В любом пруду, озере, реке обязательно присутствуют водные растения. Если говорить об искусственном садовом водоеме, ему тоже необходима растительность, которая составляет важную часть биотопа и может закрывать собой до 20% водной глади. Для нормального развития этим растениям необходимо освещение поверхности воды прямыми солнечными лучами в течение 5−6 часов в день.

Типы водной растительности

Многочисленные растения водоемов выполняют не только функцию декорирования поверхности воды и прибрежной линии. Одни виды дополнительно служат защитой водных обитателей от перегрева, покрывая гладь водоема своими листьями. Другие являются природным фильтром очистки воды от вредоносных бактерий и нежелательных примесей. Кроме того, растения используются обитателями водоема в качестве источника пищи.

Большая часть из них - многолетние, но встречаются и однолетние виды. Согласно классификации водяные растения делятся на :

  • плавающие;
  • подводные;
  • мелководные.

Истинно водными среди них можно назвать те растения, которые постоянно находятся в толще воды. Это гидрофиты, корни которых закрепляются в грунте (уруть, элодея) и свободноплавающие виды, лишенные корней - плестофиты (пузырчатка, роголистник). Корни у водных растений развиты слабо, большую часть питательных веществ они получают через листья.

Растительности, обитающей в воде, свойственна гетерофиллия (разнолистность), когда на одном и том же экземпляре листья различаются своим внешним и внутренним строением. Подводные листья лишены устьиц, те, что плавают на поверхности - имеют устьица с нижней стороны листа, а возвышающиеся над поверхностью - с двух сторон. Некоторые разновидности приспособились к периодическому пересыханию водоемов (такие как стрелолист, частуха).

Распространенные мелководные виды

Присутствие растений в водоемах очень важно для рыб. Это для них укрытие, источник кислорода и корм. Многим видам рыб растительность необходима для размножения, так как икра откладывается на листья.

Наиболее распространены в средней полосе России вблизи берегов такие речные растения :

Там, где они произрастают, обязательно есть и речная рыба, рыбакам это хорошо известно. Стайки мелких рыбешек любят ходить вдоль речной кромки, привлекая, в свою очередь, более крупных хищников. К сожалению, неблагоприятная экологическая обстановка сказывается на состояние водоемов. Токсические вещества переходят в растения, что сказывается и на популяции рыб.

Плавающие и подводные растения

Плавающие растения не имеют прикрепления ко дну . Они состоят из розетки листьев и прикрепленной к ним мочки корней. Размножение происходит с помощью образования дочерних розеток. Растения прекрасно фильтруют воду, делая ее прозрачной и чистой. Эта растительность не только приносит пользу, но еще и украшает водоем. В группу плавающих растений входят:

  1. Ряска. Неприхотливая, легко размножающаяся растительность. Предпочитает водоемы, открытые солнцу, с прохладной водой, богатой органическими веществами. Если условия ей благоприятствуют, быстро покрывает водную поверхность сплошным зеленым ковром.
  2. Водокрас. Представлен в пресных водоемах двумя разновидностями, лишь слегка отличающимися друг от друга. Имеет декоративные небольшие листья, похожие на листья кувшинки. Над поверхностью воды выпускает белые трехлепестковые цветы с желтой серединкой.
  3. Пузырчатка. На территории России представлена 8 видами. Листья полностью скрыты под водой. Декоративность имеют яркие желтые цветки, которые возвышаются над поверхностью водоема.
  4. Водяной гиацинт (эйхорния). Относится к экзотическим растениям, используемым для декорирования водоема. Может существовать в плавающем или прикрепленном состоянии. Чтобы эйхорния зацвела, ей требуется повышенная температура.
  5. Пистия. Произрастает в водоемах, представлена единственным видом. Внешне пистия похожа на небольшие салатные кочаны. Зимой может содержаться в аквариуме. На своей родине в теплом климате достигает внушительных размеров.
  6. Рдест. В средней полосе России род представлен погруженными и плавающими видами. Некоторые разновидности рдеста выглядят весьма декоративно и способны переносить низкие температуры, поэтому их применяют для озеленения искусственных садовых водоемов.
  7. Рогульник плавающий. Редкое для природных условий и культуры растение. Имеет высокую декоративную и хозяйственную ценность. Растение занесено в Красную книгу России, в климате средней полосы выращивается как однолетнее. Для существования требует достаточного количества тепла и питательных веществ.
  8. Азолла (однолетний водный папоротник). Быстро распространяется по поверхности воды, образуя сплошное покрытие, напоминающее ковер изо мха. В искусственных водоемах содержится как сезонное растение. В зимнее время требует аквариумного содержания.

Все плавающие растения помогают бороться с появлением в водоеме сине-зеленых водорослей. Закрывая своими листьями водную гладь, ряска, пистия и другие виды препятствуют попаданию света в толщу воды, что сдерживает рост низших растений. Плавающие виды конкурируют с водорослями и за питательные вещества, поглощая нитевидными корнями из воды минеральные соли.

Подводные растения получили название «окси-генераторов» за свою мощную способность вырабатывать кислород . Отдельные виды используют для питания минеральные соли, находящиеся в воде, тем самым смягчая ее. У водной растительности этого типа очень высокая скорость размножения.

Представители подводной группы :

Все перечисленные растения играют в водоеме важную роль, служат пищей для рыб, а также прибежищем для амфибий и мальков. Это позволяет сохранять популяции подводных жителей. Немаловажную роль окси-генераторы занимают в создании биобаланса водоема, поглощая выделения рыб.

Глубоководные разновидности для пруда

Такая растительность укореняется на дне водоема, а ее цветки и листья расположены на поверхности водной глади или возвышаются над ней. Поскольку площадь листьев довольно большая, вода в пруду не перегревается. А значительное затенение способствует сохранению прозрачности воды, сдерживая рост водорослей. Наиболее распространенным представителем этой группы является кувшинка, которая также называется нимфея и водяная лилия. Усилиями селекционеров выведены зимостойкие гибриды.

Яркой разновидностью семейства кувшинковых можно назвать кубышку. Помимо желтых и белых кубышек, в искусственных водоемах также культивируются североамериканский и японские виды, которые пока не получили широкого распространения. К глубоководным разновидностям можно отнести апоногетон двухколосый и бразерию. Лотос относится к этой же группе, но он подходит только для южных районов.

Если вы хотите создать у себя в квартире зеленый уголок, имеющий роскошный и немного загадочный вид, вам понадобятся комнатные растения растущие в воде, не боящиеся излишнего увлажнения, а предпочитающие его. Подбирая такие виды, обратите внимание на происхождение растения, если его естественным местом обитания являются заболоченные участки - такой цветок подойдет.

Польза влаголюбивых цветов для человека

Для наших органов дыхания вредна излишняя сухость воздуха. Каждый это чувствует по себе. Нормальным уровнем влажности воздуха в комнате будут значения от 40 до 70%. Зимой сухость становится критической. Стараясь исправить ситуацию, мы покупаем дорогостоящие увлажнители воздуха, которые совсем не украшают наш интерьер. Но есть замечательные способ добиться комфортной влажности естественным и красивым способом - выращиванием околоводных или водных растений.

Домашние растения, растущие в воде, отличаются романтично-фантастическим внешним видом и пышной зеленью. Такой участок с пышной зеленью, да еще в сочетании с удачно подобранными фотообоями создадут в квартире настоящее тропическое царство.
Любые комнатные цветы очищают атмосферу квартиры и обогащают ее кислородом. Правда, кактусы и другие суккуленты делают это в меньшей степени. А вот тропические болотные растения, обладают мощной активностью фотосинтеза. Все физиологические процессы происходят в них энергично, поэтому они могут снабдить нас кислородом и влагой по максимуму.

В последнее время становится популярным украшение ванной комнаты живыми растениями. Влаголюбивые растения идеально подходят для такой цели. Здесь они будут расти прекрасно. А вы, принимая душ или ванну, будете чувствовать себя будто находящимися на океанском побережье тропиков.

Основные представители

Это самое известное и неприхотливое из комнатных водных растений. Его трехгранные прочные стебли, растущие пучком, заканчиваются пышным «фонтаном» раскинувшихся в стороны листьев. За столь характерный внешний вид циперус часто называют «пальмочкой». На самом деле он относится к роду Осоковых. Его родина - заболоченные участки тропиков Африки. Ближний его родственник - папирус. Да и наш комнатный любимец часто называют двойным именем: циперус-папирус. Это растение можно выращивать просто в сосуде с водой. Для него воды много не бывает. Чем ее больше - тем пышнее он растет. Обычно его выращивают в вазонах, которые стоят в глубоких поддонах, постоянно заполненных водой.


Калла, или белокрыльник

Второе по популярности комнатное растение, предпочитающее произрастать почти погруженным в воду. Это болотное растение прибыло к нам из субтропических районов Южной Америки. Ее очаровательное белоснежное покрывало, окружающее ярко-желтый початок устремленного вверх соцветия выглядит торжественно и нарядно. Горшки с каллами так же, как и циперус, лучше всего себя чувствуют, помещенные в заполненные водой поддонники. Популярность цветка связана не только с его волшебной красотой, но и со значительной пластичностью растения. Калла может расти также в условиях относительной нехватки влаги. Правда, рассчитывать в этом случае на пышное цветение не приходится.


Ее называют еще водяным гиацинтом. Она также удивительно неприхотлива. Главное условие для нее - вода. В природе эйхорния произрастает в тропической части Южной Америки. Правда, благодаря своей живучести она теперь успешно растет во многих местах с теплым климатом по всему миру, получив за это прозвище «водяная чума». Эйхорнию часто используют аквариумисты, выращивая ее на поверхности воды. Пользуется она заслуженным вниманием и у цветоводов. Это комнатное водное растение предпочитает расти в широких, но не мелких, емкостях с водой, которые располагают в теплом месте с достаточным освещением. Сквозняки крайне нежелательны. В летнее время, когда условия для нее наиболее благоприятны, эйхорния порадует изящными сиреневыми цветами, действительно, напоминающими гиацинты.


Это растение не отличается пышным цветением, но его нежные тонкие нитевидные листья придают ему своеобразное очарование. Неслучайно цветоводы, умиленные его воздушной внешностью, дали ему целый ряд ласковых названий: «кукушкины слезы», «изолепис изящный», «волосяная трава». Молодые листы этого камыша сначала растут вертикально. Постепенно, становясь все длиннее, они начинают наклоняться, образуя пышный пучок тоненьких зеленых трубочек с серебристыми огоньками мелких округлых соцветий на кончиках. Что позволило цветоводам с юмором называть этот камыш «оптико-волоконной травой». Именно по этой причине цветок наиболее эффектно выглядит в высоких вазонах, стоящих в заполненных поддонах.


Многие сорта бамбука, особенно его низкорослые виды, прекрасно подходит для выращивания в воде. Но он сравнительно неплохо обходится и меньшим количеством влаги. Может он мириться с некоторым недостатком света. Бамбук очень пластичен как по условиям выращивания, так и по возможности придавать ему разую форму. Растет он быстро, создавая причудливые кусты. Сортов бамбука очень много, есть возможность выбрать как низкорослые, так и мощные растения.


Данный вид совсем нетребователен к условиям выращивания. Единственное, что ему надо в большом количестве - вода. Скромный внешний вид растения не является причиной отказываться от выращивания его в наших домах. Он замечательно дополняет композиции с каллами или бамбуком. Его хорошо использовать для декорирования лоджии или веранды. А на лето горшки с аиром можно поставить в декоративный водоем на даче или приусадебном участке. В любом месте это растение будет радовать не только своей яркой зеленью, но и приятным ароматом, напоминающим мандарин.


Это очень эффектное растение с блестящим листьями и цветками сиреневого, голубого или белого цвета. Ее родина - Южная, Центральная и Северная Америка, от тропической до умеренно теплой ее части. Цветок произрастает на мелких участках рек и озер. Поэтому культивируя понтедерию, высаживать ее надо в воду на глубину около 8 см. Высота ее кустиков достигает полуметра. Летом среди ярких сердцевидных листьев появляются лиловые колосовидные соцветия. Цветение продолжается все лето почти половину осени. Затем у понтедерии начинается период покоя, но ее роскошные кусты не теряют своей привлекательности.

На основании этих влаголюбивых растений можно создавать различные композиции, которые украсят ваш дом, сделают его уютнее и комфортнее. Нет необходимости стараться приобрести все из них, достаточно выбрать три или четыре понравившихся вида. Они будут радовать вас круглый год. Только не забывайте подливать воды.

Понятно, что это могло иметь место только тогда, когда стали объединяться племена.

Богом еврейского народа стали считать Яхве, или, как его раньше неправильно именовали в литературе, Иегову. Культ Яхве очень древнего происхождения. Он существовал задолго до объединения еврейских племен в израильское государство. Но тогда он был одним из многих культов, а сам Яхве считался одним из многих богов, которым поклонялись различные еврейские племена. Известны, например, имена богини Анат, богов Бетэль, Эльон, Шаддай. Сказывалось и влияние народов-соседей, в частности финикиян, ассирян, вавилонян: евреи заимствовали у них богов Таммуза, Молоха, Астарту.

В истории известна форма религии, которой в конце XIX века учеными было дано название генотеизма. Она заключается в том, что данный народ или данное племя поклоняются определенному богу, считая его своим верховным покровителем и руководителем: но при этом он не отрицает существования и других богов, чужих, покровительствующих другим народам и племенам. Поклонение Яхве было на протяжении многих столетий не монотеистическим, не единобожеским, а генотеистическим: оно не исключало, а, наоборот, предполагало признание того, что у других народов существуют другие боги.

Вначале Яхве почитался некоторыми родами и племенами скотоводов-кочевников как дух или демон пустыни. В дальнейшем он превратился в бога племени Иуды. Когда еврейские племена соединились в Израильское государство, причем главную роль в этом соединении сыграло племя Иуды, бог-покровитель этого племени стал богом-покровителем всего еврейского народа и Израильского царства. Изменилась и его основная функция. Так как главной его задачей, как покровителя, стало руководство военными операциями против филистимлян, моавитян и прочих внешних врагов, он стал богом войны.

Постепенно менялся в воображении верующих и внешний вид бога Яхве. Первоначально он изображался, вероятно, в виде льва, потом - в виде быка (тельца). В дальнейшем Яхве приобретает человеческий образ, хотя в очень многих случаях и позднейшие его изображения сохраняют черты животного.

В представлении верующих Яхве отнюдь не был вездесущим: он обитал в определенном месте. Известно, что гора Синай долго считалась обиталищем Яхве. Высоты ее служили предметом культа и других богов Палестины. Когда культ Яхве стал приобретать преобладающий характер, на тех же высотах стало совершаться служение Яхве, так же до сих пор на них совершалось служение прочим ваалам (хозяевам, богам). Переадресовать богослужение с любого ваала на Яхве было очень легко, так как характер этого богослужения был один и тот же: как правило, это было кровавое жертвоприношение, сопровождаемое весьма кратким словесным обращением к богу.

Вопрос о месте богослужения считался весьма важным. Он был связан с вопросом о том, где живет бог, ибо молиться ему надо было именно там, где он находился. С течением времени возникло представление о том, что Яхве обитает в одном определенном месте - в ковчеге. По библейскому описанию, ковчег представлял собой ящик на носилках, на крышке которого стояли два золотых литых керуба (херувимы) (См. Исход, гл. 37). Некоторые исследователи древнееврейской религии считают, что первоначально ковчег изображал собой трон Яхве, другие полагают, что в нем находились статуи Яхве в виде тельца и его жены Анат-Яху. Существует еще мнение, что в ковчеге находились камни-метеориты. Во всяком случае, примечательно, что бог Яхве, по библейским представлениям, жил в переносном ящике.

По мере того как культ Яхве все больше вытеснял культы других племенных и родовых богов, выделялись и с течением времени приобретали все большее значение жрецы этого бога. Главной их обязанностью в этот период являлось не жертвоприношение - этим, по старой традиции родового общества, занимаются еще сами верующие, преимущественно главы родов и семей, - а вопрошание божества, испрашивание у него предсказаний и совета. Жрец гадал при помощи камешков или палочек, называющихся урим и тумим, а также другими способами; Яхве ему безотказно отвечал, а верующий, обратившийся к помощи Яхве через посредство жреца, получал «точный» ответ на вопрос о том, как ему поступить в данном конкретном случае. В случае если с вопросом обращался сам царь, ответ приобретал особенно важное значение: в зависимости от него царь мог, например, начать или не начинать войну. В руках жрецов имелось, таким образом, важное средство воздействия на государственную политику.

Нет сомнений в том, что богу Яхве приносились человеческие жертвы. Библия сохранила много следов этого варварства. Хотя соответствующие места ее написаны в более позднее время, обычай человеческих жертвоприношений, безусловно, имеет более древнее происхождение и, конечно, относиться и к тому периоду, о котором мы сейчас говорим. В этот период современных библейских книг еще не было. Были устные предания, сказания, песни, притчи и другие произведения народного творчества, конечно религиозно окрашенного.

(18 голосов : 4.7 из 5 )

Вопрос:

Скажите пожалуйста, директор Иванов – «директор» это имя или должность? А господин Иванов - «господин» это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания.

Борис

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Вопрос об именах Божиих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «свидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.

Священные писатели пользуются словом шем (имя). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р.Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении. Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырех букв: алеф, далет, нун, йод. Его произносили вместо тетраграммы – Адонай. В отличие от царского титула адони (господин, повелитель) Адонай (мой Господь) в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: ; ; Вт.9:26; и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара – предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму. Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно – Иегова. Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее – Иегова. В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение – Jahvah (Йахва). Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберга и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).

Несмотря на точные данные библейской науки, представители секты «свидетели Иеговы» на основе ошибочного прочтения тетраграммы построили свою «догматику». Автор письма не говорит о своей конфессиональной принадлежности, однако его пафос не случаен. «Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве…». Прежде всего, должно спросить: какое все же имя? Иегова или Яхве? Ведь они совершенно разные. Во-вторых, во всем ли мире «прочтение передается как Иегова» или среди представителей секты? Приведу мнение не православного богослова, а современного ученого гебраиста профессора Гарвардского университета Томаса О. Ламбдина о имени, заключенном в тетраграмме: «Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э. и отразили в своей пунктуации масореты, перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом – йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось «гибридное» написание, неотражавшее никакого реального произношения. Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”» (Томас О.Ламбдин. Учебник древнееврейского языка, пер. с англ., М., 1998, с. 117). Относительно произношения Яхве ученый гебраист пишет только предположительно: «произносилось скорее всего как Yahwe». В современной западной богословской литературе Яхве встречается весьма часто, но можно ли молитвенно призывать имя, если оно нам не открыто, а получено путем лингвистического изыскания. Можно ли его включать в молитвы, если и сами ученые не до конца уверены в его точности?

Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кюриос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим – Господь.

Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.

1. Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель» (). В еврейской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог ревнитель).

2. В книги Исаии читаем: «Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (). В евр. тексте: шемо Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.

3. «Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» (). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.

4. Господь Саваоф – имя Ему» (). Здесь указано еще одно имя – Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава – войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф – имя Ему» (); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» ().

5. Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии – Теос; в слав. и рус. – Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии – Пантократор; в слав. и рус. Библии – Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.

Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).

Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ().

Покровитель евреев бог Яхве – имеющий множество имен бог Ветхого Завета. Культ бога Яхве существовал еще до слияния еврейских племен в государство Израиль и подразумевал наличие у других народов своих богов.

Культ еврейского бога Яхве

Культ бога Яхве первоначально существовал в иудейском племени. Другие еврейские племена чтили своих богов – Аната, Шаддая, Молоха, Таммуза. Бога Яхве в тот период изображали в виде льва и быка. Когда потомки Иуды стали инициаторами объединения еврейского народа, Яхве стал покровителем всего Израильского царства. При этом изменился внешний вид Яхве – он стал похож на человека.

По мнению евреев, Яхве жил на горе Синай, поэтому именно там производились и богослужения, включавшие обязательные кровавые жертвоприношения. Причем в жертву приносили не только животных, но и людей – врагов еврейского народа.

Иудейский бог Яхве часто общался с людьми напрямую, спускаясь с неба в виде света или огненного столба. Особенной любовью Яхве пользовался Моисей, которому этот впервые назвал свое имя, помог увести свой народ из Египта, а также даровал скрижали с Заповедями. Эти события подробно описаны в Ветхом Завете.

Современные исследователи, подробно изучавшие Ветхий и Новый Заветы отмечают, что бог в этих частях описан совершенно по-разному, расходятся и некоторые ключевые события, например, сотворение мира. Именно поэтому возникло множество предположений о том, кем собственно являлся бог Яхве. По версиям некоторых исследователей это был демон, жестокий и требующий кровавых жертв.