Роршах (Rorschach ) его настоящее имя Уолтер Джозеф Ковач - это вымышленный персонаж и антигерой, который появляется во вселенной . Персонаж был создан писателем Аланом Муром и художником Дэйвом Гиббонсом, а впервые появился в комиксе под названием Хранители #1 (сентябрь 1986 год).

В начале истории он представлен как единственный оставшийся активным мстителем в маске, не работающие на правительство. Безжалостный борец с преступностью, он верит в моральный абсолютизм - добро и зло без оттенков серого, заставила его стремиться искоренить зло любой ценой.

В 2011 году Роршах занял 16-ое место в списке "100 лучших персонажей комиксов всех времён " по версии IGN.

Биография

Настоящее имя Роршаха, Уолтер Джозеф Ковач, он родился 21 марта 1940 года. Его мать, проститутка, которая возмущалась его вмешательством в её дела, кроме этого она жестко издевались над ним. Его отец не знал о своём сыне и о про отца Уолтера было известно только, что он любил Президент Трумэн и его звали "Чарли". В возрасте 10 лет, Уолтер напал на двух хулиганов, которые жестоко издевались над ним, частично ослепив одного из своих обидчика зажженной сигаретой. В итоге Ковач оказался под опекой государства и был отправлен в дом Лиллиан Чарлтон (Lillian Charlton) для проблемных детей. В старшей школе, он преуспел в таких предметах как литература и религия, а также в боксе и гимнастике. Он написал эссе, в котором он позитивно оценил решение президента Трумэна использовать атомное оружие против Японских городов Хиросима и Нагасаки, утверждая, что эти бомбы помогли спасти человеческие жизни, остановив войну.

В возрасте 16 лет, Уолтеру говорят, что его мать была жестоко убита; её сутенер заставил её выпить бутылку чистящего средства, пока она не умерла. На, что Уолтер ответил одним словом: "хорошо". Примерно в то же время, он нашел работу в магазине одежды, которую позже находясь на приёме у тюремного психиатра, охарактеризовал как "терпима, но неприятна".

В 1962 году, работая в том же магазине, он берёт там ткань, разработанная благодаря технологии Доктора Манхэттена (Doctor Manhattan). Данную ткань, он использует для создания своей маски. Она также состоит из двух вязких жидкостей, одна чёрная, а вторая белая, которые находятся между двумя слоями латекса. Жидкость постоянно циркулирует, реагируя на тепло и давление, образуя симметричные кляксы. Ковач узнал о этой ткани, когда молодая женщина решила не покупать платье, которое она заказала из данной ткани, после чего Ковач забрал платье домой и экспериментировал с тканью.

В 1964 году происходит убийство Китти Дженовезе (Kitty Genovese), совершенное прямо перед зданием, полных жильцов, которые не потрудились даже помочь ей. Данное событие стало частью предыстории вселенной Хранителей, а также стало основной причиной из-за которой Уолтер стал мстителем в маске. Он решил, что Дженовезе была именно той женщиной, которая заказала платье ("Молодая. Симпатичная. Итальянское имя. Я уверен, что это была она") из которого, он сделал свою маску - став Роршахом.

В 1965 году он объединился с супергероем, Ночная Сова II (Nite Owl II), чьи технические навыки и ресурсы дополняют навыки Ковача в расследовании. В 1975 году Роршах участвовал поисках похищенного ребёнка и нашёл убежище похитителя и её пленницу. Быстрый осмотр показал, что девочка была убита, разделана и скормлена двум Немецким овчаркам. Он убивал собак мясным тесаком и ждёт прихода похитителя. Как только, он вернулся Роршах приковал его к трубе, не обращая внимания на его заявления о своей невиновности, затем положил ножовку возле него и отправился поджигать дом. Ковач смотрел как горел дом, но подозреваемый похититель не вышел. Десять лет спустя находясь на приёме у психиатра Малкольма Лонга, Ковач явно указал на этот момент, после которого он стал "Роршах, который иногда становится Ковачем" в то время как до этого, он утверждал, что "Ковач становится Роршахом".

В 1977 году выходит закон, согласно которому действия самовольных героев становятся незаконными и требуют, чтобы они остановили свою деятельность.

Однако Роршах стал ещё более жестоким, он убивает насильника по имени Харви Чарльз Фернисс и оставляет его труп перед полицейским участком, Также оставляет приколотою на его груди записку со словом "никогда!". В конечном счёте Роршах оставался единственным (за исключением тех, кто работает на правительство) действующим героем, тем самым открыто игнорируя закон.

Способности

Роршах не обладает сверхчеловеческими силами или способностями. Он находится в отличном физическом форме, и является хорошим акробатом и гимнастом. Он прагматичный и отличный рукопашный боец, обладающий обширным опытов в боксе и уличных боях. Уолтер очень изобретательный и находчивый человек, который не один раз продемонстрировал как из подручных средств сделать импровизированное оружие. Роршах очень вынослив и может терпеть боль, кроме этого обладает очень сильной волей, позволяющая ему не обращать внимание на сильное истощение или раны. Также очень умный и талантливый тактик, который из-за своей психической нестабильности, становится непредсказуемым для противника. Роршах также очень хорош в шпионаже, проникновение, допросах и расследовании.

Роршах носит маску, которая сделана из двух слоёв латекса между которыми находится чёрная и белая жидкость, перетекающая от воздействия тепла. Также у него имеется крюк-пистолет, который он использует для подъёма на здания.

В СМИ

Фильмы

Роршах появляется в фильме "Хранители", вышедший в 2009 году, роль персонажа исполнил Джеки Эрл Хейли и Эли Снайдер (молодой Роршах, который появляется в воспоминаниях). Есть небольшие различия между киношным и комиксным Роршахом, например, его возраст в фильме составляет 35 лет в то время как в комиксах 45 лет; в фильме он правша, а на самом деле является левшой; его психологическая нестабильность в фильме была преувеличена и кажется, что она гораздо сильнее, чем в комиксе.

Видеоигры

Роршах появляется в "Watchmen: The End Is Nigh".

Силы и способности

Как и все остальные члены Хранителей, за исключением Доктора Манхэттена, Роршах не обладает сверхчеловеческими способностями. Все его боевые навыки основаны на физической силе и многолетних тренировках. Несмотря на его психическую нестабильность, Роршах был описан Ночной Совой как «блестящий и непредсказуемый тактик». Он хорошо разбирается в приемах уличной борьбы, гимнастике, боксе и боевых искусствах. Его детективные навыки также очень высоки - находит тайник с костюмом Комедианта в квартире Блейка и определяет, что Блейка убили, задолго до того, как это смогли определить полицейские детективы.

Кроме того Роршах чрезвычайно изобретателен, приспосабливая обычные бытовые предметы в качестве оружия:

В других комиксах

  • В выпуске минисерии Kingdom Come #2 в 1996 году, Роршах появляется в качестве второстепенного персонажа во время победы над супергероем Brother Power the Geek. Так же он был замечен стоящим рядом с супергероями Вопросом и Обсидианом, во время сцен, когда Супермен приходит в бар для сверхлюдей.
  • Появляется в камео в Astonishing X-Men vol. 3 #6, пробегающим во время одной из сцен беспорядков.
  • Был показан в промо-работах Арта Адамса к , где был избит Бэтменом из серии The Dark Knight Returns Фрэнка Миллера. Однако, DC Comics решила опустить серию The Dark Knight Returns из Countdown to Final Crisis: Arena и эпизод с Роршахом тоже.
  • В серии о Дэдпуле из четырёх частей, написанной Марком Уэйдом в 1994 году, в сцене, когда у Дэдпула исчезает маска, он пародирует Роршаха и кричит «Моё лицо! Верните мне моё лицо!»
  • Стив Дитко описал Роршаха как «Мистер А, только сумасшедший».

Вне комиксов

Фильм

Создание персонажа

Прототипом Роршаха также как и других супергероев из «Хранителей» стали персонажи Charlton Comics, в данном случае Вопрос , ставший потом персонажем вселенной DC и мистер А.

Критика и отзывы

Примечания

Ссылки

  • Более полная биография Роршаха на сайте DC Comics Database (англ.)
  • Дневник Роршаха (англ.)
  • Список выпусков с участием Роршаха на сайте ComicVine (англ.)
  • Роршах на сайте Watchmen Wiki (англ.)

Категории:

  • Персонажи по алфавиту
  • Супергерои DC Comics
  • Персонажи компьютерных игр
  • Персонажи фильмов
  • Персонажи, созданные Аланом Муром
  • Персонажи комиксов, появившиеся в 1986 году
  • Вымышленные сыщики-любители
  • Умершие персонажи
  • Хранители
  • Вымышленные мастера боевых искусств
  • Вымышленные боксёры
  • Вымышленные линчеватели

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Рорхальденбах
  • Рорыа

Смотреть что такое "Роршах (Хранители)" в других словарях:

    Роршах - Роршах географическое название: Роршах город в Швейцарии. Роршах избирательный округ в Швейцарии. Роршах имена, фамилии, прозвища: Роршах, Герман (1884 1922) швейцарский психиатр и психолог, создатель теста… … Википедия

Слева направо: Озимандия, Шёлковый Призрак II, Доктор Манхэттен, Ночной Филин, Роршах. Внизу: Комедиант

Хранители (англ. Watchmen ) - один из самых культовых комиксов графических романов всех времён, оказавший огромное влияние на развитие жанра. Посвящён деконструкции образа супергероя , которая привела к появлению антигероев девяностых . Комикс вышел в 1987 году, с тех пор много раз переиздавался и сохраняет популярность до сих пор. Авторы - Алан Мур (сюжет) и Дэйв Гиббонс (иллюстрации).

Журнал Time включил «Хранителей» в число 100 лучших англоязычных книг, выпущенных после 1923 года.

Мир

Действие происходит в мире с альтернативной историей , в котором простые американцы, вдохновлённые комиксами Золотого века , особенно образом Супермена , надели дурацкие костюмы, скрыли лица за масками, вышли на улицы и стали вигилантами - самозваными борцами с преступностью. Первая организация вигилантов называлась «Ополченцы» (Minutemen) и действовала в 1940-х годах. Второе поколение действовало в рамках сообщества «Хранители» (Watchmen) в 1960-х. В 1977 выходит декрет Кина, запрещающий супергероев. Таким образом, все вчерашние борцы за справедливость выходят в отставку - кроме Комедианта и Доктора Манхэттена, подвизавшихся сотрудничать с правительством, а также Роршаха, просто отказавшегося сложить оружие.

Сюжет

Действие романа начинается в октябре 1985-го года. В собственной квартире убит Эдвард Блейк, белый мужчина за шестьдесят, очень сильный, неизвестного рода занятий. Помимо полиции, убийством неожиданно интересуется последний активный член «Хранителей» Роршах. Дело в том, что Блейк - супергерой по имени Комедиант, один из «Хранителей», состоявший на службе у правительства США и занимавшийся различными тёмными делишками. Мало-помалу Роршах приходит к выводу, что убийство Блейка является частью большого плана по дискредитации и уничтожению бывших супергероев. Он встречается с другими Хранителями - доктором Манхэттеном и его любовницей Лори Юспечик (бывшей Шёлковым Призраком), а также Дэниэлом Драйбергом (бывшим вторым Ночным Филином), чтобы предупредить их. Они не больно-то прислушиваются к бывшему товарищу по оружию, но Роршах оказывается прав - кто-то действительно пытается избавиться от супергероев, а также планомерно ссорит СССР и США.

Дело идёт к Третьей мировой войне , но Роршах с маниакальным упорством пытается раскрыть заговор , организаторы которого убили его бывшего товарища. В ходе расследования герои вспоминают о былых днях, раскрывая читателю историю взлёта и падения американских супергероев.

В конце повествования почти все супергерои мертвы, а мир никогда не будет прежним.

Герои

Все участники «Ополчения» (кроме Комедианта) - второстепенные, а «Хранителей» - главные. Большинство Ополченцев к 1985 году уже мертвы и действуют только в воспоминаниях, о которых читатель узнает из книги Холлиса Мэйсона (первого Ночного Филина) или рассказов Салли Юпитер (первого Шёлкового Призрака, матери Лори Юспечик).

«Ополчение» (1940-е)

  • Вершитель Правосудия (возможно, Рольф Мюллер) (англ. Hooded Justice, Rolf Müller )
Самый первый супергерой, о котором писали газеты. Его личность так и не была раскрыта, но есть подозрения, что под маской скрывался цирковой силач Рольф Мюллер. Был геем и встречался с Капитаном Метрополисом. Исчез в начале 1950-х при странных обстоятельствах; возможно, убит Комедиантом, мстившим за своё избиение после попытки изнасиловать Салли Юпитер.
  • Ночной Филин (Холлис Мэйсон) (англ. Nite Owl, Hollis Mason )
В детстве жил на ферме деда, который и передал ему свои твёрдые моральные принципы. После переезда родителей в город закончил школу и пошёл работать в полицию. В 1938 году прочитал комикс про Супермена и решил бороться со злом не только днём, в форме, но и ночью - в костюме супергероя. В 1962 году вышел в отставку и написал книгу «Записки под капюшоном», в которой рассказал о своих приключениях в «Ополчении». Пожалуй, единственный из всех героев, кто не имел проблем с обществом и наслаждался своим делом.
  • Шёлковый Призрак (Салли Юспечик, творческий псевдоним - Салли Юпитер) (англ. Silk Spectre, Sally Juspeczyk (Jupiter) )
Стала супергероем, чтобы начать карьеру модели. Единственная, кто не носила маску. Основала «Ополчение». Выйдя в отставку, воспитывала дочь Лори как продолжательницу своего дела. Карьера модели у Салли сложилась удачно; про неё даже сняли фильм.
  • Капитан Метрополис (Нельсон Гарднер) (англ. Captain Metropolis, Nelson Gardner )
Стратег «Ополчения». Разрабатывал блестящие операции, благодаря которым во многом удалось победить организованную преступность. В 1960-х пытался создать новую организацию супергероев, «Борцы с преступностью», но потерпел неудачу. В 1974 году погиб в автокатастрофе (позднее выяснилось, что это было самоубийство).
  • Доллар (имя неизвестно) (англ. Dollar Bill )
Студент-спортсмен, которого нанял банк в качестве живой рекламы. Был весёлым и открытым молодым человеком и хорошим товарищем. Погиб совершенно нелепой смертью: по настоянию маркетологов он носил плащ, который зацепился за решётку в момент, когда Доллар пытался помешать ограблению банка. Был застрелен преступниками.
  • Комедиант )
Присоединился к «Ополчению» в возрасте 16-ти лет. Первоначально носил жёлтый клоунский костюм и слыл большим весельчаком. Затем вырос, поменял костюм, а его шутки стали куда более жестокими. Считает, что на самом деле все люди - дикари, а цивилизация всего лишь фантазия. Его выбор - насмешки над обществом, безнаказанные драки, убийства и как следствие - жизнь правительственного наёмника.
  • Мотылёк (Байрон Льюис) (англ. Mothman, Byron Lewis )
Мечтал помогать обездоленным и обиженным, для чего и стал супергероем. Оказался заподозрен в связях с коммунистами во времена разгула маккартизма . Хотя и был оправдан, травля подорвала его психическое здоровье. В конце концов спился и закончил дни в сумасшедшем доме.
  • Силуэт (Урсула Зандт) (англ. The Silhouette, Ursula Zandt )
О ней мало известно. Урсула была лесбиянкой; когда этот факт в 1946-м году раскопали газетчики, её изгнали из рядов «Ополчения». Безусловно, это было несправедливо. Убита вместе со своей любовницей шесть недель спустя бывшим криминальным авторитетом, узнавшим имя девушки из пресс-релиза «Ополчения» об её отставке.

«Хранители»

  • Комедиант (Эдвард Морган Блэйк) (англ. The Comedian, Edward Morgan Blake )
См. выше.
  • Ночной Филин II (Дэниэл Драйберг) (англ. Nite Owl, Daniel Dreiberg )
Драйберг - наследник богатых родителей, изобретатель и профессиональный орнитолог. Был большим фанатом Ночного Филина и после отставки Холлиса попросил у него разрешения на использование этого образа. Создал множество крутых гаджетов , в том числе и «Соволёт». Одинок, редко выходит из дома. Иногда пьёт пиво с Холлисом. Влюблён в Лори Юспечик.
  • Шёлковый Призрак II (Лорел Юспечик) (англ. Silk Spectre, Lorel Juspeczyk )
Дочь Салли Юспечик. Воспитана как преемница матери на посту супергероя. Была вигилантом 10 лет, до 1977 года, пока правительство не запретило это законодательно. Живёт на военной базе вместе с Доктором Манхэттеном.
  • Доктор Манхэттен (Джон Остерман) (англ. Doctor Manhattan, Jon Osterman )
Единственный герой, обладающий суперсилой . Когда-то был молодым учёным-физиком Джоном Остерманом, но в результате неудачного эксперимента был дезинтегрирован - распался на элементарные частицы. Непонятно как сумел вновь собрать своё тело воедино. Обладает властью над временем и пространством. Правительство придумало ему прозвище «Доктор Манхэттен» по аналогии с проектом «Манхэттен» . Доктор помог США выиграть войну во Вьетнаме и получить значительный перевес в международной политике. Он - человек, способный остановить любую войну. Хотя способности Доктора Манхэттена близки к божественным, он не может ничего изменить, поскольку живёт одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Такая особенность восприятия также мешает ему правильно понимать людей и их эмоции. Благодаря его исследованиям во многих областях науки и техники, мир «Хранителей» 1985 года гораздо более развит, чем мир-прототип.
  • Роршах (Уолтер Джозеф Ковач) (англ. Rorschach, Walter Joseph Kovacs )
Сын проститутки, практически не знавший своего отца и большую часть юности проведший в детском доме. Несмотря на отсутствие высшего образования, умён, начитан, разбирается в истории. Он примкнул к «костюмированным героям» именно для того, чтобы бороться со Злом. Однако скоро его понимание Зла и, как следствие, борьбы со Злом становится чрезвычайно категоричным. Роршах вступает в эту борьбу под девизом «никаких компромиссов, даже перед лицом Армагеддона». Собственно, кроме этого принципа, терять ему практически нечего: он живёт на съёмной квартире, всё, что у него есть - это подшивка ультраправых журналов «New Frontiersman», маска, на которой всё время передвигаются чёрные пятна, напоминающие тест Роршаха (откуда и псевдоним), пальто, шляпа, фиолетовые брюки и плакат с надписью «Конец близок».
  • Озимандия (Адриан Вейдт) (англ. Ozymandias, Adrian Veidt )
Адриан всегда был умным ребёнком и мечтал изменить мир, как его кумиры - Александр Македонский и фараон Рамзес II . Он пустил своё наследство на благотворительность и отправился в путешествие, чтобы лично пройти путь, который тысячи лет назад прошёл Александр. Вернувшись на родину, Адриан стал одним из вигилантов, однако быстро заработал репутацию «самого умного человека на Земле». За два года до декрета Кина он ушёл в отставку, раскрыл свою личность и занялся коммерцией, став самым богатым человеком в мире. Главной особенностью Адриана Вейдта является его комплекс превосходства. Кроме того, он самый сильный и умелый боец из всех супергероев, кроме Доктора Манхэттена. Адриана всюду сопровождает генетически модифицированная рысь по имени Бубастис. Роршах предполагает, что Вейдт - гомосексуал.

Что есть везде

  • Ай, молодца! - действия супергероев делают жизнь в США и мире опаснее, чем в нашей реальности.
  • Альтернативная история : США выигрывают войну во Вьетнаме , Никсон уже 14 лет как президент, да и в целом «правые» безоговорочно победили. Лидер СССР Горбачёв настроен агрессивно и открыто вторгается в Афганистан.
  • Антигерой - Роршах (прагматичный) и Комедиант (герой только по названию). А Филин-«младший» классический антигерой: без своего супергеройского костюма он - закомплексованный интеллигент, которому порой не хватает уверенности в себе, и который не может возбудиться для занятия сексом с любимой, не совершив перед этим вместе с ней какой-нибудь подвиг.
  • Антизлодей - Озимандия с его планом «пусть погибнут миллионы ради спасения миллиардов».
    • Благонамеренный экстремист и тоталитарный миротворец - он же.
    • Великолепный мерзавец , культурный мерзавец и милый злодей - он же! Он и впрямь круче и глубже многих плоских злодеев из более простых и незатейливых произведений.
  • Атомпанк : Доктор Манхэттен способен синтезировать что угодно. За счёт этого прогресс ушёл далеко вперед по сравнению с реальным 1985 годом. Однако угроза конца света никуда не девается - более того, она усиливается. Недаром одним из центральных образов комикса являются Часы Судного Дня.
  • Богатый безработный дурак - Дэниел Драйберг. Ну, скажем так, богатый безработный интеллектуал. А Силуэт была дочкой богатых родителей , которая пошла в супергерои в поисках острых ощущений.
  • Боевая пара - Ночной Филин II и Шёлковый Призрак II.
  • Боевой феминист - Комедиант. Избил Салли Юпитер за отказ переспать с ним, застрелил вьетнамскую девушку, беременную от него, избивал часть толпы буйных демонстрантов (тех, что не захотели или не успели убежать) вне зависимости от пола. Адриан Вейдт тоже, но строго тогда, когда необходимо . Роршах слегка женоненавистник (из-за того, что его мать была проституткой и кошмарной родительницей), но в кадре ни разу женщин не бьёт. Хотя скорее всего может, просто нет необходимости.
    • Не щадить детей - когда Блейк приходит к Молоху выплакаться о том, какой ужасный план задумал главгад, признаётся, что он (в смысле Комедиант) порой убивал и детей.
  • Братья по оружию - Роршах и Ночной Филин II. Они максимально непохожи по характеру и дополняют плюсы и компенсируют минусы друг друга. И Дэн чуть ли не единственный, кто может терпеть козлистость Уолтера - многим другим с ним даже находиться в одной комнате неприятно (ещё и из-за того, что он не моется).
  • Герой-социопат - Комедиант и Роршах.
  • Даже у зла есть стандарты : даже у изрядного отморозка Эдварда Блейка планы Главного Гада вызвали ужас. Что и стало причиной смерти Комедианта.
  • Жанровая смекалка : выслушав от Молоха рассказ о том, как к нему домой вломился рыдающий Комедиант и изливал ему душу, Роршах замечает, что история совершенно невероятная, поэтому, это, скорее всего, правда .
    • Очень опасную жанровую смекалку проявляет в финале и Озимандия. Неизвестно, читал ли он правила тёмного властелина , но не стал бы рассказывать героям свой план, если бы уже его не осуществил.
  • Закадычные враги - Комедиант и Молох.
  • Злобный клоун : субверсия. При имени «Комедиант» ожидаешь кого-то вроде Джокера или Дедпула, но этот чувак к клоунским ужимкам не склонен, а юмор у него цинично-нигилистический . Роршах развил теорию, что Эдвард хотел быть яркой и заметной пародией на довольно гнилое человеческое общество (пусть и не так ярко) - по его мнению, люди, осуждающие его, де-факто «пеняют на зеркало»
  • И у злодея есть любимые : смерть любимого животного, рыси Бубастис , очень расстроила Главного Гада. Хотя он сам её убил с тяжёлым сердцем, убеждая себя, что так было надо , но, если подумать, можно было обойтись и без этого - см. статью откровение у холодильника , раздел «кино»
  • Кармический Гудини - Озимандия , хотя финал намеренно оставлен открытым.
  • Кнопка берсерка : когда Ночной Филин узнаёт о смерти своего друга и наставника Холлиса Мэйсона, он впадает в такую бешеную ярость, что Роршаху приходится его сдерживать.
  • Козёл - Роршах. Не то чтобы он козлил нарочно, но общение с ним то ещё удовольствие. Но вообще он козёл с золотым сердцем , хоть и храмовник .
  • Какой ни есть, а он за нас - Комедиант.
  • Крутое семейство : в образе Шёлкового Призрака действовали мать и дочь - Салли и Лори Юспечик (польская фамилия «американизирована» в Юпитер).
  • Крутой в отставке - все супергерои, кроме легализовавшихся Комедианта и Доктора Манхэттена, а также ушедшего в подполье Роршаха.
  • Крутой ботан - Ночной Филин II. А вот Озимандия что-то среднее между этим и немного другим .
  • Крутой гей - Капитан Метрополис, Вершитель Правосудия, Силуэт и, возможно, Озимандия.
  • Крутой дедуля - Комедиант, Холлис Мэйсон. Увы, деконструкция: несмотря на крутизну, с более молодыми и сильными противниками им всё-таки не справиться.
  • Крутой в пальто - Роршах.
  • Крутой в плаще - Ночной Филин II.
  • Мастер невероятного оружия и прагматичный боец - Роршах.
  • Мисс Фансервис - Шёлковый Призрак, обе. Деконструкция: им не нравится этот давящий обтягивающий костюм, но приходится носить по настоянию мужа и мамы соответственно, по чьей воле они и стали супергероями.
  • Нахрена родня такая, лучше буду сиротой - не только мама Роршаха, но и, как выясняется отцом Лоури был Комедиант. Через некоторое время после неудачной попытки изнасилования Салли внезапно ответила согласием. Лоури узнаёт это при хроно-телепатическом сеансе, устроенном Манхэттеном.
  • Невероятно отстойный дар : способность Доктора Манхэттена уничтожать ядерные ракеты только усиливает гонку вооружений и напряжённость между сверхдержавами. А возможность разом видеть прошлое, настоящее и будущее сильно осложняют доку возможность общаться с людьми, и в итоге он покидает Землю навсегда .
  • Несовместимая с жизнью тупость - уголовники, пытавшиеся цепляться в тюрьме к Роршаху (потому что многих из них он сам туда отправил).
  • Несовместимая с жизнью правильность - сам Роршах. Чрезмерная принципиальность сыграла с ним злую шутку.
  • Ницшеанец-самоучка - Комедиант.
  • Нуарный детектив (персонаж) - Роршах похож.
  • Одним миром мазаны - разгон убийцей и социопатом Комедиантом агрессивной толпы , митингующей против супергероев.
  • Операция под фальшивым флагом - целый комплекс таких действий является планом Озимандии .
  • Открытый финал : опубликуют ли дневник Роршаха? И произведут ли в этом случае его записи эффект разорвавшейся бомбы? А может, это всё посчитают паранойей и конспирологией?
  • Офигенные герои - субверсия. Они опоздали на 35 минут.
  • Пнуть собаку : Комедиант без колебаний расстреливает вьетнамскую девушку, к тому же беременную от него. А гопники, убившие Холлиса Мэйсона, убили и его собаку тоже.
  • Транс-человек - доктор Манхэттен. По мнению некоторых - бог во плоти (сам отрицает, хотя и признаёт, что сильно отдалился от человечества).
  • Почему ты отстой - излюбленная тематика монологов Роршаха. А также Доктор Манхэттен, обращаясь к временно распылившему его Озимандии, говоря, что тот действительно самый умный из людей, но для него - не более опасен, чем самый умный термит для самого Вейдта.
  • Похороны под дождём : во время похорон Комедианта льёт дождь.
  • Простой крутой смертный : все супергерои, кроме Доктора Манхэттена.
    • Каждое утро делает зарядку : Озимандия может поймать пулю рукой. Вроде как у него кевларовые пластины в перчатках на ладонях, но всё равно для этого нужны сверхбыстрые рефлексы .
  • Ригидная мораль - принцип Роршаха: «никаких компромиссов даже перед лицом Апокалипсиса».
  • Сарказм - там это любят все, но особенно Роршах и Комедиант.
  • Сделать добро из зла - см. Антизлодей .
  • Так было надо - смерть Роршаха от рук Доктора Манхэттена .
  • Тяжёлое детство, деревянные игрушки - Роршах.

Что есть в экранизации

  • ГЭС : помимо имеющихся в оригинале, в фильме намекается, что в ГЭС впадает Озимандия , осуществив свой план и оставшись один на руинах старого мира.
  • Закадровое гуро - аверсия , да ещё какая! Здесь не стесняются показывать даже самые кровавые убийства. Прямо играется только в начальных титрах в сцене расстрела мирного протеста и в режиссёрской версии в сцене убийства Холлиса Мэйсона и малорослого криминального авторитета в тюрьме, куда посадили Роршаха.
  • Крутой баритон - Роршах и Комедиант.
  • Моложе, чем выглядит : Роршаху по канону тридцать пять лет, а актёру Джеки Эрлу Хейли было хорошо за сорок, и выглядит он на свои годы.
  • Окрутеть в адаптации - Ночной Филин II. Он, конечно, и в комиксе лохом не был, но в фильме стал серьёзно круче в рукопашных драках.
  • Похорошеть в адаптации - Роршах в исполнении Джеки Эрла Хейли и Ночной Филин II в исполнении Патрика Уилсона. Костюмы Ночного Филина II тоже куда более вменяемые и менее дурацкие, чем в комиксе.
  • Темнее и острее : количество кровищи и насилия в фильме просто зашкаливает (но главное не это, а философия, зрелищные драки с кровищей - вишенка на торте). В комиксе, вышедшем в 1987 году, таких ужасов не рисовали, оставляли за кадром. Ну и художник - не Миура всё-таки.
  • Фансервис - довольно откровенная любовная сцена между Шёлковым Призраком и Ночным Филином.
  • Эффект штурмовика : ни один полицейский в принципе неспособен попасть в Роршаха, даже стреляя почти в упор.

Примечания

Настоящее имя: Уолтер Ковач (Walter Kovacs)

Псевдонимы: Роршах (Rorschach)

Родственники: Отец (судьба не известна) - Чарли (Charlie), мать (мертва) - Сильвия Ковач (Sylvia Kovacs)

Пол: Мужской

Рост: 171 см

Цвет глаз: Карие

Цвет волос: Рыжие

Цвет кожи: Белый

Позиция: Нейтральная

Место появления: Нью-Йорк, США

Место смерти: Антарктида

Первое появление: Watchmen #1, 1986 г.

Издатель: DC Comics

Создатели: Дейв Гиббонс (Dave Gibbons), Алан Мор (Alan Moore)

Описание Роршаха

Роршах - Уолтер Ковач, один из центральных персонажей серии комиксов «Хранители». Носит белую маску с чернильными пятнами. Пятна постоянно находятся в движении и образуют фигуры из теста Роршаха. Уолтер боролся со злом и являлся членом команды супергероев. После выхода закона о запрете костюмированных героев, Роршах не сдаётся и продолжает вершить «правосудие» в одиночку.

Авторами персонажа являются Алан Мур, Дэйв Гиббсон и Джон Хиггин. По мнению самих создателей, Роршах - яркий пример того, что бы было с классическими супергероями, вроде Супермена и Бэтмена в реальной жизни. Такие непреклонные принципы и убеждения как у них, в реальности могут определяться только словом - «психопат».

Биография Роршаха

Настоящее имя Роршаха - Уолтер Ковач. Родился 21 марта 1940 года. Известно, что отец мальчика - некий Чарли, которого он никогда не видел. Мать Уолтера - Сильвия Ковач, проститутка, ненавидящая сына. Однажды, когда Ковачу было около 10 лет, он услышал, как его мать занимается сексом с очередным клиентом. В какой-то момент ему показалось, что клиент позволяет себе лишнего. Уолтер входит в комнату к матери, чем вызывает гнев клиента. В ярости, мужчина оставляет Сильвии всего пять долларов (гораздо меньше, чем она ожидала). Мать Уолтера сильно расстраивается и начинает избивать сына и выкрикивать: «Уродливый маленький ублюдок. Надо было слушать всех и делать аборт».

В июле 1951 года, в возрасте 10 лет, Уолтер, по просьбе матери, направляется в магазин за покупками. На обратном пути двое неизвестных юноши старшего возраста подходят к нему и начинают высмеивать его мать. Они называют её шлюхой, а Уолтера - сукиным сыном. Один из юношей берет фрукты из пакета Уолтера и разбивает об его лицо. Второй тем временем оскорбляет Ковача и называет больным. Терпению мальчика приходит конец. Он берет сигарету из рта первого подростка и тушит её об глаз обидчика. Далее он валит его на землю, царапает лицо и кусает за щеку, оставляя страшные раны на лице хулигана. Проходящие мимо люди оттаскивают Ковача и думают, что тот - «дикий бешеный пес». Позже Уолтер отказывается объяснять мотивы своих поступков, и все считают, что нападение на хулиганов было необоснованным.

После этого инцидента властями было организованно расследование условия жизни и воспитания молодого Ковача. Суд постановил, что мальчик находится в неблагоприятных условиях, его постоянно избивали и подвергали психологическому насилию. По решению судьи Сильвия Ковач была лишена родительских прав, а Уолтер отправлен в интернат для проблемных детей имени Лилиан Чарлтон в Нью-Джерси. За время нахождения в интернате Уолтер показал себя хорошим учеником. В частности, он отлично знал литературу, религию и обладал впечатляющим мастерством в области физкультуры и любительского бокса.

В возрасте 11 лет Уолтер пишет эссе на тему семьи, где почти не упоминает о матери. Основной темой работы становится его отец. Он подробно излагает свои мысли по поводу личности отца и его отсутствия на протяжении всех этих лет. Ковач полагает, что возможно его отец был важным представителем президента США и выполнял секретные миссии. В его мыслях отец является примером справедливости и идеала. Он оправдывает отсутствие его все эти годы, считая, что возможно отца убили нацисты.

В 13 лет Уолтер начинает страдать от кошмаров, связанных с его матерью. В его снах она занимается сексом с незнакомцами и превращается в чудовищ. На лицо вывод, что у Уолтера остаются серьезные психологические расстройства из-за пережитых в детстве событий.

На протяжении всей учебы Уолтера его мать ни разу не вступала с ним в контакт. В 1956 году, в возрасте шестнадцати лет, Ковач узнает, что его мать была найдена мертвой в Южном Бронксе. По версии следствия, она была убита своим сутенером с помощью принудительного орального приема чистящей жидкости. Реакция Уолтера на шокирующую новость состояла из одного слова: «Хорошо».

После окончания учебы Уолтер поселился в арендованной квартире и трудоустроился на швейную фабрику неквалифицированным работником. Роршах не особо доволен своим делом, но отзывается о нем, как о терпимом. В 1962 году приходит специальный заказ на платье из новой ткани, разработанной Доктором Манхэттеном. Ткань состоит из двух слоев латекса, между которых находится специальное вещество, изменяющее свою форму в зависимости от температуры и давления. Формы получаются довольно похожими на фигуры из теста Роршаха. Уолтер решает забрать себе часть ткани.

Два года спустя, когда Ковачу было 18 лет, он покупает газету и видит на первой полосе сообщение об изнасиловании, пытках и убийстве некой Китти Дженовезе. Ковачу кажется знакомым это имя и он вспоминает, что заказ на платье (из нового материала Манхэттена) был сделан именно этой девушкой. Но больше всего Ковача поражает, что свидетелем пыток и изнасилования был сосед Китти. Он просто наблюдал за происходящим из своего дома и не предпринял никаких действий для спасения бедной девушки. Это новость шокирует Уолтера и он окончательно утрачивает веру в человечество. Придя домой, он находит ткань для платья от и сооружает из неё маску, которую в последующем считает своим лицом.

Став Роршахом

Надев маску, Уолтер берет себе новое имя - Роршах (пятна на маске напоминают ему знаменитый психологический тест Германа Роршаха). Продолжая работать на швейной фабрике, он выходит по ночам на улицы города и борется с преступностью. Спустя какое-то время он начинает сотрудничать с другими костюмированными героям. Так, Ночной Филин проектирует и создает для него крюк Роршаха.

В 1966 году костюмированный герой капитан Метрополис собирает команду для борьбы с преступностью. Предложение было сделано и для Роршаха. Несмотря на недовольство таким многочисленным составом и большой рекламной компанией, Уолтер соглашается стать членом команды. Позже капитан Метрополис подает в отставку и команда состоит из 6 человек: Роршах, Доктор Манхэттен, Ночной Филин, Комидиант, Озимандия и Шелковый Призрак 2.

Одной из визитных карточек Роршаха были кусочки бумаги, оставленные на местах, где совершал правосудия супергерой. На рисунках были изображены симметричные расплывчатые фигуры, напоминавшие всё тот же тест Роршаха.

Несмотря на разочарование в человечестве, совершая правосудие, Роршах оставлял преступников в живых. Так продолжалось до 1975 года, когда он не занялся делом пропавшей девочки Блэр Рош. С этим делом Уолтера связывали личные отношения, и он пообещал родителям пропавшей, что отыщет их дочь целой и невредимой. Идя по следу девочки, он выбивал нужную информацию из преступников. 14 человек остались в больнице, пока Роршах не получил нужный ему адрес. След привел его в заброшенный швейный магазин в Бруклине. Начав обыск ночью, Уолтер натыкается на двух сторожевых немецких овчарок, дерущихся за кость. Обойдя их, он входит в магазин и осматривается. Найдя в доме печь, он обнаруживает в ней куски обгоревшей детской одежды. На столе для разделки мяса он находит свежие зарубки и пятна крови. Услышав шум, Роршах выглядывает в окно и видит двух овчарок, дерущихся за кость. Присмотревшись, Уолтер понимает, что это - тазобедренная кость ребенка. Находясь в шоковом состоянии, он берет в одном из шкафов большой тесак, выходит во двор и убивает им собак. Именно в тот момент Уолтер, закрыв на несколько секунд глаза и открыв их снова, понимает, что больше не является Уолтером Ковачем. Теперь он только Роршах.

Информатор Роршаха сообщил, что владельцем помещения является Джеральд Энтони Грайс, и что хозяин возвращается к себе около 11 ночи. Дождавшись появления в доме хозяина, Роршах кидает в окно труп немецкой овчарки и сбивает им с ног Джеральда. Уолтер хватает убийцу и приковывает наручниками к печи, где нашел куски одежды девочки. Грайс начинает истерику, кричит: «Ты не имеешь право, ты ничего не сделаешь. Где твои доказательства, арестуй меня». Роршах бросает к его рукам ножовку и предлагает освободиться самому, перепилив цепь наручников. После этого он берет керосин и поливает им всё помещение. Роршах сообщает убийце, что никто никогда не успевает освободиться и бросает зажжённую спичку в керосин. Убийца сгорает заживо. Уолтер около часа наблюдает, как горит дом и остатки его прежней личности.

Роршах бросает свою работу на швейной фабрике и занимается только борьбой с преступностью. В 1977 году выходит закон, запрещающий костюмированных героев, и команда, созданная капитаном Метрополис, распадается. Герои прекращают свою борьбу с преступностью, но её не прекращает Роршах. Разъяренный новыми законами, Уолтер подкидывает к зданию полиции труп известного насильника Харви Чарльза Фурнисса. На теле находят записку с одним словом: «Никогда!». Роршах остается верен своим принципам и готов бороться с преступностью своими методами, даже если его объявят вне закона. Он перебирается жить в трущобы, днем одевается как бродяга и ходит с транспарантом «Конец близок». По ночам же он превращается в беспощадного судью, готового нести правосудие самыми жестокими способами.

Время Хранителей

«12 октября 1985 года человек по имени Эдвард Блейк был выброшен из окна своей квартиры». Такими словами начинается запись в журнале Роршаха. Использовав свой крюк, Уолтер поднимается на четвертый этаж дома, в квартиру Блейка и открывает его тайну. Убитый оказался никем иным, как Комедиантом - бывшим коллегой Роршаха по команде костюмированных героев. В попытке понять, кто смог убить Комедианта, и каковы были мотивы убийцы, Уолтер приходит к выводу, что на бывших супергероев открыта охота. Чувствуя ответственность, Роршах решает оповестить всех коллег о возможной угрозе.

По ходу расследования убийства Уолтер выходит на след Эдгара Джакоби (он же Молох - бывший злодей). Заметив его на похоронах Комедианта, Роршах решает провести допрос и проникает в квартиру Молоха. По ходу их разговора Джакоби рассказывает всё, что знает. Не так давно пьяный Комедиант ворвался в квартиру к Молоху в костюме супергероя и без маски. Он расхаживал среди ночи по комнате и со слезами на глазах рассказывал, что сожалеет о своих поступках в прошлом. Также он рассказал о некоем списке, где есть имя самого Комедианта, Молоха и Дженни Слейтер (бывшей подруги Доктора Манхэттен).

Позже Роршах снова решает повидаться с Молохом и среди ночи взламывает замок в его квартире. Он находит своего старого противника, но тот оказывается мертвым. В этот же момент с улицы раздается сообщение полиции о том, что дом окружен, и Роршаху нужно сдаться. Он понимает, что кто-то организовал эту ловушку и пытается его подставить. Роршах решает драться до последнего. В то время, как часть полицейских ломает дверь в квартиру, он поджигает одного из них, стреляет в другого своим крюком и прыгает в окно. Оказавшись на улице, его окружает дюжина копов. Роршах пойман.

Тюрьма

После поимки Роршаха полиция узнает его настоящее имя. Он отправляется в местную тюрьму, куда сам посадил многих преступников. В тюрьме он проходит психологическое лечение с клиническим психологом Малькольмом Лонгом. Там он рассказывает о своём прошлом и как он стал новой личностью. Уолтер объясняет, что его настоящее лицо - это маска Роршаха. В конце концов он поведывает Лонгу о девочке, скормленной собакам. На Лонга этот рассказ производит сильный эффект. Известно, что в последующем он уйдет в отставку.

На протяжении всего времени, что Ковач проводит в тюрьме, он подвергается опасности. Заключенные мечтают поквитаться с бывшим костюмированным героем и организовывают нападения. Так, однажды во время обеда, на него нападает заключенный по имени Отис. Не долго думая, Уолтер хватает канистру с раскаленным маслом и выливает на нападающего. Отис получает сильнейшие ожоги и корчится в муках. Ковача скручивают охранники и пытаются увести. Он выкрикивает всем заключенным: «Это не меня заперли с вами. Это вы заперты со мной».

Роршах оказывается в одиночной камере. Позже он узнает, что напавший на него в столовой Отис умер, а в тюрьме вспыхнул бунт. Пока охранники заняты беспорядками, к камере Роршаха приходит местный авторитет Большая Шишка. Он тоже попал в тюрьму благодаря Уолтеру и мечтает убить его. Вместе с телохранителями, Шишка угрожает ему расправой и пытается проникнуть в камеру. Раздобыв где-то болгарку, Шишка с двумя подручными пытается срезать замок и проникнуть в камеру. Уолтер оскорбляет одного из подручных, и тот пытается дотянуться руками до Роршаха через решетку. Подгадав нужный момент, Уолтер хватает его за руки и связывает между собой. Большая Шишка понимает, что в камеру теперь не проникнуть и отрезает электропилой руки своему телохранителю. Позже Роршах с помощью оголенного провода под напряжением и разлитой на полу воды расправляется со вторым подручным авторитета. Оставшись в одиночестве, Большая Шишка решает сбежать и прячется в туалете. Уолтер пользуется тем, что в тюрьме бунт, выходит из камеры и расправляется со своим врагом. На выходе из тюрьмы Роршах сталкивается с Ночным Филиным и Шелковым Призраком. Вместе они продолжают расследование смерти Комедианта.

Секрет Вейдта

Им становится известно, что было совершенно еще одно покушение на бывшего члена команды героев - Адриана Вейдта (Озимандия). Они долго пытаются понять, кто может стоять за всем этим. След приводит их в компанию «Пирамида доставки», где взломав компьютер они узнают правду. Заказчиком покушения Адриана Вейдти является сам Адриан Вейдт.

Смертельная Антарктида

Герои узнают, что их бывший товарищ Озимандия принял сторону зла и скрывается в Антарктиде. Прилетев на базу Вейдта, они пытаются остановить его. К ним на помощь приходит сам Доктор Манхэттен. Вейдт решает раскрыть свою страшную тайну и рассказывает, что задумал глобальный план по уничтожению нескольких миллионов граждан США ради спасения всего мира. Он считает, что мир находится на грани ядерной войны и ему нужно объединиться против кого-то еще, чтобы выжить. Этим «кто-то» станет Доктор Манхэттен. Но самой шокирующей новостью для супергероев стал рассказ Вейдта о том, что его план уже давно приведен в действие и миллионы людей были уничтожены, пока костюмированные герои боролись в Антарктиде. Озимандия предлагает всем не рассказывать горькую правду, так как люди уже погибли. Вместо этого он предлагает воспользоваться его планом и объединить всех людей для сохранения мира. Ведь в противном случае начнется ядерная война, и погибнут вообще все жители планеты. Все герои нехотя соглашаются с Вейдтом и решают сохранить тайну. Все, но только не Роршах. Он глубоко верен своим принципам и отказывается идти на компромиссы со злом. Он сообщает, что по прибытию в США расскажет всем правду о том, что совершил Вейдт. Роршах понимает, что подписывает себе смертный приговор, но не может пойти против себя. Ведь тогда он окажется обычным преступником, а не борцом с несправедливостью. Всю безвыходность ситуации понимает и Доктор Манхэттен. Он не может позволить Роршаху рассказать всем о миллионных жертвах. Ведь тогда люди могут начать ядерную войну между собой и не останется никого живого. Доктор Манхэттен убивает Роршаха.

Хранители: пролог

В 2014 году компания DC выпускает серию комиксом под названием «Before Watchmen». В ней описываются приключения знакомых героев до событий с Озимандия. Роршаху было выделено 4 отдельных выпуска. В них рассказывается о том, как Уолтер пытается обезвредить главаря преступной группировки «Страшилу». Также, параллельно рассказывается о маньяке по имени «Поэт», убивающего девушек и оставляющего на их теле надписи скальпелем. В то время, как Роршах сосредоточен на поимке Страшилы, он позволяет маньяку работать безнаказанно и даже частично помогает ему найти новую жертву. В целом, серия комиксов «Хранители: пролог» вызывала неоднозначные оценки критиков.

Способности Роршаха

Детектив

Роршах хороший детектив. Его методы работы более продуктивны, по сравнению с полицией. Это видно сразу после убийства Комедианта. Роршах сумел быстро разобраться на месте преступления, найти тайник Блейка и установить его альтер-эго.

Мастер кулачных боев

Как и все герои в «Хранителях» (за исключением Доктора Манхэттена), Роршах не имеет суперсилы и нереальных возможностей. Но годы жизни в трущобах и обучение боевым искусствам сделали своё дело. Он является настоящим мастером кулачных боев. В особенности хорошо он владеет боксом.

Изобретательный убийца

На протяжении приключений, описываемых в комиксах, Роршах показан как очень изобретательный человек. Когда он попадает в критические ситуации, он может действовать нестандартно и вместе с тем очень жестоко. Это приносит свои плоды и жуткую смерть всем его врагам.

Снаряжение Роршаха

Маска Роршаха

Маска Роршаха - визитная карточка супергероя. Она не просто скрывает настоящее имя героя, но и, по мнению Уолтера, является его настоящим лицом. Маска сделана из особого материала, разработанного доктором Манхэттеном в 1970 годах. В его основу лег латексный материал и особое вещество, меняющее форму под воздействием температуры и давления. Этот материал попал к Ковачу во время работы на швейной фабрике. Изначально из него нужно было сделать платье, но Ковач воспользовался им для других целей. Формы, которые создавало вещество, напоминали ему о тесте Германа Роршаха. Они были так же симметричны и контрастны.

Одежда Роршаха

Неизменной одеждой Роршаха является длинный плащ, шляпа, брюки и ботинки. В таком образе он появляется как на страницах комикса «Хранители», так и в «Хранители: пролог»

Крюк-пистолет

Одним из немногих постоянных подручных предметов Роршаха является его крюк-пистолет. Он был спроектирован и создан его другом Ночным Филином еще до приключений в их команде. Пистолет является газовым и выстреливает крюком на большие расстояния. С его помощью Роршах проникает во многие места, а также использует в качестве оружия.

Журнал Роршаха

Журнал Роршаха - его философские заметки о событиях в мире, людях и приключениях. Часто повествование в комиксе ведется именно отрывками из журнала. Перед путешествием в Антарктиду, где закончилась жизнь Уолтера, он отправляет свой журнал в СМИ и его приключения становятся достоянием общественности.

Записка

Одной из визитных карточек Роршаха являются его записки. На них нарисована симметричная фигура, напоминающая фигуры из психологического теста Роршаха. Уолтер часто оставляет эти записки в тех местах, где вершил правосудие, показывая таким образом общественности и преступникам, что здесь поработал именно он.


Вконтакте

Особые силы
  • Великолепная физическая форма
  • Мастерские боевые качества
  • Прекрасные гимнастические и акробатические способности
  • Хорошие навыки детектива
Оборудование
  • Маска с изменяющимся узором, уподобленным изображениям теста Роршаха – движущимися пятнами
  • Газовый пистолет, стреляющий крюком с канатом

Силы и способности

Как и все остальные члены Хранителей, за исключением Доктора Манхэттена, Роршах не обладает сверхъестественными способностями. Все его боевые навыки основаны на физической силе и многолетних тренировках. Несмотря на его психическую нестабильность, Роршах был описан Ночным Филином как «блестящий и непредсказуемый тактик». Он превосходно разбирается в приемах уличной борьбы, гимнастике, боксе и боевых искусствах. Его детективные навыки также очень высоки - находит тайник с костюмом Комедианта в квартире Блейка и определяет, что Блейка убили, задолго до того, как это смогли определить полицейские детективы. Любит клубничное мороженое.

Кроме того, Роршах чрезвычайно изобретателен, приспосабливая обычные бытовые предметы в качестве оружия:

Экипировка

Маска Роршаха - визитная карточка супергероя. Она не просто скрывает настоящее имя героя, но и, по мнению Уолтера, является его настоящим лицом. Маска сделана из особого материала, разработанного доктором Манхэттеном в 1960-х годах. В его основу лег латексный материал и особое вещество, меняющее форму под воздействием температуры и давления. Этот материал попал к Ковачу во время работы на швейной фабрике. Изначально из него нужно было сделать платье, но Ковач воспользовался им для других целей. Формы, которые создавало вещество, напоминали ему о тесте Германа Роршаха. Они были также симметричны и контрастны.

Одежда Роршаха Неизменной одеждой Роршаха является длинный плащ, шляпа, брюки и ботинки. В таком образе он появляется как на страницах комикса «Хранители», так и в «Хранители: пролог»

Крюк-пистолет Одним из немногих постоянных подручных предметов Роршаха является его крюк-пистолет. Он был спроектирован и создан его другом Ночным Филином еще до приключений в их команде. Пистолет является газовым и выстреливает крюком на большие расстояния. С его помощью Роршах проникает во многие места, а также использует в качестве оружия.

Дневник Роршаха - его философские заметки о событиях в мире, людях и приключениях. Часто повествование в комиксе ведется именно отрывками из дневника. Перед путешествием в Антарктиду, где закончилась жизнь Уолтера, он отправляет свой журнал в СМИ и его приключения становятся достоянием общественности.

Записка - Одной из визитных карточек Роршаха являются его записки. На них нарисована симметричная фигура, напоминающая фигуры из психологического теста Роршаха. Уолтер часто оставляет эти записки в тех местах, где вершил правосудие, показывая таким образом общественности и преступникам, что здесь поработал именно он.

В других комиксах

  • В выпуске минисерии Kingdom Come #2 в 1996 году, Роршах появляется в качестве второстепенного персонажа во время победы над супергероем Brother Power the Geek. Так же он был замечен стоящим рядом с супергероями Вопросом и Обсидианом, во время сцен, когда Супермен приходит в бар для сверхлюдей.
  • Появляется в камео в Astonishing X-Men vol. 3 #6, пробегающим во время одной из сцен беспорядков.
  • Был показан в промоработах Арта Адамса к , где был избит Бэтменом из серии The Dark Knight Returns Фрэнка Миллера. Однако, DC Comics решила опустить серию The Dark Knight Returns из Countdown to Final Crisis: Arena и эпизод с Роршахом тоже.
  • В серии о Дэдпуле из четырёх частей, написанной Марком Уэйдом в 1994 году, в сцене, когда у Дэдпула исчезает маска, он пародирует Роршаха и кричит «Моё лицо! Верните мне моё лицо!».
  • Стив Дитко описал Роршаха как «Мистер А, только сумасшедший».

Вне комиксов

Фильм

Создание персонажа

Прототипом Роршаха также как и других супергероев из «Хранителей» стали персонажи Charlton Comics, в данном случае Вопрос , ставший потом персонажем вселенной DC и мистер А .

Критика и отзывы

Напишите отзыв о статье "Роршах (Хранители)"

Примечания

Ссылки

  • на сайте DC Comics Database (англ.)
  • (англ.)
  • на сайте ComicVine (англ.)
  • на сайте Watchmen Wiki (англ.)
  • на Heroes-Club.ru

Отрывок, характеризующий Роршах (Хранители)

Глаза Кутузова прищурились; он улыбнулся, взял рукой ее за подбородок и сказал:
– И красавица какая! Спасибо, голубушка!
Он достал из кармана шаровар несколько золотых и положил ей на блюдо.
– Ну что, как живешь? – сказал Кутузов, направляясь к отведенной для него комнате. Попадья, улыбаясь ямочками на румяном лице, прошла за ним в горницу. Адъютант вышел к князю Андрею на крыльцо и приглашал его завтракать; через полчаса князя Андрея позвали опять к Кутузову. Кутузов лежал на кресле в том же расстегнутом сюртуке. Он держал в руке французскую книгу и при входе князя Андрея, заложив ее ножом, свернул. Это был «Les chevaliers du Cygne», сочинение madame de Genlis [«Рыцари Лебедя», мадам де Жанлис], как увидал князь Андрей по обертке.
– Ну садись, садись тут, поговорим, – сказал Кутузов. – Грустно, очень грустно. Но помни, дружок, что я тебе отец, другой отец… – Князь Андрей рассказал Кутузову все, что он знал о кончине своего отца, и о том, что он видел в Лысых Горах, проезжая через них.
– До чего… до чего довели! – проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, очевидно, ясно представив себе, из рассказа князя Андрея, положение, в котором находилась Россия. – Дай срок, дай срок, – прибавил он с злобным выражением лица и, очевидно, не желая продолжать этого волновавшего его разговора, сказал: – Я тебя вызвал, чтоб оставить при себе.
– Благодарю вашу светлость, – отвечал князь Андрей, – но я боюсь, что не гожусь больше для штабов, – сказал он с улыбкой, которую Кутузов заметил. Кутузов вопросительно посмотрел на него. – А главное, – прибавил князь Андрей, – я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жалко было оставить полк. Ежели я отказываюсь от чести быть при вас, то поверьте…
Умное, доброе и вместе с тем тонко насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова. Он перебил Болконского:
– Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всегда много, а людей нет. Не такие бы полки были, если бы все советчики служили там в полках, как ты. Я тебя с Аустерлица помню… Помню, помню, с знаменем помню, – сказал Кутузов, и радостная краска бросилась в лицо князя Андрея при этом воспоминании. Кутузов притянул его за руку, подставляя ему щеку, и опять князь Андрей на глазах старика увидал слезы. Хотя князь Андрей и знал, что Кутузов был слаб на слезы и что он теперь особенно ласкает его и жалеет вследствие желания выказать сочувствие к его потере, но князю Андрею и радостно и лестно было это воспоминание об Аустерлице.
– Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – это дорога чести. – Он помолчал. – Я жалел о тебе в Букареште: мне послать надо было. – И, переменив разговор, Кутузов начал говорить о турецкой войне и заключенном мире. – Да, немало упрекали меня, – сказал Кутузов, – и за войну и за мир… а все пришло вовремя. Tout vient a point a celui qui sait attendre. [Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.] A и там советчиков не меньше было, чем здесь… – продолжал он, возвращаясь к советчикам, которые, видимо, занимали его. – Ох, советчики, советчики! – сказал он. Если бы всех слушать, мы бы там, в Турции, и мира не заключили, да и войны бы не кончили. Всё поскорее, а скорое на долгое выходит. Если бы Каменский не умер, он бы пропал. Он с тридцатью тысячами штурмовал крепости. Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время. Каменский на Рущук солдат послал, а я их одних (терпение и время) посылал и взял больше крепостей, чем Каменский, и лошадиное мясо турок есть заставил. – Он покачал головой. – И французы тоже будут! Верь моему слову, – воодушевляясь, проговорил Кутузов, ударяя себя в грудь, – будут у меня лошадиное мясо есть! – И опять глаза его залоснились слезами.
– Однако до лжно же будет принять сражение? – сказал князь Андрей.
– До лжно будет, если все этого захотят, нечего делать… А ведь, голубчик: нет сильнее тех двух воинов, терпение и время; те всё сделают, да советчики n"entendent pas de cette oreille, voila le mal. [этим ухом не слышат, – вот что плохо.] Одни хотят, другие не хотят. Что ж делать? – спросил он, видимо, ожидая ответа. – Да, что ты велишь делать? – повторил он, и глаза его блестели глубоким, умным выражением. – Я тебе скажу, что делать, – проговорил он, так как князь Андрей все таки не отвечал. – Я тебе скажу, что делать и что я делаю. Dans le doute, mon cher, – он помолчал, – abstiens toi, [В сомнении, мой милый, воздерживайся.] – выговорил он с расстановкой.
– Ну, прощай, дружок; помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец. Ежели что нужно, прямо ко мне. Прощай, голубчик. – Он опять обнял и поцеловал его. И еще князь Андрей не успел выйти в дверь, как Кутузов успокоительно вздохнул и взялся опять за неконченный роман мадам Жанлис «Les chevaliers du Cygne».
Как и отчего это случилось, князь Андрей не мог бы никак объяснить; но после этого свидания с Кутузовым он вернулся к своему полку успокоенный насчет общего хода дела и насчет того, кому оно вверено было. Чем больше он видел отсутствие всего личного в этом старике, в котором оставались как будто одни привычки страстей и вместо ума (группирующего события и делающего выводы) одна способность спокойного созерцания хода событий, тем более он был спокоен за то, что все будет так, как должно быть. «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, – думал князь Андрей, – но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной волн, направленной на другое. А главное, – думал князь Андрей, – почему веришь ему, – это то, что он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки; это то, что голос его задрожал, когда он сказал: „До чего довели!“, и что он захлипал, говоря о том, что он „заставит их есть лошадиное мясо“. На этом же чувстве, которое более или менее смутно испытывали все, и основано было то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие.

После отъезда государя из Москвы московская жизнь потекла прежним, обычным порядком, и течение этой жизни было так обычно, что трудно было вспомнить о бывших днях патриотического восторга и увлечения, и трудно было верить, что действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на всякую жертву. Одно, что напоминало о бывшем во время пребывания государя в Москве общем восторженно патриотическом настроении, было требование пожертвований людьми и деньгами, которые, как скоро они были сделаны, облеклись в законную, официальную форму и казались неизбежны.
С приближением неприятеля к Москве взгляд москвичей на свое положение не только не делался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее, как это всегда бывает с людьми, которые видят приближающуюся большую опасность. При приближении опасности всегда два голоса одинаково сильно говорят в душе человека: один весьма разумно говорит о том, чтобы человек обдумал самое свойство опасности и средства для избавления от нее; другой еще разумнее говорит, что слишком тяжело и мучительно думать об опасности, тогда как предвидеть все и спастись от общего хода дела не во власти человека, и потому лучше отвернуться от тяжелого, до тех пор пока оно не наступило, и думать о приятном. В одиночестве человек большею частью отдается первому голосу, в обществе, напротив, – второму. Так было и теперь с жителями Москвы. Давно так не веселились в Москве, как этот год.
Растопчинские афишки с изображением вверху питейного дома, целовальника и московского мещанина Карпушки Чигирина, который, быв в ратниках и выпив лишний крючок на тычке, услыхал, будто Бонапарт хочет идти на Москву, рассердился, разругал скверными словами всех французов, вышел из питейного дома и заговорил под орлом собравшемуся народу, читались и обсуживались наравне с последним буриме Василия Львовича Пушкина.
В клубе, в угловой комнате, собирались читать эти афиши, и некоторым нравилось, как Карпушка подтрунивал над французами, говоря, что они от капусты раздуются, от каши перелопаются, от щей задохнутся, что они все карлики и что их троих одна баба вилами закинет. Некоторые не одобряли этого тона и говорила, что это пошло и глупо. Рассказывали о том, что французов и даже всех иностранцев Растопчин выслал из Москвы, что между ними шпионы и агенты Наполеона; но рассказывали это преимущественно для того, чтобы при этом случае передать остроумные слова, сказанные Растопчиным при их отправлении. Иностранцев отправляли на барке в Нижний, и Растопчин сказал им: «Rentrez en vous meme, entrez dans la barque et n"en faites pas une barque ne Charon». [войдите сами в себя и в эту лодку и постарайтесь, чтобы эта лодка не сделалась для вас лодкой Харона.] Рассказывали, что уже выслали из Москвы все присутственные места, и тут же прибавляли шутку Шиншина, что за это одно Москва должна быть благодарна Наполеону. Рассказывали, что Мамонову его полк будет стоить восемьсот тысяч, что Безухов еще больше затратил на своих ратников, но что лучше всего в поступке Безухова то, что он сам оденется в мундир и поедет верхом перед полком и ничего не будет брать за места с тех, которые будут смотреть на него.
– Вы никому не делаете милости, – сказала Жюли Друбецкая, собирая и прижимая кучку нащипанной корпии тонкими пальцами, покрытыми кольцами.
Жюли собиралась на другой день уезжать из Москвы и делала прощальный вечер.
– Безухов est ridicule [смешон], но он так добр, так мил. Что за удовольствие быть так caustique [злоязычным]?
– Штраф! – сказал молодой человек в ополченском мундире, которого Жюли называла «mon chevalier» [мой рыцарь] и который с нею вместе ехал в Нижний.
В обществе Жюли, как и во многих обществах Москвы, было положено говорить только по русски, и те, которые ошибались, говоря французские слова, платили штраф в пользу комитета пожертвований.
– Другой штраф за галлицизм, – сказал русский писатель, бывший в гостиной. – «Удовольствие быть не по русски.
– Вы никому не делаете милости, – продолжала Жюли к ополченцу, не обращая внимания на замечание сочинителя. – За caustique виновата, – сказала она, – и плачу, но за удовольствие сказать вам правду я готова еще заплатить; за галлицизмы не отвечаю, – обратилась она к сочинителю: – у меня нет ни денег, ни времени, как у князя Голицына, взять учителя и учиться по русски. А вот и он, – сказала Жюли. – Quand on… [Когда.] Нет, нет, – обратилась она к ополченцу, – не поймаете. Когда говорят про солнце – видят его лучи, – сказала хозяйка, любезно улыбаясь Пьеру. – Мы только говорили о вас, – с свойственной светским женщинам свободой лжи сказала Жюли. – Мы говорили, что ваш полк, верно, будет лучше мамоновского.
– Ах, не говорите мне про мой полк, – отвечал Пьер, целуя руку хозяйке и садясь подле нее. – Он мне так надоел!
– Вы ведь, верно, сами будете командовать им? – сказала Жюли, хитро и насмешливо переглянувшись с ополченцем.
Ополченец в присутствии Пьера был уже не так caustique, и в лице его выразилось недоуменье к тому, что означала улыбка Жюли. Несмотря на свою рассеянность и добродушие, личность Пьера прекращала тотчас же всякие попытки на насмешку в его присутствии.
– Нет, – смеясь, отвечал Пьер, оглядывая свое большое, толстое тело. – В меня слишком легко попасть французам, да и я боюсь, что не влезу на лошадь…
В числе перебираемых лиц для предмета разговора общество Жюли попало на Ростовых.
– Очень, говорят, плохи дела их, – сказала Жюли. – И он так бестолков – сам граф. Разумовские хотели купить его дом и подмосковную, и все это тянется. Он дорожится.
– Нет, кажется, на днях состоится продажа, – сказал кто то. – Хотя теперь и безумно покупать что нибудь в Москве.
– Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы?
– Отчего же вы едете?
– Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д"Арк и не амазонка.
– Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек.
– Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова.
– Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера.
– Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын.
– Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей!
– Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась.
– Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza.
– Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер.
– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.