Следующие две статьи будут посвящены очень важной теме, а именно, гармонии в жизни человека. Почему именно гармонии? Потому что истинное счастье заключается не в обладании чем-либо, а в гармоничном равновесии различных сторон жизни человека. Две последующие статьи будут основаны на аудио материале статей с блога .

Даже обладая миллионным состоянием, трудно ощущать себя счастливым, если при этом у вас отсутствует здоровье или вы занимаетесь тем, к чему не испытываете особого энтузиазма.

Сегодняшняя статья будет посвящена обретению смысла в жизни, такого смысла, который бы привносил гармонию в вашу жизнь, благодаря которому вы бы могли ощущать счастье каждую секунду этой жизни.

Можно спорить о существовании врожденного смысла жизни, с которым каждый из нас появляется на свет. На самом деле, ответ на этот вопрос не так важен, да и вряд ли вообще возможно с абсолютной определенностью доказать наличие или отсутствие такого понятия, как заложенный изначально смысл.

Поэтому, с моей точки зрения, гораздо интереснее найти ответ на следующий вопрос: «Как меняется ваша жизнь от того, наделяете ли вы ее сознательно каким-нибудь смыслом или нет?»

Давайте сначала разберемся, каким образом мы можем найти свой смысл в жизни, а потом поговорим о преимуществах жизни, наделенной смыслом.

Я уже разместил несколько статей на тему поиска смысла жизни у себя на блоге, поэтому я отсылаю вас к этим статьям, чтобы избежать повторений Смысл Жизни

В этих статьях разбирается то, каким образом вы можете обрести общее понятие смысла в вашей жизни, общее представление о нем. Но недостаток такого смысла заключается в том, что он довольно туманно определяет то, каким образом вы должны воплощать его в своей повседневной жизни. Прояснением этого вопроса мы и займемся с вами дальше.

Итак, гармония в жизни человека появляется, если четыре составляющие его жизни уравновешены и взаимно дополняют друг друга. Очень легко запомнить эти составляющие, если ассоциировать их с четырьмя проявлениями человеческой сущности: тело, разум, сердце и душа.

Начнем по порядку.

Тело

«Что я должен делать?»

Физическое тело человека обладает определенными потребностями, оно должно поддерживать свою жизнедеятельность. Для счастливой и гармоничной жизни мы должны удовлетворить минимальные потребности тела, а именно: потребность в еде, потребность в одежде, потребность в жилье, реализация сексуальных потребностей, здоровье.

Если вы наделили свою жизнь определенным смыслом и поставили перед собой определенные цели, но забыли включить в эти цели потребности своего тела, то рано или поздно вы испытаете потрясение, и ваша жизнь перестанет быть гармоничной.

На пути к успеху, многие люди забывают о здоровье. Они проводят целые дни за компьютером, в своих офисах, в своем автомобиле и т.д. Когда я начал вести этот блог, я тоже целиком углубился в эту деятельность, но вскоре я вспомнил о том, что мое здоровье – это тот механизм, который помогает мне реализовывать свои идеи. Я вспомнил, что мне не следует откладывать занятия спортом на тот момент, когда я достигну успеха, потому что это может быть слишком поздно. Поэтому сейчас каждый день я езжу на вело-тренажере по 10 минут с максимальной нагрузкой и успеваю проехать по 4 км, плюсом к этому добавляются мои утренние прогулки до работы.

Материальный успех, также является частью потребностей вашего тела, ведь именно благодаря нему, вы имеете возможность хорошо одеваться, питаться, жить в благоустроенном доме и т.д. Если вы поставили перед собой цель, которая приносит вам удовольствие, и вы ощущаете, что вы делаете свой положительный вклад в этой жизни, но эта цель не обеспечивает вас материально, то опять же в вашей жизни не будет гармонии.

Разум

«Что я способен делать?»

Эта составляющая вашей жизни отвечает за ваши способности, врожденные и приобретенные, ваши знания и навыки. Ваша цель, ваш смысл жизни, должен быть согласован с вашими способностями.

Например, если вы определились с тем, что вы собираетесь стать великим музыкантом, то вам нужно понимать, что для этого у вас должны быть определенные склонности к музыке. Сами занятия музыкой могут приносить вам удовольствие, выступления на сцене могут сделать вас богатым, но если ваш талан не достаточно развит, если у вас недостаточные навыки в этой области, то вы не достигнете желаемого.

Проанализируйте свои способности, каким образом вы можете воплотить общий смысл жизни в конкретной деятельности, в которой бы использовались ваши умственные способности и навыки. Если общий смысл жизни, остается довольно неизменным на протяжении всей вашей жизни, то способ реализации этого смысла обладает большой гибкостью, вы можете менять сферы деятельности и сферы приложения своих способностей.

Помните, однако, вот еще о чем, возможно в данный момент вы не обладаете определенными навыками и знаниями для осуществления вашей цели, это еще не значит, что цель поставлена неправильно. Каждый человек способен учиться, эта замечательная способность может помочь вам на пути к вашей цели. Рассматривайте приемлемость и гармоничность цели на основании своих будущих возможностей, в которых вы уверены.

Например, если вы уверены, что музыка – это ваше призвание, то вас не должно останавливать то, что в данный момент вы не умеете играть ни на одном музыкальном инструменте, вы можете этому научиться.

Ваш разум, ваши знания и навыки обязательно должны быть частью вашего смысла жизни, вы должны их учитывать при определении конкретной цели.

Сердце

«Что я люблю делать?»
Говоря о сердце, мы говорим о любви. Определяя конкретную реализацию своего смысла жизни, задумайтесь о том, что вы в действительности любите делать. Никакого счастья и гармонии невозможно испытать в жизни, если вы занимаетесь тем, что ненавидите.

Вы можете зарабатывать большие деньги, обеспечивая потребности своего тела, вы можете задействовать свой интеллект и у вас все будет получаться, но если вы не любите то, чем занимаетесь, то рано или поздно наступит критический момент, и вы не уже не сможете больше выносить подобную ситуацию.

Поэтому не стоит разбивать свою жизнь: мол, сначала я заработаю кучу денег, а уж потом буду заниматься любимым делом. Поверьте, вам будет гораздо проще добиться успеха в жизни и полностью реализовать себя, достигнув при этом материального благосостояния, если вы будете любить то, чем вы занимаетесь. У вас будет более сильная мотивация к действиям, вам не нужно будет бороться с собой.

Вы можете игнорировать эту составляющую своей жизни, многие люди проявляют свою любовь в своем хобби. Хобби – это замечательная отдушина, а теперь задумайтесь, на сколько больших результатов вы смогли бы достичь, если бы проявляли такое же рвение в своей основной деятельности?

Многие считают для себя невозможным такое положение, когда они занимаются тем, что любят и получают за это деньги. Поверьте, это возможно – вы можете найти тому множество примеров, если вы только захотите поискать!

Не соглашайтесь на «половинчатость» в своей жизни.

Душа

«Что мне следует делать?»

Говоря о душе, я подразумеваю ваш вклад, что вы приносите в эту жизнь своим существованием, как вы улучшаете жизнь свою и окружающих. Я заметил, что понятие «служение окружающим» немного неправильно интерпретируется. Служение – это не «прислуживание», это выполнение своей цели в жизни, которая согласована с лучшими намерениями. Реализуя все лучшее в себе и стараясь помочь окружающим в любой сфере, вы получаете положительные отзывы – это очень сильный инструмент мотивации.

Занимаясь ведением этот блога всего пару месяцев, я уже получил несколько писем с одобрением того, что я делаю. Это очень позитивные чувства, они мотивируют меня к тому, чтобы продолжать и вкладываться еще сильнее.

Ваша жизнь будет намного гармоничнее и счастливее, если вы будете ощущать, что вы не просто стараетесь для себя, но и одновременно делаете вклад в развитие нашего общества, нашей страны России, нашего мира в целом.

Обобщение:

Итак, для обретения конкретной реализации вашего общего смысла в жизни, вы должны ответить себе на следующие вопросы:

Что я должен делать?
Что я умею делать?
Что я люблю делать?
Что мне следует делать?

Отсутствие гармонии между всеми четырьмя составляющими может не сразу сказаться на вашей жизни, но рано или поздно это случиться. Поэтому стремитесь обрести гармонию в своей деятельности уже сейчас, увеличивайте эту гармонию постепенно, и вы будете гораздо счастливее.

Сознавайте каждый свой шаг и каждое свое решение, действительно ли погоня за деньгами, в ущерб всем другим сферам жизни: семье, здоровью, любви, стоит того?

Задумайтесь над этими вопросами, возьмите 4 листка бумаги и напишите на каждом из них ответы на один из четырех вопросов. Далее взгляните на свои ответы и постарайтесь найти гармоничный баланс между ними. Возможно, это не удастся сделать сразу – на это вам дана жизнь, на то, чтобы обрести гармонию в процессе. Что может быть более замечательным, чем ощущение, что с каждым днем вы движетесь к большей гармонии с самим собой и окружающими?

Что такое гармония?

Гармония – это баланс чувств, эмоций, физических сил и социальных событий в жизни человека.

Гармонию в жизнь приносят позитивные эмоции и события. Негатив в любой из сфер жизни вызывает дисбаланс и неудовлетворенность жизнью, что выбивает человека из колеи. Стоит задуматься и переосмыслить некоторые нюансы своей жизни и вернуться к гармоничному существованию.

Все ответы обычно спрятаны в самом надежном месте, на виду. Но люди, в силу занятости и нежелания заниматься самоанализом, предпочитают этих ответов не искать, а на проблемы просто закрывать глаза. Но как бы ни хотелось спрятаться от неурядиц, делать этого не стоит. Их нужно решить и вернуть в жизнь гармонию.

Для этого нужно пройти всего три шага.

Принято считать, что человеческая жизнь делится на такие сферы: дом, работа, семья, друзья и т.д. Для того чтобы лучше узнать себя, нужно немного перевернуть понимание сфер жизнедеятельности человека. Итак, психологи утверждают, что человеческая жизнь состоит из четырех сфер:

1. Телесная – к ней можно отнести все физические составляющие жизни: спорт, еда, сон, секс, здоровье.
2. Духовная – это фантазии, мечты, творчество, планы.
3. Социальная – контакты с окружающими людьми: друзьями, родственниками, коллегами.
4. Материальная – все события в жизни, что связаны с деньгами, работой, карьерой, хобби.

Все четыре сферы принимают участие в жизнедеятельности человека дома, на работе, во время общения с друзьями, в семейном кругу. Например, можно мечтать на работе или общаться с друзьями на занятиях по йоге. И это только небольшие примеры соприкосновения сфер деятельности, ведь они присутствуют в жизни человека постоянно.

Шаг №2 Подсчет составляющих гармоничной жизни.

Гармония – это равноценная совокупность описанных выше сфер жизнедеятельности человека. Если в этих сферах присутствует равноценный баланс, тогда и жизнь человека становится гармоничной и счастливой.

Психологи рекомендуют, на листке бумаги оценить, в процентном соотношении, все четыре сферы. Во время оценки нужно взвесить количество сил, затраченных на ту или иную сферу, уровень самоудовлетворения от полученных результатов деятельности в этой сфере. Полная гармония в этих подсчетах равна ста процентам.

Вначале стоит взять небольшой отрезок времени, неделю или месяц. А в дальнейшем такой подсчет нужно подводить раз в год.

В итоге, человек живет гармоничной жизнью, если показатель каждой сферы приближается к двадцати пяти процентам. Таким образом можно наглядно увидеть в какую сферу нужно вкладывать больше сил и энергии, а где немножко изменить стратегию поведения.

Шаг №3 Решение проблем

После несложных математических расчетов, отчетливо виден результат. И можно планировать мероприятия по улучшению показателей в проблемной сфере человеческой жизнедеятельности.
Действия по улучшению могут быть разнообразными, например, для улучшения материальной сферы можно сменить работу, найти подработку или получить права. В телесной сфере можно устраивать себе выходной и ходить в баню, сауну, посещать сеансы массажа или купить абонемент в спортзал. В духовной сфере стоит задуматься о своем творческом развитии: петь, рисовать, писать. Не только мечтать, а и воплощать свои мечты в жизнь. И, наконец, в социальной сфере нужно больше времени уделять родным и близки, проводить время с друзьями или заводить новые приятные знакомства.

Нет универсального совета. Как улучшить свою жизнь и сделать ее гармоничной. Все зависит от жизненных ситуаций и особенностей характера человека.
Но приложив немного усилий и найдя причину дисбаланса, все можно решить. Нужно только не опускать руки и смотреть на мир сквозь призму позитива.

Гармония - одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности.

Исторический очерк

Слово «гармония» встречается в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее».

Философская трактовка гармонии (без самого слова «гармония») у греков впервые отмечается у Гераклита (первая половина V в. до н. э.):

Слоги: звонкие и незвонкие [буквы], согласное разногласное, созвучное несозвучное, из всех - одно, из одного - всё.

Автор трактата «О мире», известный как Псевдо-Аристотель (I в. до н.э.), опираясь на Гераклита, находил согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности (занятиях, «искусстве») человека и в самой Вселенной:

Природа влекома к противоположностям, и из них, а не из подобного, образует согласное (др.-греч. τὸ σύμφωνον ). Так, она свела мужчину с женщиной, а не с однополым существом (равно как и женщину) и сочетала первое согласие из противоположных, а не подобных друг другу существ. Похоже, что и искусство (др.-греч. τέχνη ), подражая природе, делает то же самое. Живопись, смешивая белые и черные, желтые и красные краски, создает изображения, соответствующие оригиналам. Музыка, смешав одновременно высокие и низкие, длительные и краткие звуки в различных голосах, создает единую гармонию (др.-греч. ἁρμονίαν ). Грамматика, смешав гласные и согласные буквы, составила из них всё [словесное] искусство. <...> Так и всё мироздание, то есть небо и землю, и весь космос в целом упорядочила единая гармония через смешение противоположнейших начал.

Такое понимание гармонии у греков получило всеобщее распространение - особенно у пифагорейцев (и неопифагорейцев). Например, в трактате «Арифметика» Никомаха из Герасы (II в. н. э.):

Гармония всегда рождается из противоположностей, ведь гармония - это единение многосмешанных [сущностей] и согласие разногласных (др.-греч. Ἁρμονία δὲ πάντως ἐξ ἐναντίων γίνεται· ἔστι γὰρ ἁρμονία πολυμιγέων ἕνωσις καὶ δίχα φρονεόντων συμφρόνησις ).

Nic. Arithm. II, 19

В латинской науке то же определение впервые регистрируется в «Арифметике» Боэция (ок. 500 г.):

Всё, что состоит из противоположностей, связано некой гармонией и сложено с её помощью, ведь гармония - это единение многого и согласие разногласного (лат. Est enim armonia plurimorum adunatio et dissentientium consensio).

Boeth. Arithm. II, 32

В классической художественной литературе гармония (без самого этого слова) описывалась как concordia discors (буквально «разногласное согласие») у Горация (в «Посланиях», 23-20 до н. э.) и Лукана («Гражданская война», 48-65 н. э.):

Cum tu inter scabiem tantam et contagia lucri
Nil parvum sapias et adhuc sublimia cures:
Quae mare conpescant causae, quid temperet annum,
Stellae sponte sua iussaene vagentur et errent,
Quid premat obscurum lunae, quid proferat orbem,
Quid velit et possit rerum concordia discors ,
Empedocles an Stertinium deliret acumen.

Horat. Epist. I,12

Temporis angusti mansit concordia discors
Paxque fuit non sponte ducum <…>

Lucan. Bell. civ. I, vers.98-99

С античности гармония (без самого слова) описывалась не только как concordia discors (разногласное согласие), но и в инверсии, как discordia concors (согласное разногласие), например в «Астрономии» Марка Манилия (I в. н. э.). Четыре элемента мироздания

…faciuntque deum per quattuor artus
Et mundi struxere globum prohibentque requiri
Ultra se quicquam, cum per se cuncta crearint:
Frigida nec calidis desint aut umida siccis,
Spiritus aut solidis, sitque haec discordia concors
Quae nexus habilis et opus generabile fingit
Atque omnis partus elementa capacia reddit:
Semper erit pugna ingeniis, dubiumque manebit
Quod latet et tantum supra est hominemque deumque.

Manilius. Astronomica, I.137-146

В эпоху Средних веков, Ренессанса и барокко гармонию продолжали описывать и тем другим клише - и как concordia discors , и как discordia concors . Например, на фронтисписе трактата Ф.Гафури «Труд о гармонии музыкальных инструментов» (1518) автор изображён на кафедре, вещающий ученикам «древнюю истину» о гармонии, во второй (инвертированной) формулировке: Harmonia est discordia concors (цифровое факсимиле фронтисписа см. в статье Гафури). Такая же формулировка в эпистолярии А. Банкьери «Гармонические письма» (1628, p. 131) сопровождается гравюрой, призванной символически иллюстрировать приложение этого эстетического принципа к музыке (см. цифровое факсимиле).

В преобразованной форме идея гармонии продолжила существование в новой философии у Шефтсбери , Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в немецком идеализме . Педагогическим идеалом Гёте , как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).

Гармония в музыке

Музыкальная гармония со времён античности непосредственно выводилась из общего (философско-эстетического) представления гармонии - у греков см., например, третью книгу «Гармоники» Птолемея (особенно гл.3), у латинян, например, - первую книгу фундаментального труда «Основы музыки» Боэция . Термином «гармония» (др.-греч. ἁρμονία ) в платоновско-пифагорейской традиции также обозначались виды октавы как интервала, объемлющего все звуковысотные различия (отсюда оригинальное название октавы - др.-греч. διὰ πασῶν , «через все»).

В Средние века, в знаменитом трактате Псевдо-Хукбальда «Musica enchiriadis» (IX в.) «согласное различие» (diversitas concors) подаётся как фундаменательное основание музыкальной целостности тетрахорда , звуки которого объемлют всё разнообразие монодических ладов (точнее, их финалисов). Действие фундаментального принципа в том же источнике распространяется и на многоголосие «диафонии» (органума) , которое определяется как «согласно-разнозвучная слаженность» (concentus concorditer dissonus) . Определение музыкальной гармонии как «слаженного объединения разных голосов» (с вариантами) - ещё одно клише во многих средневековых музыкальных трактатах . Другое популярное определение музыкальной гармонии дал в VII в. Исидор Севильский : «Гармония - это соразмерное движение голоса, согласование, или слаженность, различных звуков [мелодии]» . Характерно, что в этих определениях гармонии «разные/различные» не означает одновременности взятия разновысотных звуков, т.е. определение музыкальной гармонии никак не связано с фактурой (с тем, сколько голосов звучит в одновременности).

Традиции экстраполяции гармонии «онтологической» на гармонию музыкальную Европа долго держалась и в последующие времена - на всём протяжении эпохи Ренессанса и (особенно) в эпоху барокко; например, в «Синопсисе новой музыки» - Иоганн Липпий , в «Универсальной музургии» - А.Кирхер , в «Универсальной гармонии» - М. Мерсенн и многие другие музыканты, философы, богословы и писатели иного рода.

См. также

Напишите отзыв о статье "Гармония"

Литература

  • Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Москва, 1973.
  • Махов А.Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.
  • Flotzinger R. Harmonie: um einen kulturellen Grundbegriff. Wien, 2016. ISBN 978-3-205-78556-9 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гармония

Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.]
Возвращаясь домой из Воронцова и проезжая по Болотной площади, Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу.
– Что это? Кто? За что? – спрашивал он. Но вниманье толпы – чиновников, мещан, купцов, мужиков, женщин в салопах и шубках – так было жадно сосредоточено на то, что происходило на Лобном месте, что никто не отвечал ему. Толстый человек поднялся, нахмурившись, пожал плечами и, очевидно, желая выразить твердость, стал, не глядя вокруг себя, надевать камзол; но вдруг губы его задрожали, и он заплакал, сам сердясь на себя, как плачут взрослые сангвинические люди. Толпа громко заговорила, как показалось Пьеру, – для того, чтобы заглушить в самой себе чувство жалости.
– Повар чей то княжеский…
– Что, мусью, видно, русский соус кисел французу пришелся… оскомину набил, – сказал сморщенный приказный, стоявший подле Пьера, в то время как француз заплакал. Приказный оглянулся вокруг себя, видимо, ожидая оценки своей шутки. Некоторые засмеялись, некоторые испуганно продолжали смотреть на палача, который раздевал другого.
Пьер засопел носом, сморщился и, быстро повернувшись, пошел назад к дрожкам, не переставая что то бормотать про себя в то время, как он шел и садился. В продолжение дороги он несколько раз вздрагивал и вскрикивал так громко, что кучер спрашивал его:
– Что прикажете?
– Куда ж ты едешь? – крикнул Пьер на кучера, выезжавшего на Лубянку.
– К главнокомандующему приказали, – отвечал кучер.
– Дурак! скотина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера. – Домой я велел; и скорее ступай, болван. Еще нынче надо выехать, – про себя проговорил Пьер.
Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей Лобное место, так окончательно решил, что не может долее оставаться в Москве и едет нынче же в армию, что ему казалось, что он или сказал об этом кучеру, или что кучер сам должен был знать это.
Приехав домой, Пьер отдал приказание своему все знающему, все умеющему, известному всей Москве кучеру Евстафьевичу о том, что он в ночь едет в Можайск к войску и чтобы туда были высланы его верховые лошади. Все это не могло быть сделано в тот же день, и потому, по представлению Евстафьевича, Пьер должен был отложить свой отъезд до другого дня, с тем чтобы дать время подставам выехать на дорогу.
24 го числа прояснело после дурной погоды, и в этот день после обеда Пьер выехал из Москвы. Ночью, переменя лошадей в Перхушкове, Пьер узнал, что в этот вечер было большое сражение. Рассказывали, что здесь, в Перхушкове, земля дрожала от выстрелов. На вопросы Пьера о том, кто победил, никто не мог дать ему ответа. (Это было сражение 24 го числа при Шевардине.) На рассвете Пьер подъезжал к Можайску.
Все дома Можайска были заняты постоем войск, и на постоялом дворе, на котором Пьера встретили его берейтор и кучер, в горницах не было места: все было полно офицерами.
В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон. Пьер торопился скорее ехать вперед, и чем дальше он отъезжал от Москвы и чем глубже погружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойства и не испытанное еще им новое радостное чувство. Это было чувство, подобное тому, которое он испытывал и в Слободском дворце во время приезда государя, – чувство необходимости предпринять что то и пожертвовать чем то. Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем то… С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и ее старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство.

24 го было сражение при Шевардинском редуте, 25 го не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, 26 го произошло Бородинское сражение.
Для чего и как были даны и приняты сражения при Шевардине и при Бородине? Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла. Результатом ближайшим было и должно было быть – для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы (чего мы боялись больше всего в мире), а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии (чего они тоже боялись больше всего в мире). Результат этот был тогда же совершении очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение.
Ежели бы полководцы руководились разумными причинами, казалось, как ясно должно было быть для Наполеона, что, зайдя за две тысячи верст и принимая сражение с вероятной случайностью потери четверти армии, он шел на верную погибель; и столь же ясно бы должно было казаться Кутузову, что, принимая сражение и тоже рискуя потерять четверть армии, он наверное теряет Москву. Для Кутузова это было математически ясно, как ясно то, что ежели в шашках у меня меньше одной шашкой и я буду меняться, я наверное проиграю и потому не должен меняться.
Когда у противника шестнадцать шашек, а у меня четырнадцать, то я только на одну восьмую слабее его; а когда я поменяюсь тринадцатью шашками, то он будет втрое сильнее меня.
До Бородинского сражения наши силы приблизительно относились к французским как пять к шести, а после сражения как один к двум, то есть до сражения сто тысяч; ста двадцати, а после сражения пятьдесят к ста. А вместе с тем умный и опытный Кутузов принял сражение. Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию. Ежели скажут, что, заняв Москву, он думал, как занятием Вены, кончить кампанию, то против этого есть много доказательств. Сами историки Наполеона рассказывают, что еще от Смоленска он хотел остановиться, знал опасность своего растянутого положения знал, что занятие Москвы не будет концом кампании, потому что от Смоленска он видел, в каком положении оставлялись ему русские города, и не получал ни одного ответа на свои неоднократные заявления о желании вести переговоры.
Давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. А историки под совершившиеся факты уже потом подвели хитросплетенные доказательства предвидения и гениальности полководцев, которые из всех непроизвольных орудий мировых событий были самыми рабскими и непроизвольными деятелями.
Древние оставили нам образцы героических поэм, в которых герои составляют весь интерес истории, и мы все еще не можем привыкнуть к тому, что для нашего человеческого времени история такого рода не имеет смысла.
На другой вопрос: как даны были Бородинское и предшествующее ему Шевардинское сражения – существует точно так же весьма определенное и всем известное, совершенно ложное представление. Все историки описывают дело следующим образом:
Русская армия будто бы в отступлении своем от Смоленска отыскивала себе наилучшую позицию для генерального сражения, и таковая позиция была найдена будто бы у Бородина.
Русские будто бы укрепили вперед эту позицию, влево от дороги (из Москвы в Смоленск), под прямым почти углом к ней, от Бородина к Утице, на том самом месте, где произошло сражение.
Впереди этой позиции будто бы был выставлен для наблюдения за неприятелем укрепленный передовой пост на Шевардинском кургане. 24 го будто бы Наполеон атаковал передовой пост и взял его; 26 го же атаковал всю русскую армию, стоявшую на позиции на Бородинском поле.
Так говорится в историях, и все это совершенно несправедливо, в чем легко убедится всякий, кто захочет вникнуть в сущность дела.
Русские не отыскивали лучшей позиции; а, напротив, в отступлении своем прошли много позиций, которые были лучше Бородинской. Они не остановились ни на одной из этих позиций: и потому, что Кутузов не хотел принять позицию, избранную не им, и потому, что требованье народного сражения еще недостаточно сильно высказалось, и потому, что не подошел еще Милорадович с ополчением, и еще по другим причинам, которые неисчислимы. Факт тот – что прежние позиции были сильнее и что Бородинская позиция (та, на которой дано сражение) не только не сильна, но вовсе не есть почему нибудь позиция более, чем всякое другое место в Российской империи, на которое, гадая, указать бы булавкой на карте.
Русские не только не укрепляли позицию Бородинского поля влево под прямым углом от дороги (то есть места, на котором произошло сражение), но и никогда до 25 го августа 1812 года не думали о том, чтобы сражение могло произойти на этом месте. Этому служит доказательством, во первых, то, что не только 25 го не было на этом месте укреплений, но что, начатые 25 го числа, они не были кончены и 26 го; во вторых, доказательством служит положение Шевардинского редута: Шевардинский редут, впереди той позиции, на которой принято сражение, не имеет никакого смысла. Для чего был сильнее всех других пунктов укреплен этот редут? И для чего, защищая его 24 го числа до поздней ночи, были истощены все усилия и потеряно шесть тысяч человек? Для наблюдения за неприятелем достаточно было казачьего разъезда. В третьих, доказательством того, что позиция, на которой произошло сражение, не была предвидена и что Шевардинский редут не был передовым пунктом этой позиции, служит то, что Барклай де Толли и Багратион до 25 го числа находились в убеждении, что Шевардинский редут есть левый фланг позиции и что сам Кутузов в донесении своем, писанном сгоряча после сражения, называет Шевардинский редут левым флангом позиции. Уже гораздо после, когда писались на просторе донесения о Бородинском сражении, было (вероятно, для оправдания ошибок главнокомандующего, имеющего быть непогрешимым) выдумано то несправедливое и странное показание, будто Шевардинский редут служил передовым постом (тогда как это был только укрепленный пункт левого фланга) и будто Бородинское сражение было принято нами на укрепленной и наперед избранной позиции, тогда как оно произошло на совершенно неожиданном и почти не укрепленном месте.

- (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведенияхСловарь иностранных слов русского языка

ГАРМОНИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков… … Толковый словарь Ушакова

- (Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А … Энциклопедия мифологии

гармония - и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… … Философская энциклопедия

1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… … Энциклопедический словарь

Гармония - Гармония ♦ Harmonie Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии,… … Философский словарь Спонвиля

Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие … Словарь синонимов

Гармония - (Анапа,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Крымская 170, Анапа, Россия … Каталог отелей

ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада гомофонии,… … Современная энциклопедия

- (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Гармония , Берков В.О.. Книга адресована прежде всего профессиональным музыкантам и студентам музыкальных вузов, но будет интересна всем любителям музыки…

от греч. harmonia - связь, соразмерность) - созвучие, согласие, согласованность частей в одном целом. Педагогическим идеалом И.В. Гете («Вильгельм Мейстер») было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасном равновесии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гармония

гр. – созвучие, согласие) – философско-эстетическая категория, обозначающая высокую степень упорядоченности составных частей в чем-то целом, едином, и соответствия этого целого эстетическим критериям совершенства и красоты. Гармония – это согласованность, слаженность, взаимная обусловленность частей в целом, их непротиворечивое сочетание. В этом смысле говорят о гармонично развитом человеке, как о человеке, у которого хорошо развиты душа и тело, ум и чувства, у которого внутренний мир согласуется с внешней средой, с культурой, в которой он вырос и которую поддерживает и обогащает. Гармонично развитый человек – это человек, живущий в согласии с окружением, внутренне уравновешенный, способный к саморазвитию, к самообновлению души, к согласию веры и разума. В музыке гармония обозначает сочетание звуков и тонов по определенным законам, приобретающее соразмерность, соответствие, согласованность. Слово «гармония» родилось в греческой мифологии, где было именем дочери Афродиты, необыкновенно красивой девушки.