроме чертополоха и репейников. Памятнику — стоять и гореть теплом, любовью, добротой и памятью. Мы все в долгу перед ними — перед невернувшимися с разных войн безусыми мальчишками…» («Спецназ России», октябрь 2010 года).

Народное почитание нередко идет впереди официальной церковной канонизации. Впрочем, так оно и должно быть. Причисление к лику святых — это соборная констатация того, что уже существует. Как было почти недавно с Матроной Московской, а до этого с Серафимом Саровским,

Иконы и портреты с изображением воина-мученика Евгения есть в тридцати церквах. В частности, в Харькове, в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа, на Алтае — в Акташе, Новоалтайске и Заринске и т. д.

Один из образов называют «Воин в красном», где Евгений Родионов изображен в накинутой на камуфляж красной, багряной накидке.

Иконами с его изображением благословляют монахи Святой горы Афон. В Сербской Православной Церкви почитают Евгения Русского.

В Харькове в честь Евгения Родионова построена красивейшая церковь. Поскольку воин Евгений не канонизирован, храм посвящен иконе Божией Матери «Взыскание погибших». Он находится в скверике неподалеку от станции метро «Научная».

Поначалу речь шла о часовне, посвященной погибшим воинам-участникам локальных войн. Инициатором выступил Харьковский областной Союз ветеранов Афганистана. Освящение места строительства калиции Святого Євгена состоялось 3 декабря 2007 года.


Летом 2008-го по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима было принято решение превратить часовню в храм на 250 человек.

Проект выполнили архитекторы Павел Скляренко, Светлана Нестерова, Оксана Федирко. Крест для храма был изготовлен на Западной Украине, колокола отлиты донецкими мастерами.

23 августа 2008 года, в День освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков, храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и в память подвига воина-мученика Евгения Родионова и иже с ним убиенных воинов.

Освящение совершил архиепископ Изюмский Онуфрий.

Акташ, Горный Алтай… Стык границ России, Китая, Казахстана и Монголии. Здесь, на территории пограничного отряда, в память о Евгении Родионове воздвигнут храм в честь древнего святого мученика Евгения Мелитинского — одного из тридцати трех воинов-христиан Римской армии из города Мелита, которым за отказ отречься от Христа отсекли головы.

Свято-Евгеньевская церковь возведена на родине «Евгения Русского» — в селе Чибирлей Пензенской области. Женя родился там 23 мая 1977 года, а уже потом Любовь Васильевна перебралась с ним в Курилово, в Подмосковье.

В 2006 году в Спасском монастыре древнего града Мурома, на северной стене часовни Св. Георгия Победоносца была установлена мемориальная доска с изображением Распятия в память 10-летия мученической кончины воина Евгения.


О Жене сняты документальные фильмы, поставлены спектакли, написаны стихи и песни, его имя носят две средние школы (в Кузнецке и Судино). В честь его памяти совершают паломничества на мотоциклах («Ночные волки» и другие), организуют военно-патриотические, военно-прикладные и спортивные мероприятия — по борьбе, стрельбе, футболу; проводят фестивали, концерты и творческие конкурсы.

Весной 2011 года памятник Жене появился на Тамбовщине, в селе Гавриловка Мичуринского района. Поставлен он на территории храма Покрова Пресвятой Богородицы.

В митинге у гавриловского мемориала приняли участие несколько сотен неравнодушных к подвигу Родионова, в их числе председатель Тамбовской областной Думы Александр Никитин, сказавший: «По силе своего подвига Родионов в одном ряду с Матросовым, Зоей Космодемьянской, молодогвардейцами».

Инициатор возведения памятника в Гавриловке — иерей Димитрий Быков, настоятель Покровского храма, священник Войсковой Православной Миссии и МГО Общероссийского Фонда ветеранов и сотрудников спецподразделений «Вымпел-Гарант».

В 2015 году в деревне Судино воспитанники военно-патриотического клуба «Десантник» разбили именную Рябиновую аллею. Она находится возле часовни, заложенной в память воина-мученика Евгения по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Патриарха Кирилла.

А еще ребята из этой школы в течение ста дней — ровно столько, сколько Женя и его трое товарищей находились в плену — держали вахту у мемориальной доски, завершившуюся 23 мая, в день гибели пограничников.

В Переславле-Залесском весной 2015 года одна из улиц была названа именем героя Чеченской войны Евгения Родионова. В церемонии приняли участие известные актеры, поэты и музыканты, а также члены Сергиево-Посадского отделения Мотоклуба «Ночные волки». Среди почетных гостей — летчик-космонавт Герой Советского Союза Валентина Терешкова, представители власти, офицеры и генералы Пограничной службы ФСБ России.

Тут, на Переславль-Залесской земле, являющейся родиной святого князя Александра Невского, у колыбели русского флота стараниями президента Фонда «Правовое государство» Евгения Тарло возводится церковь-часовня в честь святого Евгения.

В декабре 2015 года в Хабаровске на приходе Покрова Пресвятой Богородицы создано военно-патриотическое объединение «Родионовцы». Свое название клуб получил в честь Евгения.

В столице Черноземья, в городе Воронеже, действует военно-патриотический клуб «Воин» имени Евгения Родионова Центра развития творчества детей и юношества.

23 мая 2016 года в городе Черняховске на территории пограничной части выросла белоснежная часовенка. Ее построили воины, несущие службу в этой части. Своими силами и с помощью неравнодушных людей. Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Иосиф Ильницкий пожертвовал для нее купол и крест.

Часовня святого Александра Невского построена для увековечения памяти убиенного воина Евгения Родионова и его сослуживцев. Фамилии погибших пограничников выбиты на каменной плите в часовне, а позади нее высажена дубовая аллея для увековечивания их памяти.

«Рассказывая о Евгении Родионове, я не встречал ни одного равнодушного лица, — говорит военный священник, настоятель храма Александра Невского в Балтийске отец Константин Киосев. — Молодежь сегодня нуждается в героях, и не виртуальных, а реальных. Евгений Родионов — наш современник, ходил по этой земле, служил в этой части. И он просто показал, что Вера, Семья, Родина — это не предается. И дай нам Бог, чтобы это стало примером для всех нас. Тогда у нашей страны будет будущее».

Весной того же года в Калининградской области прошла акция Памяти «Женина рябина».

4 апреля — в городе Черняховске, в ней приняли участие студенты и школьники.

30 мая — в городе Озёрске, где деревца высаживали студенты педагогического института, кадеты, участники спортивно-патриотического клуба «Защитник», казаки, жители города.

Тут же, в Озёрске, на территории нынешнего Озёрского техникума природообустройства, где в 1990-е годы дислоцировалась воинская учебная часть «зеленых фуражек», был установлен Мемориальный знак в честь 20-летия подвига Евгения Родионова.


В Озёрске Любовь Васильевна провела с сыном последний совместный отпуск перед его отъездом на Северный Кавказ…

Если все это не народное почитание, то тогда — что?..

Как сказал в свое время глава синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Дмитрий Смирнов, «вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решен положительно — это вопрос времени».

Он — символ всех солдат и офицеров, отдавших свои жизни на Северном Кавказе. Рядом с ним в Небесной дружине стоят два священника, принявших там же мученический венец — Пётр Сухоносов и Анатолий Чистоусов. Придет время, и они, несомненно, будут прославлены в лике святых: Пётр Слепцовский и Анатолий Грозненский.

И вместе с ними — Евгений Русский.

ТРИ ДУБА ПОД БАМУТОМ

Так уж получилось, что почитание Евгения Родионова началось стихийно, и Любовь Васильевна к этому не имела никакого отношения. Люди пишут письма в Патриархию — искренние, душевные, а порой наивные.

Женина мама видит в сыне солдата, воина, совершившего духовный подвиг. Все остальное, что сверх того — это желание людей, их стремления и поступки. «По вере вашей да будет вам» (Матф. 9:29).

Многие не понимают, что канонизация святого — это не политический «вердикт» с целью воздействия на расстановку сил, не раскрутка культового героя и не лоббирование духовно-политического лидера. Это не принудительный акт, лишающий человека личного отношения к праведнику или мученику, а предложение верующим ориентира для спасения.

В свое время иерей Константин Татаринцев, выполняя просьбу Патриарха Алексия, проделал большую работу и собрал все нужные документы для прославления с формулировкой: «Воин-мученик Евгений (Родионов) и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».

Бог все явит в свое время.

Да что уж там говорить… Как уже говорилось, Против канонизации иеромонаха Серафима Саровского и всея Руси Чудотворца был почти весь состав тогдашнего Синода, включая обер-прокурора К. П. Победоносцева. Причем, вопреки народному почитанию старца, которое усиливалось от года к году, особенно после выхода двухтомной «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной архимандритом Серафимом (Чичаговым).

В итоге потребовалось личное вмешательство императора Николая II, который переломил активное противодействие и фактически принудил Синод в 1903 году официально засвидетельствовать близость Саровского старца к Богу.

Или недавний пример: против прославления в лике святых матушки Матроны (канонизация в 1993 году) выступали профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Осипов, дьякон Андрей Кураев и ряд других церковных интеллектуалов.

В обоих случаях у противников церковного прославления были свои доводы, но жизнь все расставила по своим местам. Так происходит и с Евгением Родионовым и его товарищами. И в этом отношении знаковым рубежом стало двадцатилетие их мученической кончины, широко отмеченное по всей стране и за ее пределами.

При этом живы ближайшие родственники героев-пограничников. Они нуждаются в поддержке государства и общества. Равно как проблема солдатских могил, поднятая в письме Любови Васильевны Родионовой, требует обсуждения и своего разрешения.

…Весной каждого года Любовь Васильевна приезжает в Бамут. В тот год ее сопровождали «Ночные волки» из Грозненского отделения. На месте ее встретили руководители села, школьники, в том числе девочки в национальных чеченских нарядах.

Молилась она и на месте гибели сына…

Тут, на полянке, где ориентиром свершившегося некогда были Три дуба под Бамутом, они стояли друг перед другом и Любовь Васильевна сказала:

— Ни я ни в чем не виновата перед вами, ни вы — передо мной. Забыть то, что произошло — невозможно, но и жить одним только этим — трудно… Пусть этот памятник будет нашим общим примирением. Чтобы такое больше никогда не повторилось.

Благодаря жителям Чечни это место содержится в должном состоянии — и Поклонный Крест, и Пограничный красно-зеленый столб в натуральную высоту.

Крест своими силами летом 2009 года воздвигнул казак Виктор Викторович Мосин (в прошлом водитель-профессионал), сохранивший к жизни ныне полностью восстановленный Никольский храм в станице Ассиновской. Панихиду отслужил отец Амвросий.


— На месте гибели воина Евгения Родионова в Бамуте стоял деревянный крест, — рассказал Виктор журналистке Ирине Щербаковой. — Мы ездим туда молиться — это то место, где мать нашла его тело. Недавно обнаружил, что крест наклонился, оказалось — подгнил. Я подложил его кирпичами, думаю, надо что-то делать, получил благословение священника, стал собирать деньги, Братство во имя Святителя Филарета Московского тоже прислало. Купил металл, сварочный аппарат. И мы поставили большой металлический крест. Меня с крестом в это место один чеченец довез на тракторе, потому что одному не поднять. Ну, а дальше еще метров пятьдесят я уже сам тащил и устанавливал…

К слову, в 2014 году Виктор Мосин уехал добровольцем на Донбасс. Сражаться за Русский Мир. А еще рассказывают, что он принял монашеский постриг.

У подножия Креста на мраморной доске — слова: «Вечная память воинам-пограничникам Железнову Александру, Родионову Евгению, Трусову Андрею, Яковлеву Игорю. Жертвам войны и политики».

Надпись — вместо прежней — сделала сама Любовь Васильевна.

За прошедшие годы нательный крестик Жени, как святыня, побывал на Донбассе, в Крыму и Сирии, во многих военных госпиталях. Маленький крестик… И свидетель, у каждого свой, воскресшего Христа.

bratkov 07.01.2003 в 20:15

"Родился Женя в половине первого ночи 23 мая 1977 года. Роды не были тяжелыми. Женя был крепким, здоровеньким ребенком, рост 52 см, вес 3900. Когда я услышала его первый крик, крик о том, что "я пришел в этот мир, встречайте меня, любите меня", такой вырвался вздох облегчения, и взгляд совершенно случайно упал на окно. Была глубокая ночь, темное небо, на котором яркие крупные звезды, и в этот момент по небу вдруг начала падать звезда. Я побледнела, сердце стало маленьким, холодным и почему-то лохматым комочком. Врачи и медсестры стали убеждать меня, что это хороший знак, что, значит, у ребенка будет хорошая судьба, да и у меня тоже. Но чувство опасности, страха, напряженное ожидание чего-то не покидало меня очень долгое время. Потом как-то все забылось, и вспомнилось через девятнадцать лет..."

В патриотической прессе уже писалось о подвиге 19-летнего русского солдата Евгения Родионова, в 1996 году оказавшегося в чеченском плену и в момент самых изощренных пыток не предавшего Отечества и Веры, не снявшего с себя нательного креста. Государство наградило Евгения Орденом Мужества. Сейчас на его могиле, благодаря пожертвованиям, установлен двухметровый крест, горит лампадка, - и сюда идут, и идут люди. Приезжают, специально, из самых удаленных уголков России, из других стран, поклониться "моему никому не известному, тихому сыну" . Мать, Любовь Васильевна Родионова говорит, что это отношение людей "перевернуло все мое сознание в жизни..." А однажды на могилу сына в Курилово (под Подольском) приехал один из ветеранов Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду - медаль "За отвагу" - и положил ее на могильный камень...

Биография Евгения Родионова, записанная со слов матери, опубликована в вышедшей в 2002 году первой книге, посвященной солдату, - "Новый мученик за Христа воин Евгений" /Москва, "Хронос-Пресс"/. Это, точнее, пока небольшая брошюра, составленная настоятелем храма Святителя Николая в Пыжах, протоиереем Александром Шаргуновым. Все же о жизни Евгения - его сокровенных мыслях, чувствах, переживаниях, о том, что ему довелось пережить за три с лишним месяца плена у чеченских бандитов, нам известно еще очень немного. Многое здесь покрыто завесой тайны.

О подвиге Евгения Родионова на страницах издания размышляют священник Александр Шаргунов и настоятель храма Спаса Нерукотворного подмосковного села Прохорово о.Владимир Переслегин. Любовь Васильевна делится своими воспоминаниями - тем, как она воспитывала своего сына, чем он интересовался и к чему стремился в жизни, как работал и учился, как относился к службе в армии и как добровольно ушел служить... И потом, уже страшные воспоминания, - о пришедшем домой известии о якобы "дезертирстве", о пройденных затем кругах ада. О том, что довелось пережить во враждебной и заминированной Чечне, чтобы найти сына. Тело сына...

***
...18-летнего Евгения Родионова, вместе с еще тремя солдатами, взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля недалеко от селения Галашки. Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе. Открытый КРП (контрольно-регистрационный пункт) находился метрах в двухстах от заставы. Маленькая будка - без связи и света, без какой-либо огневой поддержки - на единственной в горах "дороге жизни", по которой перевозились оружие, боеприпасы, пленные, наркотики... Из подъехавшей машины "скорой помощи", которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили "санитары" в камуфляже - более десятка вооруженных до зубов чеченцев. Этим головорезам не составило особого труда справиться с еще необстрелянными юнцами. Хотя, вспоминает, Любовь Васильевна, "даже спустя две недели после этого происшествия снегом не до конца засыпало пятно крови на дороге. Видны были там следы борьбы - что не как цыплят их покидали в машину...". Мать считает, что ребята пострадали во многом из-за халатности офицеров.

А затем начался плен. "Плен испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен - это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен - это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете...", - говорит Любовь Родионова.

"Мама, от судьбы еще никто никогда не ушел. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Тебе что, от этого будет легче? А плен... плен - это уже как повезет..." - говорил сын перед прощанием матери.

А она, как только узнала, десять месяцев искала Женю по всей Чечне. "Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле, какие только мог придумать человек. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин там было больше, чем камней. Видно, Он меня защищал от бомбежек, не дал мне возможности погибнуть, посчитал, что мой долг, долг матери - найти сына, похоронить его в родной земле; похоронить так, как хоронили наши деды и прадеды, по христианскому обычаю, с преданием земле. Это я только сейчас все поняла, а тогда, когда ходила по военным дорогам, я только молча молилась Господу..."

Чеченские головорезы убили Евгения Родионова 23 мая 1996 года - в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был День рождения - ему как раз исполнилось 19 лет. Мать немного не успела - тогда она была в каких-то семи километрах от места казни. И российскими войсками Бамут был взят - на следующий день.

О смерти сына мать смогла узнать лишь в сентябре. Чтобы найти тело Евгения и потом вывезти его, вместе с другими погибшими товарищами, на родину, - ей пришлось заложить собственную квартиру. Множество фотографий сына раздавала Любовь Васильевна чеченским посредникам, надеясь узнать хоть что-то. За бешеные деньги один из чеченцев согласился указать место захоронения.

"Когда я приехала в конце февраля, рядовой солдат, живой, стоил 10 миллионов. В августе рядовой солдат, живой, стоил 50 миллионов, когда они уже были в роли победителя. У Мелиховой за ее сына просили 250 миллионов, потому что он офицер. Была уже ночь, когда я с саперами украдкой при свете фар раскапывала яму, в которую бросили тела четверых ребят. Я стояла и только молилась, чтобы среди них не было Жени. Я не могла, не хотела верить, что его убили. Доставали останки - одного, потом другого. Я уже узнала его сапоги, стоптанные так, как снашивал только он, но все говорила: "Я не поверю, если не найдете жениного крестика". И когда кто-то крикнул: "Крестик, крестик!", - я потеряла сознание."

Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев. В конце концов он сам в этом признался - это признание буквально выпытала у него мать, в присутствии иностранного представителя ОБСЕ Ленарда: "У сына был выбор, чтобы остаться в живых, - сказал Хайхороев. - Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался..." (Хайхороев вместе со своими телохранителями был убит во внутричеченской бандитской разборке 23 августа 1999 года - ровно через три года и три месяца после гибели Евгения Родионова.)

По возвращении Любови Васильевны домой, на 5-й день после похорон, скончался отец Евгения, не отходивший от могилы сына, - у него не выдержало сердце. А сам Евгений в ту же ночь, после панихиды, приснился матери. По ее словам, уже "радостный и сияющий".

***
И.о.председателя отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Дмитрий Смирнов говорит, что "вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решен положительно - это вопрос времени". Запрос об этом в Синодальную комиссию по канонизации уже сделан, правда, требуются еще дополнительные сведения о судьбе мужественного пограничника. По словам отца Дмитрия, как только они будут получены, канонизация состоится.

Сейчас же у входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Вышел документальный фильм, посвященный ему. Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в Алтаре. А на кресте, установленном над могилой, - надпись: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года" .

Сюда идут, и идут люди.

"Мы знаем, что это были долгие, страшные страдания, которые можно сравнить, наверное, только со страданиями великомучеников, бывшими в самые древние времена, когда их расчленяли, обезглавливали, подвергали самым изощренным пыткам, но они свидетельствовали перед миром, что и душа, и тело причастны Кресту Христову, победе Божией, Воскресению Его" (о.Александр Шаргунов, из проповеди на панихиде в день памяти Евгения Родионова).

От ред:
В подготовке материала использованы также публикации в "Православной Москве", "Русском Доме", "Завтра", "Парламентской газете", Rus-Sky.com, Voskres.Ru.
Полностью рассказ матери Евгения Родионова читайте в рубрике "ПРАВДА.Ру"- Вера .

В патриотической прессе прошлых лет много писалось о подвиге 19-летнего солдата Евгения Родионова, в 1996 г. оказавшегося в чеченском плену и в момент самых изощренных пыток не предавшего Отечества и не снявшего с себя нательного креста. Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденом Мужества и орденом «Слава России». Сейчас на его могиле, благодаря пожертвованиям, установлен двухметровый крест, горит лампадка, — и сюда идут, и идут люди. А однажды на могилу Евгения близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова приехал один из ветеранов Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду — медаль «За отвагу» — и положил ее на могильный камень...

Родился Евгений Александрович Родионов 23 мая 1977 г. в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать - Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.

Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике (сборщиком, обойщиком, раскройщиком), учился на шофёра.

В городе Озерске Калининградской области проходил службу в учебном подразделении воинской части учебной части №2631 пограничных войск Российской Федерации (ныне расформирована).

После учебного подразделения 25 июня 1995 г. призван в армию и служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения (в/ч 3807, расформирована в 1998 г.) современного Краснознамённого пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни. Военную присягу принял 10 июля 1995 г.

13 января 1996 г. Родионов был направлен в полугодовую командировку под командование Назранского пограничного отряда (воинская часть № 2038-?(2094)), где, прослужив один месяц, попал в плен. 18-летнего Евгения Родионова, вместе с еще тремя рядовыми — Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым — взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля 1996 г. недалеко от селения Галашки. Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе. Из подъехавшей машины «Скорой помощи», которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили «санитары» в камуфляже — более десятка вооруженных до зубов бандитов. Этим головорезам не составило особого труда справиться с еще необстрелянными юнцами.

А затем начался плен…Чеченские головорезы убили Евгения Родионова 23 мая 1996 года— в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был День рождения — ему как раз исполнилось 19 лет. Российскими войсками Бамут был взят — на следующий день.

Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев, который вместе со своими телохранителями был убит во внутричеченской бандитской разборке 23 августа 1999 года.

Сейчас у входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Вышел документальный фильм, посвященный ему. Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в Алтаре. А на кресте, установленном над могилой, надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».

В патриотической прессе прошлых лет много писалось о подвиге 19-летнего солдата Евгения Родионова, в 1996 г. оказавшегося в чеченском плену и в момент самых изощренных пыток не предавшего Отечества и не снявшего с себя нательного креста. Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденом Мужества и орденом «Слава России». Сейчас на его могиле, благодаря пожертвованиям, установлен двухметровый крест, горит лампадка, — и сюда идут, и идут люди. А однажды на могилу Евгения близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова приехал один из ветеранов Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду — медаль «За отвагу» — и положил ее на могильный камень...

Родился Евгений Александрович Родионов 23 мая 1977 г. в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать - Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.

Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике (сборщиком, обойщиком, раскройщиком), учился на шофёра.

В городе Озерске Калининградской области проходил службу в учебном подразделении воинской части учебной части №2631 пограничных войск Российской Федерации (ныне расформирована).

После учебного подразделения 25 июня 1995 г. призван в армию и служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения (в/ч 3807, расформирована в 1998 г.) современного Краснознамённого пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни. Военную присягу принял 10 июля 1995 г.

13 января 1996 г. Родионов был направлен в полугодовую командировку под командование Назранского пограничного отряда (воинская часть № 2038-?(2094)), где, прослужив один месяц, попал в плен. 18-летнего Евгения Родионова, вместе с еще тремя рядовыми — Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым — взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля 1996 г. недалеко от селения Галашки. Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе. Из подъехавшей машины «Скорой помощи», которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили «санитары» в камуфляже — более десятка вооруженных до зубов бандитов. Этим головорезам не составило особого труда справиться с еще необстрелянными юнцами.

А затем начался плен…Чеченские головорезы убили Евгения Родионова 23 мая 1996 года— в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был День рождения — ему как раз исполнилось 19 лет. Российскими войсками Бамут был взят — на следующий день.

Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев, который вместе со своими телохранителями был убит во внутричеченской бандитской разборке 23 августа 1999 года.

Сейчас у входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Вышел документальный фильм, посвященный ему. Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в Алтаре. А на кресте, установленном над могилой, надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».