Одной из важнейших задач системы качества является задача организации и проведения внутренних проверок качества и анализа их результатов. Такие проверки являются разновидностью контрольной деятельности, называемой аудитом. Различают три основных вида аудитов:

· финансовый аудит;

· аудит материальных запасов;

· аудит качества.

Все вместе они образуют систему контроля за основными результатами деятельности предприятия. Первые два вида относятся к сфере экономического управления и здесь не рассматриваются.

Аудит (проверка), в соответствии с определением, данным в ГОСТ Р ИСО 9000-2001, – это «систематический, независимый анализ и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки)»

Аудит качества проводится для получения картины работы системы качества на предприятии за определенный период времени. Цель внутреннего аудита состоит в том, чтобы собрать свидетельства в форме «наблюдений», которые позволят выявить несоответствия в процессах, продуктах и системе качества.

Основные задачи аудита качества, как правило, заключаются в следующем:

· определить действие и результативность системы менеджмента качества;

· получить информацию насколько хорошо работает система менеджмента качества;

· определить уровень соответствия стандартам (ISO 9000) и процедурам системы менеджмента качества;

· проверить качество производства продукта или предоставления услуг;

· оценить влияние изменений в организации на систему менеджмента качества;

· определить возможные улучшения системы менеджмента качества.

Различают три вида аудита качества (проверок):

· аудит, ориентированный на продукт;

· аудит, ориентированный на процесс;

· аудит, ориентированный на систему качества.

Аудит, ориентированный на продукт, предназначен для оценки качества продукта (определенного количества готовых продуктов). В ходе аудита взаимосвязано анализируется соответствие качества продукта требованиям потребителей, техническим спецификациям, контрольной и технологической документации, а также делается заключение о действенности, целесообразности и состоянии документации. Тем самым аудит, ориентированный на продукт, выходит далеко за рамки контроля качества продукта и охватывает также соответствующие элементы системы качества. Основными целями этого вида аудита качества являются:

· контроль качества продукта;

· доказательство стабильности процесса изготовления продукта;

· обеспечение выводов из результатов конечных испытаний.

Аудит, ориентированный на систему качества, предназначен для обширной оценки эффективности всей системы качества. В ходе аудита анализируется соответствие всех инструкций (методологических и рабочих инструкций, а также инструкций по испытаниям и др.) требованиям взятых за основу нормативных документов, а также соответствие проводимых мероприятий по обеспечению качества на предприятии предписаниям на всех стадиях жизненного цикла продукта. Основными целями аудита, ориентированного на систему качества, являются:

· регистрация фактического состояния системы качества;

· четкое выделение «узких мест»;

· «активирование» правильного отношения сотрудников предприятия к существующим предписаниям.

Аудит, ориентированный на процессы, предназначен для оценки качества способа или процесса производства. В процессе проведения аудита анализируется соответствие качества процесса рабочим инструкциям, технологическим предписаниям и другой нормативной документации, а также соответствие продуктов на выходе процесса техническим спецификациям и требованиям потребителей. В этом случае, также как и при аудите продукта, одновременно рассматривается действенность, целесообразность и состояние документации и тем самым рассматривается состояние элементов СК на предприятии. К числу важнейших целей аудита, ориентированного на процессы, относятся:

· проверка возможности соблюдения технологических параметров;

· документирование параметров производительности и качества процесса;

· определение «узких мест» процесса.

Кроме того, каждый из перечисленных видов аудита качества может производиться:

· 1-й стороной (внутренний аудит), когда предприятие на основе свода нормативных документов проверяет, например, свою систему качества; при проведении внутренних аудитов, как правило, применяется комбинация аудитов, ориентированных на систему качества, процессы и продукты; анализ направлен, в первую очередь, на процессы со сбоями;

· 2-й стороной и 3-й стороной (внешний аудит), когда предприятие анализирует применяемую поставщиком систему качества (аудит 2-й стороной) или независимая третья сторона проверяет предприятие на предмет соблюдения имеющегося и подлежащего согласованию свода нормативных документов.

Аудит 3-й стороной может проводиться как у предприятий – поставщиков по поручению предприятия – потребителя, так и у предприятия по его поручению. Аудит 3-й стороной обычно заканчивается или разработкой аудиторского информационного сообщения, или разработкой аудиторского заключения, или выдачей сертификата (если 3-я сторона является органом по сертификации). Аудиты 3-й стороной не должны:

· приводить к перекладыванию ответственности за выполнение предъявляемых к качеству требований с персонала предприятия на аудиторскую фирму;

· приводить к расширению функций системы качества за пределы, необходимые для достижения намеченных качественных показателей.

10.2. Нормативные требования по аудиту качества

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001 не рассматривает всю совокупность контрольной деятельности на предприятии. В качестве минимального требования стандарт предписывает поставщику разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры планирования и проведения внутренних проверок качества с целью проверки соответствия деятельности в области качества и связанных с ней результатов запланированным мероприятиям и определения эффективности системы качества. Примерный круг качества для процесса внутренних проверок качества приведен на рисунке 10.1.

Внутренние проверки качества следует планировать на основе состояния и важности различных видов деятельности, которые предстоит проверить. Они должны осуществляться персоналом, не несущим непосредственную ответственность за проверяемую деятельность. Результаты проверок должны протоколироваться и доводиться до сведения персонала, ответственного за проверенный участок работы. Руководящие работники, отвечающие за этот участок, должны своевременно осуществлять корректирующие действия по недостаткам, выявленным в процессе проверки.

Рис. 10.1. Примерный круг качества процесса внутреннего аудита

В деятельности после проверки должны контролироваться и регистрироваться реализация и эффективность предпринятых корректирующих действий. Результаты внутренних проверок качества образуют составную часть входных данных для анализа со стороны руководства.

10.3. Технология проведения аудита

Процесс проведения аудита обычно включает в себя три основные стадии:

· предварительную проверку документации;

· проверку на месте;

· составление отчета по аудиту.

Системная документация по обеспечению качества, по возможности, проверяется в полном объеме. Кроме того, проводится анализ результатов предшествующих аудитов. Изучаются отчеты предшествующих аудитов. Основное внимание уделяется не только отклонениям, но и предусмотренным корректирующим воздействиям и отметкам об их выполнении.

Наряду с общей проверкой мер обеспечения качества на основе избранных отдельных документов и подразделений проводится целенаправленная, глубокая проверка по выборочной схеме. Проверка на месте обычно включает:

· вводную беседу, которую обычно проводит ведущий аудитор; в ходе этой беседы всем сотрудникам подразделения поясняют цели и задачи проводимого аудита; уже во время вводной беседы и предварительной проверки документации выбираются определенные документы и элементы для более детального рассмотрения в ходе аудита;

· аудитные беседы с отдельными сотрудниками (опросы), как правило, на их рабочих местах; в их ходе проверяются предположения, сделанные при работе с документами и определяются объекты для выборочных проверок; вопросы по аудиту задаются, как правило, на основе контрольных перечней («вопросников»); внятная речь, общепонятные формулировки, пояснения и поясняющие вопросы помогают снять неуверенность участников, устранить сложности во взаимопонимании. В целях исключения недоразумений рекомендуется своими словами повторить ответы опрошенного, в особенности в тех случаях, когда из ответа выясняется отклонение от требуемого состояния;

· выборочные проверки, при которых проверяются данные аудитных бесед и результаты предварительного изучения документов; если в ходе аудитных бесед и выборочных проверок выявлено так называемое критическое отклонение, аудит на этом прекращается;

· заключительная беседа, в ходе которой подводятся основные итоги проведенного аудита; она проводится главным аудитором; в ходе ее дается обоснование оценок отклонений; по окончании беседы подписывается отчет об отклонениях главным аудитором и ответственным за аудит от данного подразделения (предприятия).

При проверке на месте, также как и на всем протяжении аудита, важно не допускать преждевременных выводов. Нередко бывает так, что неясности снимаются в последующей беседе с ответственным работником. Вынесение оценки возможно только после окончания проверки на месте, во время заключительной беседы оценка должна поясняться.

Результат опроса должен подтверждаться практической проверкой (осмотром). Проверка на месте всегда может проводиться только выборочно. При проверке аудиторы выясняют наличие и объем соответствующих положений и правил, а также степень их соблюдения. Обнаруженные при проверке противоречия должны выявляться, фиксироваться и рассматриваться аудитором.

Любая проверка системы качества проводится на основе «объективной» документации:

· картотека получателей распоряжений, свидетельства получения и сопроводительные письма;

· штампы контрольных служб на документации, их визирование, соответствующая маркировка;

· ведомости, перечни и т.п.

Как правило, эта проверка может проводиться только на месте и только – выборочно. Глубина и объем проверки должны определяться руководителем группы аудиторов в каждом случае таким образом, чтобы обеспечивалось доказательство соблюдения требуемого состояния (например, согласно методам обеспечения качества, стандартам, рабочим инструкциям) или, в случае выявления отклонений, определение их значения и объема.

Кроме выборочной проверки документации, возможны и другие виды выборочных проверок, на пример:

· выбирается определенная партия материала и во время аудита, проверяются все связанные с ней работы и изменения, начиная с выбора поставщика, выдачи заказа, входного контроля, маркировки и вплоть до выдачи и использования материала и документального оформления;

· выбирается определенный чертеж и проверяются все связанные с данным чертежом работы, начиная с исполнения и проверки, внесения изменений и вплоть до распределения и обмена между проектно–конструкторскими и исполнительными подразделениями;

· выбирается измерительный прибор, используемый на производстве или в испытательном отделе, по которому от начала до конца проверяется система поверки.

Этот вид выборочных проверок также имеет большое значение. При этом записываются номера документации, партий материала, измерительных приборов, чертежей, деталей и узлов и т.д. и в проверку включаются все относящиеся сюда инструкции по обеспечению качества, рабочие инструкции, спецификации и документация по испытаниям.

Отчет – итог работы бригады аудиторов, поэтому к его подготовке следует подойти тщательно. В нем отражаются все стадии проведения аудита – и предварительная работа с документами, и проверки на месте. По работе с документами необходимо:

· записать все проверенные страницы или разделы документов системы качества (справочника, методологических и рабочих инструкций);

· записать результаты проверки документов;

· четко зафиксировать отклонения, при необходимости цитировать выдержку из текста;

· составить отчет по отклонениям;

· при необходимости записать предложения по мероприятиям для улучшения дела.

По результатам проверок на месте следует:

· четко зафиксировать отклонения, при необходимости цитировать протокол аудита;

· провести оценку отклонений;

· при необходимости записать предложения по улучшению работы.

Хорошая система положений и четко сформулированные вопросы контрольного перечня оставляют аудитору относительно мало простора для принятия субъективных решений. Это сделано преднамеренно. Считать отклонением допускается только то, что действительно выявлено. Не допускается делать обобщающие выводы, дополнительно вносить аудитором личные или предполагаемые требования.

Необходимо различать «случайные» и «систематические» отклонения. В спорных случаях следует расширить выборочный контроль, проводя проверку однотипных элементов системы обеспечения качества в других организационных подразделениях. Решающее значение имеет не количество отклонений, а их значимость для обеспечения качества. Незначительные отклонения должны фигурировать в отчете лишь в том случае, если не удалось их устранить непосредственно на месте вместе с местными ответственными работниками.

При оценке отклонений необходимо учесть их вид, значение, частоту возникновения и влияние на обеспечение качества. По вопросам с оценкой «неприемлемо» аудиторам необходимо составить отчеты об отклонениях. Такие отчеты должны быть завизированы ответственным за аудит от данного подразделения (предприятия).

После проведения проверки на месте аудитор готовит отчет. В отчете аудитор должен представить:

· участников аудита;

· описание отклонений;

· оценка отклонений;

· в случае необходимости дать предложение по корректировочным мероприятиям;

Разделы «описание отклонений» и «оценка отклонений» могут быть приведены в сокращенной форме. В этом случае приложениями к отчету служат:

· контрольный перечень («вопросник»);

· протоколы аудита;

· перечень отклонений.

К числу документов, разрабатываемых до начала проведения аудита, относятся:

· план аудита, в нем указывается название проверяемых видов деятельности, квалификация аудиторов, основа проведения аудита (плановая или внеплановая проверка и т.д.), порядок отчетности о результатах аудита;

· программа аудита, в ней приводится перечень документов системы качества и дополняющих документов, которые аудитор должен проверить (например, справочник по качеству, методологические и рабочие инструкции, стандарты предприятия (СТП) и чертежи, технические условия, документация по испытаниям и т.д.); дается перечень подразделений, в которых производится проверка на месте, с указанием времени проверки и данных на сопровождающего;

· чек-листы, в которых формулируется основной перечень вопросов для проведения аудитных бесед.

К документам, которые разрабатываются в ходе аудита, относятся:

· протоколы аудитных бесед, в которых аудитор фиксирует место и время проведения аудита, данные аудитируемых; проверяемый элемент деятельности предприятия; результаты бесед и осмотров. Можно все указанные данные фиксировать в чек-листах;

· протоколы отклонений, в которых дается оценка в духе аудита обнаруженных отклонений и, в ряде случаев, приводятся причины несоответствий (при проведении аудита, ориентированного на продукт или процесс); составляются на основе протоколов аудитных бесед, сообщений об опыте работы, проверки корректирующих мероприятий;

· отчет по аудиту, в нем аудитор фиксирует фактическое состояние, выявленные отклонения и их причины; рассматривает значимость отклонений (оценку); в ряде случаев дает выводы и предложения по улучшению существующего положения.

10.4. Инструменты аудитора

При проведении аудита аудитор пользуется контрольным перечнем (чек–листом), а в основном использует личный опыт, свою квалификацию.

Один из основных методов работы аудитора – опрос. Опрос аудитор проводит в ходе аудитной беседы – одного из этапов аудита. Эффективность опроса во многом определяется теми вопросами, которые задает аудитор, поэтому список таких вопросов – контрольный перечень – он готовит заранее. Для аудиторских фирм такие контрольные перечни – важнейшее.

В то же время для аудитора контрольный перечень – не догма, а руководство к действию, поскольку при буквальном ему следовании возникает опасность некритического подхода и формализма. Поэтому в контрольном перечне аудитор формирует темы опроса в виде тезисов, а подробные вопросы задает по необходимости. Аудиторская практика показывает, что:

· вопросы должны быть сформулированы достаточно четко и недвусмысленно, они должны быть целенаправленными, не включающими оценку;

· вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», не информативны, поэтому их следует избегать (задавать не «закрытые», а «открытые» вопросы);

· не должно быть вопросов–ловушек и вопросов инквизиторского характера;

· вопросы должны избегать намеков на личные свойства;

· технические детали должны выясняться только в той мере, в какой это необходимо для оценки процессов и рабочих операций; результаты аудитора, выходящие за пределы его компетенции, не могут быть использованы для объективного отчета, так как отчасти строятся на предположениях;

· правильно сформулированные вопросы заставляют аудитируемого обращаться к собственным знаниям о рассматриваемых вещах, а не к информации, уже имеющейся у аудитора;

· вопросники служат руководством и ориентиром для проведения аудита, – вопросник не догма, а руководство к действию.

Личный опыт и квалификация аудитора играют важную роль.От них зависит и техника проведения аудита, и те виды деятельности, которые может проверять аудитор.

Важен правильный выбор членов бригады аудиторов. Успех аудита в немалой степени зависит от коммуникативности всех участников, которая в зависимости от психологических свойств участников в большей или меньшей степени поддается воздействию со стороны аудиторов. В этой связи особая роль отводится руководителю группы аудиторов, в круг задач которого у оцениваемого отдела (фирмы) входят:

· ведение вводной беседы;

· координация проведения аудита;

· изложение результата аудита в заключительной беседе.

Для этого требуются способности по ведению беседы с сотрудниками различных функциональных уровней предприятия (заказчика), например:

во время вводной и заключительной беседы при аудите 2-й или 3-й стороной – с представителями правления и руководителями отдела качества;

во время проведения аудита – с мастерами, рабочими–специалистами и т.д.

При этом он всегда должен помнить, что речь идет не о лицах, а о деле. Поэтому все вопросы в ходе аудита, а также все высказывания по принятым решениям должны задаваться или делаться по-деловому и твердо, но вместе с тем всегда в духе позитивного сотрудничества. У аудитора должна быть полная ясность:

· о возможных партнерах коммуникации;

· о цели аудита;

· о внешних влияющих факторах во время аудита (об окружении);

· о концепции проведения аудита.

Управлять часто означает помогать другим добиться успеха, и для аудитора это справедливо в особой степени! В наше время стиль руководства в рамках аудита должен отличаться партнерским подходом, а не иерархическим или авторитарным. Он должен быть нацелен на достижение консенсуса, должен быть коммуникативным. Другими словами, в ходе аудита надо избегать распоряжений, обвинений, не надо пускаться в бесконечные дебаты. Разумеется, в ходе беседы аудитор должен дать понять, что он облечен властью. Но эту власть следует понимать, как способность убеждать других.

Решающее значение для аудитора имеет беседа, его умение вести беседу. Следовательно, он должен уметь говорить! Его приобретенными специальными знаниями определяется, что он должен сказать, но решающее значение имеет то, как ведется беседа.

File1.doc


Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.

    1. Понятие Аудит качества.

«Аудитор эт альтера парс» (Латинская пословица, которую можно перевести на русский язык как: «нужно выслушать и другую сторону»).

Слово «аудит» - это производное от латинского слова «аудире» - слушать. Как известно, во многих случаях тяжело слушать собеседника, постоянно не прерывая его.

Аудит качества - постоянно действующий механизм слежения за «состоянием здоровья» СМК.

В начале познакомимся с притчей о морже, который не любил плохих новостей. С этой притчи начиналась подготовка аудиторов на курсах, разработанных Американским Обществом Контроля качества (АОКК).

«Ну, как там дела?» - прохрипел большой морж со своего самого высокого лежбища на высокой скале. Он ждал хороших новостей.

Внизу совещались молодые моржи. Дела были не так хороши и они на хотели идти к старику с плохими новостями. Он не раз облаивал их.

«Что сказать ему?» - думал Базиль. Вода упала, нет такого улова сельди, надо менять лежбище. Сказать правду, навлечь гнев?

Не решились сказать правду: «Дела идут великолепно, шеф!»

На следующий день всё повторилось. Они опять не сказали ему правду, а сказали, что появилось новое стадо моржей, которое питается мелочью.

Затем сказали, что избавились от больных и старых.

Постепенно все моржи ушли в новое стадо.

И, наконец, когда старый морж остался один, он был очень удивлён и не мог даже зареветь: «Почему? Ведь всё было так хорошо!»

Мораль: То, что вам приятно услышать, не всегда то, что вам следовало бы знать.

Каждому знакома поговорка «Доверяй, но проверяй». Её арабский эквивалент звучит следующим образом: «Полагайся на Аллаха, но привязывай своего верблюда».

Даже очень хорошо разработанная система и твёрдая решимость участников не допускать явлений усталости не могут скрыть тот факт, что теория и практика при определённфых обстоятельствах расходятся.

Цель Аудитов качества – проверка эффективности программ управления, осуществляемых руководством. Успех аудита в большой степени зависит от способности и желания обеих сторон (аудитируемого и аудитора) пойти навстречу друг другу.

^ 1.2 Философия Аудита качества– предотвращение проблем прежде, чем они образуются .

А там, где проблемы, особое значение имеет:

Раннее выявление проблемы;

Её глубина;

Поиск её коренной причины;

Руководство программой управления для предотвращения проблем;

Их идентификация;

Предотвращение рецидивов.

Проблемы, связанные с качеством порождают неудовлетворённость потребителей, снижение прибыли, ухудшение морально-психологического климата в коллективе.

Аудит качества обеспечивает руководство обратной связью, основанной на фактах, давая ему возможность принимать обоснованные решения. Первое предназначение Аудита качества быть выгодным для организации, которая проверяется:

Например:

Продукция соответствует своему назначению;

Инструкции действуют и применяются и т.д.

^ 1.3.Термины и определения.

Аудит (проверка): Систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

^ Критерии аудита: Совокупность политики, процедур или требований.

Свидетельства аудита: Записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.

^ Выводы (наблюдения) аудита: Результат оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита.

Заключение по результатам аудита: Выходные данные аудита, представленные аудиторской группой после рассмотрения целей аудита и всех выводов аудита.

^ Заказчик аудита: Организация или лицо, заказавшее аудит.

Проверяемая организация: Организация, подвергающаяся аудиту.

Аудитор (эксперт): Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.

^ Аудиторская группа (комиссия): Один или несколько аудиторов, проводящих аудит, при необходимости, поддерживаемые техническими экспертами.

Технический эксперт: Лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания или опыт по специальному вопросу.

^ Программа аудита: Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

^ План аудита: Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

Область аудита: Содержание и границы аудита.

Компетентность: Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

Раздел 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОВ КАЧЕСТВА

^ 2.1.Виды аудитов

Аудиты разделяются на три вида:


  1. Аудит качества продукции – предназначен для определения соответствия фактических показателей её качества заданным. Аудит продукции осуществляется на различных этапах её производства.

  2. Аудит процесса – предназначен для оценки соответствия процесса установленным требованиям.

  3. Аудит системы качества – предназначен для оценки системы установленным требованиям, а также оценки её результативности и эффективности.
^ 2.1.1 Аудит системы – реализуется требование: обеспечение качества затрагивает каждого, это самый трудоёмкий и громоздкий процесс. Может быть внешним и внутренним. Цель аудита системы установить действует ли СМК, оценка способности поставлять продукцию или услуги соответствующую требованиям потребителей.

Аудит системы проводится для того, чтобы:

Проверить целесообразность, соответствие и результативность всех мер системы качества в целом;

Проверить комплектность документации по системе качества;

Подтвердить выполнение требований собственной системы качества или заданных нормативных документов;

Найти организационные или прочие недостатки и определить меры по их устранению;

Проверить выполнение мер по устранению недостатков.

Сфера действия: все подразделения и направления деятельности организации. Предпосылкой является наличие в организации чётко фиксированной системы качества, а также заявленное намерение, соответствовать требованиям определённого нормативного документа.

^ 2.1.2 Аудит процесса:

Менее обширный, чем аудит системы;

Направлен на один или несколько процессов;

Внешний или внутренний;

Меньший по объёму планирования;

Полезны для совершенствования конкретного процесса;

Менее формальны;

Проводятся за меньшее время.

Назначение аудита процесса:

Оценка результативности мер по качеству при осуществлении определённого процесса;

Подтверждение способности обеспечить требуемый уровень качества или определение мер по исправлению имеющихся недостатков.

Основой для проведения являются:

Документы на осуществление, проверку и испытание процесса;

Установки;

Квалификация персонала.

Сферой действия: - процесс изготовления, который нужно проверить.

Аудит процесса проводится для того, чтобы:

Определять возможность процесса обеспечивать требуемый уровень качества;

Определять требуемые признаки качества для качества процесса; - систематически дополнять контроль процесса.

В большей мере это относится к так называемым «специальным процессам», для которых характерно то, что невозможно измерить качество непосредственно в момент прохождения процесса (например: сварка, закалка, литьё, покраска и т.д.)

С помощью аудита процесса определяются возможности обеспечения качества, выясняется, можно ли управлять «изготовлением» и известны ли все параметры процесса и важнейшие воздействующие факторы. Качество процесса может быть обеспечено с помощью непосредственных или косвенных параметров процесса (например, при точечной сварке управлением сварочным импульсом).

^ 2.1.3 Аудит продукции – оценка конечного продукта. Может проводиться изнутри: на погрузочной площадке, перед отгрузкой или по операциям. Снаружи: у потребителя. Если проводится сторонними организациями, то может нанести урон (антиреклама). Необходимо обнаруживать проблему до того, как кто-то сделает это вместо вас!!

Назначение аудита продукции:

Оценка результативности мер по обеспечению качества для определённой продукции;

Подтверждение качества продукции или определение необходимых мер по исправлению недостатков.

Основа для проведения:

Соответствующие инструкции по способам обеспечения качества;

Соответствующие документы на испытания/изготовление, процессы (изготовления).

Сфера действия:

Контролируемая продукция.

Аудит продукции проводится для того, чтобы:

Определить уровень качества;

Обеспечить установленный уровень качества;

Определить требуемые меры для соответствующего качества продукции;

Проверить поставленную продукцию;

Определить возможности испытательной лаборатории;

Определить целесообразность проведения испытаний.

^ 2.1.4 Аудиты бывают внутренние и внешние .

Внутренний аудит по инициативе организации с целью оценки своей работы. Может проводиться как своими силами, так и с привлечением сторонних аудиторов. Внутренний аудит рассматривается как аудит 1 ой стороны (по собственной инициативе и для себя).

Внешний аудит (Аудит со стороны) – это аудит, проводимый компанией и направленный на внешний источник (на поставщика). Проводится представителями организации или сторонними аудиторами. Организация направляет к поставщику своих аудиторов. Внешний аудит рассматривается как аудит, проводимый второй стороной (или как аудит, проводимый от имени первой стороны - организации у второй стороны – поставщика).

^ Аудит, проводимый третьей стороной . Когда внешняя организация, не будучи вовлечённой ни в какой бизнес данной организации привлекается для проведения аудита – это рассматривается как аудит 3 ей стороны или независимый аудит, который может быть внутренним и внешним. Третья сторона привлекается по контракту от имени первой для проверки собственной деятельности или деятельности второй стороны при условии согласия последней в зависимости от задач аудита.

^ Организация может :

Заключить соглашение с признанными сторонними специалистами по аудиту с целью оценки её системы качества с независимой точки зрения;

Заключить договор с третьей стороной на проведение аудита у поставщиков (сих согласия) или потребовать, чтобы поставщик заказал аудит третьей стороны, с целью объективной оценки его деятельности, либо для сертификации на соответствие национальному или международному стандарту;

Использовать аудит третьей стороны с целью обучения и компетентности своих аудиторов;

Иметь целью получение сертификата на соответствие стандартам ИСО. В этом случае третья сторона, проводящая аудит должна быть зарегистрирована.

^ 2.1.5 Аудиты специального назначения.

Общая матрица аудитов.


Название аудита

процесс

продукция

система

Аудит для оценки соответствия

О

О

О

Аудит деятельности организации

О

О

Х

Внешний аудит

О

О

Х

Навязанный (извне) аудит

О

О

Х

Полномасштабный аудит

О

О

Х

Неформальный аудит

О

О

О

Внутренний аудит

О

О

О

Аудит деятельности руководства

О

О

Х

Предконтрактное обследование

О

О

Х

Аудит процедур

О

NA

Х

Аудит процесса

О

NA

NA

Аудит продукции

NA

Х

NA

Аудит качества

О

О

Х

Оценка программы обеспечения качества

О

О

Х

Самоаудит

О

О

О

Аудит поставщика

О

О

О

Аудит систем

NA

NA

Х

Аудит третьей стороной

О

О

О

Необъявленный аудит

О

О

О

Обозначения:

О – нормальный тип аудита

Х – аудит может быть такого типа

NA – отсутствие аудита

^ Аудит для оценки соответствия – для подтверждения того, что система, процессы или продукция соответствуют или нет предварительно установленным в контракте требованиям, соглашениям, процедурам. Пример: Аудит соответствия стандартам ИСО 9001.

^ Аудит процедур – форма аудита для оценки соответствия, который направлен на проверку документов и формализованных процедур.

Оценивание

Пересмотр системы – если падает качество или существенные изменения в управлении.

^ Предконтрактное обследование – цель оценка возможностей потенциального поставщика.


Тип

Объект

Форма

Навязанный извне

Ваша собственная организация

Внешний

Обследование продавца

Поставщик

Внешний

Предконтрактное обследование

Потенциальный поставщик

Внешний

Аудит системы (обследование деятельности организации и её руководства)

Тщательное обследование СМК и её соответствие предъявляемым требованиям

Внутренний или внешний

Оценивание

Более ограниченное по глубине, чем аудит системы

Внутренний или внешний

Прикидка

Эффективность программы всеобщего качества. Часто проводится третьей стороной

Внутренний или внешний

Оценка соответствия (оценка системы качества)

Подтверждение эффективности СМК (в небольшом масштабе может проводиться как аудит процесса или продукции)

Внутренний или внешний

Полный аудит (от начала до конца)

Вся организация или весь цикл создания продукции от начала проектирования до снятия с эксплуатации (очень продолжительный и дорогостоящий процесс).

Внутренний или внешний

Аудит – это только выборочная проверка и обладает всеми её плюсами и минусами.

^ 2.2.Принципы проведения аудитов.

Строгое соблюдение принципов аудита – основа для поддержания и улучшения менеджмента/

Принципы проведения аудита делают аудит результативным и надежным методом поддержания политики руководства и контроля, обеспечивая информацией, на основе которой организация может улучшать свои характеристики, а также являются предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита.

К принципам проведения аудита относят:

А) этичность поведения (ethical conduct) - основа профессионализма.

Существенными при аудите являются ответственность, неподкупность, умение хранить тайну и осмотрительность;

Б) беспристрастность (fair presentation) - обязательство представлять правдивые и точные отчеты.

Выводы аудитов, заключения по результатам аудита и записи отражают правдиво и точно деятельность по аудиту. Неразрешенные проблемы или разногласия между аудиторской группой и проверяемой организацией отражают в отчетах (актах);

В) профессиональная осмотрительность (due professional care) - прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита.

Профессиональная осмотрительность аудиторов соответствует важности выполняемого задания и доверительности со стороны заказчиков и других заинтересованных сторон. Важным фактором является необходимая компетентность;

Г) независимость (independence) - основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита.

Аудиторы независимы в своей деятельности и свободны от предубеждений и конфликтов интересов. Аудиторы сохраняют объективное мнение во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе выводов и заключений находятся только свидетельства аудита;

Д) подход, основанный на свидетельстве (evidence-based approach), - разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита.

Свидетельство аудита основано на выборках существующей информации, поскольку аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Соответствующее использование выборок тесно связано с доверием, с которым относятся к заключениям по результатам аудита.

Раздел 3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ АУДИТА.

^ 3.1 Общие положения

В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации программа аудита может включать один и более аудитов. Эти аудиты могут иметь различные цели и включать совместный или комплексный аудит.

Программа аудита также включает деятельность, необходимую для планирования и организации определенного количества и вида аудитов и обеспечения их ресурсами, необходимыми для эффективного и результативного проведения аудитов в заданные сроки.

В организации могут быть разработаны несколько программ аудита. Такой документ – это часть процесса планирования и он должен разрабатываться как на хозяйственный год, так и на более длительную перспективу (3 – 5 лет) и утверждаться соответствующими руководителями. В программе аудитов должны быть указаны сроки проведения повторных аудитов.

Программа аудита включает следующее:

А) ряд внутренних аудитов системы организации, проводимых в текущем году;

Б) аудиты второй стороны систем менеджмента потенциальных поставщиков "критичной" продукции, проводимые в течение 6 мес.;

В) аудиты по сертификации/регистрации и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации/регистрации систем экологического менеджмента в качестве третьей стороны, в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Программа аудита также включает планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.

Примерная форма документа Программы приведена на рисунке:

Утверждаю:

Руководитель_________________

_____________________________

Программа аудитов ______________________ на 200__год

(наименование организации)


№п.п

Наименование аудита, организации

Срок проведения

(месяц)


Отметка о проведении

1

Первичный аудит Системы менеджмента качества на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 LRQA

Март

2

Проведение аудита на соответствие ТУ…….продукции сертификационным органом ГОСТ Р…

ИЮНЬ

Составил:_______________________________

Ответственный за управление

Программой аудитов:______________________

Если в организации, в которой проводится аудит, одновременно действуют системы менеджмента качества и экологического менеджмента, то возможно, что программа аудита будет включать комплексный аудит. Необходимо обратить особое внимание на компетентность аудиторской группы.

При совместном аудите согласно программе сотрудничают две или более проверяющие организации. При этом необходимо обратить особое внимание на разделение обязанностей, обеспечение дополнительными ресурсами. Аудиторские группы должны обладать дополнительной компетентностью и иметь соответствующие процедуры. Эти вопросы необходимо согласовать до начала аудита.

Высшее руководство организации должно предоставлять полномочия для управления программой аудита.

Ответственным за управление программой аудита следует:

А) определять, внедрять, контролировать, анализировать и совершенствовать программы аудита;

Б) определять и обеспечивать программу необходимыми ресурсами.

Схема процесса управления программой аудита приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Последовательность процессов управления программой аудита

1 Рисунок 1 иллюстрирует применение цикла PDCA (планирование - выполнение - проверка - действие).

2 Цифры в скобках указывают соответствующий пункт или раздел настоящего стандарта.

^ 3.2 Цели и объем программы аудита

3.2.1 Цели программы аудита

Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов.

Для определения целей необходимо рассмотреть:

А) приоритеты руководства;

Б) коммерческие намерения;

В) требования системы менеджмента;

Г) законодательные требования, требования регламентов и требования, предусмотренные контрактом;

Д) необходимость оценки поставщика;

Е) требования потребителя;

Ж) потребности заинтересованных сторон;

И) риски организации.

^ Примеры целей различных программ аудита:

А) обеспечение выполнения требований к сертификации системы менеджмента на соответствие стандарту;

Б) проверка соответствия требованиям контракта;

В) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;

Г) содействие улучшению системы менеджмента.

^ 3.2.2 Объем программы аудита

На объем программы аудита влияют размер, вид деятельности, сложность структуры проверяемой организации, а также:

А) область, цели и продолжительность каждого осуществляемого аудита;

Б) частота проводимых аудитов;

В) количество, важность, комплексность, степень сходства, местоположение подразделений, подлежащих аудиту;

Г) стандарты, законодательные, нормативные и контрактные требования и другие критерии аудита;

Д) потребности в аккредитации или регистрации/сертификации;

Е) заключения по результатам предыдущих аудитов или анализ результатов предыдущих программ аудитов;

Ж) любые проблемы, связанные с языком, культурой или социальными вопросами;

И) мнения заинтересованных сторон;

К) существенные изменения в организации или ее деятельности.

^ 3.3. Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры

3.3.1. Ответственность за программу аудита

Ответственность за управление программой аудита возлагают на одно или нескольких лиц, имеющих общее представление о принципах аудита, компетентности аудитора и применении методов аудита. Эти лица также должны обладать навыками менеджмента, техническими и экономическими знаниями в той области, которая будет проверяться.

Ответственные за управление программой аудита должны:

А) определять цели и объем программы аудита;

Б) определять ответственность и процедуры, а также гарантировать обеспечение необходимыми ресурсами;

В) внедрять программу аудита;

Г) вести записи по программе аудита;

Д) осуществлять мониторинг, анализ и улучшение программы аудита.

^ 3.3.2 Ресурсы для программы аудита

При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать:

А) финансовые ресурсы для развития, внедрения, управления и улучшения деятельности по аудиту;

Б) методы проведения аудитов;

В) процессы по достижению и поддержанию компетентности и улучшению деятельности аудиторов;

Г) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, требуемой для достижения конкретных целей программы аудита;

Д) объем программы аудита;

Е) время в пути аудиторов, обустройство и другие потребности для проведения аудита.

^ 3.3.3. Процедуры программы аудита

Процедуры программы аудита включают в себя:

А) планирование и составление планов-графиков аудитов;

Б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;

В) подбор соответствующих аудиторских групп и распределение ролей и ответственности;

Г) проведение аудитов;

Д) выполнение действий по результатам аудита, если требуется;

Е) поддержание записей по программе аудита;

Ж) мониторинг показателей результативности программы аудита;

И) отчетность перед высшим руководством по всей проделанной работе по программе аудита.

Для малых предприятий упомянутая деятельность может быть выполнена в виде одной процедуры.

^ 3.4.Внедрение программы аудита, записи по программе аудита.

Внедрение программы аудита включает в себя:

А) доведение программы аудита до участвующих сторон;

Б) координация и календарное планирование аудитов и другой деятельности, связанной с программой аудита;

В) определение и поддержание процесса оценки аудиторов и их непрерывного профессионального роста согласно подразделам 7.6 и 7.5 соответственно;

Г) формирование аудиторских групп;

Д) предоставление необходимых ресурсов группам по аудиту;

Е) проведение аудитов в соответствии с программой аудитов;

Ж) управление записями по аудиту;

И) анализ и утверждение отчетов по аудиту и их рассылка заказчикам аудитов и заинтересованным сторонам;

К) действия по результатам аудита, если это требуется.

Записи по программе аудита должны включать в себя:

А) записи, связанные с отдельными аудитами:

Планы аудита,

Отчеты (акты) по аудиту,

Отчеты о несоответствиях,

Отчеты по корректирующим и предупреждающим действиям,

Отчеты о действиях по результатам аудита, если это требуется;

Б) результаты анализа программы аудита;

В) записи о персонале, привлекаемом к аудиту:

Оценка компетентности аудитора и его деятельности,

Выбор аудиторской группы,

Поддержание и повышение компетентности.

Записи должны храниться и должным образом быть защищены.

^ 3.5. Мониторинг и анализ программы аудита

Должен проводиться мониторинг внедрения программы аудита, а через определенные интервалы времени - анализ достижения целей и идентификация возможностей улучшения программы. О результатах анализа необходимо докладывать высшему руководству.

Показатели деятельности должны быть использованы для мониторинга следующих характеристик:

Возможности аудиторской группы реализовать план аудита;

Соответствие программам аудитов и планам-графикам;

Обратная связь от заказчиков аудита, проверяемых организаций и аудиторов.

Анализ программы аудита должен охватывать:

А) результаты мониторинга и установленные тенденции;

Б) соответствие процедурам;

В) выявление потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

Г) записи по программе аудита;

Д) альтернативные или новые методики в области аудита;

Е) согласованность действий аудиторских групп в сходных ситуациях.

Результаты анализа программы аудита могут привести к корректирующим и предупреждающим действиям и улучшению программы аудита.

Внешний аудит

Внешний аудит проводится внешними по отношению к предприятию организациями -- заказчиком продукции или, например, органом сертификации. В этом случае, когда аудит осуществляется заказчиком продукции, он называется аудитом второй стороной

Практикуются следующие формы аудита второй стороной:

полный аудит на соответствие определенному стандарту,

частичный аудит, касающийся какого-либо аспекта деятельности предприятия,

вспомогательный аудит, проводимый заказчиком при наличии нескольких претендентов на заключение контракта,

* аудит соблюдения требований контракта.

Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организацией, называется аудитом третьей стороной. Данный вид аудита используется при сертификации.

Из рассмотренных видов аудита качества наибольшую степень подтверждения обеспечивает аудит третьей стороной, что обусловливается его масштабностью, глубиной и более высокой квалификацией проводящих его специалистов.

Проведение внешнего аудита системы качества предприятия с процедурной и методической точек зрения принципиально не отличается от проведения внутреннего аудита. Но тем не менее при этом следует учитывать определенные отличительные особенности внешнего аудита, обусловленные его спецификой.

Внешний аудит всегда нейтрален по отношению к аудитируемому предприятию, поскольку осуществляющие его специалисты не работают на этом предприятии, а пришли либо от заказчика, либо от независимой организации («третьей стороны»). В силу этого заключения внешних специалистов, не подверженные воздействию местных факторов и обычаев, являются более объективными. Вместе с тем внешний аудит системы качества обладает по сравнению с внутренним не только достоинствами, но и недостатками, что видно из сопоставления его «плюсов» и «минусов».

Внешний аудит в отличие от внутреннего проводится только по заявке. Предприятие, выступающее в роли заказчика внешнего аудита, само определяет цели аудита и документ, на соответствие которому аудит должен проводиться. Программа внешнего аудита отличается от программы внутреннего обязательным указанием в ней языка аудита и гарантией соблюдения конфиденциальности.

Участниками аудита системы качества согласно ИСО 10011-1 являются: заказчик, аудитируемая организация или аудитируемое подразделение, аудитор и главный аудитор.

Заказчик (клиент) -- лицо или организация, по заказу которого проводится аудит.

Таблица 1 - Достоинства и недостатки внешнего аудита

Достоинства

Недостатки

1. Более высокий, чем при внутреннем

аудите, уровень объективности заключения, обусловленный непредвзятостью внешних аудиторов

2. Более высокая, чем при внутреннем

аудите, эффективность работы аудиторов, обусловленная жесткими временными рамками

3. Критику со стороны выдержать легче, чем критику своего сотрудника

4. Внешние аудиторы, как правило, являются хорошо подготовленными специалистами, в противном случае они лишаются своей работы

5. Результаты аудита можно использовать для рекламы предприятия

6. Результаты аудита можно продемонстрировать не только одному заказчику.

7. Расходы на аудит могут быть более точно определены, чем при внутреннем аудите

1. 1 Незнание внешними аудиторами производственных особенностей аудитируемого предприятия

2. 2 Предубежденность сотрудников аудитируемого предприятия по отношению к аудиторам, как посторонним лицами

3. Отсутствие у внешних аудиторов ин-

формации о специфических путях коммуникации на аудитируемом предприятии

4. Незнание внешними аудиторами не-

формальных лидеров аудитируемого предприятия

5. 5 Конфиденциальная информация не может быть использована в отчете об аудите

6. Дефицит времени при аудите, ограничивающий возможность более детального обследования системы

7. Зависимость работы внешних аудиторов от сверхурочной работы сотрудников аудитируемого предприятия

8. Выборочность аудита, исключающая

возможность полного обследования системы качества

Заказчиком может быть:

* организация, желающая проаудитировать собственную систему качества на соответствие определенному стандарту,

потребитель, желающий проаудитировать систему качества поставщика с помощью собственных специалистов или специалистов третьей стороны,

независимая организация, уполномоченная определить, обеспечивает ли система качества соответствующее управление предоставляемыми продукцией или услугами (такими, как продовольствие, лекарства, ядерная энергетика),

независимая организация, аккредитованная для проведения аудита с целью внесения аудитируемой организации в официальный реестр.

Аудитируемая (проверяемая) организация или аудитируемое (проверяемое) подразделение -- организация или подразделение, где проводится аудит.

Аудитор -- специалист, имеющий квалификацию для аудита системы качества. Необходимо отметить, что аудитор по системе качества -- это не просто специалист, а специалист, способный проводить анализ и оценку таких объектов в области качества, которые не поддаются непосредственному измерению. Именно эта способность отличает аудитора, например, от специалиста службы технического контроля.

Аудитора, являющегося сотрудником предприятия, принято называть внутренним аудитором. В отличие от него внешний аудитор -- сотрудник сторонней (специализированной или заинтересованной) организации. В должностных функциях этих аудиторов имеются определенные различия. Так, например, внешний аудитор должен только фиксировать обнаруженные им несоответствия, а внутренний аудитор, кроме этого, должен еще участвовать в анализе причин выявленных несоответствий и выработке мер по их устранению.

Аудитор, назначенный для руководства аудитом, является главным аудитором, (если аудит проводит один аудитор, то он выполняет функции главного аудитора).

Главный аудитор несет полную ответственность за все этапы аудита. Он должен быть компетентным и опытным в области общего руководства качеством, а также должен быть наделен полномочиями принимать окончательные решения в спорных ситуациях, возникающих в ходе аудита.

Схема взаимодействия участников аудита системы качества показана на рисунке 2

Рисунок 2 - Схема взаимодействия участников аудита системы качества

Особенности внутреннего аудита систем менеджмента качества

Внутренний аудит системы менеджмента -- один из ключевых процессов системы менеджмента. По утверждениям западных специалистов, если такие процессы системы менеджмента, как:

* ответственность руководства;

* корректирующие и предупреждающие действия;

* внутренние аудиты (проверки);

* анализ данных;

* постоянное улучшение

отлажены и внедрены в соответствии с требованиями стандарта, то и все другие процессы системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента будут не только работать, но и постоянно совершенствоваться.

При внутреннем аудите проверяется соответствие деятельности в системе менеджмента организации требованиям определённых документов. Причём в период подготовки системы менеджмента к сертификации внутренний аудит ведётся на соответствие требованиям стандарта (например, ИСО 9001, ИСО 14001) и другим стандартам ИСО (например, ИСО 19011). Однако с момента сертификации системы менеджмента внутренний аудит ведётся на соответствие утвержденным документам системы менеджмента (Политика и Цели в области качества, Руководство по качеству, документированные процедуры и документы нижнего уровня).

Внутренний аудит системы менеджмента позволяет решать следующие задачи:

* подтверждение соответствия деятельности и её результатов в системе менеджмента установленным требованиям;

* анализ и устранение причин выявленных несоответствий;

* предотвращение появления проблем качества;

* подтверждение выполнения корректирующих действий;

* оценка эффективности функционирующей системы менеджмента;

* установление степени понимания персоналом целей, задач и требований,

установленных документами системы менеджмента;

* определение путей дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента в целом и в отдельных её процессах.

Аудит качества бывает трех видов: аудит качества продукции, аудит качества процесса, аудит системы качества.

1) Аудит качества продукции -- количественное оценивание соответствия установленным показателям качества продукции. Аудит продукции может проводиться сам по себе и направляться на один или несколько видов продукции. Этот вид аудита сориентирован на потребителя (проводится с его точки зрения). Он может проводиться как минимум одним аудитором, но может требовать и большой группы аудиторов. Аудит продукции может выполняться:

из середины, т.е. внутри предприятия, когда рассматриваются результаты технологического процесса, когда каждый продукт рассматривается как входной материал для следующего процесса (или внутреннего потребителя);

извне, при этом аудит продукции может проводиться или у поставщика материалов, или у заказчика, или же при участии конечного потребителя.

2) Аудит качества процесса -- анализ элементов процесса, оценивание его полноты и возможной эффективности. Во время проводки аудита всего процесса определенное время отводится аудиту продукции. Такой аудит нацелен на результаты, которые получаются на выходе процесса. Этому виду аудита посвящена значительная и важная часть аудита системы качества. Независимый аудит процесса - наиболее распространенный и удобный, такой, что приносит быстрейшие и наилучшие результаты. Причина в том, что поставщик скорее согласится с необходимостью изменений в конкретном процессе, чем с необходимостью заниматься глубокими проблемами системы управления, которые сказываются на результате аудита системы.

Аудит процесса:

  • - менее широкий, чем аудит системы;
  • - по обыкновению есть направленным на один или несколько конкретных процессов производства продукции;
  • - требует меньшего объема планирования, чем аудит системы;
  • - может оказаться очень полезным в усовершенствовании процесса, который рассматривается;
  • - менее формальный, чем аудит системы;
  • - можно выполнить за время от одного часа до двух дней.

Этот вид аудита удостоверяет соответствие стандартам, методам, процедурам или другим требованиям.

3) Аудит системы качества -- документированная деятельность, которая осуществляется для получения объективных доказательств того, что элементы системы качества, которые применяются, отвечают ей, что она развивается, документируется и эффективно используется согласно конкретным требованиям. Аудит системы направлен на всю систему обеспечения качества как результата деятельности руководства, и таким образом, включает в себя аудит процесса. Итак, это наиболее трудоемкий вид аудита. По обыкновению он длится от двух до пяти дней. Проводится для того, чтобы выяснить на основе объективных доказательств, как воплощается в жизнь система управления качеством и планы организации и отвечают ли они предъявленному к ним набору требований.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Инструменты контроля качества аудита. Внешние проверки качества аудита. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими. Функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2009

    Внутренний контроль качества аудита. Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе аудиторской проверки. Форма и содержание внутренних стандартов аудиторской организации: перечень стандартов, положения о методике проведения аудита.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2007

    Внутренний и внешний контроль качества аудита. Требования к системе внутреннего контроля качества аудита. Процесс подготовки программы аудита. Разработка общего плана аудита. Договор на проведение аудита. Права и обязанности аудиторской организации.

    презентация , добавлен 02.04.2017

    Возникновение аудита в мировой практике как новой доверительной формы проверки финансово-экономической деятельности экономических субъектов. Сущность и виды внешнего аудита. Взаимодействие и отличия внешнего аудита и системы внутреннего контроля.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Организация внутреннего аудита системы качества. Процедуры предварительного ознакомления аудитора с клиентом. Достоинства и недостатки внешнего аудита. Основные этапы проведения внешней проверки комиссией органа по сертификации систем менеджмента.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Внутренние аудиты как форма контроля руководством системы менеджмента качества предприятия. Составление плана внутреннего аудита. Подготовка рабочих документов. Проведение аудита на местах. Сбор и проверка информации. Формирование наблюдений аудита.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2011

    Взаимосвязь, цели, задания и отличия внешнего и внутреннего аудита. Порядок реализации материалов аудиторской проверки. Контроль качества проведения аудита. Аудит кредиторской задолженности по кредитам банков. Понятие сопутствующих аудиторских услуг.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2010

    Понятие и методы внутреннего аудита. Изучение системы внутреннего контроля сбыта (реализации) продукции на основании организационной структуры предприятия и его учетной политики. Организационная модель аудиторской оценки эффективности данных процедур.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010