Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Пересказ сказки «Лиса и Журавль»

Цель: обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам,

Задачи:

    формировать навык планирования высказывания,

    развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев),

    развивать память, воображение, общую и мелкую мото­рику, мелодико-интонационные и темпоритмические харак­теристики речи:

    воспитывать чувство ответственности, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом .

ОБОРУДОВАНИЕ

Иллюстрации к сказке, маски лисы и журавля, мяч, гео­метрические фигуры

Ход занятия

Игра «Почемучка»

Логопед. Кто скажет, на кого похож журавль?

Дети. На аиста, цаплю, пеликана, лебедя, страуса.

Логопед. Кто такой же длинноногий, длинноклювый, длинношеий, большекрылый? Для чего журавлю нужен длин­ный клюв, шея, длинные ноги?

Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили - званый пир. Для пира готовили - стряпали еду. Хозяева угощали - потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума».

Как вы понимаете смысл пословиц и поговорок: «Видит соба­ка молоко, да в кувшине глубоко», «Нашла коса на камень», «Несолоно хлебавши», «Как аукнется, так и откликнется»?

Дети отвечают.

Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.

Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина

Лиса и Журавль

Подружились Лиса с Журавлем и пригласила она его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу». Идет Журавль на званый обед. А Лиса нава­рила манной каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, го­лубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук носом по тарел­ке - ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. «Извини, - говорит, - больше потчевать тебя нечем». «Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости», - отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувши­на, и лижет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит: «Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем». С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

Логопед. Подходят ли к этой сказке пословицы и пого­ворки?

Дети отвечают.

Работа над сказкой

Беседа по содержанию сказки.

Логопед. Кого Лиса пригласила на обед?

Дети. Журавля.

Логопед. Что Лиса готовила на обед?

Дети. Кашу.

Логопед. Как Лиса угощала Журавля?

Дети. Размазала кашу по тарелке и потчует.

Логопед. Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, дей­ствительно, хотела угостить Журавля?

Дети отвечают. Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?

Дети. Поблагодарил и пригласил в гости.

Логопед. Что приготовил к обеду Журавль?

Дети. Окрошку.

Логопед. Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Жу­равль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом?

Дети отвечают.

Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким гор­лышком?

Дети. Чтоб Лиса не достала.

Логопед. Как пришла Лиса домой?

Дети. Не солоно хлебавши.

Логопед. Почему их дружба на этом закончилась?

Дети. Отвечать злом на зло - плохо.

Составление плана

Дети подходят к мольберту и определяют порядок иллюстра­ций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.

1. Лиса приглашает Журавля.

2. В гостях у Лисы.

3. Журавль приглашает Лису.

4. В гостях у Журавля.

5. Дружба врозь.

Игра с мячом «Скажи иначе» Дети подбирают синонимы, передавая друг другу мяч.

Логопед.

Позвала Лиса Журавля в гости.

Дети. Пригласила Лиса Журавля в гости.

Логопед. Приготовила Лиса вкусной манной каши.

Дети. Наварила Лиса вкусной манной каши.

Логопед. Говорит Лиса: «Я сама варила кашу».

Дети. Говорит Лиса: «Я сама стряпала кашу». Логопед. Извиняется Лиса: «Больше кормить нечем». Дети. Извиняется Лиса: «Больше потчевать нечем». Логопед. На другой день является Лиса к Журавлю.

Дети. На другой день приходит Лиса к Журавлю. Логопед. Журавль сделал окрошку. Дети. Журавль наготовил окрошки.

Логопед. Журавль окрошку из кувшина длинным клю­вом ест.

Дети. Журавль окрошку из кувшина длинным клювом таскает.

Логопед. С тех пор дружба у Лисы и Журавля закончи­лась.

Дети. С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

Динамическая пауза «Журавль»

Жура-жура-журавель, Дети машут руками («летят»)

Облетел он сто земель.

На своих на длинных ножках Дети шагают, далеко друг

Он прошел по всем дорожкам, от друга ставя ноги.

По болотцу он похаживает, Показывают, какой короткий

Куцым хвостиком помахивает, хвост у журавля.

(П. Воронько)

Лиса

У лисицы острый нос, Дети показывают руками,

У нее пушистый хвост. какой нос у лисы плавным движением.

Лиса павою похаживает, Демонстрируют походку лисы.

Шубу пышную поглаживает:

- Я - охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь Ребенок-«лиса» тихо крадется, затем садится.

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу. Вскакивает, «хватает» курицу, уносит ее

Деткам в норку отнесу.

(И. Лопухина)

Игра «Составь фигуру»

Из геометрических фигур дети составляют фигуру журав­ля и лисы.

Зрительные упражнения

Дети смотрят на лису слева вверх, а теперь справа вверх; на журавля - слева вниз, справа вниз; смотрят на лису справа, слева; на журавля слева, справа. Смотрят еще раз на все фигуры справа налево, останавливают взгляд на своей фигуре.

Повторное чтение сказки

Дети читают и пересказывают сказку.

Игра «Чья сказка интереснее?»

Двое детей пересказывают сказку с последующей взаимо­оценкой.

Игра-фантазия «Сочинялка»

Дети рассказывают, что бы они сделали на месте журавля. Затем придумывают, как подружить лису и журавля.

Итог занятия.

Цель: составление пересказа сказки с элементами драма­тизации и использованием предметов посуды.

Активизировать предметный и глагольный словарь детей по теме «Посуда. Продукты питания»;

Учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

Учить детей составлять пересказ с элементами драма­тизации;

Развивать у детей произвольное внимание, зритель­ную и слуховую память, логическое мышление.

Оборудование: текст русской народной сказки «Лиса и жу­равль» (с. 104-105), декорации, тарелка, кувшин и предметы сервировки стола (скатерть, солонка, са­харница, салфетки), костюмы или шапочки для журавля и лисицы, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Предварительная работа: изготовить декорации, ша­почки для журавля и лисицы или подобрать соот­ветствующие костюмы, приготовить необходимые предметы посуды и предметы для сервировки стола (тарелку и кувшин, скатерть, солонку, сахарницу, салфетки).

Ход занятия

I. Оргмомвнт

Логопед. Для чего людям нужна в домах посуда? (Дети отвечают.) «Нужные вещи». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот, кто поймает мяч, назовет любой предмет посуды и расска­жет, для чего он нужен человеку. Например: «Чашка. Чаш­ка нужна человеку для того, чтобы из нее пить чай».

Дети ловят мяч и дают свои ответы. Логопед помогает правильно составить предложения в случае затруднений.

П . Основная часть занятия

1. Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня мы будем составлять пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль». А артисты, которых мы выберем на главные роли, покажут нам эту сказку. Но снача­ла давайте выполним упражнения разминки.

2. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие общих движений и координацию



3. Знакомство с текстом сказки. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.



Логопед. Послушайте русскую народную сказку «Лиса и журавль». Ответьте на мои вопросы.

Логопед выразительно читает детям сказку. По ходу чтения объяс­няет значение выделенных в тексте слов и поговорок. Когда дети отвечают на вопросы, логопед следит за тем, чтобы от­веты были полными.

Примерные вопросы:

Кто с кем подружился в этой сказке?

Что решила сделать лиса?

Чем она решила угостить журавля?

В какую посуду положила она кашу?

Наелся ли журавль в гостях у лисы? Почему?

Что приготовил на другой день журавль?

В какую посуду наклал он окрошку?

Наелась ли лиса в гостях у журавля? Почему?

Почему не получилось дружбы у лисы и журавля?

Составление пересказа текста сказки с элементами драматизации и использованием различных предметов.

Логопед. Подойдите к моему столу. Давайте выберем предметы, которые встретились нам в этой сказке. (Изряда предметов дети выбирают тарелку и кувшин, скатерть, солонку, сахарницу, салфетки и объясняют свой выбор.) Сегодня мы не только составим пересказ этой сказки, но и покажем ее. Каждый из вас ненадолго станет «актером».

Нам нужно выбрать двух героев сказки: хитрую лису и журавля. Наши «актеры» пройдут сейчас за ширму и пе­реоденутся в подходящие костюмы. (Желающие проходят ла ширму и переодеваются в соответствующие костюмы.)

Для того чтобы показать сказку «Лиса и журавль», «ак­теры» должны помнить, в каком порядке происходили со­бытия сказки. Послушайте примерный план этой сказки:

1. Журавль в гостях у лисицы.

2. Лисица в гостях у журавля.

3. Дружба врозь.

А теперь давайте посмотрим, как «актеры» из нашей группы смогут показать и рассказать то, что произошло в сказке «Лиса и журавль».

Дети-актеры подходят к декорациям и инсценируют сказку. При желании детей сказку можно показать несколько раз с разными «актерами». Логопед выступает в роли сказочника и следит за тем, чтобы не было слишком длинных пауз между действиями.

III. Подведение итогов занятит Логопед благодарит детей за постановку сказки. Зрите­ли аплодируют «актерам».


Занятие 8.

Мое любимое животное

Цель: составление рассказа-описания любимого домашнего животного, с опорой на схематичный рисуночный план.

Активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;

Учить детей отвечать на вопросы полным ответом;

Учить детей составлять рассказ о любимом домашнем животном по схематичному рисуночному плану;

Развивать у детей произвольное внимание, логиче­ское мышление.

Оборудование: фотографии или рисунки любимых до­машних животных детей, опорный схематичный рисуночный план (логопед рисует его маркерами на доске), красный и синий островки, мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Предварительная работа: попросить детей сделать дома фотографии любимых домашних животных или на­рисовать рисунки и принести их на занятие.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед. Ребята, каких вы знаете домашних животных? (Дети дают ответы.) Давайте поиграем в игру с мячом «Назови особенности». Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди и называть домашнее животное. Тот, кто пой­мает мяч, расскажет о том, какие особенности есть у этого животного. Например: «Корова. У коровы есть рога, хвост с кисточкой и копыта на ногах.

Дети по очереди ловят мяч и дают свои ответы. Логопед помогает правильно составить предложения в случае затруднений.

II Основная часть занятия

Введение в тему занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы будем составлять рассказы-описания любимых домашних животных по опорному рисуночному плану. Но сначала давайте выпол­ним упражнения разминки.

Упражнения на развитие общих движений и координацию, пальчиковая гимнастика

Содержание упражнений Выполняемые действия
Два козленка
Как-тo раз к кому-то в гости Шел козленок через мостик, А навстречу шел другой, Возвращался он домой. Делаем «козу» пальцами обеих рук. Сближаем руки
Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться. Не желая уступить И другого пропустить. «Бодаться» рожками
Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. На первый слог каждой строчки сое­диняем руки с размаха
Rot с разбега лбами-бух! На слово «бух» - хлопаем в ладоши
И с моста в водичку-плюх! Роняем руки на колени
Лошадки
По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Цок-цок, цок-цок – Скачет резвый табунок. Все пальцы правой и левой рук по­очередно ритмично «скачут» по столу

3. Составление сложных предложений о любимых домашних животных

Логопед. Давайте познакомимся с вашими любимыми животными. Возьмите в руки фотографии, картинки или рисунки ваших любимых животных и встаньте передо мной полукругом. По очереди назовите свое любимое жи­вотное и его кличку, и расскажите о том, почему оно вам нравится. (Дети по очереди составляют ответы.)

Вы, конечно, знаете, что у одних домашних животных есть лапы с когтями, а у других - ноги с копытами? Давай-те определим, что есть у ваших любимцев. Те, у кого в руках фотографии, картинки или рисунки с животными, у ко­торых есть лапы с когтями, встаньте на красный островок справа от меня. А те у кого фотографии, картинки или ри­сунки с животными, у которых есть ноги с копытами - на синий островок слева от меня. (Дети перестраиваются.)

А теперь тот, к кому я обращусь, объяснит, почему он по­пал именно на этот островок. Например, я спрошу у Кати, почему она попал на красный островок, а не на синий? Она должна ответить так: «Я попала на красный островок, по­тому что у моей любимой кошки Мурки есть лапы с ког­тями, а на синем островке - животные, у которых есть ноги с копытами».

Логопед производит аналогичный опрос детей. Дети составляют свои ответы. Логопед помогает детям в случае затруднений.

4. Составление рассказов-описаний о любимых домашних животных с опорой на схематичный рисуночный план

Логопед. Для того, чтобы мы лучше узнали о ваших лю­бимцах, давайте составим о них рассказы-описания.

Вы уже хорошо знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому составлять рассказы мы будем с опорой на схематично нарисованный рисуночный план.

Логопед показывает детям пункты плана, схематично нарисованные на доске маркерами, знакомит детей с каждым пунктом плана. Затем предлагает детям по очереди составлять по каждому пункту плана рассказы-описания о любимых домашних животных. После со­ставления рассказов логопед благодарит всех детей за старание.

Схематичный рисуночный план № 2

Описание домашнего животного

Задачи:

1. Образовательные:

  • Активизировать словарь по теме “Посуда”.
  • Развивать фразовую речь: учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя фразу из 4-5 слов.
  • Формировать навык связного последовательного пересказа сказки с опорой на серию сюжетных картин.
  • Продолжать учить составлять короткий описательный рассказ предмета посуды (рисунка) с опорой на план – схему.

2. Коррекционные: Развивать слуховое, зрительное внимание, память, логическое мышление.

3. Воспитательные: Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе.

Оборудование: текст сказки “Лиса и Журавль”, серия сюжетных картин по сказке, детские рисунки (кувшин или тарелка) на каждого ребёнка, “Наложенные изображения” (посуда) на каждого ребёнка.

Предварительная работа: на занятии по рисованию расписать тарелку или кувшин (по выбору детей).

Содержание организованной образовательной деятельности.

1. Организационный момент. Введение в тему. Отгадывание загадок детьми (в случае затруднений с опорой на предметные картинки-отгадки).

Любит он лягушек,
Квакушек-попрыгушек.
Живёт на болоте, всегда готов к охоте. (журавль)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (лиса)

2. Чтение текста сказки педагогом. На доску выставляются картинки-иллюстрации к сказке.

3. Словарная работа.

  • Стряпала – готовила
  • Окрошка – холодное кушанье из кваса с мясом и овощами.
  • Врозь – отдельно.

4. Разбор содержания сказки по вопросам.

О каких животных говорится в сказке?

С кем подружилась Лиса?

Куда пригласила Лиса Журавля?

Что приготовил Журавль?

Вокруг чего вертелась Лиса?

На каких лапах стоял Журавль?

Каким клювом Журавль таскал окрошку?

5. Физкультминутка. Игра “Угадайте, что я делаю”. Один ребенок изображает действия мамы на кухне, остальные - отгадывают, а затем повторяют их.

6. Рассматривание иллюстраций к сказке. Дидактическая игра “Что сначала, что потом?” — установление причинно-следственных связей, развитие логического мышления.

7. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

8. Составление пересказа детьми.

  • По цепочке по каждой сюжетной картинке.
  • Вся сказка целиком.

9. Составление короткого описательного рассказа тарелки или кувшина (рисунок ребёнка) по выбору.

Педагог: “У Лисы с Журавлём не получилось дружбы. И, чтобы они не расстраивались, я предлагаю вам подарить им тарелку или кувшин, которые вы приготовили. Но прежде, чем подарить свой рисунок вы расскажите, какая у вас тарелка или кувшин”.

Разбор плана-схемы по пунктам

  • название
  • форма (у тарелки)
  • цвет, узор

Составление описательного рассказа детьми.

10. Итог. Самооценка детей. Оценка деятельности детей педагогом. “ Подарки от Лисы и Журавля” — “Наложенные изображения” — найти все предметы посуды и раскрасить понравившийся предмет (вечером в совместной деятельности воспитателя с детьми). Гонца Е.Ю., учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, МБДОУ “Детский сад № 85” город Череповец.

Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными и сказками о животных. Ученые выяснили, что раньше всего появились сказки о животных, потом волшебные сказки, а затем уже бытовые. Главная особенность сказок о животных — их аллегоричность, когда за животными скрываются люди. Животные умеют говорить и поступают совсем как люди.

В сказке «Лиса и журавль» лиса захотела подружиться с журавлем. Она приготовила кашу и позвала в гости журавля. Но мне кажется, что на самом деле лисе не нужна была дружба с журавлем. Она положила кашу так, как было удобно есть ей. Лиса не подумала о том, что у журавля длинный клюв и ему будет неудобно есть кашу. Лиса хитрая. Она знала, что принято звать друг друга в гости.

Она позвала журавля к себе. Потом сама же съела всю кашу. Лиса была довольна и думаю, что она рассчитывала потом поесть у журавля в гостях. Журавль остался голодным. Он решил пригласить лису к себе в гости. Он приготовил окрошку и налил ее в узкий кувшин. Журавль отомстил лисе: он сам съел всю окрошку, потому что лиса не смогла достать ее из узкого кувшина.

Лиса обиделась на журавля и не стала с ним дружить. Мне кажется, что в этой ситуации и лиса, и журавль поступили неправильно. Если лиса действительно хотела подружиться с журавлем, то она должна была подумать о нем. Лиса должна была накормить журавля из привычной ему посуды. Так же должен был поступить и журавль.

Нельзя мстить своим друзьям. Если же лиса хотела просто поесть за чужой счет, то на этом дружбу не построишь. Лиса и журавль обманули друг друга. Нельзя начинать дружбу с обмана. Сказка «Лиса и журавль» показывает нам, как не надо дружить. Когда дружишь, заботишься о своих друзьях, постоянно думаешь о них. Дружить надо уметь. Если ты думаешь только о себе, то останешься таким же одиноким, как и лиса из сказки.

Л иса с журавлем подружилась.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
- Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу - так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
- Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала.

Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.


Пригласила лиса журавля в гости, наварила манной каши и размазала по плоской тарелке. Журавль клевал-клевал, но так ему в рот ничего не попало. Ушел голодным.

Назавтра лиса пришла в гости журавлю. Он сварил окрошку и налил в кувшины с узким горлом. Лиса как ни пыталась, но поесть ничего не смогла.

С тех пор они не друзья.


Главная мысль сказки "Лиса и Журавль"

Сказка учит быть гостеприимным хозяином, если пригласил гостей, то обижать их нельзя. Поступать нужно с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Наверное, лиса забыла об этом правиле, а журавль помнил.


Блок коротких вопросов

1. Гостеприимной ли хозяйкой была лиса?

2. Правильно ли поступил журавль, отплатив лисе той же монетой?

3. Почему лиса и журавль поссорились?