На месте существующей церкви ранее стояла деревянная Троицкая церковь. Современное здание было построено с 1686 по 1689 год, затем в 1722 году пристроена колокольня. Церковь сильно пострадала в 1920-х-1930-х годах, когда она была закрыта и лишилась завершений.

В 1980-е годы была проведена обширная реставрация здания, которое планировалось превратить в концертный зал. Однако вместо этого здание было передано Русской православной церкви и освящено в 1992 году. В настоящее время действует.

Церковь представляет собой пятиглавый квадратный в плане храм. Имеются три престола: главный, посвящённый Троице, в собственно здании церкви, ещё два — Кира и Иоанна, а также Параскевы — в пристроенном в начале XVIII века трапезной. Колокольня представляет собой восьмерик на четверике.



Построен в 1685—89 в Кожевенной слободе, сменив деревянную церковь, известную с 1625 года. В первой половине XVIII века к храму была пристроена трапезная с двумя приделами (престолы Кира и Иоанна и Параскевы), в 1772 возведена колокольня. После поновления здания в 1899 году его фасады получили новую эклектичную декоративную отделку. В ходе реставрационных работ, осуществлённых в 1980-х гг., был восстановлен первоначальный облик храма, представляющего собой характерный для приходского строительства Москвы конца XVII века двухсветный пятиглавый четверик с трёхчастной апсидой, декорированный в стиле московского барокко.

Стройные пропорции его объёма подчёркивают пучки тонких угловых колонок, опирающихся на кронштейны. Стены завершены широким аттиком с кокошниками, в тимпаны которых вставлены крупные белокаменные раковины. Расположенные на боковых фасадах четверика белокаменные порталы украшены резными навершиями, опирающимися на колонки с пышными капителями. Приделы выглядят как небольшие самостоятельные церкви, состоящие из двухсветных одноглавых четвериков с полукруглыми апсидами и трапезными. Монументальная трехъярусная колокольня — один из самых совершенных по пропорциям объёмов и насыщенности фасадного декора московских памятников эпохи зрелого барокко. Четверик её первого яруса с закрытой обходной галереей по верху несёт 2 столпообразных восьмерика, завершённых трёхъярусным гранёным барабаном с главой.

В оформлении восьмериков использованы пилястры с капителями, украшенными головками херувимов, лепные гирлянды и резные замковые камни в перемычках арок звона. Стены галереи, завершённые по центру боковых фасадов полукруглыми фронтонами, декорированы парными пилястрами с композитными капителями; во фронтонах помещены барельефные изображения архангелов Михаила и Гавриила. Храм был закрыт в 1930-х гг. Богослужения возобновлены в 1992 году.

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в Кожевниках http://wikimapia.org/1750167/ru/

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Православный храм

Троицкая церковь в Кожевниках
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Дата основания XVII
Строительство - годы
Основные даты:
Статус Объект культурного наследия РФ № 7701632000
Состояние действует
Координаты : 55°43′37″ с. ш. 37°38′53″ в. д.  /  55.72694° с. ш. 37.648250° в. д.  / 55.72694; 37.648250 (G) (Я)

Храм Троицы Живоначальной в Кожевниках - православный храм Даниловского благочиния Московской городской епархии . Храм расположен в районе Даниловский , Южного административного округа города Москвы (2-й Кожевнический переулок , 4/6). При храме действует Центр мотивационного консультирования, в котором опытными специалистами оказывается духовная помощь страждущим от патологических зависимостей (химической, игровой, оккультной, пищевой). Действуют группы помощи - профилактики срыва, поддержки созависимых, библейского английского языка, изучения Священного Писания, Катехизации. Сайт храма kozhevniki.cerkov.ru

История

Первая деревянная церковь Живоначальной Троицы была построена в слободе кожевников приблизительно в 1625 году. Современное здание было построено с 1686 по 1689 год, затем в 1722 году пристроена колокольня (автором проекта, предположительно, был архитектор Иван Зарудный).

в XX веке

В 1920-х-1930-х годах церковь была закрыта и лишилась завершений. В 1980-е годы была проведена обширная реставрация здания, которое планировалось превратить в концертный зал: были восстановлены купола и кресты, возрождена древняя форма окон, сломаны внутренние перегородки. В 1992 году здание было передано Русской православной церкви и освящено.

Описание

Церковь представляет собой пятиглавый квадратный в плане храм. Имеются три престола : главный, посвящённый Троице , в собственно здании церкви, ещё два - Кира и Иоанна , а также Параскевы - в пристроенной в начале XVIII века трапезной. Колокольня представляет собой восьмерик на четверике .

Галерея

    2nd Kozhevhichesky 20C10,Trinity 03.JPG

    Church of Trinity in Kozhevniki (Moscow) 1.JPG

    Church of Trinity in Kozhevniki (Moscow) 3.JPG

    2nd Kozhevhichesky - Trinity 06.JPG

Напишите отзыв о статье "Церковь Троицы в Кожевниках"

Примечания

Литература

  • Судариков А. В., Чапнин C. В. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов. - М .: Братство Святителя Тихона, 1993.

Ссылки

  • // ortho-rus.ru.

Отрывок, характеризующий Церковь Троицы в Кожевниках

Толпа побежала за государем, проводила его до дворца и стала расходиться. Было уже поздно, и Петя ничего не ел, и пот лил с него градом; но он не уходил домой и вместе с уменьшившейся, но еще довольно большой толпой стоял перед дворцом, во время обеда государя, глядя в окна дворца, ожидая еще чего то и завидуя одинаково и сановникам, подъезжавшим к крыльцу – к обеду государя, и камер лакеям, служившим за столом и мелькавшим в окнах.
За обедом государя Валуев сказал, оглянувшись в окно:
– Народ все еще надеется увидать ваше величество.
Обед уже кончился, государь встал и, доедая бисквит, вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.
– Ангел, отец! Ура, батюшка!.. – кричали народ и Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия. Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом.
Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.
– Вот я говорил, что еще подождать – так и вышло, – с разных сторон радостно говорили в народе.
Как ни счастлив был Петя, но ему все таки грустно было идти домой и знать, что все наслаждение этого дня кончилось. Из Кремля Петя пошел не домой, а к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет и который тоже поступал в полк. Вернувшись домой, он решительно и твердо объявил, что ежели его не пустят, то он убежит. И на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, но граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда нибудь побезопаснее.

15 го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей.
Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под портретом государя, сидели на стульях с высокими спинками важнейшие вельможи; но большинство дворян ходило по зале.
Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, – все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые. Они большей частью сидели на местах и молчали, и ежели ходили и говорили, то пристроивались к кому нибудь помоложе. Так же как на лицах толпы, которую на площади видел Петя, на всех этих лицах была поразительна черта противоположности: общего ожидания чего то торжественного и обыкновенного, вчерашнего – бостонной партии, Петрушки повара, здоровья Зинаиды Дмитриевны и т. п.
Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким дворянском мундире, был в залах. Он был в волнении: необыкновенное собрание не только дворянства, но и купечества – сословий, etats generaux – вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social [Общественный договор] и французской революции. Замеченные им в воззвании слова, что государь прибудет в столицу для совещания с своим народом, утверждали его в этом взгляде. И он, полагая, что в этом смысле приближается что то важное, то, чего он ждал давно, ходил, присматривался, прислушивался к говору, но нигде не находил выражения тех мыслей, которые занимали его.

Возведен в 1686-1689 гг. (главный престол - Живоначальной Троицы) в слободе кожевников на месте одноименного деревянного храма (известен с 1625 г.).

Несколькими годами позже сооружена трапезная с приделами святых бессребреников Кира и Иоанна и мученицы Параскевы. В 1772 году пристроена (предположительно по проекту архитектора И. Зарудного) колокольня (внутри неё - храм Михаила архангела) и ограда. Обновлялась в 1899 г.

В русско-византийском стиле. Четырехугольный, пятиглавый, с алтарным выступом. Колокольня - в стиле барокко, четырехугольная, с восьмигранным ярусом.

Построен в 1685-89 в Кожевенной слободе, сменив деревянную церковь, известную с 1625 года.

В первой половине XVIII века к храму была пристроена трапезная с двумя приделами (престолы Кира и Иоанна и Параскевы), в 1772 возведена колокольня. После поновления здания в 1899 году его фасады получили новую эклектичную декоративную отделку. В ходе реставрационных работ, осуществлённых в 1980-х гг., был восстановлен первоначальный облик храма, представляющего собой характерный для приходского строительства Москвы конца XVII века двухсветный пятиглавый четверик с трёхчастной апсидой, декорированный в стиле московского барокко.

Стройные пропорции его объёма подчёркивают пучки тонких угловых колонок, опирающихся на кронштейны. Стены завершены широким аттиком с кокошниками, в тимпаны которых вставлены крупные белокаменные раковины. Расположенные на боковых фасадах четверика белокаменные порталы украшены резными навершиями, опирающимися на колонки с пышными капителями.

Приделы выглядят как небольшие самостоятельные церкви, состоящие из двухсветных одноглавых четвериков с полукруглыми апсидами и трапезными. Монументальная трехъярусная колокольня - один из самых совершенных по пропорциям объёмов и насыщенности фасадного декора московских памятников эпохи зрелого барокко. Четверик её первого яруса с закрытой обходной галереей по верху несёт 2 столпообразных восьмерика, завершённых трёхъярусным гранёным барабаном с главой.

В оформлении восьмериков использованы пилястры с капителями, украшенными головками херувимов, лепные гирлянды и резные замковые камни в перемычках арок звона. Стены галереи, завершённые по центру боковых фасадов полукруглыми фронтонами, декорированы парными пилястрами с композитными капителями; во фронтонах помещены барельефные изображения архангелов Михаила и Гавриила. Храм был закрыт в 1930-х гг. Богослужения возобновлены в 1992 году.

На месте существующей церкви ранее стояла деревянная Троицкая церковь. Современное здание было построено с 1686 по 1689 год, затем в 1722 году пристроена колокольня.

Церковь сильно пострадала в 1920-х-1930-х годах, когда она была закрыта и лишилась завершений.

В 1980-е годы была проведена обширная реставрация здания, которое планировалось превратить в концертный зал. Однако вместо этого здание было передано Русской православной церкви и освящено в 1992 году. В настоящее время действует.

Церковь представляет собой пятиглавый квадратный в плане храм. Имеются три престола: главный, посвящённый Троице, в собственно здании церкви, ещё два - Кира и Иоанна, а также Параскевы - в пристроенном в начале XVIII века трапезной. Колокольня представляет собой восьмерик на четверике.

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в Кожевниках в Москве - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Всего 2 редакций, последнее 6 лет назад сделано анонимным №16949826 из Москвы

Це́рковь Тро́ицы в Коже́вниках (2-й Кожевнический переулок, 4/6). Построена в 1685—89 в Кожевенной слободе, сменив деревянную церковь, известную с 1625. В первой половине XVIII в. к храму была пристроена трапезная с двумя приделами (престолы Кира и Иоанна и Параскевы), в 1772 возведена колокольня. После поновления здания в 1899 его фасады получили новую эклектичную декоративную отделку. В ходе реставрационных работ, осуществлённых в 1980-х гг., был восстановлен первоначальный облик храма, представляющего собой характерный для приходского строительства Москвы конца XVII в. двухсветный пятиглавый четверик с трёхчастной апсидой, декорированный в стиле московского барокко. Стройные пропорции его объёма подчёркивают пучки тонких угловых колонок, опирающихся на кронштейны. Стены завершены широким аттиком с кокошниками, в тимпаны которых вставлены крупные белокаменные раковины. Расположенные на боковых фасадах четверика белокаменные порталы украшены резными навершиями, опирающимися на колонки с пышными капителями. Приделы выглядят как небольшие самостоятельные церкви, состоящие из двухсветных одноглавых четвериков с полукруглыми апсидами и трапезными. Монументальная трехъярусная колокольня — один из самых совершенных по пропорциям объёмов и насыщенности фасадного декора московских памятников эпохи зрелого барокко. Четверик её первого яруса с закрытой обходной галереей по верху несёт 2 столпообразных восьмерика, завершённых трёхъярусным гранёным барабаном с главой. В оформлении восьмериков использованы пилястры с капителями, украшенными головками херувимов, лепные гирлянды и резные замковые камни в перемычках арок звона. Стены галереи, завершённые по центру боковых фасадов полукруглыми фронтонами, декорированы парными пилястрами с композитными капителями; во фронтонах помещены барельефные изображения архангелов Михаила и Гавриила. Церковь была закрыта в 1930-х гг. Богослужения возобновлены в 1992.

  • - Построена в 1790-1800. Характерное для зрелого классицизма здание первоначально состояло из 2-светной купольной ротонды собственно храма с полукруглой в плане апсидой, 2-придельной трапезной и 3-ярусной колокольни...

    Москва (энциклопедия)

  • - Построена в 1902 на месте одноимённой церкви 1888. Ей предшествовал каменный храм начала XVIII в. Церковь стоит у истока р. Городни на восточном берегу Борисовского пруда...

    Москва (энциклопедия)

  • - Церковь Троицы в Вишняках.Москва. Це́рковь Тро́ицы в Вишняка́х. Построена в несколько этапов в 1804—26...

    Москва (энциклопедия)

  • - Церковь Троицы в Воробьёве.Москва. Це́рковь Тро́ицы в Воробьёве. Построена в 1811—...

    Москва (энциклопедия)

  • - Построена в 1650-61 стрельцами полка В. Пушечникова, сменив деревянный храм, известный с 1632...

    Москва (энциклопедия)

  • - Построена купцом Г. Никитниковым на территории своей усадьбы в 1631-34 и, по некоторым данным, достраивалась его наследниками в 1653...

    Москва (энциклопедия)

  • - Церковь Троицы в Серебряниках.Москва. Це́рковь Тро́ицы в Сере́бряниках...

    Москва (энциклопедия)

  • - Построена в 1644-46 в летней резиденции московских митрополитов и патриархов каменных дел подмастерьем Л. Ушаковым по «чертежу» А. Константинова...

    Москва (энциклопедия)

  • - Церковь Троицы в Троице-Лыкове.Москва. Це́рковь Тро́ицы в Тро́ице-Лы́кове. Одно из выдающихся произведений в стиле московского барокко, церковь построена в 1690—...

    Москва (энциклопедия)

  • - Церковь Троицы в Троицкой слободе.Москва. Це́рковь Тро́ицы в Тро́ицкой слободе́ . Построена в 1696—1706 в слободе, принадлежавшей с начала XVII в. Троице-Сергиеву монастырю...

    Москва (энциклопедия)

  • - Церковь Троицы в Хорошёве.Москва. Це́рковь Тро́ицы в Хорошёве. Построена в 1598 в загородной усадьбе царя Бориса Годунова...

    Москва (энциклопедия)

  • - Це́рковь Тро́ицы в Хохло́вке. Построена на средства прихожан В.А. Чириковой и думного дьяка Е.И. Украинцева в 1696...

    Москва (энциклопедия)

  • - Церковь Троицы на Грязех.Москва. Це́рковь Тро́ицы на Гря́зех. Построена в 1861 по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства надворного советника Е.В. Молчанова...

    Москва (энциклопедия)

  • - Построена по проекту архитектора А.Г. Григорьева в 1830-35...

    Москва (энциклопедия)

  • - приходская церковь Стратфорда-на-Эйвоне, построенная, по-видимому, в XIV в. Колокольня была пристроена позже, в XVIII в. В этой церкви Шекспира крестили...

    Шекспировская энциклопедия

  • - Церковь исповедует православную веру, следует св.Писанию и св.Преданию православной греко-кафолической Церкви, принимает семь вселенских Соборов святых Отцов, апостольские правила и каноны Православной Церкви...

    Религиозные термины

"Церковь Троицы в Кожевниках" в книгах

Сендайская церковь Церковь в Мориока (с октября 1889) Церковь в Исиномаки 14 мая 1889 г. Сендай

Из книги Дневники св. Николая Японского. Том ΙI автора (Касаткин) Николай Японский

Сендайская церковь Церковь в Мориока (с октября 1889) Церковь в Исиномаки 14 мая 1889 г. Сендай 11 мая нового стиля 1889 Сендайская церковь и повременные церковные собрания в ней для приходов священников в ней, для приходов священников Петра Сасагава (в Сендае) и Иова Мидзуяма (в

Из книги Навстречу Жениху автора Блаженный (Береславский) Иоанн

Церковь - место где звучит голос Всевышнего - Институт - церковь в состоянии сомнамбулистического сна - Трагедия Шекспира в мировом масштабе - Церковь соткана из пребожественных свитков ее сладчайшей Матери - Храм выродился в идольское капище - Церковь

Церковь и религия; духовно-нравственный уровень священнослужителей и церковь будущего

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Церковь и религия; духовно-нравственный уровень священнослужителей и церковь

IV. Церковь и государство, Церковь и власть

Из книги Основы христианской философии автора

IV. Церковь и государство, Церковь и власть 1. Отношение к власти в первые века христианстваСреди нападок на Церковь являются наиболее острыми, можно сказать ожесточенными, те, которые настаивают на том, что Церковь «подчинилась» государству или (как в римском

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Церковь Святой Троицы

Из книги Стокгольм. Путеводитель автора Кремер Биргит

Церковь Святой Троицы К югу от собора и Густавианума находится церковь Св. Троицы (Heliga Trefaldighetskyrkan) (4) – городская церковь Упсалы постройки XIV века. Дворец XVIII века, стоящий напротив, служит резиденцией протестантского

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины Как вы знаете, непременной принадлежностью жилищ русской знати были так называемые домовые храмы. Религиозная традиция требовала неукоснительного

Дмитрий Ольшанский Церковь Троицы в тенях

Из книги Сокровенный человек (апрель 2007) автора Русская жизнь журнал

Дмитрий Ольшанский Церковь Троицы в тенях Русский человек на Манхеттене

Поучение 3-е. День Св. Троицы (О таинстве Св. Троицы)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора

Поучение 3-е. День Св. Троицы (О таинстве Св. Троицы) I. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Этими великими и святыми словами пастыри Церкви начинают обыкновенно все свои собеседования с вами, братия мои. Но в другие дни эти святые слова служат только святым заглавием слов и

МИФ 1: Украине нужна независимая Поместная Церковь. УПЦ - Церковь Кремля. Пятая колонна. Это Российская Церковь в Украине

Из книги Украинская Православная Церковь: мифы и истина автора

МИФ 1: Украине нужна независимая Поместная Церковь. УПЦ - Церковь Кремля. Пятая колонна. Это Российская Церковь в Украине ИСТИНАВ православном понимании Поместная Церковь - это Церковь определенной территории, которая находится в единстве со всеми Православными

III Проблема видимой церкви. Церковь, как „corpus permixtum". Знание и вера. Писание и Предание. Церковь - хранитсиьница их и fides implicita

Из книги Католичество автора Карсавин Лев Платонович

III Проблема видимой церкви. Церковь, как „corpus permixtum". Знание и вера. Писание и Предание. Церковь - хранитсиьница их и fides implicita Итак, идея церкви раскрывается нам, как един ство тела Христова - всего человечества, спасеннаго Им, в любви, знании и жизни по абсолютным истинам

Церковь и право. Церковь и государство.

Из книги Апологетика автора Зеньковский Василий Васильевич

Церковь и право. Церковь и государство. В современной жизни огромное место принадлежит праву, как силе, регулирующей человеческие отношения. Неверно было бы выводить ценность права из положения, которое впервые высказал английский философ Гоббс, что «человек человеку

1. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь.

Из книги Духовный мир автора Дьяченко Григорий Михайлович

1. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь. 1. Однажды св. Ефрем патриарх антиохийский, узнал, что один находившийся в Иерапольской стране, столпник вдался в ересь. Случай этот имел большое значение. Столпник как

2. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Участие Лиц Прсв. Троицы в спасении человека

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

2. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Участие Лиц Прсв. Троицы в спасении человека Свщ. Писание (Быт. 1, 26) говорит, что созданию человека предшествовало некое таинственное совещание Божественных Лиц. «И сказал Бог: сотворим человека по образу

2. Когда возникло различие в способе крещения от левого плеча к правому (современные католики, протестанты, армянская православная церковь и др.) и от правого к левому (наша церковь)?

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

2. Когда возникло различие в способе крещения от левого плеча к правому (современные католики, протестанты, армянская православная церковь и др.) и от правого к левому (наша церковь)? Вопрос:Когда возникло различие в способе перекреститься от левого плеча к правому