Тем, кто сегодня только начинает взрослеть – старшеклассникам и студентам – имя Виталия Калоева может ничего и не сказать, а сюжет раскрученного в России фильма «Непрощенный» с Дмитрием Нагиевым в главной роли – художественным вымыслом.

Люди более взрослые за судьбой осетинского архитектора вольно или невольно следят последние 16 лет. Как живет Виталий Калоев сегодня, счастлива ли его новая семья, как он нашел в себе силы не сломаться после всего пережитого – эти вопросы волнуют многих.


Взорванные судьбы

В начале «нулевых» Виталий Калоев был архитектором из города Владикавказа, о котором ничего не знали ленты новостей и тележурналисты. Он был счастливым мужем и папой двоих детей, который на время оторвался от своей семьи по служебной необходимости – уехал работать в Испанию. Жена и дети скучали по Виталию и через несколько месяцев решили полететь в гости.

Виталий Калоев в молодости

Говорят, во время сборов случалось разное: отсутствие билетов в продаже, ошибка с аэропортом, потерявшаяся в терминале воздушной гавани маленькая Дианочка. Родные Виталия все же преодолели это трудности и сели в самолет.

Виталий Калоев с семьей

Авиакатастрофа, произошедшая на Боденским озером 1 июля 2002 года, до сих пор не укладывается в сознании. В бескрайнем небе столкнулись и рухнули на землю два лайнера (пассажирский и грузовой), забрав с собой 71 жизнь, три из них оборвались в семье Калоевых.

Калоев со своими детьми

Позднее раскаяние

Отец семейства, которого не стало в один миг, находил в себе силы жить дальше, чтобы дождаться возмездия: справедливого, по суду. Но этого не случилось. Диспетчера, ошибку которого назвали причиной трагедии, оштрафовали и оставили на свободе.

После этих новостей в 2004 году Виталий прилетел в Швейцарию. Он хотели увидеть раскаяние в глазах человека, погубившего десятки жизней, но, по его признанию, не увидел. Тогда безутешный глава семьи взял в руки нож.

Столкновение над Боденским озером

За убийство диспетчера Калоев был осужден на 8 лет, но покинул тюрьму досрочно в 2007-м. Он говорил, что не помнит встречи с диспетчером и момента убийства, но и не отрицал, что это дело его рук. Виталий хотел раскаяния и извинений – но не смог их получить.

Диспетчер Петер Нильсен, из-за которого произошла трагедия

Для многих Виталий – это жестокий убийца, совершивший самосуд, для многих – образец мужества и справедливости. Говорят, в тюрьму на его имя поступали сотни писем с разных концов света, которые заключенный с трудом смог забрать с собой после освобождения. Руководство зоны сделало исключение, ведь письма намного превышали по весу разрешенную к выносу с территории заключения кладь.

Фото с места трагедии

Жизнь после

Свою жизнь после выхода из тюрьмы Виталий Калоев решил продолжить (или начать заново) в родной Северной Осетии. Мужчину вскоре после освобождения, несмотря на судимость по такой тяжкой статье, приняли на работу в правительство республики в ранге замминистра строительства. Под его руководством во Владикавказе выросли новые архитектурные доминанты:

  • телевизионная башня с канатной дорогой и смотровой площадкой, возвышающаяся над Лысой горой;
  • культурно-музыкальный центр со школой для талантливых малышей и амфитеатром.

Виталий Калоев после тюремного заключения

За время работы в министерстве Виталий зарекомендовал себя внимательным к судьбам людей чиновником, не пропустившим мимо и не отнесшимся формально ни к одному из обращений граждан, в том числе заключенных.

Калоев сегодня – пенсионер, желающий спокойствия и тишины. Таковы показания и рекомендации врачей после шунтирования – операции на сердце, надорванного трагедиями, перенести которые в силах не каждый.

Новая надежда

Виталий Калоев смог найти в себе силы не только сохранить себя человеком, полезным для общества, но и для создания новой семьи. Он пытается оберегать свою супругу от публичности и пересудов, в сети сложно отыскать их фото, свадьба прошла тихо, в кругу семьи и без регистрации в загсе – таковы истинные осетинские законы и традиции.

Виталий Калоев на могиле жены и детей

Но пытливые журналисты все же разузнали подробности о новой жене Виталий Калоева. Ирина Дзарасова на момент знакомства работала в ОАО «Севкавказэнерго» в должности инженера. Живут супруги в красивом архитектурном доме с лепниной и архитектурными элементами, созданными Виталием.

Признаться честно, он строил семейный дворец, в котором смогут быть счастливыми его дети и внуки, но судьба распорядилась иначе. Единственными детьми в его жизни остались сын и дочка, погибшие над Боденским озером. Новая семья была образована в 2014 году, и всплеск интереса к Калоевым начался после выхода на экраны двух фильмов, трактующих события начала «нулевых», связанные с именем Виталия.

Архитектор Виталий Калоев

Судьба на экранах

Первыми фильм по мотивам судьбы и поступков Виталий Калоева сняли в США с участием самого Арнольда Шварценеггера. Лента «Последствия» излагает свою версию событий, в которых, по большому счету, никто не виноват – лишь трагическое стечение обстоятельств.

Кадр из фильма «Непрощенный» в главной роли с Дмитрием Нагиевым

Сам Виталий кино смотрел и остался недоволен. Герой «Последствий» все время чего-то просит – то ли жалости, то ли сострадания, а Виталий по-прежнему твердо говорит, что требовал конкретики: сначала справедливости от инстанций, затем извинений от человека. В вине диспетчера, у которого остались жена и трое малышей, Калоев не сомневается.

1 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись два самолета – грузовой Boeing-757 авиакомпании DHL и пассажирский Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии». Катастрофа над Боденском озером унесла жизни 71 человека. На грузовом «Боинге» было только два пилота, а на Ту-154М под управлением экипажа из 9 человек из Москвы на отдых в Барселону летело 60 пассажиров, 52 из которых были детьми.

Эта трагедия лишила Виталия Калоева всей семьи – в ней погибла его жена Светлана, 10-летний сын Константин и 4-летняя дочь Диана. Виталий ждал их в Барселоне после 9-месячного расставания и на следующий день был уже на месте трагедии. Полицейские сначала не хотели пускать его на оцепленную территорию, но не стали препятствовать, когда узнали о летевших на упавшем самолете родственниках.

Калоев помогал проводить поисковые работы. National Geographic сняла по этому поводу документальный фильм, в котором рассказывается о том, что Виталий сначала сам нашел порванные бусы дочери, а после этого и ее тело. Диана оказалась в 3 километрах от места, где упал самолет.

Почему самолеты столкнулись

Оба воздушных судна летели над Германией, но за их движение в этом месте отвечала частная компания Skyguide из Швейцарии. В ту ночь в ее диспетчерском центре в Цюрихе находилось лишь два авиадиспетчера. Прямо перед столкновением один из них отправился на перерыв, и дежурить остался только 34-летний Петер Нильсен, которому пришлось работать сразу за двумя терминалами. Рядом с ним была также ассистентка, но она никакой роли не сыграла, да и не могла этого сделать.

В диспетчерской была отключена часть оборудования, и Нильсен пропустил момент опасного сближения двух самолетов, летевших на одной и той же высоте – 11 000 метров. Он меньше чем за минуту до пересечения их траекторий попытался исправить ситуацию и передал на Ту-154М команду на экстренное снижение, но было уже поздно. На последних секундах пилоты обоих самолетов смогли увидеть друг друга, каждый из них полностью отклонил штурвал, но и это не помогло.

Расследование показало, что:

  • диспетчер не обеспечил самолетам безопасное эшелонирование, его команда на Ту-154М поступила слишком поздно;
  • в Skyguide знали о нехватке персонала для работы в ночную смену и не решали проблему; несколько лет компания мирилась с тем, что по ночам управление воздушным движением ложилось на единственного диспетчера, пока его коллега отдыхал;
  • в день столкновения оборудование, которое подсказывает диспетчерам об опасном сближении самолетов, отключили для выполнения технического обслуживания;
  • в диспетчерском центре Skyguide был отключен основной телефон, а дублирующий оказался неисправным; из-за этого Нильсен не получил предупреждения об опасном сближении самолетов от своих коллег из немецкого города Карлсруэ, которые также следили за воздушным движением на его участке ответственности; оказалось, что в Цюрих из Карлсруэ звонили для этого 11 раз.

Современные самолеты оснащаются системой TCAS (Traffic collision avoidance system), которая в автоматическом режиме меняет высоту, если есть риск опасного сближения с другим бортом. Она сработала на обоих воздушных суднах. Нильсен передал Ту-154М команду снижаться, и пилоты выполнили ее, несмотря на то, что TCAS информировала о необходимости набрать высоту. На грузовом «Боинге» автоматика отработала в штатном режиме и тоже повела самолет вниз, но диспетчер не услышал этого сообщения, потому что в том самый момент с ним на связь вышел другой борт.

Убийство авиадиспетчера

В 2003 году в немецком Иберлингене на месте падения самолетов проходила траурная церемония, посвященная годовщине трагедии. Во время нее Калоев, по словам сотрудников Skyguide, вел себя возбуждено, чем напугал руководителя диспетчерской фирмы. Говорили и о том, что Виталий ездил в офис компании, общался с ее сотрудниками, спрашивал их о виновности диспетчера и добивался встречи с ним.

24 февраля 2004 года Калоев пришел к Нильсену домой, где и убил его на глазах жены и троих детей. После этого Виталий не пытался бежать, на следующий день его задержали в гостиничном номере. Своей вины он не признал, хотя и отрицать ее не стал. Калоев при даче показаний говорил о том, что действительно пришел к Нильсену с фотографиями членов семьи и потребовал извинений. Диспетчер ударил его по руке, снимки оказалась на земле. Дальнейших действий Виталий не помнит. Из отчета полиции известно, что Нильсен получил 12 ранений складным ножом и умер на месте.

26 октября 2005 года Калоева осудили и по действующим в кантоне Цюрих законам приговорили к 8 годам тюрьмы. Однако через два года его освободили за примерное поведение. В аэропорту на родине в Северной Осетии Виталия встретили очень тепло.

После преступления и наказания

Информации о дальнейшей жизни Виталия Калоева после возвращения домой из швейцарской тюрьмы было немного. Во время войны в Южной Осетии (08.08.08) его заметили среди ополченцев в поселке городского типа Джава. Сам Виталий это не комментировал, но его брат рассказал, что он находился там по работе – строил Зарамагскую ГЭС.

В Северной Осетии Калоев, ранее работавший главой строительного управления Владикавказа, а затем уехавший в Испанию проектировать коттеджи для выходцев из родной республики, получил пост заместителя министра архитектуры и строительной политики. В 60 лет он ушел на пенсию, получив перед этим медаль «Во славу Осетии».

Культурный след

Трагическая и неоднозначная история Виталия Калоева нашла отражение в музыке и кино. Играющая futurepop группа Edge of Dawn из Германии в качестве основы для своего первого релиза использовала историю Калоева. Речь идет о вышедшем в 2005 году EP «The Flight», на котором есть песня «Losing Ground» со словами «Losing ground is what it takes if you really want to fly».

Рокеры Delta Spirit из США записали трек «Ballad of Vitaly», который поставили в конце своего альбома «History from Below» (2010).

В апреле 2017 года на экраны вышел американский фильм «Последствия», сценарий которого написан на основе происходивший с Калоевым событий. Убитого горем отца и мужа играет Арнольд Шварценеггер. Действия фильма перенесены на территорию США, и по сюжету убивший диспетчера строитель отбывает 10-летний срок, после чего его на могиле семьи едва не лишает жизни выросший сын убитого. Фильм получился провальным, как в плане сборов, так и по отзывам критиков.

19 июля 2018 года, то есть через 18 дней после 16-й годовщины трагедии в прокат должен выйти российский фильм «Непрощенный», в котором сохранены имена всех основных участников истории и затронутые событиями локации. Главную роль исполняет Дмитрий Нагиев. Огорчает только то, что режиссером, сценаристом и продюсером картины одновременно выступает Сарик Андреасян. Он вместе с Enjoy Movies каждый год выпускает на российские экраны несколько картин, которые иногда ставят кассовые рекорды, но в основном проваливаются и получают кучу негативных реакций за безвкусицу, пошлость, обилие рекламы, посредственную игру актеров и некачественные сценарии.

Не хотелось бы, чтобы трагическая, сильная и сегодня уже подзабытая история Виталия Калоева стала лишь поводом для очередной попытки заработать немного денег сомнительным киноконвейером. Она скорее достойна хорошей книги, в которой в традициях русской литературы будут описаны чувства и мысли простого человека, в одно мгновение оказавшегося в своем собственном аду, ищущего ответов и выхода.

P.S. В конце 2018 года у Виталия родилась двойня: мальчик и девочка. Новую супругу зовут Ирина.

В результате катастрофы погиб 71 человек: два пилота, находившиеся на борту грузового «Боинга» немецкой компании DHL, а также экипаж и пассажиры рейса «Башкирских авиалиний» - всего 69 человек, в том числе 52 ребенка. Трагедия и последовавшая за ней история кровной мести легли в основу сразу нескольких художественных произведений.

Как развивались события в ночь столкновения, почему большая часть погибших в ту ночь не должна была оказаться в небе и как проходило расследование - в материале «Известий».

Случайные пассажиры

Основную часть пассажиров Ту-154 составляла группа детей из расположенной в Башкирии специализированной школы ЮНЕСКО для одаренных ребят. Все они получили путевки на отдых в Испанию за хорошую учебу.

Эта группа должна была вылететь накануне, однако опоздала на рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе сопровождавшей группу туркомпании в экстренном порядке организовали для группы вылет чартера. Билеты на этот рейс авиакомпания также предложила другим пассажирам, ожидавшим вылета в Испанию, - всего было куплено восемь билетов. Три из них приобрела семья Калоевых - 44-летняя Светлана летела в Барселону вместе с детьми - четырехлетней Дианой и 10-летним Костей.

В Испании их ждал отец, Виталий Калоев, бывший глава строительного управления во Владикавказе, в 1999 году по контракту уехавший в Испанию работать архитектором. Накануне он сдал заказчику очередной проект. Светлана с детьми жила в Северной Осетии, в Барселону они летели через Москву, где она и купила билет на рейс «Башкирских авиалиний».

Помимо первого и второго пилотов, в составе экипажа находился проверяющий авиакомпании - пилот 1-го класса, который в этом полете должен был в рамках стандартной процедуры проверки оценить действия КВС борта Александра Гросса. В салоне самолета помимо бортпроводников находились еще трое сотрудников авиакомпании: Шамиль Рахматуллин, авиатехник Юрий Пензин и сопровождавший рейс флайт-менеджер Артем Гусев.

Поздно вечером 1 июля самолеты оказались в воздушном пространстве над немецким Боденским озером - несмотря на то что это была территория Германии, управление полетами здесь было передано частной диспетчерской компании «Скайгайд», расположенной в Швейцарии.

Диспетчерская

На дежурстве в диспетчерском центре в этот момент находился один специалист - 34-летний Петер Нильсен. Второй диспетчер с согласия Нильсена в этот момент ушел на перерыв, и на попечении Нильсена и оставшейся с ним ассистентки остались сразу два диспетчерских терминала.

Кроме того, как впоследствии установило следствие, часть диспетчерского оборудования, которая должна информировать диспетчеров об опасном сближении между самолетами, в эту ночь находилась на техобслуживании.

Когда стало понятно, что самолеты двигаются на пересекающихся курсах, обратить внимание коллеги на опасную ситуацию пытался другой диспетчер, работавший в Карлсруэ. Он 11 раз пытался связаться с Нильсеном по телефону, но одна из телефонных линий также находилась на обслуживании, а запасная вышла из строя. По той же причине сам Нильсен не мог попросить аэропорт Фридрихсхафена взять на себя еще один, третий рейс, следовавший с задержкой. Переговоры с командиром этого борта несколько минут до катастрофы не позволят Нильсену расслышать сообщения от летчиков «Боинга» и Ту-154.

Сам Нильсен заметил сближение двух самолетов, двигавшихся на встречных курсах, слишком поздно. Первое сообщение командиру Ту-154 с требованием снизить высоту он отдал меньше чем за минуту до столкновения. Однако в это время в кабине второго самолета уже сработала система предупреждения о возможном столкновении TCAS-RA.

В кабине

Система TCAS была создана специально для предупреждения пилотов об опасных сближениях в ситуации, когда по каким-то причинам это не было сделано диспетчером. Для того чтобы система сработала, необходимо, чтобы на втором самолете также стоял ее датчик, - после этого каждый из лайнеров получает согласованный сигнал о маневре, который необходимо совершить, чтобы предотвратить столкновение.

По международным правилам системой должны быть оборудованы все самолеты, сертифицированные для перевозки 19 пассажиров и более. TCAS была установлена и на Ту-154, и на немецком «Боинге». Но из-за того, что диспетчер попытался предотвратить столкновение слишком поздно, его распоряжения вошли в противоречие с командами TCAS.

Почти сразу после того, как Нильсен вышел на связь с капитаном самолета «Башкирских авиалиний» и потребовал снизиться, TCAS передала российскому лайнеру команду начать набор высоты, а немецкому, напротив, - снижаться. Командир «Боинга», не получавший никаких распоряжений от Нильсена, выполнил команду компьютера. Командир Ту-154 в этот момент уже выполнял аналогичное распоряжение диспетчера и к компьютеру не прислушался. При этом экипаж немецкого грузового самолета сообщил о своих действиях на землю, но Нильсен, занятый в этот момент переговорами с третьим бортом, этого сообщения не услышал.

Два самолета одновременно перешли в снижение на встречных курсах.

Фото: Global Look Press/Anvar Galeev

Разорванное ожерелье

Пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга уже в последние секунды - самолеты столкнулись под прямым углом, при этом хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил в середину фюзеляжа пассажирского самолета, отчего тот развалился в воздухе. Лишившийся хвостового управления «Боинг» потерял управление и также рухнул на землю.

Катастрофа произошла около 23.30 по местному времени, однако первые сообщения о ней начали поступать уже после полуночи. Утром 2 июля о случившемся узнал Виталий Калоев, ожидавший свою семью в Барселоне. В тот же день он вылетел в Швейцарию, а оттуда выехал в немецкий город Юберлинген, рядом с которым произошла катастрофа.

Сообщив полицейским в оцеплении, что в упавшем самолете находились его жена и дети, Калоев присоединился к поисковым работам на месте крушения. Позднее он рассказал телеканалу National Geographic, что сам нашел свою дочь, четырехлетнюю Диану, - сначала увидел на земле ее порванные бусы, а затем обнаружил и тело ребенка. Именно этот образ лег в основу мемориала, установленного на месте трагедии и названного «Разорванное ожерелье».

В книге «Столкновение», также со слов Виталия Калоева, описывается другая версия развития событий - во время поисковой операции его привезли на место обнаружения тела для опознания, где он и увидел лежавшее в стороне украшение.

Расследованием обстоятельств крушения занималось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий. В мае 2004 года было опубликовано заключение бюро. В нем говорилось, что в столкновении виновна диспетчерская компания «Скайгайд», не сумевшая обеспечить безопасность воздушного движения, и ее диспетчер. Кроме того, в документе отмечалось, что пилоты Ту-154 совершили маневр вопреки требованиям системы TCAS, а интеграция самой системы была неполной, инструкции к ней не были стандартизированы.

Авиакомпания «Башкирские авиалинии» также подала в суд на Федеративную Республику Германия, в воздушном пространстве которой произошло столкновение. В 2006 году районный суд расположенного на Боденском озере города Констанц постановил, что передача управления движением самолетов частной компании, находящейся на территории другой страны, противоречит немецким законам. Вся ответственность за катастрофу, согласно решению суда, ложилась на Федеративную Республику Германия. Это решение было оспорено ФРГ, впоследствии спор между Германией и «Башкирскими авиалиниями» был урегулирован в досудебном порядке.

В сентябре 2007 года было вынесено судебное решение по делу восьми сотрудников компании «Скайгайд» - четверо обвиняемых были оправданы, четверо признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них получили условные сроки, один был приговорен к штрафу.

Убийство

Первое время личность диспетчера, находившегося на дежурстве в момент катастрофы, не раскрывалась. Впоследствии представители компании «Скайгайд» сообщили журналистам, что Петер Нильсен был глубоко потрясен трагедией. Вскоре после столкновения он взял длительный отпуск, через несколько месяцев вернулся в компанию, но перешел на офисную работу и управлением воздушным движением больше никогда не занимался.

Спустя почти два года после катастрофы, однако до публикации официального заключения комиссии по ее расследованию, 24 февраля 2004 года к его дому подошел седой человек, одетый во всё черное, и попытался «привлечь к себе внимание» хозяина. Нильсен, в доме которого находились жена и трое детей, вышел к нему. После короткого разговора человек нанес ему несколько ножевых ранений и скрылся с места преступления.

Полиция сразу заявила, что «не исключает» версии мести диспетчеру за катастрофу над Боденским озером, а диспетчерская компания до выяснения всех обстоятельств усилила охрану остальных сотрудников. По подозрению в убийстве вскоре был задержан Виталий Калоев. Следователям он рассказал, что хотел добиться от диспетчера извинений. По словам Калоева, он показал Нильсену фотографию своей погибшей семьи, однако Нильсен выбил фотографии у него из рук и, согласно некоторым источникам, засмеялся. Что происходило после этого, Калоев не помнит.

В октябре 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам лишения свободы, в 2006 году срок заключения был сокращен, а в 2007-м Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение и отправлен в Россию. В Северной Осетии Виталия Калоева встретили как героя. Через год, в 2008 году, он занял пост заместителя министра строительства республики.

«Столкновение» и «Последствия»

Про обстоятельства катастрофы было снято сразу несколько документальных фильмов в России и за рубежом.

В апреле 2017 года на экраны в США вышел художественный фильм «Последствия», в основу которого легли события 2002–2004 годов. Роль главного героя, прототипом которого стал Виталий Калоев, исполнил Арнольд Шварценеггер. Сам Калоев после премьеры раскритиковал фильм за ряд неточностей и искажений.

Тогда же, в апреле 2017-го, в России вышла книга «Столкновение: Откровенная история Виталия Калоева». В ней со слов Виталия Калоева описываются обстоятельства проведения поисковой операции и его последняя встреча с диспетчером Нильсеном.

О личных достижениях Виталий Калоев отзывается скромнее и жестче: «Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело - это уже второй вопрос».

Узнав о крушении самолета, Калоев купил авиабилет до Юберлингена. Боль в глазах странного русского была настолько велика, что сотрудники немецких служб позволили ему принять участие в поисковых работах.

Первое, что он нашел, - разорвавшиеся бусы дочери. Сегодня близ немецкого городка Юберлинген возвышается монумент в форме разорвавшейся жемчужной нити. Это память о Диане Калоевой и других пассажирах ТУ-154М.

«В десять утра я был на месте трагедии, - свидетельствует Калоев. - Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его».

«У меня чутье обострилось до того, что я стал понимать, о чем немцы говорили между собой, не зная языка. Я хотел участвовать в поисковых работах - они пытались услать меня, не получилось. Дали участок подальше, где не было тел. Вещи какие-то находил, обломки самолета. Я и тогда понимал, и сейчас понимаю, что они правы были. Они толком вовремя полицейских нужное количество не смогли собрать - кто был, половину увезли: кто в обморок упал, кто еще что».

«Я руки на землю положил - пытался понять, где душа осталась: на этом месте, в земле - или улетела куда. Повел руками - какие-то шероховатости. Стал доставать - бусинки-стекляшки, что на ее шее были. Стал собирать, потом показал людям. Позже один архитектор сделал там общий памятник - с разорванной ниткой бус».

Месть

Виталий Калоев тщетно пытался добиться справедливости. Он не раз требовал объяснений от сотрудников швейцарской компании SkyGuide, но те лишь предлагали ему материальную компенсацию. С помощью частных детективов он узнал адрес человека, который в тот вечер находился за диспетчерской пультом. Приехал в Цюрих, отыскал нужный дом, постучал в дверь.

«Я постучал. Нильсен вышел, - рассказывал Калоев репортерам „Комсомольской правды“ в марте 2005 года. - Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: „Посмотри!“ Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось».

"Шансов выжить у него было больше, чем у моих детей", - вспоминал позже Калоев. Быть может, все бы было иначе, если б Нильсена выслушал его и попросил прощения... Полицейским не составило труда найти убийцу. Нанеся швейцарцу 12 ножевых ранений, Калоев вернулся в гостиницу. Он мог бы сбежать, но не сделал этого.

Позже вина Skyguide в авиакатастрофе была признана судом, несколько коллег Нильсена получили условные сроки. Калоева приговорили к восьми годам, но освободили досрочно - в ноябре 2008 года.

О семье Питера Нильсена, где осталось трое детей, Виталий сказал следующее: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?»

Виталий Калоев, казалось бы, обычный человек, советский архитектор и строитель. Но событие, произошедшее 1 июля 2002 года, в корне поменяло жизнь мужчины, полностью лишив ее смысла.


В авиакатастрофе Виталий Константинович потерял жену и двух детей. Убитый горем отец и любящий муж решил наказать виновного в произошедшей трагедии диспетчера Петера Нильсена. Эта история приобрела мировой масштаб: о поступке Виталия говорят не только в России, но и в других странах.

Детство и юность

Биография Виталия Калоева началась 15 января 1956 года в Северной Осетии, в городе Владикавказе, бывшем Орджоникидзе. Рос мальчик в поселке Чермен в интеллигентной семье: его отец Константин Камболатович, осетин по национальности, преподавал в школе родной язык, а мать Ольга Газбеевна работала воспитательницей. У Виталия два брата и три сестры, среди них он младший.


В доме Калоевых на полках стояло много книг, так как отец семейства часто покупал литературу даже на последние деньги. Витя обожал читать эпос родной страны, а также произведения русских писателей. Маленький мальчик отличался умственными способностями: в 5 лет он уже спокойно учил стихи наизусть, в отличие от его братьев и сестер.

В средней школе одаренный мальчик учился с отличием, в его дневнике стояли одни пятерки. После окончания школы Калоев поступает в строительный техникум, а затем отправляется на службу в армию.

Карьера

После армии Виталий успешно сдал экзамены в Северокавказский горно-металлургический институт и поступил на архитектурный факультет. Время учебы Калоев не терял даром, талантливый студент подрабатывал прорабом на стройке, постигая азы профессии на практике. Бригада Калоева участвовала в возведении военного городка «Спутник» под Владикавказом.


Архитектор Виталий Калоев

В конце 80-х годов Виталий создал собственный строительный кооператив. Позднее архитектора пригласили на должность главы строительного управления в столице Северной Осетии. С 1999 года сотрудничал с испанской строительной фирмой, которая занималась возведением домов для выходцев с Кавказа.

Личная жизнь

По воспоминаниям Юрия, брата Виталия, со свадьбой младший Калоев не торопился. Константин Камболатович мечтал о женитьбе сына и даже вырастил четырех быков в качестве подарка на праздник, но Виталий сначала хотел встать на ноги, а потом заводить семью, чтобы обеспечить жену и детей.


С будущей невестой Светланой Гагиевской Калоев познакомился в банке, где та работала директором.

В 1991 году, зимой, влюбленные поженились, в семье Калоевых было масштабное торжество: наконец-то Виталий женился, да еще и невеста понравилась родственникам. У пары родились двое детей: сын Костя в 1991-м и дочка Диана в 1998-м.


Костик хорошо учился в школе, а также интересовался космонавтикой. Виталий старался воспитывать своих детей в мире и согласии: семья Калоевых жила дружно, у мужчины сохранились домашние съемки со счастливыми временами, когда все улыбались. На видео из семейного архива Калоев носил свою дочку на руках и все время смеялся.

Авиакатастрофа и убийство диспетчера

Летом 2002 года Виталий работал в Испании, строил коттедж для заказчика. Из-за пребывания за границей мужчина не видел жену и детей 9 месяцев. Светлана с детьми решили навестить мужа в солнечной стране.

Приехав в московский аэропорт, семья Калоевых не приобрела билеты в Барселону из-за отмены рейса, но за три часа до отправления в путь женщине предложили места на самолет «Башкирских авиалиний», и Светлана сразу же согласилась. Их встретил брат Виталия Юрий, и, по его воспоминаниям, женщина паниковала, так как не успевала на рейс.


Самолет летел в Барселону, почти все пассажиры на борту – дети, которые получили бесплатные путевки в Испанию от государства за хорошую учебу и победы на олимпиадах. Поэтому компания решила распродать оставшиеся восемь мест: на борту самолета был 71 человек.

Авиалайнер пролетал над Германией ближе к ночи, управлением воздушными рейсами занималась частная швейцарская компания Skyguide. В момент трагедии в диспетчерской работали 2 человека, один из которых отлучился на перерыв. 34-летнему Петеру Нильсену пришлось самостоятельно справляться с двумя пультами и давать команды пилотам.


В диспетчерской была отключена часть оборудования, а также не работала телефонная связь. Петер Нильсен поздно заметил, что «Боинг», который летел в Брюссель, находится на одном эшелоне с самолетом Ту-154 «Башкирских авиалиний». Петер попытался исправить ситуацию и давал команды рейсу 2937 снижаться. В то же время электронная автоматическая система TCAS дала такую же команду на снижение «Боингу».

Пилоты рейса 611 пытались сообщить Нильсену, что они выполнили команду TCAS, однако авиадиспетчер давал инструкцию другому экипажу и прослушал сообщение команды «Боинга».


Перед трагедией за считанные секунды пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга и делали все возможное, чтобы аварии не произошло, полностью отклонив штурвалы.

Самолеты столкнулись под прямым углом над Боденским озером, неподалеку от городка Иберлинген в Германии 1 июля 2002 года в 21:35. Погибли все люди, находящиеся на борту обоих экипажей.

Виталий узнал о трагедии утром 2 июля. В 7 часов он позвонил брату Юрию и заплакал. Калоев незамедлительно вылетел из Барселоны в Швейцарию, а оттуда добрался до Иберлингена на место трагедии. Виталий вместе с полицейскими участвовал в поисковых операциях и вскоре самостоятельно нашел тело маленькой дочки.


После того как произошло столкновение двух самолетов, начались судебные процессы между авиакомпаниями. «Башкирские авиалинии» подали иск на Федеративную Республику Германия за то, что они пользуются услугами иностранных коммерческих организаций, и на Skyguide за халатность сотрудников и неисправность оборудования. Во время расследования Петер Нильсен не был уволен и по-прежнему продолжал выполнять свои рабочие обязанности. Winterthur, страховщик швейцарской авиафирмы, выплатили родственникам погибших компенсацию в размере $150 тысяч.

Похороны семьи состоялись на родине. Церемонию прощания посетили несколько тысяч соотечественников. После случившегося Виталий Калоев утратил смысл жизни, заключавшийся в семье. Практически каждый день убитый горем отец проводил на кладбище. Работа потеряла для него значение.


Виталий Калоев у могилы жены и детей

Единственное, в чем Виталий видел для себя цель – это обычные человеческие извинения и признание своей вины Петером Нильсеном, который, по мнению мужчины, виноват в произошедшей трагедии. Диспетчер отделался только штрафом и продолжал работать в Skyguide, живя нормальной жизнью с женой и маленькими детьми.

Летом 2003 года Виталий приехал в компанию «Скайгайд» в поисках справедливости. Мужчина надеялся дождаться извинений за сломанную жизнь. По воспоминаниям директора швейцарской организации Аллена Росьера, Виталий вел себя возбужденно, постоянно спрашивая у диспетчеров, виноват ли в случившемся Нильсен. Также он добивался встречи с Петером, который работал в тот день, но получил отказ.


Калоев перестал верить в Бога, продолжал самостоятельно искать справедливость. Зимой 2004 года, надеясь поговорить с Петером, Виталий отправляется в швейцарский городок Клотен. Соседка Нильсена подсказала мужчине, где находится дом авиадиспетчера.

Стоя на пороге с фото жены и детей, Виталий постучался в дверь виновника трагедии. Нильсен открыл. Калоев начал объясняться с диспетчером на ломаном немецком языке, показывая фото, надеясь, что преступник раскается. Вместо того, чтобы извиниться перед незнакомым мужчиной, Петер толкает его, и фотографии падают на землю.


24 февраля 2004 года Нильсен скончался от 12 ножевых ранений на пороге собственного дома в присутствии своих родных. Калоев не признавался в содеянном, но и не отрицал своей вины, потому что из-за помутнения рассудка не помнит, что произошло в тот день.

Швейцарский суд приговорил Калоева к 8 годам лишения свободы, доказав, что тот убил диспетчера. Когда Виталий Константинович отбывал срок, на его имя в тюрьму прибывали письма со всего мира от неизвестных людей, которые выражали соболезнования заключенному. Посланий было так много, что их считали на вес. За 2 года накопилось порядка 20 кг писем, которые архитектор забрал после освобождения.

Осенью 2008 года Виталий был выпущен досрочно за примерное поведение. В России этого человека встречали как настоящего героя. Калоев признается: ему было приятно, что его поддерживали сотни людей, но сам он себя героем не считает и не хочет, чтобы его жалели.


После освобождения Виталий сумел наладить личную жизнь. Мужчина обрел новую любовь и в 2012 году женился во второй раз. Его супругой стала Ирина Дзарасова, инженер ОАО «Севкавказэнерго». На свадьбе присутствовали только близкие молодоженов. Сейчас Калоев и его супруга живут в том доме, который Виталий построил для первой семьи. Это большое здание со множеством комнат, лепниной выполнено в национальной стилистике. Архитектор возводил особняк с надеждой, что здесь будут жить его дети и внуки.

Виталий Калоев сейчас

С 2008 года Виталий Калоев занимал пост заместителя министра строительства в Республике Северная Осетия. В день своего 60-летия вышел на пенсию. Несмотря на то, что трагедия над озером Боден произошла в 2002 году, об этом страшном событии помнят до сих пор.

7 апреля 2017 года вышел фильм «Последствия», снятый по мотивам реальных событий, в котором роль Виталия Калоева исполняет Арнольд Шварценеггер. Местом действия был выбран город Коламбус, штат Огайо. Имя главного героя и его история жизни изменены. В американской драме его зовут Виктор, и он – эмигрант из России

Сам Виталий в интервью признается, что остался недоволен игрой знаменитого актера: по его словам, Арнольд стремится вызвать жалость у зрителей, что противоречит мировоззрению Калоева.

13 апреля 2017 года на Первом канале вышла передача «Пусть говорят», посвященная ужасной трагедии и памяти погибшим. Летом 2018-го на НТВ трагедии осетинского архитектора была посвящена программа «Новые русские сенсации: Виталий Калоев. Исповедь мстителя».

«Пусть говорят» — «Трагедия над Боденским озером. 15 лет спустя»

В российском кино также не смогли пройти мимо истории Виталия Калоева. Сарик Андреасян стал режиссером драмы «Непрощенный», в которой главного героя представил на экране Дмитрий Нагиев. Премьера состоялась 27 сентября 2018 года. Сам исполнитель главной роли считает эту работу лучшей в своей творческой карьере.

Фильм 2018 года «Непрощенный» — трейлер

В кинокартине также снялись Роза Хайруллина, Михаил Горевой, Ирина Безрукова. На первом открытом кинофестивале «Хрустальный источникъ», который проходил в Ессентуках, фильм получил 3 награды.