Как стало известно «Шторму», 12 февраля участница арт-группы «Война» Наталья Сокол обратилась к детскому омбудсмену Анне Кузнецовой. В официальном обращении на сайт уполномоченного по правам ребенка Сокол попросила оказать содействие в «эвакуации из Германии» и возвращении на родину.

Она написала, что не может вернуться в Россию из-за уголовного дела, «сфальсифицированного» в отношении нее и Воротникова и связанного с их участием, в частности, в акции «Дворцовый переворот». Сокол отметила, что это дело четырежды закрывали по реабилитирующим обстоятельствам, однако в 2016 году возбудили в пятый раз.

Другая сложность, по словам Сокол, состоит в том, что ее паспорт, водительские права, удостоверение сотрудника МГУ и документы на старшего сына были изъяты в 2010 году в Москве и до сих пор не возвращены. Она пояснила, что все это вкупе с заочным арестом и объявлением в розыск не позволило зарегистрировать второго ребенка, родившегося в 2012 году. У третьего ребенка — только сертификат о рождении, выданный в швейцарском Базеле в 2015 году. Таким образом, российское гражданство есть лишь у старшего сына Воротникова и Сокол — Каспера Ненаглядного.

«В Берлине, где находимся сейчас, мы не имеем места жительства и вынуждены ютиться в лодке без электричества, отопления, воды, туалета и, в силу отсутствия у нас легального статуса, без средств к существованию. Вдобавок мой муж пропал 27 января с.г. после полицейской облавы, и с тех пор у меня нет никаких сведений о нем. Мои попытки найти здесь юридическую помощь или привлечь внимание общественности безуспешны» , — написала художница (текст заявления есть в распоряжении редакции).



Воротников действительно исчез 27 января после того, как полиция попыталась задержать художников, самовольно занявших одно из жилых помещений в Берлине. Сокол пыталась выяснить, где он находится и даже ходила в тюрьму «Моабит», чтобы передать продукты. Однако там отказались принимать в качестве «передачки» ногу косули. Журналистка Олеся Герасименко, по словам Сокол, переслала в «Моабит» на имя Воротникова 10 евро, деньги не вернулись. Из этого можно сделать вывод, что художник все-таки находится в тюрьме.

Сейчас в эмигрантских кругах Берлина активно обсуждают возможность обращения в службу опеки, которая может отобрать у Сокол детей и передать их в специализированное учреждение. По мнению русскоязычной интеллигенции, дети не могут нормально развиваться, живя на улице, обучаясь воровству и другим криминальным ремеслам и усваивая от родителей «токсичное крымнашистское» мировоззрение.

Воротников и Сокол шесть лет живут в Европе на нелегальном положении, так как не хотят обращаться за политическим убежищем.




Сокол рассказала, что московские знакомые передали ей небольшую сумму через увлеченного современным искусством врача Дмитрия Холланда, однако тот предпочел оставить эти средства себе.

Воротников и Сокол всегда вели антиобщественный образ жизни, возводя отказ от использования денег в ранг морального императива. Они воровали в том числе премиальные продукты, дорогую технику и дизайнерскую одежду, приучая к тому же своих малолетних детей. Это не вызывало раздражения у окружающих до тех пор, пока художники не начали декларировать свои пропутинские взгляды.

В конце 2000-х «Война» провела несколько громких акций, одна из которых в 2011-м была удостоена государственной премии «Инновация».

5 декабря беременная на 8 месяце Наталья Сокол была объявлена в международный розыск за акцию группы Война "Мусор-Обоссыш" (). Сегодня, 6 декабря "Центр по противодействию экстремизму" планировал арестовать знаменитую художницу прямо в зале суда по сфальсифицированному делу, невзирая на ее беременность и на то, что на руках у нее 2-летний сын Каспер. Однако Коза в суд не явилась.

Козлёнок и Вор слушают новости про международный розыск

Сегодня Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в отсутствии Натальи приступил к рассмотрению ходатайства следствия о заключении ее под стражу активистки. При этом только в суде стало известно, что Сокол предъявлено обвинение уже по двум статьям Уголовного кодекса России - “Применение насилия в отношении представителя власти” (статья 318) и “Оскорбление представителя власти” (статья 319). Также сегодня стало известно, что 11 ноября Наталья Сокол была объявлена в федеральный розыск, а вчера, 5 декабря - в международный. Об этом из зала суда сообщил адвокат Дмитрий Динзе, который по инициативе Межрегиональной правозащитной ассоциации “АГОРА” представляет интересы Натальи Сокол.

Заявление Дмитрия Динзе, адвоката Натальи Сокол:

«Уголовное преследование Натальи инициировал Центр по противодействию экстремизму. Фактически Сокол была лишена защиты, так как о предъявлении обвинения мы узнали только сегодня в суде. Следователь Рудь замолчал информацию. Так, нас ни разу не известили о том, что Наталью якобы вызывали к следователю. В деле откуда-то появился номер мобильного телефона, по которому раньше Сокол якобы связывалась со следователем, хотя она никогда не пользовалась мобильной связью».

Сегодня в суде Дмитрий Динзе заявил ходатайство об отложении судебного процесса в связи с состоянием здоровья активистки Войны. В результате заседание было отложено на завтра.

Именно новое сфальфицированное уголовное дело по статье 318 («насильственные действия в отношении представителя власти») позволило коррумпированным следакам вчера, 5 декабря заочно объявить Наталью Сокол в международный розыск через Интерпол.

Алексей Плуцер-Сарно, главный медиа-художник группы Война заявил:

«Особый цинизм и садисткая жестокость следователей, судей и всей российской системы власти в том, что у на руках у Натальи находится двухлетний сын Каспер, а она сама находится на 8-ом месяце беременности. Наталья Сокол - художница с мировым именем. И единственная ее вина в том, что она является автором протестных акций группы Война. Именно Наталья – автор идеи нашего Литейного Хуя, вставшего на всю свою 65-метровую высоту прямо напротив главного офиса ФСБ. Группа Война делает протестное искусство. А власть в ответ пытается физически уничтожить незадолго до родов беременную женщину с маленьким ребенком на руках».

Наталья Сокол по прозвищу Коза, координатор арт-группы "Война" и супруга лидера "Войны" Олега Воротникова, ответила на вопросы Лайфа о новой жизни группы в Европе.

Арт-группа "Война" стала куратором праздничного ужина в честь 25-летия Института Кунстверке - организатора Берлинской биеннале. С 2013 года лидер арт-группы "Война" Олег Воротников по прозвищу Вор и его семья живут за границей. В ноябре 2010 - феврале 2011 года Воротников сидел в СИЗО в Петербурге за участие в акции "Дворцовый переворот", в ходе которой участники "Войны" перевернули несколько милицейских автомобилей в Санкт-Петербурге.

В мае 2011 года Воротникова и его жену Наталью Сокол по прозвищу Коза объявили в федеральный уголовный розыск. Причиной послужило опять же их участие в акции "Дворцовый переворот", а также участие в марше оппозиции 31 марта 2011-го в Северной столице. В июле этого же года Олег Воротников был объявлен в международный уголовный розыск и заочно арестован.

Будучи за границей они прошли через множество испытаний, их не раз арестовывали как нелегалов, их избивали местные правозащитники. В какой-то момент Коза и Вор , которых западные СМИ считали ярыми оппозиционерами, разочаровались в мифе о свободной Европе и начали давать патриотические и пророссийские интервью.

Сейчас быт "Войны" постепенно налаживается: на помощь им пришёл бывший министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг. Наталья Сокол рассказала Лайфу о творческих планах "Войны".

- Недавно вы посещали Берлин. Что за проект там был?

В Берлин мы были приглашены как кураторы на праздничный ужин в честь 25-летия Института Кунстверке - организатора Берлинской биеннале (мы были кураторами седьмой биеннале в 2012 году) - и поехали с целью приискать активистов. Я уже говорила, мы набираем команду отпетых акционистов, вроде той, что подобралась в "Острове Сокровищ" - помните мультик? За три недели берлинских шатаний нашли одного человека, что для Европы совсем немало. Правда, и он оказался русским, точнее белорусом.

Дважды за эту поезду нас чуть не арестовали. Первый раз полицию вызвали из-за того, что, сидя в кафе, мы пили кофе, но не заказывали еду. Официант предупредил нас, что сейчас позвонит в полицию, а затем взял и позвонил. Мы не поверили своим глазам! Ушли прямо из рук прибывшего наряда, притворившись тупыми туристами.

Второй раз - в электричке: по мнению пассажиров, мы возвращались домой слишком поздно. К нам подошёл типичный лысый немец и стал угрожать. Каспер (сын, ему семь) подпрыгнул и хлестнул его в ответ варежкой по морде. Тоже вызвали полицейских, но мы вышли на своей остановке раньше, чем приехал наряд.

Дети, семьи с детьми загнаны в своеобразные социальные гетто, вроде собачников, откуда лучше не высовываться. Ты - мать с детьми, тем более их у тебя больше одного? Ай-яй-яй, как не стыдно! Будь внимательна и отовсюду жди подвоха. Тебе лучше стать хищным животным, чтобы твоих детей не съели окружающие тебя бездетные твари.

В этом я вижу чудовищную трансформацию феминизма в наши дни: теперь борьба женщины в современном обществе - это борьба за права её детей, за их возможность творчески развиваться, становиться людьми с богатым духовным миром. Иначе тут же сделают из малышей роботов. Берлин только укрепил меня в мысли: эй, вы можете сколь угодно здесь у себя в Европе попирать семейные ценности, но не за счёт ограничения свободы моих детей.

Когда я рожала в Швейцарии третьего ребёнка - дочку Троицу, - доктор заранее предупредила полицию, будучи почему-то уверена, что я рожаю, чтобы продать ребёнка на органы.

Наталья, в "инстаграме" "Войны" одна из свежих фотографий - замок в Чимелице, в котором будет студия "Войны". Уже начали готовить какие-то проекты?

Проекты планируем, но никаких анонсов не делаем. Иначе просто не получится: придут и арестуют. Кодовое название - ГОУ, в смысле - "Горе от ума". Готовить начнём, как только прибудут наши активисты из России. К сожалению, в Европе не удалось найти активистов, достаточно смелых для участия в акциях "Войны". Легче выписать людей из России.

Вам активно помогает бывший министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг. Как вы познакомились? Знал ли он раньше про "Войну"? Почему, как вам кажется, он решил вам помочь, ведь до этого вам многие отказывали в помощи?

Карел сам вызвался помочь, причём в очень трудное для нас время. Олег тогда только освободился из тюрьмы в Праге, нас окружила местная пресса, мы раздали патриотические интервью, шокировавшие чешское общество. После их публикации местная общественность в один миг отвернулась от нас. Мы потеряли всё: жильё, юристов, поддержку.

Правозащитники тиражировали мерзкие сплетни у нас за спиной. Готовившиеся творческие проекты были немедленно свёрнуты. Газетчики разразились пропагандистскими статьями, рисующими нас не гениальными художниками, как было до этого, а бесчеловечными маньяками, которым место в тюрьме или дурдоме. Тут появился Карел и оказался чутким человеком и большим политиком: он предложил нам резиденцию в Орлике.

А в качестве студии для творческих экспериментов - замок в Чимелице, где он, кстати, провёл свои детские годы в оккупированной немцами Чехословакии. Так что наша семейная история злоключений оказалась близка ему.

Карел любит русское искусство, на банкете цитировал Блока, любимого поэта своего отца.

Ещё одним благородным чехом оказался замечательный детский художник Петр Никл. Когда меня и Олега арестовали, дети - Каспер и Мама - оставались в его квартире в пражских Голешовицах, не зная, где мы и что с нами, и в ожидании нашего возвращения в одиночестве рисовали на стенах.

Детское творчество - гарантированный путь к потере жилья в Европе. Люди здесь разучились радоваться детям.

Но Петр пришёл в восторг от рисунков Каспера и Мамы. Он попросил оставить всё как есть. В благодарность мы устроили ему прощальный вернисаж перед отъездом в Орлик. Петр и дети провели совместную сессию - рисовали и вырезали из бумаги маски.

Это было просто мероприятие "для своих" или его можно позиционировать как один из проектов "Войны"? Как часто такие мероприятия организовываете?

У детей набрался большой архив творчества, но он был уничтожен во время нападения на нас группы швейцарских правозащитников 20 марта этого года в Базеле. Вооружённая толпа вломилась в нашу комнату на чердаке на Вассерштрассе, 21.

Правозащитники похитили детей и бросили их на улице голыми, избили нас, родителей, украли наши компьютеры, айпады, разворовали архивы, включая и работы Каспера и Мамы.

Прибывшая полиция не заинтересовалась нападением, вместо этого мы были арестованы как нелегалы, далее - депортационная тюрьма, а затем всю семью конвоировали в подземный концлагерь в местечке Эш кантона Базель-Ленд, откуда нам удалось бежать. Нам удалось сделать несколько фотографий скрытой камерой в концлагере Эш.

В Праге пришлось начинать всё сначала. Выставка у Петра Никла - первая после ужасов в Швейцарии.

Олег в одном из интервью сказал: "Художник, как вы и сами, наверное, догадываетесь, - это как раз и про лагеря, и про аресты, причём про неожиданные". За последнее время у вас накопилось много эмоций, связанных с подобными событиями. Найдут ли они отражение в проектах "Войны"?

Вы цитируете сфальсифицированное интервью, вышедшее в "Фур-Фуре". Мы, к сожалению, никак не смогли на эту публикацию повлиять, поскольку находились вне легального поля, а журналисты "Фур-Фура" этим воспользовались, выдав за интервью фрагменты переписки по электронной почте. Поэтому мне неприятно обращаться к данному тексту. Он - свидетельство нечестности со стороны этого издания.

В интервью Олег говорил, что многие знают про "Войну": "Когда с художниками встречаемся, они начинают писаться от восторга: "Ой, "Война", "*** в плену", "Панк в суде", это же всё вы!" Чувствуют себя просто везунчиками, которым удалось пообщаться с теми легендами, о которых читали. Но когда разговор переходит в практическую плоскость - можно ли найти жильё или адвоката, - то практически все утрачивают интерес. Мы хороши где-то там - когда в российской тюрьме, то мы хорошие". Может, всё-таки нашлись в Европе художники, которым интересно работать вместе с "Войной"?

- Мы изначально не собирались вести никакой художественной деятельности в Европе, поскольку сочли европейский контекст неинтересным в сравнении с русским. Мы также не планировали и задерживаться здесь.

Но обстоятельства сложились иначе: канал возвращения в Россию захлопнулся, и мы оказались в Европе как в ловушке. Если мы когда-нибудь всерьёз обратимся к творчеству здесь, - оно будет очень и очень критическим.

С европейскими художниками мы не общаемся, поскольку их просто нет в природе. Нам постоянно поступают предложения с Запада, но это как приглашение в могилу. Мы не спешим.

С кем-то из российских художников поддерживаете отношения? Интересуетесь тем, что делают сейчас современные художники в России?

В России нам нравится творчество видеохудожника Инджойкина, ему удалось лучше всех ухватить дух времени.

Цитата Олега: "Образ Запада, что рисуют интеллигенты в России, - это выдумка. Люди здесь не нарушают ничего - недаром в европейском современном искусстве застой мощнее, чем при Брежневе. Арт забит в развлекательное гетто для богатых людей. Ты можешь побыть клоуном - и только тогда будешь интересен. Они сидят и ждут, когда из третьего мира подкинут идею. Этим я и объясняю успех российского акционизма, когда самые элементарные акции хорошо читаются". Есть желание попытаться своими проектами как-то изменить ситуацию с этим "развлекательным гетто"? Либо сделать это будет очень сложно или даже опасно из-за особенностей законодательства?

Работать в Европе и на Европу - это пустая трата времени. Запад стонет от бессмысленности существования, но эти стоны заслужены. Осталось только варварам прийти и прекратить затянувшийся спектакль. В Европе сложилась странная ситуация. У них, как на войне, почти ни у кого нет своих детей, - но они командуют, как нам надо вести себя с нашими.

Недавно были новости про то, что . Хотя в сентябре этот вопрос уже поднимался, и тогда власти заявили, что для экстрадиции нет оснований. Есть ли у вас понимание, как поведут себя власти Чехии сейчас?

Действия чешских властей - это только их собственная головная боль. Нам, здоровым людям, она неинтересна.

На Войну в Берлине. Январь 2018

Saykhan Tsintsaev 14 фев Ср 13:36

— Наталья, здравствуйте. Меня зовут Сайхан, я журналист издания News.Ru из Москвы. Меня заинтересовала ваша история и я хотел бы написать о вас. Что вы скажете об этом?

Коза:
— Здравствуйте, пишите.

15 фев Чт 6:25
— Спасибо, что ответили. А у вас связь работает? Мы могли бы по телефону пообщаться?

Коза
— Телефона нет.

— А тут вы можете аудиосообщение присылать? Ну чтобы вам не писать много.

— Я не против написать.

— Да, еще мы хотели бы вам немного помочь. Если вы не откажитесь, скинем 30 евро детишкам.

— Обойдусь.

— Ну это детишкам как подарок небольшой. Собственно, хотелось бы узнать, где вы сейчас находитесь?

— В мачке сижу.

— Извините, а что такое Мачок?

— Макдачная, здесь фривайфай.

— Все равно не понял что это)

— Макдак.

— Ааа. Что случилось с Олегом? Есть ли информация о нем?

— Никакой информации об Олеге получить не удалось. Но у меня ограниченные возможности. И они давно исчерпаны. Полагаю, что его могли конвоировать в Швайц, это из разумных версий. Или он пытается связаться со мной через положнякового адвоката, а тому пох.

— Смотрите, я хочу в общем описать вашу проблему. Поэтому мне нужно больше подробностей.

— Я полчаса здесь.

— В каком вы городе?

— Берлин.

— Там вы в каком статусе? Где живете?

— В лодке. Нелегально.

— А средства есть на детей и еду?

— Без средств.

— Детей сколько?

— Какого они возраста?

— Мне говорили, что вы вроде бы обращались к Кузнецовой. Но в инете я не нашел нигде про это ничего. Это так?

— Ааа, спасибо. Я полагаю, вам никто не ответил еще? А обращение было написано от имени арт-группы или от вас лично?

— На меня вышли люди от Кузнецовой, предложили помощь, если я заявку напишу. Я написала. Требуется обращение на имя омбудсмена, как формальный повод, чтобы Кузнецова взялась за дело.

— Заявку о чем? Я просто вот что пытаюсь понять. С вами на связь вышли ее люди, попросили написать и вы написали или вы сами сначала сделали обращение и к вам обратились по его следам с просьбой написать заявление?

— Так, а чем обещали помочь?

Коза паркует детскую коляску на крыше , в которой живет с детьми, скрываясь от немецкой полиции. Берлин, Руммельсбургский залив, февраль 2018

— «Наташ, есть люди, которые Вам хотели бы помочь. Очень наверху Ваш вопрос может решиться. Через детского омбудсмена. Нужна ли Вам помощь по возвращению в Россию? Примите ли Вы ее? Здесь очень обеспокоены Вашей ситуацией. Подумайте. И если решите, то приступим».

— О круто. Надеюсь, вам все-таки помогут. Давайте вернемся к Олегу, пока вы не ушли из макдака. Вы говорили, что он может быть в Швайц. Вы имели ввиду Швейцарию?

—Одна из версий, да.

— А почему туда? И за что?

—Мы из концлагеря оттуда бежали.

— Ааа. А вы не обращались в госорганы? В Германии. О том, что его забрали.

— Без юриста это бесполезно и небезопасно. Я пробовала через разных людей, но есть версия, что он не назвался.

— Не назвался?

— Его не опознали.

— Если его не опознали, то смысл задерживать?

— Как неопознанного нелегала.

— А он наверняка не будет называться сам, да?

— Есть, говорю, такая версия. Я пытаюсь понять, почему он не вышел на связь.

— По поводу акций, которые вы проводили в России. Как вы сейчас, после стольких испытаний и потрясений относитесь к этому всему? Наверняка вспоминаете прошлое. Вы жалеете о прошлом?

Коза, Вор и князь Карел Шварценберг на в ресторане «Лувр», Прага, октябрь 2016

— То, что мы делали, — золотые страницы современного искусства.

— Хорошо сказано) Я к тому, что мне говорили, что вы вроде поменяли свои взгляды с мужем.

— Мы отказались срать на Россию из-за бугра, и это стало проблемой.

— А как это стало проблемой?

— Мы попали здесь в изоляцию.

— Вам говорили продолжать акции против властей России в Европе?

— Нам поступали предложение от спецслужб.

— Американских или?

— Нет. Здешних, а там хз.

— Что они хотели?

— Чтобы мы устраивали нападения на посольства РФ.

— А взамен?

— Будут деньги дом в чикаго много женщин и машин.

— Я правильно понимаю, что вы отказались это сделать ввиду своих моральных соображений? Чтобы не нападать против России по желанию других стран. А здесь вы это делали - потому что тем самым самовыражались. И это было искусство.

— Мы патриотическая группа, что видно и из названия.

— Если у вас получится участвовать в выборах предстоящих, за кого бы вы проголосовали?

— В смысле если мы вернемся до марта?

— Ну да.

— Мы занимаемся этим вопросом уже несколько лет, и слышимость пока не очень.

— Ну и даже если не вернетесь, за кого вы бы проголосовали? Пошли бы вы на выборы вообще?

— Давайте предположим, что вы все-таки пошли на выборы в этом году.

— А в этот раз необходимости и вовсе нет.

— Есть мнение о том, за кого вы могли бы проголосовать? Вы верите в легитимность этих выборов?

— Да там и без легитимности все в порядке.

— В каком смысле?

— Вопрос решенный.

— Я спрашиваю у вас, у основателя патриотической группы. Поэтому задаю эти вопросы. Вы поддерживаете, что вопрос уже решенный?

— Определенно.

— И если вы вернетесь в Россию, вы будете продолжать акции?

— Тут два варианта: либо акции, либо министром культуры.

— Вы хотите стать министром культуры? Я правильно понял?

— Коллективным.

— Это как?

— Мы же группа.

— Но по закону РФ, ведомство может возглавить только один человек. А не группа. Разве что вы можете все работать в самом министерстве.

— Видно будет.

— А почему вы это хотите? Что вы, к примеру, мне, рядовому гражданину, предложите, если станете министром?

— Сейчас в России возникла очень интересная культурная ситуация.

— Принципиально отличная от Запада, например.

— Что это за ситуация?

— Если говорить об акционизме, то можно планировать акции национального масштаба

— А в чем будут идеи акций? Их суть, мысль?

— У русского общества формируется идентичность.

— Это да, согласен с вами.

— Это могли бы быть идеологические проекты, захватывающие широкие слои населения.

— Вы против идентичности всех и за то, чтобы люди развивались личностями со своим мнением. Да?

— Нас как коллектив больше интересует коллективные действия.

— Да, но я пытаюсь понять суть этих коллективных акций. Или их суть и есть в том, что они коллективные. А какой смысл, наполнение и идеи акций без разницы?

— Поскольку сейчас художники несколько оттерты от общества — в силу разных причин, — то формируется излишне негативная идеология, преимущественно против чего-то. Это потому, что работу не доверяют художникам и ее вынуждены делать чиновники, технологи, затейники всякие, но у этих людей иной тип дарования — не художественный, не пластичный. И получаются грандиозные проекты, но с точки зрения формы, пластики, — не доведенные до конца, недооформленные, недодуманные. Пример — бессмертый полк.

— Прекрасная задумка, единящая. Но по форме это идущее кладбище, то есть, переводя на язык масскульта — а все мы живем в масскульте, — это парад зомби. Здесь явно недоработка в чисто художественном плане.

— А как вы предложили бы его провести?

— Нас не столько парады интересуют. Я привела как пример.

— Пример, когда художников зачем-то убирают. А зачем? Ведь это неисчерпаемый ресурс. И совершенно незатратный.

— Предположим, у вас не получится с минкультом и вы снова начнете акции. Вы не боитесь, что в этом случае вам перестанут оказывать помощь?

— А нам и не оказывают.

— Ну вроде собираются ведь.

— Хрен их знает.

— Я имею ввиду,что если начнут оказывать помощь, не получится с минкультом и вы начнете акции.

— Они сильно опасаются, что это очередная наша провокация и они вляпаются, а потом всем будет смешно.

— Как бы какой смысл властям вам помогать, если вы проводите акции против них?

— Искусство не против. нельзя так сказать: против.

— А как лучше?

— Искусство — это создание новой культурной ситуации, которой до этого просто не существовало. Смотрите: мы без копейки денег, на коленке, шарахаясь по подвалам, воспитали гражданское общество 2012 года. Но ведь можно двигаться в разных направлениях, если у государства есть интерес.

— Понял вас. А почему вы считаете, что «они» вас опасаются? Вы полагаете, что власти России боятся вас? Ваших акций?

— Они не нас опасаются, а подозревают, что мы что-то замышляем и втягиваем их.

— Вам сейчас кто-либо помогает? Хоть как-то. Хоть чем-то?

— Что бы вы передали нашим читателям? Молодым людям и девушкам. Есть ли у вас какой-нибудь культурный посыл для них?

— А что у вас за аудитория?

— Она очень разнообразна. Но мы себя позиционируем как независимое СМИ. Мы не за, ни против кого-либо.

— Старая песенка, такой журналистики давно нет, если была. Я хочу сказать им: не проебите момент. Было время, совсем недавно, когда русская нация стояла на грани вымирания. В культурном и духовном плане в том числе. Этот момент переломлен. Неожиданно для многих наших «партнеров», которые уже надели черные похоронные костюмы и строгие галстуки и расселись по краям вырытой ямы для трапезы. Ну они падаль любят. Тут оказалось, что пациент жив. Мистер дедушка Путин это блестяще продемонстрировал. Тем самым став фигурой исторической. Берите типа пример. Но без фанатизма. У России есть историческая миссия. Если мир не станет несколько-полярным, то есть высокая вероятность, что все ебнется. Возможно, именно Россия может выстроить мир будущего, а не только вотку жрать. Тут талант и работа художника очень пригодятся, потому что художник рисует наиболее убедительную и правдивую картинку будущего. Но пока художников используют для иллюстрации простой истины: и так будет с каждым, кто не слушается. Это странно. Как-то недальновидно, поскольку с другой стороны бугра делается огромная ставка на контемпорари арт. Сейчас в западных элитах бродит идея создания новой религии на базе современного искусства.

— Ооо. Ничего себе.

— Уже сейчас арт-центры становятся все масштабнее и больше напоминают торовые центры, в том числе по количеству посетителей. Людей туда приучают ходить как в храм. Приходят реально толпы и смотрят на инсталляцию: тысяча велосипедов или гора семечек подсолнуха. Наше время — время ренессанса религиозного мировоззрения, случившегося довольно неожиданно. В школе нам казалось, что бога нет. Современным тинейджерам так не кажется. Это может принимать разные формы, в том числе форму ИГИЛа. Важно другое: религия вернулась в мир, значит за нее надо бороться. Делать ставку исключительно на РПЦ — неплохо, но абсолютно недостаточно. Для телеаудитории на диване пойдет, но образованных людей, активных и т.п. на это не купишь. А они тоже взыскуют религиозного. В ногу со временем. Запад предлагает скучную модель: совриск — это сместь голливуда и шоппинг молла. Ну а хуле они еще могут предложить? У них вместо сердца дырка. У русских в этом смысле огромное преимущество, поскольку русское искусство традиционно высокодуховно и нравственно, имеет мессианскую природу. Это надо юзать.

— Да. Спасибо вам, Наталья. У вас есть карта банковская?

— Как бы вам тогда помочь?

— Сейчас этот вопрос диспутируется. По идее нужен чел в берлине. Предыдущая попытка закончилась провалом.

— Есть у вас кто-нибудь надежный?

— Надежного нет, оттого и в жопе. Московские знакомые нашли тюремного врача в Берлине, и тот сразу же согласился передать деньги на переезд с лодок, получил их 31 января и молчок.

— Это который вам не передал? Как зовут этого мудака?

— Дмитрий Холланд его зовут, маньячина редкостный.

— Я подумаю, кого вам можно отправить. А по какому адресу эта лодка? Примерно.

—Руммельсбургский залив, но лучше не детализировать.Тут интеллигенты вынашивают идею, как меня сдать, а детей отобрать.

— А лодка с крышей хоть? Вам не холодно там?

— Крыша, но стены брезентовые. Правда есть каюта. К утру становится дико холодно. Как нарочно мороз, вчера залив застыл. Больше денег нужно какое нибудь теплое жилье с вменяемым владельцем.