И звестный русский поэт золотого века родился в дворянской семье. Отец его был помещик, отставной генерал-лейтенант. В детстве Боратынский учился в частном немецком пансионе в Петербурге, а в 12 лет его отдали в Пажеский корпус. Однако шалости и отказ подчиняться порядкам корпуса привели к тому, что через два года он был оттуда исключен с запретом поступать на военную службу, кроме как рядовым.

После этого несколько лет юноша жил в поместьях родных, начал писать стихи. В начале 1819 года Боратынский все-таки решил пойти по стопам предков и поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк. Он поселился в одной квартире с Дельвигом, подружился с Пушкиным, Кюхельбекером, Гнедичем и начал печататься. В 1820 году Боратынский получил унтер-офицерский чин и был переведен в полк своего родственника, стоявший в Финляндии. Суровость северной природы произвела большое впечатление на этого поэта-романтика. В 1824 году он был назначен в штаб генерала Закревского, где увлекся его женой, «Медной Венерой» Пушкина. На следующий год он был произведен в офицеры. В 1826 году из-за болезни матери Боратынский вышел в отставку и поселился в Москве, женившись на Анастасии Энгельгардт - двоюродной сестре супруги Дениса Давыдова.

После издания поэм «Эда» и «Пиры» в 1826 году общественное мнение поставило его в ряды лучших поэтов своего времени. С 1828 по 1831 год Боратынский находился на гражданской службе, в частности как губернский секретарь. После выхода в отставку Боратынский ушел в частную жизнь, обустраивал приданое жены - поместье Мураново (позже - Музей Тютчева, родственника Энгельгардтов).

В 1843 году Боратынский с женой и тремя из своих девяти детей отправился в заграничное путешествие. В Неаполе он скончался от разрыва сердца.

Наряду с написанием фамилии через О - Боратынский, более распространенным в течение долгого времени был вариант с буквой А. Он закрепился в энциклопедиях и словарях, а не последнюю роль в решении этого вопроса сыграло то, что Пушкин, отзываясь о поэзии друга, писал о нем «Баратынский».

Между тем написание фамилии через О доминирует в литературоведении начиная с 1990-х годов и подтверждается биографическими сведениями. Так, фамилия рода Боратынских, как утверждалось в работе племянника поэта, происходит от названия замка Боратын в Галиции. После того как один из представителей рода перешел в русское подданство, из-за особенностей нового языка в написании стала преобладать буква А. Известно, что двойной вариант фамилии доставлял немало хлопот, когда речь шла об официальных документах. Так, сохранилось письмо сына поэта, Николая Евгеньевича Боратынского, в котором он указывает на ошибку в бумагах и объясняет ее происхождение: «...позвольте обратить Ваше внимание на то обстоятельство, что в предъявляемых документах фамилия моя написана Ба-, а не Боратынский, между тем как коренная орфография - Боратынский... <...> Чуждая буква произошла от обыкновения русских выговаривать О как А, в письмах же часто можно принять эту букву за вторую…»

Сам Боратынский подписывал первые стихи как «Евгений Абрамов сын Баратынской». Однако в официальной публикации произведений и в последнем своем сборнике он использовал в подписи другой вариант - «Боратынский». Так же - через О - его фамилия увековечена на надгробии поэта в Александро-Невской лавре.

Силуэты пушкинской эпохи. - М. : Аграф, 1999. - 320 с. - (Литературная мастерская). - С. 37-42.

  • Алтабаева Е. Образные средства поэзии Е. А. Боратынского // Культура русской провинции: проблема изучения лит. наследия Тамбовского края: межвузовский сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л. В. Поляковой. - Тамбов, 1993. - Вып. II. - С. 61-68.
  • Альми И. Л. Сборник Е. А. Баратынского «Сумерки» как лирическое единство // Вопросы литературы. Метод. Стиль. Поэтика. - Владимир, 1973. - Вып. 8. - С. 48.
  • Альми И. Л. Элегии Е. А. Баратынского 1818–1824 годов. К вопросу об эволюции жанра // Вопросы истории русской литературы. Учёные записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - Л. , 1961. - Т. 219. - С. 42.
  • Андреев В. Е. Души высокий строй: Пушкин, Боратынский, Тютчев, Борис Чичерин. - М. : Изд-во МГОУ, 2004. - С. 13-43.
  • Андреев В. Е. Боратынский (Баратынский) Евгений Абрамович // Тамбовская энциклопедия / Гл. науч. ред. Л. Г. Протасов. - Тамбов, 2004. - С. 71.
  • Андреев В. Е. Е. А. Боратынский: 1800-1844 // Русская литература XIX века: 1800-1830-е годы: хрестоматия мемуаров, эпистолярных материалов и лит.-критическая ст.: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. В. Н. Аношкиной. - М. , 1998. - С. 148-158, 182-183.
  • Андреев В. Е. Пушкин и Боратынский. Свидание с «малой» родиной: опыт параллельного анализа двух стихотворений «Запустение», «Вновь я посетил…» // Слово и мысль Е. А. Боратынского: тез. международной конф., посвящённой 200-летию со дня рождения Е. А. Боратынского. 21-24 марта 2000 года. - Казань, 2000. - С. 8-10.
  • Андреев В. С. Материалы к творческой биографии Е. А. Боратынского // Проблемы изучения литератур­ного наследия Тамбовского края: межвузовский сб. науч. тр. - Тамбов, 1990. - Вып. 1. - С. 41-61.
  • Афанасьева З. Автопортрет в рукописи поэта // Тамбовская правда . - 1990. - 22 февр. - С. 3.
  • Афанасьева З. Пушкин рисует Баратынского // Тамбовская правда . - 1990. - 22 авг. - С. 4.
  • Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович // Писатели нашего детства. 100 имён: биогр. слов.: в 3 ч. Ч. 3. / Авт.-сост. Н. О. Воронова, Н. П. Ильчук, И. С. Казюлькина и др.; гл. ред. С. Самсонов. - М. , 2000. - С. 40-44.
  • Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович // Русские писатели XI-XX вв.: библиограф. слов.: кн. для учащихся / Под ред. Н. Н. Скатова. - М. , 1995. - С. 95-98.
  • Баратынский Е. А. // Русские писатели: биобиблиогр. слов.: в 2 ч. Ч. 1. А-Л. / Под ред. П. А. Николаева. - М. , 1990. - С. 63-66.
  • Баратынский Евгений Абрамович // Пушкинская энциклопедия. 1799-1999. - М. , 1999. - С. 163-164.
  • Баратынский Евгений Абрамович // Русские поэты XIX века. Первая половина / Сост. М. С. Вуколова; вступ. ст. Л. И. Ошанина; авт. послесл. В. И. Коровин. - М. , 1991. - С. 223-239.
  • Белкин А. Пушкин рисует Боратынского // Город на Цне. - 2002. - 27 февр.-5 марта. - С. 6.
  • Бочаров С. Г. Баратынский, Боратынский Евгений Абрамович // Русские писатели. 1800-1917. - М. , 1992. - С. 158-163.
  • Бочаров С. Г. «Обречён борьбе верховной...» Лирический мир Баратынского // Бочаров С. Г. О художественных мирах. - М. : Советская Россия, 1985.
  • Вацуро В. Э. Из литературных отношений Баратынского // Русская литература. - 1988. - № 3.
  • Венок Боратынскому: материалы I и II Российских науч. чтений «Е. А. Боратынский и русская культура», 21-23 июня 1990, 20-23 мая 1994 / Науч. ред. В. И. Попков. - Мичуринск, 1994. - 223 с.
  • Вересаев В. В. Евгений Абрамович Баратынский // Вересаев, В. В. Спутники Пушкина: В 2 тт. - М. , 1993. - Т. 2. - С. 328-331.
  • Власенко А. И. Поэтический сборник Е. А. Баратынского «Сумерки» как художественное единство // Вестник Московского университета. - Сер. 9. Филология. - 1992. - № 6. - С. 20-27.
  • Гапоненко П. Муза Евгения Боратынского // Литература в школе. - 1996. - № 1. - С. 86-89.
  • Гудошников Я. И. Евгений Баратынский и русская песенная лирика // Наш край Тамбовский: тез. докл. и сообщ. II обл. краевед. конф. - Тамбов, 1991. - С. 101-111.
  • Домащенко А. В. К проблеме изобразительности поздней лирики Е. А. Баратынского // Науч. докл. высш. шк. Филологические науки. - 1990. - № 4. - С. 25-31.
  • Дорожкина В. Т. Литературная жизнь Тамбовского края XVII-XXI веков: справ. - Тамбов: Тамбовполиграфиздат, 2006. - С. 54.
  • Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) // Энциклопедия для детей. Русская литература / Гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М. , 1998. - Т. 9. Ч. 1. - С. 471-476.
  • Евгений Абрамович Баратынский, 1800-1844 // Золотой век поэзии: поэты пушкинской поры / Сост. предисл. и коммент. Н. И. Якушина. - М. , 2005. - С. 218-236.
  • Евгений Абрамович Боратынский. К истории рода на тамбовской земле: справ.-информ. материалы по док. фондов ГУ «ГАТО» / Изд. подгот. В. Е. Андреев, Т. А. Кротова, Ю. В. Мещеряков и др. - Тамбов: Юлис, 2006. - 96 с.: ил.
  • Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) // Вершины русской поэзии / Сост., предисл. В. Кожинова. - М. , 2008. - С. 104-126. - (Золотая серия поэзии).
  • Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) // Русская литература XIX века. 1800-1830: источниковедческая хрестоматия. - М. , 1993. - С. 347-353.
  • Евгений Абрамович Боратынский // Русские поэты XVII-XIX веков: собр. биогр. - Челябинск, 2001. - С. 177-182.
  • Евгений Баратынский // Три века русской поэзии: шк. хрестоматия / Сост. Н. В. Банников. - 2-е изд., испр. - М. , 2004. - С. 111-121.
  • Евгений Баратынский // 100 русских поэтов / Сост. М. Засецкая. - СПб. , 2003. - С. 23-27.
  • Исаян Т. Архив Баратынского // Мир информации. - 2004. - 6 апр. - С. 12.
  • Казьмина Е. Боратынский (Баратынский) Евгений Абрамович // Казьмина, Е. Созвездие «Тамбовская лира». - Тамбов, 2006. - Ч. I. - С. 14-16.
  • Кибальник С. А. Баратынский (Боратынский) Е. А. // Русские писатели XIX - нач. XX в.: биобиблиогр. слов. - М. , 1995. - С. 95.
  • Кожевникова Н. А. Образный строй лирики Евгения Боратынского // Русский язык в школе. - 2005. - № 2. - С. 63-71.
  • Кротова Т. А. Документы рода Боратынских в фондах ГАТО: указатель // Культура русской провинции: материалы науч. практической конференции / Тамбовский обл. краеведческий музей; отв. ред. В. П. Кудинов. - Тамбов, 2002. - С. 37-40.
  • Кудрявкин С. Христианство и эпикурейство в мировоззрении Боратынского // Культура русской провинции: проблемы изучения лит. наследия Тамбовского края: межвузовский сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л. В. Поляковой. - Тамбов, 1993. - Вып. II. - С. 49-60.
  • Кушнер А. «Болящий дух врачует песнопенье…»: 150 лет назад умер Е. Баратынский // Литературная газета . - 1994. - 6 июля. - С. 6.
  • Кушнер А. «Гармонии таинственная власть»: к 200-летию со дня рождения Е. Боратынского // Московские новости . - 2000. - № 6. - С. 23.
  • К 200-летию Боратынского: сб. материалов Международной науч. конф., 21-23 февр. 2000 г., г. Москва - Мураново / Под ред. И. А. Пильщикова. - М. : ИМЛИ РАН, 2002. - 367 с.
  • Лебедев Е. Евгений Баратынский // Русские поэты: антол. русской поэзии: в 6 т. - М. , 1991. - Т. 2. - С. 266-270.
  • Лебедев Е. Н. Тризна: роман о Е. А. Боратынском. - СПб. , 2002. - 285 с.
  • Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского, 1800-1844 / Сост. А. М. Песков. - М. : Новое литературное обозрение, 1998. - 496 с.
  • Литературные салоны и кружки: первая половина XIX века / Под ред. Н. Л. Бродского. - М. : Аграф, 2001. - С. 101, 141, 150, 155, 164, 193.
  • Майоров М. В. Вокруг Баратынского. Схема рода Баратынских // Майоров, М. В. Русская родословная мозаика. - М. , 2002. - С. 17.
  • Манн Ю. В. «Железный век» корысти и измен // Неделя . - 1994. - № 31. - С. 8.
  • Манн Ю. В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма. - М. , 2001. - С. 174-205.
  • Манн Ю. Необходимость Баратынского // Вопросы литературы . - 1994. - № 1. - С. 135-164.
  • Манн Ю. «Спокойная красота» // Литература. - 1993. - № 2. - С. 6.
  • Матюшина, М. Евгений Боратынский: «Я правды красоту даю стихам моим» // Тамбовские известия. - 2000. - 14 марта. - С. 13.
  • Михеев Ю. Э. Проблема времени в литературно-теоретическом и художественном истолковании Е. А. Боратынского // Культура русской провинции: проблемы изучения лит. наследия Тамбовского края / Под общ. ред. Л. В. Поляковой. - Тамбов, 1999. - Вып. III. - С. 23-29.
  • Никитин Г. Гармонии таинственная власть // Встреча. - 2004. - № 10. - С. 29-32.
  • Никитин Г. «Своих трудов благословенный плод» // Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 79-82.
  • Никонычев Ю. Сумрачный гений: к 200-летию со дня рождения Е. А. Боратынского // Книжное обозрение . - 2000. - 10 апр. - С. 16.
  • Новые страницы боратыноведения: сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф., посвящённой 200-летию со дня рождения Е. А. Боратынского (Тамбов - Мара). - Тамбов: НМЦКА ТГУ, 2004. - 340 с.
  • О фамильных портретах рода Боратынских // Фамильные портреты рода Боратынских: альбом: из собр. Тамбовской обл. картинной галереи и Тамбовского обл. краеведческого музея / Авт.-сост. В. Козлова, Е. Романенко. - Тамбов, 1999. - С. 3-16.
  • Перегудова Л. «О дом отеческий! О край всегда любимый»: обзор публ. к 200-летию со дня рождения Е. А. Боратынского // Тамбовская жизнь. - 2000. - 8 июля. - С. 4.
  • Песков А. М. Боратынский: истинная повесть / Предисл. О. А. Проскурина. - М. : Книга, 1990. - 384 с.: ил.
  • Песков А. М. Боратынский: Одинакие криле // Филологические науки. - 1995. - № 2.
  • Пилипюк Е. Л. Духовный мир лирического героя Е. А. Боратынского // Культура русской провинции: проблемы изучения лит. наследия Тамбовского края: межвузовский сб. науч. тр. / Под общ. ред. Л. В. Поляковой. - Тамбов, 1993. - Вып. II. - С. 27-40.
  • Писатели советуются, негодуют, благодарят / Сост., авт. вступ. текстов А. Э. Мильчин . - М. : Книга, 1990. - С. 72, 125, 331, 370.
  • Прашкевич Г. М. Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) // Прашкевич, Г. М. Самые знаменитые поэты России. - М., 2001. - С. 47-50.
  • Прозорова В. «Певец пиров и грусти томной…» // Берегиня. - 2005. - № 2. - С. 31-35.
  • Пэн Д. Евгений Баратынский // Дон . - 1996. - № 10. - С. 245-255.
  • Рассадин С. Б. Без Пушкина, или начало и конец гармонии // Знамя . - 1991. - № 7. - С. 216-229.
  • Рассадин С. Б. Недоносок, или Русский изгой. Евгений Баратынский // Рассадин, С. Б. Русские, или Из дворян в интеллигенты. - М. , 2005. - С. 216-232.
  • Руделёв В. Г. Улица Баратынского // Руделёв, В. Г. Собрание сочинений в 6 тт. - Тамбов, 2000. - Т. 3. - С. 143-147.
  • Русова Н. Ю. Евгений Баратынский. Муза // Русова, Н. Ю. Тайна лирического стихотворения: от Державина до Ходасевича. - М. , 2005. - С. 43-45.
  • Семенюта Н. Девять стихотворений Е. А. Баратынского // Литература. - 2002. - № 46. - С. 8-9.
  • Соболева А. А. Проблемы национального самосознания в творчестве Е. А. Боратынского // Феномены провинции. Проблемы национального самосознания: межвузовский сб. науч. тр. - Тамбов, 1997. - Т. 5. - С. 40-47.
  • Соболева А. А. Тамбовская тропинка в судьбах трёх современников (А. С. Пушкин, Е. А. Боратынский, А. Н. Верстовский) // Библиография. - 2006. - № 4. - С. 50-56.
  • Соболева А. Наследию Боратынского новую жизнь // Библиотека. - 1997. - № 11. - С. 40-41.
  • Стахорский С. В. Баратынский Евгений Абрамович // Стахорский, С. В. Русская литература: попул. иллюстрированная энцикл. - М. , 2007. - С. 72.
  • Сурмина И. О. Баратынские // Сурмина, И., Ускова, Ю. Самые знаменитые династии России. - М. , 2001. - С. 64-68.
  • Троицкая Л. И. «Читателя найду в потомстве я»: личность и поэзия Е. А. Боратынского // Литература в школе. - 2000. - № 5. - С. 62-69.
  • Тыркова-Вильямс А. В. Жизнь Пушкина: В 2 тт. - 3-е изд., испр. - М. : Молодая гвардия, 2002. - Т. 2: 1824-1837. - 514 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып. 811). - С. 105, 183, 213, 286, 411, 412.
  • Февчук Л. П. Портреты и судьбы: из ленинградской Пушкинианы. - 2-е изд., доп. - Л. : Лениздат, 1990. - С. 174-175.
  • Фомин Д. В. Оформление прижизненных сборников стихов Евгения Абрамовича Боратынского // Библиотековедение. - 2003. - № 2. - С. 71-78.
  • Фомичёв С. А. «Читателя найду в потомстве я…» // Русская речь . - 1991. - № 2. - С. 7-12.
  • Хитрова Д. М. Литературная позиция Е. А. Баратынского 1820 - первой половины 1830-х годов. Автореф. дис. канд. филол. наук. - М. : Российский государственный гуманитарный университет , 2005.
  • Хозиева С. И. Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович // Хозиева, С. И. Русские писатели и поэты. - М. , 2004. - С. 48-50.
  • Шаповалов М. «Болящий дух врачует песнопенье…» // Москва . - 2000. - № 4. - С. 202-205.
  • Шестакова Л. Л. Две «Весны» Евгения Баратынского // Русский язык в школе . - 2000. - № 2. - С. 59-65.
  • Шестакова Л. Л. Элегическая поэзия Евгения Баратынского // Детская литература. - 1994. - № 2. - С. 60-67.
  • Shaw J. Thomas. Baratynskii. A Dictionary of the rhymes. A Concordance to the Poetry. Second edition, revised. - Idyllwild, California: Charles Schlackes, Jr., Publisher, 2001.
  • Евгений Баратынский (1800—1844)

    Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 г. в селе Вяжле Кирсановского уезда Тамбовской губернии в поместье своего отца, генерал-адъютанта Абрама Андреевича Баратынского. «Древний польский род герба Корчак, ведущий себя от Зоарда, главы одной из орд, навод-нивших Восточную Европу в 5 веке. Фамилию Боратынского впервые принял Дмитрий — канцлер земель русских — по имени замка «Божья оборона», построенного его отцом... и стал писаться «de Boratyn». В 5-ом колене по Божидаре Ян Боратынский... ознаменовал себя в царствование Сигизмунда I военными подвигами. Правнук Яна, Иван Петрович захудал, превратившись в Вельского шляхтича, выехал в Россию, принял православие, был верстан в смоленской гу-бернии поместиям...»

    Первоначальное образование Баратынский получил дома; первым дядькой его был итальянец Боргез. Ему посвящено предсмертное послание Баратынского, написанное за две недели до кончины поэта в Неаполе: «К дядьке-итальянцу». В 1811 г. Баратынский был отправлен для получения образо-вания в Петербург, где учился в немецком пансионе, а затем в пажеском корпусе. В корпусе Баратынский подружился с пажами, нарушавшими не только правила корпусной дис-циплины, но и основные требования чести. В феврале 1816 г. Баратынский вместе с другим пажем был по высочайшему повелению исключен из корпуса с воспрещением когда-либо поступать на военную службу. После исключения в течение двух лет Баратынский жил у своей матери в Тамбовской губернии, периодически заезжая к дяде Б. А. Баратынскому в Смоленскую губернию. В 1818 г. Баратынский едет в Петер-бург, где после больших хлопот ему удается в 1819 г. посту-пить рядовым в лейб-гвардии егерский полк. В Петербурге Баратынский подружился с А. Дельвигом , который первый оценил его незаурядный поэтический дар и даже опублико-вал одно из стихотворений Баратынского без его ведома. Тогда же молодой Баратынский близко сошелся с Пушкиным , Плет-невым, Гнедичем, отчасти с Жуковским . Познакомился он и с многими из будущих декабристов, в частности с Кюхель-бекером, но ни он (Баратынский), ни Дельвиг не были по-священы в тайны существовавшего уже тогда политического общества.

    В начале литературной деятельности Баратынского его стихи появлялись во многих петербургских журналах и аль-манахах: «Благонамеренный», «Сын Отечества», «Соревно-ватель Просвещения и Благотворения» и др. Их оригиналь-ность, глубина мысли и изящный слог очень скоро принес-ли молодому автору известность. В 1820 г. Баратынский был произведен в унтер-офицеры и переведен в Нейшлотский пе-хотный полк, стоявший в Финляндии. Пребывание в Финлян-дии оказало значительное воздействие на творчество поэта, определив интерес к североевропейской культуре, что отра-зилось на выборе тем и сюжетов произведений Баратынско-го (поэма «Эда», стихотворение «Финляндия»).

    Весной 1825 г. Баратынский наконец был произведен в офицеры; вскоре после этого он вышел в отставку и пере-ехал в Москву, где 9 июня 1826 г. женился на старшей доче-ри генерал-майора Энгельгардта — Настасье Львовне. «По-следняя была не только нежной и любящей женой, но и женщиной с тонким литературным вкусом: поэт часто удив-лялся верности ее критического взгляда. Он находил в ней ободряющее сочувствие своим вдохновениям и спешил про-читывать ей все, что только выходило из-под его пера».

    После женитьбы Баратынский поступил в межевую кан-целярию, но вскоре вышел в отставку. В тридцатых годах поэт некоторое время жил в Казани, куда в то же время приезжал Пушкин , собиравший материалы для истории пугачевского бунта. В Казани Баратынский получил печаль-ное известие о кончине Дельвига .

    Во время московской жизни Баратынский близко сошелся с князем Вяземским , Денисом Давыдовым , вместе с которыми бывал у Дмитриева , а также с другими московскими лите-раторами и поэтами: И. Киреевским, Языковым , Хомяко-вым, Павловым. С Пушкиным и Жуковским Баратынский постоянно переписывался.

    С осени 1839 г. Баратынский со всем своим семейством — женой и девятью детьми жил в деревне, в тамбовском имении у своей матери и в Подмосковье в сельце Муранове. Поэт любил деревенскую жизнь и с удовольствием занимался хо-зяйством, одновременно не оставляя своих творческих иска-ний. В 1842 г. Баратынский издал сборник стихов «Сумер-ки» . Сюда вошли произведения, написанные в 1835—1842 гг. Ранее, в 1826 г., появились отдельным изданием поэмы «Эда» и «Пиры», в 1827 г. — первое собрание стихотворений, в 1828 г. — поэма «Бал», в 1831 г. — поэма «Наложница» (первоначальное название «Цыганка»), наконец, в 1835 г. появилось второе собрание стихотворений в двух частях.

    Осенью 1843 г. Баратынский осуществил давнее желание: с женой и старшими детьми он отправился за границу. Он посетил Берлин, Франкфурт и Дрезден, а зиму 1843 — 1844 гг. провел в Париже. Здесь русский поэт вращался в салонах и познакомился с литераторами Нодье, обоими Тьери, Сент-Бевом, Проспером Мериме. По просьбе некото-рых из своих новых французских друзей он перевел прозой на французский язык около 15 своих стихов.

    Весной 1844 г. Баратынские отправились из Парижа в Неаполь. Во время переезда по морю поэтом было написано стихотворение «Пироскаф», напечатанное в 1844 г. в «Со-временнике». Доктор не советовал поэту ехать в Неаполь, опасаясь вредного влияния знойного неаполитанского кли-мата. Эти опасения, к сожалению, оправдались. Баратынский был склонен к сильным головным болям. 29 июня (И июля) 1844 г. в Неаполе Баратынский скоропостижно скончался. Через год тело его было перевезено в Петербург и 30 авгу-ста 1845 г. погребено в Александро-Невской лавре, рядом с могилами Гнедича и Крылова .

    Творчество Евгения Абрамовича Баратынского принад-лежит к числу наиболее своеобразных и специфических явлений русского романтического движения. Баратынский — романтик, поэт нового времени, впитавший его горести и скорби, обнаживший внутренне противоречивый, слож-ный душевный мир современного ему человека. При всей своей внешней сдержанности художник вкладывал в искус-ство большую личную страсть, «судороги сердца». Мысль Баратынского, полная тревоги и беспокойства, тесно связана с глубоким внутренним чувством. Пушкин , проницательно уловивший главную особенность его поэзии, писал: «Он у нас оригинален — ибо мыслит». Но тут же дополнял: «...между тем как чувствует сильно и глубоко». Это подме-ченное Пушкиным удивительное, выросшее на русской почве сплетение рационализма с высокой одухотворенностью и эмоциональностью, присущими романтическому движению, породило и совершенно новое качество лиризма поэта («Мысль — вот предмет его вдохновения». В. Г. Белинский).

    Искания поэта привели его к созданию знаменитой книги «Сумерки », опубликованной в 1842 г. и явившейся одним из высочайших взлетов русской лирической поэзии XIX века. Именно в «Сумерках» — гениальном цикле философской лирики , объединенном единой темой и единым авторским настроением, наиболее полно раскрылись мощь и глубина поэзии Баратынского.

    Нигде своеобразнейший лиризм мысли, страстность фи-лософских раздумий, атмосфера интеллектуализма, высокой духовности не достигают такого напряжения, такой порази-тельной силы, как в этой книге. Лирика «Сумерек» с ее суро-вым трагическим строем явилась чутким отражением време-ни: за стихами «Сумерек» стоял опыт истории, слышалось холодное дыхание «железного века», образ которого не слу-чайно становится главным в книге. «Железный век», — это не только «век-торгаш» с его властью денег и прозаичностью отношений, но одновременно и обобщенное выражение давя-щей атмосферы николаевского царствования.

    После смерти Баратынского наступили долгие десяти-летия почти полного забвения его произведений. И лишь в конце прошлого и начале нынешнего века вновь возродился интерес к творчеству поэта, в том числе и со стороны деятелей символистского направления, объявивших его своим предтечей.

    Творчество Баратынского , большого и чуткого художни-ка, одного из создателей философской лирики , оказывало и продолжает оказывать заметное влияние на развитие отече-ственной поэзии. Пушкин , Лермонтов , Тютчев , Блок , Брюсов — каждый из них так или иначе учитывал литературный опыт Баратынского.

    Евгений Абрамович Баратынский (Боратынский) (1800-1844) - русский поэт. Оригинальная разработка жанров элегии и послания («Финляндия», «Разуверение», «Признание», «Две доли»); поэмы («Эда», «Бал»), отмеченные лиризмом, психологической и философской глубиной. В сборнике «Сумерки» (1842) - противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека, преломляемое через трагическое сознание поэта.

    Евгений Баратынский родился 2 марта (19 февраля по старому стилю) 1800 года, в селе Мара Тамбовской губернии, Кирсановского уезда, в небогатой дворянской семье. С 1819 был зачислен рядовым в один из петербургских полков. В 1820 - 1825 годах служил в полку, стоявшем в Финляндии. В 1826 вышел в отставку. Начал печататься в 1819 году.

    Бывал обманут сердцем я,
    Бывал обманут я рассудком;
    Но никогда еще, друзья,
    Обманут не был я желудком.

    Баратынский Евгений Абрамович

    Евгений Абрамович вначале писал элегии и послания («Разуверение» («Не искушай меня без нужды...", 1821, положенное на музыку Михаилом Ивановичем Глинкой) и другие), отличавшиеся стремлением к психологическому раскрытию чувств в их сложности и внутренней динамике. В 1826 вышла его стихотворная «финляндская повесть» «Эда». Проявлением дружбы с поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным и близости их литературных позиций явилась книга «Две повести в стихах» (1828), в которую вошли поэма Пушкина «Граф Нулин» и поэма Баратынского «Бал».

    После разгрома декабристов для его стихов стали характерны пессимистические мотивы одиночества, скорби, неполноценности человеческой природы, тщеты бытия, грядущей гибели человечества, обречённости искусства. В последних его стихах, написанных во время поездки в Италию, зазвучали утверждающие ноты («Пироскаф», 1844).

    Поэзии Евгения Баратынского присущи философичность, глубина мысли. Виссарион Григорьевич Белинский считал, что «из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит господину Баратынскому» (Полное собрание сочинений, том 6, 1955, страница 479).

    Дало две доли провиденье
    На выбор мудрости людской:
    Или надежду и волненье,
    Иль безнадежность и покой.

    Баратынский Евгений Абрамович

    Последние годы жизни писатель провёл в подмосковном имении Мураново (позднее принадлежавшем Тютчевым). В 1919 году в нём был создан литературно-мемориальный музей, посвященный Б. и Ф. И. Тютчеву.

    Сочинения:

    Полн. собр. соч., под ред. и с примеч. М. Л. Гофмана, т. 1 - 2, СПБ. 1914 - 151 Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма, вступ. ст. К. Пигарева, М., 1951;

    Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст., подготовка текста и примеч. Е. Н. Купреяновой, 2 изд., Л., 1957.

    Литература:

    Белинский В. Г., О стихотворениях г. Баратынского, Полн. собр. соч., т. 1, М., 1953;

    его же, Стихотворения Е. Баратынского, там же, т. 6, М., 1955;

    Фризман Л. Г., Творческий путь Е. А. Баратынского, М., 1966. Д. Д. Благой. (Д. Д. Благой)

    И, прижимая к сердцу Нину,
    От Нины сердце он таил.

    Баратынский Евгений Абрамович

    Евгений Баратынский был даровитым поэтом. Его отец был генерал-адъютантом Абрам Андреевич, мать - фрейлина Александра Федоровна, урожденной Черепановой. В детстве у Жени дядькой был итальянец Боргезе, и мальчик рано ознакомился с итальянским языком; вполне овладел он также французским, принятым в доме Баратынских, и с 8 лет уже писал по-французски письма. В 1808 году его отвезли в Петербург и отдали в частный немецкий пансион, где он выучился немецкому языку.

    В 1810 году умер отец Евгения, и его воспитанием занялась его мать, женщина образованная и умная. Из немецкого пансиона будущий поэт перешел в пажеский корпус, но пробыл там недолго. Сблизившись с некоторыми товарищами, участвовал в серьезных шалостях, из которых одна, граничившая с преступлением (кража), повела к исключению его из корпуса, с воспрещением поступать на какую бы то ни было государственную службу, кроме военной - рядовым. Это происшествие сильно подействовало на юношу, которому было тогда лет 15; он признавался позднее, что в ту пору «сто раз был готов лишить себя жизни».

    Счастливцы нас бедней, и праведные боги
    Им дали чувственность, а чувство дали нам…

    Баратынский Евгений Абрамович

    Бесспорно, позор, пережитый поэтом, оказал влияние на выработку пессимистического его миросозерцания. Но было бы ошибкой придавать случайному событию слишком большое значение в духовной жизни Баратынского. Из его детских и юношеских писем было видно, что он духовно созрел очень рано и с первых лет сознательной жизни уже был склонен смотреть на весь мир сквозь мрачное стекло. 8-летним ребенком, из пансиона, он писал матери о своих школьных товарищах: «Я надеялся найти дружбу, но нашел только холодную и аффектированную вежливость, дружбу небескорыстную: все были моими друзьями, когда у меня было яблоко или что-нибудь иное».

    В 11 лет он написал: «Не лучше ли быть счастливым невеждою, чем несчастным мудрецом? Отказываясь от того, что есть в науках хорошего, не избавляемся ли мы и от утонченных пороков?» Утешая мать, после смерти бабушки, Евгений Абрамович Баратынский в 1814 году рассудительно заметил: «Я понимаю вашу скорбь, но подумайте, дорогая мамаша, что это - закон природы. Мы все родимся затем, чтобы умереть, и, на несколько часов раньше или позже, всем придется покинуть тот ничтожный атом грезы, что называется землей!» Из пажеского корпуса, еще до обнаружения печальной истории, он написал матери: «Существует ли такое прибежище в мире, кроме пределов океана, где жизнь человеческая не была бы подвержена тысячам несчастий, где смерть не похищала бы сына у матери, отца, сестру? Повсюду самое слабое веяние может разрушить тот бренный состав, что мы называем нашим существованием». Конечно, все эти рассуждения были почерпнуты им из книг, так как он читал охотно и много, но характерно, что именно такие мысли привлекали внимание мальчика и юноши. В те же годы юный Саша Пушкин, на лицейской скамье, зачитывался древнегреческим поэтом-лириком Анакреонтом и легкомысленными французскими поэтами XVIII века.

    Не упоения, а счастья искать для сердца должно нам.

    Баратынский Евгений Абрамович

    Покинув пажеский корпус, Баратынский несколько лет жил иногда с матерью в Тамбовской губернии, иногда у дяди, брата отца, адмирала Богдана Андреевича Баратынского, в Смоленской губернии, в сельце Подвойском. Из школы Женя вынес некоторое знание математики, к которой у него были большие способности и которой он не переставал интересоваться до последних лет жизни.

    Живя в деревне, Евгений начал писать стихи. Раньше, подобно многим другим людям того времени, он охотно писал французские куплеты, не придавая тому никакого значения. От 1817 года до нас дошли уже его русские стихи, впрочем весьма слабые. Но уже в 1819 году Е. А. Баратынский вполне овладел техникой, и его стих стал приобретать то «не общее выражение», которое впоследствии он сам признавал главным достоинством своей поэзии.

    В деревне дяди он нашел небольшое общество молодежи, которая старалась жить весело, и он был увлечен в ее забавы. «Мы здесь проводим время приятно, все поют, смеются», - писал он матери. Но это не мешало ему добавлять: «О счастии много спорим, но эти споры напоминают споры нищих, рассуждающих о философском камне», и вновь говорит о «мраке, нашем общем отце».

    Поверь, мой милый друг, страданье нужно нам;
    Не испытав его, нельзя понять и счастья…

    Баратынский Евгений Абрамович

    В 1819 году Евгений Абрамович, по совету родных, поступил рядовым в гвардейский Егерский полк в Петербурге. В это время его интерес к литературе настолько определился, что он стал искать знакомства с писателями. Баратынский показал свои стихи Антону Антоновичу Дельвигу, которого они заинтересовали, и который познакомил его с Василием Андреевичем Жуковским, Петром Александровичем Плетневым, Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером и Александром Сергеевичем Пушкиным. Влиянию Дельвига надо приписать, что Баратынский серьезнее стал относиться к своей поэзии и в «служении Музам» увидел новую для себя цель жизни. «Ты дух мой оживил надеждою возвышенной и новой», - писал он позднее Дельвигу.

    В 1819 году, благодаря содействию Дельвига, стихи Евгения Абрамовича появились впервые и в печати. В следующем, 1820 году, поэт был произведен в унтер-офицеры и переведен в Нейшлотский полк, расположенный в Финляндии, в укреплении Кюмени и его окрестностях. Пятилетнее пребывание в Финляндии оставило глубочайшие впечатления в Баратынском и ярко отразилось на его поэзии. Впечатлениям от «сурового края» обязан он несколькими лучшими своими лирическими стихотворениями («Финляндия», «Водопад») и прекрасной поэмой «Эда».

    Первоначально он вел в Финляндии жизнь очень уединенную, «тихую, спокойную, размеренную». Все его общество ограничивалось двумя-тремя офицерами, которых он встречал у полкового командира, полковника Лутковского, старинного друга семьи Баратынских и их соседа по имению, который принял к себе в дом юного унтер-офицера. Впоследствии он сблизился с Н. В. Путятой и А. И. Мухановым, адъютантами финляндского генерал-губернатора, Арсения Андреевича Закревского. Дружба его с Путятой сохранилась на всю их жизнь.

    Путята описал внешний облик Евгения Абрамовича Баратынского, каким он его увидел в первый раз: «Он был худощав, бледен, и черты его выражали глубокое уныние». Осенью 1824 года, благодаря ходатайству Путяты, Евгений получил разрешение приехать в Гельсингфорс и состоять при корпусном штабе генерала Закревского. В Гельсингфорсе поэта ожидала шумная и беспокойная жизнь. К этому периоду его жизни относится начало его увлечения А. Ф. Закревской (женой генерала А. А. Закревского), той самой, которую Пушкин назвал «беззаконной кометой в кругу расчисленном светил», и к которой редко кто приближался без того, чтобы поддаться очарованию ее своеобразной личности.

    Эта любовь принесла Евгению немало мучительных переживаний, отразившихся в таких его стихотворениях, как «Мне с упоением заметным», «Фея», «Нет, обманула вас молва», «Оправдание», «Мы пьем в любви отраву сладкую», «Я безрассуден, и не диво», «Как много ты в немного дней». Впрочем, у него страсть всегда уживалась с холодной рассудительностью, и не случайно он одинаково любил математику и поэзию. В одном стихотворении (правда, заимствованном у французского поэта Эвариста Парни) он, например, дал совет: «Близ любезной укротим желаний пылких нетерпенье», потому что «мы ими счастию вредим и сокращаем наслажденье». А в письме к Путяте Баратынский написал прямо: «Спешу к ней. Ты будешь подозревать, что я несколько увлечен: несколько, правда; но я надеюсь, что первые часы уединения возвратят мне рассудок. Напишу несколько элегий и засну спокойно». Надо, однако, добавить, что сам Евгений Абрамович тут же писал: «Какой несчастный плод преждевременной опытности - сердце, жадное страсти, но уже неспособное предаваться одной постоянной страсти и теряющееся в толпе беспредельных желаний! Таково положение М. и мое».

    Из Гельсингфорса Евгений Баратынский должен был вернуться к полку в Кюмень и туда, весной 1825 года, Путята привез ему приказ о производстве его в офицеры. По словам Путяты, это поэта «очень обрадовало и оживило». Вскоре после того Нейшлотский полк был назначен в Петербург держать караулы. В Петербурге Евгений возобновил свои литературные знакомства. Осенью того же года он возвратился с полком в Кюмень, ездил ненадолго в Гельсингфорс, затем вышел в отставку и переехал в Москву. «Судьбой наложенные цепи упали с рук моих», писал он по этому поводу.

    В Москве, 9 июня 1826 года, Евгений Баратынский женился на Настасье Львовне Энгельгард; тогда же он поступил на службу в Межевую канцелярию, но скоро вышел в отставку. Еще до женитьбы из Москвы он писал Путяте: «В Финляндии я пережил все, что было живого в моем сердце. Ее живописные, хотя угрюмые горы походили на прежнюю судьбу мою, также угрюмую, но, по крайней мере, довольно обильную в отличительных красках. Судьба, которую я предвижу, будет подобна русским однообразным равнинам...»

    В значительной степени поэт оказался прав, и его жизнь, после 1826 года, стала однообразной. Его жена не была красива, но отличалась ярким умом и тонким вкусом. Её неспокойный характер причинял много страданий самому Евгению и повлиял на то, что многие его друзья от него отдалились. В мирной семейной жизни постепенно сгладилось в Баратынском все, что было в нем буйного, мятежного; он сознавался сам: «Весельчакам я запер дверь, я пресыщен их буйным счастьем, и заменил его теперь пристойным, тихим сладострастьем». Только из немногих стихотворных признаний поэта люди узнали, что не всегда он мог всей силой своего разума победить свои страсти. По стихотворениям 1835 года мы видим, что в эту пору он пережил какую-то новую любовь, которую назвал «омрачением души болезненной своей». Иногда он пытался убедить себя, что остался прежним, восклицая: «Свой бокал я наливаю, наливаю, как наливал!» Замечательно, наконец, стихотворение «Бокал», в котором поэт рассказал о тех «оргиях», которые он устраивал наедине с самим собой, когда вино вновь будило в нем «откровенья преисподней».

    Внешняя жизнь Евгения Баратынского проходила без видимых потрясений. Он жил то в Москве, то в своем имении, в сельце Муранове (неподалеку от Талиц, близ Троицко-Сергиевской лавры), то в Казани, много занимался хозяйством, ездил иногда в Петербург, где в 1839 году познакомился с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, в обществе был ценим как интересный и иногда блестящий собеседник и в тиши работал над своими стихами, придя окончательно к убеждению, что «в свете нет ничего дельнее поэзии». Проводя много времени в Москве, он сошелся здесь с кружком московских писателей, с Иваном Васильевичем Киреевским, Николаем Михайловичем Языковым, Алексеем Степановичем Хомяковым, Соболевским, Николаем Филипповичем Павловым.

    Известность Евгения Абрамовича Баратынского, как поэта, началась после издания, в 1826 году, его поэм «Эда» и «Пиры» (одной книжкой, с любопытным предисловием автора) и, в 1827 году, первого собрания лирических стихотворений. В 1828 году появилась поэма «Бал» (вместе с «Графом Нулиным» Пушкина), в 1831 году - «Наложница» («Цыганка»), в 1835 году - второе издание мелких стихотворений (в двух частях), с портретом.

    Современная критика отнеслась к стихам поэта довольно поверхностно, и литературные неприятели кружка Пушкина (журнал «Благонамеренный» и другие) довольно усердно нападали на его будто бы преувеличенный «романтизм». Но авторитет самого Пушкина, высоко ценившего дарование Баратынского, был все же так высок, что, несмотря на эти голоса критиков, Евгений был общим молчаливым согласием признан одним из лучших поэтов своего времени и стал желанным вкладчиком всех лучших журналов и альманахов. Но он писал мало, долго работая над своими стихами и часто коренным образом переделывая уже напечатанные.

    Будучи истинным поэтом, он вовсе не был литератором; для того, чтобы писать что-либо, кроме стихов, ему нужна была внешняя причина. Так, например, по дружбе к юному Александру Михайловичу Муравьеву, он написал прекрасный разбор сборника его стихов «Таврида», доказав, что мог бы стать интереснейшим критиком. Затронутый критикой своей поэмы «Наложница», он написал «антикритику», несколько сухую, но в которой есть весьма замечательные мысли о поэзии и искусстве вообще. Когда, в 1831 году, Иван Васильевич Киреевский, с которым Баратынский сошелся близко, предпринял издание «Европейца», Евгений Абрамович стал писать для него прозой, написав, между прочим, рассказ «Перстень» и готовясь вести в нем полемику с журналами.

    Когда «Европеец» был запрещен, Баратынский написал Киреевскому: «Я вместе с тобой лишился сильного побуждения к трудам словесным». Люди, лично знавшие Евгения, говорили согласно, что его стихи далеко не вполне «высказывают тот мир изящного, который он носил в глубине души своей». «Излив свою задушевную мысль в дружеском разговоре, живом, разнообразном, невероятно-увлекательном, исполненном счастливых слов и многозначительных мыслей,... Евгений часто довольствовался живым сочувствием своего близкого круга, менее заботясь о возможно-далеких читателях». Так, в сохранившихся письмах Баратынского рассыпано немало острых критических замечаний о современных ему писателях, - отзывов, которые он никогда не пытался сделать достоянием печати.

    Очень любопытны, между прочим, замечания Евгения Баратынского о различных произведениях Пушкина, к которому он, когда писал с полной откровенностью, далеко не всегда относился справедливо. Он, конечно, сознавал величие Пушкина, в письме к нему лично льстиво предлагал ему «возвести русскую поэзию на ту степень между поэзиями всех народов, на которую Петр Великий возвел Россию между державами», но никогда не упускал случая отметить то, что почитал у Пушкина слабым и несовершенным (смотрите, например, об этом в отзывах Баратынского о «Евгении Онегине» и пушкинских сказках в письмах к Киреевскому). Позднейшая критика прямо обвиняла Евгения Абрамова в зависти к Пушкину и высказывала предположение, что Сальери Пушкина списан с Баратынского. Есть основание думать, что в стихотворении «Осень» Евгений имел в виду Пушкина, когда говорил о «буйственно несущемся урагане», которому все в природе откликается, сравнивая с ним «глас, пошлый глас, вещатель общих дум», и в противоположность этому «вещателю общих дум» указывал, что «не найдет отзыва тот глагол, что страстное земное перешел».

    Известие о смерти Пушкина застало Баратынского в Москве именно в те дни, когда он работал над «Осенью». Евгений бросил стихотворение, и оно осталось недовершенным. В 1842 году, в то время уже «звезда разрозненной плеяды», поэт издал тоненький сборник своих новых стихов: «Сумерки», посвященный князю Петру Андреевичу Вяземскому. Это издание доставило Евгению немало огорчений. Его обидел вообще тон критиков этой книжки, но особенно статья Белинского. Белинскому показалось, что Баратынский в своих стихах восстал против науки, против просвещения.

    Конечно, то было недоразумение. Так, например, в стихотворении: «Пока человек естества не пытал» поэт только развивал мысль своего юношеского письма: «Не лучше ли быть счастливым невеждою, чем несчастным мудрецом». В поэме «Последний поэт» он протестовал против того материалистического направления, какое начинало определяться тогда (конец 30-х и начало 40-х годов) в европейском обществе, и будущее развитие которого Баратынский прозорливо угадал. Он протестовал против исключительного стремления к «насущному и полезному», а никак не против познания вообще, интересы которого именно Евгения Абрамовича были всегда близки и дороги.

    Баратынский не стал возражать на критику Белинского, но памятником его настроения той поры осталось замечательное стихотворение «На посев леса». Поэт говорит в нем, что он «летел душой к новым племенам» (т. е. к молодым поколениям), что он «всех чувств благих подавал им голос», но не получил от них ответа. Едва ли не прямо Белинского имели в виду слова, что тот, «кого измял души моей порыв, тот вызвать мог меня на бой кровавый» (т. е. тот мог стремиться опровергнуть именно мои, Баратынского, идеи, не подменяя их мнимой враждой к науке); но, по мнению Евгения, этот противник предпочел «изрыть под ним сокрытый ров» (т. е. бороться с ним несправедливыми путями). Женя даже закончил стихи угрозой вовсе после того отказаться от поэзии. «Отвергнул струны я», - говорит он. Но такие обеты, если и даются поэтами, не исполняются ими никогда.

    Осенью 1843 года писатель осуществил свое давнее желание - предпринял путешествие за границу. Зимние месяцы 1843 - 1844 годов он провел в Париже, где познакомился со многими французскими писателями (Альфред Виктор де Виньи, Проспер Мериме, оба Тьерри, М. Шевалье, Альфонс Ламартин, Шарль Нодье и другие). Чтобы познакомить французов со своей поэзией, Е.А. Баратынский перевел несколько своих стихотворений на французский язык.

    Весной 1844 года он отправился через Марсель морем в Неаполь. Перед отъездом из Парижа он чувствовал себя нездоровым, и врачи предостерегали его от влияния знойного климата южной Италии. Едва Баратынские прибыли в Неаполь, как с Н. Л. Баратынской сделался один из тех болезненных припадков (вероятно, нервных), которые причиняли столько беспокойства ее мужу и всем окружающим. Это так подействовало на Евгения Абрамовича, что у него внезапно усилились головные боли, которыми он часто страдал, и на другой день, 11 июля (29 июня по ст.ст.) 1844 года, он скоропостижно скончался. Его тело было перевезено в Петербург и погребено в Александро-Невском монастыре, на Лазаревском кладбище.

    Особенности поэзии поэта всего лучше определил Пушкин, сказав: «Он у нас оригинален - ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко». «Поэзия мысли» - вот, действительно, самое общее определение, которое можно дать поэзии Баратынского. Сам он даже считал это свойство отличительной чертой поэзии вообще, жалуясь: «Все мысль да мысль, художник бедный слова!»

    В своих ранних стихах Евгений развивал то пессимистическое миросозерцание, которое сложилось у него с детских лет. Его основное положение, что «в сей жизни» нельзя найти «блаженство прямое»: «Небесные боги не делятся им с земными детьми Прометея». Согласно с этим в жизни писатель видел две доли: «или надежду и волненье (т. е. мучительные беспокойства), иль безнадежность и покой» (успокоение). Поэтому Истина предлагает ему научить его, страстного, «отрадному бесстрастью». Поэтому же он написал гимн смерти, назвав ее также «отрадной», признал бесчувствие мертвых «блаженным» и прославлял, наконец, «Последнюю смерть», которая успокоит все бытие.

    Развивая эти идеи, Евгений Абрамович постепенно пришел к выводу о равноценности всех проявлений земной жизни. Ему начало казаться, что не только «и веселью и печали» дали боги «одинакие крыле» (двойственное число = крылья), но что равноправны добро и зло. Последнее им было выражено в стихотворении «Благословен святое возвестивший», где этому возвестителю святого противополагается «какой-нибудь неправедный» (т. е. человек), обнажающий перед нами изгиб сердец людских, ибо «две области, сияния и тьмы, исследовать равно стремимся мы». Эти мысли были выражены в стихах второго периода деятельности Баратынского и в его замечательных поэмах.

    Характерно, что герои его поэм - почти исключительно люди «падшие»; такова «добренькая Эда», отдавшаяся соблазнителю-офицеру; такова Нина («Бал»), переходившая от одного любовника к другому; таков Елецкий («Цыганка»), составивший себе «несчастный кодекс развратных, своевольных правил», и особенно его подруга «наложница»-цыганка. Найти искры живой души в падших, показать, что они способны на благородные чувства, сделать их привлекательными для читателя, - такова задача, которую ставил себе Баратынский в своих поэмах.

    Последний период его деятельности характеризовался его обращением к религии. Еще в одном из ранних стихотворений, в полном согласии со своим мировоззрением, он восклицал: «О человек! уверься, наконец, не для тебя ни мудрость, ни всезнанье!» Но если «всезнанье» недоступно, стоит ли искать «полу-знанья»? Из этого вопроса возникла у поэта скептическое отношение к человеческим истинам; ему начало казаться, что явленья юдольного мира уже «все ведомы», что вся человеческая мудрость может открыть лишь то, что давно заключено в «точном смысле народной поговорки».

    Такой круг идей привел Евгения Баратынского к «оправданию Промысла»; он учит, что в нашей жизни лишь тот «невредим», кто пятой оперся «на живую веру»; он пишет молитву, в которой молит Бога подать ему силы на его «строгий рай»; наконец, в одном из последних стихотворений, написанных во время переезда из Марселя в Неаполь, многозначительно заметил: «Много мятежных решил я вопросов, прежде чем руки марсельских матросов подняли якорь, надежды символ». Однако нам не пришлось узнать, чем разрешилось бы для него это «последнее вихревращенье» дум и чувств: неожиданная смерть не дала ему довершить полного развития его поэзии.

    Что касается формы стихов Баратынского, то, при всем совершенстве отделки, она страдает искусственностью. Его язык не прост, он любил странные выражения, охотно употреблял славянизмы и неологизмы в архаическом духе, так что о значении иных выражений поэта приходится догадываться («внутренней своей вовеки ты не передашь земному звуки», т. е. словами не расскажешь глубин души; поэт - «часть на пире неосязаемых властей», т. е. в мире мечты, и т. п.).

    Тон Евгения почти всегда приподнят, иногда высокопарен. Особенное затруднение представляет то причудливое расположение слов, которое почему-то нравилось ему самому (он писал, например: «Предрассудок - он обломок древней правды, храм упал, но руин его потомок языка не разгадал», т. е. - потомок не разгадал языка его руин). Наконец, затрудняет и та краткость, тот крайний лаконизм речи, к которому стремился Баратынский (он говорит, например, о небесах «беспредельных, скорби тесных»). Однако, если освоиться с этими особенностями его поэзии, если внимательно вникнуть в склад его речи, открывается меткость его выражений, точность его эпитетов, энергия его сжатых фраз.

    У Баратынского мало стихотворений, пленяющих музыкой стиха; чтобы оценить его музу, надо его стихи не только почувствовать, но и понять; к его поэзии применимо то, что князь Петр Андреевич Вяземский сказал о нем как о личности: «Нужно допрашивать, так сказать, буравить этот подспудный родник, чтобы добыть из него чистую и светлую струю».

    Кроме тех изданий, в которых стихи Евгения Абрамовича появились при его жизни (эти издания указаны выше), его сочинения были изданы в 1869 году (Казань), 1883 (М.) и 1884 (Казань). Лучшие из изданий - 1869 и 1884 годов, так как в них собраны чрезвычайно важные варианты стихотворений Баратынского. Некоторые стихотворения, не вошедшие в эти издания, были перепечатаны в издании «Севера», в 1894 году (СПб.); несколько новых стихов, на основании рукописей, дано в издании 1900 года (Казань). Еще некоторые стихотворения и прозаические статьи, остававшиеся не перепечатанными в собраниях сочинений, были даны Валерием Яковлевичем Брюсовым в «Русском Архиве» 1900 года. В в издании «Академической библиотеки» готовилось новое издание сочинений Евгения Баратынского, которое должно собрать все, им написанное.

    Заметки о Баратынском были написаны: Пушкиным, Плетневым, И. Киреевским, князем П. А. Вяземским, Галаховой («Отечественные Записки», 1844 год), Лонгиновым, (библиография, «Русский Архив», 1864 год), С. А. Андреевским («Философские течения русской поэзии», СПб., 1896 год, и «Литературные Чтения»), Н. Котляревским, В. Брюсовым («Русский Архив», 1901 - 1903 годов), С. Венгеровой («Критико-биографический Словарь», т. II), Белинским (соч. под редакцией Венгерова, т. VII, примечания редактора, стр. 626 - 637).

    Евгений Абрамович Баратынский - цитаты

    Старательно мы наблюдаем свет, Старательно людей мы наблюдаем И чудеса постигнуть уповаем. Какой же плод науки долгих лет? Что наконец подсмотрят очи зорки? Что наконец поймет надменный ум На высоте всех опытов и дум, Что? - точный смысл народной поговорки.

    Взгляни на лик холодный сей, Взгляни: в нем жизни нет; Но как на нем былых страстей Еще заметен след! Так ярый ток, оледенев, Над бездною висит, Утратив прежний грозный рев, Храня движенья вид.

    Бывал обманут сердцем я, Бывал обманут я рассудком; Но никогда еще, друзья, Обманут не был я желудком.

    Дало две доли провиденье На выбор мудрости людской: Или надежду и волненье, Иль безнадежность и покой.

    Нет, обманула вас молва, По-прежнему дышу я вами, И надо мной свои права Вы не утратили с годами. Другим курил я фимиам, Но вас носил в святыне сердца; Молился новым образам, Но с беспокойством староверца.

    Евге́ний Абра́мович Бараты́нский (Бораты́нский ; 19 февраля 1800, село Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии - 29 июня 1844, Неаполь) - один из самых значительных русских поэтов.

    Правописание фамилии

    Большинство публикаций в литературных журналах и отдельных изданий 1820-х -

    1830-х годов подписаны фамилией Баратынский. Однако последняя

    подготовленная поэтом к печати книга стихов - «Сумерки» - подписана через «о»: «Сумерки. Сочиненіе Евгенія Боратынскаго». В начале XX века преобладало написание фамилии поэта через «о», в советское время - через «а». В 1990-2000-е годы вновь стало активно использоваться написание Боратынский; так его фамилия пишется в Полном собрании сочинений под редакцией А. М. Пескова и в Большой российской энциклопедии.

    Детство и юность

    Евгений Баратынский происходил из старинного польского шляхетского рода

    Боратынских, в конце XVII века выехавшего в Россию. Отец - Абрам Андреевич Баратынский (1767-1810) отставной генерал-лейтенант, участник Русско-шведской войны (1788-1790), состоял в свите императора Павла Первого, был командиром Лейб-гвардии Гренадерского полка и инспектором Эстляндской дивизии. Мать, Александра Фёдоровна урождённая Черепанова (1776-1852), была фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны.

    В детстве дядькой у Евгения Баратынского был итальянец Боргезе, поэтому мальчик рано познакомился с итальянским языком. Также владел французским, принятым в доме Баратынских, - писал по-французски письма с восьми лет. В 1808 году Баратынского отдали в частный немецкий пансион в Петербурге - там он выучил немецкий язык.

    Из немецкого пансиона Баратынский в 1812 году перешёл в Пажеский Его Императорского Величества корпус, в письмах матери писал о своём желании посвятить себя военно-морской службе.

    Однако внутреннее сопротивление корпусным порядкам привело сначала к оставлению его в 1814 году на второй год. Компания товарищей, в которую попал Баратынский в корпусе, развлекалась весёлыми проделками, подражая разбойникам - персонажам модной в то время приключенческой литературы. В конце концов, в феврале 1816 года, они украли у отца соучастника (он сам предоставил ключ) пятьсот рублей и черепаховую табакерку в золотой оправе, накупили сладостей. Это происшествие привело к исключению Баратынского из корпуса, к изменению всей линии жизни и к тяжёлой психотравме, отразившейся на его «сумрачной» поэзии.

    «Чудовищные обвинения в сальеризме, в зависти к Пушкину, предъявленные Баратынскому посмертно недобросовестными любителями скользких предположений, могли возникнуть только потому, что пошлость всегда опирается на собственный опыт и не способна и не хочет понять истинных причин и побуждений».- Александр Кушнер

    Предполагается, что в стихотворении «Осень» Баратынский имел в виду Пушкина, когда говорил о «буйственно несущемся урагане», которому всё в природе откликается, сравнивая с ним «глас, пошлый глас, вещатель общих дум», и в противоположность этому «вещателю общих дум» указывал, что «не найдёт отзыва тот глагол, что страстное земное перешёл».

    Известие о смерти Пушкина застало Баратынского в Москве в те дни, когда он работал над «Осенью». Баратынский бросил стихотворение, и оно осталось незавершённым.

    «Сумерки»

    Последние годы Баратынского ознаменованы нарастающим одиночеством в литературе, конфликтом как с давними оппонентами пушкинского круга (литераторами вроде Полевого и Булгарина), так и с нарождавшимися западниками и славянофилами (редакция журнала «Москвитянин») - тем и другим Баратынский посвящал эпиграммы.

    В 1842 Баратынский издал свой последний, самый сильный сборник стихов - «Сумерки», посвящённый князю Вяземскому. Это издание привело к новому удару судьбы, от которого Баратынский оправиться не смог.

    На фоне и вообще пренебрежительного тона критики на сборник удар нанёс Белинский, решивший, что Баратынский в своих стихах восстал против науки и просвещения. Это было больше, чем глупостью.

    В стихотворении: «Пока человек естества не пытал» Баратынский развивал мысль своего юношеского письма: «Не лучше ли быть счастливым невеждою, чем несчастным мудрецом». В поэме «Последний поэт» он протестовал против того материалистического направления, которое начинало определяться в конце 30-х - начале 40-х гг. в европейском обществе - будущее его развитие Баратынский прозорливо угадал. Баратынский отвергал исключительное стремление к «насущному и полезному», не был против познания вообще. Необходимость знания именно Баратынскому всегда была близка и дорога. Это был «мыслящий» поэт.

    Баратынский ответил стихотворением «На посев леса». Считается, что Белинского имеют в виду слова: «кого измял души моей порыв, тот вызвать мог меня на бой кровавый» (тот мог стремиться опровергнуть именно мои, Баратынского, идеи, не подменяя их мнимой враждой к науке); но, по мнению Баратынского, этот противник предпочёл «изрыть под ним сокрытый ров» (то есть бороться с ним несправедливыми путями). Баратынский заканчивает стихотворение угрозой: «Отвергнул струны я» и после этого отказывается от поэзии. Но такие обеты, если и даются поэтами, обычно не исполняются.

    «Сумерки» называют первой в русской литературе «книгой стихов» или «авторским циклом» в новом понимании, что будет характерно уже для поэзии начала XX века.

    Путешествие по Европе

    Осенью 1843 года Баратынский осуществил своё давнее желание - путешествие за границу. Полгода проводит в Париже, где познакомился со многими французскими писателями (Альфред де Виньи, Мериме, оба Тьерри, Морис Шевалье, Ламартин, Шарль Нодье и др.). Чтобы познакомить французов со своей поэзией, Баратынский перевёл несколько стихотворений на французский язык.

    Весной 1844 года Баратынский отправился через Марсель морем в Неаполь. Перед отъездом из Парижа он чувствовал себя нездоровым, врачи предостерегали его от влияния знойного климата южной Италии.

    Едва Баратынские прибыли в Неаполь, как у Н. Л. Баратынской произошёл нервный припадок, что и раньше причиняло много беспокойства её мужу и всем окружающим. Это так подействовало на Баратынского, что у него внезапно усилились головные боли, которыми он часто страдал, и на другой день, 29 июня (11 июля) 1844 года, он скоропостижно скончался.

    Его тело было перевезено в Петербург и похоронено в Александро-Невском монастыре, на Ново-Лазаревском кладбище (с 1876 года называется Тихвинским).

    Газеты и журналы почти не откликнулись на смерть поэта.

    Сочинения Баратынского были изданы его сыновьями в 1869 и 1884 годах. В настоящее время книги Баратынского всевозможных изданий обязательно присутствуют во всех библиотеках России.

    Оценка

    Муза

    Не ослеплён я музою моею:

    Красавицей её не назовут,

    И юноши, узрев её, за нею

    Влюбленною толпой не побегут.

    Приманивать изысканным убором,

    Игрою глаз, блестящим разговором

    Ни склонности у ней, ни дара нет;

    Но поражён бывает мельком свет

    Её лица необщим выраженьем,

    Её речей спокойной простотой;

    И он, скорей чем едким осужденьем,

    Её почтит небрежной похвалой.

    <1829 >

    Пушкин, высоко ценивший Баратынского, так сказал о нём: «Он у нас оригинален - ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко». Современники же видели в Баратынском талантливого поэта, но поэта прежде всего пушкинской школы; его позднее творчество критика не поняла. Литературоведение второй половины XIX века считало его второстепенным, чересчур рассудочным автором. На такую репутацию оказали влияние противоречивые (иногда одного и того же стихотворения) и одинаково безапелляционные оценки Белинского. Так в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (литературная редакция Семёна Венгерова) оценивает его так: «Как поэт, он почти совсем не поддаётся вдохновенному порыву творчества; как мыслитель, он лишён определённого, вполне и прочно сложившегося миросозерцания; в этих свойствах его поэзии и заключается причина, в силу которой она не производит сильного впечатления, несмотря на несомненные достоинства внешней формы и нередко - глубину содержания…» Пересмотр оценки наследия Баратынского был начат в начале XX века русскими символистами. Он начал восприниматься как самостоятельный, крупный лирик-философ, стоящий в одном ряду с Тютчевым; в Баратынском при этом подчёркивались черты, близкие самим символистам. О Баратынском тепло отзывались практически все крупнейшие русские поэты XX века.

    Материал взят с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Баратынский,_Евгений_Абрамович

    Поэзия Евгения Абрамовича Баратынского

    • А. А. Воейковой
    • А. А. Воейковой (Боратынский)/ДО
    • А. А. Фуксовой
    • Алкивиад
    • Ахилл
    • Бдение
    • Бдение (Боратынский)/ДО
    • Безнадёжность
    • Безнадёжность (Боратынский)/ДО
    • Бесёнок
    • Благословен святое возвестивший (Боратынский)
    • Богдановичу
    • Бокал
    • Больной
    • Болящий дух врачует песнопенье
    • Бывало, отрок, звонким кликом
    • Были бури, непогоды
    • В альбом (Альбом походит на кладбище)
    • В альбом (Вы слишком многими любимы)
    • В альбом (Когда б вы менее прекрасной)
    • В альбом (Когда б избрать)
    • В альбом (Перелетай к веселью от веселья)
    • В альбом Софии
    • В дни безграничных увлечений
    • В пустых расчётах, в грубом сне
    • В своих листах душонкой ты кривишь
    • В. Л. Пушкину (Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович)
    • Веселье и горе
    • Весна (Мечты волшебные)
    • Весна (На звук цевницы голосистой)
    • Весна, весна! как воздух чист
    • Взгляните: свежестью младой
    • Водопад
    • Водопад (Боратынский)/редакция 1821 г.
    • Возвращение
    • Войной журнальною бесчестит без причины
    • Вот верный список впечатлений
    • Всё мысль да мысль
    • Всегда и в пурпуре и злате
    • Где сладкий шёпот
    • Глупцы не чужды вдохновенья
    • Гнедичу, который советовал сочинителю писать сатиры
    • Гнедичу, который советовал сочинителю писать сатиры (Боратынский)/первая редакция
    • Д. Давыдову
    • Две доли
    • Девушке, имя которой было Аврора
    • Девушке, которая на вопрос: как её зовут? отвечала: не знаю
    • Делии
    • Делии (Боратынский)/редакция 1822 г.
    • Дельвигу (Дай руку мне, товарищ добрый мой)
    • Дельвигу (Напрасно мы, Дельвиг)
    • Дельвигу (Так, любезный мой Гораций)
    • Дельвигу (Так, любезный мой Гораций - Боратынский)/редакция 1819 г.
    • Дельвигу (Я безрассуден - и не диво)
    • Деревня
    • Добрый совет (К Коншину)
    • Догадка
    • Дорога жизни
    • Дядьке-итальянцу
    • Есть милая страна
    • Есть милая страна
    • Ещё как патриарх не древен я
    • Запрос Муханову
    • Запустение
    • Застольная песня («Es kann schon night immer so bleiben!»)
    • Звезда
    • Звёзды (Мою звезду я знаю, знаю)
    • Здесь погребён армейский капитан
    • Здравствуй, отрок сладкогласный
    • Из письма Н. В. Путяте
    • Истина
    • Историческая эпиграмма
    • Итак, мой милый, не шутя
    • Итак, мой милый, не шутя /редакция 1819 г.
    • К *** (Не бойся едких осуждений)
    • К Алине
    • К Амуру
    • К Аннете
    • К Дельвигу на другой день после его женитьбы
    • К жестокой
    • К З. А. Волконской
    • К Креницыну
    • К Кюхельбекеру
    • К чему невольнику мечтания свободы
    • К-ву (Любви весёлый проповедник)
    • К-ву (Ответ - Боратынский)
    • К-ву (Ответ - Боратынский)/редакция 1822 г.
    • К. А. Свербеевой
    • К. А. Свербеевой
    • К. А. Тимашевой
    • К. П. Брюллову
    • К… (Как много ты в немного дней)
    • К… (Мне с упоением заметным)
    • К… (Мне с упоением заметным)/редакция 1824 г.
    • К… (Нежданное родство)
    • К… (Приятель строгий, ты не прав)
    • К…о (Приманкой ласковых речей)
    • Как ревностно ты сам себя дурачишь!
    • Князь Шаликов, газетчик наш печальный (Пушкин и Боратынский)
    • Князю Петру Андреевичу Вяземскому
    • Когда исчезнет омраченье
    • Когда придётся как-нибудь
    • Когда, дитя и страсти и сомненья
    • Кольцо. С. Энгельгардт
    • Коншину (Поверь, мой милый друг)
    • Коншину (Пора покинуть, милый друг)
    • Коттерии
    • Куплеты на день рождения Зинаиды Волконской
    • Л-ой (Когда неопытен я был)
    • Л-ой (Когда неопытен я был)/первая редакция
    • Л. Пушкину
    • Лазурные очи
    • Лиде /редакция 1821 г.
    • Лутковскому
    • Люблю я вас, богини пенья
    • Люблю я вас, богини пенья /первая редакция
    • Любовь
    • Любовь и Дружба
    • Мадона
    • Младые грации сплели тебе венок
    • Мой дар убог и голос мой не громок
    • Мой дар убог и голос мой не громок (Боратынский)/ДО
    • Мой неискусный карандаш
    • Мой Элизий
    • Молитва
    • Моя жизнь
    • Мудрецу
    • Мудрецу (Боратынский)/ДО
    • Мы будем пить вино по гроб
    • Н. Е. Б… (Двойною прелестью опасна)
    • Н. И. Гнедичу
    • Н. М. Языкову (Языков, буйства молодого)
    • На *** (В руках у этого педанта)
    • На всё свой ход, на всё свои законы
    • На некрасивую виньетку
    • На посев леса
    • На смерть Гёте
    • На смерть Лермонтова
    • На смерть собаки
    • На что вы, дни
    • Надпись
    • Наслаждайтесь, всё проходит
    • Наш приятель, Пушкин Лёв
    • Наяда
    • Наяда (Боратынский)/ДО
    • Не подражай: своеобразен гений
    • Не растравляй моей души
    • Не растравляй моей души
    • Небо Италии, небо Торквата
    • Невесте
    • Недоносок
    • Новинское
    • Новинское (Боратынский)/первая редакция
    • О мысль! тебе удел цветка
    • О своенравная София
    • О, верь: ты, нежная, дороже славы мне
    • Обеды
    • Обеды
    • Ожидание
    • Он близок, близок день свиданья
    • Он близок, близок день свиданья (Боратынский)/редакция 1819 г.
    • Оправдание (Боратынский)/редакция 1824 г.
    • Оправдание (Боратынский)/редакция 1824 г./ДО
    • Оправдание (Боратынский)/редакция 1826 г.
    • Оправдание (Боратынский)/редакция 1826 г./ДО
    • Осень
    • Осень (Боратынский)/редакция 1837 г.
    • Откуда взял Василий непотешный
    • Отрывки из Поэмы: Воспоминания
    • Отчизны враг, слуга царя
    • Отъезд
    • Падение листьев
    • Падение листьев (Боратынский)/редакция 1823 г.
    • Певцы 15-го класса
    • Переселение душ
    • Песня
    • Песня
    • Пироскаф
    • Пиры (Боратынский)/редакция 1821 г.
    • Под бурею судеб, унылый, часто я
    • Подражателям
    • Полуразрушенный, я сам себе не нужен
    • Послание к барону Дельвигу
    • Последний поэт
    • Последняя смерть
    • Поцелуй
    • Предрассудок! он обломок
    • При посылке «Бала» С. Энгельгардт
    • При посылке тетради стихов
    • Признание
    • Признание (Боратынский)/редакция 1824 г.
    • Приметы
    • Простите, спорю невпопад
    • Прощанье
    • Разлука
    • Разлука (Боратынский)/редакция 1820 г.
    • Размолвка
    • Размолвка (Боратынский)/редакция 1823 г.
    • Разуверение
    • Рифма
    • Родина
    • Ропот (Красного лета отрава)
    • Русская песня
    • С книгою «Сумерки» С. Н. Карамзиной
    • Своенравное прозванье
    • Сердечным нежным языком
    • Сестре
    • Сестре
    • Скульптор
    • Случай
    • Смерть
    • Смерть (Боратынский)/редакция 1829 г.
    • Сначала мысль, воплощена
    • Спасибо злобе хлопотливой
    • Стансы (В глуши лесов)
    • Стансы (Судьбой наложенные цепи)
    • Старательно мы наблюдаем свет
    • Старик
    • Сцена из поэмы «Вера и неверие»
    • Так, он ленивец, он негодник
    • Там, где Семёновский полк
    • Тебе на память, в книге сей
    • Тебе на память, в книге сей (Боратынский)/редакция 1819 г.
    • Тебя ль изобразить и ты ль изобразима?
    • Телема и Макар
    • Товарищам
    • Толпе тревожный день приветен
    • Убог умом, но не убог задором
    • Уверение
    • Увы! Творец непервых сил
    • Уныние
    • Утешение
    • Утешение (Боратынский)/редакция 1820 г.
    • Филида с каждою зимою
    • Финляндия
    • Финляндия (Боратынский)/редакция 1820 г.
    • Финским красавицам
    • Хор, петый в день именин дяденьки Богдана Андреевича
    • Хотите ль знать все таинства любви
    • Хотя ты малый молодой
    • Храни своё неопасенье
    • Цапли
    • Цветок
    • Цыганка
    • Цыганка (Боратынский)/редакция 1831 г.
    • Череп
    • Что за звуки
    • Чудный град порой сольётся
    • Эда (Боратынский)/редакция 1826 г.
    • Экспромт
    • Элегия
    • Элизийские поля
    • Эпиграмма (В восторженном невежестве)
    • Эпиграмма (В своих стихах он скукой дышит)
    • Эпиграмма (Везде бранит поэт Клеон)
    • Эпиграмма (Дамон, ты начал)
    • Эпиграмма (И ты поэт, и он поэт)
    • Эпиграмма (Идиллик новый на искус)
    • Эпиграмма (Как сладить с глупостью глупца)
    • Эпиграмма (Кто непременный мой ругатель)
    • Эпиграмма (Не трогайте парнасского пера)
    • Эпиграмма (Окогчённая летунья)
    • Эпиграмма (Он вам знаком)
    • Эпиграмма (Писачка в Фебов двор явился)
    • Эпиграмма (Поверьте мне, Фиглярин-моралист)
    • Эпиграмма (Поэт Писцов в стихах тяжеловат)
    • Эпиграмма (Свои стишки Тощев пиит)
    • Эпиграмма (Ты ропщешь, важный журналист)
    • Эпиграмма (Что ни болтай)
    • Эпиграмма (Что пользы вам от шумных ваших прений)
    • Эпиграмма на Шаликова (Пушкин и Боратынский)
    • Эпилог
    • Эпилог (Боратынский)/редакция 1823 г.
    • Я был любим, твердила ты
    • Я не любил её, я знал
    • Я унтер, други
    • Языкову (Бывало, свет позабывая)