По окончании напряженного летнего сезона экскурсовод нашей компании - Суханов Леонид Сергеевич, экскурсовод 1-ой категории, методист, член рабочей комиссии по аккредитации экскурсоводов Городской туристско-информационный центр (СПбГУ «ГТИЦ»), учитель истории школы № 608 Кировского района Санкт-Петербуга, экскурсовод компании «Невский тур primo» дал интереснейшее интервью, в котором помимо всего прочего очень часто встречается слово «любовь». Оказывается без этого чувства в данной профессии делать точно нечего.

Леонид Сергеевич, какими необходимыми качествами (помимо профессиональных) должен обладать экскурсовод? Каких экскурсоводов любят туристы?

Туристы любят хороших экскурсоводов. Но как определить хороший или нет экскурсовод - вопрос. И у каждого своя шкала измерения. Я считаю, что главное качество экскурсовода - любовь к городу, к своей профессии, к людям. Любовь, но не фанатизм в разных вопросах нашей работы, не подобострастие. Человек, который представляет столь величественный город, должен быть адекватен. Сегодня много людей, которые пришли в профессию с одной целью - заработать, часто бывает, что они и не задумываются о сути и назначении нашей работы. Поэтому, возможно, что главное качество, кроме всех профессиональных адекватность и неиссякаемое желание показать туристам наш город, влюбить, как говорят сами же гости города, в Петербург.

Каких туристов любите Вы? Есть ли различия в предпочтениях и восприятии туристом из разных регионов страны и ближнего зарубежья экскурсионных программ и маршрутов? (Скажем, туристы из Вологды больше любят вот это, а из Мурманска что-то иное). Можно ли проследить такие интересные взаимосвязи?

Я... Я люблю туристов таких же, как туристы любят экскурсоводов - хороших. Опять - как определить? Туристы разные, и каждый профессиональный экскурсовод или гид-переводчик должен уважать туриста из любого региона. Но сегодня как никогда, чувствуется разница между регионами. Но если раньше различия были географическими, то теперь исключительно материальные: нефтяные регионы и аграрные - большая разница. Одни могут ничего не воспринимать, главное для многих теперь «звёздность» гостиницы, что, безусловно, важно, а другие воспринимают все, всем восхищаются и все интересно. Но не потому что они ничего не знают, потому что их современная экономическая ситуация не уничтожила, как людей думающих, интересующихся.

Как Вы думаете с кем интереснее работать?

У меня несколько раз за сезон бывают группы из Йошкар-Олы. Когда я первый раз с ними работал, во время обзорной экскурсии у меня было ощущение, что все спят, ибо слышно было меня и шум мотора автобуса, оборачиваюсь - слушают, смотрят, чуть ли не дышат через раз. Последнее время туристы все меньше задают вопросы о городе, истории, литературе, о прошлом, настоящем и будущем. Единственный вопрос, который звучит очень часто - о настоящем - сколько стоят в Петербурге квартиры. Вот так меняется турист.

Несмотря на то, что Вы очень молоды, в туризме работаете довольно давно. Как меняется внутренний туризм в Петербурге? Есть ли качественные изменения?

Несмотря на возраст (к 28 годам 16 лет стажа экскурсовода), я помню, как говорится, еще те времена в туризме. Главные изменения в туризме, как в любой сфере услуг - взлеты и падения. Сейчас, как мне кажется, внутренний туризм Петербурга на подъеме. Касательно качественных изменений... Народ меньше стал интересоваться некой кулуарностью истории, темы экскурсий "Любовь и корона" и "Мистический Петербург", к счастью, отходят на второй план. В одном отзыве туристов была просьба больше рассказывать о 1917 годе, спортивной жизни города. Я помню, была такая экскурсия "Спортивный Ленинград", сегодня, когда строятся новые спортивные объекты, мне кажется возрождение такой темы очень актуальным. Люди потянулись от "клубнички" к истории, фактам, к информации о развитии города. И это прекрасно. Ведь задача экскурсовода не работать на потребу дня, а тянуть уровень знаний, интересов, культуры экскурсантов выше. Еще одно важное изменение - меньше фирм-однодневок. На рынок выходят более серьезные компании, контролирующие качество обслуживания.

Какие свои экскурсии Вы считаете наиболее интересными и яркими?

Я одинаково плохо работаю! (улыбается). Я очень люблю водить войну, как говорят у нас в профессии, люблю трассовые экскурсии - Новгород, Выборг, Старая Русса и т.д. На трассе масса возможностей за 3 часа раскрыть чуть ли не всю историю государства российского, привязав все это к конкретным объектам показа. Все люблю водить. Люблю профессию, люблю город, поэтому всегда, положив микрофон, хочется взять поскорее его вновь. А самая яркая, наверное, ночная по городу.

Что посоветуете непременно посетить туристу, который первый раз приехал в Петербург?

Пискаревское кладбище. Не с вокзала, конечно, туда ехать, но выбрать турфирму, которая предлагает обзорную экскурсию по Петербургу с посещением мемориала, как это было всегда. В Петербурге-Ленинграде обязательно нужно поклониться тем, кто пал, защищая великий город. Подвиг ленинградцев в том, что не себя спасали, спасали город. А уже потом спасенный ленинградцами Эрмитаж, Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор, крейсер Аврору, воссозданный Петергоф, Петергоф обязательно - его фонтаны бесподобны. Для первого приезда в Петербург, думаю, достаточно.

Зачем вообще нужен экскурсовод в наше суперинформационное время, есть интернет (причем уже даже у нас довольно мобильный - I-Pad"ы, I-phon", прочие коммуникаторы), всё всем доступно. Экскурсовод - это пережиток прошлого? Или он для ленивого туриста? Как поменялись функции экскурсовода в 21 веке?

Ведь экскурсовод не ретранслятор. Главная задача экскурсии - показать!!! Как говорил наш великий экскурсовод, ныне покойный, Сергей Сергеевич Бортин, "сначала надо насытить глаза, потом уже уши". Это правило я усвоил от своего первого и главного педагога по профессиональному мастерству Наталии Васильевны Щегровой, которой всегда благодарен за то, что она дала мне профессию. Экскурсовод знает, что и как показать, да и что рассказать из всего объема информации. Никакие технические средства не могут показать город, только рассказать о нем. И очень важно - живое общение, которое может влюбить в город, о чем мы уже говорили. Вряд ли современные средства смогут это сделать лучше человека, всей душой любящего свой город.

Леонид Сергеевич, поскольку Вы работаете еще школьным учителем истории, хотим спросить вот еще о чем: можно ли утверждать, что подобно тому, как иностранные языки легче запоминаются и усваиваются с полным погружением в языковую среду, то и курс отечественной истории наверняка интереснее, полезнее и проще для школьников запоминать с применением экскурсий, что называется на местности? Ведь Санкт-Петербург это фактически уникальный огромный музей истории Российской Империи?

Да! Другого мнения быть не может. Конечно, можно историю, даже историю Петербурга изучить, не выходя из школы. Но нельзя не использовать потенциал города. В школе, где я работаю в прошлом году мы проводили семинар "Потенциал петербургской культуры в дополнительном образовании". Но ведь еще больший потенциал в основном образовании. В Петербурге можно вести экскурсии в соответствие с программой по литературе, истории, истории города, мировой художественной культуре, музыке, биологии, астрономии, химии, физике и еще ряду предметов. Как прекрасно, изучив роман Ф.М. Достоевского, увидеть кварталы, где разворачивается действие романа, увидеть дом, где писатель создал это "самое петербургское произведение русской классической литературы". Говоря о творчестве русских или зарубежных живописцев посетить русский музей, Эрмитаж, академию Художеств, усадьбу Репина "Пенаты". Прекрасные лаборатории наших научных институтов и университетов всегда рады предоставить возможности для проведения опытов, для знакомства с их коллекциями, которые собирались веками. Ведь экскурсия не заменит урок, но и не должна быть только развлечением, экскурсия - прекрасная иллюстрация к материалу учебной программы, прекрасная возможность дать дополнительный материал. Петербург - кладезь в этом смысле.

Если это так, какие экскурсии Вы могли бы порекомендовать для учащихся и школ?

Если, несколько примеров, то это вся литературная тематика - А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский в Петербурге, Поэты Серебряного века и другие. Обязательно военная тематика. Для школ с художественным уклоном - искусствоведческие и архитектурные темы. Хочу сказать, что подбор тем для каждого конкретного класса индивидуален. Темы важно выбирать осознанно. Обоснованием выбора для учителя не должна стать мысль "а вот здесь я еще не была или давно сюда не ездила". Детям должно быть интересно и понятно, что будет говорить экскурсовод, более того, у школьника д.б. мотивация. Зачастую эта мотивация - конкретные задания по теме экскурсии. Поэтому я всегда призываю своих коллег (учителей) как можно чаще включать экскурсии в план внеклассной работы по предмету и в план воспитательной работы с классом. Прекрасно знаю, что сегодня учителям тяжело работать в силу массы причин, в т.ч. невысокого культурного уровня школьников, но, мне кажется, что приобщение детей к прекрасному должно быть в помощь.

Сергей был обычным офисным сотрудником, и несмотря на хорошую зарплату, понял, что его образ жизни — это не то, о чем он мечтал. Он решился бросить все и уехать работать в Индию, где стал гидом. Теперь он организует авторские путешествия по всему миру.

Эволюция Юга.ру расспросила его, как он сумел изменить свой образ жизни, удается ли ему зарабатывать, как к путешествиям относится его семья и как подготовиться к большому путешествию в незнакомую страну.

путешественник

— Я путешествую уже 6 лет. Никогда не ставил себе цели стать путешественником: закончил учебу в КубГУ, работал в Краснодаре пиарщиком в ночных клубах и кафе. К 25 годам понял, что, наверное, через десять лет у меня будет машина лучше, квартира больше, одежда дороже. Осознал, что такой результат моей работы мне не очень интересен и надо что-то менять.

Когда ты следуешь в потоке со всеми и не оглядываешься, жить можно спокойно и хорошо. Но потом что-то заставило меня остановиться и прислушаться к себе. Я попытался разобраться в том, что мне действительно нужно.

В детстве я любил историческую и приключенческую литературу. Все это безумно нравилось и вдохновляло, но на себя этот образ не примерял. И я бы не сказал, что у меня была однообразная работа — было интересно и нескучно. Но я испытывал недостаток смысла в своей деятельности, какие-то экзистенциальные муки, условно говоря.

Как удалось стать гидом в Индии

Когда я оставил работу здесь, в России, я решил подготовиться к поездке в Индию и найти там что-то аналогичное моей PR-деятельности. Но мои ожидания от работы не оправдались. Я думал, что можно будет там заниматься продвижением заведений, привычными для меня вещами. Но когда я приехал туда, понял, что ничего не получится: там все по-другому, бизнес устроен иначе. Люди не готовы платить деньги за то, за что мне платили в России.

У меня был билет в один конец, очень плохой английский и не совсем понятная перспектива работы. Но все сложилось как нужно.

Первое время я раздавал флаеры русским туристам на побережье в Гоа: предлагал посетить какие-нибудь водопады, искупаться со слоном — стандартный набор. Я делал это для туристического агентства, в котором работали экскурсоводы. Позже я сам стал водить туристов по популярным местам.

Вскоре я понял, что это именно то, чем я хотел всю жизнь заниматься — изучать историю, архитектуру, традиции региона и рассказывать о них людям.

Когда я вернулся из Индии и оглянулся на то, что произошло, я подумал: «Господи, это был райский сон какой-то! Мне что, нужно просыпаться и продолжать жить в Краснодаре?»

После Индии через знакомых мне предложили работать экскурсоводом еще в нескольких местах. Я отправился в Грецию, работал на Крите, водил экскурсии в Афины, Санторини, показывал Парфенон и Акрополь.

Так я отработал несколько сезонов как экскурсионный гид, после чего понял, что мне не хватает глубины и продолжительности. На экскурсии приходили люди, которым это было нужно ради галочки. А мне хотелось показывать регион с необычной стороны, которую я знаю глубже, — для тех, кому это интересно.

Как появились авторские путешествия

Я стал подолгу путешествовать самостоятельно, и по не самым туристическим местам — чтобы погрузиться в культуру и историю страны, получить отдельный опыт, прожить маленькую жизнь. 2-3 недели пребывания, даже месяц — для меня этого недостаточно. Я приезжаю надолго, и когда уже начинаю чувствовать страну, только тогда могу показать что-то другим людям.

Я жил, работал, узнавал маршруты в США, Норвегии, Исландии, Китае, Непале, Бирме, Таиланде, Вьетнаме и Бутане. Организовывал проект «Русское наследие Гималаев» совместно с Русским географическим обществом.

Перед тем как впервые отправиться в новую страну, я стараюсь эмоционально на нее настроиться. В этом очень помогает художественная литература, когда ты читаешь писателей из этой страны, — почти в каждой есть выдающиеся авторы. Во-вторых, конечно же, читаю историческую литературу.

Я не изучаю те вещи, которые можно узнать на туристических форумах: как пройти туда, сколько долларов стоит билет к достопримечательностям. Все это я прекрасно узнаю сам и получу свой опыт на месте. Мне не очень важно чужое мнение и чужой взгляд, тем более, как правило, людей некомпетентных. Когда пишут: «Обязательно сходите туда, там очень классно, а туда не надо», мне это не интересно.

После того как я пожил в стране долго и изучил ее достаточно, я могу разделить свой опыт. Долгие поездки, которые я организую для других, я называю не экскурсиями, а путешествиями. Это работа только с русскоязычными туристами в группах по 5-8 человек.

Как устроены авторские туры

Что касается проживания, это могут быть совершенно разные форматы в зависимости от дороговизны региона и обстоятельств — неплохие отели, арендованные дома, лоджии какие-нибудь в Гималаях с самыми примитивными базовыми удобствами. Или даже буддистские храмы, семьи местных жителей, палатки, матрасы и одеяла под звездами в пустыне.

Путешествия, которые я делаю, — это не узконаправленные, как сейчас модно, туры. Не йога-туры, не серф-туры, не паломнические и не трекинговые. Я стараюсь людей знакомить со страной или регионом очень комплексно, со всех возможных сторон, не отталкиваясь только от достопримечательностей.

В одном и том же регионе я бываю в современных городах, мегаполисах, общаюсь с людьми, которые разделяют глобальные ценности. В то же время в путешествии я могу показать деревни, где сохранилась традиционная культура, где живут очень религиозные люди. И для того чтобы пазл сошелся, нужно совершенно разными вещами интересоваться и показывать их.

Гид отвечает за жизнь и безопасность участников путешествия. У меня такой подход, что если люди отправляются со мной в страну, в которой они не ориентируются, они доверяют мне во всем: я выбираю место проживания, транспорт. Конечно, я несу ответственность за их здоровье и за жизнь, за то, чтобы они получили интересный, необычный опыт пребывания в этой стране. Такая ответственность увеличивается в каких-то более экстремальных условиях, в горных восхождениях.

Хобби, работа или образ жизни

Я не разделяю работу или хобби. Это все вместе, один образ жизни. Моя история — не про бизнес и не про захваты рынков, она про то, что мне нравится делать.

У меня есть семья в Краснодаре, за которую я отвечаю. Деньги — это важная составляющая, и я не отрицаю их значения. Мои авторские туры — это большая и непростая работа. За последний год я организовал 12 путешествий, это очень много, не считая разведок. Шесть месяцев за этот год я провел вместе с туристами. Я стараюсь путешествовать как можно больше с семьей, с женой, иногда даже получается куда-нибудь родителей с собой взять.

Если считать, как часто я бываю в Краснодаре, то за прошлый год девять месяцев я провел в путешествиях, три месяца был в Краснодаре. И то, иногда я приезжаю в Краснодар на четыре дня, на неделю, то есть эти три месяца — они складываются из таких вот коротких приездов.

Об опасностях и приключениях

В путешествии бывают разные незапланированные ситуации, но я стараюсь сделать так, чтобы люди, которые находятся рядом, не догадывались о том, что что‑то идет не так.

А в одиночку со мной происходит много интересного. Например, однажды я провел четверо суток на пароме «Никобар» на Андаманских островах, и на пароме начался бунт голодных индийцев.

Бывает, что приезжаешь в город, а в нем проходит какой-нибудь массовый религиозный праздник, на котором собираются 10 млн человек — и все в религиозном экстазе. Представьте: город, полный полуобезумевших людей, а тебе нужно найти место переночевать.

Чтобы не попадать в такого рода неприятности, нужно хорошо изучить регион, его культуру и традиции. Чем больше ты знаешь об этих людях, чем больше ты знаешь, чем они руководствуются в обычной повседневной жизни, тем меньше шансов попасть в какую-то неприятность. Например, в буддийском жилище не нужно садиться ногами к алтарю. Во многих регионах Азии нельзя трогать детей за голову.

О людях и о дружбе

В путешествиях очень важно иметь людей, которые помогут тебе в каких-то нештатных ситуациях. Но я не разделяю жизнь в путешествиях и вне их, легко понимаю, симпатизирует мне человек или нет.

Например, в той же Мьянме, когда я был в первый раз на озере Инле, где есть плавучие деревни и все местные перемещаются на лодках. Я зашел в агентство, где можно купить билеты на автобус. Там я разговорился с местным, он пригласил меня в свой дом. Мы подплыли к дому на лодке, он познакомил меня со своей семьей, мы чудесно пообщались.

В следующий раз я приехал с группой и связался с ним. Он был рад меня видеть, поэтому мы не брали лодку, как делают все туристы, — просто сразу встретились с этим товарищем. На его лодке поехали по местам, о которых там туристы не подозревают, приехали в гости на обед, пообщались с его семьей. Одно дело со стороны посмотреть на все эти дома, другое дело, когда ты там внутри, пробуешь еду, которую едят местные, смотришь на их быт. Это совершенно другой уровень погружения в среду.

Я стараюсь не отгораживаться от реальности искусственными стенами, которыми люди любят окружать себя за большие деньги, — жить в дорогих гостиницах, ездить в тонированных автомобилях

Я стараюсь не отгораживаться от реальности искусственными стенами, которыми люди любят окружать себя за большие деньги, — жить в дорогих гостиницах, ездить в тонированных автомобилях. Так ты смотришь на окружающую реальность просто как на картинку, которая сменяется за окном.

Если просто нужна плоская картинка, достаточно, не знаю, посмотреть «Орел и решка» или любую другую передачу о путешествиях на ТВ. А для меня важно стать частью того, что происходит.

В одних странах все-таки люди более гостеприимные, чем в других. Две мои любимые страны в этом плане — Непал и Бирма (Мьянма). Если говорить о самых недружелюбных странах, то Индия знаменита своей чертой: если ты обычный турист и проезжаешь по местным достопримечательностям, то тебя тут же атакует армия местных торговцев, рикшей, каких-то непонятных полугидов, которые хотят тебе что-то впарить. Турист воспринимается как кошелек с ножками.

Но если они видят, что ты не первый раз в этой стране, им не очень интересно с тобой общаться, потому что ты понимаешь, сколько что стоит на самом деле. В общем, прохиндеев достаточно много, они есть в любой стране.

А если говорить об Исландии и Норвегии, то в этих странах люди не то что более закрыты, они более сдержанные. Они приятные, очень располагающие к себе, уверенные и знающие себе цену.

В плане готовности местных помочь мне больше нравится Азия. Допустим, в Европе ты не успел забронировать гостиницу, а тебе нужно где-то остановиться. Ты находишь единственную гостиницу на 100 км вокруг, и они тебе отвечают — мест нет, ничем не можем помочь.

В Азии в похожей ситуации обязательно что-то придумается — каким-то невообразимым образом появится соседняя гостиница, какой-нибудь дядя, сват, брат, родитель, который, может, что-то организует.

О содержимом рюкзака и выборе билетов

Я путешествую налегке — мне кажется, что чем легче рюкзак, тем свободнее ты себя ощущаешь. Я стараюсь, чтобы у меня в рюкзаке всегда был спальный мешок, чтобы я мог переночевать где угодно. Аптечка, налобный фонарик.

Фотоаппарат с собой не беру. Раньше вообще не фотографировал ни на что долгие годы, за что меня все ругали. Сейчас я могу что-то сфотографировать на планшет, но как правило, у меня нет недостатка в фотографиях, потому что люди, которые со мной путешествуют, всегда фотографируют.

Если вы зайдете ко мне домой, вы никогда не подумаете, что я много путешествую. Я не любитель собирать всякое барахло отовсюду. Но я могу привезти друзьям и близким какие-то вещи, которые считаю подходящими для конкретного человеку. Это ситуативно. Чаще привожу одежду, какие-то функциональные вещи. Шапку могу прикольную привезти.

Если вы зайдете ко мне домой, вы никогда не подумаете, что я много путешествую. Я не любитель собирать всякое барахло отовсюду

В плане билетов я не могу сказать, что беру первые попавшиеся. Раньше ориентировался на цену билетов, сейчас смотрю на длительность пересадок и стараюсь, чтобы перелеты были более щадящими. И если уж есть пересадка, то здорово, если есть возможность выйти в город, провести там денек.

О планах

Осенью планирую открыть новый для себя регион — Южную Америку. Сейчас разрабатываю маршрут, а в ноябре будет большое путешествие с туристами. До конца года проведу еще пару путешествий в Индию, еще в Непал. На все лето уеду в Норвегию.

В будущем интересно заняться Антарктидой. Хочу сделать путешествия с переходами через пустыни. Если говорить о том, что хочется сделать для себя, то это экспедиционные какие-то вещи — чтобы надолго и автономно. Переход через пустыню, тяжелые путешествия, восхождения.

Мне очень нравится то, чем я занимаюсь, а какую форму это будет принимать — не так важно. Может, получится создать что-то новое на стыке технологий и путешествий, блог, может быть, какой-то, не закрываю для себя таких возможностей.

14. Глубинное интервью в социологических исследованиях . Цели исследования. Виды интервью: полуструктурированное, свободное, нарративное, диалоговое. Отбор участников исследования. Составление гайда. Обработка и анализ полученных данных. Экперт-опрос в исследованиях молодежной сферы.

1. Составление программы исследования ограничивается постановкой целей и задач, выделением объекта исследования, описанием принципов отбора участников, интерпретацией понятий. Гипотезы не формулируются, так как метод направлен не на подтверждение/опровержение уже имеющейся информации, а на поиск принципиально нового знания.

2. Отбор участников не носит вероятностного характера – речь, скорее, идет о так называемой «теоретической выборке» - объект исследования должен быть «типичным» в ряду других или, напротив, олицетворять крайние тенденции.

3. Объем выборки, как правило, не превышает 30 человек, а зачастую ограничивается 10 – 15. Для определения объема выборки действует следующее правило: мы прекращаем проведение исследование, когда перестаем получать новую информацию. Либо когда мы исследуем сообщество – нам перестают называть новые имена.

4. Цели и задачи исследования могут корректироваться (уточняться) непосредственно при проведении полевого этапа.

5. Роль человека, непосредственно осуществляющего полевой этап, чрезвычайно важна, он должен обладать необходимыми навыками и квалификацией, а также определенным набором социально-психологических характеристик, способствующим налаживанию и поддержанию контакта с респондентом.

6. Время интервью, как правило, 1,5 - 2 часа. Это средние цифры, очень зависящие от конкретного респондента. Если необходимо провести интервью более долгое – то предпочтитеьнее несколько бесед с одним человеком в разное время.

7. Как правило, интервью записывается на диктофон, иногда ведется видеосъемка. В случае, когда интервьюируемый возражает против ведения записи, исследователю приходится или отказываться от интервью, или полагаться на свою память – как правило, выбирается последнее, особенно в том случае, когда нам важно узнать от рассказчика конкретные факты, то есть ЧТО было сказано, а не КАК это было сказано.

Также в социологии разработаны принципы и правила ведения «полевых заметок» - здесь основная трудность, которая встает перед исследователем – он вынужден на месте решать проблему отбора данных, так как зафиксировать все не представляется возможным. Для облегчения работы по фиксации информации разработаны специальные знаки и символы, соответствующие различным речевым формам, особенностям разговоров , .

Иногда ведение каких- либо записей крайне отрицательно влияет на контакт с респондентом. В этом случае исследователь старается запомнить информацию. Важной проблемой в случае фиксации данных интервью «по памяти» является воспроизведение текста, который называют «естественным словарем» объекта исследования.

Виды интервью.

Полуструктурированное интервью.

Это интервью с путеводителем (гайдом) – списком вопросов, которые будут заданы. Формулировка и последовательность вопросов может изменяться уже в процессе проведения интервью.

Техники составления гайда:

1. Одной из техник является «принцип воронки»: фокусирование вопросов – от общих к частным, от менее личностных тем к более интимным. Существует «обратная воронка» - в начале задаются вопросы частного характера, затем – общего.

2. Другой техникой является разграничение вопросов по тематическим блокам.

Нарративное интервью: свободное повествование рассказчика при минимальном вмешательстве интервьюера – он может только «подбадривать» респондента одобряющими возгласами или междометиями.

Свободное интервью.

В отличие от полуструктурированного интервью заранее составленного списка вопросов нет, но тема разговора заранее определена, как и ряд вопросов, которых нужно коснуться в беседе. Исследователь и рассказчик беседуют между собой на выбранную тему, но при этом рассказчик только играет роль полноправного участника разговора, т.к. остается эмоционально невовлеченным, объективным, не высказывающим собственного мнения и т.д.

Диалоговое интервью.

Отличие от предыдущей техники – интервьюер занимает активную позицию в разговоре, высказывает свои собственные взгляды, приводит аргументацию, подтверждающую его точку зрения.

Экспертный опрос .

Особой разновидностью интервью является опрос экспертов. Здесь, как правило, используется заранее составленный гайд, хотя исследователь может отходить от намеченного ранее плана в соответствии с той информацией, которую получает. Особенностью этого вида интервью является специфичность объекта исследования. В качестве интервьюируемых отбираются эксперты по проблеме исследования. Основными критериями отбора могут являться стаж работы, должность, профессиональные знания эксперта.

Всегда удивлять, поражать и бросать вызов окружающим- такой жизненный девиз у интересной девушки Влады, нашего гида из Вены.

Как Вы решили стать гидом?

Я журналист по профессии и в душе. Люблю выискивать интересные истории, судьбы, факты. Передать настроение, эмоцию, подстегнуть интерес, добиться ответной реакции — для меня первостепенная задача. Я люблю бросать вызов — когда у людей округляются глаза. Удивлять и поражать — это по мне. Просто говорить — для меня удовольствие, а говорить о том, что любишь — двойная радость.

Выбор страны, в которой Вы работаете, был осознанным или это судьбоносный случай?

Это была любовь с первого взгляда. А потом она переросла в глубокое чувство, в привязанность, в потребность. Моим легким необходим венский воздух, моим глазам- венские дворцы и парки, моим ушам — музыка, которая звучит из каждого окна и, конечно, запах венского кофе….

Гид — это хобби или работа?

Счастлив человек, который с радостью идет на работу и с радостью возвращается домой. Я из таких, счастливых. Для меня хобби стало работой.

Кто чаще заказывает у Вас экскурсии мужчины или женщины?

В Вену обычно приезжают парочки в поисках романтики или семьи с детьми в образовательных целях. Для тех и других у меня разработана индивидуальная культурная программа.

Есть ли достопримечательности в ваших маршрутах, о которых Вы рассказываете с большим удовольствием, чем о других?

Каждую достопримечательность можно подать вкусно и не вкусно. Все зависит от настроя гида. Я рассказываю то, что сама нахожу примечательным.

Есть ли места куда Вам совсем не хочется идти с туристами? Если да, то с чем это связано?

Не люблю посещать массовые скопления людей. Предпочитаю индивидуальность.

Что Вам больше всего нравится в вашей деятельности?

В работе гида мне нравиться общение с большим кругом разных людей, возможность самообучения, посещения актуальных мероприятий. Видеть красивое, говорить о красивом, показывать людям красоту — не это ли счастье?

В какой профессиональной области Вы можете себя представить, кроме туризма?

В журналистике, на телевидении я чувствую себя как рыба в воде.Уже запустили проект русского телевидения в Австрии.Смотрите меня на www.russische.tv или живьем на экскурсиях.

Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

Вопросник глубокого интервью принципиально отличается от анкеты с закрытыми вопросами. Если структурной единицей анкеты является вопрос или блок вопросов, то структурной единицей неформализованного интервью является ТЕМА. Тема представляет собой связное (обладающее смысловым единством) изложение какого-либо вопроса.

Вопросник глубокого неформализованного интервью представляет собой перечень тем, подлежащих выяснению. Этот перечень не обязательно должен иметь форму вопросительных предложений. Темы могут быть сформулированы как в повествовательной, так и в вопросительной форме.

Центральной проблемой при составлении вопросников, предназначенных для глубоких интервью, является определение последовательности тем и степени их детализации.

В зависимости от типа смысловой связи темы подразделяются на повествования, описания и рассуждения. Данная типология была разработана еще средневековыми логиками, а в русскую научную культуру привнесена М. Ломоносовым.

Повествование – это изложение хода событий во времени или последовательное отображение частей сложного события. Составные части повествования следуют друг за другом в порядке, определяемом связью во времени описываемых в них событий. В методических пособиях по интервьюированию повествование именуется также «хронологической» последовательностью. Разновидностями этой последовательности являются: прямая и обратная хронологии, прямая хронология с отступлениями. Иногда интервью концентрируется вокруг какого-то центрального события. В этом случае задаются вопросы: что было до того, во время того, после того? Хронологическая последовательность может измеряться в годах, месяцах, днях, часах, минутах. Скорость описания событий в ходе интервью обычно бывает неоднородной: ключевые события могут описываться часами и минутами, а длящиеся процессы – месяцами и годами. Вследствие этого временные рамки повествования в ходе интервью постоянно меняются, расширяясь и сужаясь.

Описание – это последовательное отображение составных частей сложного объекта или явления. Связь между элементами описания может осуществляться на основе пространственных, функциональных или иных отношений. Описание называют также «пространственной» последовательностью, имея в виду, что совокупность формирующих объект составных частей, признаков или функций образуют, говоря языком математиков, признаковое или функциональное пространство.



В интервью при перечислении респондентом факторов, причин или составных частей, желательно попросить его, по возможности, выстроить их в порядке значимости или иным образом упорядочить свое изложение.

Описания различаются по месту расположения их общей части (общей характеристики объекта описания). В некоторых случаях эта часть открывает тему, в других она ее завершает. М. Ломоносов назвал первый тип описания разделительным (сначала представляется объект в целом, а затем составные части), а второй – соединительным (сначала составные части, а затем объект в целом).

Рассуждение или причинно-следственная последовательность – это тип смысловой связи, основанной на причинно-следственных отношениях. Рассуждение представляет собой мысль, движущуюся от посылок к выводу, например, в форме умозаключения, доказательства, опровержения. Виды рассуждений: от констатаций к обобщению; от тезиса к аргументам и от них к выводу; от фиксации изменений – к анализу их причин; от элементов – к их связям; от установления закона – к раскрытию его модификаций; индуктивные и дедуктивные умозаключения.

При составлении вопросников темы, связанные с рассуждениями, целесообразно ставить в конец интервью, после того, как фактическая сторона дела прояснена в ходе повествования или описания (либо их комбинации).

Вопросы, запланированные заранее, и вопросы, формулируемые по ходу интервью. Вопросы, задаваемые респонденту, подразделяются на те, что подготовлены заранее и сведены в план-вопросник, и те, что задаются непосредственно в ходе беседы и представляют собой оперативную реакцию интервьюера на получаемую информацию. Второй тип вопросов в данной главе не рассматривается, поскольку в ней идет речь только о заранее подготавливаемых планах интервью. Однако для данного раздела важно, что интервью могут различаться по соотношению удельных весов вопросов обоих типов. Исследователь должен выбирать, на что он больше будет полагаться: на заранее подготовленные или на оперативно формируемые вопросы.



Число тем в интервью. План глубокого интервью может включать в себя либо одну тему, либо несколько независимых тем. Первый тип вопросника можно охарактеризовать как простой, а второй – как составной. Составные интервью реже встречаются в социологической практике глубокого интервьюирования, поскольку полноценное раскрытие одной темы (или нескольких взаимосвязанных тем) требует обычно достаточно много времени. Соединение в одном интервью нескольких разнородных тем может привести к тому, что не все они будут полноценно раскрыты. В связи с этим наше дальнейшее изложение будет в основном ориентировано на описание правил составления вопросника простого интервью, во-первых, потому, что оно более употребительно, а во-вторых, потому, что составной тип складывается из нескольких простых.

Степень логической детализации вопросника. Это идеально–типическая шкала, на одном полюсе которой находятся вопросники с высокой, а на другом – с низкой степенью детализации. Если для проведения интервью формируется подробный план, состоящий из многих вопросов, и если эти вопросы представляют собой составные части одной общей темы, то мы имеем дело с вопросником детализированного типа.

Детализация вопросников осуществляется путем деления большой общей темы на составляющие ее частные темы. Деление темы – это логическая операция, посредством которой раскрывается ее объем, т. е. число предметов или явлений, охватываемых темой. В соответствии с общепринятыми логическими правилами, деление темы на составные части (подтемы) должно быть:

а) обоснованным,

б) соразмерным

в) взаимоисключающим

г) непрерывным

Хорошо разработанный вопросник сложного интервью должен иметь вид подробного оглавления книги. Число ступеней деления детализированного интервью может доходить до трех или четырех, напоминая рубрикацию оглавления, включающего части, главы, параграфы, подпараграфы и т. д. Сравнение с оглавлением книги не случайно, поскольку хорошо проведенное и хорошо отредактированное интервью (о редактировании см. ниже) и должно иметь вид логично построенной статьи или книги.

В противоположность вопроснику с высокой степенью детализации, часто представляющему собой сложную многоуровневую систему вопросов, вопросник с низкой детализацией может состоять только из одного вопроса или формулировки темы.

Вопросник с низкой тематической детализацией может состоять из нескольких самостоятельных, но связанных по смыслу тем, не являющихся составными частями. Он может содержать также некоторые раскрытия основной темы, что приближает его к типу вопросника с высокой логической детализацией.

Использование вопросника с низкой степенью детализации предполагает, что часть вопросов будет сформулирована и задана непосредственно в ходе интервью.

Выбор вопросника с высокой или низкой степенью детализации требует сравнительного описания их преимуществ и недостатков. Проблема определения целесообразной степени логической детализации интервью является при составлении вопросника одной из центральных. Эта детализация в общем и целом определяется степенью предварительной информированности исследователя. Низкому уровню предварительной информированности должна соответствовать и низкая степень логической детализации.

Одним из приемов, способствующих преодолению противоречий между преимуществами и недостатками высокой и низкой степени детализации, является поэтапная детализация, при которой ее степень возрастает непосредственно в ходе исследования, от интервью к интервью.

Степень логической разветвленности вопросника. Это идеально–типическая шкала характеризует вопросники со сложной логической структурой. На одном конце шкалы план интервью напоминает линию, а на другом – ветвистое дерево. Необходимость составления вопросников типа «дерева» возникает в тех случаях, когда при расчленении темы на составные части встает проблема «логических развилок». Эта проблема актуальна при составлении схем как формализованного, так и глубокого интервью. Логической развилкой в данном случае называется ситуация, при которой исследователь прогнозирует, что в зависимости от ответа на определенный вопрос выборка респондентов распадется на несколько существенно различающихся по своим свойствам совокупностей, для каждой из которых потребуется составление специфичного вопросника. Поясним сказанное на примере. Предположим, что проводится опрос, направленный на изучение типов восприятия эстрадной песни. Как правило, в таких опросах обнаруживается, что для одной части респондентов более важным является поэтический текст, а для другой – музыка. Поскольку системы критериев и понятийный аппарат оценки словесной и музыкальной составляющих существенно различаются, то вопросник анкеты или интервью должен предусматривать эту развилку, т. е. наличие специфических блоков вопросов для респондентов различных типов.

Полнота логической структуры вопросника. Вопросники неформализованного интервью могут иметь полную либо неполную логическую структуру. Полная логическая структура возникает в том случае, когда темы интервью расчленены на подтемы в соответствии с описанными выше четырьмя правилами деления (см. вопросник с высокой степенью логической детализации). Однако реально уровень предварительной осведомленности исследователя далеко не всегда позволяет осуществить такое деление. Часто исследователь располагает лишь общей формулировкой темы и наряду с этим – набором частных вопросов, входящих в данную тему, но не покрывающих ее целиком. Такие ситуации, в частности, возникают в прикладных исследованиях, поскольку заказчиков обычно интересует как общее состояние проблемы, так и получение ответов на ряд конкретных вопросов. Иногда заказчик формирует проблему путем составления обширного списка конкретных вопросов. В этом случае исследователь может пойти по формальному пути и составить план интервью исключительно на основе заданного заказчиком перечня вопросов. Этот подход нельзя, однако, считать профессионально добросовестным, поскольку заказчик, скорее всего, сформулировал лишь часть вопросов, являющихся элементами более общей проблемы. Задача социолога состоит не только в том, чтобы дать ответ на заданные вопросы, но и в том, чтобы попытаться выявить и осветить те вопросы, которые не заданы заказчиком, но релевантны интересующей его проблеме. Сделать это можно только путем включения в вопросник общих вопросов, нацеленных на освещение всей проблематики в целом.

Таким образом, вопросник с неполной логической структурой представляет собой смешанный тип недетализированного и высокодетализированного вопросника, иными словами – комбинацию общих и частных вопросов, логическое пространство между которыми остается незаполненным. Общий вопрос ставится в этом случае перед частными, а частные вопросы задаются только после того, как респондент самостоятельно и полностью раскрыл сформированную в общем вопроснике тему. В ходе ответа на общий вопрос респонденты могут, и это случается довольно часто, осветить некоторые из предусмотренных планом частных вопросов. Необходимость задавать их в таком случае сама собой отпадает.

Постановка и раскрытие общего вопроса до перехода к частным, не устраняя частные вопросы из плана интервью, вместе с тем позволяет выявить:

а) неучтенные логические развилки и принципиально новые направления раскрытия темы. Новый и неожиданный для исследователя поворот темы зачастую обессмысливает всю остальную часть детализированного вопросника, если исследователь поторопился с его составлением;

б) неучтенные основания деления темы, раскрывающие объект с неожиданной стороны;

в) неполноту заданной исследователем типологии, которую респондент может дополнить новыми объектами, явлениями или переменными;

г) ранги значимости элементов тем, составных частей исследуемых объектов или явлений, а также их взаимосвязи в сознании респондента.

Прямая и обратная «воронка». Ряд вопросов, в котором каждый последующий имеет меньший логический объем, чем предыдущий, называется последовательностью «прямой воронки». Противоположный тип, в котором общий вопрос расположен после частного, называется «обратной воронкой». Указанные типы последовательностей могут характеризовать либо все интервью в целом, либо отдельные его темы или подтемы.

Последовательность «прямой воронки» наиболее употребительна. Можно сказать, что она используется во всех случаях, когда нет специальных методических оснований для принятия противоположного решения. Среди основных преимуществ последовательности «прямой воронки» могут быть названы следующие:

а) если целью интервью является получение детального описания события, ситуации или проблемы, постановка общего вопроса позволяет избежать множества частных.

б) последовательность «прямой воронки» позволяет респонденту строить свой ответ более связно и вспоминать детали более эффективно, следуя своему собственному пути ассоциаций

в) начиная интервью с постановки общего вопроса, исследователь страхует себя от привнесения в беседу своего взгляда или установки своих рамок соотнесения прежде, чем он получит информацию о представлениях респондента.

г) если цель интервью заключается в обнаружении непредвиденных релевантных ответов, методически более правильна постановка общего вопроса, так как частные вопросы этой цели не достигают.

Выше были перечислены основные преимущества последовательности типа «прямой воронки». Ясно, что использование обратного принципа перечеркивает эти преимущества. Тем не менее, существуют специальные методические основания, которые могут склонить выбор исследователя к использованию последовательности «обратной воронки». Таких оснований существует, как минимум, три (следует иметь в виду, что реальные вопросники могут содержать в себе комбинации двух типов последовательностей на уровне подтем):

а) отсутствие у респондента достаточно сильных мотиваций для предоставления информации по теме интервью. Такая ситуация может, к примеру, возникнуть в том случае, когда релевантный для исследования опыт респондента представляется ему маловажным и неинтересным, либо он слишком отдален во времени и в значительной степени стерся из памяти

последовательность вопросов в интервью должна отвечать следующим требованиям:

по ходу опроса интерес опрашиваемого должен расти.

более сложные вопросы должны следовать за более простыми.

б) необходимость создания единых рамок соотнесения у различных респондентов.

в) в определенном отношении последовательность «обратной воронки» оказывает на интервью примерно то же влияние, что и наводящий вопрос. Как и в случае с наводящим вопросом, смещающее воздействие последовательности «обратной воронки» следует считать нежелательным эффектом во всех случаях, когда оно не имеет веских методических обоснований.

Специальные виды последовательностей. В эту группу объединены различные типы последовательностей, разработанные для достижения тех или иных специальных целей. Приведем примеры некоторых таких последовательностей.

«Тематическая» последовательность. Она используется в тех случаях, когда цель интервью распадается на ряд параллельных тем. Например, исследуя мнения о кандидатах в президенты, каждого кандидата можно рассматривать как отдельную тему, формируемую из одних и тех же вопросов. Таким образом достигается сопоставимость результатов по каждой теме.

Последовательность «проблема – решение» предложена амери­канским исследователем Д. Дэрвилом. Включает в себя 5 следующих вопросов: Что является сутью проблемы? Что является ее причиной? Какие возможны решения? Какое решение наилучшее? Как это решение может быть реализовано?

«Воронка Гэллапа», состоящая из пяти вопросов, служит для составления как формализованных, так и неформализованных опросников. Первый вопрос предназначен для того, чтобы выяснить, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней. Второй направлен на выяснение того, как опрашиваемый в общем относится к данной проблеме. Третий предназначен для получения ответов по конкретным аспектам проблемы. Четвертый помогает выявить причины взглядов опрашиваемого. Пятый направлен на выяснение силы этих взглядов, их интенсивности.

Язык интервью . Данный аспект проблемы не формирует типологии, но важен при составлении вопросников. Основным критерием для выбора языка и синтаксиса вопросника является необходимость обеспечения максимально полного и точного донесения смысла сообщений от интервьюера к респонденту и обратно. Иначе говоря, язык интервьюера должен соответствовать общему словарю интервьюера и респондента. Наличие общего словаря не означает, что интервьюеру следует использовать те же самые народные либо простонародные выражения или говорить с тем же акцентом, что и респондент. Это означает, что язык, на котором говорит интервьюер, должен быть понятен респонденту, даже если респондент выражает ту же мысль каким-то другим способом. Ответы респондента также вовсе не обязательно должны быть сформулированы в терминологии интервьюера, но обязательно должны быть понятны ему. Словарь и манера выражения должны быть общими в том смысле, чтобы создавать единую основу для понимания.

Если общий язык интервьюера и респондента оказывается недостаточным для обсуждения темы интервью, то необходимо расширить словарь той или другой стороны. В отношении респондента это кажется сложным, но как показывает практика, вполне возможным предпочтительной.

Противоположная возможность заключается в том, чтобы расширить или, точнее, адаптировать язык интервьюера, сделав его понятным для той категории лиц, которых предполагается опросить.

Расширение словаря интервьюера не означает, что он должен пытаться имитировать речь респондента. Такие попытки могут привести лишь к нежелательным последствиям. В частности, имитация речи может серьезно обидеть респондента, поскольку ее причины могут быть неправильно истолкованы. Наряду с проблемой учета специфики языка респондентов существует проблема уровня сложности вопросов. Степень сложности вопроса должна приблизительно соответствовать уровню понимания респондента. С методической точки зрения нежелательно задавать как слишком сложные, так и слишком упрощенные вопросы. Слишком большое упрощение формулировок вопросов подчеркивает, а не нивелирует социальную дистанцию, нанося тем самым обиду респонденту. Противоположная ошибка, а именно постановка вопросов, которые выше уровня понимания респондента, вызывает два очевидных негативных эффекта. Первый – это сложность в общении, когда респондент не понимает, чего от него хотят.

Вторая проблема – мотивационная. Респондент в этом случае может ощутить большой социальный разрыв между собой и интервьюером, поэтому ему будет казаться, что он разговаривает с человеком, который никогда правильно его не поймет. Если так случается, респондент утрачивает один из основных мотивов общения

Под начальной стадией интервью понимается достижение предварительной договоренности с респондентом, если таковое имеет место, и первые минуты непосредственного общения с ним, включая вводную или вступительную часть беседы и первые вопросы.

Начало интервью выделяется в особый этап в связи с тем, что оно выполняет специфические функции. Эти функции связаны не с получением информации, а с установлением психологического контакта с респондентом. В зарубежных учебниках слово «контакт» часто определяется такими выражениями, как «установление атмосферы открытости и доверия» или «разбивание льда».

Описание проблемы установления контакта целесообразно начать с характеристики двух специфичных видов интервью, в которых наиболее ярко представлена природа явления, которое может быть охарактеризовано как «психологический контакт». Первый вид – это так называемые клинические или психотерапевтические интервью. Как известно, клиническое интервью используется в психиатрии и медицинской психологии как средство для оказания помощи пациенту в осознании им своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения. При этом решающим фактором эффективности лечебного воздействия является психологический контакт, основанный на взаимном доверии и способности врача к сопереживанию (эмпатии).

Помощники общения

1. Стремление к исполнению ожиданий

2. Потребность в признании и одобрении

3. Альтруистические мотивы

4. Приобритение нового опыта

5. Катарсис

Ингибиторы

1. Поиск свободного время

2. Угроза своему я

Виды вопросов

Вопросы классифицируют по различным основаниям.

1) По степени выраженности в тексте вопросы могут быть:

– явными – выражаются в языке полностью, вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное;

– скрытые – выражаются лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса.

2) По своей структуре вопросы делятся на:

– простые – структурно предполагают только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы;

– сложные – образуются из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если.., то…» и др. Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на самостоятельные вопросы. Смысл союзов, образующих сложные вопросы, не тождествен смыслу соответствующих логических союзов, с помощью которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. Вопросы не бывают истинными или ложными. Они могут быть правильными или неправильными.

3) По способу запроса неизвестного различают:

– уточняющие – это вопросы (или «ли"-вопросы), направленные на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли» и др.;

– восполняющие – это вопросы (или «к"-вопросы), предназначенные для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации. Грамматический признак восполняющего вопроса – вопросительное слово типа «кто?», «почему?» и др. Следует иметь в виду, что вопросительные местоимения и наречия не всегда верно передают исходный смысл вопроса, точно и однозначно устанавливая границы области его неизвестного. А это, как правило, отрицательно сказывается на понимании вопроса.

4) По количеству возможных ответов:

– открытый – это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов;

– закрытый – это вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов. Эти вопросы широко используются в судебной и следственной практике, в социологических исследованиях.

5) По отношению к познавательной цели:

– узловые – это вопрос, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели;

– наводящий – это вопрос, если верный ответ каким–то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами нет

6) По правильности постановки:

– корректные – это вопросы, предпосылкой которых является истинное и непротиворечащее знание;

– некорректный – это вопрос, основанный на предпосылке ложного суждения, противоречащего суждения или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов:

а) тривиально некорректный (бессмысленный) – это вопрос, выражающийся предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания;

б) нетривиально некорректный – это вопрос, предпосылкой которого является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа.

Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос в целях провокации, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием. Такими вопросами иногда ставят в неудобное положение логически неподготовленных.