Оружие играет несомненно главную роль в Скайриме, и поэтому с самого начала игры вам стоит определиться с типом вооружения, если вы не знаете, то оно бывает:

  • Одноручное (мечи, короткое, кинжалы, топоры)
  • Двуручное (секиры, алебарды, копья)
  • Стрелковое (арбалеты, луки)

В статье ГДЕ найти самое лучшее оружие в Скайриме мы подробно рассмотрим все возможные варианты получения именно атакующих типов оружия (стрелковое исключается, так как на нашем сайте в разделе Луки и Арбалеты, вы найдете такую же статью, о стрелковом оружии).

Давайте сразу же разъясним, что этот пост имеет сугубо информативный характер, то есть все ваши высказывания, имеющие негативный характер, будут проигнорированы, так как у каждого свои идеалы.

Мы рассматриваем только оригинальные (ванильные) виды оружия, все неофициальные моды и дополнения не учитываются!

Где найти самое лучшее оружие в Скайриме — по этапам

Начало игры

Для тех кто хочет с самого начала своей истории «нагибать» врагов, стоит задуматься о прохождении сюжетной линии за гильдию воров, так как в конце всех основных квестов, вас оснастят Соловьиным клинком , Соловьиным луком, и Соловьиной броней, и не малой суммой денег. А если использовать полностью весь этот комплект, то сразу же понимаешь что он просто идеален, так как имеет внушительные чары.

Следующим экспонатом станет меч «Призрачный клинок» , который можно получить убив Ансилвунда. Его особенность — это полное игнорирование брони противника, то есть не важно как он экипирован, в тяжелых или легких доспехах.

Также стоит упомянуть о топоре Окин и мече Эдуж. С их помощью, вам с легкостью можно будет одолеть довольно сильных врагов.

Средина прокачки

Теперь перейдем к более опытным игрокам. Многим понравится топор Вутрад который можно получить после прохождения цепочки квестов за Соратников, так как он в прямом смысле «убийственный».

После прохождения квестов за одного из Принцев Даэдра, вы получите Бритву Меренуса . Она имеет форма кинжала, и 5% шанс на мгновенное убийство врага. Особенно если взять ее в правую руку, и использовать как вспомогательное, то атакуя к примеру обычный мечом, без зачарования, вы также имеете шанс убить противника за один удар.

Пик прокачки

После выполнения множества квестов, вам понадобится действительно хорошее оружие. К примеру посох Роза Сангвина отлично пригодится тем игрокам, кто не прокачивал древо магии, так как он может призывать Даэдра, которые будут сражаться на вашей стороне.

Для тех кто любит охотится на драконов, хорошо подойдет оружие Бич Драконов , так как он имеет дополнительный бонус в 25 едениц урона по ним.

Еще проверенным способом, является ковка оружия. Самым относительно хорошим базовым уроном обладает Даэдрическое и Драконье оружие . Но для их создания вам нужно хорошо прокачать Кузнечное дело (от 90 до 100).

Видео колонка где и как взять самое лучшее оружие в Скайриме

Где Взять Лучшее Базовое Оружие

Топ-10 самого мощного оружия (упоротый обзор)

Самое мощное оружие

В итоге нужно сказать что для каждого нужно подбирать лучшее оружие отдельно, и поэтому чтобы сказать какое оружие действительно лучшее, скажем следующее.

Самое лучшее оружие в Скайриме — это то оружие которое вас спасало уже не один раз, или просто выбирайте Даэдрик, качайте его, зачаровуйте и нагибайте весь этот многогранный мир! Спасибо за внимание, всем хорошего настроения!

Тром-ка, друг! В честь выхода Skyrim Special Edition, обновленной версии с HD текстурами, мы выпускаем серию статей на эту тему. Первой будет статья о выборе и поиске лучшего оружия и брони. А, так как мне больше нравится быстрота и легкость, начнем мы с одноручного оружия, щитов и легкого доспеха.

Чтоб у вас не возникало лишних вопросов, в Skyrim Special Edition включены все дополнения к оригинальной игре, так что все предметы описанные ниже будут вам доступны.

Лучшее одноручное оружие в Скайриме

Несомненно самым мощным оружием с базовым уроном является драконье, но оно и значительно тяжелее (если не считать кинжалов, где кинжал из кости дракона тяжелее лишь на 0,5 кг). Уступая на единицу базового урона Сталгримовая булава или топор будет значительно легче и в сумме – лучше, за исключением мечей, где хваленый Даэдрический клинок имеет больший базовый урон и практически тот же вес.

На все это оружие могут быть наложены чары, а вот на уникальные артефакты вы этого уже сделать не сможете (в большинстве случаев), так что некоторое оружие ниже может быть хорошим, только если вы не имеете такой специализации.

Булава Молаг Бала
16 18
«Ворует 25 единиц магии и 25 силы за удар. Захват душ.»
Оружие выковано из эбонита, оно легче на 1 кг чем безымянные образцы, и имеет базовый урон драконьего. Получить на ней задание можно в заброшеном доме в Мокарте.
Меч Мирака
16 3
«Ворует 15 единиц силы за удар»
Небывало легкий меч, всего 3 кг и урон самому мощному драконьему оружию. К сожалению, получить его можно только под конец игру, по ходу основной сюжетной линии (с учетом наличия дополнения «Dragonborn»).
Бритва Мерунеса
11 3
«Мгновенная смерть наступает с вероятностью 1.5%.»
На 3.5 кг легче драконьего кинжала, но на 2 меньше базовый урон. Не смотря на это, благодаря своему эффекту, делает кинжал хорошим вариантом для левой руки. Квест можно начать с посещения музея в Данстаре.

Лучшая легкая броня в Скайриме

Из крафтовых наборов в игре доступны две самые мощные легкие брони: Сталгримовая (с дополнением Dragonborn) и Драконья чешуя. Разница между ними небольшая, и если один элемент брони лучше, то другой – хуже.

Сталгримовые сапоги, наручи имеет тот же базовый параметр брони, что и драконий.

С нагрудником и шлемом не все однозначно.

Нагрудник легче на 3 кг, но меньше в броне на 2. Не лишено смысла носить Эльфийский позолоченый доспех, класс брони уступает на 6, но и его вес на 6 меньше.

Щит несомненно из чешуи дракона – вес на 4 легче, уступая в броне лишь на 1.

Шлем легче на 2 кг, но меньше в броне на 1. Но по параметру брони в сравнении с Масками драконьих жрецов меркнит любой другой легкий шлем. Вам подойдет Кросис , Вольсунг или Мирак (Dragonborn). Можно собрат все 8 основных масок и отправится в прошлое, где вы побудите тяжелую маску вождя. Кросис лучшая, из свободно доступных, для получения отправляйтесь в Двуглавый пик.

Легендарные легкие доспехи Скайрима

Если вы не чаруете доспехи самостоятельно, то вам будут интересны легендарные наборы, и если у вас не установлено DLC, лучшее что вы можете получить – браню от Тёмное Братство, точнее её старую версию в фракционном задании «Найти ассасина из прошлого» . Её комплекты если имеют если не такие же параметры, то капельку лучше.

Обладателям дополнения «Dragonborn» доступны еще два мощных комплекта.

Навыки Воина:

Двуручное оружие (Two-handed)


Описание:
Если вы выбрали сражение двуручным оружием, приготовьтесь к его медленной скорости атаки. Быстрее всего проходят удары мечом, ощутимо дольше происходит замах секирой, и целую вечность нужно заносить молот. Вместе с тем, огромный урон двуручного оружия трудно переоценить, кроме того им можно блокировать удары, но не так эффективно, как щитом, впрочем навык Блокирование на него также распространяется.
Доступные перки:

  • Варвар (5 степеней). Каждый ранг этого умения повышает урон от двуручного оружия на 20%, вплоть до 100%. Прокачивать обязательно.
  • Крушитель черепов (3 степени). Требование навыка: 30. Если помните, так назывался замечательный (и одноручный) молот в Morrowind. Если вы решили использовать тяжелый молот, качайте этот перк. Он улучшает пробиваемость вражеской брони.
  • Глубокие раны (3 степени). Требование навыка: 30. Увеличивает вероятность критического урона от двуручного меча.
  • Расчленитель (3 степени). Требование навыка: 30. Даёт секирам дополнительный урон от кровопотери.
  • Стойка чемпиона. Требование навыка: 20. Проходной перк, уменьшает расход запаса сил при силовых ударах на 25% (а только они и должны присутствовать в вашем арсенале).
  • Сокрушительный удар. Требование навыка: 50. Силовые атаки двуручным оружием наносят на 25% больше урона, плюс при некотором везении вы можете отрубить противнику голову.
  • Великий рывок. Требование навыка: 50. Вы бежите на врага в спринте, замахиваетесь силовой атакой и враг получает двойной критический урон. Отличный способ начала боя.
  • Веерная атака. Требование навыка: 70. Атаки с движением вбок наносят урон нескольким противникам перед вами. Не обязательный перк, особенно если вы решили не качать Мастер боевых искусств.
  • Мастер боевых искусств. Требование навыка: 100. Отступая и совершая силовую атаку, вы имеете 25% шанс парализовать противника. Но вспомните ли вы об этой возможности в горячке боя?


Одноручное оружие (One-handed)


Описание:
Старые добрые мечи, булавы и топоры. Урон у них ниже чем у двуручного оружия, зато выше скорость (хотя она точно также зависит от класса - меч, топор или булава) и возможностей больше. В Skyrim впервые стало возможным раздельное использование рук, и грех этим не воспользоваться. Можно в одну руку взять булаву, меч или топор, а в другую заклинание, щит, или другое одноручное оружие!
Доступные перки:

  • Сильная рука (5 степеней). С каждым новым уровнем этого перка, всё одноручное оружие будет наносить на 20% больше урона, вплоть до 100%. Качать все 5 степеней обязательно!
  • Рубака (3 степени). Требование навыка: 30. Качать только если вы точно будете использовать топоры. Тогда они будут наносить дополнительный урон от кровопотери.
  • Костолом (3 степени). Требование навыка: 30. Качать только если вы точно будете использовать булавы. Улучшает пробиваемость брони.
  • Мечник (3 степени). Требование навыка: 30. Качать только если вы точно будете использовать мечи. Увеличивает вероятность критического урона.
  • Двойной вихрь (2 степени). Требование навыка: 30. Качать если вы решили использовать сразу два одноручных оружия. Ускоряет скорость атаки с двух рук.
  • Двойная мясорубка. Требование навыка: 70. Обязательно качать, если вы используете оружие в двух руках. Силовые атаки наносят на 50% больше урона!
  • Боевая стойка. Требование навыка: 20. Проходной перк. Уменьшает расход запаса сил при силовых ударах на 25% (а только они и должны присутствовать в вашем арсенале).
  • Безжалостный удар. Требование навыка: 50. Силовые атаки одноручным оружием наносят на 25% больше урона, плюс при некотором везении вы можете отрубить противнику голову.
  • Рывок. Требование навыка: 50. Вы бежите на врага в спринте, замахиваетесь силовой атакой и враг получает двойной критический урон.
  • Парализующий удар. Требование навыка: 100. Отступая и совершая силовую атаку, вы имеете 25% шанс парализовать противника. Но вспомните ли вы об этой возможности в горячке боя?


Блокирование (Block)


Описание:
Использование щитов или двуручного оружия для защиты от ударов. Во время блока вы получаете значительно меньше урона. Доступные перки:

  • Щитоносец (5 степеней). Вы будете получать меньше урона при блоке. С первым уровнем на 20%, а с каждым последующим на 5%, вплоть до 40%.
  • Быстрые рефлексы. Требование навыка: 30. При удачном блоке время замедляется. Весьма сомнительный перк.
  • Силовой удар плашмя. Требование навыка: 30. Вы можете атаковать ударом плашмя прямо из блока.
  • Смертельный удар плашмя. Требование навыка: 50. Удары плашмя наносят в 5 раз больше урона!
  • Обезоруживание. Требование навыка: 70. При силовом ударе плашмя вы можете выбить оружие из рук противника.

Только для щита:

  • Отбивание стрел. Требование навыка: 30. Если стрела попадает в щит, она не наносит урона.
  • Защита от стихий. Требование навыка: 50. Защищаясь щитом вы получите 50% защиту от заклинаний огня, холода и молнии. Очень полезно против магов и драконов.
  • Блок на бегу. Требование навыка: 70. Теперь закрывшись щитом вы сможете передвигаться!
  • Живой молот. Требование навыка: 100. Закрывшись щитом в спринте вы можете сбивать противников с ног, чтобы потом быстро атаковать, пока те беззащитны.


Стрельба (Archery)


Описание:
Стрельба из лука. Совершенно самостоятельный вид боя, ни в чем не уступающий остальным. Замечательно работает вместе со Скрытностью. Помните, что кроме лука вам нужны еще и стрелы. Много стрел. Сразу скажу, что если вы решили использовать лук, то вам придется открыть все перки, чтоб увидеть стрельбу из лука во всей красе. Лишних перков здесь нет.
Доступные перки:

  • Избыточное натяжение (5 степеней). С каждым уровнем этого перка вы будете наносить на 20% больше урона луком, вплоть до 100%.
  • Орлиный взор. Требование навыка: 30. Если нажать кнопку блока при прицеливании, вы как бы визуально приблизитесь к цели, как в "снайперском прицеле", чтобы точнее прицелиться.
  • Твердая рука (2 степени). Требование навыка: 40. При использовании приближения, время замедлится, чтобы было легче стрелять по движущимся мишеням.
  • Мощный выстрел. Требование навыка: 50. Попав в противника, тот в 50% случаев пошатнется, остановившись на месте. Полезно для отступления, увеличения расстояния до противника.
  • Быстрая стрельба. Требование навыка: 70. За счет ускорения натягивания тетивы на 30%, увеличивается пресловутый урон за единицу времени.
  • Критический выстрел (3 степени). Требование навыка: 30. С каждым уровнем этого перка вы будете иметь больший шанс нанести критический урон.
  • Бережливый охотник. Требование навыка: 50. На трупах вы находите вдвое больше стрел. Полезно, если только вы не покупаете все стрелы в магазине. А эбонитовые и даэдрические стрелы у противников бывают очень редко.
  • Егерь. Требование навыка: 70. Вы можете быстрее двигаться с натянутой тетивой.
  • Снайпер. Требование навыка: 100. Вы имеете 15% шанс парализовать цель. Для этого НЕ нужно делать "шаг назад"!


Кузнечное дело (Smithing)


Описание:
Позволяет ковать оружие и броню в кузне, а также улучшать их на станке и точильном камне. Мастер кузнечного дела может в несколько раз увеличить характеристики оружия и брони! Кроме того, выкованные вещи можно очень неплохо продавать. Внимание! Лучше изучать только одну ветку, для легких и тяжелых доспехов, в зависимости от ваших предпочтений! Также учтите, что лучшие легкие доспехи - драконьи, а тяжелые - даэдрические. Вместе с тем, лучшее оружие также даэдрическое, на стеклянном (из "легкой" ветки) вы много не навоюете. Так что о выборе ветки тяжелых доспехов ради даэдрического стоит задуматься даже тем кто предпочитает легкую броню - драконью можно открыть и так. А вот тем кто качает тяжелую броню, ковать драконью - нет никакого смысла.

Доступные перки:

  • Стальные доспехи. Позволяет ковать стальные доспехи и оружие, а также улучшать их до Легендарного.
  • Кузнец-волшебник. Требование навыка: 60. Без этого перка вы не сможете улучшать зачарованную броню. Но вы можете сначала улучшить обычную, а потом зачаровать. Выбор ваш.

Тяжелые доспехи:

  • Двемерские доспехи. Требование навыка: 30. Позволяет ковать двемерские доспехи и оружие, а также улучшать их до Легендарного.
  • Орочьи доспехи. Требование навыка: 50. Позволяет ковать орочьи доспехи и оружие, а также улучшать их до Легендарного.
  • Эбонитовые доспехи. Требование навыка: 80. Позволяет ковать эбонитовые доспехи и оружие, а также улучшать их до Легендарного.
  • Даэдрические доспехи. Требование навыка: 90. Позволяет ковать даэдрические доспехи и оружие, а также улучшать их до Легендарного.

Легкие доспехи:

  • Эльфийские доспехи. Требование навыка: 30. Позволяет ковать эльфийские доспехи и оружие, а также улучшать их до Легендарного.
  • Сложные типы брони. Требование навыка: 50. Позволяет ковать ламеллярные и пластинчатые доспехи, а также улучшать их до Легендарного.
  • Стеклянные доспехи. Требование навыка: 70. Позволяет ковать стеклянные доспехи и оружие, а также улучшать их до Легендарного.
  • Драконьи доспехи. Требование навыка: 100. Позволяет ковать драконьи доспехи, а также улучшать их до Легендарного. На самом деле, драконьи доспехи бывают и тяжелыми, но они хуже даэдрических.


Тяжелая броня (Heavy Armor)


Описание:
Отвечает за свойства тяжелой брони. Тяжелая броня защищает лучше легкой, но практически не позволяет вам использовать Скрытность - уж больно громкая. Тяжелая броня предпочтительнее для приверженцев ближнего боя, на одноручном или двуручном оружии. Также от навыка тяжелой брони зависит уровень защиты тяжелых щитов.

Доступные перки:

  • Джаггернаут (5 степеней). С каждым уровнем этого перка защита, даваемая тяжелой броней, будет увеличена на 20%, вплоть до 100%.
  • Стальные кулаки. Требование навыка: 30. Проходной навык. Урон кулаками равен защите даваемой тяжелыми перчатками. Только зачем?
  • Мягкая подбивка. Требование навыка: 50. Проходной навык. Если вы носите полный комплект из тяжелых доспехов, шлема, сапог и перчаток, то при падении с высоты будете получать только половину урона. Это откуда вы собрались прыгать?
  • Упорная тренировка. Требование навыка: 70. То, ради чего можно прокачать предыдущие бесполезные навыки. Надетая тяжелая броня ничего не весит и не замедляет ваши движения!
  • Хорошая экипировка. Требование навыка: 30. Если вы носите полный комплект из тяжелых доспехов, шлема, сапог и перчаток, то получаете прибавку 25% к общему показателю защиты.
  • Центр тяжести. Требование навыка: 50. Если вы носите тяжелую броню, то сбить вас с ног на 50% труднее.
  • Полный комплект. Требование навыка: 70. Если вы носите полный комплект из тяжелых доспехов, шлема, сапог и перчаток, причем все они сделаны из одного материала (железа, стали, эбонита и т.д.), то вы получаете прибавку 25% к общему показателю защиты.
  • Отражение ударов. Требование навыка: 100. Если вы носите полный комплект из тяжелых доспехов, шлема, сапог и перчаток, то получаете 10% шанс отразить рукопашный урон врагу.


Навыки вора:

Легкая броня (Light Armor)
Описание: Отвечает за свойства легкой брони. Она не сильно стесняет движения, весит немного, позволяет красться и выполнять скрытные атаки. Однако плохо держит удар в ближнем бою. Поэтому легкую броню рекомендуется использовать ворам, но не воинам. Также от навыка легкой брони зависит уровень защиты легких щитов.
Доступные перки:

  • Ловкость в обороне (5 степеней). С каждым уровнем этого перка защита, даваемая легкой броней, будет увеличена на 20%, вплоть до 100%.
  • Подгонка по фигуре. Требование навыка: 30. Если вы носите полный комплект из легких доспехов, шлема, сапог и перчаток, то получаете прибавку 25% к общему показателю защиты.
  • Вторая кожа. Требование навыка: 50. Надетая легкая броня больше ничего не весит и не стесняет движений.
  • Крылья ветра. Требование навыка: 60. Если вы носите полный комплект из легких доспехов, шлема, сапог и перчаток, то получаете прибавку 50% к скорости восстановления запаса сил.
  • Полный комплект. Требование навыка: 70. Если вы носите полный комплект из легких доспехов, шлема, сапог и перчаток сделанных из одного материала (кожа, малахит, драконья чешуя), то получаете 25% бонус к общему показателю защиты.
  • Ловкий боец. Требование навыка: 100. Если вы носите полный комплект из легких доспехов, шлема, сапог и перчаток, то получаете 10% шанс полностью избежать урона в ближнем бою.


Скрытность (Sneak)
Описание: Позволяет незаметно передвигаться в режиме скрытности. В этом режиме любой нанесенный вами урон противнику, который вас не видит, становится критическим и увеличивается в несколько раз. Скрытность - лучший друг вора и лучника. Не пытайтесь использовать скрытность с тяжелыми доспехами - шум такой, что вас найдут за десять метров от цели.
Доступные перки:

  • Скрытность (5 степеней). Вас труднее обнаружить. С первым уровнем на 20%, а с каждым последующим на 5%, вплоть до 40%.
  • Удар в спину. Требование навыка: 30. Урон скрытной атаки одноручным оружием увеличен в 6 раз.
  • Верный прицел. Требование навыка: 40. К радости лучников, скрытные атаки из лука наносят втрое больше урона!
  • Клинок ассасина. Требование навыка: 50. Скрытная атака кинжалом наносит в 15 раз больше урона! Не забудем, что кинжал можно отравить, и тогда забудем о шансах цели на выживание.
  • Приглушенные шаги. Требование навыка: 30. Шум от ваших доспехов уменьшен на 50%.
  • Легкий шаг. Требование навыка: 40. Вы перестаете задевать ловушки. Так станет куда проще будет заманивать в них врагов.
  • Тихий кувырок. Требование навыка: 50. Спринт при скрытности приводит к бесшумному кувырку.
  • Тишина. Требование навыка: 70. Теперь если вы будете красться бегом, это не повлияет на вероятность вашего обнаружения.
  • Воин тени. Требование навыка: 100. Теперь войдя в режим скрытности прямо в бою, вы сразу же скроетесь от врагов.


Взлом (Lockpicking)
Описание: Отвечает за взлом замков и некоторых ловушек. Для взлома требуются отмычки, много отмычек. А так как самые лучшие сокровища обычно хранятся за хорошими замками, добраться до них без этого навыка крайне проблематично. Если в прошлых играх серии взламывать замки можно было при помощи заклинаний, то теперь даже архимага можно застать на коленках с отмычкой в руке.
Доступные перки:

  • Взломщик-новичок. Область, которую нужно "нащупать" в мини-игре по взлому, увеличивается вдвое для замка сложности - новичок.
  • Взломщик-ученик. Требование навыка: 25. Область, которую нужно "нащупать" в мини-игре по взлому, увеличивается вдвое для замка сложности - ученик.
  • Умелые ручки. Требование навыка: 40. Теперь если вы вскроете какой-нибудь замок, этого никто не заметит.
  • Восковой слепок. Требование навыка: 50. От каждого вскрытого замка, который имеет ключ, у вас появляется копия ключа и теперь даже если замок снова закроют, вы сможете открыть его, не взламывая. Скорее вредный навык, ведь он исключает возможность пройтись ночью по городу и потренироваться.
  • Взломщик-специалист. Требование навыка: 50. Область, которую нужно "нащупать" в мини-игре по взлому, увеличивается вдвое для замка сложности - специалист.
  • Золотоискатель. Требование навыка: 60. Вы будете находить в сундуках больше золота!
  • Охотник за сокровищами. Требование навыка: 70. Шанс найти сокровища увеличен на 50%!!!
  • Взломщик-эксперт. Требование навыка: 75. Область, которую нужно "нащупать" в мини-игре по взлому, увеличивается вдвое для замка сложности - эксперт.
  • Замочный мастер. Требование навыка: 80. Теперь начальная позиция в мини-игре по взлому будет располагаться поближе к цели. Проходной навык к главному навыку ветки
  • Вечная отмычка. Требование навыка: 100. Продайте все ваши отмычки, кроме одной! Она никогда не сломается!
  • Взломщик-мастер. Требование навыка: 100. Область, которую нужно "нащупать" в мини-игре по взлому, увеличивается вдвое для замка сложности - мастер. Если вы уже прокачали навык вечная отмычка, то этот перк - бесполезен.


Карманные кражи (Pickpocket)

Описание: - Уверен, что вы никогда не сможете украсть часы из моего кармана! - Вы случайно не вот эти часы имеете ввиду? Навык карманных краж позволяет красть у персонажей различные предметы и золото в режиме скрытности. Чем выше навык, тем выше вероятность удачной кражи.
Доступные перки:

  • Ловкие пальчики (5 степеней). С каждым рангом этого перка увеличивается шанс на удачную карманную кражу на 20%, вплоть до 100%.
  • Ночной вор. Требование навыка: 30. Вероятность удачной кражи у спящих выше на 25%.
  • Носитель яда. Требование навыка: 40. Вы можете отравить неприятеля, подбросив яд в его карман.
  • Накладные карманы. Требование навыка: 50. Ваша грузоподъемность разом увеличивается на 100.
  • Щипач. Требование навыка: 40. Карманные кражи становятся проще сразу на 50%!
  • Ключник. Требование навыка: 60. Дает почти полную гарантию на удачную кражу ключа.
  • Дезориентация. Требование навыка: 70. Вы можете красть даже оружие, которое персонаж держит в руках!
  • Фокусник. Требование навыка: 100. Вы можете оставлять персонажей совершенно голыми.


Красноречие (Speech)
Описание: Иногда в диалогах появляется возможность "убеждения" или "угрозы", а от навыка зависит, подействуют они или нет. И это еще не всё! Отныне, после исчезновения навыка "торговли", выбрав наш замечательный навык красноречия, Вы также будете получать скидки у всех торговцев Скайрима! Торопитесь, количество перков ограничено!
Доступные перки:

  • Торговец (5 степеней). С каждым уровнем этого перка, цены становятся на 10% выгодней.
  • Подкуп. Требование навыка: 30. Вы сможете подкупать стражу, чтобы они не замечали преступления.
  • Убеждение. Требование навыка: 50. Ваши аргументы на 30% более убедительны.
  • Запугивание. Требование навыка: 70. Ваши угрозы вдвое убедительнее.
  • Очарование. Требование навыка: 30. При торговле с представителями противоположного вашему персонажу пола, цены выгоднее на 10%. Проходной навык.
  • Купец. Требование навыка: 50. Очень полезный навык любому персонажу! Теперь вы можете продавать оружейнику зелья, а алхимику тяжелые доспехи! Точнее, любому торговцу любые предметы, даже если они его не интересуют.
  • Вкладчик. Требование навыка: 70. Вы можете один раз дать торговцу 500 золотых, и теперь каждый раз у него будет на эти же 500 золотых больше для торговли с вами.
  • Скупщик. Требование навыка: 90. Любой торговец, в которого вы вложили деньги, согласится покупать у вас даже краденные вещи.
  • Великий торговец. Требование навыка: 100. Каждый торговец Скайрима готов выложить дополнительную 1000 золотых для торговли с вами!


Алхимия (Alchemy)
Описание: Алхимия целиком и полностью отвечает за качество создаваемых зелий и ядов. Ингредиентов в игре видимо-невидимо, не пропадать же добру. Многие зелья к тому же очень дорого стоят. А отравленная стрела или клинок сводят шансы жертвы на выживание до минимума.
Доступные перки:

  • Алхимик (5 степеней). С каждым уровнем этого перка, ваши зелья будут становиться на 20% лучше, вплоть до 100%.
  • Целитель. Требование навыка: 20. Ваши зелья для восстановления здоровья, магии и запаса сил на 25% лучше.
  • Отравитель. Требование навыка: 30. Ваши яды на 25% сильнее.
  • Концентрированный яд. Требование навыка: 60. Яд нанесенный на оружие продержится вдвое большее число ударов.
  • Травник. Требование навыка: 70. Вы получаете с растений сразу два ингредиента!
  • Провизор. Требование навыка: 30. Положительные эффекты ваших зелий сильнее на 25%.
  • Экспериментатор (3 степени). Требование навыка: 50. Съев ингредиент вы узнаете первые два/три/четыре его свойства.
  • Змеиная кровь. Требование навыка: 80. Сопротивление ядам увеличивается на 50%.
  • Чистота. Требование навыка: 100. Ваши зелья не имеют отрицательных эффектов, а яды положительных.

Навыки мага:


Зачарование (Enchanting)
Описание: Зачарование, потеряв в Oblivion былую славу, возвращается в строй самых полезных навыков! С помощью "Пентаграммы душ" и камней душ, можно давать обычной амуниции потрясающие свойства. Зачарование полезно абсолютно всем классам, но требует больших вложений и много-много времени на прокачку. В принципе, хорошо жить в Скайриме, даже на сложности "Мастер", можно и без него.
Доступные перки:

  • Зачарователь (5 степеней). С каждый уровнем этого перка ваши зачарования становятся на 20% сильнее, вплоть до 100%.
  • Экономия душ. Требование навыка: 20. Зарядка зачарованного оружия от камней душ теперь продуктивнее.
  • Поглотитель душ. Требование навыка: 40. Смертельный удар по существу перезарядит ваше оружие на 5% от стоимости этой души. Полезно, но только если вы используйте зачарованное оружие, что не обязательно.
  • Огненные чары. Требование навыка: 30. Все чары огня и защиты от него, которые вы будете накладывать на амуницию, станут сильнее на 25%.
  • Морозные чары. Требование навыка: 40. Все чары холода и защиты от него, которые вы будете накладывать на амуницию, станут сильнее на 25%.
  • Грозовые чары. Требование навыка: 50. Все чары электричества и защиты от него, которые вы будете накладывать на амуницию, станут сильнее на 25%.
  • Чары умений. Требование навыка: 50. Все чары увеличения навыков, которые вы будете накладывать на амуницию, станут сильнее на 25%.
  • Жизненные чары. Требование навыка: 70. Все чары увеличения количества и скорости восстановления здоровья, магии и запаса сил, которые вы будете накладывать на амуницию, станут сильнее на 25%.
  • Дополнительный эффект. Требование навыка: 100. Вы сможете наложить на предмет не одни чары, а целых два! Учтите, что чары, идущие вторыми, могут оказаться слабее. Перк обязателен, если вы вообще решили качать зачарование.

Разрушение (Destruction)
Описание: Школа магии разрушения направлена лишь на одну цель - уничтожение противника с помощью элементов - огня, холода и молнии. Учитывайте, что одни враги могут иметь защиту от элемента, но наверняка будут уязвимы для другого.
Доступные перки:

  • Эксперт школы разрушения. Требование навыка: 75. Заклинания уровня эксперта расходуют вдвое меньше магии.
  • Мастер школы разрушения. Требование навыка: 100. Заклинания уровня мастера расходуют вдвое меньше магии.
  • Новичок школы разрушения. Заклинания уровня новичка расходуют вдвое меньше магии.
  • Ученик школы разрушения. Требование навыка: 25. Заклинания уровня ученика расходуют вдвое меньше магии.
  • Адепт школы разрушения. Требование навыка: 50. Заклинания уровня адепта расходуют вдвое меньше магии.
  • Усиленное пламя (2 степени). Требование навыка: 30. Заклинания огня становятся сильнее на 25% (50% на 2 степени).
  • Жаркое пламя (2 степени). Требование навыка: 50. Враг доведенный огненными заклинаниями до низкого уровня здоровья перестанет вас атаковать и попытается скрыться.
  • Усиленный мороз (2 степени). Требование навыка: 30. Заклинания огня становятся сильнее на 25% (50% на 2 степени).
  • Глубокая заморозка. Требование навыка: 50. Враг доведенный огненными заклинаниями до низкого уровня здоровья будет парализован.
  • Усиленные молнии (2 степени). Требование навыка: 30. Заклинания молний становятся сильнее на 25% (50% на 2 степени).
  • Дезинтеграция. Требование навыка: 50. Враг доведенный огненными заклинаниями до низкого уровня здоровья будет убит на месте.
  • Двойное разрушение. Требование навыка: 20. Если вы творите заклинание разрушения с двух рук, оно станет сильнее.
  • Ударная волна. Требование навыка: 40. Большинство заклинаний разрушения, при использовании с двух рук, могут заставить цель пошатнуться.
  • Мастер рун. Требование навыка: 40. Руны-ловушки можно ставить на в 5 раз большем расстоянии от себя.

Иллюзия (Illusion)
Описание: Заклинания школы иллюзии позволяют манипулировать персонажами. Вы можете заставить их успокоиться и сложить оружие, вступить в бой, убежать, напасть на своих сторонников и т.д.. Заклинания иллюзии наиболее полезны вору.
Доступные перки:

  • Новичок школы иллюзии. Заклинания уровня новичка расходуют вдвое меньше магии.
  • Ученик школы иллюзии. Требование навыка: 25. Заклинания уровня ученика расходуют вдвое меньше магии.
  • Адепт школы иллюзии. Требование навыка: 50. Заклинания уровня адепта расходуют вдвое меньше магии.
  • Эксперт школы иллюзии. Требование навыка: 75. Заклинания уровня эксперта расходуют вдвое меньше магии.
  • Мастер школы иллюзии. Требование навыка: 100. Заклинания уровня мастера расходуют вдвое меньше магии.
  • Двойная иллюзия. Требование навыка: 20. Если вы творите заклинание иллюзии с двух рук, оно станет сильнее.
  • Обман животных. Требование навыка: 20. Заклинания иллюзии действуют на животных более высокого уровня.
  • Обман людских глаз. Требование навыка: 40. Заклинания иллюзии действуют на людей более высокого уровня.
  • Бесшумные заклинания. Требование навыка: 50. Отныне вы можете колдовать любые заклинания любой школы магии совершенно бесшумно!
  • Гипнотический взгляд. Требование навыка: 30. Заклинания успокоения действуют на цели более высокого уровня. Суммируется с перками "Обман животных" и "Обман людских глаз".
  • Наука страха. Требование навыка: 50. Заклинания страха действуют на цели более высокого уровня. Суммируется с перками "Обман животных" и "Обман людских глаз".
  • Неистовство. Требование навыка: 70. Заклинания бешенства действуют на цели более высокого уровня. Суммируется с перками "Обман животных" и "Обман людских глаз".
  • Мастер разума. Требование навыка: 90. Теперь заклинания иллюзии действуют на даэдра, нежить и двемерские механизмы.

Колдовство (Conjuration) Описание: Зачем сражаться самому, когда можно вызвать помощника, или оживить мертвеца? Еще можно изгнать призванных врагами существ. Также можно призывать оружие, но в этом нет смысла. Чисто магический навык, воинам и ворам от него будет мало толку.
Доступные перки:

  • Новичок школы колдовства. Заклинания уровня новичка расходуют вдвое меньше магии.
  • Адепт школы колдовства. Требование навыка: 50. Заклинания уровня адепта расходуют вдвое меньше магии.
  • Эксперт школы колдовства. Требование навыка: 75. Заклинания уровня эксперта расходуют вдвое меньше магии.
  • Мастер школы колдовства. Требование навыка: 100. Заклинания уровня мастера расходуют вдвое меньше магии.
  • Двойное колдовство. Требование навыка: 20. Если вы творите заклинание колдовства с двух рук, оно станет сильнее.
  • Мистический призыв. Требование навыка: 20. Призванное оружие наносит больше урона. Только зачем призывать оружие, когда его и так навалом?
  • Похититель душ. Требование навыка: 30. Призванное оружие также может захватить душу в свободный камень душ.
  • Изгнание в Обливион. Требование навыка: 50. Призванное оружие изгоняет призванных врагами существ и прогоняет оживленные трупы.
  • Некромантия. Требование навыка: 40. Оживленные тела будут служить вам вдвое дольше.
  • Темные души. Требование навыка: 70. Оживленные тела получают 100 дополнительных единиц здоровья.
  • Призыватель (2 степени). Требование навыка: 30. Вы можете оживлять тела и вызывать атронахов на большем расстоянии от себя.
  • Атромантия Требование навыка: 40. Призванные атронахи прослужат вам вдвое дольше.
  • Сила стихий. Требование навыка: 80. Призванные атронахи на 50% сильнее!
  • Парные души. Требование навыка: 100. Вы можете призывать двоих атронахов или оживлять два тела одновременно!

Изменение (Alteration)

Описание: Эдакий сборник заклинаний. Тут вам и магическая защищенность, обнаружение жизни, освещение, паралич и даже трансмутация. Качать навык стоит разве что ради паралича, или магической защиты (если вы маг, а не воин в тяжелой броне).
Доступные перки:

  • Новичок школы изменения. Заклинания уровня новичка расходуют вдвое меньше магии.
  • Адепт школы изменения. Требование навыка: 50. Заклинания уровня адепта расходуют вдвое меньше магии.
  • Эксперт школы изменения. Требование навыка: 75. Заклинания уровня эксперта расходуют вдвое меньше магии.
  • Мастер школы изменения. Требование навыка: 100. Заклинания уровня мастера расходуют вдвое меньше магии.
  • Двойное изменение. Требование навыка: 20. Если вы творите заклинание изменения с двух рук, оно станет сильнее.
  • Магическая броня (3 степени). Требование навыка: 30. Если вы не носите доспехи, заклинание "Каменная плоть" действует в несколько раз сильнее.
  • Сопротивление магии (3 степени). Требование навыка: 30. С каждым уровнем этого перка ваша защита от магии становится на 10% лучше, вплоть до 30%! Очень полезный перк.
  • Постоянство. Требование навыка: 70. Заклинания изменения держатся действуют дольше.
  • Атронах. Требование навыка: 100. Вы поглощаете 30% магии заклинаний которыми вас атаковали!


Восстановление (Restoration)
Описание : Заклинания школы восстановления позволяют лечить себя и товарищей, отпугивать нежить, на время повышать свою защиту от урона и магии. Может стать альтернативой зелий лечения, хотя их попадается предостаточно. Также замечательное заклинание "оберег" может стать альтернативой щита для мага.
Доступные перки:

  • Новичок школы восстановления. Заклинания уровня новичка расходуют вдвое меньше магии.
  • Адепт школы восстановления. Требование навыка: 50. Заклинания уровня адепта расходуют вдвое меньше магии.
  • Эксперт школы восстановления. Требование навыка: 75. Заклинания уровня эксперта расходуют вдвое меньше магии.
  • Мастер школы восстановления. Требование навыка: 100. Заклинания уровня мастера расходуют вдвое меньше магии.
  • Двойное восстановление. Требование навыка: 20. Если вы творите заклинание восстановления с двух рук, оно станет сильнее.
  • Передышка. Требование навыка: 40. Заклинания восстановления здоровья восстанавливают также запас сил.
  • Регенерация. Требование навыка: 20. Лечебные заклинания сильнее на 50%!
  • Некромаг. Требование навыка: 70. Все заклинания эффективнее против нежити.
  • Оберег-поглотитель. Требование навыка: 60. При ударе заклинанием по вашему оберегу, они немного восстановят вашу магию.
  • Восполнение (2 степени). Требование навыка: 30. Магия восстанавливается на 25% (50% для второй степени!) быстрее! Перк обязателен для всех магов.
  • Бегство от смерти. Требование навыка: 90. Один раз в сутки, когда ваше здоровье упадет ниже 10%, оно автоматически восполнится на 250 единиц.

Стать легендарным героем куда проще, когда под боком есть парочка мощных артефактов. В их очень много, но какие из них лучшие в своем роде? В этом гайде собрано лучшее одноручное оружие в игре, которое отлично подойдет тем, кто отправился осваивать на Nintendo Switch!

Лучшее одноручное снаряжение в Skyrim

Skyrim есть так называемые уникальные предметы, ради получения которых действительно стоит . Они почти никогда не встречаются в продаже, чтобы завладеть ими, придется выполнять опасные задания и отправляться в самые отдаленные Скайрима.

Если вам надоело идти куда глаза глядят, выполняя все задания подряд и получая какие-то бесполезные , то этот гайд для вас. В нем мы собрали лучшее одноручное оружие разных классов, а также приложили способы их получения. Настоящее руководство для искателя сокровищ и оружейника-энтузиаста!

Лучшие уникальные кинжалы в Skyrim

В игре очень много уникальных кинжалов, но мы остановимся только на парочке абсолютно потрясных. Они пригодятся любому, кто делает ставку на скрытность и молниеносные удары из тени: Бритва Мерунеса (Mehrune"s Razor) и Клинок Горя (Blade of Woe)

Как получить оружие Бритва Мерунеса

Компактное оружие, имеющее весьма неплохой базовый урон (11), но ценный прежде всего за свои магические свойства. Каждый удар Бритвой Мерунеса имеет шанс мгновенного убийства, что превозносит это оружие над всеми остальными.

Чтобы получить Бритву Мерунеса, нужно выполнить задание «Осколки былой славы» (Pieces of the Past), убив Сила Весула (Silus Vesuius). Сам квест становится доступным только после достижения 20 уровня. Курьер принесет письмо, в котором Довакина пригласят в окрестности Данстара (Dawnstar). Для начала задания нужно поговорить с упомянутым выше Силом Весулом.

Как получить оружие Клинок горя

Имеет более высокий базовый урон (12), а зачарование будет полезно в любом бою: каждый удар Клинком Горя поглощает 10 здоровья у противника.

Клинок Горя можно получить у одного из персонажей игры во время прохождения задания «Смерть воплощенная» (Death Incarnate). Оно является частью сюжетной линии Темного братства (Dark Brotherhood).

Кстати, получить кинжал можно гораздо быстрее, если начать следовать целям задания «Смерть воплощенная» еще до официального вступления в Братство. Достаточно просто убить Астрид (Astrid) и взять Клинок Горя с ее бездыханного тела. Минус у такого быстрого способа только один: после содеянного нельзя будет вступить в Братство.

Лучшие уникальные булавы в Skyrim

В The Elder Scrolls 5: Skyrim есть дробящее оружие на любой вкус. Под любую ситуацию можно подобрать что-нибудь крутое, одних только уникальных булав в игре достаточно, чтобы вооружить небольшую армию. Но лишь одна булава хороша настолько, чтобы иметь право называться лучшей - Булава Молаг Бала (The Mace of Molag Bal)

Как получить оружие Булава Молаг Бала

Этот даэдрический артефакт опасен даже без магии, которая в нем заключена: базовый урон составляет 16. Каждый удар булавой сжигает 25 выносливости и магической энергии, что позволяет эффективно бороться против магов.

Но это еще не все: если противник умирает в течение 3 секунд после удара Булавой Могал Бала по нему, то его душа переходит в камень душ, если он есть в инвентаре.

Булава Молаг Бала является наградой за прохождение даэрического задания «Дом ужасов» (House of Horrors). В городе Маркарт (Markarth) возле одного из домов в Довакину обратится Дозорный Туран (Tyranus), попросив помощи в зачистке заброшенного дома от даэдрапоклонников. Задание начнется сразу, как только вы войдете в дом. Дальше все произойдет довольно быстро, но не ждите, что будет !

Лучшие уникальные мечи в Skyrim

Мечи - самый популярный класс оружия, и уникальных клинков в игре больше, чем любых других опасных «железок». Среди них есть как хорошие, так и очень хорошие. А есть лучшие. Именно о них и будет идти разговор: Меч Мирака (Miraak"s Sword), Охладитель (Chillrend), Бич драконов (Dragonbane), Душитель и Кровавая коса (Soulrender and Bloodscythe), Черный клинок Голдура (Gauldur Blackblade).

Как получить оружие Меч Мирака

Этот меч был добавлен в последнем официальном дополнении - . И для настоящих ценителей холодного оружия это чуть ли не причина раскошелиться. У этого оружия хороший базовый показатель урона, а также мощное зачарование, поглощающее выносливость врагов.

Чтобы получить Меч Мирака, необходимо начать сюжетную линию «Драконорожденного» (Dragonborn), отправившись на остров Солстхейм (Solstheim). Практически сразу после высадки главный герой столкнется с двумя культистами, которые расскажут ему о самом первом драконорожденном, а затем попытаются убить.

Дальше будет еще много приключений, и только в конце задания «На вершине Апокрифа» (At the Summit of Apocrypha) Довакин наконец-то сможет завладеть Мечом Мирака. Главное не забыть обыскать тело убитого злодея. Да, это все очень долго, но и награда того стоит!

Как получить оружие Охладитель

Стеклянный меч (звучит бредово, но стандартная логика в мире «Древних свитков» не работает), удары которого наносят урон холодом. Отличный выбор против супостатов, которые уязвимы к этой стихии. В качестве еще одного приятного бонуса имеется вероятность парализовать пораженных противников. Ну и урон хороший, с этим не поспоришь.

Охладитель - это личное оружие главы Гильдии воров (Thieves Guild) по имени Мерсер Фрей (Mercy Frey). Самый простой способ заполучить Охладитель заключается в том, чтобы забрать его из дома Фрея во время выполнения задания «Преследование» (The Pursuit). Кинжал находится в закрытом ящике, так что придется поработать отмычками.

Кстати, сила Охладителя зависит от силы персонажа. Поэтому не стоит торопиться с выполнением задания, ведь можно получить оружие, которое в будущем превратится в бесполезную зуботычку. Сила Охладителя определяется в тот момент, когда Довакин впервые входит в дом Мерсера Фрея.

Как получить оружие Бич драконов

В The Elder Scrolls 5: Skyrim часто приходится иметь дело с драконами, поэтому нет ничего лучше, чем обзавестись оружием, которое «заточено» под бои со здоровенными крылатыми рептилиями. Чары Бича драконов наносят дополнительный урон по драконам, а также бьют всех противников молниями.

Как и в случае с Охладителем, сила этого оружия зависит от уровня персонажа, поэтому, возможно, стоит немного «подкачаться», прежде чем бежать за Бичом драконов.

Катану можно найти в Храме Небесной гавани по ходу выполнения квеста «Стена Алдуина» (Alduin"s Wall). Задание сюжетное, так что пропустить его будет трудно. Бич драконов лежит в комнате, которая находится чуть поодаль от главного зала Храма. Там же можно найти Клинков.

Как получить оружие Душитель и Кровавая коса

Вообще-то это два отдельных оружия, но только вместе они достойны называться одними из лучших мечей в Skyrim. Они появились в игре с выходом дополнения Dragonborn и отлично показывают себя, когда персонаж берет их в руки. И Душитель, и Кровавая коса отлично поглощают магическую энергию и здоровье, а также снижают физическую и магическую сопротивляемость противника.

Чтобы получить оба клинка, нужно достичь 36 уровня, а затем придется плыть на остров Солстхейм, где и развивается история «Драконорожденного». Дальше останется самая малость: найти книгу «Печать смерти» (Deathbrand) в Тель-Митрине (Tel Mithryn) или на Вороньей скале (Raven Rock) и пройти задание одноименное задание.

Как получить оружие Черный клинок Голдура

Еще одно оружие, эффективность которого определяется силой персонажа при первом заходе в локацию задания по получению. В самом лучшем случае базовый урон Черного клинка Голдура составит 36. Это очень круто, а ведь меч еще можно улучшить в кузнице, обладая перком ковки двемерского снаряжения.

Также в комплекте с хорошей боевой мощью идет зачарование, восстанавливающее здоровье хозяина клинка.

Получить Черный клинок Голдура можно в качестве трофея в конце задания «Запретная легенда» (Forbidden Legend). Чтобы начать квест, нужно найти книгу «Утраченные легенда Скайрима», в которой будет оставлен на то, где можно найти Голдура - известного нордского воина древности. Саму книгу можно найти практически в любом городе.

Если по какой-то причине все экземпляры книги оказались утрачены, то можно найти еще один в Озерном утесе (Reachwater Rock). В конце-концов Довакину придется отправиться в Фолгунтур (Folgunthur) - последнюю обитель мертвеца Голдура.

Лучшие уникальные топоры в Skyrim

Не такие универсальные, как мечи, топоры все же очень популярны, особенно среди диковатых нордлингов. Среди кучи разнообразного хлама можно выделить лишь два по-настоящему хороших топора: Окин (Okin) и Рунный топор Стражи Рассвета (Dawnguard Rune Axe).

Как получить оружие Окин

Очень эффектно выглядящий топор в нордском стиле. Он находится урон холодом, сжигает выносливость врага и имеет базовый урон 12. Его стоит улучшить, благо для этого понадобится только перк на ковку стального снаряжения.

Чтобы заполучить Окин в свои мозолистые руки, нужно выполнить задание «Молчание Языков» (Silenced Tongues). Взять его можно в самом конце исследовании кургана Волундруд (Volunruud). Собственно, Окин - это награда за выполнение квеста. Кстати, у Окин есть родственное оружие - Эдуж (Eduj), но оно не такой крутое, как может показаться на первый взгляд.

Как получить оружие Рунный топор Стражи Рассвета

Как следует из названия, этот образец блестящей военной мысли Тамриэля входит в число предметов из дополнения . Наносит урон светом по ожившим мертвецам, причем этот урон динамический: чем больше «мертвяков» убито с момента последнего рассвета, тем больше урон. Да и базовый урон очень даже неплох.

Получить оружие несложно - нужно просто двигаться по сюжетной линии дополнения. Рано или поздно Довакин доберется до задания «Потерянная реликвия» (Lost Relic).

На самом деле это радиант-квест, это значит, что его можно повторять многократно, каждый раз получая новую награду. Поэтому вполне вероятно придется несколько раз отправляться на зачистку очередного злачного местечка, чтобы судьба соблаговолила Довакину и наградила его Рунным топором Стражи Рассвета.

Всем привет, дорогие друзья!

Одной из главных задач каждого гемеймера играющего в РПГ является поиск и создание крутой экипировки. Найти легендарный меч в очередном подземелье или получить уникальный сет за прохождение квеста – это пик наслаждения игрока. Сегодня мы поговорим о самом лучшем оружии, которое можно встретить на просторах

Скажу сразу, подборка основана на личном мнении и отзывах игроков, поэтому надеюсь, не будет гневных комментариев по типу «Фу, что за лажа, а мой меч куда круче и добывается проще», народ, будьте добрее. Ну а мы начинаем!

Три этапа

Побегать в одном сете до конца игры не получиться. С самого начала вам будут попадаться легендарные вещи, но ближе к концу они станут бесполезны и с радостью заменятся на более перспективные предметы.

Именно поэтому, я разделил сегодняшний топ лучшего оружия на три части:

  1. Для ранней игры.
  2. Для средней игры.
  3. Для поздней игры.

Выбирайте свою стадию и вперед на поиски лучшего оружия в The Elder Scrolls 5: Skyrim.

Легендарное оружие для начальных уровней

С самого старта игры, после получения первых звиздюлей от дракона уже можно понять, что поиск хорошего оружия – одна из главных задач в Скайриме.

Первое достойное уникальное оружие, которое может встретиться игроку станет:

  • Соловьиный клинок. Получается после прохождения линейки квестов за Гильдию Воров. Помимо неплохого стартового урона (10-14), меч обладает специальным эффектом.позволяющим поглощать 5-25 единиц HP и выносливости врага.
  • Призрачный клинок. После убийства Лу’а Аль-Скавен по квесту Ансилвунд, этот меч выдается в качестве награды. При весе в 1 единицу и стартовом уроне 8 единиц, этот клинок игнорируя броню наносит 3 единицы урона, что делает его одним из самых лучших на начальных этапах игры
  • Окин и Эдуж. Парное оружие, состоящее из одноручного топора Окин и одноручного меча Эдуж. Добывается оружие в руинах Волундруда на этапе прохождения квеста «Молчание языков». Окин при своем уроне в 12 единиц наносит дополнительные 10 единиц холодом. Эдуж, с уроном в 11 единиц, также дамажит по 10 единиц от холода.

Любое из этих оружий станет отличным дополнением новичку на первых парах в игре.

Середина игры

Со временем кленки устаревают, а враги становятся сильнее, что заставляет игроков вновь отправляться на поиски легендарных мечей, топоров, булав и прочего вооружения.

На середине игры эффективно в бою себя смогут показать:

  • Топор Вутрад. По сюжетной линии Соратников, этот предмет будет одним из квестовых, после чего его нужно будет оставить в статуе. После завершения квеста «Последний долг», топор можно вернуть со статуи Исграмора в одноименной гробнице. Имеет стоковый урон 25 единиц и считается одной из самых сильных секир в Скайриме. Имеет эффект смертоносности при сражении с эльфами.
  • Бритва Мерунеса. Кинжал появляется в задании «Осколки былой славы». После прохождения квеста, Бритву нам вручает принц в качестве награды. Базовый урон всего 11 единиц, но при весе в 3 единицы скорость атаки очень высокая, что отлично сочетается с уникальным свойством оружия. При шансе в 1.2% срабатывает эффект мгновенного убийства, который может «уложить» даже дракона. Шанс хоть и низкий, но срабатывает достаточно часто, чтобы сделать этот кинжал одним из лучших в игре.

Если топор Вутрада будет хорош только в середине игры, то Бритва сослужит срок до самого конца, благодаря своему уникальному эффекту мгновенного убийства.

Глубокий лейт

Под конец игры уже редко можно встретить врагов, которые способны оказать достойное сопротивление, но если вы таких нашли, вам понадобиться Драконье оружие. Это снаряжение обладает самым высоким базовым уроном, но для его создания придется попотеть. Помимо необходимого навыка кузнеца 90+, вам понадобиться куча ресурсов.

А на этом я с вами прощаюсь. Подписывайтесь на канал и делитесь информацией с друзьями. До скорых встреч, дорогие читатели!