Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (1130–1200), выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [братьев] – Чжу [Си] школа, или «ли сюэ» – «учение о принципе»), в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного трандартав Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Родился 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался главным образом научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но не надолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун («державный князь»), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 при правлении инородной (монгольской) династии Юань его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Умер он 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Литературное наследие Чжу Си чрезвычайно велико. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике (прежде всего Пятиканонию и Четверокнижию , см . ШИ САНЬ ЦЗИН) и беседах, записанных учениками (юй лу). Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников – четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сун (960–1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в частности, составив из них первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию Цзинь сы лу («Записи размышлений о близком», 14 глав, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173). Наиболее полные собрания различных видов сочинений Чжу Си – Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные беседы учителя Чжу [Си ], 140 глав, 1270), Чжу-цзы вэнь цзи (Собрание письмен учителя Чжу [Си ], 121 глава, 1532, серия СББЯ), Чжу-цзы цюань шу (Полное [собрание ] произведений учителя Чжу [Си ], издано по императорскому указу, 66 глав, 1714, т. 1–25).

Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи «Великого предела» (тай цзи) и «Беспредельного / предела отсутствия» (у цзи, см . ТАЙ ЦЗИ; Ю – У) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового «принципа/резона» (ли 1). Тай цзи, по Чжу Си, – это совокупность всех ли 1 , тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей «тьмы вещей» (вань у). В каждой конкретной «вещи» (у 3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны – в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, «Великий предел» определялся как «бесформенный и безместный», т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в «вещах» делает основной задачей человека их «выверение», или «классифицирующее постижение» (гэ у), которое состоит в «совершенном [раскрытии] принципов» (цюн ли). Эта процедура «доведения знания до конца» (чжи чжи) своим результатом должна иметь «искренность помыслов», «выправленность сердца», «усовершенствованность личности», а затем – «выправленность семьи», «упорядоченность государства» и «уравновешенность [всей] Поднебесной» (формулы Да сюэ ), поскольку ли 1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: «настоящий принцип не имеет недоброго», «принцип – это гуманность (жэнь 2), должная справедливость (и 1), благопристойность (ли 2), разумность (чжи 1)». Каждая «вещь» есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального «принципа» (ли 1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци 1). Физически они неразделимы, но логически ли 1 имеет приоритет над ци 1 . Восприняв проведенное Чэн И различение «предельно коренной, совершенно изначальной природы» (цзи бэнь цюн юань чжи син) и «природы пневменной материи» (ци чжи чжи син), связав их с ли 1 и ци 1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей «доброй» человеческой «природы», обладающей вторичными и конкр. модусами, которым в разной степени присущи «добро» и «зло».

В 16 – первой половине 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве – Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина] школа («синь сюэ» – «учение о сердце»), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики. Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (1644–1911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в «новом учении о принципе» (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или постнеоконфуцианство.

ЧЖУ СИ, Чжу Юаньхуй, Чжу Чжунхуй, Чжу Хуй­ань (18.10.1130, Юси/Юци, пров. Фуц­зянь – 23.4.1200, Као­тин, пров. Фуц­зянь), кит. фи­ло­соф, учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, ли­те­ра­тор, пе­да­гог, кал­ли­граф; тек­сто­лог, ком­мен­та­тор и сис­те­ма­ти­за­тор ка­но­нов кон­фу­ци­ан­ст­ва . Соз­да­тель «шко­лы Чэн-Чжу» (вме­сте с Чэн И и Чэн Хао ), или «уче­ния о ли -прин­ципе» (ли-сюэ), сде­лав­ший не­окон­фу­ци­ан­ст­во ор­то­док­саль­ной идео­ло­ги­ей и куль­тур­ным стан­дар­том в тра­диц. об­ще­ст­вах Ки­тая, Япо­нии, Ко­реи и со­пре­дель­ных стран.

Про­ис­хо­дил из се­мьи учё­но­го-чи­нов­ни­ка, в 18 лет по­лу­чил выс­шую учё­ную сте­пень цзинь­ши, за­тем в те­че­ние 20 лет за­ни­мал­ся гл. обр. на­уч. и лит. тру­дом. В 1178 стал гла­вой ок­ру­га в пров. Цзян­си, за­тем не­од­но­крат­но, но не­на­дол­го на­зна­чал­ся на вы­со­кие адм. по­сты. В 1196 за кри­тич. на­строе­ния в от­но­ше­нии по­ли­ти­ки вла­сти ли­шён всех чи­нов и зва­ний, его уче­ние под­верг­лось за­пре­ту. По­смерт­но в эпо­ху Сун удо­сто­ил­ся ти­ту­лов кня­зя Куль­ту­ры (Вэнь-гун, 1209), ве­ли­ко­го на­став­ни­ка (тай-ши), кня­зя уде­ла Хуй (1230) и ус­та­нов­ле­ния имен­ной таб­лич­ки в хра­ме Кон­фу­ция (1241), при монг. прав­ле­нии в эпо­ху Юань его уче­ние во­шло в сис­те­му гос. эк­за­ме­нов на учё­ные сте­пе­ни и чи­нов­ни­чьи долж­но­сти (кэ-цзюй, 1313), а жиз­не­опи­са­ние – в офи­ци­аль­ную «Ис­то­рию Сун» («Сун ши», 1345, гл. 429).

Ав­тор ок. 80 про­из­ве­де­ний; со­хра­ни­лось ок. 2 тыс. его пи­сем. Ос­но­во­по­ла­гаю­щие идеи Ч.Си вы­ра­же­ны в ком­мен­та­ри­ях к кон­фу­ци­ан­ской клас­си­ке (пре­ж­де все­го к «Пя­ти­ка­но­нию» – «У цзин» и «Чет­ве­ро­кни­жию» – «Сы шу») и про­из­ве­де­ни­ям твор­цов не­окон­фу­ци­ан­ст­ва Чжоу Ду­ньи , Чжан Цзая , Чэн Хао и Чэн И, а так­же в бе­се­дах, за­пи­сан­ных уче­ни­ка­ми. В со­ав­тор­ст­ве с Люй Цзу­цянем (1137–81) со­ста­вил не­окон­фу­циан­скую ан­то­ло­гию «Цзинь-сы лу» («За­пи­си дум о близ­ком», 1175). Наи­бо­лее пол­ные со­б­ра­ния его со­чи­не­ний: «Чжу-цзы юй-лэй» («Клас­си­фи­ци­ро­ван­ные ре­чи Учи­те­ля Чжу», 1270), «Чжу-цзы вэнь-цзи» («Со­б­ра­ние пись­мен Учи­те­ля Чжу», 1532), «Чжу-цзы цю­ань-шу» («Пол­ное [со­б­ра­ние] про­из­ве­де­ний Учи­те­ля Чжу», 1714).

Ч.Си ис­тол­ко­вал кос­мо­ло­го-кос­мо­го­нич. пер­во­на­ча­ло ми­ра – Ве­ли­кий пре­дел (тай цзи ) как то­ж­де­ст­вен­ную Бес­пре­дель­но­му (или Пре­де­лу от­сут­ст­вия – у цзи) со­во­куп­ность всех прин­ци­пов-ли, пол­ное един­ст­во упо­ря­до­чи­ваю­щих струк­тур и за­ко­но­мер­но­стей всех «10 ты­сяч ве­щей» (вань у). В ка­ж­дой кон­крет­ной «ве­щи», т. е. пред­ме­те, яв­ле­нии или де­ле, он при­сут­ст­ву­ет спол­на, как об­раз лу­ны – в лю­бом её от­ра­же­нии. По­это­му, не от­де­ля­ясь от ре­аль­но­го ми­ра как иде­аль­ная сущ­ность, Ве­ли­кий пре­дел «бес­фор­мен и без­мес­тен», т. е. ни­где не ло­ка­ли­зо­ван в ви­де са­мо­сто­ят. фор­мы. Пол­но­та его при­сут­ст­вия в ве­щах де­ла­ет осн. за­да­чей че­ло­ве­ка их клас­си­фи­ци­рую­щее «вы­ве­ре­ние» (гэ у), ко­то­рое со­сто­ит в «со­вер­шен­ном [рас­кры­тии] прин­ци­пов» (цюн ли). Эта про­цеду­ра «до­ве­де­ния зна­ния до кон­ца» (чжи чжи) долж­на при­вес­ти к «ис­крен­но­сти по­мы­слов», «вы­прав­лен­но­сти серд­ца», «усо­вер­шен­ст­во­ван­но­сти лич­но­сти», «вы­рав­нен­но­сти се­мьи», «упо­ря­до­чен­но­сти го­су­дар­ст­ва» и «урав­но­ве­шен­но­сти [всей] Под­не­бес­ной» (фор­му­лы «Да сюэ» – «Ве­ли­ко­го уче­ния»), по­сколь­ку прин­цип-ли со­вме­ща­ет ра­цио­наль­ность с мо­раль­но­стью: «не име­ет не­доб­ро­го» и яв­ля­ет­ся гу­ман­но­стью (жэнь ), дол­гом/спра­вед­ли­во­стью (и), бла­го­при­стой­но­стью (ли ), ра­зум­но­стью (чжи). Ка­ж­дая вещь со­че­та­ет струк­тур­но-дис­крет­ный, ра­цио­наль­но-мо­раль­ный прин­цип-ли с суб­страт­но-кон­ти­ну­аль­ной, ви­таль­но-чув­ст­вен­ной, пси­хич­но-вне­мо­раль­ной пнев­мой (ци ). Фи­зи­че­ски они не­раз­де­ли­мы, но ло­ги­че­ски ли при­ори­тет­нее ци. Ч.Си де­та­ли­зи­ро­вал кон­цеп­цию из­на­чаль­но об­щей доб­ро­ты че­ло­вече­ской при­ро­ды (син), об­ла­даю­щей вто­рич­ны­ми и кон­крет­ны­ми мо­ду­са­ми, ко­то­рым в раз­ной сте­пе­ни при­су­щи доб­ро и зло, и рас­про­стра­нил её на 14-ве­ко­вую ис­то­рию (403 до н. э. – 960 н. э.) в со­здан­ном с уче­ни­ка­ми по ма­те­риа­лам Сы­ма Гуа­на ис­то­ри­ко-кри­тич. сво­де «Цзы-чжи тун-цзянь ган-му» («"Все­про­ни­цаю­щее зер­ца­ло, управ­ле­нию по­мо­гаю­щее", сжа­то из­ло­жен­ное и про­ком­мен­ти­ро­ван­ное», 1172).

В кон­це эпо­хи Мин (16 – 1-я пол. 17 вв.) во­зоб­ла­да­ла аль­тер­на­тив­ная «шко­ла Лу – Ва­на» (Лу Цзюю­а­ня – Ван Ян­ми­на ), или «уче­ние о серд­це» (синь-сюэ), но в сле­дую­щую эпо­ху Цин при прав­ле­нии мань­чжу­ров уче­ние Ч.Си вновь по­лу­чи­ло при­ори­тет. В 1930-е гг. его мо­дер­ни­зи­ро­вал Фэн Юлань в «но­вом уче­нии о прин­ци­пе» (синь-ли-сюэ). Ана­ло­гич­ные по­пыт­ки соз­да­ния но­во­го кон­фу­ци­ан­ст­ва (по­ст­не­о­кон­фу­ци­ан­ст­ва) в про­ти­во­вес ки­таи­зи­ро­ван­но­му мар­ксиз­му с кон. 1950-х гг. пред­при­ни­ма­ют кит. фи­ло­со­фы вне КНР, а в 21 в. – и в са­мой стра­не.

род. 19 окт. ИЗО, Юци, провинция Фуцзянь - ум. 24 апр. 1200, Каотин, Фуцзянь) - кит. философ, глава неоконфуцианства, самый влиятельный и известный мыслитель времен Сунской династии. Философию Чжоу Дуньи он сделал течением, господствовавшим в кит. философии в течение столетий. Согласно Чжу Си, мир возникает и существует в результате взаимодействия активного духа и пассивной материи (см. Ян и Инь), - здесь прежде всего становится явным различие между добром и злом и разнообразие существования и его форм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЧЖУ СИ

Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань. 18.10 (15.9). ИЗО, Юси пров. Фуцзянь, - 23.4 (9.3). 1200, Каотин пров. Фуцзянь. Философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конф. канонич. произведений, педагог, гл. представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [братьев] - Чжу [Си] школа), в к-рой оно обрело статус ортодокс, идеологии в Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался гл. обр. науч. и лит. трудом. С 1178, находясь на гос. службе, Ч.С. неоднократно, но не надолго назначался на высокие администр. посты. В 1196 за критич. настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул гогун ("державный князь"), в 1241 причислен к величайшим конф. авторитетам, а с 1313 его учение официально включено в систему гос. экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Лит. наследие Ч.С. чрезвычайно велико. Мн. его основополагающие идеи выражены в ком-мент. к конф. классике (прежде всего "Пятиканонию" и "Четверокнижию", см. "Ши сань цзин") и беседах, записанных учениками (юй лу). Ч.С. публиковал, комментировал и интерпретировал произв. своих непосредств. предшественников - четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сум (960 - 1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в части., составив из них первую и ставшую образцовой неоконф. антологию "Цзинь сы лу" ("Записи размышлений о близком", 14 гл., в соавторстве с Люй Цзуцянем, 1173). Наиболее полные собр. различных видов соч. Ч.С. - "Чжу-цзы юй лэй" ("Классифицированные беседы учителя Ч.[С.]", 140 гл., 1270), "Чжу-цзы вэнь цзи" ("Собр. письмен учителя Ч.[С.]", 121 гл., 1532, сер. СЕБЯ), "Чжу-цзы цюань шу" ("Поли, [собр.] произведений учителя Ч.[С.]", изд. по имп. указу, 66 гл., 1714, т. 1 -25). Ч.С. в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи "Великого предела" (тай цзи) и "Беспредельного / предела отсутствия" (у цзи, см. Тай цзи, Ю - у) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового "принципа/резона" (ли ). Тай цзи, по Ч.С., - это совокупность всех ли , тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей "тьмы вещей" (вань у). В каждой конкр. "вещи" (у ), т.е. предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны - в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, "Великий предел" определялся как "бесформенный и безместный", т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в "вещах" делает осн. задачей человека их "выверение", или "классифицирующее постижение" (гэ у), к-рое состоит в "совершенном [раскрытии] принципов" (цюн ли). Эта процедура "доведения знания до конца" (чжи чжи) своим результатом должна иметь "искренность помыслов", "выправленность сердца", "усовершенствованность личности", а затем - "выправленность семьи", "упорядоченность государства" и "уравновешенность [всей] Поднебесной" (формулы "Да сюэ"), поскольку ли [ 1 ] совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: "настоящий принцип не имеет недоброго", "принцип - это гуманность (жэнь ), должная справедливость (и ), благопристойность (ли ), разумность (чжи )". Каждая "вещь" есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального "принципа" (ли ) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци ). Физически они неразделимы, но логически ли имеет приоритет над ци . Восприняв проведенное Чэн И различение "предельно коренной, совершенно изнач. природы" (цзи бэнь цюн юань чжи син) и "природы на пневменной основе" (ци чжи чжи син), связав их с ли и ци соответственно, Ч.С. окончательно сформировал концепцию изначально-общей "доброй" человеч. "природы" (см. "Мэн-цзы", "Сюнь-цзы"), обладающей вторичными и конкр. модусами, к-рым в разной степени присущи "добро" и "зло". В 16 - первой пол. 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве - Лу [Цзююаня] - Ван [Янмина] школа, сформулировавшая осн. тезисы античжусианской критики. Учение Ч.С. поддерживалось правящей маньчж. дин. Цин (1644-1911). В 30-е гг. 20 в. оно было модернизировано Фэн Юланем в "новом учении о принципе" (синь ли. сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд кит. философов, проживающих за пределами КНР (см. Постконфуцианство). *Чжу-цзы да цюань ("Достаточно полное [собр. соч.] учителя Ч.[С.]"). Т. 1 - 12. Тайбэй, 1970; Ч.С. (Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Пер. М.Л. Титаренко) // Антология мир. философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Ч.С. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей. Пер. с кит. В.В. Зайцева) // Человек как филос. проблема: Восток - Запад. М., 1991; De Harles Ch. (tr). Tchou Hi. La Sino Hio ou moral de la jeunesse. P., 1889; Bruce J.P. (tr.). The Philosophy of Human Nature by Chu Hsi. L., 1922; Craf O. (verdeut.). Tschu Hsi. Djin-si lu, die sungkonfuzianische Summa. Bdl-3. Tokio, 1953 - 4; Chan Wing-tsit (tr.). Reflections on Things at Hand: The Neo-Confucian Antology Сотр. by Chu Hsi and Lu Tsu-chien. N.Y.- L., 1967; **Зайцев В.В. О формировании филос. учения Ч.С. // Из истории кит. философии: становление и осн. направления. М., 1978; Краснов А.Б. Учение Ч.С. о природе человека // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Мартынов А.С. Ч.С. и офиц. идеология имп. Китая // Там же; Его же. Буддизм и конфуцианцы: Су Дунпо (1036 - 1101) и Ч.С. (ИЗО - 1200) // Буддизм, гос-во и об-во в странах Центр, и Вост. Азии в ср. века. М., 1982; Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Ч.С. // Ретроспективная и сравнительная политология. Вып. 1. М., 1991; Цянь Му. Чжу-цзы синь сюэ ань (Новый отчет об учении учителя Ч.[С.]). Т. 1 - 5. Тайбэй, 1971; Сюсигаку тайкэй (Общий курс учения Ч.С.). Т. 1 - 9. Токио, 1974 - 75; Чжан Ливэнь. Ч.С. сысян яньцзю (Исслед. идеологии Ч.С.). Пекин, 1981; Фань Шоукан. Чжу-цзы цзи ци чжэсюэ (Учитель Ч.[С.] и его философия). Пекин, 1983; Лю Шусянь. Чжу-цзы чжэсюэ сысян дэ фачжань юй ваньчэн (Развитие и формирование филос. мысли учителя Ч.(С.]). Тайбэй, 1986; Чэнь Лай. Ч.С. чжэсюэ яньцзю (Исслед. философии Ч.С.). Пекин, 1987; Le Gall S. Le philosophe Tchou Hi, sa doctrine, son influence. Chang-hai, 1894; BruseJ.P. Chu Hsiand His Masters. L., 1923; Sargent G.E. Tchou Hi contre le Bouddhisme. P., 1955; Chan Wing-tsit. Chu Hsi: Life and Thought. Hong Kong, 1986; Chu Hsi and Neo-Confucianism. Honolulu, 1986; Gardner O.K. Chu Hsi and the Ta-hsueh. Camb. (Mass.), 1986. А.И. Кобзев

Последующий период характеризовался преимущественно возникновением и расцветом движения, получившего в литературе наименование неоконфуцианства. Это в высшей степени влиятельное учение представлено такими блестящими именами, как Мао Юн (1011-1077), Чжоу Дуньи (1017-1073), Чжан Цзай (1020-1077), братья Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107) и, наконец, Чжу Си (1130-1200), чье учение не утратило своей привлекательности для многих традиционалистов дальневосточной этнокультурной зоны и до настоящего времени.

Неоконфуцианство как течение мысли опиралось на достижения философствующих танской эпохи, но было вполне самостоятельным в построении принципиально новой концепции, призванной охватить все стороны бытия. Центральным понятием этого учения можно считать представление о некоем высшем “законе – принципе” (ли), управляющем формированием вещей, благодаря которому образуются индивидуальные живые объекты, например, различные породы животных и т. д. Именно поэтому учение неоконфуцианцев называют также лисюэ, букв. “учение о ли”. Субстанциальную основу единства всего существующего, по учению неоконфуцианцев, составляет “эфир” (ци, “пневма”). Это динамическая субстанция, обладающая разнообразными свойствами и способностью придавать эти свойства вещам (например, сияние-свечение звезд, представляющих собой сгущение эфира-ци, обусловлено его собственной способностью сиять-светиться; в человеке это “свечение” проявляется как просветленность ума, и т. д.). Однако эфир-ци, известный всей предшествующей философской традиции, мыслился ранее скорее как нечто необусловленное, спонтанное. В философии Дун Чжуншу и его предшественников он выступал преимущественно в качестве передаточной среды между дао и “всем существующим”, феноменальным миром. Заслугой Чжу Си было соединение в неразрывном динамическом единстве “эфира”-ци и всеуправляющего, оптимизирующего закона-ли: “В Поднебесной не бывает эфира-ци, неподвластного закону-ли, равно как не бывает закона-ли, который не имел бы (объектом управления какой-либо формы) эфира-ци” (Чжу Си юй лэй. Кн. I).

Переосмысление предшествующей традиции в терминах ли-ци привело к необходимости пересмотра и унификации классических текстов, их комментирования под углом зрения нового знания, лисюэ. Эта задача также была решена Чжу Си, составившего комментарии к древним текстам, в значительной степени предопределившие дальнейшее развитие экзегетической литературы. Вплоть до XVII-XVIII веков эта работа Чжу Си не только считалась официально одобренной, но и сама по себе приобрела статус близкий к статусу комментируемых текстов. Особенным уважением в традиции пользовались и пользуются до сих пор в странах дальневосточной этнокультурной зоны комментарии Чжу Си к “Четверокнижию” (“Сы шу”), в которое входят “Лунь юй”, “Мэн-цзы”, “Да сюэ” и “Чжун юн”. В течение веков “Четверокнижие” с комментариями Чжу Си составляло основу школьного образования в странах иероглифической письменности.

Другой важнейшей заслугой Чжу Си считается разработка им в несколько новом ключе названной нами выше проблемы морального сознания неба (природы) тянь. Вклад Чжу Си в развитие представлений о центральном для китайского умозрения объекте интереса – тянь – настолько существен, что некоторые исследователи предлагают считать философские взгляды Чжу Си по этому вопросу вторым по времени (но не по значимости) после Конфуция поворотным пунктом: если Конфуций (551-479 до н. э.) трансформировал антропоморфное “небо”-тянь, упоминаемое еще в “Ши цзине” (“Каноне стихов”) и “Шу цзине” (“Каноне преданий”) в нечто относящееся к разряду моральных категорий, то Чжу Си завершил начатое Конфуцием движение, введя понятие “сознания Неба” или “небесного ума-сердца” (тянь синь, или тянь чжи синь).

Нельзя сказать, что вопрос о категории тянь синь у Чжу Си относится к разряду решенных наукой. Различные точки зрения по этому поводу позволяют одним исследователям акцентировать первый элемент этого бинома (тянь), причем в некоторых контекстах интерпретировать его как синоним некоего мироуправляющего принципа (с последующей персонификацией как “хозяина”, или “господина”), другим же – подчеркивать значение второй части термина – синь (букв. “ум-сердце”, “разум”), в свою очередь приписывая это качество самой природе-небу или же небу, интерпретируемому в духе древнего значения тянь – как антропоморфное божество. Следует заметить, что и у самого Чжу Си эта проблема, по всей видимости, не решается однозначно.

Прежде всего, не вполне ясно, что имел в виду Чжу Си под термином тянь. В самом общем смысле принято считать, что он не проводил различия, следуя в этом за братьями Чэн, между такими категориями, как небо (тянь), судьба (мин) и путь (дао), считая их лишь различными именами (и, возможно, манифестациями) основополагающего принципа (ли). В пользу такой интерпретации учения Чжу Си свидетельствует его замечание о том, что “причина, по которой тянь – это тянь, есть просто принцип (ли); если бы у тянь не было принципа-ли, оно бы не было тянь” (Чжуцзы юй-лэй). В то же время, как следует из записей бесед мыслителя, он, отвечая на вопрос о “порядке вещей”, склонен был ссылаться не только на принцип-ли, но и на другие возможные причины наблюдаемых явлений, природных феноменов. “Некто спросил: “Кто же хозяин? ” Чжу Си ответил: “Само небо. Небо есть ян, вещь абсолютной силы, и потому вращается безостановочно. Но прежде, чем оно приобретает такую способность, должен существовать его господин. Каждый сам должен это увидеть. Это нельзя полностью выразить словами” (там же). Неясно, таким образом, считал ли Чжу Си достаточным одного принципа-ли для объяснения “порядка вещей”, или же он допускал наличие другой скрытой силы, управляющей мировым процессом.

Если допустить, что такая сила наличествует в его учении, то логично предположить у Чжу Си стремление наделить ее “разумом”, синь, однако из целого ряда контекстов следует, что наряду с небом-тянь, носителем свойства “разумности” у Чжу Си выступает также, по крайней мере, дао и человек (соответственно, речь идет о дао-синь и жэнь-синь). В конечном счете концепцию “разума” у Чжу Си целесообразно, по-видимому, рассматривать в рамках общей для классической философской “школы служилых” концепции “единства неба-природы и человека” (тянь жэнь хэ и). В этом случае высшей объективностью у Чжу Си обладает “небесный разум” (тянь синь), в свою очередь подчиненный общему принципу-ли, субъективный же “человеческий разум” (жэнь-синь), будучи по природе подвержен искажающему воздействию различных аффектов (“страстей”, юй), у мудреца может быть путем самопознания и самовоспитания возвышен (или “расширен”) до полного, или почти полного, тождества с “небесным” (или “космическим”) разумом. Такого рода “связанное сознание” может быть лишь морально доброкачественным (в соответствии с постулируемой моральной доброкачественностью “космического” порядка), что и выражается метафорой дао-синь (букв. “сознание, приведенное в соответствие с дао”).


Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (1130-1200), выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [[братьев]] - Чжу [[Си]] школа, или "ли сюэ" - "учение о принципе"), в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного трандартав Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Родился 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался главным образом научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но не надолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун ("державный князь"), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 при правлении инородной (монгольской) династии Юань его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Умер он 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Литературное наследие Чжу Си чрезвычайно велико. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике (прежде всего Пятиканонию и Четверокнижию, см. ШИ САНЬ ЦЗИН) и беседах, записанных учениками (юй лу). Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников - четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сун (960-1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в частности, составив из них первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию Цзинь сы лу ("Записи размышлений о близком", 14 глав, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173). Наиболее полные собрания различных видов сочинений Чжу Си - Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные беседы учителя Чжу [[Си]], 140 глав, 1270), Чжу-цзы вэнь цзи (Собрание письмен учителя Чжу [[Си]], 121 глава, 1532, серия СББЯ), Чжу-цзы цюань шу (Полное [[собрание]] произведений учителя Чжу [[Си]], издано по императорскому указу, 66 глав, 1714, т. 1-25). Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи "Великого предела" (тай цзи) и "Беспредельного / предела отсутствия" (у цзи, см. ТАЙ ЦЗИ; Ю - У) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового "принципа/резона" (ли1). Тай цзи, по Чжу Си, - это совокупность всех ли1, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей "тьмы вещей" (вань у). В каждой конкретной "вещи" (у3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны - в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, "Великий предел" определялся как "бесформенный и безместный", т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в "вещах" делает основной задачей человека их "выверение", или "классифицирующее постижение" (гэ у), которое состоит в "совершенном [[раскрытии]] принципов" (цюн ли). Эта процедура "доведения знания до конца" (чжи чжи) своим результатом должна иметь "искренность помыслов", "выправленность сердца", "усовершенствованность личности", а затем - "выправленность семьи", "упорядоченность государства" и "уравновешенность [[всей]] Поднебесной" (формулы Да сюэ), поскольку ли1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: "настоящий принцип не имеет недоброго", "принцип - это гуманность (жэнь2), должная справедливость (и1), благопристойность (ли2), разумность (чжи1)". Каждая "вещь" есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального "принципа" (ли1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци1). Физически они неразделимы, но логически ли1 имеет приоритет над ци1. Восприняв проведенное Чэн И различение "предельно коренной, совершенно изначальной природы" (цзи бэнь цюн юань чжи син) и "природы пневменной материи" (ци чжи чжи син), связав их с ли1 и ци1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей "доброй" человеческой "природы", обладающей вторичными и конкр. модусами, которым в разной степени присущи "добро" и "зло". В 16 - первой половине 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве - Лу [[Цзююаня]] - Ван [[Янмина]] школа ("синь сюэ" - "учение о сердце"), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики. Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (1644-1911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в "новом учении о принципе" (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или постнеоконфуцианство.
ЛИТЕРАТУРА
Чжу Си. Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Перевод М.Л.Титаренко. - В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969 Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978 Зайцев В.В. О формировании филоского учения Чжу Си. - В кн.: Из истории китайской философии: становление и основные направления. М., 1978 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982 История китайской философии. М., 1989 Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей). Перевод В.В.Зайцева. - В кн.: Человек как филоская проблема: Восток - Запад. М., 1991 Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Чжу Си. - В кн.: Ретроспективная и сравнительная политология, вып. 1. М., 1991 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ЧЖУ СИ" в других словарях:

    - 朱德 Дата рождения 1 … Википедия

    - 朱棣 Чжу Ди … Википедия

    Дата рождения: 18 октября 1130(1130 10 18) Место рождения: Фуцзянь Дата смерти: 23 апреля … Википедия

    Чжу Юаньхуэй, Чжу цзы (учитель Чжу) (18.10.1130, Юци, пров. Фуцзянь, 23.4. 1200, Каотин, пров. Фуцзянь), кит. философ, представитель неоконфуцианства, завершивший процесс его формирования. Был талантливым и энергичным администратором,… … Философская энциклопедия

    Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань. 18.10 (15.9). ИЗО, Юси пров. Фуцзянь, 23.4 (9.3). 1200, Каотин пров. Фуцзянь. Философ, ученый энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конф. канонич. произведений, педагог, гл. представитель… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    - (Чжу цзы) (1130 1200), китайский философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства. * * * ЧЖУ СИ ЧЖУ СИ (Чжу цзы) (1130 1200), китайский философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства … Энциклопедический словарь

    - (кит. трад. 朱朱, упрощ. 昱昱, пиньинь Zhu Yu; р. 1971) китайский художник из Пекина, работающий в жанре перформанса и концептуального искусства. Его наиболее известная работа Eating People была представлена на Шанхайском фестивале искусств в 2000 … Википедия

    - (кит. 朱耷, 1626, Наньчан 1705) китайский художник, поэт и каллиграф династии Цин, известен под псевдонимом Бада Шаньжэнь (кит. 八大山人), человек с горы Бада. Содержание … Википедия

    - (кит. 朱昱; р. 1971(1971)) скандальный китайский художник из Пекина, работающий в жанре перформанса и концептуального искусства. Его наиболее известная работа «Eating People» была представлена на Шанхайском фестивале искусств в 2000 году. На… … Википедия

    - (1886 1976), председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей с 1959. В руководстве КП Китая (КПК) с 1934, в 1956 66 заместитель председателя ЦК КПК. В 1931 37 главнокомандующий китайской Красной армией. В 1937 45… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Традиционная китайская медицина , Чжу-Лили Лузина , Камилла Лузина , Представлены основные сведения по китайской медицине с учетом новейших медицинских данных и классических трудов не только китайских, но и европейских специалистов. В I разделе руководства… Категория: Разное Издатель: