Газырь, без преувеличения, уникальный национальный атрибут народов Кавказа. Разве что казаки, у которых парадной формой является черкеска, тоже используют этот предмет в своем наряде. И все же родиной необычного украшения вполне обоснованно считается горный Кавказ.

Прошлое и настоящее газырей

Изначально так назывались патроны, предназначенные исключительно для кремневых ружей. Они представляли собой цилиндр-пенальчик, в котором хранилась определенная норма порохового заряда. Герметично закрытый колпачком порох, во-первых, всегда был сухим, а потому стреляло оружие безотказно. И, во-вторых, газыри были под рукой, ведь хранились такие «заряды» в специально нашитых на черкески «карманчиках».

Воины делали газыри своими руками, тщательно проверяя каждый «патрон», точно так же, как сейчас заядлые охотники. Со временем принципиально новое оружие вытеснило кремневое, но красивые газыри и сегодня украшают национальную одежду кавказцев, и не только мужчин.

Составляющие элементы кремневых «патронов»

Первые «гильзы» представляли собой трубочки из дерева или камыша (реже полностью серебряные), высота которых составляла около 10 см. Конечно, внутри они были полыми. После «загрузки» меры пороха, отверстия затыкали либо тряпочкой, либо шерстью. Верхушки газырей отделывали колпачками, которые как раз и «торчали» из кармашков черкески, украшая одежду.

Вот эти-то колпачки и сделали «гильзы» популярными. И пусть сегодня газырь представляет собой всего лишь деревянную палочку - имитацию старинного патрона, но украшение ее - колпачок - заслуживает отдельного разговора.

Колпачок-наперсток

В зависимости от материального положения владельца черкески, колпачки, которые крепятся на газыри выполняют из:

    Кости моржовой или слоновой.

    Рогов буйвола или тура.

    Металла - железа, меди или серебра.

Но даже недорогой материал подвергают дополнительной обработке, гравировке, придавая этому особое значение. Казалось бы, небольшой элемент, высотой всего 2,5 - 3см в диаметре около 1,5 см, тем не менее, играет главную роль в отделке одежды.

Взгляните на настоящего горца - его черкеску украшает порядка 20 газырей. Колпачки у них выполнены в одном стиле и обязательно сочетаются с другими элементами «обмундирования». Чудо-инкрустация охватывает практически всю грудь мужчины и даже сегодня служит прикрытием от ударов холодным оружием, в этом их функция схоже с казачьей папахой . Теперь понятно, насколько универсальны газыри, их предназначение и ныне не ограничивается декорированием.

Как изготовить газыри в домашних условиях

Как изготовить газыри своими руками? Казалось бы, выполнить имитацию «древнего» газыря по силам любителю мастерить что-то своими руками. Найди ровные цилиндрические палочки, отшлифуй их, и покрась кончики контрастной краской. Кстати, именно так и делали некоторые горцы, причем концы одной палочки красили разным цветом, к примеру, черным и белым. Таким образом, один и тот же «патрон» носили на разных черкесках - черную одежду украшали белыми, а белую - черными наконечниками. И все же, как изготовить газыри по всем правилам, знают только настоящие мастера. Посмотрите на предметы ручной работы лучших профессионалов, и вы убедитесь, что эта отделка достойна уважения.

Самый простой способ сделать металлические газыри в домашних условиях, это чеканка. Для работы нужно будет приобрести чеканы - специальные инструменты, с помощью которых выдавливаются различные узоры на металле. Овладеть основами данного ремесла можно буквально за несколько дней, но чтобы превратить его в искусство уйдет немало времени.

Начинают процесс с создания самого «наперстка» - его делают самостоятельно из тонкого листового металла или заказывают колпачки мастеру, а сами затем уже занимаются их отделкой.

Собственно чеканка включает несколько этапов работы:

    Переводите узор с бумаги на металл. Покрываете его гуашью с мылом, а затем через копировку аккуратно наносите узор, чтобы на всех колпачках он был одинаковым.

    Надеваете заготовку на заранее изготовленную подставку и хорошо нагреваете, чтобы металл стал более податливым. Надо греть именно металлическую подставку, чтобы она передавала тепло заготовке.

    Выбираете нужные чеканы и по контурам рисунка наносите узор.

    Правите изделие деревянным чеканом.

    Шлифуете готовый газырь.

    Повторяете процесс со всеми заготовками.

Так как колпачки газырей имеют небольшие размеры, инструменты для нее тоже нужны соответствующие. Работа с ними будет достаточно тонкой, кропотливой, требующей хорошего зрения и твердой руки. Кроме чеканки можно покрывать газыри гравировкой, чернением, наносить узоры красками и цветным лаком. Причем разные способы отделки вполне можно и комбинировать, что часто кавказские ювелиры и делают.

Когда колпачки готовы, делают сам «патрон», а так как сейчас он выполняет чисто декоративные функции и полым ему быть не обязательно, вырежьте его просто из дерева. Единственное, что требуется - качественная и красивая древесина без сучков, которую можно покрыть лаком или просто отполировать, чтобы дерево стало гладким, приятным на ощупь и показало свою структуру во всей красе.

Работы мастеров

Вниманию истинных ценителей кавказской атрибутики в магазине представлены газыри ручной работы, выполненные из:

  • мельхиора;
  • серебра;
  • латуни.

Также здесь имеются недорогие деревянные палочки для изготовления почти настоящих кавказских газырей своими руками. Хотите попробовать - действуйте. Но помните, что знатоки сразу отличат изделия, выполненные мастерами из Кабардино-Балкарии и Дагестана от тех, что предложит их вниманию новичок-любитель. Особый «почерк», своя манера, свой узор с кавказским орнаментом отличают профессионалов. Убедиться в этом не сложно - заходите в магазин Али Аскерова и наслаждайтесь творениями. Конечно, горячее желание, упорство и время (при наличии таланта) когда-нибудь и вас превратят в мастера.

О далеких перспективах

Скажем сразу, что сделать красивые газыри своими руками с первой попытки у вас вряд ли получится. Поэтому, если перед вами стоит задача создать костюм настоящего горца, покупайте готовый вариант «древних патронов». Тогда газыри станут достойным украшением черкески и придадут ей законченный вид.

Другое дело, если вы загорелись желанием научиться делать кавказский декор самостоятельно, чтобы впоследствии поставить производство «на поток». Тогда запаситесь терпением и начинайте с теории. Изучите орнаменты горцев Кавказа, найдите возможность посетить мастер-класс профессионалов, закупите материал и - творите.

Любопытная информация

Если перевести это слово с арабского, то получается, что патрон, который горец носит на груди «готовый». Такое точное определение лишний раз доказывает, что кавказцы, имеющие в своем арсенале гильзы с порохом, всегда были готовы к бою.

Было время, когда газыри носили не только на черкеске, но и на ремне в специальной сумке и на поясе . Но все же прижился именно тот вариант, который дошел до наших времен. Интересно, что крышечки газырей внешне напоминают наперстки для шитья, иногда их ошибочно используют не по назначению. Древние патроны сегодня украшают не только классическую одежду горцев-мужчин. Платья, декорированные этим кавказским атрибутом, с удовольствием носят и современные женщины.

«Белая армия, ч ё рный барон снова готовят нам царский трон»… Миллионы певших советскую песню вряд ли задумывались, почему барон Врангель - черный, если он белый? Удачно сыгравший на контрасте поэт Павел Григорьев оставил разгадку за пределами стихов, а хорошее знание истории - нераспространенная в наших пенатах добродетель. Меж тем, прозвище «ч ё рный барон» последний глава Белого движения получил за одежду, которую ежедневно натягивал по утрам - ч ё рную казачью черкеску с газырями. По праздникам барон Врангель надевал парадную светлую черкеску.

ВСЕ ДЕЛО В ГАЗЫРЯХ...

Согласно старому анекдоту, хорошо известно, что испанец - человек, а испанка - грипп; финн - человек, а финка - нож; поляк - человек, а полька - танец; голландец - человек, а голландка - печка. Анекдот вполне можно продолжить: черкес - человек, а черкеска - одежда.

Большая Советская Энциклопедия 1986 г. издания называет черкеской распашной однобортный кафтан без ворота из домотканого или фабричного сукна, чаще всего черного, бурого или серого.

…Обычно немного ниже колен, кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем. Рукава длинные, широкие».

Тот же энциклопедическое издание учит отличать черкеску от кафтана: «По обеим сторонам груди на черкеску нашиваются газыри - кожаные гнезда для деревянных трубочек, куда раньше вкладывались оружейные патроны». В них-то, по мнению этнографов, все и дело: цухъхъа - у осетин, чокхи - у ингушей, чоа - у чеченцев, чепкен - у карачаевцев и балкарцев, адыгэ фащэ, или цэй - у адыгов, кабардинцев и, собственно, черкесов появилась в послемонгольские времена и одновременно с огнестрельным оружием.

Сначала газыри с патронами носили в сумке через плечо или на поясе, но на поясе и без того было тесно от нужного горцу того и сего, а на плече висело ружье, вот и догадались пришить карманчики-газыри на грудь.

Слово «газырь», кстати, выводят из арабского «хазыр», т.е. «готовый», и это удивительно точно по смыслу: газыри - своего рода патронташ с готовыми зарядами. Если же не брать в расчет газыри и кощунственно приравнять черкеску к кафтану-халату, то определить ее возраст совершенно невозможно, а искать истоки придется не в нашей эре. Только мы этого делать не будем - какая ж черкеска без газырей?


ЧЕЙ КАФТАН?

Сегодня на интернет-форумах идет ожесточенная рубка - право первородства черкески отстаивают адыги, балкарцы, карачаевцы и т.д. Истина в этом споре пока не родилась и шансов у нее немного, причем по самой что ни на есть прозаической причине: черкеска - есть слово русское. В России и Европе, к северу от Кавказа и к западу от него черкесами называли все скопом народности, жившие на склонах Кавказских гор. В трудных гортанных словах-самоназваниях не путались, осетин от балкарцев или аварцев от ингушей не отличали, сказано «черкес» - и все ясно: горец с Кавказа. А если человек - черкес, то, стало быть, и одежда - черкеска. Однобортный кафтан без ворота, но с газырями легко надевается, не стесняет движений, удобен в работе, походе и в бою. Соседи-казаки недолго глядели с завистью: они одолжили черкеску в горах и разнесли ее по равнинам.

В начале XIX века в черкеске красовался не только Хаджи-Мурат, но и Михаил Лермонтов на собственноручно исполненном портрете. В год падения крепостного права военное ведомство Российской империи ввело черкеску в качестве полковой формы для казаков и попутно утвердило в русском языке. Вслед за казаками в удобную и пригожую черкеску оделись члены царской семьи, не исключая императора Николая II. Красную черкеску , принадлежавшую последнему русскому царю, сегодня экспонируют в музее-заповеднике Царское село.

Николай Александрович в черкеске гуляет по страницам мемуарной и военной литературы, а в Государственном архиве Российской Федерации хранится портрет государя-императора на вороном коне и той же красной черкеске. В черкеске самодержец всероссийский встретил и роковую минуту своей жизни. В этом может убедиться любой желающий: в запасниках Государственного исторического музея хранится не слишком ловко исполненная картина «Отречение от престола Николая Романова».

ОТ ПЕЧОРИНА ДО БАЛБЕСА И ОБРАТНО


Советская власть расправилась с царем и Врангелем, но одолеть черкеску не смогла. Кафтан в талию оказался столь люб казакам, что Наркомату Обороны СССР пришлось в 1936 г. вводить его приказом.

В 1941 г. черкеску отменили и сослали в художественную самодеятельность и народные ансамбли, где ее, собственно, и обнаружила упомянутая Советская Энциклопедия.

Академическое издание право и неправо одновременно. Помимо складов реквизита, черкеска обнаруживается в литературе и кино. В черкеску одет Печорин в «Княжне Мери» у Лермонтова и Хаджи-Мурат с казаками - у Льва Толстого, герои Паустовского, Бабеля и много кого еще. А кто ж забудет генерала Чарноту из булгаковского «Бега», что продал серебряные газыри, чтоб поставить на тараканьих бегах?

Газыри August 13th, 2016

Образ кавказского воина в черкеске неразрывно связан с расположенными в нагрудных кармашках газырями. Достаточно простой имитации газырей на костюме в самодеятельном театре и зрителю понятно, кого изображает нарядившийся.

В детстве у меня были две популярные версии, что это такое на фото. Вы догадались, что первая версия сигареты/сигары (может быть как раз из за театральных костюмов) и вторая версия - патроны.

Конечно же одна из версий практически совпадала с реальностью.

Давайте узнаем подробнее...


Фото 2.

Известный путешественник Дюбуа де Монпере так описывает внешний вид кавказского воина:

«На груди с двух сторон имеются два маленьких кармашка или чаще два ряда маленьких коробочек или патронных гильз, сделанных из дерева, камыша, кости или металла. У более богатых крышечки патронташей прикреплены к плечам серебряными цепочками. На плече черкес носит ружье, вложенное в черный фетровый чехол, прикрепленный двумя кольцами из красной кожи к ремню. На поясе черкес имеет кинжал; там же у него прикреплены, кроме того, тесак-отвертка, кожаный кошель, где хранятся трут и ружейный кремень... прекрасно выполненная из черненого серебра маленькая коробочка с салом, которым натираются пули для того, чтобы они лучше скользили в стволе. В руке черкес держит маленькую подставку из двух деревянных реек; на эту подставку кладется ствол ружья при стрельбе».

Фото 3.

Итак, что же такое газыри и как они появились на черкесках? Газырь — от тюрк. «гьазирь» — «готовый» . Он представляет собой герметично закрываемый цилиндрический пенальчик, вместилище для заранее отмеренного порохового заряда или бумажного патрона. Газыри не обязательно носить в нагрудном кармане.

Называть газыри изобретением воинов с Кавказа нельзя, потому что похожие патронташи использовали мушкетеры во Франции и стрельцы на Руси. В русской воинской традиции такая перевязь (ремень) с пенальчиками называлась берендейкой.

Фото 4.

Уже в XVI веке в Испании появились дульнозарядные ружья. Особенности устройства оружия были таковы, что необходимо было сторогоследить за количеством пороха, иначе ружьё могло разорвать при выстреле. Перезаряжать ружьё, особенно в бою, нужно было максимально быстро. Появление специальных пороховниц, куда засыпался тщательно отмеренный порох. Необходимость точной отмерки пороха и обусловила появление емкостей с заранее расфасованными зарядами, которые позволяли всыпать порох в ствол едва ли не глядя. Введение в состав амуниции специальных мерных пеналов намного облегчило и обезопасило обращение с оружием и использовалось в разных странах. В России такие приспособления назывались берендейками.

Фото 5.

Расположение этих пеналов на обмундировании связано со спецификой применения оружия. В большинстве случаев они свободно висели на веревках, обеспечивая оперативное обращение: взял в руку - открыл крышку — высыпал — отпустил. В свою очередь, веревки крепились к наплечному ремню — перевязи. Но болтающиеся с обеих стороны зарядцы изрядно мешают в динамичном бою.

Фото 6.

На Кавказе, в целях надежной фиксации пеналов-мерок, там были придуманы специальные кармашки на одежде. Располагались они в местах, свободных от постоянных движений рук при конной езде и сабельной рубке, то есть — на груди. Емкости, помещаемые в эти кармашки, называли газырями. Действительно, даже для современного пешего воина, пояс которого занят вспомогательными подсумками, нагрудный патронташ — хороший выход.

Фото 7.

Обычай носить черкеску с гозырями быстро распространился и к русским воинам. В частности, это одеяние полюбили и освоили казаки.

Фото 8.

С конца XIX века постепенно стала отпадать необходимость в постоянном ношении при себе оружия. Да и оружие стало другой конструкции. Но за долгое время постоянного присутствия на черкеске, патронтаж с газырями обрёл некую символичность. Настоящий мужчина всегда готов защитить совой дом и семью. Поэтому газыри стали декоративным элементом, являющимся неотъемлемой частью национальной одежды кавказских народов.

Фото 9.

В основе всех газырей лежит трубка, изготовленная из камыша или дерева. Трубка закрывается крышечкой, изготовленной из кости или металла. Позднее, на парадных черкесках стали носить газыри с серебряными, украшенными наконечниками, с золотой инкрустацией или с чернью.

Фото 10.

В наше время, когда газыри — это чисто декоративный элемент на черкеске, сама трубка делается из пластика или это деревянная палочка. А вот наконечнику, как и в прежние времена, придаётся главное значение. Наконечники выполняются из серебра, латуни, мельхиора. Они могут быть с позолотой, чернением, с инкрустацией костью. Иногда газыри делают из ткани. Чаще всего на детских костюмах.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

А вот как это находит отражение в современной моде:

Фото 14.

источники

Все права на данную статью принадлежат автору Гацолаевой Зарете Юрьевне
Использование материалов статьи, копирование статьи возможно только при прямой ссылке на автора.
Опубликовано на форуме с личного согласия автора.
Статья опубликована:
Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы 7-й международной научной конференции / Под ред. Калашниковой Н.М. СПб.: СПГУТД, 2004. С.12-18

Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы.1

Черкеска и весь сопутствующий ей комплекс мужской одежды, наверняка, уже хорошо знаком читателю, если не из научных источников, то по художественным произведениям классиков русской литературы, которые описали костюм горца широкому читателю ещё в XIX веке. Первыми и самыми ранними работами, посвящёнными описанию этого костюма, являются труды европейских исследователей, путешествовавших по Кавказу, в частности эта информация встречается у Дж. Интериано (к. XV в.) и ряда других исследователей. В общих этнографических очерках описание костюма даётся бегло и не четко. Авторы, имея в виду черкесский комплекс, порой ограничиваются понятием «общегорский костюм» в описании одежды народов Кавказа. Важная работа по изучению этого костюма была проведена Е. Н. Студенецкой. В своей книге «Одежда Народов Северного Кавказа» она приводит подробнейшее описание костюма XVIII — XX в.в., характеризуя отдельные его элементы, приводит их названия у различных этносов. В названных источниках рассматривается черкеска с точки зрения её функции, вместе с тем, значительный интерес, на наш взгляд, представляет история возникновения этого вида одежды. История костюма, объединившего племена разные по происхождению и языку.
Отвечая на вопрос о первоисточнике, большинство авторов называют очагом распространения черкески и всего комплекса мужской одежды Кабарду.2
Кабарда была и остаётся поныне для всех горцев школою хорошего тона и манер. И в прежние времена, занимая господствующее положение на Кавказе, Кабарда имела большое влияние на быт,обычаи, нравы соседних народов. Почти все авторы подчёркивали роль кабардинцев как законодателей моды на Кавказе. К тому же наиболее красноречиво в подтверждение роли черкес как первоисточника говорит само название – «черкеска».
Из работ европейских исследователей мы можем увидеть со стороны «воинственный народ черкесов», единственный представитель которого «может обратить в бегство 20 татар, а горсточка – целую толпу скифов», и в то же время узнать, что «нет в мире народа добрее этого или радушнее принимающего иностранцев». Мы узнаём, что их принимали за варваров, приносящих человеческие жертвы и неисправимо склонных к разбоям и грабежам, и одновременно знакомимся с мнением о том, что порядки, существовавшие у этого народа, вели его «к развитию, моральному и интеллектуальному, значительно превосходящему то, что достигнуто современной цивилизацией…»3

Черкеска и весь комплекс, как ни какой другой костюм, неразрывно связан с культурой адыгов. Своеобразием комплекса является «строгая и скромная цветовая гамма, та же строгость, чёткость и сухость линий, в покрое и орнаментации, точная локализация мест украшения в костюме, — всё это придаёт кабардинской одежде совершенно неповторимый облик изящества» — отмечает Е.Н. Студенецкая.4
Адыгскийкостюм состоял из нательной одежды (штаны и рубаха из однотонной ткани), верхних штанов, плечевой распашной одежды (бешмет) и главного элемента костюма – черкески, которая одевалась сверху.
Нательная одежда входила в состав нижнего белья только у зажиточного населения. Штаны состояли из двух сужающихся к низу штанин, между которыми вшивался большой ромбовидный клин. Он делал штаныудобными для верховой езды, быстрой ходьбы, бега. Такие штаны получили название«штанов с широким шагом». Их носили на вздёржке.

Рубаха имела туникообразный крой с разрезом на груди и мягким стоячим воротником (2-3 см.), который застёгивалсяна пуговицу.
Верхние штаны имели тот же вид что и нижние, они заправлялись в ноговицы, подвязывающиеся под коленом ремешками. Иногда ноговиц не было, и штаны были заправлены в кожаные чулки, на которые надевали кожаные же мягкие башмаки со швом. Парадная обувь делалась из красного сафьяна, украшалась галуном и плотно обтягивала ногу.

Бешмет был основой мужского костюма. Его шили по фигуре в талию. Он имел цельные плечи, прямую, гладкую цельную спинку, плотно облегавшую талию. Ниже талии бешмет плавно расширялся, что достигалось путём вшивания клиньев по бокам и сзади, (число их доходило до 7-8). Передки бешмета в средней части оставались цельными, такой покрой подчёркивал стройность фигуры, на что обращалось особое внимание. Длинна бешмета была различной, в среднем 8-10 см.выше колена. (Длинную одежду носили старики и служители религии). Бешмет имелвысокий (4-6 см.) простёганный стоячий воротник и длинный прямой разрез спереди, который от воротника до талии застёгивался на мелкие пуговицы и петли, изготовленные из тонкой тесьмы ручной работы. Длинные рукава, сужающиеся у кистей рук, также застёгивались на пуговицы и петли из тесьмы. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а по бокам, вшитые боковые внутренние карманы ниже талии (различные варианты имели место).

Черкеска – суконная верхняя одежда шилась в талию с цельной спинкой, очень узкой у пояса, цельными передками и вставными боками. Она не имела воротника и оставляла открытой грудь. Длина её была ниже колен от 10 до 20 см. Черкеска застёгиваласьу пояса на 3 – 5 тесёмочных пуговиц и петель, не имела карманов, рукава её прямые и широкие спускались значительно ниже кистей рук.

Черкеска отличалась изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчёркивала широкие плечи и тонкую талию, выявляла стройность, подтянутость, ловкость и силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений. Главным щёгольством считалось, если черкеска была хорошо сшита и сидела, как влитая (лучшие мастерицы кроили черкеску «с одного взгляда»). Черкеску впервые шили подростку в 10-12 лет.5 В крестьянской среде черкесску шили «на вырост». Добротная, но мешковатая черкеска крестьянина служила предметом насмешек щёголей — дворян. Следует отметить, что в Кабарде насчитывалось11 сословий.6 Однако, одежда (черкеска) между ними по конструкции не различалась; на положение в обществе указывало качество ткани, отделка и цвет. Дж. А. Лонгвертпишет: «Поразительно единообразие их костюма, не только в целом, но и в мельчайших деталях и нюансах, что, придавая им, сходство как членам одной семьи, вместе с тем, является внешним выражением родства их чувств и обычаев, которые в действительности делают их единой семьёй…»7 Что касается цвета черкески, то этобыли естественные цвета шерсти: серый, коричневый, бурый, чёрный, бежевый, белый. На белую черкеску в кабардинском обществе существовал запрет. Её могли носить только высшие слои. В целом же такую сдержанную гамму и преобладание тёмных тонов в одежде можно считать характерной особенностью цветовых пристрастий адыгов. Само слово «пёстрый» в отношении одежды служило скорее порицанием, нежели похвалой.

Важным фактором, формировавшим адыгский костюм, была историческая среда. Типичной формой жизни для горцев Кавказа были постоянные набеги, партизанская война, т.к. в продолжение всей своей истории они были вынуждены оборонятся от посягательств на их земли со стороны крупных соседних государств. Походная, боевая жизнь, частые столкновения с внешними ивнутренними врагами вынуждали черкеса всегда носить с собой оружие.
Хан – Гирей отмечает: «Едва ли есть народ, в котором каждый воин имел бы при себе столько оружия, сколько имеет воин – черкес, он с ног до головы покрыт и обвешан доспехами. Но всё это так хорошо пристроено, что ни одна вещь не мешает еголовкости и проворству».8 Естественно это накладывало отпечаток на костюм, в той или иной степени военизируя его.

Газырницы — неотъемлемая часть мужского костюма черкеса, они представляли собой карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывались круглые деревянные или костяные трубочки – газыри с отмеренной мерой пороха для ускоренной зарядки оружия. У более богатых черкесов крышечки от газырей прикреплялись к плечам серебряными цепочками (Ф.Д. де Монпере).9 Позже с появлением пяти зарядной винтовки образца 1891г. в газырницы стали вкладывать патроны. Количество газырей на одной стороне черкески кол*****сь от 8 до 10, размеры газырей и газырниц были различными. В отдельных случаях под газырницами имелись продолговатые внутренние карманы для натруски с порохом (позже в них носили часы).

Ещё одним важным элементом костюма был пояс, которым туго перетягивали черкеску. Хан – Гирей пишет: «…ременный пояс с серебряными под чернью и позолоченными, чаще же железными пряжками и пуговками. При поясе серебряная, позолоченная и под чернью или стальная жирница и стальная отвёртка; в первой носят жир для смазки оружия, вторая употребляется для отвинчивания ружейных винтов».10 Пояса делали различных видов, к ним прикреплялось оружие: кинжал с кинжальным ножом, пистолет, шашка и др. Кинжал, вообще, можно причислить к верхней одежде черкесов, «…ибо они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидают верхнее платье. Черкес ест, пьёт, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружён».11 Без кинжала мог ходить только мальчик или глубокий старик.

Хан – Гирей так же отмечает, что кроме всяческого оружия воин – черкес носил с собой арканы, маленькие оковы для пленников, огниво, восковые свечи, шило, запас ремней, бритву и прочее. Он также имел при себе готовую погребальную одежду – род савана. Это доказывало, что он готов умереть в любой момент.

Черкес оружием обвешан;
Он им гордится, им утешен,
На нём броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан,
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет: пеший, конный –
Всё тот же он, всё тот же вид
Непобедимый непреклонный.12

Эти стихи в полной мере показывают удобность и ловкость черкесского оружия и одежды мужчин. Это создало определённый идеал мужской красоты и удали, сформировало общий подтянутый воинский стиль мужской одежды. Следствием стало превращение оружия в неотъемлемый элемент черкесского мужского костюма, оружие стало главным и единственным его украшением.

Важной походной принадлежностью и однимиз древнейших (по Интериано)13 элементов костюма была бурка, представлявшая собой плащ из валенной шерсти. Про кабардинца можно было сказать, что он носит на плечах свой дом. Подстилая под себя один край бурки, другой полой он укрывался во время сна; в жару она защищала от палящих лучей солнца; из бурки в любой момент черкес мог соорудить себе укрытие наподобие шалаша; в дождь и снег она закрывала не только всадника, но и лошадь; а когда была не нужна, путник аккуратно сворачивал её в рулон и помещал позади седла.Бурки в основном были чёрные, изредка на заказ шились белые для высшей знати, которые ценились значительно дороже чёрных.

Шапки различной формы, делали в основном из овчины, при этом наиболее ценилась шкура ягнят. Все шапки шились на толстой стёганой подкладке и могли выдержать сильные сабельные удары.

Особым видом головного убора был башлык– капюшон в виде равнобедренного треугольника с отходящими с двух сторон широкими, длинными лопастями. Башлык носил любой мужчина, отправляющийся верхом или на подводе в путь.

Таким образом, адыгский костюм оказался наиболее приспособленным к быту и занятиям горца и представлял собой устойчивый комплекс черкески, бешмета, штанов на вздёржке, ременного пояса, бурки, башлыка, шапки (папахи), ноговиц и мягкой обуви.
Очень важную роль здесь сыграло свойственное кабардинцам чувство ансамбля. Хан – Гирей отмечал: «Мужская одежда у черкес красотою и удобством превосходит все одеяния, мне известные, не только в Азии, но и в Европе, где просвещение процветает и где всё, кажется, должно бы быть лучше, нежели у народа полудикого, стесненного предрассудками…»14
Черкесский комплекс мужской одежды стал эталоном мужественности, олицетворял собой гордость и благородство. Он оказался настолько соответствующим идеалу мужской одежды для стран востока, что начал усиленно распространяться среди соседей кабардинцев и к концу XVIII в. утвердился среди всех народов Кавказа. Этому распространению способствовало господствующее положение Кабарды на Северном Кавказе. Однако вряд ли можно этой же причиной объяснить распространение черкески в XIX столетии в Грузии, Азербайджане и отчасти в Армении. Видимо, здесь имела место другая причина, а именно – соответствие данного типа одежды условиям жизни и идеалам народов Закавказья. «Одежда у черкесов, принятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, лёгкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов», — отмечает Ж.- Ш. Бесс.15

Удобство черкески и всего мужского костюма в целом подтверждается тем, что терские, а за ними кубанские, донские и татарские казаки переняли его полностью. Е. Вейденбаум писал, что «все горцы Северного Кавказа, а за ними и казаки заимствовали у Кабарды форму одежды, вооружения, посадку на коне и т.д. и внимательно следят за изменением капризной кабардинской моды».16

Позднее в 40-х годах XIX века этот костюм был утверждён как воинская форма всех казачьих войск на Кавказе. Такое официальное признание, если можно так сказать, ещё более укрепило авторитет и повысило рейтинг данной одежды.
Следует заметить, что «завоевывая» Кавказ и казачество в XIX в., черкеска значительно раньше начала своё движение в глубь Русского государства.
По сведениям историков Россию с Кабардой связывала торговля купцов в Кафе и других торговых центрах ещё в X – XI веках. В XVI в., как только Россия стала расправлять плечи как держава, адыги обратились к ней, надеясь на тесный союз ивзаимопомощь против Османской империи и её вассала – Крымского ханства. В те времена международное положение адыгов всё более обострялось. Турция воевала против Персии за овладение Закавказьем, а их армады проходили туда и обратно через земли адыгов, по пути нанося им опустошение; нескончаемы были набеги Крыма на Россию и Северный Кавказ. В этих условиях отношения адыгов с Россией развивались довольно быстро.
В июле 1557 года в Москву прибыло кабардинскоепосольство, снаряжённое Т. Идаровым для проведения переговоров, результатом которых был взаимовыгодный военно –политический союз между Русским государством и Кабардой.17 В 1561 году Иван Грозный женился на дочери Т. Идарова, что ещё более укрепило русско-кабардинские отношения. Кабарда сохранила все свои местные права, оставаясь независимой, и была связанна с русским царём лишь обязательством военнойслужбы.18


Черкеска – мужская верхняя одежда кавказских народов. Считается, что покрой ее целиком взят казаками именно от них. А к ним она пришла от хазар. И первое изображение черкески (или ее прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах. Считается, что современное название ей дали русские, которые впервые увидели ее на черкесах.

Кафтан с газырями
Плотно обтягивает верхнюю часть туловища, не имеет воротника, от талии к низу силуэт плавно расширялся за счет отрезных по талии боковых клиньев – так выглядела черкеска во второй половине XIX века. В основном такой же вид она сохранила и сегодня.
Если бы не одна деталь, казалось бы, что это обычный распашной кафтан из сукна. А деталь эта – нашитые на груди газыри – специальные, перехваченные тесьмой кармашки для пеналов, чаще костяных. Название их происходит от арабского слова «готовый», что вполне соответствует назначению. В пенале хранилась мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремневое или фитильное ружье на скаку. В крайних пеналах, расположенных почти под мышками, хранились сухие щепки на растопку. После появления ружей, воспламеняющих заряд пороха капсюлем, там хранили уже капсюли. В наше время газыри утратили свое истинное назначение и стали просто характерным украшением костюма. Не будь газырей, черкеска, наверное, навсегда осталась бы кафтаном.

Однако наряд кавказцев более ранних времен сильно отличался от описанного. Возникает даже вопрос: можно ли вообще назвать черкеской ту старинную горскую одежду, которая выглядит буквально «мешком» с длиной до половины бедра? А что это за длинные узкие рукава с треугольными выступами, прикрывающими тыльную часть руки? Или откидные рукава, не зашитые от подмышки до локтя? Стоячий воротник и завязки на груди? Кажется, что такое не может иметь ничего общего с современным видом черкески. Однако именно эти модели считаются ее прародителями. К сожалению, как сообщал журнал «Наука» еще в 1989 году их изображений практически не сохранилось. Но зато есть некоторые описания.
Специалист по кавказоведению Леонид Петрович Семенов в одном из наземных склепов обнаружил мужскую верхнюю одежду из шелковой или шерстяной ткани, которую называет халатом и относит к XVI-XVIII векам. В Грозненском музее хранится мужской халат примерно того же времени. Он сшит из привозной азиатской полосатой шелковой ткани, подкладка из белого холста, «халат» имеет покрой черкески, но с более широкой (хотя и с подрезами у талии) спинкой. Рукава вшивные короткие (27 см), пояс из той же ткани. Неясно, являлась эта одежда верхней или нательной. Однако Семенов говорит о шелковых халатах, длинных, ниже колен и с длинными рукавами, как о верхней одежде, под которую надевали более короткую стеганую. Он не дает точной датировки, но отмечает «более поздние погребения с шерстяными черкесками и газырями», датируя их концом XVIII - началом XIX века.

Некоторое представление об эволюции дают и работы, сделанные художником Григорием Григорьевичем Гагариным. Вместе с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году он последовал на Кавказ, где участвовал в военных действиях (даже был награжден орденом за храбрость в бою) и написал много портретов, пейзажей, военных сцен, зарисовок памятников старины.
Глядя на эти работы, удивляешься разнообразию фасонов и цветов черкесок – у кабардинца она оранжевая, у черкеса – серая, длиной по колено и с ярко-зелеными газырями, у натухайца низ платья как будто «порвали собаки», а у азербайджанца – рукава разрезаны до плеча и свисают вдоль туловища. На рисунке Яна Потоцкого осетин изображен в короткой черкеске без выреза на груди, ее борта стянуты тремя парами завязок. Ингуша мы видим в черкеске с воротником-стойкой. В альбоме, изданном в Париже в 1813 году, чеченцы изображены в коротких до колена черкесках с узкими рукавами, а кто-то и в шубе, с висящей на ремне газырницей (далеко не сразу газыри расположились на груди). Но все это изображения уже XIX века, и в одежде вполне можно заметить знакомые черты современной черкески.

Нововведениям – полный протест
В 1861 году черкеска утверждена в качестве полковой формы для кавказских казаков, ее название введено в язык казачьего строевого устава. Такое официальное название укрепило авторитет данной одежды и в среде самих горцев.
Черкески были летние и зимние, стеганые и на меху. Короткие и длинные. В разное время – синие, зеленые, коричневые, светло-серые и черные. Многократно высочайше повелевали утвердить тот или иной цвет и фасон. И так же отменяли... Казаки тяжело принимали всякую регламентацию. А если она еще и не имела практического смысла, да тем более вводила в трату, - тогда они оказывали нововведениям полный протест. Тут вольный нрав так и шел наружу.
Однако эволюция черкески шла своим чередом. И после русско-японской войны, несмотря на выводы комиссии о необходимости ее отмены как формы, терские казаки не мыслили себя без черкески. Она стала поистине народной одеждой.

Государь Николай II понимал, что черкеска – не просто форменная одежда, это философия, образ жизни. Он встал на защиту черкески. Государь любил ее, умел носить и часто появлялся в ней на людях один и с цесаревичем Алексеем. Когда он возвращался с Кавказского фронта и посетил с визитом Владикавказ и Екатеринодар – столицы Терского и Кубанского войск, то желая подчеркнуть свое благоволение к казакам, Николай II имел на себе их войсковую походную черкеску. Повелением государя в этих войсках были восстановлены черкески из черного сукна.
Первая мировая война заставила поспешить с введением в строевые части защитного обмундирования. Приказом по военному ведомству от 18 октября 1915 года интендантам было велено «кавказским казачьим войскам отпускать на черкески сукно защитное», на бешметы – защитный молескин или тонкие шерстяные материи защитного или серого цвета, «гимнастерки отпускать пехотного образца», папахи серые пехотные. Тем самым форменная одежда упрощалась.
Однако в станицах черкеска, как народная одежда, продолжала сохранять свой авторитет вплоть до начала репрессий.
Отношение казаков к оружию и форме всегда было особенно уважительным. Заповедь «Какой мундир, такой и солдат» казаки свято соблюдали. Ухоженность, бравый вид, лихость, удаль и естественная раскованность в ношении черкески мы видим на каждом старинном фото.

«Я очень люблю казачью форму и все присматриваюсь, на ком и как сидит черкеска, чтобы одеваться соответственно, - говорил барон Врангель. - Я еще очень мало понимаю в черкеске – пытался разузнать об этой премудрости у природного кавказского казака подъесаула Ф.И. Елисеева».
Конструкция (фасон) черкески достигла совершенства уже к 1913 году. На всех изображениях этого времени видно только различие в уровне квалификации станичных и столичных портных, в их вкусе и в материальном достатке казаков. Внешний вид черкески зависел так же от модных течений, от завоза того или иного сукна в станицу. Но одно неизменно соблюдалось: она шилась по фигуре так, чтобы подчеркивать стать казака и не ухудшать ее функциональных качеств.
Где бы ни родилась черкеска, она пришлась по вкусу горским народам Кавказа, а затем ее под себя дорабатывали казаки с Хопра, Дона, Кубани, терские, линейные и черноморские. В конструкции стоят рядом практичность, простота, нарядность и, конечно, шик. Без него казаку нельзя!

Особый крой
Шилась черкеска из различного сукна или плотной шерстяной костюмной ткани. Цельная спинка с клином сзади и две передние цельные полки. Плюс четыре клина от талии. Всего семь клиньев. Выше пояса - хорошо приталенная, с красивым вырезом на груди, чаще в виде заостренного к низу полуэллипса (фрачный вырез).
Этот вырез встречался намного чаще, чем вырез клином. Его глубина, как правило, была 35 см, а ширина в середине 17-18 см. Низ не доходил до пояса на 22-24 см. Из этого глубокого выреза виднелся бешмет - нижняя рубашка. Верх горловины на плечах плотно подходил к его воротнику-стойке, опоясывая его полукругом и поднимаясь на 1-2 см.
Такой вид не только прибавлял казаку лихости, но и позволял быстрее остывать после нагрузки. При необходимости вырез надежно закрывался длинными лопастями башлыка, скрещенными на груди и завязанными сзади или вокруг шеи.
На одной из старинных фотографий я видела черкеску с закрытой грудью. У нее воротник-стойка отделан меховой полоской, которая продолжается по центру груди до самой талии. Отделка мехом имеется и на рукавах. Такой вариант впервые появился в юнкерской сотне Николаевского кавалерийского училища. На Кавказ она была завезена бывшим юнкером училища терским казаком Бекиром Туршиевым.
Рукав у черкески втачной, одношовный, длиной до середины большого пальца, без манжет. Кроился он с маленькой головкой, мог быть и широкий, прямой, возле кисти, примерно, 25 см и более, если под низ надевался теплый стеганый бешмет. Рукав имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма.
Пришивался под прямым углом. Такой крой был очень удобен, потому что при поднятии руки на уровень плеча рукав не тянет полы черкески и не препятствует движению.
Чем уже рукав у плеча, тем свободнее движение руки – эта истина неопровержима. Но прямое крепление рукава к черкеске неизбежно приводит к образованию складок у плеча, когда рука опущена. И с этим мирились – удобство превыше складок. Столичные портные пришивали клин на передней полке, и он переходил в рукав. Это сложнее, но плечу комфортнее.
До талии полы застегивались встык на глубоко посаженные металлические крючки и петли (как правило семь штук), от грудного выреза до пояса. Левая пола черкески имеет подборт в 7 см и более, как цельнокроенный, так и пришивной. Полы застегивались так плотно, что ни крючков, ни подборта не было видно. Предпочтительнее были крючки из латуни, они не ржавели. Ниже талии полы шли внахлест не давали постороннему глазу видеть штаны и бешмет, сохраняя единый образ костюма.
Необходимый размер клиньев обеспечивал беспрепятственную посадку в седло. Этому же способствовал и запах справа налево, так как казак садился на коня слева. Левую ногу вставлял в стремя, а правую забрасывал в седло, прихватывая верхнюю правую полу. При посадке на коня черкеска надежно укрывала и сберегала от осадков очень дорогую вещь – казачье седло. В дождь вода не попадала в сапоги и частично прикрывала боевого друга - коня.
В седле в хорошую погоду полы черкески заправлялись за пояс сзади. Иначе и казаку, и коню – баня! Почти по бокам, чуть сместив назад, между передним и задним клиньями внизу черкески делали короткие (до 18 см) разрезы, чтобы не происходил слом ткани, когда всадник нходился в седле.
Правильным считалось, чтобы черкеска носилась, как своя кожа. Это было возможно, если она была хорошо сшита и сидела как влитая. Лучшие мастера кроили черкеску «с одного взгляда». Этому умению, несомненно, способствовала определенная стандартность покроя, совершенство рожденных временем лекал и их многократное тиражирование портным для казаков станицы, а также очень стройная фигура самого казака.
И еще один важный элемент – карманы. На современных черкесках они остаются востребованными и сейчас. Глубокие, до 30 см, карманы надежно спрячут мобильный телефон и ключи от машины.

По форме
Черкеску с бешметом присвоенного цвета могли носить лишь два войска Терское (синий) и Кубанское (красный). Цвет черкески, согласно приказам 1904 и 1905 годов, для офицеров и казаков был черным. Как уже говорилось, в ходе первой мировой войны он менялся в сторону защитных оттенков: она могла быть коричневой, коричнево-серой (табачного цвета), сине-серой и даже цвета хаки. Белые черкески носились только вне строя офицерами или стариками, газыри при этом могли быть черные.
На черкеске, согласно циркуляру Главного штаба № 223 от 1896 года, полагалось иметь газыри из серебра (белого металла). Допускалось ношение газырей и из других металлов, из белой кости, с разнообразной гравировкой или без нее. Количество их на одной стороне груди доходило до 9, но только в нечетном исчислении. Газыри никакими галунами не обшивались. Галунные украшения были лишь в форме одежды Конвоя императора. Разреза сзади черкеска не имела.
Современная форма терских казаков регламентируется Указом Президента России от 9 февраля 2010 года. Он предусматривает общие предметы формы одежды и ее особенности для разных войск. Так, например, для всех казачьих генералов и полковников папаха должна быть изготовлена из овчины черного цвета с верхом установленного для конкретного войска цветом, с обшивкой над околышем и по швам крестообразно серебристым галуном специального плетения, а для старших и главных чинов - с обшивкой лишь по швам.
Список предметов, относящихся к общей форменной одежде казаков, состоит из 34 наименований. Среди них: фуражка, башлык, воротник съемный из овчины, пальто шерстяное, шинель, куртка, мундир и китель установленных цветов, шаровары и брюки, рубашка, галстук, кашне, сапоги, носки, перчатки, плащ-накидка и еще ряд полезных вещей.
В этом же указе оговорены особенности формы одежды для терцев и кубанцев, которые должны носить «фуражку шерстяную, черкеску шерстяную, китель шерстяной, куртку демисезонную, шаровары шерстяные, брюки шерстяные, брюки шерстяные в сапоги, галстук и кашне - черного цвета, бешмет шерстяной, бешмет утепленный - красного цвета, рубашку - светло-синего цвета». И далее: «Башлык, верх папахи, околыш и канты на фуражках шерстяных, петлицы и канты на кителях шерстяных, петлицы на куртках демисезонных, канты на шароварах шерстяных, брюках шерстяных и брюках шерстяных в сапоги: для членов Кубанского войскового казачьего общества - красного цвета; для членов Терского войскового казачьего общества - светло-синего цвета. Лампасы и канты на шароварах шерстяных, брюках шерстяных и брюках шерстяных в сапоги у казачьих генералов - установленных цветов».
Черкеска и сейчас по-прежнему остается главным предметом формы терских казаков – их философией и образом жизни.