Брат Марсий.

А лхимия - это Искусство и Наука преображения. Постичь ее нелегко, потому что правила и методы алхимии описываются по большей части через аллегории и мифологические символы, которые могут толковаться одновременно и на материальном, и на духовном уровне. Основная цель алхимии - привести все сущее, включая и человечество, к предопределенному для всех и каждого состоянию совершенства. В связи с этим алхимическая теория утверждает, что Вечная Мудрость остается сокрытой и беспробудно дремлет в человечестве до тех пор, пока люди пребывают в мирском невежестве и судят обо всем поверхностно. Таким образом, задача алхимии - в том, чтобы выявить эту Сокровенную Мудрость и устранить завесы и препятствия между человеческим разумом и его изначально чистым Божественным Источником.

Именно на эту духовную алхимию (в противовес чисто химическому искусству) и должна быть ориентирована работа мага. С момента посвящения начинается процесс духовной алхимии. Неофит (новообращенный) - это грубая первоматерия, которую предстоит трансмутировать средствами Искусства в ходе Работы - движения по Герметическому Пути. Ему предстоит овладеть элементальными стихиями, из которых состоит его душа, научиться управлять ими (то есть пройти процессы сепарации и пурификации), дабы впоследствии все элементы личности мага воссоединились в новое очищенное целое (процесс когобации), а затем Адепт должен вобрать в свою сущность пятый элемент - Квинтэссенцию, то есть совершить операцию Познания и Собеседования со своим Священным Ангелом Хранителем. На это у него может уйти целая жизнь. Великая Работа, или поход за золотом духа, - это долгий путь. Но несмотря на то, что цель далека, каждый шаг на этом Пути приносит неисчислимые награды.

Как сказано в материалах Герметического Ордена Золотой Зари:

«алхимия как особая дисциплина, основывается на некоторых других дисциплинах. Это астрология, магия и каббала. Невозможно быть хорошим алхимиком, не будучи хорошим каббалистом. Невозможно быть хорошим каббалистом, не освоив магию, а освоить магию невозможно, не изучив предварительно астрологию».

Основные положения алхимии таковы:

1. Вселенная имеет божественное происхождение. Космос - это эманация Единого Божественного Абсолюта. Следовательно, все сущее едино.

2. Все физические проявления существуют в силу Закона Полярности, или Двойственности. Любое понятие можно определить через его противоположность: мужское/женское, солнце/луна, дух/тело и т.д.

3. Все физические проявления в каждом из так называемых трех царств (растительном, животном и минеральном) состоят из Духа, Души и Тела - аналогов трех алхимических первоначал.

4. Всякая алхимическая работа, будь то практические опыты в лаборатории или духовная алхимия, подразделяется на три основных эволюционных процесса: сепарацию (разделение), пурификацию (очищение) и когобацию (воссоединение). На эти же три стадии подразделяются и природные процессы.

5. Вся материя состоит из четырех стихий: Огня (тепловая энергия), Воды (жидкость), Воздуха (газ) и Земли (твердые тела).

6. Во всех четырех элементах содержится квинтэссенция, или пятая стихия. Это одно из трех первоначал, именуемое также Философской Ртутью.

7. Все сущее движется к предопределенному для него состоянию совершенства.

Символами этапов философского процесса алхимической трансмутации служат четыре цвета: черный (вина, истоки, латентные силы) - цвет Первоматерии, символ Души в ее исходном состоянии, или нерасчлененной массы стихий, таящей в себе бесконечные возможности; белый (Малая Работа, первая трансмутация, ртуть); красный (сера, страсть) и, наконец, золотой (духовная чистота).

В алхимической науке выделяется три основных субстанции , наличествующие во всем сущем. В индийских текстах эти три начала фигурируют под названием «три гуны», а у алхимиков Названия и символы этих Трех Первоначал (Tria Principia) таковы: «сера» , «соль» и «ртуть» («меркурий»).

Эти субстанции не следует путать с обычными веществами, известными под теми же названиями. Три Первоначала тесно связаны между собой и изначально составляют единое и неделимое целое. Но в этом объединенном состоянии они остаются лишь до тех пор, пока алхимик не приступит к сепарации, цель которой - разделить гомогенную смесь Первоначал на три отдельных компонента. Затем эти три компонента очищаются средствами Искусства и воссоединяются в новое целое более высокого порядка.

Сера (копт. then, др.-греч. theion, лат. sulfur).

Это динамическое, расширяющееся, летучее, кислое, объединяющее, мужское, отцовское и огненное начало. Сера - это эмоции, чувства и страсти, побуждающие нас к жизни и деятельности. Это символ стремление к положительным переменам и жизненного тепла. Весь процесс трансмутации зависит от правильного приложения этого активного принципа. Огонь - важнейшая из стихий в искусстве алхимии. Сера - это сущность Души.

В практической алхимии Серу обычно выделяют из Ртути посредством дистилляции. Сера - это стабилизирующий аспект Ртути, из которой она выделяется и в которой растворяется вновь.

В мистической алхимии Сера - это сила, кристаллизующая вдохновение, которое рождается из Ртути.

Соль (копт. hemou, др.-греч. hals, лат. sal).

Это принцип, или субстанция, формы - тяжелое и инертное минеральное тело, составляющее часть природы всех металлов. Это тенденция к затвердеванию, фиксации, сжатию и кристаллизации. Соль считается тем носителем, в котором закрепляются свойства Серы и Ртути. Она представляет собой сущность Тела. Иногда ее называют просто Землей.

Ртуть (копт. thrim, др.-греч. hydrargos, лат. mercurius).

Это водное, женское начало, связанное с принципом сознания. Ртуть - универсальный Дух, или Жизненная Сила, пронизывающая всю живую материю. Этот текучий и творящий принцип символизирует сам акт трансмутации: Ртуть - это преобразующий агент алхимического процесса. Она представляет собой сущность Духа и считается важнейшим из всех Трех Первоначал, посредником между остальными двумя, смягчающим их крайности.
В практической алхимии Ртуть существует в двух состояниях. Оба они - жидкие. Первое состояние, летучее, - то, в котором Ртуть находится до освобождения от Серы. Второе, фиксированное, - то, в которое она приходит после воссоединения с Серой. Это окончательное, стабилизированное состояние иногда называется Тайным Огнем.

Алхимические стихии, или элементы :

Primus -TERRA: первый элемент, Земля. Субстанция жизни. Порождение Природы.

Secundus -AQUA.: второй элемент, Вода. Вечная жизнь, обретаемая через подразделение вселенной на четыре части.

Tertius -AER: третий элемент, Воздух. Сила, обретаемая через связь с пятым элементом - Духом.

Quartus - IGNIS: четвертый элемент, Огонь. Трансмутация материи.

Алхимик воспринимает металлы совершенно по-иному, чем металлург. Для алхимика металлы - это живые сущности, такие же как животные или растения. И, подобно всем живым существам в природе, они проходят естественную эволюцию: рождаются, растут и приумножаются. Каждый металл содержит в себе собственное «семя» - залог дальнейшего роста. При определенных - особых для каждого металла - условиях это семя можно преобразить, но только естественным путем. Вот почему во многих алхимических трактатах снова и снова рекомендуется на определенных этапах оставлять трансформацию вещества на волю Природы - выжидать, пока процесс не завершится естественным путем, и не вмешиваться.

Наука алхимии играет важную роль в работах Алистера Кроули. Хотя ничего неизвестно о том, чтобы Кроули проводил алхимические опыты в лабораторных условиях, его интерес к духовной алхимии очевиден. В трудах Кроули неоднократно встречаются упоминание алхимии и различные алхимические термины («Черный Дракон», «Зеленый Лев», «Лунная Вода», Азот, Радуга, V.I.T.R.I.O.L.и др.). Именно чтение книг по алхимии пробудили в юном Кроули интерес к эзотерике и заставили его встать на путь посвящения. Также стоит помнить, что своей реинкарнацией Алистер Кроули считал знаменитого алхимика сэра Эдварда Келли (1555–1595), возможно потому, что он «писал с позиций Мага». Среди книг, рекомендованных Кроули для чтения, были трактат «Аш Мезареф» (др.-евр. «Огонь плавильщика») и книга Михаэля Майера «Atalanta Fugiens» (1617). Сам он написал небольшую работу, посвященную алхимии: Liber LV «Химический турнир Брата Perardua, на котором он преломил семь Копий», представляющую собой Магический и Мистический Путь, описанный на языке алхимии. Алхимические символы и идеи также используются в тайных наставлениях, относящихся к высшим степеням О.Т.О.

В своей книге «Магия в теории и на практике» Алистер Кроули утверждал, что

«по сути своей Алхимия также представляет собой область Магии и что ее можно рассматривать попросту как частный случай более общего явления - отличающийся от эвокационной и талисманической Магии лишь теми значениями, которые в нем приписываются неизвестным параметрам в составе ее многоликих уравнений» .

В алхимическом процессе Кроули видел аналог трансформации, которую переживает человек, проходящий посвящения, когда он очищается от скверны и выявить в своем истинном «Я» бессмертный разум, свою Истинную Волю. Алхимические образы Алистер Кроули активно использует в описании символизма карт Таро, и различных магических операций (например, Причастия).

В этой статье подробно рассмотрены основы алхимии - великой контрнауки наук, которая, согласно Карлу Густаву Юнгу, была предтечей глубинной психологии. Чтобы понять алхимию, для начала разберёмся, в каком историческом контексте она существовала.

Начало средних веков. По всей Европе свирепствует инквизиция, человек принудительно брошен в состояние раскола (христианский дуализм духа и материи есть, по сути, философия шизофренического раскола, которая уже показала свою ущербность). Всё земное, материальное, чувственное отдано в компетенцию дьявола и постулируется как препятствие спасению. Все философские и религиозные учения, придерживающиеся иных, более здоровых позиций, уничтожены как ереси (см. мою статью об Офитах). Однако "в бессознательном" осталась потребность в компенсации однобокой коллективной установки, и скрытым её выразителем и стала алхимия.

Алхимия в противовес христианству устремляется в материю, к металлам и первоэлементам, дабы через их пресуществление достичь спасения, тогда как христианин стремится уйти от материи. Христианин направляет свою душу к Богу за пределами материального, алхимик же ищет Бога, сокрытого в материи. Бог христианина совершенен, и через обращение к совершенству обретается спасение - Бог алхимиков нуждается в человеке, как в освободителе из оков элементов. Подобная идея уже встречалась в некоторых гностических воззрениях, а также в системе каббалистов, и на тот момент заново возродилась из коллективного бессознательного. Юнг приводит многочисленные алхимические параллели в символизме Христа и камня философов (иначе называемым "сыном философов"). Даже само название "философский КАМЕНЬ" указывает на Христа, в евангельских аллегориях называемого "камнем, отвергнутым строителями, но ставшим во главу угла". Так же общими аллегориями Христа и камня являются пеликан, единорог, и т.д. Всем, кто интересуется этим вопросом более глубоко, стоит ознакомиться с работой Юнга "Психология и алхимия".

Однако есть важное отличие: тогда как Христос после вознесения идентифицируется только с духовным миром, "философский камень" является одновременно и духовным, и материальным, т.е. рождённым из нижайшей "прима материи". Кстати, опять же некоторые алхимики проводили параллель между Христом, рождённым в яслях в окружении весьма неблагородном, с философским камнем, который творится из самой низшей, первичной материи, "тьмы египетской", становясь вследствие алхимических манипуляций царём царей и Богом Богов. Подобные параллели, конечно же, не случайны и имеют глубочайшее психологическое значение. Бессознательное, не имея возможности напрямую компенсировать односторонность христианского средневекового мифа, компенсировало его косвенно через богатый и сложный символический ряд алхимии, о значении которого сами алхимики в абсолютном большинстве своём не имели никакого понятия!

Возникает вопрос: как подобное возможно? Как может быть, что человек, будучи носителем каких-либо идей и воззрений, не знает значение того, что он проповедует и делает?

Юнг не раз утверждал: "Беда алхимиков в том, что они не знали, что говорили". Этот парадокс возможно понять только в контексте учения об архетипах, которые присутствуют независимо от того, осознаём мы их значение или нет.

Непосредственно воспринимать психическую реальность способен далеко не каждый. Для абсолютного большинства работает механизм психологической проекции, когда собственный психологический процесс приписывается объекту, свойства которого пока неизвестны.

В алхимической проблематике этот механизм очень сложен, поскольку налицо отношение к очень глубокому слою "бессознательного коллективного", извечные архетипические силы которого всегда останутся для человека тайной тайн. Архетипы активизируются в особых ситуациях - это может быть духовный кризис или психотический срыв, интенсивная духовная практика или длительное уединение. Алхимик в этом отношении был идеальным субъектом: уйдя от социума в свою лабораторию (куда люди из-за суеверного страха предпочитали не заглядывать), он оказывался один на один со своим бессознательным. Несомненно, что длительное уединение способствовало его активации. Имея дело с металлами и элементами, он не обладал научным знанием о них, и потому они оказывались идеальным "экраном" для проекции содержаний бессознательного.

Таким образом, изучая алхимию, мы прежде всего исследуем бессознательные архетипические аспекты психики, которые на них проецировались. В этом отношении алхимия родственна астрологии. Точно так же, как астролог проецирует свои психические процессы не звёзды, и, имея хороший контакт с коллективным бессознательным, вполне качественно может предсказывать будущее (искренне думая, что читает по звёздам), алхимик проецирует архетипы на металлы и элементы, будучи полностью убежден, что работает с чистой материей, а на самом деле манипулирует с аспектами собственной психики, спроецированной все на ту же материю.

Вывод? Являясь наименее зависимым от коллективного мифа и наиболее открытым для воздействий коллективного бессознательного, алхимик оказался идеальным объектом для восприятия потребности в целительной компенсации одностороннего религиозного мифа. Алхимия, сама того не зная, становится единственной наследницей гностицизма и предшественницей глубинной психологии. Постулируя сотворение Бога путём великого делания из неблагородной первичной материи (которая, в итоге, становится камнем камней, "третьим сыном", разрешающим вековой конфликт духа и материи), алхимия превращается, если хотите, в благородную королеву всех ересей, предусмотрительно маскируясь под банальную золотодобытчицу! Мало кто обращал внимание на утверждение Г. Дорна о том, что "…наше золото не есть золото черни", хотя в этом утверждении скрывается подлинная правда алхимии.
Ниже приводится примерная интерпретация алхимической символики в контексте глубинной психологии.


СВИНЕЦ

Неблагородная первичная материя, он, как самый тяжелый из металлов, стал символом мощной инертности, а опасность отравиться свинцовыми парами при плавке создала убеждение, что в свинце непременно присутствует демон. (Подобное мышление вполне естественно для средневекового мистического соучастия, когда грань между внешним и внутренним не была проведена). Психологически свинец соответствует начальной уроборической бессознательности или состоянию тяжелой депрессии. Даже в современном языке есть такие выражения, как "свинцовая усталость" или "свинцовая тоска" - крайние степени негатива. Для алхимика, как и для всякого, имеющего дело с архетипическими энергиями, существовала нешуточная опасность сойти с ума, войти в одержимость архетипом, что на языке алхимических аллегорий и означало "попасть во власть демонического свинца".

Однако именно из этой наихудшей субстанции мастер посредством сложных манипуляций создаёт "философский камень" - суть, предельную, высшую целостность, самость. Юнг рассматривал невроз как перспективу к потенциальному росту, следуя алхимическому тезису "…где болезнь, там и лекарство". Христианский тезис о том, что Бог открывается через страдания, в алхимии наполняется особым, тайным смыслом.


РТУТЬ

Для человека средневековой ментальности ртуть была выразителем Меркурия - высшего и низшего Бога одновременно. Почему? Ртуть для алхимиков - это воплощённый парадокс: она одновременно ведёт себя как металл и как вода. Кроме того, способность ртути самостоятельно испаряться делала её в глазах посвященного адепта материальным воплощением духа. Для современной развитой личности подобные аналогии выглядят несколько странно, но не стоит забывать тот факт, что средневековый человек не обладал научными знаниями, а потому металлы, будучи чем-то совершенно непостижимым, были и идеальным экраном для любых психологических проекций. Вот психо-свойства ртути:

"-она состоит из всех мыслимых противоположностей. Ярко выраженная двойственность, которая постоянно именуется единством;

Она материальна и духовна;

Она олицетворяет процесс превращения низшего в высшее и наоборот;

Она, можно сказать, чёрт, спаситель и психопомп, неуловимый трикстер; наконец, отражение Бога в матери-природе;

Она так же является зеркальным отражением мистического переживания алхимика, которое совпадает с opus alchymicum; "…в качестве такого переживания она представляет, с одной стороны, Самость, с другой - индивидуационный процесс, а также (в силу неограниченности своих определений) коллективное бессознательное". (К.Юнг "Дух меркурия")

Учитывая вышепроцитированный текст, мы должны понимать, что аспект ртути Меркурия очень противоречив и часто проявляется в любом металле. Это создаёт немалую путаницу для интерпретирующего, однако, говоря непосредственно о ртути, чаще всего акцентируется парадоксальность, противоречивость, творческая иррациональность самого бессознательного. Ртуть начинает буквально заливать рекой наши сновидения и включает особое воображение, когда от нас требуется отказаться от своего рационализма и услышать то, что называется "хлопком одной ладони", звук которого откроет душу для целительного преобразования.

Кроме того, Меркурий обладает андрогинной природой и в мужской психике, как правило, проявляет себя с фемининной стороны, как анима, а в женской является носителем мужского (маскулинного) начала в качестве анимуса.

Вдобавок, ртуть химически родственна серебру, и Меркурий в той же степени родственен Луне, великой Богине. Меркурий (он же Гермес) - суть, основа всего алхимического искусства. Ртуть парадоксальным образом воплощает в себе начало и конец великого делания, наставника, проводника и одновременно трикстора, противника и беглеца. "Мы можем уравнять концепцию Меркурия с концепцией бессознательного", - писал Юнг. Не случайно в алхимических текстах встречается огромное количество явных и скрытых параллелей между Христом и Меркурием, каждый из которых представляет архетип Самости.


СЕРА

Сера в алхимии символизирует активную мужскую субстанцию, воплощённую в материи. Она - чистый тип динамизма. Как и всякий субстрат, в алхимии обладает амбивалентными свойствами: в позитивном аспекте представляет собой огонь солнца, свет сознания, в негативном идентифицируется с дьяволом, адской серой, со страстями и вожделениями всех мастей. Мария-Луиза фон Франц предполагает, что ассоциации серы с Дьяволом и адом возникли впервые у монаха, испытывавшего сексуальное искушение и переживавшего необузданною энергию, которая, кажется, сжигала дотла - такой человек вполне мог провести аналогию с лёгковоспламеняющейся серой!

Сера также связана с субстанцией Солнечной "красноты" и потому представляет принцип сознания. "Сера представляет активную субстанцию солнца, или если говорить языком психологии, фактор мотива в сознании - с одной стороны, волю, которую лучше всего рассматривать как подчинённый сознанию динамизм, а с другой стороны, непреодолимое влечение, невольную мотивацию или импульс, начиная с простого интереса и заканчивая настоящей одержимостью". (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 151).


СОЛЬ

Соль представляет собой противоположность серы и соотносится с женским, статичным принципом. Как и всякий объект в алхимии обладает двойными свойствами, образуя диалектическую пару. Издавна соль соотносится с мудростью. Данная аналогия сопоставления женского принципа с глубинным разумом стара, как мир - ещё у гностиков София отождествлялась с мудростью Божьей. Параллели можно найти и в буддизме ваджраяны, где женский принцип соотносится с мудростью, а мужской - с мастерскими средствами.

Обратным свойством соли для алхимиков была ее горечь, чем ещё раз подтверждается парадоксальность алхимического мышления, ибо "…там, где есть горечь, отсутствует мудрость, а там, где есть мудрость, не может быть горечи" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 330). Кроме того, соль, как обладающая свойством консерванта, соотносится с обретением бессмертия, так как "засаливание тела" есть метафора обретения тела нетленного. Однако соль в то же время определяет тело как материю обычную, тленную. Подобные противоречия Юнг объяснял тем, что в отличие от "эго", чётко знающего свои пределы, "границы архетипа и размыты, и могут быть нарушены другими архетипами, так что может иметь место взаимообмен определёнными качествами" (Юнг, "МС", пар № 660).

Алхимическую триаду (соль, ртуть, сера) Юнг идентифицирует как архетипическую троицу, встречающуюся ещё в египетской культуре. Таким образом, сера представляет мужской принцип, соль - женский, а ртуть - андрогинный, объединяющий противоположности воедино.


CТАДИИ ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ, первая стадия великого делания начинается с начальной бессознательности, когда сознание находится на очень низком, примитивном уровне (мистерия объединения не может возникнуть, если не произойдёт разъединение). Дух (сера), душа (ртуть) и тело (соль) на первой стадии находятся в состоянии неразделённого единства, где дух оказывается подчинен душе, а душа телу.

Отсюда первоочередной задачей является освобождение души от власти материи: "…разделение обозначает извлечение души и её проекций из плотской сферы и из всех условий окружающей тело среды. Иными словами, это означает интроверсию, интроспекцию, медитацию и тщательное исследование желаний и их мотивов" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 673). То есть, психологически стадия освобождения души от оков материи соответствует изъятию проекций из внешнего мира и опознавание их как внутреннего содержания.

Алхимики советуют поместить "Меркурий в герметичный сосуд и нагревать до тех пор, пока не произойдёт трансформация". Психологически нагревание соответствует пристальному вниманию и наблюдению, а запечатывание в сосуд - извлечению проекций из объекта. Поскольку мы изначально уравняли концепцию Меркурия с концепцией бессознательного, рецепт звучит так: "Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 749).

В этом коротком отрывке заключен весь принцип психотерапии, вся тайна исцеления и освобождения. Психолог ничего не привносит нового, он только обучает анализанда видеть свои психические комплексы и не проецировать их вовне. А изменение, в случае исполнения всех необходимых условий, не заставит долго ждать. В сновидениях на этой стадии присутствуют мотивы борьбы, противоборства, преследования, могут появляться видения огня, что знаменует сильное напряжение сознания. Поэтому главная задача - не соскользнуть назад в бессознательное состояние неосознаваемых противоположностей и научиться понимать свои проекции.

CONIUNCTIO, вторая стадия представляет собой процесс слияния сознания и бессознательного. Если вначале основным объектом распознавания были теневые части, которые необходимо наблюдать как бы со стороны, беспристрастно следя за их трансформацией в герметичной колбе, то эта стадия подразумевает встречу с анимой.

На уровне "Coniunctio" происходит полёт в бессознательное (катализируемое анимой) и слияние с теневыми энергиями. Coniunctio в алхимии символизируется священным браком царственной четы Солнца и Луны, Христа и церкви. Так же к символам coniunctio относятся мотивы поглощения или принятия в пищу подобного подобным: "Индивид должен прийти на тайную вечерю с самим собой; это значит, что он признает в себе существование другого человека. Но если он упорствует в своей однобокости, то два льва разорвут друг друга на куски".

Эта стадия представляет определённую опасность для "эго", поскольку сознанию угрожает полное исчезновение, растворение в море бессознательного. Неправильная, неудачная coniunctio угрожает безумием. Потому необходима величайшая осторожность во время прохождение данной стадии. Главная задача аналитика - подготовить индивида к решающей и полной трансформации. Здесь сновидения изобилуют мотивами брака, растворения, полётов во тьму, отождествления с непринимаемыми частями. Вывод: необходимо уметь "отпустить" себя и не препятствовать естественному процессу трансформации.

NIGREDO. Стадия Nigredo, как правило, следует после coniuctio, когда произошло слияние "эго" с бессознательными комплексами; теперь и то, и другое в их прежнем виде умирает и распадается. Nigredo - это уровень смерти, распада и полной утраты какой-либо опоры; ему свойственна тяжелая депрессия, порой с суицидальными желаниями. Кажется, будто там, где раньше было "Я", открылась чёрная дыра, которая поглощает всё и вся. Любые попытки держаться за старое вызывают ещё большие страдания.

Самое страшное здесь - субъективное ощущение того, что теперь это никогда не кончится. Отсюда необходимо заверение, что подобное состояние временное и является необходимой ступенью на пути к более высокому самосознанию. "Распад - предварительное условие искупления. Участник мистерии должен пережить фигуральную смерть, чтобы достичь трансформации" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 381). В тибетском буддизме на высоких ступенях давалась практика "чёд", суть которой в том, что практикующий уходил на ночь на кладбище и представлял, что отовсюду слетаются голодные духи и расчленяют адепта". Насколько мне известно, подобная практика считается самой опасной из всех практик Тибета и рекомендуется только очень хорошо подготовленным индивидам. Можно сказать, что практикующий "чед" сознательно вызывает у себя самое сильное состояние Nigredo, дабы ускорить процесс трансформации.

Что же касается сновидений, то они изобилуют мрачными мотивами распада; типичны клаустрофобические запертые помещения, расчленения, распятия, кастрации, падения в грязь. Завершение Nigredo обычно знаменует появления в снах мотива мандалы четверичных, целостных конструкций, переживание которых воспринимается как священное.

НОВОЕ РОЖДЕНИЕ (АНДРОГИН), стадия завершения. Противоположности объединены в новом "Я", которое несёт в себе черты каждой из конфликтовавших субстанций, но при этом не является ни тем, ни другим. Это уровень завершения великого делания, соответствующий соприкосновению с unus mundus (единый ум). Происходит переживание тотального всеединства: "…если должны соединиться такие противоположности, как дух и материя, сознание и бессознательное, свет и тьма и так далее, то соединение произойдёт в третьей вещи, которая представляет собой не компромисс, а новое трансцендентное существо, которое можно описать только посредством парадоксов" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 765).

Меркурий здесь становится воплощением Самости, предельной целостности, единства с бытиём. Теперь могут активироваться скрытые парапсихологические способности, происходит много синхронистичных совпадений: "…если символизм мандаллы является психологическим эквивалентом unus mundus, то синхронистичность - его парапсихологическим эквивалентом. Хотя синхронистические феномены происходят во времени и пространстве, они демонстрируют замечательную независимость от обоих этих незаменимых детерминант физического существования и потому не подчиняются закону причинности" (там же, пар.№ 662).

Сновидения в этот период связаны с рождением ребёнка, символами четверичности и мандаллы. Завершающая задача: принять изменения с благодарностью и постараться по возможности избегать идентификации с Самостью, ибо любые инфляционные тенденции впоследствии приносят серьёзные проблемы.

НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ЗАМЕЧАНИЙ
Поскольку развитие имеет цикличную форму, то одни и те же стадии могут проигрываться много раз, причём в разных масштабах. Выше был описан архетипический процесс, захватывающий всю сознательную и бессознательную психику (в подобных условиях процесс, как правило, происходит в "кризисе середины", то есть, от 35 до 40 лет). Однако нельзя забывать и о малых координатах, например, если речь идёт об интеграции относительно слабо энергетически заряженного автономного психического комплекса. Сама структура стадий интеграции останется примерно такой же, но, скажем, Nigredo будет не всепоглощающей тоской, а легкой депрессией, и финал окажется, соответственно, не космическим экстазом всеединства, а просто приятным переживанием. Здесь наиболее ясно видно, как знание алхимии помогает в анализе сновидениях.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

1) Алхимия представляла собой компенсацию односторонней христианской позиции, обращая своё внимание на материю, ища в ней дух. Христианство, напротив, старается отбросить материю во имя духа;

2) Субстанции, с которыми работает алхимик, есть разные составляющие "психе";

3) Основной темой алхимического искания является создание "философского камня", который есть незыблемая Самость, Христос-Меркурий, где объединяются противоположности;

4) Противоположности, нуждающиеся в объединении, символизировались химически (соль-сера); зооморфно (змея-птица; птица крылатая и бескрылая); антропоморфно (царь и царица, Адам и Ева); астрологически (Солнце-Луна); в связи со стихиями (огонь-вода, воздух-земля). Психологически это соответствует объединению сознания и бессознательного в Самости - "круге, центр которого везде, а окружность нигде".

5) Объединение противоположностей вопреки христианскому "подъёму на небеса" у алхимиков всегда начиналось со спуска в материю, где происходили аннигиляция и распад на атомы, после чего следовало albedo т.е. очищение и воскресение в новом качестве.

6) Сложность и противоречивость алхимических текстов связана с тем, что алхимики сами не знали, о чем говорили, и были объектами, а не субъектами "Великого делания". Ни один человек средневековой ментальности не выдержал бы осознанного восприятия идеи о тёмной стороне Бога.

7) Символы алхимии часто встречаются в сновидениях и фантазиях людей, с нашим предметом не знакомых, - вот почему знание алхимии бывает необходимо при аналитической работе со снами. Алхимические стадии в разных масштабах проходятся на протяжении всего человеческого существования, но особо актуальны в "кризисе середины жизни".

ИЛЛЮСТРАЦИЯ № 1. Ниже приведены две иллюстрации, как алхимические символы продуцируются в "бессознательном" у современных людей. Первый пример я привожу из своего опыта. В раннем детстве (где-то в 13 лет) мне приснился сон, который я навсегда запомнил и лишь значительно позднее узнал, что он имеет отношение к коллективному бессознательному и напрямую связан с алхимическом символизмом. Вот его описание:

"Я иду по Москве и захожу в кинотеатр. Там показывают фильм о Боге. Я вхожу в зал - на экране сразу начинается действие. Моментально я как бы перестаю быть собой и становлюсь этим действием. Его суть в следующем: некий идеальный Бог находится в своём мире, где он может делать всё. Ему нельзя только одно - играть с вороной, которая находится в центре мира. Бог изменяет весь мир силою мысли, но к вороне не прикасается. Затем, чувствуя, что ему чего-то не хватает, он начинает жалеть эту ворону, "неизменную в изменяющемся". Бог, наконец, обращает свою мысль и на неё, и как раз в этот момент происходит нечто. Его засасывает в ворону, и я вижу (или он?) - к сожалению, адекватно описать это невозможно) - как этот идеальный Бог распадается на молекулы и атомы. Перед глазами проходят чередой некие уровни, я осознаю, что совершенство рухнуло "ниже уровня ада", а я каким-то непостижимым образом являюсь "им" и "не-им" одновременно. Щелчок перед глазами - я вновь оказываюсь в кинотеатре. Выйдя из зала, передо мной предстаёт умирающий мир - и в то же время вроде бы всё осталось, как прежде. Меня охватывает тоска и скорбь. Я твержу себе: главное - не заплакать! Тут подходит моя знакомая и спрашивает: "Ты видел фильм?" Я отвечаю утвердительно, на что она замечает: "Странно, что ты не плачешь - ведь весь мир рыдает, увидев эту трагедию!" На этом сон прекращается.

АМПЛИФИКАЦИЯ. Начало и конец сна имеют отношение к личному бессознательному, поэтому их можно не затрагивать. Важна основная часть, то действие, которое происходит в кинотеатре, ибо это достаточно сложная архетипическая драма. Архетип "нарушения священного запрета" есть практически во всех мифах, но здесь он предстаёт несколько в необычном ракурсе - главным действующим лицом оказывается не человек, а Бог. Что прямо указывает на древнюю алхимическую мудрость: "Что вверху, то и внизу". Здесь же идёт прямая параллель с гностическим воззрением об "искре божьей, улетевшей в материю и в ней растворившейся". В данном сновидении практически дословно проигрывается алхимический миф о Габриции, устремившимся в объятия Бейи и растворившимся в ней. Бейя в этом мифе представляла первичную материю, которая подвергалась трансформации. Ворона (одна из популярнейших аллегорий Дьявола в средневековой схоластике) у алхимиков символизировала ту же самую первичную материю и стадию Nigredo. Каждый, кто внимательно ознакомился со статьёй, без особого труда узнает в приведённом сне стадию Coniunctio, плавно и естественно переходящую в Nigredo. Внимательный читатель может спросить: если подобные масштабы характерны, прежде всего, для кризиса середины жизни, то почему такой процесс активировался у 13-тилетнего ребёнка, причём во всём архетипическом величии? Однако не стоит забывать, что в психологии (в отличие от других наук) нет непреложных законов, а есть только тенденции. И в данном случае мы имеем дело с исключением, возникающим время от времени. Подобные редкостные архетипические прорывы происходят, если психика по каким-то причинам очень разбалансирована и потому открыта всем "ветрам" коллективного бессознательного. В его бесконечном резерве индивидуальное "эго" находит решение проблемам, которые не решаемы только одними сознательными усилиями.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ № 2 . Следующее короткое сновидение принадлежит женщине, долгое время проходившей психологический анализ. Ее главная проблема - перфекционизм и сверхрационализм, жесткие критерии которого не давали переживать бессознательное во всей его парадоксальности и антиномичности. Сновидение знаменовало ключевой перелом в анализе. "Я у себя дома, вижу, как мой сын разбивает градусник и по всему полу разливается ртуть. Ртути становится всё больше и больше". Думаю, что данное сновидение достаточно понятно всякому, кто ознакомился с данной статьёй, потому не буду повторяться на амплификации.

Алхимия, рассадник безумцев или лоно современной науки?

Некоторые считают алхимию наукой, другие - магией и даже обычным обманом. Однако нет никаких сомнений в том, что на протяжении веков многие ученые изучали эту область.

Почему алхимия вызывает такие эмоции? Была ли алхимия чем-то большим, чем просто безумием сумасшедших умов? Есть много признаков того, что удивительная тайна мира связана с алхимией, открытие которой позволяет человеку совершать настоящие чудеса.

Что такое алхимия?

Алхимия является предварительной научно-философской традицией. Практикуется по всей Европе, Африке и Азии. Комбинированные элементы, содержащиеся в таких современных областях как химия, физика, металлургия, медицина, искусство, психология, парапсихология, астрология, мистика и религия.

Обычно алхимия известна изучением методов трансмутации неблагородных металлов (например свинец) в благородные, главным образом в золото. Кроме того, алхимики концентрируют свои усилия на создании или поиске философского камня, эликсира бессмертия и лекарства от всех болезней.

Было принято несправедливое мнение, что алхимия - это «искусство делать золото». Напомним, что алхимия была наукой, основанной на опыте, на эмпирическом исследовании природных явлений. Благодаря этому были открыты и испытаны свойства многих веществ, введены в производство процессы дистилляции, ферментации, сублимации и т.д. Однако, поскольку рецепты и описания практических экспериментов были пронизаны «секретным знанием», потому что составы были полны аллегорий, алхимики не внушали доверия многим современникам.

Стоит отметить, что алхимия не фокусировалась только на физическом аспекте нашей реальности. Алхимики придавали большое значение духовным вопросам. Они стремились не только к совершенству тела, но и к развитию духа.

Современные дискуссии по алхимии делятся на изучение ее практических применений и эзотерических духовных аспектов. Первые проводятся историками физических наук, изучая предмет с точки зрения достижений древних ученых, а также философский и религиозный контекст, в котором эти события имели место.

Духовные аспекты алхимии представляют интерес для исследователей в различных эзотерических областях, спиритуалистов, а также психологов и некоторых философов. Следует помнить, что алхимия также оказывает постоянное влияние на литературу и искусство.

Этимология понятия алхимия.

Слово «алхимия» было заимствовано от старого французского слова «алкемия», которое, в свою очередь, заимствовано из арабского языка (al-kimiya). Арабское слово заимствовано из позднегреческого chemeia (что означает «смесь» и относится к фармацевтической химии).

Это древнегреческое слово происходит от раннегреческого названия Египта (Хемия), основанного на египетском названии Египта - keme (означает «черная земля», противоположная красному песку пустыни).

История алхимии.

Алхимия включает в себя несколько философских традиций, которые развивались около четырех тысячелетий на трех континентах. К сожалению, в этих традициях обычно используется символический язык, который часто кодируется, что значительно усложняет отслеживание их взаимного влияния и взаимоотношений.

Можно выделить как минимум три основных направления алхимии, которые кажутся в значительной степени независимыми, по крайней мере, на ранних стадиях:

Китайская алхимия - сфокусирована на Китае и его сфере культурного влияния (тесно связана с даосизмом);
Индийская алхимия - ориентирована на индийский субконтинент (связанна с дхармическими верованиями);
Западная алхимия - развивается в бассейне Средиземного моря, центр которого на протяжении тысячелетий перемещался от территории Египта, через греко-римскую культуру и исламский мир к средневековой Европе. Западная алхимия разработала свою собственную философскую систему, которая была в значительной степени независимой от религии, хотя она оставалась под ее влиянием.

До сегодняшнего дня мы не знаем, имеют ли эти три ветви алхимии какое-либо общее происхождение, или они влияли друг на друга в некоторой степени.

Календарь развития алхимии:

3-й век до н.э. - великое развитие алхимии во времена правления Птолемея II в Александрии (285-246 гг. до н.э.). В это время развивались новые алхимические идеи (в том числе концепция философского камня, эликсира жизни).

1-й век н.э. - деятельность пророка Марии, которой приписывают изобретение аппарата для дистилляции.

Второе столетие нашей эры - первое упоминание о превращении обычных металлов в золото, встречающееся в буддийских текстах.

Третье столетие нашей эры - греческий алхимик по имени Зосимос, который жил в Панаполисе (Верхний Египет). Написал двадцать работ, в которых изложил все алхимические знания. Зосимос утверждал, что алхимия происходит со времен Древнего Египта (со времен фараонов), где она была областью священства (в настоящее время нет никаких доказательств).

250 год - так называемая дата папируса из Лейдена (также известный как папирус из Стокгольма), один из важнейших алхимических документов, сохранившихся до наших дней.

283-343 г. - самый старый китайский алхимик, оставивший свои знания на бумаге, - это Хе Хун. В своей книге (Пао Пу Идзу) он описал алхимические превращения, позволяющие создать средство для обеспечения бессмертия.

760-815 г. - жизнь и творчество арабского алхимика по имени Джабир ибн Хаян (известный на Западе как Гебер), считается величайшим алхимиком своего времени. Он значительно изменил теорию четырех элементов Аристотеля (земля, воздух, огонь, вода), к которым он добавил серу и ртуть.

850-925 г. - персидский алхимик Мухаммад ибн Закария аль-Рази, один из величайших врачей средневекового исламского мира.

9-й век - с этого периода поступают первые заметки, касающиеся производства пороха, что является одним из важнейших изобретений китайских алхимиков.

1144 год - издание арабской книги под названием «Книга о композиции алхимии».

1193-1280 г. - жизнь и деятельность одного из первых европейских алхимиков Альберта фон Больштадта, более известного как Альбертус Магнус.

1214-1292 г. - жизнь и деятельность Рейгера Бэкона, который проводил много эмпирических исследований.

14-й век - алхимия стала более доступной для европейцев. Алхимический дискурс перешел от чисто научной философской дискуссии к более широкому социальному комментарию. Идеи, связанные с алхимией, также проникли в искусство. Данте, Пирс Пахман или Чосер писали алхимические картины.

1317 год - папский указ, запрещающий практику алхимии.

1403 год - Генрих IV в Англии запретил практику воспроизводства и трансмутации металлов. Однако можно было приобрести лицензию на попытку добычи золота алхимическими методами.

15-й век - развитие эзотерических систем, представляющих собой смесь алхимии с оккультным герметизмом, магией, астрологией. Ключевой фигурой в этом направлении был Генрих Корнелиус Агриппа (1486-1535).

16-й век - период значительного развития алхимии. Яркие представители: Георг Бауэр (1494-1555), называемый Агрикола, Феофраст Бомбастус фон Хоэнхайм (1493-1541), называемый Парацельс.

1527-1608 г. - жизнь и деятельность Джона Ди, английского оккультиста, который также был алхимиком, каббалистом и исследователем тайных знаний. Считается, что он является автором текста «Рукопись Войнича». Ему также приписывают изобретение термина «Британская империя».

1597 год - публикация работы «Алхимия» немецкого ученого Андреаса Либау, также известного как Либавий.

1604 год - публикация произведения «Триумфальная машина сурьмы», выпущенная Иоганном Тельде.

1612 год - смерть императора Рудольфа II Габсбурга, одного из величайших покровителей алхимии. Он сделал свой двор убежищем для всех видов алхимиков, астрологов, колдунов и каббалистов. Он верил в откровения, передаваемые такими людьми.

17-й век - развитие идеи эмпирического исследования постепенно способствовало отказу от существующих целей алхимии. Исследователи начали сосредотачиваться на более общих познавательных целях.

1720 год - впервые было проведено различие между алхимией и химией.

1781 год - Джеймс Прайс (1752-1783) объявил, что он произвел пыль, которая позволила преобразовать ртуть в серебро или золото. Когда его спросили о его откровениях и предложили трансмутацию перед заслуживающими доверия свидетелями, он покончил жизнь самоубийством.

19-й век - возрождение алхимии. Двумя наиболее интересными персонажами этого периода являются Мэри Энн Этвуд и Итан Аллен Хичкок, которые независимо друг от друга опубликовали похожие работы по духовной алхимии. Работа Этвуд повлияла на других оккультных авторов, включая Элифаса Леви, Эдварда Уэйта и Рудольфа Штейна.

1845 год - Барон Карл Райхенбах (1788-1869) опубликовал свое исследование силы Одики, концепции несколько похожей на алхимию.

20-й век - Альберт Ричард Ридель и Жан Дюбуа объединили алхимию с оккультизмом. Исследовательское общество «Paracelsus» популяризировало производство травяных настоек и аналогичных продуктов.

Алхимия - средневековая наука, предшествующая химии. Изучая свойства различных веществ, ставила цель найти средство продления молодости и возможность превращения неблагородных металлов в золото и серебро.
Термин «алхимия» происходит либо от арабского слова Al-kimia - производится, либо от слова kemi, коптского названия Египта, либо от греческого слова, означающего жидкость, сок.

Краткая история алхимии

    Родиной алхимии считается Древний Египет. Началом науки считаются труды мифического Гермеса Трисмегиста. Жил такой человек или нет - утверждать сложно, но книги, хотя далеко не все, приписываемые ему известны
  1. Пэмандр
  2. Вселенское слово Гермеса Асклепию
  3. Священное слово Г. Трисмегиста
  4. Кратир, или Монада
  5. Невидимый Бог весьма явен
  6. Благо в одном Боге и нигде больше
  7. Величайшее зло для людей неведение Бога
  8. Ничто не исчезает
  9. О мысли и ощущении
  10. Ключ,
  11. Ум к Гермесу
  12. О всеобщем Уме
  13. О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе
  14. Мудрость
  15. Посвятительная речь, или Асклепий

Существуют также три больших отрывка из книги «Дева мира» (или «Зрачок мира»); десять отрывков из разговора Гермеса с сыном его, Татом; восемь отрывков из книг Гермеса к Аммону; девять кратких отрывков без названия и, наконец, три «определения» Асклепия царю Аммону: о солнце и демонах, о телесных страстях и похвала царю. Средневековые алхимики приписывали Трисмегисту так называемую Изумрудную таблицу - отрывок загадочного содержания и неизвестного происхождения, где находили аллегорическое описание философского камня, они признавали этот отрывок основным текстом своего учения, которое и называли поэтому Герметической философией или Алхимией.

Усиленно и целеустремленно занимались алхимией греки, передавшие эстафету арабам в пору расцвета исламской цивилизации. От арабов восприняли идеи алхимии европейцы.

Знаменитые алхимики

  • Абу-Муза Джафара-аль-Софи. Жил в Севилье в конце VIII начале IX века. Предполагал, что металлы являются телами меняющейся природы, и состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно добавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.
  • Альберт фон Больштедт (Альберт Великий) (1200, - 15 ноября 1280) - немецкий философ, и богослов. Жил в Париже, Регенсбурге, Кельне. Занимаясь в том числе алхимией впервые выделил мышьяк в чистом виде.
  • Роджер Бэкон (около 1214 - после 1292) - английский философ, ученый. Жил в Париже, Оксфорде. Занимаясь алхимией, делил её «теоретическую, которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине» (Википедия)
  • Арнольдо Вилланова (ок. 1235-1240 - 1311) - испанский врач, издал более 20 алхимических трудов, в том числе о ядах, противоядиях, лечебных свойствах различных растений и способах их употребления. Создатель так называемой медицинской алхимии
  • Раймунд Луллиус (1235 – 1315) - философ, богослов, писатель, путешественник. Жил в Испании, Франции, Италии, странствовала по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку. Написал несколько алхимических сочинений, наиболее известные из которых «Завещание», «Сборник правил, или путеводитель по алхимии», «Опыты».
  • Джованни Фиданца (Бонавентура) (1121-1274) - философ, теолог, католический священник. Жил в Париже, Лионе. В своей «Книге, составленной на основе многих опытов», писал о фармации и медицине; установил свойство азотной кислоты растворять серебро, отделяя его от золота.
  • Василий Валентин (1565-1624). Жил в Германии. В своих сочинениях по алхимии «Триумфальная колесница антимония», «О великом камне древних мудрецов», «Последнее завещание», «Раскрытие тайных приемов», «Трактат о естественных и сверхъестественных предметах металлов и минералов», «О микрокосме», «О тайной философии» приводит новые сведения о различных веществах, их свойствах и способах получения, в том числе впервые упоминает о соляной кислоте, даёт подробное описание сурьмы и её соединений.
  • Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна (980-1037)
  • Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа Ар-Рази или Разес (864-925)
  • Абу-ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Аль-Бируни (973 – 1048)
  • Абд ар-Рахман Ал Хазини (первая половина XII века)
  • Никола Фламель (1350 — 1413)
  • Альфонсо Десятый (1221 - 1284)
  • Пьер Добрый (1340 - 1404)

    Все они искали т. н. Философский камень или красный лев, или великий эликсир, или красная тинктура, панацея жизни, жизненный эликсир, с помощью которого серебро, а, возможно, и неблагородные металлы, превращались бы в золото, а раствор его, так называемый золотой напиток (aurum potabile), принятый внутрь в малых дозах, помогал исцелять болезни, возвращать молодость, продлевать жизнь до бесконечности

«Комната имела восемь футов в длину, шесть в ширину и столько же в высоту; три стены (были) увешанны шкафчиками, полными книг, над шкафчиками были устроены полки, вмещавшие множество колб, склянок и коробочек. Напротив входа, кроме колб и реторт, помещалась печь - с козырьком, мехами и колосниковой решеткой. На ней стоял раскаленный добела тигель с кипящей жидкостью, пар от которой выходил через трубу на крыше; среди склянок, коробок и книг, в живописном беспорядке разбросанных по полу, виднелись также медные щипцы, куски угля, мокнущие в каких-то растворах, чаша, наполовину налитая водой: с потолка на нитках свисали пучки трав - одни из них на взгляд казались свежими, другие, видимо, были собраны уже давно» (А. Дюма «Жозеф Бальзамо» )

Алхимия возникла еще в глубокой древности, ее возрождение произошло в Средние века, когда ее таинственные метафизические (исследующие первоначальную природу мира) знания были почти утрачены, остались только рецепты и советы. Для того, чтобы подтвердить правильность этих рецептов в Средние века проводилось огромное количество экспериментов. Существуют исторические сведения об алхимиках, которые смогли осуществить то, что нам кажется фантастикой, т.е. сделали золото. В то же время имеется множество упоминаний об алхимиках, которые, несмотря на и огромные старания, не смогли добиться успеха.

Какова была цель алхимии?

Первое, что думают все об алхимии, - это получение золота из менее благородных металлов с целью обогащения и приобретения власти.

Вторая цель - достижение бессмертия. Часто алхимиков сопровождало множество странных слухов. Говорили, что они нашли формулу бессмертия. При этом, имелось в виду, физического бессмертия, потому что это единственная форма существования, которая в наше время интересует людей.

Третья цель - достижение счастья. Алхимики искали счастья, вечной молодости или сказочного богатства.
Такие представления об алхимии широко представлено в современной литературе. Однако есть и совершенно иная задача алхимии.

История алхимии

Еще в Древнем Китае существовали алхимики, причем еще в мифические времена, в эпохи Небесных императоров и Владык, принесших на землю огонь. В этот период появились Братства Кузнецов, которые владели величайшими таинствами, и, работая с металлами, они добивались их изменения.

В Индии алхимия имела магико-практический характер, но изучала не только металлы. Ее главной целью являлся Человек. Труды алхимиков Индии были посвящены трансмутации (преображению) человека, внутреннему изменению.

Алхимия была известна и в Древнем Египте. До сих пор не разгаданы полностью загадки построения пирамид, камни которых прилегают друг к другу без соединительного раствора, обработки диорита медными орудиями (радиоуглеродный анализ показал присутствие следов меди) и многие другие. Остается допустить, что в Древнем Египте знали формулы, методы и условия изменения свойств природных тел.

Алхимическая традиция Египта восходит к богу мудрости и наук Тоту, которого в Греции называли . Алхимия и имя Гермеса связаны с тайной, часто говорят об алхимии как о герметической традиции, связанной с таинством. Алхимические знания всегда хранились в тайне, в основном, из предосторожности, чтобы недостаточно понимающие не смогли употребить их во вред.

Древнеегипетская алхимическая традиция нашла продолжение в философских школах Александрии. В VII-VIII веках у египтян ее переняли арабы и позже принесли в Европу.

В Западной Европе развитие алхимии началось в эпоху Крестовых походов в XI веке, ее принесли с Востока. Само название «алхимия» происходит от арабской науки «Ал-кимийя».

Физические, химические и алхимические процессы

Алхимии считается предшественницей химии, говорят, что «алхимия — безумная мать разумной дочери химии».

Алхимия, как и химия, работают с природными элементами, но их цели, методы и принципы различны. В основе химия лежат химические вещества, ей нужны лаборатории, человек является физическим посредником. Алхимия базируется на философских и моральных основах, и в ее основе лежат не только материальные тела, но обязательно учитывается душа и дух.

Древние не ставили знака равенства между физическими, химическими и алхимическими явлениями.

Например, физическое воздействие на тело изменяет его форму, не меняя молекулярной структуры. Если истолочь кусочек мела, он изменит свою форму, превращаясь в порошок. При этом молекулы мела не изменятся.

При химических явлениях можно разделить молекулу вещества на различные элементы, например в молекуле воды, состоящей из двух атомов водорода и одного атома кислорода, можно соответствующим способом отделить водород от кислорода.

При алхимическом явлении в атоме, например водорода, с помощью приемов алхимии можно осуществить внутренние изменения, преобразования, в результате которых атом водорода превратится в атом другого элемента. В наше время такой процесс известен как расщепление атома.

В алхимических преобразованиях скрывается глубокий смысл, связанный с принципом эволюции, который заключается в том, что все в природе, во Вселенной движется, развивается, к чему-то стремится, имеет предназначение и цель. Это относится и к минералам, и к растениям, и к животным, и к людям.

Цель алхимических исследований - поиск того, что могло бы ускорить эволюцию. То, что когда-нибудь может стать золотом, может быть им уже сегодня, потому что это его истинная суть. То, что когда-нибудь станет бессмертным в человеке, может уже сегодня быть бессмертным, так как в этом истинная суть человека. То, что станет совершенным когда-нибудь, может уже сейчас быть совершенным.

В этом смысл преобразований, которые часто называют золотом, являющимся символом совершенства, высшей точкой развития. Все должно вернуться к своему источнику, все должно стать совершенным и прийти к своей высшей точке.

Алхимические знания с давних времен скрывались в тайне, потому что были опасны для тех, кто не умеет владеть собой, своими страстями и желаниями, кто может использовать эти знания для собственной выгоды, но не для природы и других людей.

Основные законы и принципы алхимии

Основной принцип алхимии - это единство Материи. В проявленном мире материя принимает разнообразные формы, но Материя едина.

Второй принцип: все, что существует в Макрокосме, существует и в Микрокосме, то есть все, что есть в большом, есть и в малом. Это позволяет, проводя аналогии с процессами в нас самих, понять космические явления. Принцип Гермеса: «Что наверху, то и внизу». Алхимические процессы и преобразования не противоречат природе и не разрушают ее. Преобразование свинца к золоту заключается в том, что предназначение свинца - стать золотом, а предназначение людей - стать богами.
Третий принцип: первоматерия состоит из трех элементов, называемых в алхимической терминологии Сера, Ртуть и Соль. Это не химические элементы ртути, серы и соли. Эти понятия характеризуют степени совершенства в природе. Чем больше Серы в комбинации, тем выше степень совершенства. Большое количество Соли, наоборот, говорит о меньшей степени совершенства.

Задача алхимика состоит в изменении этих соотношений, чтобы трансформировать все в золото. Но не элемент золота, из которого чеканят монеты и делают украшения! Все должно превратиться в золото, то есть достичь высшей степени совершенства.

Алхимия рассматривает три элемента Серу , Ртуть и Соль в человеке.

Золото - это Высшее Я , совершенный человек.

Сера - это Дух , то наивысшая совокупность достоинств и потенциалов человека, высшая способность понимать интуитивно.

Ртуть - это Душа , совокупность эмоций, чувств, жизненной силы, желаний.

Соль - тело человека .

Совершенный человек отдает приоритет Сере, достигает три элемента стабильны, и высшее преобладает над низшим. Крест символизирует эту идею: Сера - вертикальная перекладина, Ртуть -горизонтальная. Соль - точка стабильности, точка их пересечения.

В алхимии имеется учение о «семи телах» человека, утверждавшееся в древних религиозных и философских школах. Сера, Ртуть и Соль символизирует четыре низших тела. Причем существует соответствия:

Сера - Огонь ,

Ртуть в жидком состоянии - Воздух , Ртуть в твердом состоянии - Вода .

Соль - Земля .

Но и здесь это четыре стихии алхимиков, а не известные нам огонь, вода, воздухи и земля.

Алхимия считает, мы знаем единственную стихию - Землю, потому что наше сознание погружено в нее.
Представить эти стихии можно так:

  • Землю - тело,
  • Воду - жизненная сила,
  • Воздух - совокупность эмоций и ощущений,
  • Огонь - способность мыслить, рассуждать и понимать

Еще три принципа:

  • Высший Разум - разум, на все сущее;
  • Интуиция- мгновенное понимание;
  • Чистая воля - действие без желания вознаграждения.

Философский камень

Великом Делание осуществляется над Первичной Материей, о превращении ее в Философский камень .

Практическая сторона Великого Делания охватывает всё, от тела до Души. Работа начинается с отделения Первоматерии. В этой Первоматерии, присутствуют в определенном соотношении Сера, Ртуть и Соль.

  • Первый этап Великого Делания - отделение Серы.
  • Второй этап - отделение Ртути. Соль, как и в символе креста, - соединяющий элемент, существующий, пока существует крест. То есть тело существует, пока объединены дух и душа, служа для выражения их единства.
  • Третья фаза Великого Делания - это новое объединение Серы и Ртути, образование того, кто больше не имеет различий, называемый Гермафродитом. Он сначала мертв, его Душа просит Бога дать телу новую жизнь, потому что объединение Серы и Ртути является следствием разделения, отделения, познания и объединения. Бог нисходит с Душой, позволяя ей войти в тело, которое рождается второй раз. Иными словами: сознание родилось, пробудился человек.

Конечная цель Великого Делания - Философский камень, универсальная панацея, превращающая людей в богов, солнца в огромные звезды, и трансформацию свинца в золото.

Философский Камень необходимо растолочь в порошок. Для трансформации в золото, он золотисто-красный, для трансформации в серебро - белый.

Философия алхимии

Философия алхимии открывает две грани: теорию, то есть все, что связано с духом и познанием, и практику.

Алхимическая философия утверждает: внимание нужно обращать не на внешний вид, а искать глубокие корни и причину всего. Важна не форма, а дух, живет в ней. Философия алхимии учит глубокому познанию природы, умению жить вместе с ней.

С практической стороны алхимия учит в определенный момент эволюции возвращать себе силы, ранее утраченные однажды, возвращать способность подняться, ускорить свою эволюцию. Алхимия позволяет человеку вновь обрести когда-то утраченное бессмертие, потому что человек изначально бессмертен.

Бессмертны не физические тела. Бессмертие не является свойством тела, оно качество духа. Бессмертен дух!

В душе каждого человека есть внутренняя лаборатория, в каждом живет алхимик, превращающий Ртуть в Золото, то есть делающий свою душу совершенной, и имеющий Философский Камень, то есть инструменты для получения золота совершенства. Из свинца своих недостатков каждый человек может создать золото своих достоинств.