Западные партнеры России, по крайней мере в СМИ, обеспокоились очередным нашим новшеством – ракетным комплексом (РК) «Клаб-К» в контейнерном исполнении. По их мнению, это чудо-оружие, мощная ударная система, опасная в руках слабого, но агрессивно настроенного противника. Разработчики же РК утверждают, что он всего лишь эффективное средство сдерживания.

Оказывается, контейнерный вариант размещения ракетного оружия имеет свою предысторию, рассказ о которой позволяет однозначно решить вопрос: в какой степени в новинке использовались ранее известные технологические решения?

Технологические предпосылки

На предприятиях ОПК постоянно проводятся работы по уменьшению габаритов оружия при тех же или лучших боевых характеристиках. Вспомним первые отечественные крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) – КСС, КСЩ и П-15. Они размещались в ангарных и стабилизированных громоздких стартовых устройствах. Прошло немного времени, и их сменили контейнеры. Это позволило сделать пусковые системы и сами КРМБ более компактными. Последние стали оснащаться складными крыльями. Принятые решения увеличили корабельный боезапас.

“ Ракеты комплекса «Клаб-К» находятся в стандартных транспортных контейнерах, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру – самолетами, судами, железнодорожным транспортом, автомобилями ”

Вскоре были внедрены новые технологии в области электроники, малогабаритных двигателей, ракетного топлива, взрывчатых веществ, что обеспечило разработку малогабаритных крылатых ракет. В США приняли на вооружение противокорабельную ракету (ПКР) «Гарпун», стратегическую КРМБ «Томагавк». Во Франции – ПКР «Экзосет». В СССР – ПКР Х-35 и КРМБ «Клаб». Позже в контейнеры, фактически превратившиеся в ракетные модули, начали устанавливать от двух до четырех КР. Затем появились подпалубные сотовые пусковые. Для корабельного варианта РК «Клаб» предусмотрено такое размещение.

Однако все ранее перечисленное не имеет прямого отношения к комплексу «Клаб-К». Его ракеты находятся в стандартных транспортных контейнерах морского и железнодорожного транспорта гражданского назначения, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру – самолетами, судами, железнодорожным транспортом, автомобилями. Преимущества – скрытность и маскировка. Найти в огромном объеме транспортируемых грузов контейнер с оружием практически невозможно, а перебрасывать чрезвычайно удобно.

Подобная ситуация в свое время сложилась с отечественными боевыми железнодорожными ракетными комплексами (БЖРК). На переговорах в Женеве по сокращению стратегических вооружений американская сторона предложила провести эксперимент, суть которого заключается в следующем: на крупный железнодорожный узел перегоняется состав с БЖРК, затем проводится фотографирование из космоса, далее специалисты должны найти комплекс. Так вот, эта операция с трудом далась даже нашим военным специалистам. Поэтому американцы настояли на запрещении передвижения БЖРК в мирное время вне баз постоянной дислокации. Речь шла о ракете длиной 23 метра и весом больше 100 тонн. Другое дело – «Клаб» длиной всего шесть – восемь метров и весом чуть более двух тонн.

Нереализованный замысел

Кстати, в конце 70-х – начале 80-х годов в СССР проводились работы и по контейнерному базированию авиации ВМФ. Предполагалось за счет размещения самолетов на контейнеровозах значительно увеличить боевые возможности флота в военное время, получив определенное количество «конвойных» авианосцев (как наши западные союзники по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны) и вертолетоносцев.

Размещение вертолетов Ка-252 (после принятия на вооружение – Ка-27) и штурмовиков Як-38 не только на авианесущие крейсера, но и на гражданские суда открывало заманчивые перспективы. С целью проверки его практической осуществимости в сентябре 1983-го по приказу главкома Военно-морского флота С. Г. Горшкова летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР посадили боевые самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38 на палубу теплохода «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Вначале это сделал 14 сентября старший летчик-инспектор полковник Ю. Н. Козлов. Всего до 29 сентября было выполнено 20 полетов.

Государственные испытания (18 полетов) провели пилоты В. В. Васенков и А. И. Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». В результате выяснилось, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18 на 24 метра), выделенной для СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалось, что гражданские суда могут использоваться в качестве «мини-авианосцев». Тем не менее когда стали считать, сколько контейнеров нужно переоборудовать и хранить в мирное время, от замысла отказались.

Не только у нас в стране

Работы по размещению вооружения в стандартных контейнерах проводились и на Западе. Война за Фолклендские острова заставила английское правительство в короткие сроки сформировать мощную военно-морскую группировку, обратив особое внимание на ее авиационную составляющую. Ведь вдали от родных берегов без поддержки с воздуха обойтись не просто трудно, но и невозможно. Тогда, в 1982 году англичане поместили в судовые контейнеры комплекс для аэродромного обслуживания «Харриеров», а также установки ПВО, погрузили их на транспорт «Атлантик Конвейор» и послали в Южную Атлантику.

В настоящее время оружейные контейнерные модули – ключевые элементы американских программ LSC-X и LCS. По заявлению командования ВМС США, на экспериментальном корабле FSF-1 Sea Fighter должна быть отработана «автоматическая конфигурация» замены модулей по принципу plug and play («включай и пользуйся»), который, впрочем, сразу же получил новое звучание – plug and fight («включай и сражайся»).

Однако сами модули еще только создаются, и пока «включать» нечего. Известно, что четыре модуля предназначены для противоминных операций, а другие – для противолодочных и для борьбы с надводными кораблями и катерами.

Германская компания «Блом+Фосс» (Blohm+Voss) с 70-х годов XX века разрабатывает сменные модули MEKO для различных систем оружия. На сегодня произведено более 1500 модулей MEKO. Они установлены примерно на 60 кораблях. Новейший MEKO Mission Module имеет те же внешние габариты, что и 20-футовый контейнер ISO Type 1C. Обеспечена глобальная транспортабельность по всему миру по земле, воздуху и морю. Для немецких транспортов снабжения типа Berlin и Elba разработаны различные «наборы» модулей. Благодаря этому можно быстро собрать плавучий госпиталь, или корабль управления, или корабль для гуманитарной операции, или варианты другого назначения.

Малогабаритные МБР

Коснулось контейнерное размещение оружия и наших стратегических ядерных сил. На рубеже 80-х годов в ленинградском КБ «Арсенал» было выполнено несколько проектов твердотопливных стратегических ракет, в том числе и сверхточной малогабаритной. В 1976-м «Арсеналу» была поручена разработка подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) с малогабаритной твердотопливной МБР Ф-22 (НИР «Вереница»). Работа проводилась в соответствии с решениями Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК СМ СССР) № 57 от 5 апреля 1976 года и № 123 от 26 мая 1977 года в рамках НИР «Горизонт-1» с привлечением КБ общего машиностроения, КБ «Мотор», ПО «Искра» и НИИ автоматики и приборостроения по ТТЗ головных институтов Минобщемаша и Минобороны – ЦНИИМаша и 4-го ЦНИИ МО.

Основное назначение комплекса – ответный удар после ракетно-ядерного нападения противника. Исходя из этого важнейшей характеристикой ПБРК являлась живучесть, то есть сохранение высокой боеготовности мобильных пусковых установок (МПУ) и подвижных командных пунктов (ПКП) после ядерного воздействия противника по району базирования. В результате проведенных научных исследований и конструкторских проработок были определены основные направления обеспечения требуемой живучести комплекса.

Скрытность от технических средств разведки вероятного противника достигалась путем маскировки МПУ и ПКП под универсальные унифицированные контейнеры УУК-30, предназначенные для перевозки народнохозяйственных грузов. Контейнерные агрегаты обладали высокой подвижностью за счет транспортировки в процессе боевого дежурства штатными автопоездами – контейнеровозами. Использовались тягачи МАЗ-6422 и полуприцепы МАЗ-9389 с имитацией технологии работ, проводимых с контейнерами УУК-30.

Снижение вероятности поражения боевых агрегатов при ракетно-ядерном нападении обеспечивалось рассредоточением МПУ и ПКП в обширных неотчуждаемых районах базирования.

В связи с переходом КБ «Арсенал» на космическую тематику работы по ракетному направлению были свернуты.

Однако создание в СССР малогабаритных МБР не прекратилось. Постановлением № 696-213 от 21 июля 1983 года Московскому институту теплотехники (МИТ) поручалась разработка подвижного грунтового комплекса с МБР «Курьер». Ставилась задача повышения выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов высокой мобильности и скрытности. Ракета «Курьер» была в несколько раз легче ранее созданных МБР и примерно соответствовала американской ракете «Миджетмен».

Эскизный проект ракетного комплекса «Курьер» был закончен в 1984 году. Прорабатывалось несколько вариантов мобильного базирования, в том числе и в контейнерном исполнении. Тем не менее по традиции для МИТа основным стал автомобильный вариант на легком колесном шасси.

Работы по теме «Курьер» завершились в 1991 году в соответствии с политическим решением руководства СССР и США о прекращении создания этой ракеты и ее американского аналога – «Миджетмена». Михаил Горбачев объявил, что Советский Союз не будет в дальнейшем проводить испытания малогабаритных МБР.

Безусловно, при контейнерном размещении стратегических ракет их скрытность резко возрастает, но остается вопрос контроля таких вооружений. Как известно, сейчас действует Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III, New START), в котором предусмотрены различные виды инспекций, в том числе и по подозрению. Контейнеры с МБР, таким образом, подрывали бы достигнутое доверие и нарушали бы стабильность в стратегической области.

Не подлежит ограничениям

Другое дело – тактическое и оперативно-тактическое оружие. Пока международный контроль его практически не касается, тем более если ракета имеет ограниченную дальность стрельбы, то она не подпадает под запрет распространения ракетных технологий. «Клаб-К» занимает именно эту нишу.

Ракетная система интересная, но опасная для потенциального противника. Британская The Daily Telegraph бьет тревогу: «Российский комплекс ракетного оружия Club-K полностью изменит правила ведения войны и приведет к масштабному распространению баллистических ракет». Информационное агентство Reuters распространило сообщение под заголовком «Новое смертоносное российское оружие можно спрятать в обычном морском контейнере». В нем утверждается: «Одна из российских компаний занимается маркетингом нового боевого комплекса с крылатыми ракетами, обладающего огромной разрушительной силой. Эта установка может быть спрятана в морском контейнере, что дает возможность любому торговому судну уничтожить авианосец». The Daily Telegraph отмечает, что если бы в 2003 году у Ирака имелись РК «Клаб-К», вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.

Получается, что идеи разместить оружие в стандартных «гражданских» контейнерах не совсем новые. Весь мир в той или иной форме движется в этом направлении. Указанные наработки применены к новейшей системе ракетного оружия «Клаб», которая пользуется стабильным спросом у наших зарубежных покупателей. Все это дает определенные перспективы по линии военно-технического сотрудничества.

В заключение отметим, что, как сообщили в концерне «Моринформсистема-Агат», 22 августа проведены успешные бросковые испытания контейнерного комплекса ракетного оружия «Клаб-К» с ПКР Х-35УЭ. В ближайшее время пройдет аналогичный экзамен комплекс «Клаб-К» с ПКР 3М-54Э и КРМБ 3М-14Э (для уничтожения наземных целей). Таким образом, семейство РК «Клаб» стало универсальным и теперь способно поражать корабли и стационарные береговые цели на тактической и оперативной глубине.

Успешно прошли так называемые бросковые испытания ракеты Х-35УЭ, выпущенной из пусковых установок, размещенных в стандартном грузовом контейнере комплекса Club-K. Пуск был осуществлен 22 августа на одном из специализированных полигонов.

Противокорабельная ракета Х-35 отличается малозаметностью и полетом к цели на высоте не более пятнадцати метров, а на конечном участке траектории - четыре метра. Комбинированная система самонаведения и мощная боевая часть позволяют одной ракетой уничтожить боевой корабль водоизмещением 5000 тонн.

Бросковые испытания - первый этап проверки любых ракет. Выясняется: верно ли разработаны алгоритмы подготовки к пуску, как само изделие реагирует на подаваемые команды и вообще - способна ли ракета без проблем покинуть пусковую установку.

К сожалению, у нас сложилась странная практика. Танки, ракеты, самолеты еще в чертежах, а уже заявляется, что они будут обязательно приняты на вооружение с указанием конкретной даты. Все даты проходят, годы пролетают, а обещанного чудо-оружия все нет и нет. Так что запоздалое сообщение об успешном броске ракеты из контейнера Club-K дает надежду на то, что работы идут по намеченному графику и в верном направлении. То есть шла тщательная проверка полученных результатов, и только после этого публично объявили об успехе.

Видео: Сергей Птичкин/ РГ

Впервые макет этого ракетного комплекса показали на военно-техническом салоне в Малайзии в 2009 году. Он сразу произвел фурор. Дело в том, что Club-K представляет из себя стандартные грузовые 20- и 40-футовые контейнеры, которые перевозятся на морских судах, железнодорожным транспортом или автомобилями-трейлерами. Внутри контейнеров размещаются командные пункты и пусковые установки с многоцелевыми ракетами типа Х-35УЭ, 3М-54Э и 3М-14Э, способными поражать как надводные, так и сухопутные цели.

Любой контейнеровоз, перевозящий Club-K, по сути является ракетоносцем с сокрушительным залпом. А любой эшелон с такими контейнерами или конвой большегрузных автомобилей-контейнеровозов - мощными ракетными подразделениями, способными появиться там, где враг не ждет.

Ничего подобного ни в США, ни в Западной Европе не разрабатывали. Сначала ревнители мирового порядка даже возмутились, высказав опасение, что такие контейнеры с ракетными сюрпризами могут попасть в руки террористов, что недопустимо. Потом, правда, успокоились, что естественно - Россия с террористами оружием не торгует.

Зато появились утверждения, будто разработчики оригинального ракетного комплекса просто блефуют, пытаясь протолкнуть на мировой рынок пустышку. По мнению западных инженеров, разместить в ограниченном пространстве грузового контейнера четыре пусковых установки и кабину управления физически невозможно, а русским это точно не по силам.

Успешно прошедшие 22 августа испытания показали - Club-K не фикция, а реально существующая боевая система. Как стало известно "РГ", сейчас готовятся аналогичные испытания с ракетами 3М-54Э и 3М-14Э. Кстати, ракета 3М-54Э способна уничтожить даже авианосец. Более того. Планируется, что мобильные ракетные комплексы Club-K примут участие в масштабных учениях "Кавказ-2012", то есть начинаются их войсковые испытания.

Кстати, английское слово Сlub имеет несколько русских синонимов: клуб, контейнер и дубина. Не будет преувеличением сказать, что новая "Дубина" оказалась вовсе не примитивным оружием, а одной из самых высокотехнологичных ракетных систем в современном мире.



CONTAINER CLUB-K: NEW OR OLD IDEAS

КОНТЕЙНЕРНЫЙ КЛАБ-К: НОВЫЕ ИЛИ СТАРЫЕ ИДЕИ

Сегодня много обсуждается в прессе, и не только, ракетный комплекс «Клаб-К» в контейнерном исполнении. Многие страны запада, и в особенности США, не в серьез обеспокоились русской новинкой. Можно сказать, что это «чудо оружие», способное превратить слабого противника в мощную оборонную систему. Разработчики говорят, что это оружие сдерживания, его наличие сдерживает потенциальную военную угрозу вероятного противника. Оружие в контейнере это новое боевое средство или хорошо забытое вооружение?

Но рассмотрим все по-порядку. Прежде всего, решим вопрос: новые идеи используются в комплексе «Клаб-К», или их конструкторы использовали ранее? В оборонной отрасли постоянно проводятся работы по уменьшению габаритов оружия, при тех же или лучших боевых характеристиках. Давай те вспомним отечественные корабельные крылатые ракеты, первые ракеты КСС, КСЩ и П-15 этого класса размещались в ангарных и стабилизированных громоздких стартовых устройствах. Но прошло немного времени, и им на смену пришли контейнеры, что позволило значительно уменьшить габаритные размеры пусковых систем и самих ракет, последние стали оснащаться складными крыльями. Это все в результате позволило увеличить боезапас ракет на кораблях.

Вскоре были внедрены новые технологии в области электроники, создания новых малогабаритных двигателей, произошел определенный прогресс по ракетному топливу, взрывчатым веществам и др. Все это сделало крылатую морскую ракету малогабаритной, в США появились противокорабельные ракета «Гарпун», стратегические крылатые ракета «Томагавк», во Франции – «Экзосет», а СССР Х-35, «Клаб» и другие.
В дальнейшем контейнеры стали многоракетными, в них размещалось от 2-х до 4-х ракет. Фактически это уже были ракетные модули, затем появились подпалубные сотовые пусковые установки. В том числе и корабельный вариант ракетного комплекса «Клаб» обладает такими возможностями.
Но все ранее перечисленное не имеет прямого отношения к контейнерам РК «Клаб-К». В данном случае речь идет о размещении оружия в стандартных транспортных контейнерах морского и железнодорожного транспорта гражданского назначения, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру на судах, по железной дороге, на автомобилях и воздушных судах. Здесь появляется термин «скрытность» и «маскировка». Те найти в огромном объеме перевозимых грузов контейнер с оружием практически не возможно, зато удобно установить в прицеп большегрузного автомобиля, поставить на палубу контейнеровоза или оставить на терминале хранения контейнеров в порту. Иди ищи его…

Подобна ситуация в свое время сложилась с нашими боевыми железнодорожными комплексами (БЖРК). На переговорах в Женеве по сокращению стратегических вооружений американская сторона предложила провести эксперемент, суть которого заключалась в следующем: на крупном железнодорожном узле ставится состав с БЖРК, затем производится фотографирование из космоса этого объекта и специалисты должны индифицировать где находится ракетный комплекс. Так вот, эта операция с трудом далась даже нашим военным специалистам. По этому американцы всячески ограничивали БЖРК в движении, запрещав их передвижение в мирное время вне баз постоянной дислокации. Так это БЖРК, здесь длина ракеты 23 метра и все больше ста тонн, другое дело малогабаритные ракеты системы «Клаб» длиной всего 6 – 8 метров и весом чуть более двух тонн.
Известно, что в конце 1970-х – начале 1980-х годов в Советском Союзе проводились работы по контейнерному базированию палубной авиации отечественного ВМФ. Предполагалось за счет такого размещения авиационных систем на контейнеровозах значительно увеличить боевые возможности флота в военное время, получив определенное количество «конвойных» авианосцев и вертолетоносцев, как это было сделано в годы Второй Мировой войны, но тогда еще до контейнеров дело не дошло.

Возможность эксплуатации вертолетов Ка-252 (после принятие на вооружение Ка-27) и штурмовиков Як-38 не только с авианесущих крейсеров, но и с гражданских судов – контейнеровозов и сухогрузов открывала заманчивые перспективы. С целью проверки практической осуществимости этой идеи в сентябре 1983 г. по приказу Главкома ВМФ летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР осуществили посадку военных самолетов Як-38 на гражданское судно – теплоход «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Первым совершил посадку 14 сентября 1983 г. старший летчик-инспектор полковник Ю.Н.Козлов. Всего до 29 сентября было выполнено 20 полетов. Государственные испытания (18 полетов) провели В.В.Васенков и А.И.Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18×24 м), выделенной для посадки СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве «мини-авианосцев».
Идеи – идеями, а практика говорит о другом. Когда стали считать сколько контейнеров нужно переоборудовать, особенно где их хранить в мирное время и кто за них будет отвечать, то подумав от этой идеи отказались.

Подобные работы по размещению вооружения в стандартных контейнерах проводились на Западе. Война за Фолклендские острова заставила английское правительство в короткие сроки нарастить военно-морскую составляющую, особенно авиационную. Ведь вдали от родных берегов без авиационной поддержки трудно обойтись. Тогда, в 1982-м году англичане разместили в таких же контейнерах комплекс для аэродромного обслуживания «Харриеров» (включая установки ПВО), погрузили эти контейнеры на «Атлантик Конвейор» и послали на Фолкленды.

В настоящее время модули в контейнерах – ключевые элементы программ LSC-X и LCS. По заявлению командования ВМС США, на «Sea Fighter» должна быть отработана «автоматическая конфигурация» замены модулей по принципу plug-and-play («включай и пользуйся»), который, впрочем, сразу же получил новое звучание – plug-and-fight («включай и сражайся»). Но сами модули еще только создаются, и пока «включать» нечего. Известно, однако, что четыре модуля предназначены для противоминных операций, а другие – для противолодочных и для борьбы с надводными кораблями и катерами.

Германская компания Блом+Фосс (Blohm+Voss) с 1970-х годов разрабатывает сменные модули MEKO для различных систем оружия, с тех пор более, чем 1500 модулей MEKO для различных систием были произведены и установлены примерно на 60 кораблей. Новейший MEKO Mission Module имеет те же внешние габариты, что и 20-футовый контейнер ISO Тип 1Ц (Type 1C). Таким образом, была обеспечена уверенная простая транспортабельность по всему миру по земле, воздуху и морю.
Для немецких транспортов снабжения типа Berlin и Elba разработаны различные «наборы» модулей в типоразмерах 20-ти футовых контейнеров. Благодаря этому можно быстро собрать плавучий госпиталь или корабль управления, или корабль для гуманитарной операции или варианты другого назначения.

Коснулось контейнерное размещение оружия и наших стратегических ядерных сил. На рубеже 1980-х годов в ленинградском КБ «Арсенал» было выполнено несколько проектов твердотопливных стратегических ракет, в том числе и сверхточной малогабаритной твердотопливной ракеты. В 1976 г. конструкторскому бюро «Арсенал» им. М.В.Фрунзе была поручена разработка подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) с малогабаритной твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности Ф-22 (НИР «Вереница»). Работа проводилась в соответствии с решениями ВПК от 5 апреля 1976г. № 57 и от 26 мая 1977г. № 123 в рамках НИР «Горизонт-1» с привлечением КБ общего машиностроения, КБ «Мотор», ПО «Искра» и НИИ автоматики и приборостроения по ТТЗ головных институтов Минобщемаша и Минобороны (ЦНИИМаш и 4 НИИ МО).

Основное назначение комплекса – участие в нанесении отвеного удара после ракетно-ядерного нападения противника. Исходя из этого, важнейшей характеристикой ПБРК являлась живучесть, т.е. сохранение высокой боеготовности мобильных пусковых установок (МПУ) и подвижных командных пунктов (ПКП) после ядерного воздействия противника по району базирования.

В результате проведенных научных исследований и конструкторских проработок были определены основные направления обеспечения требуемой живучести комплекса за счет: скрытности от технических средств разведки вероятного противника путем маскировки МПУ и ПКП под универсальные унифицированные контейнеры УУК-30, предназначенные для перевозки народнохозяйственных грузов, и придания контейнерным агрегатам высокой подвижности при их транспортировке в процессе боевого дежурства на штатных автопоездах – контейнеровозах (тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389) с имитацией технологии работ, проводимых с контейнерами УУК-30; снижения вероятности поражения боевых агрегатов при ракетно-ядерном нападении путем рассредоточения МПУ и ПКП в обширных неотчуждаемых районах базирования и др.

В связи с переходом КБ «Арсенал» на космическую тематику работы по ракетному направлению были свернуты, но работы в Советском Союзе по малогабаритным МБР не были прерваны. по постановлению от 21 июля 1983 г №696-213 МИТ поручалась разработка подвижного грунтового комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) “Курьер”, проводившаяся, ставила своей задачей повышение выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов повышенной мобильности и скрытности. МБР “Курьер” была в несколько раз легче ранее созданных межконтинентальных ракет и примерно соответствовала американской ракете “Миджетмен”.

Эскизный проект комплекса «Курьер» закончен в 1984 году. Для ракеты прорабатывалось несколько вариантов мобильного базирования, в том числе и в контейнерном исполнении, но по традиции для МИТа, основным был автомобильный вариант на легком колесном шасси. Работы по теме “Курьер” завершились в 1991 году в соответствии с политическим решением руководства СССР и США о прекращении разработки этой ракеты и ее американского аналога – ракеты “Миджетмен”. М.С.Горбачев объявил США, что СССР прекращает испытания малогабаритных МБР.
Безусловно, при контейнерном размещении стратегических ракет, их скрытность резко возрастает, но остается вопрос контроля таких вооружений. Как известно, сейчас действует Договор СНВ, в котором предусмотрены различные виды инспекций, в том числе и по подозрению. А контейнеры с МБР будут представлять угрозу доверия между партнерами по СНВ, это может нарушить стабильность в стратегической области.
Другое дело, тактическое, оперативно-тактическое оружие. Пока их такой контроль не касается, тем более, если ракета имеет ограниченную дальность стрельбы, то она не подпадает и под запрет распространения ракетных технологий. По этому пути и построении комплекс «Клаб-К».

Ракетная система интересная, но опасная для потенциального противника. И уже британская The Daily Telegraph бьет тревогу: российский комплекс ракетного оружия Club-K полностью изменит правила ведения войны и приведет к масштабному распространению баллистических ракет. А информационное агентство Reuters распространило сообщение под заголовком «Новое смертоносное российское оружие можно спрятать в обычном морском контейнере». В нем утверждается: «Одна из российских компаний занимается маркетингом нового боевого комплекса с крылатыми ракетами, обладающего огромной разрушительной силой. Эта установка может быть спрятана в морском контейнере, что дает возможность любому торговому судну уничтожить авианосец».
«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы Club-K, вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.
Получается, что идеи по размещению оружия в стандартных «гражданских» контейнерах не совсем новые, весь мир в той или иной форме движется в этом направлении, но здесь они применены к новейшей системе ракетного оружия «Клаб» (который пользуется стабильным спросом у наших зарубежных партнеров), все это дает определенные перспективы по линии военно-технического сотрудничества.
Хочется отметить, что в 2012 году уже проведены успешные бросковые испытания контейнерного комплекса ракетного оружия «Клаб-К» с ракетой Х-35УЭ, сообщил источник в концерне «Моринформсистема-Агат», проводившем испытания. В ближайшее время пройдут аналогичные испытания комплекса «Клаб-К» с ракетами 3М-54Э и 3М-14Э. Комплекс стал универсальным по целям, он может поражать корабли, и стационарные береговые цели на тактической и оперативной глубине расположения войск.

Совсем недавно Россия показала на военно-морском салоне Euronaval-2014 макет строящегося в Зеленодольске нового модульного патрульного корабля проекта 22160. Этот корабль оснащен ракетным вооружением модульного типа. Как отмечается, по желанию заказчика можно установить ракетный комплекс ПВО, контейнеры с ракетами Club-N или Uran-Е. И как видно на фотографии, в корме установлены те самые контейнеры комплекса Club-K. Разработчик проекта корабля Северное проектно-конструкторское бюро.
Можно сказать, что идеи конструкторов начали воплощаться в металле. Так как известно, что 26 февраля 2014 г. на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького состоялась закладка головного патрульного корабля проекта 22160, получившего имя «Василий Быков».
А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 15.11.2014

Впервые ракетная система «Клаб-К» была представлена российским ОКБ «Новатор» на Азиатской выставке оборонных систем, проходившей в апреле 2009 года в Малайзии. В России же «Клаб-К» был показан широкой публике в Петербурге на военно-морском салоне «МВМС-2011». Система представляет собой пусковую установку с четырьмя противокорабельными крылатыми ракетами Х-35УЭ, а также ракет типа 3М-54КЭ, 3М-54КЭ1 и 3М-14КЭ.

Комплекс выглядит как стандартный морской (20 или 40-футовый) грузовой контейнер, используемый для морских перевозок. Благодаря такой маскировке заметить «Клаб-К» до тех пор, пока он не будет активирован, практически невозможно. Функционально комплекс «Клаб-К» состоит из универсального стартового модуля (УСМ), модуля боевого управления (МБУ) и модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ). Российские разработчики называют ракетную систему «доступным вооружением стратегического назначения», каждый контейнер стоит, по разным оценкам, около 10…15 млн. долларов.

Контейнерный комплекс ракетного оружия «Клаб-К» вызвал настоящую панику в среде западных военных экспертов, так как он может полностью изменить правила ведения современной войны. Компактный контейнер может быть установлен на суда, грузовики или железнодорожные платформы, и из-за отличной маскировки ракетного комплекса неприятелю придется проводить намного более тщательную разведку при планировании атаки.

На самом деле ситуация гораздо хуже. Она просто катастрофическая. Дело в том, что в любой прилично развитой стране все порты и железнодорожные станции просто забиты 40-футовыми контейнерами. Эти контейнеры, кроме того, широко применяются в качестве временных складов и для размещения бытовок рабочих, а также для техники - например, в них монтируются модульные мазутные и газовые котельные, дизельные электростанции, резервуары с жидкостями и так далее.

Таким образом, вся территория страны заставлена десятками и даже сотнями тысяч таких контейнеров. Которые из них содержат внутри ракеты? Как это определить? Гражданский транспорт прекрасно приспособлен для перевалки таких грузов. Огромное количество железнодорожных платформ, речных и морских судов и даже грузовых трейлеров могут перевозить такие контейнеры.

«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы «Клаб-К», вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое гражданское грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу военным кораблям и грузам.

Экспертов Пентагона беспокоит, что Россия открыто предлагают «Клаб-К» всем, кто находится под угрозой атаки со стороны США. В случае, если этот ракетный комплекс поступит на вооружение Венесуэлы или Ирана, это, по мнению американских аналитиков, может дестабилизировать обстановку в мире.

«Эта система дает возможность для распространения крылатых ракет в таких масштабах, каких мы еще не видели, - оценивает потенциал «Клаб-К» консультант Пентагона по вопросам обороны Рубен Джонсон. - Благодаря тщательной маскировке и высокой мобильности вы больше не сможете легко определить, что объект используется как пусковая установка. Сначала у ваших берегов появляется безобидное грузовое судно, а в следующую минуту ваши военные объекты уже уничтожены взрывами».

Основным элементом ракетной системы «Клаб» является универсальная ракета «Альфа», которая была продемонстрирована в 1993 году на выставке вооружений в Абу-Даби и на международном авиакосмическом салоне МАКС-93 в г. Жуковский. В том же году она была принята на вооружение.

По западной классификации ракета получила обозначение SS-N-27 Sizzler («шипелка», за характерный шипящий звук при старте). В России и за рубежом она обозначалась как «Клаб» (Сlub), «Бирюза» (Biryuza) и «Альфа» (Alpha или Alfa). Впрочем, это все экспортные названия - отечественным военным эта система известна под шифром «Калибр».

Первым иностранным заказчиком ракетной системы Club морского базирования стала Индия. Ракетные комплексы надводного и подводного базирования установлены на фрегатах проекта 11356 (тип «Talwar») и дизельных подводных лодках ВМС Индии проекта 877ЭКМ, построенных российскими предприятиями. На закупленных ранее подлодках комплекс Club устанавливается при проведении на них работ по ремонту и модернизации.

Ракетная система Club поставляется также и Китаю, достигнуты договоренности о поставках еще нескольким странам. Иран и Венесуэла уже высказали свою заинтересованность в приобретении новинки, сообщает Sunday Telegraph.

Но до сих пор речь шла о системах «Клаб» (Club) морского базирования - для надводных кораблей и подводных лодок. Теперь же российские разработчики сделали революционный шаг - поставили корабельные ракеты в стандартный контейнер и добились их автономного пуска. А это коренным образом меняет тактику и стратегию применения ракет.

При этом формально ракеты «Клаб-К» не подпадают ни под какие ограничения. Их дальность полета - до 250-300 км, и они даже не баллистические, а крылатые. Американцы сами в свое время вывели крылатые ракеты за скобки договоров об ограничении экспорта ракетных технологий - вот теперь и пожинают плоды.

Чем напугал «Клаб-К» военных экспертов Пентагона? В принципе, в боевом и технологическом плане там нет ничего супернового - комплекс «стреляет» дозвуковыми крылатыми ракетами различных модификаций (даже ракета 3М54Э дозвуковая - лишь последние 20-30 км ее ударная часть проходит на сверхзвуке 3М, чтобы эффективно преодолеть мощную ПВО и создать большое кинетическое воздействие на крупную цель). Система позволяет поражать морские и наземные цели на расстоянии 200-300 км от точки пуска, в том числе и авианосцы - но никаким Wunderwaffe сама по себе не является.

Главное здесь другое - весь комплекс исполнен в виде стандартного 20 или 40-футового морского контейнера. Это значит, что он становится практически незаметным для любых видов воздушной и технической разведки. В этом-то и вся «соль» идеи. Контейнер может находиться на борту торгового судна. На железнодорожной платформе. Его можно погрузить на полуприцеп и в качестве обыкновенного груза доставить в район применения обычным грузовиком. Воистину, как не вспомнить железнодорожные пусковые установки баллистических ракет «Скальпель» времен СССР!

Однако если уничтожение «рефрижераторов» можно объяснить потребностями контроля за стартами баллистических ракет, то здесь на кривой козе не подъедешь. Ракеты крылатые, «это средство береговой обороны» - и точка!

Само собой, что при нападении в первую очередь подавляются средства ПВО, а после разносится в пух и прах береговая оборона. Но здесь нечего разносить - сотни, а то и тысячи и даже десятки тысяч ложных целей (обычных контейнеров, которые кто-то метко назвал «эритроцитами мировой торговли») просто не позволят допустить ни пуха, ни праха.

Это заставит авианосцы держаться подальше от берега, тем самым ограничивая дальность применения с них авиации - это раз. Если дошло до высадки десанта, то часть контейнеров может «открыться» и пустить десантные корабли на дно - это два. А ведь хрен с ними, с кораблями - но там же десант, главная ударная сила и техника, потери которой оперативно невосполнимы.

Ну и третье - это позволяет держать поближе к побережью более серьезные средства поражения и резервы. Ведь авианосцы мы отогнали, и их возможности воздействия на берег сильно редуцированы.

Конечно, неплохо было бы и береговые средства ПВО запрятать вот в такие контейнеры. Тогда точно - морские границы будут на замке. И, конечно же - торговать, торговать и еще раз торговать этими системами. Ведь защищаться никому не возбраняется.

А теперь давайте разберёмся - действительно ли так страшен «Клаб-К», как его малюют? Надо сказать, что в семейство «Клаб» сейчас входит несколько крылатых ракет различного назначения, дальности и мощности.

Наиболее мощная из них – крылатая противокорабельная 3М-54КЭ, созданная на базе ракеты «Гранат», предназначенной как раз для ударов по авианосцам. Ее полет проходит на скорости 0,8 М (0,8 скорости звука). При подлете к цели она отделяется от маршевого двигателя и разгоняется до 3 Махов – свыше 1 км/с – при высоте полета 5–10 м. Боеголовка высокого проникающего действия содержит 200 кг взрывчатого вещества. Дальность действия ракеты – 300 км.

Крылатые противокорабельные ракеты ЗМ-54КЭ и ЗМ-54КЭ1 имеют близкую базовую конфигурацию. Они выполнены по нормальной крылатой аэродинамической схеме с раскрывающимся трапециевидным крылом. Основное различие этих ракет заключается в количестве ступеней.

Ракета ЗМ-54КЭ имеет три ступени: твердотопливную стартовую ступень, маршевую ступень с жидкостным реактивным двигателем и третью твердотопливную ступень. Пуск ракеты ЗМ54КЭ может производиться из универсальной вертикальной или наклонных пусковых установок ЗС-14НЭ надводного корабля или штатного торпедного аппарата калибра 533 мм подводной лодки.

Старт обеспечивается первой твердотопливной ступенью. После набора высоты и скорости первая ступень отделяется, выдвигается подфюзеляжный воздухозаборник, запускается маршевый турбореактивный двигатель второй ступени и раскрывается крыло. Высота полета ракеты снижается до 20 м над уровнем моря, и ракета летит к цели по данным целеуказания, введенным в память ее бортовой системы управления до пуска.

На маршевом участке ракета имеет дозвуковую скорость полета 180-240 м/си, соответственно, большую дальность. Наведение на цель обеспечивает бортовая инерциальная навигационная система. На удалении 30-40 км от цели ракета делает «горку» с включением активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-54Э.

АРГС-54Э производит обнаружение и селекцию надводных целей (выбирает наиболее важные) на дистанции до 65 км. Наведение ракеты производится в секторе углов по азимуту -45°, а в вертикальной плоскости в секторе от -20° до +10°. Вес АРГС-54Э без корпуса и обтекателя не более 40 кг, а длина 700 мм.

После обнаружения и захвата цели головкой самонаведения у ракеты ЗМ54КЭ происходит отделение второй дозвуковой ступени и начинает работать третья твердотопливная ступень, развивающая сверхзвуковую скорость до 1000 м/с. На конечном участке полета протяженностью 20 км ракета снижается на высоту до 10 м над водой.

При сверхзвуковой скорости полета ракеты над гребнями волн на конечном участке вероятность перехвата ракеты мала. Тем не менее, для полного исключения вероятности перехвата ракеты ЗМ-54КЭ средствами ПВО цели бортовая система управления ракетой может выбирать оптимальный маршрут выхода на атакуемый корабль. Кроме того, при атаке крупных надводных целей может осуществляться залповый пуск нескольких ракет, которые будут выходить к цели с разных направлений.

Дозвуковая маршевая скорость ракеты позволяет иметь минимальный расход топлива на один километр пути, а сверхзвуковая скорость должна обеспечить малую уязвимость от зенитных средств ближней самообороны корабля противника.

Главное отличие крылатой ракеты ЗМ-54КЭ1 от ракеты ЗМ-54КЭ - отсутствие третьей твердотопливной ступени. Таким образом, ракета ЗМ-54КЭ1 имеет только дозвуковой режим полета. Ракета ЗМ-54КЭ1 короче почти на 2 метра, чем ЗМ-54КЭ. Это сделано для того, чтобы иметь возможность размешать ее на кораблях малого водоизмещения и на подводных лодках, имеющих укороченные торпедные аппараты, изготавливающиеся в странах НАТО.

Зато ракета ЗМ-54КЭ1 имеет почти в два раза большую боевую часть (400 кг). Полет ракеты ЗМ-54КЭ1 происходит так же, как и у ЗМ-54КЭ, но без разгона на конечном участке.

Крылатая ракета ЗМ-14КЭ по своему устройству и тактико-техническим данным почти не отличается от ракеты ЗМ-54КЭ1. Разница заключается в том, что ракета ЗМ14КЭ предназначена для поражения наземных целей и имеет несколько иную систему управления. В частности, в ее систему управления входит баровысотомер, обеспечивающий большую скрытность полета над сушей за счет точного выдерживания высоты в режиме огибания рельефа местности, а также спутниковая навигационная система, способствующая высокой точности наведения.

Что касается новой крылатой ракеты Х-35УЭ, то её мы рассмотрим несколько позже в отдельной статье.

Следует отметить такой факт – в публикациях западных СМИ обходится стороной ряд существенных технических факторов. Например, «Клаб-К» позиционируется его изготовителем – ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат» – как универсальный стартовый модуль, в котором размещена подъемная пусковая установка на четыре ракеты. Но чтобы привести комплекс «Клаб-К» в боевое состояние и произвести пуск ракет, требуются еще два таких же 40-футовых контейнера, в которых находятся Модуль боевого управления и Модуль энергопитания и жизнеобеспечения.

Эти два модуля обеспечивают:
- повседневное обслуживание и регламентные проверки ракет;
- прием целеуказания и команд на выполнение стрельбы через спутник;
- расчет исходных данных стрельбы;
- проведение предстартовой подготовки;
- выработку полетного задания и пуск крылатых ракет.

Понятно, что для этого требуются обученный боевой расчет, централизованный командный пункт, спутниковая навигация и связь. Вряд ли это доступно террористам, даже если они из «Хезболлах». Своих спутников у них нет, «Клаб-К», естественно, завязан на российскую космическую группировку и соответствующий контроль.

Настоящее назначение контейнерного комплекса «Клаб-К» – вооружение мобилизованных гражданских судов в угрожаемый период. В случае возможной агрессии прибрежное государство может быстро получить небольшой флот, предназначенный для борьбы с морской ударной группировкой потенциального противника.

Такие же контейнеры, расположенные на побережье, прикроют его от приближающихся десантных судов. То есть это очень эффективное оружие обороны. При этом весьма дешевое – около 15 млн. долларов за базовый комплекс (три контейнера, 4 ракеты). Это на порядок ниже стоимости фрегата или корвета, которые обычно применяются для обороны береговой черты.

«Клаб-К» способен заменить флот и морскую авиацию. Для небогатых государств с протяженной береговой чертой это серьезная альтернатива закупкам дорогой в эксплуатации техники, которая обычно приобретается в странах Западной Европы. Испанские фрегаты, германские подлодки, французские ракетные комплексы, итальянские вертолеты и другое вооружение, комплектующие для которого изготавливаются в полутора десятках стран, могут потерять изрядный сектор рынка.

/По материалам warcyb.org.ru, ru.wikipedia.org и i-korotchenko.livejournal.com/