Епископ Русской православной церкви Евтихий Курочкин призвал не голосовать за Владимира Путина на выборах в 2018 году. Священнослужителя возмутили «кощунственные слова» президента о том, что коммунизм и христианство похожи, которые он произнес в фильме «Валаам» телеканала «Россия 24».


Коммунистическая идеология очень сродни христианству на самом деле, - сказал тогда Путин. - Свобода, равенство, справедливость, братство. Это же все заложено в Священное Писание. Это просто сублимация и такая примитивная выдержка из Библии. Вот смотрите, Ленина положили в мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Когда мне говорят, что нет, что в христианстве нет такой традиции, ну как же нет, в Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и у нас вот здесь тоже святые мощи.


Комментируя слова Путина, епископ привел цитату из Нагорной проповеди Христа о том, что «если то, что вы считаете в себе светом, есть тьма, то какова же ваша тьма?!», и заявил, что не собирается «голосовать за тьму» и другим не советует.

Совсем недавно я выразил публично свое сожаление о том, что возникло препятствие в моем желании голосовать за Путина. Препятствие заключалось в том, что Владимир Владимирович сделал весьма ехидное замечание в адрес Петра Аркадиевича Столыпина: «Знаем, знаем - и „столыпинские“ вагоны, и „столыпинские“ галстуки». Это была развязная, вероломная реанимация большевицкого клише, изобретенного масонами, антидержавного и прозрачно-ложного. Я был потрясен и выражал надежду, что услышу из уст Президента какое-то извинение за те безответственные слова. Но прочел вместо того кощунственнейшие слова: «Вот смотрите, Ленина положили в мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Когда мне говорят, что нет, что в христианстве нет такой традиции, ну как же нет, в Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и у нас вот здесь тоже святые мощи». «Если то, что вы считаете в себе светом, есть тьма, то какова же ваша тьма?!» - Слова Христа. И пойду, вопреки Христу, голосовать за тьму или кому-то посоветую это сделать?! - Нет, нет и нет!

photofile.ru

Пользователи Интернета такого не ожидали. В последнее время не принято, чтобы представители РПЦ критиковали действующую власть, а тем более - президента. Кто-то язвительно заметил, что за Курочкиным «уже выехали», кто-то заявил, что не согласен с ним, но большинство оценило смелый поступок епископа. «То ли дело, человек четко свое мнение обозначил!», «Адекватные священники существуют!», «Поддерживаю, молодец! Надеюсь, и паства поддержит!» - написали люди.

Россия 24

Журналистам удалось узнать биографию епископа, которая оказалась весьма неординарной. В 1980-е он стал клириком Омско-Тюменской епархии РПЦ. Однако после конфликта с руководством он присоединился к появившимся после развала СССР приходам Русской Зарубежной церкви, где получил сан епископа Ишимского и Сибирского. За раскол Евтихий даже был запрещен в служении епископом РПЦ Антонием Тобольским и Тюменским.

В 2000-е принял активное участие в воссоединении двух церквей, которое инициировал президент Путин. В 2007 году в качестве награды за свои труды Евтихий получил звание викария патриарха и титулярную Домодедовскую кафедру. В 2012-м ушел на покой и получил синекуру в виде родного Богоявленского собора в Ишиме.

Епископ Евтихий (Курочкин), настоятель Богоявленского собора в Ишиме Тюменской области, в январе публично заявил о нежелании голосовать за действующего президента Владимира Путина на ближайших выборах.

Заявление о нежелании поддерживать Путина на выборах епископ Евтихий разместил на своей странице "ВКонтакте" в январе этого года. Владыка Евтихий, в частности, писал: "Совсем недавно я выразил публично своё сожаление о том, что возникло препятствие в моём желании голосовать за Путина. Препятствие заключалось в том, что Владимир Владимирович сделал весьма ехидное замечание в адрес Петра Аркадиевича Столыпина: "Знаем, знаем – и "столыпинские" вагоны и "столыпинские" галстуки“. Я был потрясен и выражал надежду, что услышу из уст президента какое-то извинение за те безответственные слова. Но прочёл вместо того кощунственнейшие слова: "Вот смотрите, Ленина положили в мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан?".

Епископ в своих рассуждениях пошел дальше, назвав президента "тьмою": "Если то, что вы считаете в себе светом, – есть тьма, то какова же ваша тьма?! – слова Христа. И пойду, вопреки Христу, голосовать за тьму или кому-то посоветую это сделать?! – Нет, нет и нет!"

Менее чем через две недели епископ Евтихий удалил свой критический пост. Он объяснил это на своей странице во все той же соцсети так: "Пришлось снять со своей страницы критику в адрес Путина из-за большого притока предлагающих дружбу. Следуя своему обычаю, знакомлюсь с содержанием страниц тех, кто дружбу предлагает. Скорее всего люди судят не потому, что я высказал, а по тому, как СМИ всё передали, а у тех свои цели и я им – совсем не интересен".

"Сибирь.Реалиии" попросили епископа Ефтихия прокомментировать свои высказывания в социальной сети и поинтересовались, не изменилась ли его позиция по поводу предстоящих президентских выборов.

– Кроме возмущения тем, что опорочивается деятельность Петра Аркадьевича Столыпина и приравниваются останки Ленина к мощам святых, больше у меня никаких подоплек, когда я высказался на эту тему, не было.

– Правильно ли я понимаю, что ваше решение не голосовать за Путина и после того, как вы удалили свой пост об этом в сети, не изменилось?

– Ну, да.

– Вы, кажется, первый из иерархов православной церкви, кто публично, да еще и накануне выборов сделал такое заявление. Трудно было на него решиться?

– Как вам сказать? Это просто вынужденное. Если я просто скажу только об останках Ленина и памяти Петра Столыпина, меня никто не услышит и не обратит внимание. Поэтому приплелась тема голосования, хотя для меня она совершенно не актуальна.

– Ваши слова многие восприняли как призыв к пастве, к тем людям, которые с уважением относятся лично к вам, тоже не голосовать за Владимира Путина. Это правильная трактовка?

– Это было, есть и останется на воле каждого человека лично. Приказать здесь невозможно.

– Вы не боитесь, что в связи с вашим высказыванием по поводу голосования у вас будут проблемы с руководством РПЦ? Все-таки подавляющее большинство иерархов поддерживают Владимира Путина.

– Я понимаю, но думаю, что никто не поддерживает сравнение останков Ленина с мощами и абсолютное большинство, даже все, можно сказать, они видят в этом кощунство и оскорбление чувств верующих.

– Кто-то из иерархов церкви звонил вам или еще как-то отреагировал на ваше заявление, что вы не будете поддерживать действующего президента?

Полнейший молчок. И в России, и за рубежом.

На днях на странице епископа Евтихия во "Вконтакте" один из его друзей попросил прокомментировать видео пятилетней давности, в котором священник просит паству голосовать за Путина. Видео под названием "Епископ Евтихий (Курочкин) агитирует за Путина" доступно на видеохостинге Youtube, у него 32,6 тысячи просмотров.

"Хотя я, как и многие из вас, нахожу много неправильного у нашего правительства и не советую никогда ввязываться в какие-то политические, партийные дела, но на предстоящие выборы я прошу идти и голосовать за Путина. Почему? Потому что это самая большая гарантия спокойствия. При любой перемене могут быть даже неожиданные нами волнения, смута, неразбериха. И этим обязательно, если такое будет, обязательно воспользуются для того, чтобы сделать хуже народу. И, как говорится, и внешние враги тоже не дремлют. Поэтому ради спокойствия, скрепя сердце, прошу пойти проголосовать за Путина", – говорил тогда в своем обращении к верующим епископ Евтихий.

Сейчас священник объясняет причины смены своей позиции так:

"Мое обращение к пастве 5 лет назад было продиктовано правилом: из двух зол выбирают наименьшее. И тогда не было нападок со стороны кандидата на Столыпина и кощунства приравнения мумифициронного тела богоборца к святым мощам".

Епископ Евтихий, как "Новая газета", – человек, имеющий довольно неоднозначную репутацию в Русской православной церкви, и некоторое "вольнодумство" он проявляет не первый раз. В 1980-е он стал клириком Омско-Тюменской епархии РПЦ, где имел конфликты с начальством. Во времена развала СССР Евтихий присоединился к Русской зарубежной церкви, в 1994-м стал там епископом Ишимским и Сибирским. Первые приходы Русской зарубежной церкви были независимыми и даже оппозиционными Московской патриархии, и за раскол Евтихий был запрещен в служении епископом РПЦ Антонием Тобольским и Тюменским.

В Русской зарубежной церкви епископ Евтихий в свою очередь вступил в конфликт с консерваторами, настроенными против Московской патриархии. Затем он принял самое активное участие в "воссоединении" двух церквей, которое инициировал президент Путин. Слияние церквей, то есть фактическое поглощение РПЦЗ Московской патриархией произошло в мае 2007 года подписанием соответствующего акта в храме Христа Спасителя. В 2010 году патриарх Кирилл наградил епископа Евтихия (Курочкина) в связи с его 55-летием орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, отметив его особую роль в деле воссоединения РПЦЗ с Московским патриархатом. В качестве награды за свои труды Евтихий получил звание викария патриарха и титулярную Домодедовскую кафедру. В 2012 году, после смены патриарха, ушел на покой и получил синекуру в виде родного Богоявленского собора в Ишиме.

– ​Вы были противником объединения Русской церкви за границей с РПЦ, потом – деятельным сторонником объединения. Вы даже награждены орденом за содействие объединению церквей. Почему вы поменяли тогда свою позицию?

Во-первых перешел я в зарубежную церковь будучи уверен, ознакомившись с документами, что это каноническая ветвь русского православия. Что никаких у них нарушений нет, и поэтому, считая церковь единой, я видел, что она искусственно разделена по политическим обстоятельствам. Что просто-напросто вынудили московских наших архиереев, в первую очередь патриарха Сергия, порвать отношения с зарубежным синодом.

Я переходил туда будучи уверен, что между нами границ церковных нет, только искусственное разделение, которое нам устроили большевики. Поэтому я считал наилучшим это соединение. Дело было в условиях соединения. Ведь Московская патриархия считала, что "зарубежники" должны прийти, поклониться и просить о своем включении, входе в состав Московской патриархии. Причем патриархия потом еще рассмотрит, кто из служивших [в Русской церкви за рубежом] имеет право войти в РПЦ, а кто нет. Конечно, я был против такого соединения на "менторских" условиях.

Но в 2000 году, после Собора Московского патриархата, когда были причислены к лику святых царские мученики и новомученики, от большевиков пострадавшие, я поставил перед собором Зарубежной церкви вопрос о создании комиссии по взаимоотношениям с Московским патриархатом. Комиссия была вскоре создана и работала в течение семи лет.

– Вы тогда даже принесли покаяние за "участие в расколе"…

На меня епископом Антонием было наложено запрещение служить. Да, я просил, чтобы с меня сняли запрещение. И это была необходимая процедура, ведь я восемь лет был клириком Московского патриархата, а потом ушел, без всякой санкции, без разрешения священноначалия – это было невозможно в то время, получить на это согласие. Через покаяние я был восстановлен в священном сане, хотя уходил я игуменом, а вернулся епископом. Сомнениям мой статус не подвергался, те священники, которых я рукоположил, также были приняты Московским патриархатом.

– Так или иначе, вы сменили свое мнение относительно объединения Русской церкви за рубежом с РПЦ. Также переменчиво ваше отношение к президенту, как кажется. Вы призывали голосовать за Путина. Теперь вот говорите прямо противоположное. Может так получиться, что вы опять поменяете свою позицию. Что должно случиться, чтобы вы ее поменяли?

Я думаю, только Божье чудо может подсказать, как поступать в таком положении. Рациональных решений у меня нет, и ни к кому из кандидатов теперь у меня нет полного доверия.

– ​Вы высказались только о Путине публично, а что насчет других кандидатов, ни за кого не будете голосовать?

Про большинство других кандидатов я знаю очень поверхностно. Про Жириновского много известно, про коммунистов, конечно, с детства известно. А другие-то совсем незнакомые для меня лично люди.

– То есть правильно я понимаю, что на выборы 18 марта вы вообще не пойдете?

– Нет, не пойду.

– Ну, ходил раньше.

– У вас у самого ведь есть политический опыт, вы в 90-е годы прошлого уже века были депутатом городского совета в Ишиме. У вас нет желания снова самому поучаствовать в политической жизни?

Да, я был депутатом городского совета в Ишиме. Но невозможно войти дважды в одну реку, вода утекает. Кроме того, сейчас такая авторитарная обстановка, что, собственно, каких-то народных средств управления, мне кажется, на любом уровне не осталось. Если только просто быть номинальным "одобрямс". Мне не хочется принимать участие в этом балагане.

– Что все-таки должно измениться в России, чтобы вы снова захотели участвовать в политической жизни или хотя бы голосовать на выборах?

Надо, чтобы хотя бы не было таких неправдивых оценок истории. Чтобы разобрались, в конце концов, преемником какого строя, коммунистов или царя, является нынешняя власть. Должен пройти довольно внушительный период времени, оценка должна быть постепенной, не должна быть популистской. Такой оценки почему-то нет.

– Спасибо за разговор.

– На свою голову рассказал. Давайте, с Богом.


  • Назад
  • Вперёд

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.

Епископ Евтихий (Курочкин). Почему я против крещенский купаний. Всякий раз, когда приближается праздник Крещения Господня, меня спрашивают, почему я против крещенских купаний, которые уже лет десять или того больше широко практикуются по всей стране, в том числе и у нас в Ишиме? Тому есть несколько причин. Во-первых: неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно, также неизбежно вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу - тот предлагал прыгнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться - отвечал так: «Написано: «не искушай Господа Бога твоего». Хочешь быть последователем Христа - не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. Противоречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освященной воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет: «Что же в этом плохого?!» Чтобы получить ответ вновь обратимся к Евангелию: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т.е. чудо - прим.автора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему...» Во-вторых: купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дореволюционной «Настольной книге для священно-церковных служителей» С.В.Булгакова сказано: «К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах». Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответсвующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (т.е. благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой категории людей принимающих с той же целью ванны с шампанским... Кстати, подобная публика, ищущая пользы для здоровья, повсеместно участвует в крещенских купаниях, но их божество - собственное тело, а их религия - дремучее суеверие, и на святыню им плевать. В-третьих: «крещенское» купание - это рассадник суеверия. Упомянутый уже С.В.Булгаков в своей книге пишет, что купаются в большинстве своем те, кто дни своей жизни проводит в греховных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов». Ему вторит и видный знаток народных обычаев 19-го века, писатель Аполлон Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий описанных им в книге «Русь народная». Приходилось и мне слышать не редко такое мнение современных купальщиков, что они «словно второй раз крестились и все грехи смыли». Но наш Символ Веры гласит: «Верую во едино крещение во оставление грехов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в «Крещенской проруби», а в таинстве покаяния. Послушайте, почитайте, наконец, посмотрите в интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить, и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническими материалами посвященными Богоявлению - общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворяются крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, и более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха. Наконец, в-четвертых: «крещенские» купания для Русской Православной Церкви не традиционны, как это пытаются представить некоторые СМИ и даже священнослужители. Они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. В мою бытность семинаристом Московской Духовной Семинарии отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке Литургики рассказывал нам в качестве отрицательного примера об одном батюшке, который нарочно «выравнивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о купаниях в проруби в праздник Крещения! Описав суеверный обычай «крещенского» купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены». Поэтому я категорически против «крещенских» купаний. Не нужно подменять праздники Божии ненужными, пустыми и вводящими в заблуждение мероприятиями, которые могут к тому же расстроить здоровье - не красиво это, не полезно и пагубно для христианской души. «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает» - говорит Христос в Евангелии, вот в чем всем нам следует постоянно прилагать усилия и с особенным усердием в праздники Божии. Поздравляю всех православных с наступающим Крещением Господним. + епископ Евтихий.

Бывший викарий Московской епархии РПЦ с титулом «Домодедовский», а ныне настоятель Богоявленского собора города Ишима епископ Евтихий (Курочкин) призвал православных ни в коем случае не голосовать за Путина 18 марта. Более того, назвал «национального лидера» «тьмою» и обличил его, хоть и осторожно, в антихристианстве. Ранее подобные высказывания позволяли себе разве что «альтернативные» епископы, но никак не действующие иерархи Московского патриархата!

В середине января епископ Евтихий написал в своем блоге в «ВКонтакте»:

«Если то, что вы считаете в себе светом, - есть тьма, то какова же ваша тьма?! - слова Христа. И пойду, вопреки Христу, голосовать за тьму или кому-то посоветую это сделать?! - Нет, нет и нет!»

Этому восклицанию предшествует приведенная епископом цитата из фильма «Валаам». Она наделала много шума в православной среде и, если бы не принадлежала президенту РФ, наверняка стала бы поводом для разбирательства на предмет «оскорбления чувств верующих». Протест Евтихия вызвали такие слова Путина:

«Вот смотрите, Ленина положили в Мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Когда мне говорят, что нет, что в христианстве нет такой традиции… Ну как же нет! В Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и у нас вот здесь тоже святые мощи».

Епископ оставил за скобками культурологическую неосведомленность автора этих слов, да и на прозвучавшее немного ранее в том же фильма отождествление Священного Писания с «Кодексом строителя коммуниста» тоже не обратил внимания (к этому следует добавить и недавнее «погружение» Путина в Крещенскую купель — Иордань, когда «православный» президент вместо крестного знамения наложил на себя… нечто среднее между католическим крещением и масонским символом! — ред.) .

…Не секрет, что в путинских представлениях о православии много несовместимого с ортодоксальным христианством, но официальная РПЦ, согласившись играть роль идеологического департамента власти и бизнес-проекта патриарха, поощряет синтез креста и пятиконечной звезды.

Между прочим, скриншот заявления епископа Евтихия разместил в своем блоге тот же Кураев - на случай, если иерарха смогут запугать и заставят удалить политически опасные высказывания.

Евтихий имеет довольно неординарную биографию, которая отчасти и объясняет его «вольнодумство». В 1980-е он стал клириком Омско-Тюменской епархии РПЦ, где довольно быстро вступил в конфликт с начальством. Когда в процессе развала СССР в стране появились первые приходы Русской зарубежной церкви, независимые и даже оппозиционные Московской патриархии, Евтихий присоединился к ним и уже в 1994-м стал епископом Ишимским и Сибирским. В РПЦЗ он вступил в конфликт с консерваторами, настроенными против Московской патриархии, и принял самое активное участие в «воссоединении» двух церквей, которое инициировал президент Путин и которое завершилось в мае 2007 года подписанием соответствующего акта в храме Христа Спасителя. В качестве награды за свои труды Евтихий получил звание викария патриарха и титулярную Домодедовскую кафедру. В 2012 году, после смены патриарха, ушел на покой и получил синекуру в виде родного Богоявленского собора в Ишиме.


именует пребывающий на покое Ишимский ебискуп,
одно из любопытнейших свидетельств
дня сегодняшнего, поскольку пишет православный архирей,
пишет сам,
и пишет то, что думает.

Вот несколько цитат из дневника владыки Евтихия Курочкина
на тему церковенно-голубой Скрепы:

Епископ Курочкин
Стал на каждой проскомидии вынимать частичку за протодиакона Андрея. Начатое им святое дело превышает человеческие возможности, но до крайности необходимо.

Епископ Курочкин
Сердит я нынче. Сердит на себя. Пискнул вроде робконько в защиту отца Андрея и, надоже, столько похвал в мой адрес! И что вы думаете? Вот он - крышегон - рассыпался, повёлся: "Да я ещё лучше, чем вы думаете - человек веры!". Отрезвившись, перечёл, убрал с компьютера, с сердца - не уберёшь... Ребята, мудрость - она и есть мудрость, а она гворит:"Похвала в глаза - опаснее укуса змеи". Мои похвальщики, врази подколодные, в конце - концов: прочитайте или перечитайте Евангелие, ужаснитесь: как мы, православные, стали жить далеко от Него.

Епископ Курочкин
Юлия, я о том, что пискнул в поддержку о.Андрея ничуть не жалею, даже уже кажется понимаю его "эпатажность", которая по-началу весьма коробила, наверное нужно поднять температуру до такого градуса, чтобы невозможно было оставить незамеченными никакие факты. Вчера был в тюрьме, заключённые сказали, что если после огласки всё останется как есть - "земля перевернётся". Я обескуражен тем с какой лёгкостью повёлся я на похвалу и как поздно спохватился.

Епископ Курочкин
Я склоняюсь к мнению, что "эпатаж" - это продуманная тактика о.Андрея и что он выбрал именно такую, не надеясь на успех любых других действий. Мне в эпатажах участвовать - безумно, для этого надо иметь особый талант, сродни подвига юродства. А нейтрализация "эпатажности" может оказаться как раз - противодействием протодиакону.

Епископ Курочкин
Ах, как трудно жилось бедному рабу Эзопу! Вот что он пишет о ужасном, проклятом рабовладельческом строе при котором он жил (конечно, в тех условиях, что получится, кроме басен!):
ВЕРБЛЮД
Переходя какой-то брод,
Верблюд попал в водоворот,
И вот пришла ему нужда -
Со всех сторон была вода;
Теченье понесло навоз,
И он попал ему под нос.
И в изумлении верблюд
Сказал: "Что получилось тут?
То, что должно быть позади,
Вдруг очутилось впереди!"
В делах гражданских
Хуже нет напасти,
Чем та, когда глупцы
и подлецы
Очутятся у власти.

(перевод епископа Даниила Ирийского)

Епископ Курочкин
Кто - то, вот не меняется, даже в сравнении с Церковью, а я вот считаю жизненно необходимым меняться постоянно; ненавидеть себя вчерашнего. Не могу я любить своё личное прошлое,там слишком много того, чего стыдиться приходится.
Жив надеждой на будущее улучшение и греют меня слова Божии: "Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив..."

10 фев в 16:36

Епископ Курочкин
После соборного служения в 5-летие патриаршей интрононизации некоторые из моих друзей делились, что им очень грустно было от потерянного вида "героев" Кураевских" публкаций. Согласен. И сам малодушничал; - взгляд отводил, хуже- внутренне торжествовал - "Ага, достало!" Мозги - то знают:"Грех осуди, грешника прости и пожалей" - всё правильно, НО куда я закопаю жертв "героев"?! Убиты не люди, а ЛИЧНОСТИ, равнозначные любому из "самых-САМЫХ" героев.

10 фев в 16:57

Епископ Курочкин
Правильно будет соучастникам обличаемым Кураевым греха
придти в беспокойство. Правильно. Но, братцы, не наломайте дров (какие тут дрова?! - тут личности,тут души и ВАШИ, в частности). Во-первых: -не принимайте собственных решений не посоветовавшись ни с кем! Десять, сто(образно говоря) раз поверь своё мнение, а главное - практический вывод. Помните: Каноническое Право не инструкция к действию, а то же самое, что УК (уголовный кодекс). Главное: -ОТЧАЯНИЕ самый большой грех!
10 фев в 17:24

Епископ Курочкин
К сожалению бывает такое, что я бы назвал не удовлетворённым ожиданием заслуженной награды за особые заслуги. Один раз мой рабочий в одиночку потушил пожар, полыхавший в храме, забитом пиломатериалами. Это было чудо. Скромно перенеся все похвалы в свой адрес и ни чего не требуя в награду, рабочий вдруг яростно и зло запил. Добром не кончилось. Другой, инок Иоанн,работал сутками без отдыха и очень профессионально; внутренности двух сельских храмов отштукатурил и полностью из руин приготовил к службе. От похвал прятался, наград не искал, но вышереченная неудовлетворённость, которую он не мог в себе определить, додавила до печального финала - снял рясу, пошёл по всей Руси пить, запивать обиду на всех, неблагодарных. Ну эти двое из зеков. У интелектуала всё сложнее. Такая досада и тревога от обнаруживающихся мотивов обиды у протодиакона...

16 фев в 12:43

Епископ Курочкин
Гусары, запершись, занимались непотребством. Вдруг стук в дверь. -"Господа! Не отпирать! -Это поручик Ржевский, он всё нам опошлит!"
16 фев в 12:53

Епископ Курочкин
При решении важных, касающихся многих, серьёзных проблем просто не допустимо внесение чьих бы то ни было личных обид и амбиций. Их присутствие - это конец солидарности, разлад, уход от темы, бессмысленное и бесконечное словопрение.
Говорить говорунам, не способным говорить и с одним собеседником, потому, что не способны слушать и не желают слышать, о соборности просто глупо, а по отношению к истине - кощунственно.

19 фев в 15:22

Епископ Курочкин
Мой старший брат - священник опытный. Для священника нет "опущенных", - есть только кающиеся или коснеющие во грехах. Инструкция по отношению к ним - Новый Завет, прочитайте, и Вы будете знать ответ на Ваш вопрос.

20 фев в 17:24 Сергею

Сергей Шкарин
Владыко Вы считаете что Кураеву не следовало этого делать?
20 фев в 19:50

Епископ Курочкин
Я давно ждал такого делателя.

20 фев в 19:58

Цитируется отсюда.