Дженис Джоплин - американская рок-певица, считается лучшей белой исполнительницей блюза и одной из величайших вокалисток в истории рок-музыки.

Она родилась в штате Техас и воспитывалась в атмосфере классической музыки и интеллектуальных книг. Ее отец Сет работал в торговой компании, но дома зачитывался книгами и слушал классические оперы. Мама Дороти посвятила жизнь воспитанию детей, хотя ей в молодости неоднократно предлагали начать профессиональную певческую карьеру.

Дженис к школьному возрасту была не по годам интеллектуально развита, из-за чего у нее регулярно случались конфликты с одноклассниками. Еще больше усугубило отношение сверстников к ней то обстоятельство, что Джоплин имела анти-расистские взгляды, что в то время было чем-то экстраординарным.

Рано проявилось и творческое начало девочки. Сначала она увлеклась живописью и часто рисовала картины на библейские сюжеты. Позднее Дженис вошла в полуподпольный кружок молодёжи, который изучал современную литературу, блюз- и фолк-музыку, радикальные виды искусства. Именно там девушка начала впервые петь.


В 1960 году Дженис Джоплин поступила в университет Ламар в Техасе, в котором отучилась только 3 года и в итоге бросила занятия ради того, чтобы всецело уйти в музыкальную среду. Кстати, с первых дней в университете об эпатажной девушке стала идти молва.

А как иначе, если она приходила на лекции в джинсах, что по тем временам шокировало людей? Более того, Дженис частенько ходила по улицам босиком и везде носила с собой струнный инструмент цитру. Как написала о ней студенческая газета:

«Как она смеет быть непохожей?».

Музыка

Петь на сцене она начала еще в вузе, демонстрируя слушателям удивительный вокал с тремя полноформатными октавами. Первой песней, которую Дженис Джоплин записала в студии, был блюз «What Good Can Drinking Do». Позднее при поддержке друзей выпустила пластинку «The Typewriter Tape».


Переехав в Калифорнию, певица выступала в многочисленных клубах и барах. Пела она чаще всего собственные композиции - «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Long Black Train Blues» и другие. В 1966 году Джоплин вошла в состав группы «Big Brother and the Holding Company». Дарование новой вокалистки, а также её харизма вывели группу в число лидеров американской сцены, а сама Дженис впервые поняла, что такое купаться в лучах восхищения.

С группой Дженис Джоплин записала два альбома, второй из которых, «Cheap Thrills», считается одной из лучших пластинок 60-х годов. Но на пике популярности певица покидает коллектив, так как хочет развиваться в творческом плане.

Затем были группы «Kozmic Blues Band» и «Full Tilt Boogie Band». Но как бы не назывались коллективы, всем было понятно, что зрители идут на концерт Дженис Джоплин. Для мировой общественности она находилась на такой же недосягаемой высоте, как и группа «Rolling Stones».


Дженис Джоплин была первой белой певицей, которая вела себя на сцене настолько раскрепощенно. Она полностью погружалась в ту музыку, которую исполняла, и отключалась от реального мира.

Также до нее только чернокожие исполнители блюза позволяли своему вокалу жить собственной жизнью. Выступления Джоплин были не просто экспрессивны, а по-настоящему агрессивны. Как сказал кто-то из коллег певицы – концерты Дженис напоминают боксерский поединок.

За свою жизнь Дженис Джоплин успела записать не так много студийных альбомов, но вошла в историю как легенда рок-музыки поколения битников и хиппи. Последней работой в студии была пластинка «Pearl», вышедшая уже посмертно.

Также позднее были изданы записи живых выступлений «In Concert» и сборник «Janis». Туда попали много ранее неизданных песен, в том числе проникновенные и лиричные композиции «Mercedes Benz» и «Me and Bobby McGee».

Личная жизнь

Несмотря на свою открытость и подчеркнутую сексуальность на сцене, а также наличие множества любовников, Дженис Джоплин всегда чувствовала себя одинокой. Среди мужчин, с которыми у певицы были близкие отношения, хорошо известны легендарные музыканты и Кантри Джо Макдональд, вокалист «The Doors» , а также кантри-певец Крис Кристофферсон.


Многие знакомые Дженис утверждали, что у нее иногда были периоды чрезмерной любвеобильности, когда Джоплин даже становилась би-сексуальной. Одной из ее более-менее постоянных «подруг» была Пегги Кассерта.

Последним возлюбленным Джоплин был местный дебошир Сет Морган, за которого она даже планировала выйти замуж.

Смерть

Дженис Джоплин скончалась 4 октября 1970 года в номере лос-анджелеского отеля «Лэндмарк Мотор». Она уже много лет принимала наркотики разной степени тяжести, в том числе и очищенный героин, который и был обнаружен в ее крови при вскрытии.

По официальной информации, певица скончалась от непредумышленной передозировки наркотиков. Но долгое время среди общественности муссировались слухи о самоубийстве, так как молодая женщина, несмотря на всемирную славу и вроде бы налаживающуюся личную жизнь, была глубоко несчастной и чувствовала себя одинокой и вымотанной.

Также некоторое время рассматривалась версия убийства из-за того, что в номере наркотики обнаружены не были. Кроме того, номер Джоплин был неестественно для нее аккуратно прибран.

Останки рок-музыкантши были кремированы, после чего ее прах рассеяли над водами Тихого океана вдоль калифорнийского побережья. Последней записью голоса Дженис Джоплин было ее аудио поздравление другой легенде рок-музыки - . Кассета была доставлена адресату уже после того, как певица ушла из жизни.

Дискография

  • 1964 - «The Typewriter Tape»
  • 1967 - «Big Brother & the Holding Company»
  • 1968 - «Cheap Thrills»
  • 1969 - «I Got Dem Ol" Kozmic Blues Again Mama!»
  • 1971 - «Pearl»
  • 1972 - «In Concert»
  • 1975 - «Janis»

Про Дженис Джоплин принято писать всякое. Например, «Ее жизнь - это сплошные любовные неудачи, бесчинства, пьянки, наркотики». Еще смешнее идея о том, что «она покупала молоденьких мальчиков» - ведь Дженис и сама была молодой девушкой - к сожалению, состариться ей так и не удалось. В то же время Дженис прежде всего занималась творчеством, и достаточно успешно, но почему-то как раз это порой отходит на второй план.

Не только Дженис, но и других западных людей искусства зачастую выставляют как своего рода пациентов наркологического отделения «дурки» - людей, кажется, ленящихся даже встать с постели.

Однако, на деле их жизнь обычно оказывается значительно более скучной, или, наоборот, более захватывающей – смотря с чьей точки зрения ее рассматривать. У всех бывают срывы, проблемы, однако в подавляющем большинстве успешные люди не соответствуют таблоидному образу карикатурного неудачника и беспробудного пьяницы (наркомана), неспособного самостоятельно даже добраться до туалета.

Дженис Джоплин была «всего лишь» талантливой, или даже гениальной певицей, рано достигшей успеха. И у нее всегда хватало поклонников – ее ценили и как певицу, и как женщину.

«Дженис не назовешь красавицей в привычном смысле слова, но она, несомненно – секс-символ, пусть и в несколько неожиданной упаковке, - писали в журнале Village Voice 22 февраля 1968 года о концерте в нью-йоркском Anderson Theatre. – В ее голосе соединилась душа Бесси Смит, блеск Ареты Франклин, драйв Джеймса Брауна… Взмывая к небесам, этот голос не знает границ и словно бы порождает в себе божественную многоголосицу».

Карьера Дженис началась с того момента, когда ее знакомый Чет Холмс пригласил Джоплин в группу Big Brother & The Holding Company – группу, делами которой управлял он сам.

Будучи одним из руководителей коммуны хиппи Family Dog, Хелмс располагал общественной собственностью – концертным залом Avalon Ballroom – и именно здесь обосновался ансамбль, в составе: Сэм Эндрю (вокал, гитара), Джеймс Герли (гитара), Питер Албин (бас), Дэвид Гетц (ударные) и Дженис Джоплин (вокал).

10 июня 1966 года состоялось первое выступление группы. Певица сразу же сумела завоевать симпатии аудитории и стала местной звездой. Спустя два месяца Big Brother & The Holding Company подписали контракт с независимым лейблом Mainstream Records и отправились в студию записывать дебютный альбом.

Он был выпущен после триумфа Дженис на фестивале в Мотерее в июне 1967-го года, на котором она «привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения».

На фестивале она исполнила композицию «Ball and Chain», и ее выступление стало центральным эпизодом фильма «Monterey Pop», который и по сей день считается шедевром рок-документалистики.

После фестиваля новый менеджер группы Альберт Гроссман обеспечил группе контракт с лейблом Columbia Records. Позже Columbia выкупила права на выпуск дебютного альбома у Mainstream Records. Между прочим, он стал хитом.

Затем было первое турне группы, которое завершилось 7-го апреля большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга. Там также, помимо прочих, выступил Джимми Хендрикс.

В марте 1968 года группа приступила к работе над вторым альбомом Cheap Thrills. 12 октября того же года пластинка возглавила списки «Биллборда» и продержалась на вершине 8 недель.

Затем Дженис с гитаристом Сэмом Эндрю покинула Big Brother и основала собственную группу, которая вскоре получила название Janis Joplin & Her Cosmic Blues Band. Этот проект просуществовал год, но при этом Джоплин удалось провести европейское турне, завершившееся триумфальным концертом в лондонском Альберт-холле.

Летом группа выступила на множествах американских фестивалей. Особенно большой успех Дженис имела на знаменитом Вудстоке.

В 1969-ом году Джоплин организовала новый проект The Full Tilt Boogie Band, в основном, из канадских музыкантов. В апреле группа собралась на первую репетицию, а в мае уже начала выступления. Летом 1970-го года Джоплин и The Full Tilt Boogie Band приняли участие в суперзвездном канадском турне вместе с The Band и Grateful Dead.

В сентябре Дженис Джоплин с группой приступила к работе над альбомом Pearl, пригласив в студию продюсера Пола А. Ротшильда, известного работой с The Doors. Альбом был почти закончен – оставалось записать вокал к последнему треку альбома «Buried Alive in the Blues».

Дженис Джоплин должна была придти в студию для записи, однако этого так никогда и не произошло. 4 октября 1970 года после одной из вечеринок Дженис была найдена мертвой в номере отеля «Лэндмарк». Документальные кинокадры большинства выступлений Джоплин были обнародованы лишь спустя тридцать лет после её смерти.

Дженис была очень занятым человеком, и даже ее расписание показывает, что она могла выпивать и принимать наркотики лишь эпизодически. После смерти Дженис многие говорили о том, что ее смерть могла быть результатом чьего-то злого умысла.

На эту тему снят фильм Down on Me (также известный как Beyond the Doors). Отец Дженис предполагал, что она умерла вовсе не от передоза, а «задохнулась ковром», поскольку после смерти ее нашли, уткнувшейся лицом в покрытый смятым ковром пол. Есть сообщения и о том, что нос Дженис был сломан - возможно, это случилось при падении.

Сестра Дженис Лора и автор книги о ней «С любовью, Дженис» отрицает возможность насильственной смерти певицы. Однако она говорит, что в последние шесть месяцев до смерти Дженис абсолютно не употребляла наркотиков. Последний случай приема стал первым за полгода. Однако в крови Джоплин, кроме алкоголя, нашли лошадиную дозу героина.

Очень хочется верить в то, что смерть Джоплин, как говорит ее сестра – действительно трагическая случайность. Однако, также хотелось бы, чтобы такие случайности происходили как можно реже.

Британские медики, изучившие более сотни случаев гибели ведущих музыкантов мира, и прежде всего - США, призвали общественность принять меры, способствующие снижению смертности среди людей этой профессии.

Однако, чтобы принять эти меры, нужно сначала их выработать, а для этого - ясно понять причины гибели этих молодых людей в расцвете таланта и карьеры. А значит, активно продолжать исследования этих самых причин - причем, привлекая не только медицину, но и социологию, психологию и даже экономику.

Дженис Джоплин признана лучшей рок-вокалисткой, лучшей исполнительницей белого блюза, композитором, оказавшим огромное влияние на музыку XX и XXI века. То, на что большинству людей потребовалось бы не менее 60 лет жизни, она успела сделать за 27. В связи с этим, лучшую способность распорядиться своим временем просто невозможно представить.

СОБСТВЕННЫЙ ПЛЕН ДЖЕНИС ДЖОПЛИН

Была первой леди рока, но вряд ли этот факт станет козырем в руках феминисток, как некогда первая женщина-космонавт или президент. Ее голос скребет барабанные перепонки, но эти ссадины остаются там навсегда. И вообще странно говорить о ней в прошедшем времени, потому что виртуальная сеть переполнена ее портретами и биографиями.

Гадкий утенок

Как гласит легенда, мойры, богини Судьбы, плетут кружево человеческих жизней, пока нить не обрывается. Если это так, то в момент появления на свет в руках у мойры оказался бикфордов шнур… Это произошло 1943 года в нефтепромышленном городке Порт-Артур штата Техас. Дженис Лин была первым ребенком в семье Сета и Дороти Джоплин. Отец работал на консервном заводе, а мать – в бизнес-колледже. Для будущей королевы блюза ее семья была слишком зажиточной, а детство чересчур безоблачным. Как известно, чтобы хорошо петь блюз, нужно быть черным и бедным.

Поначалу маленькая Дженис вызывала у взрослых сюсюканья и восторги, обычные по отношению к детям ее возраста. Причем восторгались не только ее детским обаянием, но и несомненными художественными способностями. Сохранившиеся рисунки свидетельствуют о том, что Дженис вполне могла бы стать художником.

Но прошло несколько лет, внешность стала меняться, и в один прекрасный момент она поняла, что больше не вызывает умиления: проблемы с кожей, невыразительные черты лица и полнота превратили ее в гадкого утенка. На девочку в одночасье обрушились язвительные насмешки одноклассников, которые продолжались до самого окончания школы.

Городок Порт-Артур настолько мал, что в нем не было никакой возможности спрятаться. За пределами школьных стен ждали все те же издевки из тех же уст. Некогда общительная Дженис навсегда замкнулась в себе. Она стала ненавидеть зеркала, страшно комплексовать по поводу внешности. И вот эти обстоятельства начали формировать личность, которую весь мир знает под именем .

Дело жизни

По словам ее младшей сестры Лауры, Дженис с детства любила не только рисовать, но и петь. Быть может, этот дар достался ей в наследство от матери, которая имела неплохое сопрано, она даже участвовала в любительских спектаклях. Однако Дженис предпочитала петь в уединении, стесняясь своих агрессивно настроенных одноклассников.

Лишь поступив в высшую школу, Дженис по-настоящему занялась музыкой. Там у нее появились новые друзья, вместе с которыми она совершала весьма популярные среди молодежи поездки по границе Техаса и Луизианы с многочисленными остановками в ночных клубах, полных табачного дыма и подлинного блюза. Главное достоинство Луизианы заключалось в том, что там алкогольный возрастной ценз составлял всего 18 лет, тогда как в Техасе – 21. Поэтому первая встреча с блюзом была изрядно приправлена виски.

Именно в это время Дженис впервые познакомили с творчеством знаменитой исполнительницы Бесси Смит. И она заразилась блюзом… К моменту окончания колледжа она твердо решила стать певицей и ушла из дома.

Путь к славе Дженис Джоплин

Подрабатывая пением в техасских кантри и вестерн-клубах, Дженис скопила нужную сумму на автобус до Калифорнии. Нельзя сказать, что, уехав из дома и путешествуя в поисках случайного заработка, она сразу нашла много единомышленников. Это были ранние 1960-е, и слово хиппи еще мало кто слышал. Так что для этих мест Дженис была своего рода пионером движения хиппи, которое, как известно, не встречало большой поддержки.

Несколько особо злых парней из техасского университета, в который Дженис поступила изучать искусство, наградили ее титулом «самого уродливого парня». И все же, не без помощи песен Джоплин, дух детей цветов уже проникал даже на консервативный американский Юг…

Однажды Дженис заметил Чет Хелмз, будущий верный друг и продюсер, и предложил ей присоединиться к сан-францисской группе Big Brother And The Holding Company. Сан-Франциско в культурном отношении был уже к тому времени достаточно продвинутым городом. И Дженис, войдя в состав группы, моментально принимает решение вступить в местную общину хиппи. Big Brother вместе с новой вокалисткой произвели впечатление на руководство Columbia Records, и в 1967 году вышел их первый альбом, который очень быстро пробрался на верхние строчки в хит-парадах, а приобрела статус национальной знаменитости.

Жизненные допинги Дженис Джоплин

В эти годы она осознала, что прыщи на лице, склонность к полноте и прочие физические недостатки вовсе не мешают ей пользоваться успехом у лиц мужского пола. Бешеный темперамент и возрастающая слава культовой певицы создавали вокруг нее сильнейшее магнитное поле. Похоже, наряду с алкоголем и героином, это была еще одна разновидность допинга.

Среди ее любовников было много знаменитых личностей. Кратковременный роман связывал ее с гитаристом Джимми Хендриксом. Не избежала она и знаковой встречи с солистом … Все это вполне устраивало Дженис : критики слагали дифирамбы, поклонники бились в экстазе. Жизнь была прекрасна, особенно после очередной дозы.

Но прошло несколько лет, и певица все-таки решилась расстаться с Big Brother. Появляется новая группа Kozmic Blues, звучание которой сильно отличается от предыдущей. Kozmic Blues прохладно принимают в Штатах, но очень тепло – в Европе. В эти годы Дженис впервые ощущает обратную сторону своей славы, она начинает беспокоиться по поводу того имиджа, который создала ей пресса.

Неудача Дженис Джоплин в смене имиджа

Ей кажется, что образ заводной, сгорающей на сцене белой блюз-певицы, слишком дешев для нее. Похоже, она устала от девиза «Хочешь – делай», с которым жила все эти годы. В ее интервью все чаще проскальзывают разочарование и усталость. Теперь она заговаривает об опасностях героина для молодых людей. Но публика ждет все того же напряжения связок и нервов, а этот тонус нужно поддерживать. И Дженис оказывается пленницей собственных допингов: секса, наркотиков и алкоголя – того, что еще недавно казалось ей свободой.

Становится все труднее управлять ситуацией, к тому же судьба преподносит удар за ударом. Ее жених Сет Морган попал в аварию. Мотоцикл был искорежен, и, хотя сам Морган выжил, для Дженис это происшествие все равно стало моральной катастрофой, потому что вместе с ее женихом в той поездке была другая девушка…

Несмотря на очевидные разрушительные последствия регулярного приема наркотиков, ей удается почти завершить альбом «Жемчужина». Такое прозвище дал Дженис один из близких друзей. Этому альбому будет суждено стать лебединой песней, при этом, как утверждают биографы и ценители, Дженис вовсе не нужно было умирать, чтобы раскрутить его. Но судьба распорядилась иначе.

Убийственная доза

1970 года тело Дженис Лин Джоплин нашли в голливудском отеле. В тот вечер Дженис решила принять очередную порцию, чтобы успешно закончить работу, но, как назло, ее постоянного дилера не было в городе, и она купила дозу у незнакомого торговца, чей наркотик оказался в несколько раз сильнее. В тот день, кроме Джоплин, скончались еще несколько его клиентов.

Она умерла в 27 лет от передозировки героина, и поэтому попала в печально известный . Друзья и коллеги в один голос опровергают версию о самоубийстве, пусть и неосознанном. Дженис была королевой блюза, который, несмотря на грустные тексты и специфические ноты, редко поется в миноре. Это очень точно характеризует ее оптимистичный стиль жизни. Но как ни сопротивлялась певица, ей все же пришлось до конца сыграть написанный для нее журналистами сценарий. Финал полностью вписался в классическую схему жизни такого рода кумиров.

И все же есть в судьбе певицы некая загадка, не дающая покоя биографам и сценаристам. О ее жизни сняты три фильма – два документальных и один художественный, но, тем не менее, Голливуд выпустил еще одну киноверсию. В ней роль ближайшего друга и продюсера певицы играет Рой Шайдер, а саму Дженис – Лаура Теодоре. И хотя кажется, что Голливуд с его слезной патетикой и – вещи несовместимые, с каким-то удивительным упорством американский кинобизнес продолжает воскрешать музыкальных идолов 60-х.

ФАКТЫ

Сразу после смерти журнал Rolling Stone посвятил ее памяти специальный выпуск. «Она выбрала для гибели самое лучшее время. Есть люди, которые способны жить только на взлете, и Дженис была как раз такой девчонкой-ракетой… Если предположить, что у человека есть возможность расписывать сценарий своей жизни, то, я бы сказал, у нее получился хороший сценарий, с правильным концом», – писал гитарист Grateful Dead Джерри Гарсия.

Известие о смерти явилось для всех, кто участвовал в работе над пластинкой, страшным ударом. Альбом был почти завершен, и Ротшильд оказался перед дилеммой: довести работу до конца самостоятельно, или издать пластинку как незаконченный документ. Клайв Дэвис доверил продюсеру право на окончательное решение. Тот в конечном итоге решил закончить альбом, эту свою работу посвятив памяти певицы. Песню Ника Гравенитеса «Buried Alive In The Blues», к которой так и не успела записать вокальную партию, было решено включить в альбом инструментальным треком.

Выпущенный в 1971 году альбом «Pearl», по мнению большинства критиков, стал самой сбалансированной и органичной работой . Он отразил ее возросшее вокальное мастерство, соединив в отточенных аранжировках прежнюю эмоциональность и эффективную сдержанность. 27 февраля 1971 года альбом возглавил Billboard 200 и продержался на вершине 9 недель.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

19.01.1943 - 04.10.1970

В семнадцать лет она открывает для себя блюз и принимает решение стать блюзовой певицей. Ее кумиром была Бесси Смит, пению которой Дженис стремилась подражать. Окончив в 1960 году школу, Дженис некоторое время выступала в кофейнях и барах разных городков Техаса и других штатов. Она съездила в Сан-Франциско, где пела с различными группами и музыкантами. Жила уличными концертами и даже была арестована за мелкую магазинную кражу. Несколько раз она поступала в различные учебные заведения, в том числе в Техасский университет в столице Техаса г. Остин, но долго нигде не задерживалась. Училась она хорошо, но при этом вела битнический образ жизни, экспериментировала с алкоголем и наркотиками. В начале 1966 года она становится вокалисткой недавно образовавшейся сан-францисской группы "Big Brother and the Holding Company". Группа много работала, репетиции длились полный рабочий день, и пользовалась заслуженной популярностью в Сан-Франциско. Вскоре группа подписывает контракт с маленькой чикагской фирмой грамзаписи "Mainstream" и записывает несколько синглов, первый из которых "Blindman/All Is Loneliness" вышел в октябре 1966 г.

Всеамериканская, а затем и всемирная слава пришла к Дженис после выступления "Big Brother And The Holding Company" на рок-фестивале в Монтеррее в 1967 г. После этого группа заключает выгодные контракты и выступает перед большими аудиториями за большие деньги. Выходит альбом (записанный еще до Монтерея), который так и называется "Big Brother And The Holding Company", а в сентябре 1968 г на фирме Columbia - альбом "Cheap Trills", который считается лучшим альбомом группы. В конце 1968 Дженис решила уйти из "Big Brother" и создала свою собственную группу "Kozmic Blues Band", в которую перешел также гитарист "Big Brother" Сэм Эндрю. Группа много выступает и в августе 1969 года принимает участие в знаменитом рок-фестивале в Вудстоке, а вышедший в сентябре альбом "I Got Dem Ol" Kozmic Blues Again Mama!" хорошо раскупается. В начале 1969 г Дженис выступает с воссоединившимися "Big Brother", а затем со своей новой группой "Full Tilt Boogie Band" и работает над записью нового альбома, который вышел только после ее смерти. 4 октября 1970 г Дженис Джоплин была найдена мертвой в лос-анжелесском мотеле "Landmark Hotel". Смерть наступила от передозировки героина.

Она была первой леди рока, но вряд ли этот факт станет козырем в руках феминисток, как некогда первые женщины-космонавты или президенты. Ее голос скребет барабанные перепонки, но эти ссадины остаются там навсегда. Было бы неправдой говорить о ней в прошедшем времени, ибо виртуальная Сеть переполнена ее портретами и биографиями.
Как гласит легенда, богини Судьбы плетут нити человеческих жизней до тех пор, пока нить не обрывается. Если так, то в момент появления на свет Дженис Джоплин в руках у мойры оказался бикфордов шнур...

Для будущей королевы блюза ее семья была слишком зажиточной, а детство чересчур безоблачным.

Поначалу маленькая Дженис вызывала у взрослых сюсюканья и восторги, обычные по отношению к детям ее возраста.Сохранившиеся рисунки свидетельствуют о том, что Дженис вполне могла бы стать художником.

Но прошло несколько лет, внешность стала меняться, и в один прекрасный момент она поняла, что больше не вызывает умиления: проблемы с кожей, невыразительные черты лица и полнота превратили ее в гадкого утенка. На девочку в одночасье обрушились язвительные насмешки одноклассников, которые будут продолжаться до самого окончания школы.

Лишь поступив в Thomas Jefferson High School, Дженис по-настоящему занялась музыкой. Там у нее появились новые друзья, вместе с которыми она совершала весьма популярные среди молодежи поездки по границе Техаса и Луизианы с многочисленными остановками в ночных клубах, полных табачного дыма и подлинного блюза. Главное достоинство Луизианы заключалось в том, что там алкогольный возрастной ценз составлял всего 18 лет, тогда как в Техасе - 21. Поэтому первая встреча с блюзом была изрядно приправлена виски.

И она заразилась блюзом и философией битников, провозглашавших вслед за своими гуру Керуаком и Гинсбергом примерно следующее: да, мир несовершенен, но никто не в силах его изменить, так что давайте сегодня веселиться и оттягиваться по полной программе! Это были ранние 60-е, и слово хиппи еще мало кто слышал. Так что для этих мест Дженис была своего рода пионером движения хиппи, которое, как известно, не встречало большой поддержки у истеблишмента. Так, несколько особо злых парней из техасского университета, в который Дженис поступила изучать искусство, наградили ее титулом "самого уродливого парня в кампусе". И все же, не без помощи песен Джоплин, дух детей цветов уже проник даже на консервативный американский Юг...

В эти годы она осознала, что прыщи на лице, склонность к полноте и прочие физические недостатки вовсе не мешают ей пользоваться успехом у лиц обоего пола. Бешеный темперамент и возрастающая слава культовой певицы создавали вокруг нее сильнейшее магнитное поле. Если же личный магнетизм не срабатывал, она занимала активную позицию, то есть попросту покупала понравившегося парня. Эта тактика создала ей громкую славу коллекционерки молоденьких мальчиков. Похоже, наряду с алкоголем и героином, это была еще одна разновидность допинга.

Среди ее любовников было много знаменитых личностей. Кратковременный роман связывал ее с гитаристом Джимми Хендриксом. Не избежала она и знаковой встречи с солистом Doors Джимом Моррисоном, но говорят, что после той ночи они разошлись крайне недовольные друг другом...

Вся эта жизнь вполне устраивала Дженис: критики пели осанну, поклонники бились в экстазе. Жизнь была прекрасна, особенно после очередной дозы. Но проходит несколько лет, и певица принимает решение начать сольную карьеру и расстается с Big Brother.Появляется новая группа Kozmic Blues.Дженис впервые ощущает обратную сторону своей славы. Она начинает беспокоиться по поводу того имиджа, который создала ей пресса. Ей кажется, что образ заводной, сгорающей на сцене белой блюз-певицы, наркоманки и гедонистки слишком дешев для нее. Похоже, она устала от девиза "Хочешь - делай", по которому жила все эти годы. В ее интервью все чаще и чаще проскальзывают разочарование и усталость. Теперь она говорит об опасностях героина для молодых людей. Дженис оказывается пленницей собственных допингов: секса, наркотиков и алкоголя - того, что еще недавно казалось ей свободой.

Ее жених Сет Морган попал в аварию. Мотоцикл был искорежен, и, хотя сам Морган выжил, для Дженис это происшествие все равно осталось моральной катастрофой, потому как вместе с ее женихом в той поездке была другая девушка...

Несмотря на очевидные разрушительные последствия регулярного приема зелья, певица по-прежнему свято верила в то, что именно героин помогает ей сохранить рабочую форму на репетициях и концертах. Тем не менее ей удается почти завершить работу над своим последним альбомом Pearl - "Жемчужина".

Этому альбому будет суждено стать лебединой песней, и, как утверждают биографы и ценители, Дженис вовсе не нужно было умирать, чтобы раскрутить Pearl. Но судьба распорядилась иначе.

4 октября 1970 года тело Дженис Лин Джоплин было найдено в Landmark Motor Hotel в Голливуде. Она умерла в 27 лет от передозировки героина. В тот вечер Дженис решила принять очередную порцию, чтобы успешно закончить работу, но, как назло, ее постоянного дилера не было в городе, и она купила дозу у незнакомого торговца, чей наркотик был в несколько раз сильнее. В результате в тот день кроме Джоплин скончались еще несколько его клиентов.

Не случайно именно сейчас происходит определенная ревизия философии хиппи. Полузабытые имена вновь обретают магическую силу, и вот уже тинейджеры с придыханием произносят имена Энди Уорхолла и Боба Марли. Любопытно, что этот интерес скорее "платонический": толпы длинноволосых обкуренных молодых людей уже не тусуются в лесопарковых зонах, но их культура живет, прорастая сквозь урбанистический асфальт в самых неожиданных местах. Образ хиппи то и дело появляется на парижских подиумах, заставляя вовсе не бедных дам носить феньки и пончо. Медитация и восточные целительские практики прочно оккупировали дорогие косметические салоны. Наркотики, конечно, тоже никуда не делись, хотя в общем-то уже никто не связывает их с идеологией 60-х. Гораздо больше поэтики экстази в рэйв-техно-хаус-клубах и дискотеках. Здесь-то и выясняется, что за тесемками и пестрыми накидками детей цветов стояло нечто более глубокое, чем просто фетиш...

Нам как-то неловко осознавать, что сама идея терпимости к многообразию жизни рождалась в психоделическом угаре. Сейчас эти идеи бытуют в ином антураже. Их излагают в торжественных речах на приемах и политических форумах. И мало кто из одержимого толерантностью истеблишмента помнит о туманном прошлом этой идеи. Так или иначе, но все чаще и чаще из окон фешенебельных гостиниц и дорогих иномарок можно услышать песни несвятой троицы 60-х: Джима Моррисона, Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин.

    1. Незадолго до смерти Дженис отдала дань уважения исполнительнице, сильно повлиявшей на её творчество.
      Блюзовая певица Бесси Смит (в своё время наречённая ни много ни мало «Императрицей Блюза») в 1937 году умерла в результате травм, полученных в автомобильной аварии. К сожалению, ей не оказали должных почестей и похоронили в безымянной могиле. Такое положение дел сохранялось до августа 1970 года, когда Дженис, высоко оценивавшая творческое наследие Бесси, вместе с Хуанитой Грин (в детские годы служившей домработницей у Смит) заплатила за наддгробие и оформление могилы, приличествующие памяти «Императрицы».
    2. Последней записью Джоплин оказалось поздравление с днём рождения для Джона Леннона.
      Последние записи, которые Дженис успела завершить, были композиция Mercedes-Benz и поздравление для Джона Леннона. 1 октября 1970 года в честь скорого дня рождения бывшего участника The Beatles, певица записала старую ковбойскую мелодию из репертуара Дэйла Эванса, Happy Trails. В песне, в частности, имелись такие строки: «Счастливого пути тебе, пока мы не встретимся снова». Композиция была озаглавлена «Happy Birthday, John (Happy Trails)» и впоследствии выпущена на бокс-сете Дженис в 1993 году. Леннон позже признался ведущему ток-шоу Дику Кэйветту, что поздравление было доставлено к нему домой уже после смерти Дженис.
    3. Прах Дженис был развеян над водами глубокого синего моря.
      Тело Дженис было кремировано в Лос-Анджелесе, затем её прах с самолёта был развеян над Тихим Океаном и вдоль пляжа Стинсон. Имела место небольшая частная панихида, на которой присутствовали только родители певицы и её тётя.
    4. Дженис была вознаграждена за свои неоднократные потери сознания вследствие употребления алкоголя.
      Известно, что певица злоупотребляла выпивкой, и Southern Comfort был её любимым напитком. Виски стал неотъемлемой частью имиджа Дженис, благодаря чему его продажи увеличились до такой степени, что Джоплин сумела получить от компании-производителя пальто из меха рыси в знак благодарности.
    5. Певица делала себе татуировки до того, как это вошло в моду.
      В апреле 1970 года татуировку Дженис сделал легендарный художник Лайл Таттл – это знаменитый знак на внешней стороне запястья Дженис, символ, обозначавший эмансипацию женщин. Также Джоплин имела татуировку в виде маленького сердечка на левой груди. «Я хотела немного украшений. Одно, на моём запястье, для всех; другое, на моей груди, для меня и моих друзей», — сказав это, Дженис усмехнулась и добавила: «Просто немного удовольствия для парней, как глазурь на торте».
    6. Композиция All is Loneliness исходила прямо из сердца певицы.
      Действительно, несмотря на жизнерадостный характер и всех людей, окружавших её, Дженис в целом была несчастной девушкой. Она была любвеобильна, имела нескольких любовников, но во многих отношениях оставалась очень одинокой, ибо настоящей, искренней любви не было. «На сцене я занимаюсь любовью с 25000 людей, а затем иду домой одна».
    7. Вы могли бы увидеть выступление Дженис на Вудстокском фестивале за 8 долларов.
      Картинка из Variety Magazine, опубликованная на JanisJoplin.net, показывает, что Джоплин получила 7500 долларов за выступление на знаменитом Вудстокском фестивале, хотя говорится, что многим из выступающих не заплатили вообще ничего. Знаете, во сколько вам обошлось бы посещения этого эпохального события? Аж за 8 долларов вы могли приобрести билет на один день. А ежели вы большой транжира, то потратили бы целых 18 долларов за трёхдневный абонемент.
    8. Книга-биография Билли Холидэй была для Джоплин чем-то вроде Библии.
      Мы уже упоминали о влиянии Бесси Смит на Дженис. Двумя другими важными исполнителями в её жизни были Билли Холидей и Ледбелли. По признанию Джоплин, первым купленным ею альбомом была запись Ледбелли. Что касается Холидей, то её автобиография «Lady Sings The Blues» была одной из двух книг, которые Дженис взяла с собой в Сан-Франциско. Друг Джоплин, Ричард Хангден, считает, что данная книга была для певицы сродни Библии, и Дженис держала её при себе до конца своих дней.
    9. Альбом Cheap Thrills изначально был озаглавлен несколько по-другому.
      Выпустить Cheap Thrills планировалось под названием Sex, Dope And Cheap Thrills, но руководство Columbia Records наложило вето на 2/3 заглавия. Поскольку пропаганда «дешёвых острых ощущений» не угрожала ни самой компании, ни общественной морали в той же степени, в какой другие два удовольствия, альбом в итоге вышел под названием Cheap Thrills.
    10. Однажды Джоплин довольно жёстко отшила Джима Моррисона.
      Первая встреча двух выдающихся музыкантов в истории рока закончилась для Джима весьма болезненно: Дженис разбила бутылку Southern Comfort о его голову, нокаутировав фронтмена The Doors. Однако Моррисон, любивший физические конфронтации и выяснения отношений с применением насилия, казалось, был покорён решительной девушкой. На следующий день он попросил у продюсера Пола Ротшильда телефон Джоплин. Однако Ротшильд уведомил его, что Дженис не заинтересована в повторной встрече, так что два будущих члена «клуба 27» никогда больше не увиделись. По словам Ротшильда, Моррисон был убит горем.