Попасть в физико-математический лицей № 31 можно либо с пятого, либо с восьмого класса. Только сдав тесты на математические способности. Но проблема даже не в том, чтобы поступить, а в том, чтобы выдерживать нагрузки. С пятого класса лицеисты участвуют во множестве различных олимпиад, они постоянно куда-то ездят и что-то выигрывают. С точки зрения Попова, выигрыши по области - это ничто. Вот если ученик его лицея взял золотую медаль на олимпиаде в Австралии или в Европе, тогда он считает, что живет и работает не зря. Для челябинских родителей лицей - гарант будущего их детей. Поэтому Попов уникален еще и тем, что все в городе хотят дать ему денег.

***

В кабинете директора лицея все старое: дверь, стол, стулья, обои. И диван старый, и покрывало с тигровым принтом старое. Директор и сам немолодой - 64 года. Короткая стрижка, одежда соответствует стереотипному представлению о математиках, только без тряпки в заднем кармане. На носу прямоугольные очки с желтыми стеклами. В этих очках он одновременно напоминает и Гудвина, и Кота Базилио.

На стене директорского кабинета висит черно-белая фотография седого старика. Снежная шевелюра старика взлохмачена, но язык он не показывает. Это не Эйнштейн, а давно забытый актер и режиссер Оболенский. Директору Попову очень нравится история о том, что Оболенский любил выходить ночью во двор и качаться на качелях. У Попова есть мечта - поставить возле лицея качели и назвать их «качелями Оболенского».

Обычно у директоров чего-нибудь Путин в кабинете висит. Где ваш? - спрашиваю.

Я еще в советское время, когда был учителем математики, вместо Брежнева повесил в кабинете Пушкина, - говорит Попов. - У меня сразу возникли проблемы с директором школы. Я объяснял, что Брежнев временный, а Пушкин навсегда. Потом Брежнев стал плохим. Вот Пушкин плохим быть не может.

А директор лицея может?

У меня есть старинный друг, мы с ним разошлись, - отвечает директор. - Он считает, что надо жить так, чтобы твоя совесть была спокойной. Для меня это ужас. Я считаю, что надо так, чтобы каждый день твоя совесть не была спокойной. И позже я у Толстого нашел подтверждение своей правоты. Он сказал, что спокойная совесть - это изобретение дьявола.

Беспокойной совести у Попова через край. Зимой 2012 года между физруками лицея Небогатовым и Пузыревым произошел конфликт из-за туалета. Оба вели занятия в спортзале. Небогатов - с учениками лицея, Пузырев занимался с людьми со стороны теннисом. Говорят, что люди со стороны были из мэрии. Пока это неважно. Небогатов хотел воспользоваться душем или туалетом, а Пузырев запретил. Мужчины повздорили. Противостояние физруков закончилось обоюдными тычками.

Пузырев разбил Небогатову губу, а тот Пузыреву по животу заехал. Все. Больше ничего не было, - рассказывает Александр Попов. - Каждый по удару сделал - и испугались, потому что оба трусливые. Пузырев прибежал ко мне. Стал кричать, что его убивают, а я ничего не делаю. Он очень нервный. Зная его скандальный характер, я посадил Небогатова в такси и увез домой. Мне сразу же звонок, что в школе четыре омоновца, четыре пэпээсника и два участковых, потому что пришел сигнал, что избивают детей.

На следующий день школа полна полиции. Уроки срываются, идут допросы детей, учителей. Во время бесед представители полиции внушают, что вот один дядя, Пузырев, - хороший, а Небогатов плохой.

Я пробую обращаться ко всем властям Челябинска, чтобы прекратить этот полицейский произвол, - говорит Попов. - Дети ревут, руки у них дрожат, родители в панике. И я же понимаю, что, с их точки зрения, я ничего не предпринимаю. Сел думать, как эту задачу решить математически. Ничего лучшего не придумал, как на педсовете подойти к Пузыреву и вызвать его на дуэль. Что я мог еще сделать?

Просто уволить.

Административно никого невозможно уволить из муниципального учреждения, - объясняет директор Попов. - Потом, за Пузыревым вся ментовка стоит и начальник образования. Я простого-то человека не могу уволить. Но он наносил урон школе, его нужно было убрать.

На педсовете физрук Пузырев сидел на «камчатке» - на задней парте у окна. Попов прошел через класс, дал ему пощечину, сказал, что если он в течение часа не спустится в спортзал на кулачный поединок, то будет «бабой Сережей», и ушел ждать своего соперника. Преподаватели рассказывают, что первые секунды в кабинете стояла гробовая тишина. Сергей Пузырев стал взывать к справедливости, но коллеги попросили его написать заявление об увольнении.

Физрук в спортзал так и не спустился и заявление не написал. Полиция из школы тоже никуда не ушла. Тогда Попов объявил голодовку. Спустя два дня администрация пошла на уступки: Попов должен прекратить голодовку, после чего Пузырев уйдет. Все так и произошло. Это не кино, это лицей № 31 города Челябинска.

***

Спустя полтора года физрук обращается в мировой суд с жалобой на директора. На 28 августа назначена встреча сторон для предварительного разговора.

Утро. Крыльцо здания суда. У Попова постоянно развязываются шнурки на ботинках. Он нагибается, чтобы завязать шнурок, после чего небольшая группа поддержки пытается распрямить директора: накануне он застудил спину. Наконец Попову надоедает сгибаться-разгибаться, и он ходит с развязанным шнурком.

Появляется физрук Пузырев. Он быстро проскальзывает мимо журналистов в здание суда. Все поднимаются на второй этаж. В суде какая-то заминка. Одна из журналисток пытается взять интервью у Пузырева.

Как я могу вам доверять, если ваш оператор уже снимает меня, не спрашивая разрешения? - возмущается Пузырев. - Комментариев не даю. Вы все на одной стороне. К сожалению, у нас в стране беспредел.

Журналистка пытается быть тактичной, просит оператора не снимать. Пузырев трет ногой пол и какое-то время продолжает возмущаться творящимся беспределом. Когда видит, что камеры больше не снимают, начинает говорить по существу.

У нас это геройство, - это он по поводу пощечины. - У меня не было никакого инцидента. Не было у меня ни с кем никаких сложных отношений. Все это потому, что он считает себя богом. Кого хочет, того увольняет. Если я не нарушаю правил, меня нельзя уволить. Как так?! Двенадцать лет соответствовал, а теперь нет?

В коридоре суда все замолкают. Слушают физрука.

Я считаю, такие явления должны воспитывать следующие поколения.

На этом спонтанная пресс-конференция физрука заканчивается. Обе стороны вызывают в кабинет судьи. Дверь закрывается. Рядом со мной сидит Андрей, бывший ученик Попова. Сейчас он живет в Москве, приехал поддержать директора.

Попова уважают за то, что он ведет себя как мужик, - говорит Андрей. - Он, конечно, поступил неправильно с точки зрения Уголовного и Трудового кодексов. Но с мужской точки зрения все верно. Пощечина - это не побои, это публичный морально-этический вызов.

Пузырев думает по-другому, - говорю я.

Зато все ученики лицея думают как я, - уверен Андрей. - Не Пузырев меня вывел в люди, а Попов. Моя семья вся Поповым создана в каком-то смысле. Брат младший также окончил лицей, после без экзаменов поступил в питерский технический университет.

Я счастлив быть осужденным за пощечину подлецу. Это великая честь в России.

После интервью кто-то обращает его внимание на развязанный шнурок.

Это хорошая примета, - говорит Попов. - У Гагарина тоже развязался.

Я горжусь вашим поступком, - бывший ученик Андрей подходит к Попову и жмет ему руку. - Если не получится, вы заслужили отдых. Пусть этот Челябинск вас вытесняет. Дети вами гордятся.

***

Снова кабинет директора. Обсуждаем последствия его поступков.

Мне кажется, ваш вызов на дуэль может привести к тому, что вас отстранят, и школе будет только хуже, - говорю я.

Вы же еще молодой, а я пожил прилично, - отвечает директор Попов. - Я точно знаю, что будет хуже.

Учили бы математике с физикой своих детей, продолжали бы выигрывать олимпиады. Зачем было подвергать все это риску?

У меня в школе больше мальчиков, не девочек, - говорит спокойно Попов. - Все-таки все равно главное не физика и не математика. Главное - быть мужчиной. Я пощечину считаю мужским поступком. Я думаю, дети тоже будут после меня давать пощечины подлецам.

Это идет вразрез с Уголовным кодексом.

Так этот конфликт вечный: мораль и закон, - Попов смотрит в окно, и по его желтым очкам плывут облака. - На нем вся литература построена. Вся драматургия. В этом же все дело. Ты все время выбираешь, что ты нарушишь - мораль или закон.

Тут я не поверил, что мужик не выйдет на дуэль, - говорит Попов. - Мне казалось, что после пощечины любой выйдет. Я просчитался. Про заявление я даже не думал.

Ваше решение будет сложно обосновать с точки зрения административной логики.

Я же по своей сути не администратор и не чиновник, - объясняет директор. - Случайно был выбран. Я не создан быть чиновником. Руковожу школой для многих очень странно. И непонятно. И так вроде бы нельзя руководить. Ну, что есть, то есть.

За успехом вашего лицея стоят постоянные нарушения?

***

Напротив кабинета директора - кабинет с табличкой «Большой Макс». Максим Карманов в 2001 году окончил лицей, отучился и вернулся. В лицее он заместитель директора по научной работе, занимается подготовкой к олимпиадам: это здесь будничное мероприятие. Например, первый учебный день, как у всех школьников, начался с урока Конституции, а закончился олимпиадой.

Те люди, у которых есть мозги в голове, прекрасно понимают, что к чему в школе, - говорит Макс. - Бесплатное образование - это миф. Бесплатно можно получить лишь очень усредненное образование. Если хотите, чтобы ребенок работал в хороших условиях, нужны средства.

Разве олимпиады не оплачиваются государством?

Российские - оплачиваются, но спустя какое-то время. Институт повышения квалификации сначала собирает с родителей деньги, после поездки сопровождающий за них отчитывается и деньги возвращаются. Эта схема тоже нарушение закона: дай нам деньги без процентного займа и бумаг, а потом мы тебе их вернем. Все упирается в то, чтобы заранее выделить деньги. Директора изначально находятся в ситуации, в которой вынуждены «воровать».

Что будет с лицеем без Попова?

Нет никого, кто смог бы его заменить. Автоматически свернется множество программ. Многие работают здесь потому, что он создает нормальные условия. Он не боится воплощать идеи. Потому что сильный человек. Как я понимаю, это для него дом.

***

Весной у Александра Попова был еще один просчет: его поймали на взятке. Группа его учеников должна была лететь на олимпиаду во Владивосток, Попов собирал деньги на поездку всюду, где только мог. К нему долгое время ходил знакомый, Полещук, который хотел устроить падчерицу в другую школу и просил Попова посодействовать. Попов позвонил и сказал, что сейчас может помочь, и попросил на билеты десять процентов от суммы, которую знакомый собирался потратить на благотворительность в другой школе.

Я долго не реагировал, не знаю почему, - рассказывает Попов. - А 11 апреля этого года он пришел: «Сегодня зачисление - помоги». Назвал сумму: сто пятьдесят тысяч. Я позвонил в 93-ю школу. Он мне позвонил оттуда, сказал, что сейчас приедет и будет благодарить. Я ему сказал, что обычно за помощь беру десять процентов. Вот он приехал, сказал, что здесь двадцать пять тысяч. Я положил их в сейф. Был занят, рассказ писал. Через несколько секунд ввалились люди. Я спросил: «Че так много?» Открыл сейф и выложил деньги. Они переписали купюры. Забрали меня. Семь часов допрашивали. Ну, и все. Видимо, им показалось мало дела о взятке, поэтому через Пузырева идет еще нанесение побоев.

Дело со взяткой чревато для Попова меньшими потерями, чем дуэль. Во-первых, сумма маленькая. Во-вторых, у Полещука нет никакой падчерицы, то есть это явная подстава. При хорошо выстроенной защите обвинение распадется. Преподаватели и родители лицея считают, что оба случая - звенья одной цепи. Кто-то очень сильно хочет убрать Попова, поэтому обвинения в пощечине появились спустя полтора года после самой пощечины. Чтобы наверняка.

Получается, что это была взятка? - уточняю я.

Так и есть, - отвечает Попов. - Но я не взятку брал. Он попросил устроить, я устроил. Я в это вложил труд, свои связи, коммуникативные навыки, авторитет. И меня за это благодарили. Я не считаю это взяткой. Ну, государство так считает. Понятно. Для него я преступник. А для детей - нет.

Какие источники дохода у лицея?

У меня многоканальное финансирование, - смеется Попов. - Школа содержится на государственные деньги, на родительские и на мои.

Что значит «на ваши»?

Я занимаюсь репетиторством с детьми обеспеченных родителей. Мой час стоит очень дорого, эти деньги я зарабатываю для школы.

На что уходят бюджетные деньги?

Государство покрывает коммунальные услуги и зарплату учителей. Все. Мне нужно еще 15 миллионов в год, помимо бюджетных средств, чтобы нормально существовать. Чтобы образование было качественным. Это немного.

Где вы их берете?

Я на всем зарабатываю, - весело признается Попов. - Вот у меня стоят новые двери в классах. Ни за одну я не заплатил. Выпускной класс хочет оставить о себе память - покупает дверь. На дверь я вешаю табличку со списком класса и именем классного руководителя. Все двери поменял. Дальше кабинет робототехники, там нужно больше денег. Я убедил всех, что мне сверху поручено сделать список любимых учителей города Челябинска. Занести в список фамилию любимого учителя стоило определенную сумму. И мне понесли деньги. Два человека принесли за себя. За некоторых платили несколько раз. А теперь у меня на каждой парте стоит имя, перед кабинетом - список любимых учителей города Челябинска из разных школ. Но на эти деньги я построил кабинет робототехники.

Еще в лицее есть кабинет электронной музыки. Чтобы его организовать, Попов продал ноты. Первой продал ноту ми за тридцать тысяч - бизнесмену, чья фамилия начинается на «ми». Потом до продал бизнесмену на «до». И так далее. Таким образом он превращает свои идеи в деньги и направляет их на школу.

Пузырев в здании суда сказал, что вы ведете себя в школе так, как будто вы бог. Это так?

Это он выдумывает. Это он от неграмотности не понимает смысла слов. В английском морском уставе написано, что командир корабля первый после бога. Русские моряки и офицеры бились за эту фразу очень долго - не пропустили. Но русское офицерство морское болело этой фразой. На предприятии, которое хорошо работает, директор первый после бога.

А что жена вам дома говорит?

Да что говорит, - директор вздыхает. - Этих же головных болей никто, кроме нее, не видит. Поясница вот отнялась. Жена давно просит меня уйти.

Если уйдете, чем займетесь?

Не знаю. У меня нет увлечений, - говорит Попов. - Я ничем, кроме как литературой и педагогикой, не увлекаюсь. Я ничего больше не умею. Понимаете, я ходил в детский сад, потом в школу ходил, потом служил в армии, потом учился в пединституте, потом пришел работать в школу. Вся жизнь - это система образования. Я больше ни в одной нише не был.

То есть вы так и не повзрослели?

Я осознаю, что мне очень трудно со взрослыми общаться. Я не знаю взрослой жизни. Потому что я всю жизнь в этой нише. Как пошел в детский сад в пятидесятые годы, так и хожу. Школа - это же совсем другая жизнь. Что-то очень узкое.

Александр Попов закуривает. Рассматриваю старые обои его кабинета. О преступлениях директора не думается. Мысленно меняю обои на новые. Диван этот с тигром давно пора выкинуть, неплохо было бы вообще всю мебель поменять. Режиссер Оболенский, не переставая, смеется надо мной со своей фотографии.

Почему вы в кабинете не сделаете нормальный ремонт?

Да у меня денег не хватает, - отвечает Попов. - У меня и квартира такая же. Потому что школа просит то туда, то сюда. Отремонтирую свой кабинет тогда, когда все остальное в школе отлажу. Пока никак.

Остальные кабинеты и классные комнаты выглядят вполне современно. В лицее несколько физических лабораторий. Есть даже литературная гостиная с круглым столом и камином, где проходят уроки литературы. На центральной лестничной площадке «параллелепипед любви» - место, где в лицее официально разрешено целоваться. Попов его придумал, чтобы старшеклассники были на виду и не лазили по подсобным закоулкам.

***

Все живут на выдохе, а Попов - на вдохе.

Четыре месяца тому назад челябинцы узнали, что одного из самых известных на Урале и в России школьных директоров – Александра Попова – заподозрили в посредничестве при даче взятки. В защиту директора школы учениками, родителями, коллегами, российскими писателями было написано множество писем. Но письма остались без внимания. Мало того, бывший физрук 31-го лицея на днях вдруг вспомнил о давней обиде и захотел привлечь Александра Попова к уголовной ответственности. Что это – намеренная травля человека, не желающего быть послушным? Долгое время Александр Евгеньевич отказывался комментировать ситуацию, но сегодня согласился ответить на наши вопросы.

История о пощечине

– Александр Евгеньевич, дело о взятке закрыто или следствие продолжается?

– Я так понимаю, что относительно директора лицея №93 дело в сентябре будет закрыто, а по мне дано совершенно противоположное указание. Кроме того, возбуждают новое дело по 166 статье Уголовного кодекса (нанесение побоев) за пощечину учителю физкультуры Пузыреву.

– Дело о посредничестве в даче взятки вы считаете срежиссированным?

– Этого парня год ко мне подсылали. Ему сейчас предложили дать показания с применением детектора лжи, но он отказался. Значит, боится, что обнаружится заказ, что он был заслан специально. Меня ловят, прослушивают – это точно. И много неприятных вещей из-за этого происходит.

– Почему, на ваш взгляд, именно сейчас бывший учитель физкультуры вспомнил о пощечине, ведь история давняя, ей уже более двух лет?

– История началась еще раньше – около четырех лет назад. Мне начали жаловаться родители и учителя, что Пузырев позволяет себе хамство на уроках физкультуры, завуч написала докладную. Мы создали комиссию, побывали на его уроках, и я предложил ему уволиться. После этого меня сразу же вызвал начальник городского управления образования Александр Кузнецов (теперь он министр образования области) и сказал, что увольнять Пузырева нельзя, потому что Пузырев дружит с начальником городской милиции, с заместителем мэра Челябинска... Пять раз по этому поводу меня вызывали в управление. В конце концов я сказал: если вы выбираете не меня, а учителя физкультуры, я напишу заявление об отставке. В ответ было сказано: пишите. Но тогда ко мне приехал Олег Николаевич Грачев и попросил остаться на директорском посту. Я остался, потому что уважаю этого человека.

Спустя год Пузырев подрался с молодым тренером по бодибилдингу прямо в школе. До большой драки, правда, не дошло, но Пузырев прибежал ко мне в кабинет и кричал, что его убивают, а я ничего не предпринимаю... Зная скандальность Пузырева, я молодого учителя по бодибилдингу увез на такси домой. Тут же мне позвонили из школы и рассказали, что она полна полиции – два участковых, четыре омоновца, четыре пэпээсника. Что они ищут человека, который избивал Пузырева. На следующий день в школу вновь пришла полиция, стали допрашивать детей – пятиклассников, учителей. Это продолжалось неделю. Школа превратилась в полицейский участок. И никто не мог заступиться за школу. Тогда мне было нужно что-то предпринять, ведь я директор школы.

Вы решили вызвать учителя физкультуры на дуэль?

– Я сделал это на педагогическом совете. А чтобы он не смог отказаться, при всех учителях дал ему пощечину. Но на дуэль он не явился, струсил, хотя меня моложе и у него разряд мастера спорта, а я не спортсмен. По этому поводу тоже приезжала полиция, меня допрашивали. И я объяснял, что российские поэты всегда вызывали мерзавцев на дуэль. Я тоже вызвал мерзавца на дуэль после пощечины.

– И было принято решение убрать Пузырева из школы?

– Об этом говорили в управлении и министерстве образования, но я не верил, что его уберут, а потому объявил сухую голодовку. Тогда из управления образования приехали в школу переговорщики и предложили: «Если прекратите голодовку, мы Пузырева из школы уберем». И убрали в тот же день, как я прекратил голодовку. Это было два с половиной года назад.

Кроме школы нет ничего!

Почему, на ваш взгляд, эта история только сейчас трансформировалась в судебное разбирательство?

– Думаю, работая по делу о взятке, все убедились, что у меня кроме школы нет ничего! Квартиру мне дал отец, разменяв свою. Гаража у меня нет, джипа нет, накоплений тоже нет. Я не вор по определению. Все, что я делаю, я делаю только для школы. В этом они убедились. Поэтому надо было найти что-то еще, чтобы меня убрать из 31-го лицея. Знаю, что министру образования дано указание: решить этот вопрос до 1 сентября. Поэтому сегодня я вновь предлагаю обмен: снимайте с меня подписку о невыезде, я уеду из этого города. И школу отдам. Нужна? Забирайте.

– То есть дело не в дуэли и не во взятках? Просто директор 31 лицея оказался крепким неуправляемым орешком?

– Безусловно. Всех разозлила прошлогодняя история с национальностью «математика». Хотя, многие, по-моему, даже не поняли сути дела. Кто-то воспринял это как выпендреж директора Александра Попова. Но это и есть педагогика: у детей есть только одна национальность – дети! Вот вам еще одна такая история: в Чебаркуле директорам школ пришла другая разнарядка – сообщить имена девочек, которые занимаются проституцией на федеральной трассе М-5. И только одна директор школы сказала: «Здесь нет проституток, в школе есть только дети»! И сегодня я понимаю, что система намерена меня сломать. В этом году ученики нашей школы получили золото по физике, серебро по информатике на международных олимпиадах, множество российских наград. Никто не поздравил – ни министерство образования, ни городская администрация. Меня «благодарят» только полицейские. Поэтому я не хочу больше жить в этом городе. Отдаю школу и город в обмен на свободу.

– Думаете, уже есть претенденты на директорское кресло в 31-м лицее?

– Думаю, есть. На место директора 11-го лицея Анатолия Гостева сколько было народу?! Его – единственного народного учителя в городе, создавшего шикарный лицей, – обидели страшным образом: сменили замок на двери его кабинета, охранники не пускали в школу! Вот так отблагодарили за то, что он отдал образованию всю жизнь. И сегодня делают вид, что 11 школа по-прежнему на высоте, но учителя-то из нее уходят. Но побед-то стало меньше. Если в нашей школе сегодня 19 призеров и победителей российских олимпиад, то в 11-м лицее – всего пять. А раньше 11-й чуть-чуть отставал от 31-го.

– Ваше решение уехать говорит о том, что вы устали бороться?

– А как бороться?! Мне в понедельник школу сдавать, а вчера из ОБЭП прислали в школу 10 человек и они «трясли» рабочих, которые ведут ремонт. Сегодня один из руководителей строительной фирмы испугался, потому что его на допрос вызывали... Все делается для того, чтобы я в понедельник не сдал школу. Не хочу так жить. Директор школы должен заниматься учебным процессом, а меня все время вынуждают заниматься чем-то другим – пять месяцев я занимаюсь общением с полицейскими. Не хочу больше сутяжничать, это уже надоело.

– Все это время вы не находили никакой поддержки в министерстве образования?

– А зачем это министерству? Ему удобнее, если все школы будут одинаково серыми. Сломали Анатолия Гостева и что, 11-ая школа после этого выросла?! Сейчас сломают нашу. И все школы в конце концов будут одинаковыми. Школам дали возможность развиваться в 90-е годы. Именно тогда в Челябинске появились 22 хороших учебных заведения – лицеи и гимназии. Это своеобразный подвиг директоров школ. В то время более 100 школ стали никудышными, а 22 – замечательными. Но сейчас их доламывают.

Всегда свободен

– Но у вас же есть опыт директорства в условиях жестких рамок, вам же пришлось быть директором школы и в советское время?

– Я коммунистам был чужой, еще когда учителем математики работал, они меня считали врагом и во всем подозревали. Я, конечно, подшучивал над ними много и, наверное, они сильно меня ненавидели. Однажды, например, дал на время выборов портрет Ленина, который висел в директорском кабинете, чтобы его повесили в зале для голосования. Дал и забыл, а мне его не вернули. И вскоре на меня в райком партии анонимку написали, что я убрал со стены портрет Ленина. Меня вызвали, конечно же. Я не коммунист и не был никогда в КПСС, но меня стали воспитывать. А потом эти коммунисты, которые меня учили, как жить, позорно сдавали свои партбилеты. Честно говорю, мне было стыдно за них, а им – нет.

И сегодня меня зачисляют в стан врагов, потому что всегда живу свободно, все время сам по себе. А меня все время хотят сделать несвободным. Поэтому, еще раз повторю, я готов уехать в любую глушь, чтобы очутиться на свободе. Не хочу жить рабом в этом городе. Нельзя быть рабом ни при каких обстоятельствах. Поэтому все меняю на свободу.

– То есть вы готовы уйти из школы до начала сентября?

– Я согласен на обмен: мне дают свободу, я покидаю город. Мне не по пути с этим городом.

– Александр Евгеньевич, разве сердце не будет за школу болеть?

– Мне 64 года, хватит уже. Я достаточно долго заслонял ее своей широкой спиной. Кроме того, за эти пять месяцев я стал больным человеком, а больной человек не должен школой руководить. Я, конечно, за счастье посчитал бы умереть в рабочем кабинете. Еще у поэта Анненского, который был директором Петербургской гимназии, было желание умереть от сердечного недуга. Он говорил, что любая другая смерть позорна, кроме смерти от сердечного заболевания, и что директор школы должен умирать от сердца. Но это же как бог даст.

– Но ведь за вами целый коллектив учителей, вами же собранный .

– Есть среди коллег друзья, которые меня поддерживают. Но в большинстве своем, учителя – не бойцы. Я искренне считаю, что среди учителей очень мало бойцов. Их вообще в России мало, откуда же они возьмутся среди учителей? Я ко всему подхожу по гамбургскому счету: когда в 90-е годы в школах не получали зарплату по несколько месяцев и я объявил голодовку, пригласил коллег присоединяться, никто из учителей к моей голодовке не присоединился. И два с половиной года назад, когда возникла ситуация с Пузыревым, приглашал присоединиться, дать подлецу пощечину. Никто не поддержал. Учителя даже обвиняли меня, что это не та форма, что директор школы так не должен поступать. Считаю, что у меня есть моральное право расстаться с учителями.

– Но вы же помните ситуацию в первой школе, когда родители вышли на улицу, чтобы поддержать директора школы Дамира Тимерханова. И победили!

– И я был в числе тех, кто его поддерживал, ведь он – мой бывший ученик. Есть такие родители, которые меня поддерживают, но я не знаю, сколько их. Не обольщаюсь, и за всех отвечать не готов. Знаете, я ничего не знаю о взрослых, я многое знаю о детях. И во взрослые игры играть не люблю, всю жизнь играю в детские игры, с детского сада.

На меня смотрят дети!

– Создается такое впечатление, что сегодня при желании можно на любого директора школы завести дело, потому что бюджетных ассигнований явно недостаточно, чтобы школа имела все необходимое?

– Не надо далеко ходить: на днях министр образования области с гордостью объявил, что учебниками все школы обеспечены. На учебники дали 200 тысяч рублей. Если у меня 512 учеников, то это меньше 400 рублей на каждого. Можно за 400 рублей при сегодняшних ценах на учебники купить полный комплект? Нет. Но министр говорит: учебниками все обеспечены, требуйте с директоров. То же самое можно сказать относительно ремонта в школе. В этом году надо было отправить ученика на международную олимпиаду в Австралию, он там должен быть уже 2 июля, но только 4 июля пришел приказ министра образования – оплатить поездку. А оплатили ее в августе. Где мне было деньги брать? И так все время. 36 учеников нашей школы участвовали нынче в российских олимпиадах и нужно было решать, на какие деньги их отправлять. Министерство делает красивую мину при плохой игре, а директор школы всегда и во всем виноват.

– Помните, как у Григория Горина в «Бароне Мюнхгаузене»: «Карл, стань обыкновенным человеком»! Вы могли бы стать обычным хозяйственником, самым обычным директором школы?

– Есть среди директоров хозяйственники, финансисты, воспитатели, а я – учитель. Я же не спонтанно дал пощечину мерзавцу, я неделю думал об этом. Я всегда думаю, как буду выглядеть в глазах учеников. Я не оглядываюсь на учителей и родителей, мне детей надо воспитывать. И эта пощечина была элементом воспитания детей моей школы. И голодовка, которую я объявлял, – тоже. Поэтому сейчас, когда говорят, что мне в суде предложат идти с Пузыревым на мировую, что нужно заключить мировую и все закончится нормально, я понимаю, что не могу так поступить. Ведь на меня смотрят дети! Я должен гордиться этой пощечиной, и дети должны гордиться тем, что директор их школы способен дать пощечину мерзавцу. Это ведь вещь обсуждаемая – раньше были мужчины, которые вызывали на дуэль, чтобы защитить честь. В советский период были мужчины, которые стрелялись, потому что понимали, что дальше так жить нельзя. А теперь не вызывают на дуэль, не стреляются, теперь судятся. Это не по-мужски.

– Вы – романтик, Александр Евгеньевич .

– Уж какой есть, меняться не собираюсь.

– Что к этому добавишь...

– Что надо жить. Я верю, что есть высший судия, который все видит. И как он решит, ни они не знают – те, кто сегодня против меня, – ни я. А он все правильно решит.

Светлана СИМАКОВА

Фото Олега КАРГАПОЛОВА

Дневник Александра Евгеньевича Попова, директора одного из лучших в России физ-мат. лицеев, челябинского 31-го, чтение уникальное. Перед нами – размышления и раздумья человека, который заведомо больше Системы, но судьбой и своим выбором обречен в ней работать. Сейчас, когда Попова преследуют уже "на государственном уровне" (в апреле 2013 на него завели уголовное дело, пытаясь уличить в "пособничестве в получении взятки"), переиздание этого дневника особенно актуально. В нем – весь Попов, и человек, и учитель, и писатель. Весь – с его прямотой и страстностью, с его азартом и беззащитностью, с готовностью стоять до конца и жаждой бежать из "взрослого мира". Попов не мыслит себя "взрослым". Взрослое для него значит – неживое, застывшее. Потому-то скучно и тоскливо ему от лицезрения нашего, с позволения сказать, "образования", потому так бежит он чиновников всех мастей и рангов, потому всю свою "директорскую" жизнь чувствует себя на кресте: и уйти нельзя (ну как ему покинуть этот "праздник, который всегда с тобой", этих детей и это звучащее детскими голосами школьное царство), и остаться – смерти подобно… По сути, перед нами не просто дневник, перед нами – мартиролог.

Александр Евгеньевич Попов
Дневник директора школы

Иллюстрации к книге – Андрей Разгильдяев

Учитель – имя божье

Лирик, как известно, может быть физиком. Или математиком. Или биологом. Он не может быть только директором школы. Потому что директору школы нынче не до лирики. Тем более, не до смеха. Как в песне: другое время, другие дела.

Дневник, как известно, ведут ученики. Или писатели. Или просто люди. Опять же, физики-лирики. Дневник не ведет только директор школы. Ибо а) не по статусу; б) некогда; в) в настоящем дневнике должны быть каждодневные оценки самому себе, а директор это дело перерос. Он оценки другим ставит – с того края массивного стола. И лицо при этом умное делает.

Читатель! Перед тобой уникальная книга. Такой книги в России больше нет, потому что нет в России больше такого директора школы. Его зовут Александр Попов, и живет он в Челябинске. Я его знаю лично. Зуб даю.

Попов не делает умного лица. Этим и дорог. Он смеется и плачет одновременно, клоунадит и тоскует. Читая его дневник, с непривычки может показаться, что и юродствует. Но у нас в России юродствовали всегда от боли. А у Попова боль одна: школа, вокруг которой сжимает кольцо "ад действительности".

Социумом это назвать язык не поворачивается – всё гораздо глобальнее. Почитаете, сами узнаете, как живется, оказывается, директору среднего учебного заведения. Но Попов не берет пафосно-трагических аккордов – насвистывает на бесшабашной дуде, шутит, "блажит и куролесит". Хотя не паясничает и, что самое главное, не впадает в цинизм, ибо для истинного педагога сие смерти подобно. При этом мы ощущаем, что в своем шутовстве какой-то самой глубинной частью сердца автор остается серьезен, даже трагичен.

Так, наверное, и надо выживать в современном мире – мудро, грустно смеясь и играя с непроходимой тупостью чинуш и ревизоров, экономных экономистов, образин от образования. Ага! Чувствуете? Мы уже готовы впасть в озорной, лаконичный стиль Попова, в ересь его беглых каламбуров. Почему так легко поддаемся? Кто-то сказал, что этим и определяется настоящая личность, истинный талант: ты сам не замечаешь, как начинаешь говорить его голосом, улыбаться его улыбкой, бежать его походкой.

Чего недостает сегодня нашему образованию? Деньги не в счет. Ума? Мудрости? Сердца? Легких? Всё это пока есть, а нет – той же личности. Индивидуальности. Учителя, который не учит, а заражает и увлекает.

´ Которому подражать охота с раскрытым ртом. Ловить каждое его слово, каждый парадокс, каждый экспромт, в каждом поступке открывать притчу, в каждой улыбке постигать мировую печаль. Где ж таких взять-то? Попов – баламут на всю Россию один, а другие забыли, что Учитель – имя Божье, а не аудиопридаток к учебнику. "Безликие школы" – как это хорошо и печально автором сказано. В иных бывают и панели европейские, и фонтанчики с дистиллированной водой, и лестницы мраморные, и компьютеры чуть ли не в туалетах, и табличка при входе сусальным золотом горит – а лица нет. Потому что лицо не там. В кабинете у Попова из всех атрибутов современного директорского кабинета только жалюзи. Остальное всё человеческое: блюдо с карамельками, потрепанный магнитофон, толстые литжурналы.

Что это за директор? Училок разыгрывает, на совещаниях хулиганит, снег с крыши школы сам зимой сбрасывает, на хозпостройке в школьном дворе пишет "Я тебя люблю", а в тетрадке – стихи. Недаром кто-то из высокопоставленных героев "Дневника" на вопрос "как дела?" отвечает: "Всё нормально, если бы не этот Попов". Еще бы! Попов неудобный.

Даже читать его как-то неловко, потому что вдруг как бы прикасаешься к оголенному проводку правды – вся гламурная штукатурка отпадает. И понимаешь бескомпромиссно и ясно: вот таким, только таким, должен быть настоящий учитель (так и просится машинально-горькое "к сожалению").

Попову увлекательного романа писать не надо – он из тех, кто в роман саму жизнь превращает. Его лицей – своеобразный "инкубатор" гениальных детей, чьи физико-математические заслуги и победы на всемирных олимпиадах всей стране известны. Но воспитывают в этой школе не столько формулами, сколько творческой провокацией. Учат мыслить парадоксально и дерзко. И первую руку приложил к этому наш автор.

"От настоящего стиха оставь лишь строку – дыхание поэзии не прекратится. Так и со школой. Что только с нами не вытворяют. Мы есть и будем!"

Потому что школа – не здание с окошками, выпученными в окружающий мир. Школа – это учитель. Школу можно обанкротить, сломать, надругаться над самой ее идеей (Беслан), взорвать, в конце концов. А настоящий учитель, коли уцелеет, придет на развалины, засвистит на своей мудрой дудочке, сбегутся отовсюду детки и сядут кругом. И это будет школа. Дудочки и улыбки достаточно, а "остальное – это душа".

Попов придумал свою школу – во всех значениях этого слова. И мы желаем всем его начинаниям только терпения. А дневникам – долгих продолжений. А читателям их – задумчивой правдивости перед собой.

…Директор школы не может быть лириком!

Но, слава народному образованию, у нас еще лирик может оставаться директором школы. Единичный, немыслимый случай, ошибка какая-то, но этой чудесной ошибки нас пока не лишили.

Попов, дневник на стол!

Челябинск, 21 июня - АиФ-Челябинск. Ходатайство о временном отстранении директора от работы на период предварительного следствия подал следователь Александр Фролов. Он настаивал на том, что директор, оставаясь в должности, будет препятствовать объективному расследованию. Судья Юлия Колошина отказала следствию, не найдя никаких основания для отстранения Попова.

Блестяще сработали адвокаты Попова Наталья Полякова и Евгений Курбалов. Их аргументы были ясны и логичны. Первое: нет фактов о том, что Попов препятствует работе предварительного следствия в лицее. Второе: то, что , никак не связано с его деятельностью в должности директора лицея. Третье: отстранение его от должности, даже временное, нанесет лицею ущерб, превосходящий пользу от якобы добытых доказательств.

Судья спросила Александра Евгеньевича:

– Вы согласны с ходатайством?

– Нет, – ответил Попов.

– Почему?

– Мне надо работать. Вот список дел, которыми я должен заниматься,– и протянул судье листочек формата А4.

На этом листочке напечатан план 31-го лицея на лето: Летняя математическая школа для учащихся,Многопредметная школа для одаренных детей,Фестиваль «Одиссея Разума» и еще 12 пунктов такого же порядка.

– И поэтому вы возражаете?

– Да. Мне нужно работать. В школе очень много дел. Дети от меня зависят. Им нужно ездить в лагеря, на сборы. Я должен этим заниматься.

Суду были переданы обращения педагогического коллектива, управления по делам образования города, родителей в защиту Попова. Кроме того, целая пачка сведений о наградах, дипломах, поощрениях директора 31 лицея, благодарственные письма от парламента Чеченской республики и уполномоченного по делам республики Ингушетия.

Помощник прокурора города Елена Блиновских также не поддержала ходатайство следователя об отстранении директора от работы. «Преступление, в котором он подозревается,– сказала она,– никак не связано с его прямыми должностными обязанностями».

Через час судья огласила решение, которое было встречено аплодисментами: поддержать директора приехали учителя, родители, выпускники лицея и журналисты. «Вы же не в театре»,– проворчали судебные приставы.

Это, конечно, не конец истории. Уголовное дело не закрыто, расследование продолжается, Попов остается подозреваемым и пока под подпиской о невыезде. Но он остается в лицее– и это победа.

– Я понял,– сказал он накануне судебного заседания.– В России, если тебя не гнобят, значит, ты ничего не стоишь. Мы живем в странные, дремучие времена. Я вчера настраивался, смотрел любимые фильмы о войне. «А зори здесь тихие», «Анкор, еще анкор» и мой любимый – «Последний бой майора Пугачева». Советую, классный фильм, по лучшему рассказу Варлама Шаламова.

«АиФ-Челябинск» продолжает следить за развитием событий.

Кстати

Вот полный список мероприятий и планов лицея №31 на лето:

Летний триместр

1. Летняя математическая школа для учащихся 5 – 8 кл.: 19.06. – 03.07. пос. Каштак.

2. Информационный лагерь: 23.06. – 13.07. г. Тверь.

3. Учебно–тренировочные сборы по физике: 19. 06. – 29.06. г. Долгопрудный Московской области

4. Многопредметная школа для одаренных детей: 3.07 – 28.07 г. Киров

5. Летняя компьютерная школа: 5.07. – 27.07. г. Кострома

6. Летняя математическая школа: 3.07. – 28.07 г. Киров

7. Физический лагерь «Рысь»: 15.07. – 5.08. г. Кыштым, санаторная школа им. Ю. Гагарина.

8. Фестиваль «Одиссея Разума»: 14.07 – 19.07. г. Миасс, оз. Тургояк.

9. Летний компьютерный лагерь учащихся МБОУ лицей №31: 12.08. – 24.08. г. Кыштым, б/о «Звездочка»

10. Математическая олимпийская школа: 4.08. – 24.08. г. Санкт–Петербург.

11. Физико–математическая олимпийская школа: 15.07. – 4.08. Белоруссия.

12. Экономический лагерь учащихся МБОУ лицей №31: 2.08 – 9.08. с. Кичигино б/о «Теремок».

Международные олимпиады

1. Сборы по подготовке к международной олимпиаде по информатике: 20.06. – 1.07. г. Москва.

2. Международная олимпиада по информатике: (8.07 – 20.07. Австралия).

3. Сборы по подготовке к международной олимпиаде по физике: 23.06. – 7.07. г. Москва.

4. Международная олимпиада по физике: .07 – 15.07. Дания (Копенгаген).