Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? - Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? - Нет. А в общении с незнакомыми людьми? - Да. Со всеми ли? - Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» - это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный -глупый, добрый -злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый-ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование - это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то - на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни - помогают жить, строить отношения с окружением, другие - мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность - это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, - агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность - это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном - положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие - важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, - свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, - непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

Существует довольно большое количество техник медитаций, которые разрабатывались практикующими йогами веками. Среди них есть как очень сложные, так и те, которыми может заняться любой желающий прямо в офисе. Для этого нужно, чтобы вас оставили в покое хотя бы на 15 минут. Лавочка в тени деревьев в летнем парке тоже подойдет.

©photo

Медитация позволяет нам успокоить наше тело и разум, заглянуть в себя и, возможно, найти скрытые резервы. Но для того, чтобы это работало, в первое время (хотя бы 2 месяца) нужно практиковаться каждый день, а затем снизить занятия до 2-х раз в неделю. Вы ведь понимаете, что если будете делать это от случая к случаю, вы вряд ли получите желаемый эффект.

Дыхание «один-четыре-два»

Глубокое дыхание - один из самых простых и эффективных техник, которая доступна не только тем, кто давно практикует, но и новичкам.

Метод:

1. Найдите приятное тихое место, где вас никто не побеспокоит 10-15 минут.
2. Сядьте в удобную позу, обязательно держа спину прямо. Это может быть поза ноги по-турецки на полу, а может быть и удобный стул, но при этом ноги должны обязательно стоять на земле полной ступней.
3. Закройте глаза и положите руки на колени ладонями вверх.
4. Несколько минут просто наблюдайте за вашим дыханием. Осознайте и прочувствуйте, как воздух проходит через ваши ноздри и горло. Почувствуйте, как во время дыхания поднимается и опускается ваша грудная клетка. Обратите внимание на то, как напряженность мягко покидает ваше тело вместе с выдыхаемым воздухом через рот.
5. Когда вы почувствовали, что ваше тело расслабилось, измените ритм вашего дыхания. Сделайте глубокий вдох на счет «один», затем задержите ваше дыхание на четыре секунды, и выдыхайте медленно на счет «два».
6. Продолжайте дышать по методу «один-четыре-две», сосредоточив свое внимание на дыхании, в течении 10 минут.

Как вариант, вы можете делать это под специальную медитативную музыку со звоночками через определенный интервал времени. Таким образом вы сможете отслеживать время вашей медитации более спокойным и приятным образом.

Медитация со свечами

Этим вы вряд ли сможете заняться в офисе, так что лучше опробуйте этот метод дома. В основе любой медитации лежит умение концентрировать свое внимание на объекте. Наше тело и сознание полностью расслаблено, но при этом мы сконцентрированы на определенном предмете. Это довольно сложно, если учесть, что в наше время многозадачности наше сознание только и делает, что переключается в короткий промежуток времени между несколькими задачами. Некоторые умудряются делать их практически одновременно. Но как уже не один раз было замечено, что успешное выполнение задания заключается в отсечении всего лишнего и концентрации на конкретной цели. В этом нам и поможет практика медитации со свечами.

Метод:

1. Выключите все источники света (если это вечер) или занавесьте окна шторами.
2. Сядьте в удобную позицию, держа спину прямо.
3. Зажгите свечу и поставьте ее на уровне ваших глаз на расстоянии вытянутой руки.
4. Сосредоточьте свой взгляд на кончике пламени свечи, стараясь при этом моргать как можно реже. При выполнении этой техники ваши глаза могут начать слезиться, но это хорошо (одна из причин, по которой данная техника медитации помогает улучшить зрение).
5. Позвольте пламени свечи заполнить ваше сознание. Если в вашу голову начнут лезть отвлекающие мысли, постарайтесь снова сосредоточиться на пламени свечи.
6. Через несколько минут закройте глаза и сосредоточьтесь на изображении мерцающего и танцующего пламени свечи в вашем сознании.
7. Откройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов.

Медитация «осознание тела»

В нашем теле происходит тысячи химических процессов, но мы их не замечаем. Осознание своего тела, ощущение его от макушки до кончиков пальцев на ногах - это еще один из прекрасных методов релаксации и концентрации внимания. Существует единственный момент, о котором вы должны знать - если поза очень удобная, вы просто можете заснуть:)

Метод:

1. Сядьте или лягте в удобную для вас позицию. Если сидите, не забывайте держать спину прямо!
2. Дышите глубоко. Представьте себе, как напряжение покидает ваше тело с каждым выдохом. Если вас отвлекают какие-либо неприятные ощущения в вашем теле, постарайтесь найти такую позицию, в которой вы сможете полностью расслабиться.
3. Перенесите свое внимание на кончики пальцев своих ног, сосредоточьтесь на малейших ощущениях, которые возникают в том месте. Представьте себе, как вы направляете свое дыхания к пальцам, наполняя их ощущением тепла и энергии.
4. Когда эта зона полностью расслабится, направьте ваше внимание вверх по телу через колени, руки, позвоночник, лицо - прямиком к верхней части головы (макушке).
5. Почувствуйте тепло, расслабление и спокойствие, которое полностью окутывает ваше тело. После этого вы чувствуете себя полными энергии и готовыми справиться с любыми задачами и жизненными ситуациями.

Лично для меня самым сложным является упражнение со свечой, так как мне всегда сложно давалось полное отключение мыслительного процесса. А третья методика является самой приятной, так как если ее делать под медитативную музыку, то действительно можно уснуть! Так что этим лучше заниматься у себя дома и после окончания полежать в таком расслабленном состоянии еще минут 10.

У Юнга было две знаменитые тетради, первую он называл «Чёрная книга» и она представляла собой нечто вроде ежедневника Молескин, а вторая тетрадь была «Красной книгой». В ней содержится наибольшая часть знаменитых рисунков Юнга с изображением Мандалы.

Вот эта вот «Красная книга» была похожа на настоящий средневековый фолиант — у неё был переплёт из настоящего сафьяна, и Юнг, когда писал в ней, стилизовал свои буквы и оформление под «готику». Понятно,что он любил свою Красную Книгу больше других.

Наверное, у каждого человека должны быть такие тетради. Работая в своих ежедневниках — ежедневно, Юнг создал много открытий, ведь творческую атмосферу пишущему человеку порождает — его тетрадь. Это тот минимум, который у творческого человека должен быть, даже если нет кабинета, письменного стола, дома, родины...

Недаром Цветаева писала в своих дневниках: «Если у меня спросят —Россия или мои тетради, я знаю, что выберу. Поэта без его тетрадей нет».

Итак, ежедневная работа в Красной Книге подвигла Юнга на изобретение замечательной психотерапевтической техники. Как и все рисуночные техники она обоюдоострая:

во-первых, служит целям диагностики (позволяет себя понять и увидеть со стороны целостную картину своей проблемы, «затыка»),

и во-вторых, оказывает терапевтический эффект — лечит состояние угнетённости по ходу ежедневного рисования.

Кто его знает — возможно, что терапевтический эффект наступает сразу тогда, когда ты «себя понял». Ну а «понять себя» помогает — мандала.

Вот, что пишет Юнг в своей знаменитой книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»

«Вообще, я понял тогда, что ничто так не меняет нашу жизнь как язык. Ущербный язык делает жизнь неполной и ущербной».

Это Юнг имел в виду то, что он переходит от слов — к рисункам, к пиктограммам. И вот его излюбленной пиктограммой (ежедневным почти) трудом становится набросок, чертёж мандалы. Юнг умел рисовать, как и все люди его поколения, поэтому нам с вами я советую не стесняться прибегать порой к технике коллажа, если не получается рисовать что-то, что нравится самомуи «о чём-то говорит» — каждый день.

И вот, что у него получилось:

«Каждое утро я рисовал в записной книжке маленький кружок - -мандалу.которое в тот момент выражала моё внутреннее состояние. Эти рисунки давали мне возможность видеть, что происходило с моею психикой день ото дня».

И вот, наконец, Юнг приходит к очередному открытию, он понимает, что Мандала — это идеальный чертёж нашего с вами внутреннего мира.

«Мандала — это внутренняя цельность, которая стремится к гармонии и не терпит самообмана».

Самообмана она действительно не терпит, поэтому если в какой-то день рисуются разорванные безобразные тревожные рисунки с нарушенной симметрией и гармонией — то такие рисунки и надо рисовать. Они не только показывают на языке символов — что с вами,но и оказывают эффект терапевтический, как мы уже и говорили.

В конце-концов, Юнг понял, что его детище, его главный архетип — Самость может быть лучше всего выражен через мандалу.

Куда мы идём?

Раньше, как и все мы, Юнг полагал, что развитие человека, ход его личности, его биографии и т.д., можно условно представить как график в виде стрелки, вектора, линии, стремящейся куда-то «туда», за горизонт, в место под названием «Вперёд».

И вот тут, рисуя свои мандалы, Юнг понял — нет!..

Развитие человека идёт не по направлению к пункту Условный «Вперёд»!

«Когда я начал рисовать мандалы, я заметил, что всё, все пути, которыми я шёл, все шаги, которые я делал, вели не вперёд, а— НАЗАД, к некоему исходному Центру».

Юнг мог рисовать мандалы, в центре которых находился золотой дворец. У него и чернила были,и навык делать скетчи, наброски. У вас есть масса вариантов, как делать свои мандалы «говорящими».

Но вот вам ещё одна техника самоанализа из арсенала психотерапевтических техник Юнга.

Рисуя мандалы, Юнг поехал в морю (у него умерла жена) и в пасмурные непогодные дни бродил по берегу, часто безлюдному. И вот там-то он вспомнил, что мальчишкой любил строить целые города из камней, песка, грязи.

Причём города эти имели средневековую — радиальную форму, то есть представляли собой ту же мандалу — круг.

Работая с камнями и грязью, которой вместо цемента скреплялись камни, Юнг выстроил не одну трёхмерную мандалу, из тех, что не вошли в его «Красную Книгу».

Он рассказывает — как окончилась эта его практика с мандалами-городами из камней. Поставив в центре своего города храм, Юнг искал камень для «алтаря».

Когда камень был найден, послушание, которое Юнг возложил сам на себя, было окончено.

Работая, этот великий психиатр позволял иногда задавать себе вопрос: «Куда ведёт меня эта работа?» , но мгновенного исчерпывающего ответа не требовал.

Задавайте себе этот вопрос и вы.

Елена Назаренко

Одним из самых сильных и результативных способов психотерапии, познания себя и роста как личности является холотропное дыхание, техника выполнения которого, придумана давно.

Эта методика была разработана Станиславом и Кристиной Гроф – трансперсональными психологами из Америки.

В основе этого метода лежат необычные состояния сознания, которые известны людям с давних времен. В данной технике объединены старые мировые познания с новейшими открытиями современной психотерапии и психологии . Соответственно, является техникой самопознания.

Эмоции, которые человек переживает, практикуя такое дыхание, могут исцелять, а также трансформировать негативное в позитивное. Такие сеансы холотропного дыхания извлекают наружу неприятные переживания физического и эмоционального характера, которые помогают познать себя. Если такие ощущения проявятся полностью, это обязательно позволит человеку освободиться от негативного влияния переживаний и получить некоторую свободу.

Холотропная терапия показала, что не только люди со сверхъестественными способностями могут переживать и контролировать подобные ощущения – это доступно каждому из нас. Трансперсональная психология открыла миру, что для преодоления пути к гармонии, самопознанию, свободе и, соответственно, лучшей жизни, каждому человеку необходимо пройти эти переживания.

Кроме того, холотропная практика доказала, что теория, которую представляют различные психологические и психотерапевтические школы, равно как и здравый смысл, не помогут исцелиться сами по себе. Обычно такой процесс излечения напоминает сумасшествие и далеко не всегда поддается пониманию или объяснению.

Именно поэтому холотропное лечение нацелено на то, чтобы принять и поспособствовать любым процессам, возникающим при осознании проблемы, а не на то, чтобы заранее определить проблему и искать способы и пути ее решения. Участники таких тренингов не определяют предметы работы и проблемы, а доверяются холотропному сознанию и самому течению процессов.

В основе любой результативной и успешной психотерапии лежат познание самого себя и понимание подсознания при холотропном состоянии сознания. Мы общаемся не только с окружающими нас людьми и миром, мы ведем диалог с самими собой, со своим сознанием, и это общение является непрерывным.

Общение и есть сознание, которое создается коммуникацией и соединяется с ее помощью. Соответственно, между разными частями сознания существует сообщение и незамедлительное осознание, между ними нет никаких преград, а это означает, что возможность общения не ограничена.

Цели техники

Холотропное дыхание преследует цель активации бессознательного, раскрепощения энергии, которая заключена в психосоматических и эмоциональных проявлениях и превращении этих проявлений в течение переживаний. Задание лечащего при такой терапии заключается в том, чтобы поверить в силу исцеления такого процесса, не меняя и не перенаправляя его. Только разум пациента руководит этим процессом.

Самым важным является поддержание процесса эмпирического раскрытия терапевтом. Те или иные переживания могут быть несодержательными и заключать в себе нарастание напряжения и эмоций, а также переходы к расслаблению.

Прозрение не всегда наступает сразу, оно может прийти во время последующих сеансов или позже. Иногда решение приходит на уровне биографии, иногда оно связано с перинатальным материалом или трансперсональными составляющими. В связи с этим исцеляющие переживания не всегда понятны.

В процессе холотропного дыхания наш разум стремится влиться в жизнь, следовать ее течению, ощутить состояние благополучия и свободы, которое приносит

удовлетворение. Такая возможность – это подарок природы человеку. Если мы подчиняемся своему сознанию, следуем за ним, – достигаем предела свободы, энергии и естественности. Если мы не даем выхода этому потоку, у нас возникают трудности.

Из-за предрассудков и стереотипов мы не можем полностью раскрыть себя и выйти за пределы установленных рамок. Яркий пример такого торможения, невозможности течения потока и установления определенных границ – кризис среднего возраста.

Для достижения свободы иногда приходится пройти через какую-либо серьезную тяжелую ситуацию, болезнь, а иногда даже смерть. Ведь смерть также является освобождением, выходом за рамки (). К потере здоровья, разочарованию в жизни приводит именно то, что мы не чувствуем сигналы разума и подсознания и не пытаемся стать частью жизни.

Но сама внутренняя природа всегда пытается указать нам способы решения наших проблем. И мы можем пойти за нашим внутренним природным голосом и прожить настоящую мистерию само распознавания в холотропных сессиях.

Я приглашаю всех желающих в удивительное путешествие к центру своего существования на свои семинары, где возможно прожить настоящую мистерию и приблизиться к своей целостности. На и « » вы сможете прожить свой трансперсональный опыт через техники осознанного дыхания.

С любовью Мария Шакти

Душевно близкое:

Цель этого упражнения – познать себя как душу, чистое сознание, которое всегда находится вне потока восприятий и не подвержено наблюдаемым изменениям.

Что такое поток восприятий

Всё, что мы видим, слышим, осязаем, думаем, чувствуем или осознаем тем или иным образом, можно назвать потоком восприятий или компонентами этого потока.

Это можно сравнить, например, с головкой магнитофона, которая считывает магнитные сигналы с пленки, скользящей по считывающей поверхности. Образно говоря, вы являетесь считывающей головкой (чистым сознанием), а все восприятия «записаны» на пленке, включая восприятия тела, мыслей, эмоций и всего остального, что воспринимается посредством органов тела. Каждый момент – это новый набор восприятий. Время создается этим потоком восприятий, и без восприятий не существует.

Несколько слов о медитации

Тем, кто занимается самопознанием недавно, может оказаться довольно сложным делом понять, как выполнять эту медитацию, поэтому для начинающих я опишу процедуру, которая будет более понятна, но и более сложна. Также рекомендую посмотреть ролик “Истинная природа души” или почитать статьи по этой теме по ссылке ниже. Те же, кто проходит уровни, особенно 4-й, а тем более 5-й (на сайте “Самопознание – путь к просветлению”), могут видеть, что эта медитация – самая простая из всех техник, так как наблюдение потока восприятий происходит само собой и всегда, и всё что остается делать – осознавать тот факт, что вы осознаёте поток восприятий.

Что нужно помнить

Вы есть чистое сознание, находящееся вне любых находящихся в потоке восприятий объектов, чем бы ни были эти объекты – мыслями, эмоциями, чувствами, ощущениями, самовосприятием (отождествлениями) и т.д. Вы есть то, что осознаёт тот факт, что оно обладает осознанием; осознаёт, но при этом не является объектом восприятия. Умом это трудно понять, поэтому существуют различные практики, техники медитации и упражнения, которые постепенно подводят к этому осознанию.

В этой медитации нужно помнить, что вы не являетесь объектом в потоке восприятий, хотя ум может утверждать обратное. Поймите, что всё, что говорит ум, является частью самого потока восприятий.

Техника медитации

Если вас отвлекают какие-то проблемы, их лучше решить до начала упражнения, или же, если можете, отложите их решение на потом, чтобы они не мешали медитировать.

Расположитесь удобно в сидячем положении, глаза лучше закрыть, и расслабьтесь.

1. Наблюдайте ощущения в теле , позволяя вниманию свободно блуждать по телу; не нужно контролировать ни тело, ни внимание. Осознавайте тот факт, что вы являетесь не телом, а наблюдателем тела и восприятий, получаемых посредством тела. Поначалу можете помогать себе мысленно фразой типа «Я не есть это тело; я тот, кто наблюдает восприятия тела и осознает себя наблюдателем». Ощущения, которые вы получаете от тела и посредством тела – это часть потока восприятий. Осознавайте этот факт, как и то, что вы отделены от этих восприятий (не являетесь тем, что воспринимаете), благодаря чему и можете их наблюдать. Если это непонятно, просто наблюдайте телесные восприятия и осознавайте себя их наблюдателем. Когда это становится делать легко и без напряжения (достигнуто хорошее расслабление), можно переходить ко второй части медитации.

2. Наблюдайте мысли , которые возникают, изменяются и исчезают. Всё, что нужно делать в этой части упражнения – наблюдать процесс мышления, осознавая себя наблюдателем данного процесса. Ум будет говорить вам, что вы являетесь участником данного процесса: «это я думаю эти мысли, я размышляю» и т.д. Вы, как чистое сознание, не думаете, вы наблюдаете и осознаёте процесс мышления. Но когда ум говорит «это я думаю все эти мысли», он вызывает восприятие, будто думаете именно вы, а это не так. Это отождествленность с умом, которую создает сам ум. В момент разотождествления нет ни идеи, ни ощущения, будто «я думаю», есть только процесс мышления, который воспринимается, осознаётся. И вы являетесь тем, кто наблюдает и осознаёт этот процесс мышления, не являясь участником или объектной частью самого процесса. Можно сказать, что вы находитесь вне ума, вне мыслей; это скорее они находятся в вас – в поле вашего осознания. Когда эту часть медитации становится делать легко и без напряжения, переходим к третьей.

3. Наблюдайте эмоции и чувства. Возможно, женщинам эту часть лучше сделать второй, если вторая часть (наблюдение ума) для них слишком сложна. Суть та же: вы наблюдаете чувства и эмоции, которые возникают и исчезают в потоке восприятий. При этом вы осознаёте себя наблюдателем потока эмоций, а не его участником. Не нужно пытаться контролировать чувства, вы их только наблюдаете и осознаёте. Если вам кажется, что вы их контролируете, это ловушка ума, так как идея типа «я контролирую эмоции» или «я могу контролировать эмоции» – это просто мысль, появляющаяся в потоке восприятий. Поначалу можете помогать себе фразами типа «Я не есть эмоции, которые я воспринимаю, я есть осознающий наблюдатель эмоций и чувств». Осознайте тот факт, что вы являетесь сознанием, которое воспринимает и осознает чувства и эмоции, возникающие и исчезающие в потоке восприятий.

Когда все три части медитации выполняются легко, без напряжения и усилий, может возникнуть или углубиться понимание своей истинной природы – наблюдателя, который не является частью потока восприятий (не является объектом в потоке), и который осознаёт факт наблюдения (восприятия) – «я есть чистое воспринимающее сознание».

Поначалу это может быть понимание на уровне ума, оно нестабильно и неуверенно. По мере углубления в медитацию, это понимание становится самой вашей сутью.

Если данное упражнение слишком сложно для вас, почитайте другие материалы сайта “Самопознание – путь к просветлению”, попробуйте другие техники. Возможно, есть смысл проработать дуальности типа «я тело – я не тело» и т.д.

Если же вы вообще ничего не поняли, вам нужны материалы и упражнения попроще, например, статья “Ничто не случайно” или техника “Формула Счастья”.

Источник Медитация на поток восприятий , сайт самопознания. Успехов в самопознании!