Заслуженный артист РСФСР (1959)
Народный артист РСФСР (1977)


Георгий Вицин родился в Петрограде 23 апреля 1918 года. Когда Георгию исполнилось восемь месяцев, родители перевезли его в Москву.

Однако, согласно записи в Метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, Вицин был крещён 23 апреля, в день Святого Великомученика Георгия, а в графе «день рождения» указано 5 апреля (18 апреля по новому стилю)1917 года. Год с 1917-го на 1918-й в метрике его мама Мария Матвеевна исправила, чтобы болезненного Георгия отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.

Мария Матвеевна одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком - он был отравлен газом и прожил недолго. Когда Мария Матвеевна, сменив множество профессий, поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, то часто брала с собой на работу сына.

Георгий Вицин с детствабыл очень застенчивым мальчиком. Чтобы преодолеть свою закомплексованность, Георгий принял твердое решение стать актером. По-настоящему Георгий Вицин увлекся театром в 12 лет, когда стал играть в спектаклях школьной самодеятельности.

Вот что он вспоминал об этом: «Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами - устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…»

В школьном театре в качестве терапии от застенчивости, в одном из спектаклей Вицин исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после окончания школы Вицин решил всерьез заняться театром.

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой "За легкомысленное отношение к учебному процессу". Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях - Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 - и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище им. Е.Вахтангова студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 годы, где учился у С.Г. Бирман, А.И. Благонравова и В.Н. Татаринова.

В 1936 году секретарь ЦК Компартии Украины Постышев в личной беседе со Сталиным посетовал на то, что в Москве есть два МХАТа, а на Украине — ни одного. Сталин тут же подарил братской республике МХАТ-2 со всей труппой. Актерам предложили паковать вещи и отправляться в Киев, а когда те отказались покидать столицу, театр расформировали, припомнив в газетах, что организовал его когда-то «эмигрант-отщепенец» Михаил Чехов. С Михаилом Чеховым сравнивала Вицина актриса Серафима Бирман, один из самых строгих театральных педагогов.

Вицин с 1936 года служил в Театре Ермоловой и с блеском играл сексуально озабоченного старичка-импотента в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя». На эту постановку публика валила валом, причем специально «на Вицина», узнавая в кассах, играет ли он, и только тогда покупая билеты. Правда, были и недовольные. Однажды за кулисы явился разгневанный генерал, смотревший спектакль с 16-летней дочерью, и потребовал сократить «неприличный текст».

Сам Вицин всегда относился к театру с огромным пиететом. Даже после того, как окончательно распрощался со сценой и ушел в кинематограф. Нет такого понятия «киноактер», считал он. Есть АКТЕР, и рождается он на сцене, в живом общении со зрителем.

В своем театральном опыте Вицин находил заготовки для многих киноролей. Сексуальный старичок, смутивший генеральскую дочку, превратился в сэра Эндрю из фильма Яна Фрида «Двенадцатая ночь». Британская пресса, всегда ревниво следящая за любыми экранизациями Шекспира, эту картину обласкала, а о роли «русского актера Выпина, точно ухватившего специфику английского юмора», хоть и с ошибкой в фамилии, но упомянули в передаче Би-би-си.

О Вицине с удовольствием писали театральные критики, и никто тогда представить себе не мог, что актер с такой блистательной сценической карьерой может навсегда покинуть театр ради кинематографа.

Кинематографическая карьера Георгия Вицина началась с эпизодической роли опричника в фильме "Иван Грозный", и продолжилась ролью Гоголя в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году.

Ассистентка режиссера, приехавшая с «Ленфильма» в Москву, отобрала из массы столичных актеров сразу нескольких, среди которых были известные актеры Владимир Кенигсон, Борис Смирнов и ряд других. Однако именно в Вицине ассистентка разглядела черты гоголевской натуры.

Вицин сыграл эту роль настолько достоверно, что спустя несколько месяцев после съемок в этом фильме его пригласили для работы еще в одной картине, и вновь на роль Гоголя - в фильм Григория Александрова «Композитор Глинка».

Георгий Вицин снимался в разножанровых фильмах, но широкую известность Георгию Вицину принесли роли в комедиях.

Первой такой ролью стал обаятельный футболист Вася Веснушкин в фильме Семена Тимошенко «Запасный игрок», снятой в 1954 году. На эту роль Вицин попал совершенно случайно. Картина снималась на «Ленфильме», куда Вицин был приглашен для проб на роль Овода в картине режиссера Александра Файнциммера. Пробы оказались неудачными, на роль был утвержден Олег Стриженов, и Вицин собирался возвращаться в Москву, когда в одном из ленфильмовских коридоров его случайно нашел ассистент Семена Тимошенко. На этот раз проба молодого актера была удачной, и Вицина сразу утвердили на роль.

Правда, позже режиссер сильно удивился, узнав, что «молодому актеру» не 25 лет, как казалось на глаз, а почти 37. «Вневозрастной феномен» Вицина заслуживает отдельного разговора. Ему было под 40, когда он с одинаковой убедительностью играл 70-летнего старика в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего героя пьесы Розова «В добрый час!»

Перед съемками «Запасного игрока» Вицин месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы быть в спортивной форме. А на репетиции боксерского поединка всерьез атаковал Павла Кадочникова, профессионально занимавшегося боксом. В результате у Вицин оказалась трещина в ребре, но Вицин не ушел с площадки, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

В 1956 году с участием Вицина был снят фильм «Она вас любит». В картине по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил снять Вицина. Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой поклонницы: «Уважаемый товарищ Вицин! Вы мой идеал, я мечтаю познакомиться с Вами! Слышала, завтра Вы снимаетесь на акваплане? Какой Вы смелый! Я обязательно посмотрю и после съёмок подойду к Вам. Поверьте, Вы не разочаруетесь. Клава».

Догадливый Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но после съемки сказал режиссеру: «А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать».

Герои Вицина неизменно вызвали симпатию у зрителей в любых картинах, в которых снимался актер - в детективных, исторических и лирических.

В картине «Женитьба Бальзаминова», планировавшейся к запуску в производство в 1955 году, единственным кандидатом на роль недоросля Миши Бальзаминова был Вицин, давний друг режиссера Воинова по совместной работе в театре-студии Хмелёва. Но что-то не сложилось, и запуск фильма был отложен. Через 10 лет у режиссера появилась возможность вернуться к проекту, и Воинов предложил главную роль опять Вицину. А Георгию Михайловичу тогда исполнилось 48 лет. Он наотрез отказался, но Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п».

Это перевоплощение было возможно потому, что Вицин к своему здоровью относился ответственно и трепетно. Он не курил, так как в восемь лет затянулся бычком под лестницей и на всю жизнь получил антиникотиновый рефлекс. И не пил, после того, как однажды в Новый год решил выпить и понял — если наутро хочется удавиться, лучше не пить.

Но самое главное - он занимался йогой, когда никто толком не знал, что это такое. Вицин проводил обязательное очищение организма, правильно питался, вырабатывая высокую устойчивость к стрессовым нагрузкам, проводил ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств. Многие режиссеры злились, когда после команды «Мотор!» Вицин смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Не обращая внимания на накаленную атмосферу, отходил в сторонку, отрабатывал свою норму и спокойно возвращался к работе.

Савелий Крамаров вспоминал, как в одной из командировок жил вместе с Вициным и тот поражал его своими ежедневными занятиями йогой. «Если бы я не занимался йогой, то многие мои роли в кино не были столь успешными, — объяснял Георгий Михайлович. — Ведь процесс съёмок — очень тяжёлая муторная вещь. В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съёмок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять-пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться».

К такой зацикленности на здоровом образе жизни партнеры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!»

«При всем этом за долгие годы работы в кино Георгий Михайлович мастерски научился играть алкашей, — рассказывал Владимир Цукерман. — Однако в реальной жизни он так и не научился пить. И курил первый и последний раз в семилетнем возрасте. Поэтому Вицин и не любил всевозможные актерские посиделки, юбилеи и творческие встречи в ресторанах. «Самое страшное, что придумало человечество, — это застолье», — говорил он. В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: «Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов, Папанов, Миронов, Никулин, Моргунов, Вицин…» — «Стой, — прервал второй, — не ври». — «Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…»

За 10 лет, прошедших между замыслом и выходом «Женитьбы Бальзаминова», в судьбе Вицина произошло многое. Но главная событие состоялась в 1957 году, когда Леонид Гайдай пригласил его в свою первую комедию «Жених с того света». Особого успеха картина не имела, тем более что цензура обошлась с «Женихом…» довольно круто, превратив фильм в кургузую короткометражку с периферийным прокатом. Зато следующая совместная работа, с самого начала ориентированная на короткий метр, стала культовой и судьбоносной. В фильме «Пес Барбос и необычный кросс» родилась самая знаменитая кинотроица советского кино — Трус, Балбес и Бывалый.

Григорий Козинцев, планировавший снять Вицина в роли Гамлета, увидев артиста в короткометражках Гайдая, был в шоке. Никто не мог предположить, что из драматического актера получится столь ярко комедийный.

Сначала Гайдай прочитал в «Правде» стихотворный фельетон про браконьеров, потом придумал три характера-маски и стал искать актеров. На Труса сразу выбрал Вицина, Трус нашел Балбеса, увидев в цирке Юрия Никулина. Бывалого, в лице Евгения Моргунова, Гайдаю сосватал директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Четвертого героя — Барбоса — изображал пес Брех, который попортил артистам немало крови, упорно не желая исполнять в кадре задумки Гайдая.

«Пес Барбос» был лишь одной из пяти новелл юмористического альманаха «Совершенно серьезно», на который студия «Мосфильм» особых надежд не возлагала. Но эксцентрическая короткометражка Гайдая имела у публики оглушительный успех. Зрителю понравилось все - трюки, музыка, бешеный ритм и филигранный монтаж. Новые герои мгновенно стали персонажами народного фольклора, баек и анекдотов. Сделанные вдогонку «Самогонщики» усугубили ситуацию всеобщей любви и популярности. Со всей страны шли мешки писем, в которых от Гайдая в ультимативной форме требовали снимать новое кино про Труса, Балбеса и Бывалого. Тем временем, тройка в полном составе временно перекочевала в фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», где запомнилась дракой в ресторане и концептуальной фразой Вицина: «Начальство надо знать в лицо!»

Феноменальный успех фильмов Гайдая оказал влияние даже на незыблемые законы советской плановой экономики. Легкая промышленность среагировала на потенциальный спрос и быстро наладила выпуск продукции с «тройной» символикой: майки, маски, игрушки, календари. Трус, Балбес и Бывалый перевоплотились в страшных лесных разбойников из мультика «Бременские музыканты».

Зрители воспринимали их как единое существо, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздник Юрий Никулин (для него фильмы Гайдая стали началом кинокарьеры), спокойный, тихий, созерцательно замкнутый Вицин — артист с отличной театральной выучкой и солидным киноопытом, и шумный, во все вмешивающийся, часто развязный в общении Евгений Моргунов, который ни до, ни после роли Бывалого ничего равноценного, к сожалению, не сыграл.

Во время работы над «Операцией «Ы…» Гайдай планировал завершение приключений своих героев. У режиссера сложились непростые отношения с Моргуновым, который капризничал еще на «Самогонщиках», и многое позволял как на съемочной площадке, так и вне ее. В свою картину «Деловые люди» по рассказам О. Генри Гайдай Бывалого не взял, хотя и Никулин, и Вицин там сыграли отличные роли. Однако вскоре нашелся подходящий сценарий.

Когда Никулин прочитал сценарий «Кавказской пленницы», то наотрез отказался сниматься в «этой ерунде». Но Гайдай убедил и его, и остальных, что сценарий будет лишь основной канвой, на которую каждый вправе нанизать столько выдумок, трюков и гэгов, сколько сможет выдумать. А чтобы стимулировать фантазию своих «соавторов», за каждую идею режиссер обещал выставлять придумщику пару бутылок шампанского.

Согласно устным преданиям киношников, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — 1, потому что не любил шампанское. На самом деле Георгий Михайлович был не менее плодовит, чем его коллеги. Именно ему мы обязаны криком «Поберегись!» вылетающего из дверей Труса, трюком с огурцом и рогаткой, платком Варлей, которого пугается Трус, и знаменитой сценой под девизом «Стоять насмерть!», когда герои строят живую стену перед несущейся машиной. Вообще трюки придумывались настолько спонтанно, что потом трудно было точно определить — кто что изобрел. Например, огромный шприц, остающийся после укола в заду у Бывалого, придумал Никулин, а вот то, что шприц будет качаться, — находка Вицина.

Актера с трудом уговорили выпить кружку пива на съемках «Кавказской пленницы». Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». Один дубль, второй, третий… Выпил уже пять кружек с настоем шиповника, как кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!» Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!» «Как желаете, Георгий Михайлович, — вмешался режиссер картины Леонид Гайдай. — А снять еще один дубль все равно придется. Причем с настоящим пивом». И трезвеннику Вицину пришлось через силу осушить целую кружку.

Петр Вайль писал о «ВиНиМоре»:

«Герои великой гайдаевской тройки носили говорящие имена, обозначающие те качества, без которых нет и быть не может достойного человека. По шутовским законам комедии это были имена-перевертыши, что никого, разумеется, не сбивало с толку. Понятно, что вечно садящийся в лужу Бывалый - Евгений Моргунов - есть олицетворение честной незащищенности: неизбежный удел личности в социуме. Что Балбес - Юрий Никулин - воплощенный здравый смысл. Что Трус - Георгий Вицин - мужество и стойкость, неподвластные ни обществу, ни государству. С этих троих можно было делать жизнь нагляднее и убедительнее, чем с Павлика Морозова и Павки Корчагина. Их слова и фразы расходились квантами житейской мудрости не хуже цитат из Ильфа и Петрова. Если вдуматься реплика: "Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше", - стала ключевой для народа огромной страны. Именно эта внятная философия увела страну от туманного лозунга к повседневной заботе, вывела из идеологии к жизни. Еще у них всех троих было одно общее имя. Это имя - свобода. Они появились на экране в начале 60-х, когда в стране впервые приоткрылась многое из того, что потом открылось настежь через четверть века. Эксцентрика гайдаевского кино напоминала движения внезапно освободившегося человека, который оказавшись на воле беспорядочно размахивает руками, вертит головой, подпрыгивает на месте, порывается бежать. Рефлекторная свобода той оттепели запечатлелась во многом - молодежной прозе, театре на Таганке, интимной лирике и отчетливее всего - в комедиях Гайдая, где тройка Никулин-Вицин-Моргунов обладала тем, чего прежде не видали: пластикой свободного человека. Достоевский писал о том, что именно смех - вернейшая проба души, и правильно, что наша свобода начиналась со смеха».

«Кавказская пленница» — фаворит отечественного кино с 1967 года и до нынешних дней. В год выпуска фильм занял 1-е место в прокате, собрав у экранов 76,5 миллиона зрителей.

Актриса Наталья Варлей вспоминала о Георгии Вицине:


«Я могу начать вспоминать, анализировать или придумывать, но у меня не было такого ощущения, что отдельно Георгий Михайлович, отдельно Юрий Владимирович, отдельно Евгений Александрович. Для меня это была группа очень сильных актеров, замечательных людей. Мой страх дебютантки, конечно, мне поначалу не позволял ориентироваться даже в том, что происходит Мне было страшно. Страшно, радостно, интересно, а потом я уже начала наблюдать, анализировать, сколь разные характеры, почему Леонид Иович соединил таких непохожих, казалось бы, людей и создал из них три маски: Трус, Бывалый, Балбес. На самом деле и Юрий Владимирович, и Евгений Александрович, и Георгий Михайлович были интеллигентными, умнейшими людьми. Георгий Михайлович был глубоко начитанным человеком, прекрасным театральным актером. Как театрального актера его знают, конечно, меньше. Знают в основном его комедийные роли, но я видела его и в качестве актера Театра имени Ермоловой, еще до того, как начала сниматься в «Кавказской пленнице». Я училась в цирковом училище и бегала на все спектакли Ермоловского театра, потому что там работала тетя моего сокурсника. И я видела Георгия Михайловича в его театральных работах. Он был из другого поколения, с другими ценностями и критериями. Мне кажется, что Георгию Михайловичу Вицину не пришло бы в голову торговаться из-за гонорара за роль, особенно, если роль ему нравилась, если ему хотелось эту роль сыграть. А сегодня я понимаю, что очень не хватает этой старой, интеллигентной актерской школы. Когда сегодня говорят, «как же так, он умер в одиночестве, в нищете», хочется возразить. Во-первых, не в одиночестве, у него была любимая жена, любимая дочка, любимая собака. Да, он был старым человеком, беззубым, который отказывался уже выезжать с концертами, потому что прислушивался к собственному здоровью. Сердце пошаливало, он еще такой мнительный. Ему было вполне достаточно выйти в своем костюмчике Труса, сказать монолог, который принимали на «ура». Но жил он какой-то такой своей, тихой, жизнью. Думаю, он жил так, как ему уже хотелось - соответствовать своему возрасту, не молодиться, не вставлять зубы, потому что мясо есть уже не нужно, нужно есть кашу. Кормил кошек и собак. Еще был Смоленский гастроном и ему оставляли для бродячих кошек и собак обрезки костей, мяса. Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то, что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души. Вот такой человек - с очень нежной душой, очень ранимый, никогда, как мне кажется, ничего для себя не просящий, никогда не выдвигающий никаких требований к другим по отношению к себе, никаких материальных благ в жизни он никогда не добивался. Сама память о Георгии Михайловиче очень светлая. Грустно, потому что его нет и грустно, потому что он не может сейчас дать урок скромности, интеллигентности, вежливости и трепетного отношения к актерской профессии».

Апофеоз тройки стал ее концом. Гайдай пришел к выводу, что эксплуатировать эти типажи без самоповторов уже невозможно. Кроме того, на съемках «Пленницы» у него произошел крупный скандал с Моргуновым. Евгений Александрович явился на площадку в окружении поклонниц и принялся делать замечания режиссеру, вызывая восторженную реакцию у окружения. Гайдай резко приказал директору убрать всех посторонних с площадки, Моргунов обиделся, Гайдай тоже, и на глазах актера вырвал из режиссерского сценария все оставшиеся с ним эпизоды.

Вицин, Никулин и Моргунов еще только раз встретились на экране, но уже не у Гайдая, а в фильме Карелова «Семь стариков и одна девушка».

В 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней», соединив ее с не менее известной гайдаевской двойкой - Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым.Несмотря на то, что за сценарий взялись авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки» Яков Костюковский и Морис Слободский результат получился не очень. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся четверка напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что-нибудь» так и не смогла.

В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ. «Утром деньги — вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») — это все Вицин. И как апогей популярности — приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом Одиссеем Цыпой.

Вицин вместе с другими популярными артистами часто гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких, выходя со сцены, столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева. В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.

Георгий Вицин говорил о cебе: «Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю — они ведь все такие несчастные, дворняжки… Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…»

Георгий Вицин (1917-2001) – знаменитый актер, полюбившийся российским зрителям под псевдонимом «Трус». Несмотря на то, что во многих фильмах он играл алкоголиков и дурачков, сам актер не пил и не курил, занимался йогой. Бывало так, что после команды «Мотор!» Вицин вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса». Несмотря на невзрачную внешность, дамы его любили и закидывали любовными письмами.

Вицин родился в Выборгской губернии. Вскоре родители переехали с Москву. Отец Георгия, отравленный газом во время войны, вскоре умер, а мама несла на себе все заботы по дому. Она сменила множество профессий, и даже работала билетершей в Колонном зале Дома Союзов. Иногда она брала сына на концерты и спектакли, и, возможно, тогда в нем проснулся интерес к профессии актера. В 12 лет Георгий стал играть в спектаклях школьной самодеятельности.
Вспоминая детские годы, Вицин писал: «Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами - устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…» После школы Георгий поступил в училище Малого театра, но был отчислен с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу». Осенью он прошел испытания сразу в трех студиях и был принят во все. Выбор пал на училище имени Вахтангова, где Вицин учился с 1934 по 1935 годы. В 1936 году в театре Ермоловой поставили «Укрощение укротителя», где молодой Вицин блестяще сыграл сексуально-озабоченного старичка. Публика была в восторге от актера. Правда, однажды за кулисы ворвался разгневанный генерал с требованием сократить «неприличный текст». Позже Вицин ушел в кинематограф, но всю жизнь ценил театр и считал, что нет такого понятия, как киноактер. Вначале Вицин снимался в разножанровых фильмах, но стал знаменит благодаря комедиям. В комедийный жанр он попал практически случайно, когда после неудачных проб на роль Овода, шел по коридору Ленфильма и встретил ассистента режиссера Семена Тимошенко. На этот раз проба молодого актера была удачной, и Вицина сразу утвердили на роль «Запасной игрок». Правда, режиссер был поражен, что «молодому актеру», как он считал, почти 37 лет. Стоит отметить, что Вицин выглядел очень молодо долгие годы и в 40 лет мог играть 17-летнего юношу, и 70-летнего старика. К роли спортсмена Вицин отнесся очень ответственно, и месяц ежедневно тренировался на стадионе. Однажды на репетиции боксерского поединка с Павлом Кадочниковым он получил травму ребра, но не ушел с площадки, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.
В картине «Женитьба Бальзаминова» он стал единственным кандидатом на роль недоросля Миши, но запуск фильма состоялся, когда актеру было уже 48 лет. Вицин вначале наотрез отказался играть юношу Бальзаминова, но режиссер Воинов настаивал: «Это тебе по паспорту 48, а на вид нет и 30. Гримом еще лет пять уберем, а потом светом и т. д. и т. п». Вицин вспоминал, что сам себя тогда гримировал. Где сеточку из краски нарисовал, где веснушки сделал, чтобы морщин не было. Придумал паричок, нос подтянул. Шпатлёвку смешал с красной краской, чтобы лицо «похудело». Вицин потом, смеясь, называл картину «Женитьбой Бальзамированного». Вообще-то Вицин очень следил за своим здоровьем. После того, как в 8 лет затянулся папиросой на лестнице в школе, он больше никогда не курил. Однажды, перепив на Новый год, он также понял, что лучше совсем не пить. «Самое страшное, что придумало человечество, - это застолье», - говорил он.
На съемках «Кавказской пленницы» его с трудом уговорили выпить кружку пива. Сначала он категорически отказывался: «Пиво не буду, налейте шиповник». После нескольких дублей с шиповником, кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет! Пены-то нет!. Тогда Никулин предложил подложить в кружку ваты, но Вицин не выдержал: «Да в меня уже не влезет шестая кружка. Хоть с ватой, хоть без!». В конце концов трезвеннику Вицину пришлось осушить целую кружку настоящего пива. Самое удивительное, что во время, когда многие не знали, что такое йога, Вицин активно ею занимался. К йоге его приобщил Савелий Крамаров, с которым они познакомились на «Джентльменах удачи» и потом подружились. Савелий Крамаров в своей заботе о здоровье порой переходил разумные пределы. Когда его спрашивали: «Савелий, хочешь чаю?», он интересовался: «У вас вода из-под крана? Тогда я лучше кефир. А кефир у вас с рынка? Нет? Тогда я лучше сока бы выпил. А сок у вас свежевыжатый? Нет? Я, если честно, вообще пить не хочу». Вицин ему говорил: «Савелий, любую бяку можно нейтрализовать силой мысли. Йоги пьют воду из реки, в которой стоят!».
Тем не менее, несмотря на то, что оба играли в фильмах «полудурков», в жизни они были интеллигентными, начитанными людьми. Когда Крамаров уезжал в Америку, все свои ксерокопии статей о йоге (йога тогда была полузапрещена) он передал Вицину. Вицин регулярно проводил очищение организма, старался правильно питаться. Актер регулярно медитировал, причем строго по расписанию. Иногда, после очередной команды «Мотор!» он смотрел на часы и вежливо, но твердо заявлял: «Извините, мне надо семь минут постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса».
Савелий Крамаров вспоминал, что Вицин был убежден: ключ к успеху в кинематографе у него кроется как раз в этих занятиях. «Процесс съёмок - очень тяжёлая, муторная вещь. В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть? Но я во время съёмок, несмотря на шум, крик, часто засыпал ровно на десять-пятнадцать минут, тем самым давая организму отдохнуть, расслабиться», - говорил любимец российских зрителей. Не все одобряли «заморское» увлечение Георгия. Нонна Мордюкова, играющая роль купчихи Белотеловой, после поцелуя с Бальзаминовым заявила Вицину: «Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!».
Впрочем, не все женщины обзывали его «трупом». Некоторые даже считали, что Георгий Михайлович обладал поистине колдовским обаянием, буквально завораживал женщин. Дамы писали письма о том, что хотят родить от него ребенка, признавались в любви. Многие актрисы тоже пытались соблазнить популярного коллегу, но он никогда не был сторонником мимолетных связей. Правда, однажды он увел жену у своего начальника. В 1936 году 19-летний актёр Вицин влюбился в 35-летнюю актрису Дину Тополеву. Она ответила ему взаимностью. Все бы ничего, но Дина была женой народного артиста СССР Николая Хмелёва, худрука театра им. Ермоловой. Она ушла от мужа. Вместе они прожили почти 20 лет, но официально так и не расписались.
Что удивительно, Хмелёв простил жену и «подлого» ученика Вицина, по-прежнему давая ему новые роли. Спустя многие годы он вновь поступил благородно, когда Тополева осталась одна и сильно болела. Николай Павлович приносил продукты, покупал лекарства, оплачивал сиделок. Вицин же был уже с другой женщиной, ставшей ему законной супругой. Это была Тамара Мичурина, которая работала бутафором в театре. Тамара была женщиной аппетитной, во вкусе худого Вицина. Друзья помнят, что он говорил: «Полная женщина привлекательнее тоненькой худышки, напоминающей карандашик». С Тамарой они познакомились на Пасху, когда в кабинет, где работала Тамара, вошел Вицин с крашеным яйцом в руке, чтобы похристосоваться. После троекратного поцелуя они заглянули друг другу в глаза, и после этого начали встречаться, причем Вицин ухаживал за своей пассией очень красиво. Позже они поженились и она родила ему дочь.
Тамара общалась с бывшей возлюбленной Вицина. Она вспоминала: «Мы с ней были подругами. Когда ее не стало, это случилось в 70-х, если вдруг возникала в моей жизни непростая ситуация, отец говорил: «Как жаль, что Нади уже нет. Она бы тебе сейчас все объяснила...» Надежда - личность. Общение с ней – ценность». В 2001 году у актера случился сердечный приступ на сцене, вскоре его не стало. После смерти вокруг его имени началась некрасивая заварушка. Газеты писали, что он умер в нищете и одиночестве, что бомжевал и собирал бутылки. Наталья Варлей возражает: «Как же так - рядом с ним была любимая жена!».
Дочь Вицина пишет, что издевательства над семьей не закончились и сейчас. «Недавно, облапошив строителя, журналисты украли из квартиры папы книги и папку с моими детскими рисунками». Они написали, что дочь Вицина выбросила архивы отца на помойку и стали распускать слухи, что родные даже продают его могилу. Наталья Варлей считает, что в последние годы Вицин жил так, как ему уже хотелось - не молодился, кормил кошек и собак. «Он ходил по дворам и кормил их. Просто он любил животных и очень за них переживал. Был очень добрым и мягким человеком. Несмотря на то, что он любил скабрезные шуточки, у меня ощущение такой нежной глубины души». Иван Дыховичный писал о Вицине: «Вицин прожил много лет, но и самое главное, что он сумел оставить образ, настолько любимый просто людьми от и до самых разных вкусов, что тоже уникально».


весь топ

Вечно молодой, вечно глупый: «Женитьбе Бальзаминова» - 55!

Кто бы мог подумать, что по мотивам трилогии русского драматурга Александра Островского о жизни замосковрецких мещан спустя сто лет снимут одну из самых ярких советских комедий? Речь идет, конечно, о картине «Женитьба Бальзаминова » режиссера Константина Воинова , в которой снялась плеяда знаменитых советских актеров: Георгий Вицин , Нонна Мордюкова , Ролан Быков , Лидия Смирнова , Екатерина Савинова , Людмила Гурченко и другие. В этом году комедия отмечает 55-летний юбилей, и в связи с этой датой мы хотели бы вспомнить, как создавалась эта замечательная картина. В основу фильма легли три пьесы Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)». Сюжет сосредоточен на мелком московском чиновнике Мише Бальзаминове и его маме, которые мечтают вырваться из бедности. Мечты - единственная радость главного героя, и предается он им все время, а когда мама его обрывает, с сожалением говорит ей: «Вы не знаете, какое это удовольствие - мечтать! ». Главная мечта его, как и любого бедного человека, - разбогатеть. Своим умом достичь этого у Миши вряд ли получится, он это прекрасно понимает, а потому Бальзаминовы решают воспользоваться услугами знакомой свахи Акулины Гавриловны, которая готова устроить немолодому Мише личную жизнь, а главное - выгодный брак... Режиссер Воинов сам написал сценарий к фильму. На главную роль он пригласил Георгия Вицина, своего друга детства, с которым они когда-то мечтали снять фильм. И вот, в 1964 году у этой мечты наконец появился шанс. Однако исполнителю роли двадцатипятилетнего Бальзаминова на тот момент было уже 46, и гримерам ежедневно приходилось омолаживать Вицина. Но не только гримеры активно работали над уменьшением возраста актера. Сам Вицин перед съемками поехал в Сухуми, где играл в футбол целыми днями, чтобы сбросить лишний вес. Кроме того, он начал заниматься йогой. Надо сказать, что актриса Людмила Шагалова , сыгравшая мать главного героя, была моложе своего кинематографического сына на шесть лет. Над ее образом художникам по гриму тоже пришлось потрудиться. Вспоминая о съемках, Георгий Вицин шутил над названием картины, называя ее «Женитьбой забальзамированного». Съемки проходили преимущественно в Суздале, а некоторые сцены были сняты во Владимире. Локации, выбранные режиссером, как нельзя лучше передают атмосферу Москвы XIX века. Эти места можно найти и сейчас, правда, многие из них изменились до неузнаваемости. В фильме можно хорошо разглядеть Суздальский кремль, Торговую площадь и Архиерейские палаты. После выхода фильма в прокат по местам съемок фильма стали водить туристов: главная достопримечательность - это, конечно, дом Бальзаминовых, расположенный по адресу Старая улица, 13. В этом же доме, но с другой стороны, снимали сцены с сестрами Пеженовыми - Анфисой и Раисой в исполнении Инны Макаровой и Надежды Румянцевой . В то время Суздаль был глубоко провинциальным городком, и всей съемочной группе приходилось жить в одной на весь город гостинице, по несколько человек в номере. Готовили они себе сами, продукты покупали на рынке у местных жителей. Вот что пишет в своих воспоминаниях о тех днях актриса Лидия Смирнова, исполнительница роли свахи Акулины Гавриловны: «Надо сказать, что сам город, эти заброшенные церкви, в которых хранились бочки с селедкой или были какие-то склады, эти дома, косые, поваленные, и бесконечное количество старух - все создавало атмосферу фильма. Нигде я не видела столько старух, сколько в Суздале. Там не было никаких производств, только молочная фабрика: делали сгущенное молоко, творог, сметану, масло. Были монастыри, где находились малолетние преступницы, они там работали ». На съемочной площадке царила атмосфера доверия и дружбы, об этом вспоминали потом все участники съемок. Во многих сценах режиссер задействовал местных жителей, которые отлично справились с задачей. Некоторые эпизоды приходилось снимать дубль за дублем - Воинов не терпел халтуры и требовал от актеров полной отдачи. Так, в сцене, где Мордюкова целует замученного Вицина, он замучен ею на самом деле: окончательный вариант был снят лишь с 29-го раза! Также беспощадно он требовал натуральности от Смирновой в сцене поедания пирога с повидлом - было снято 15 дублей. Результатом режиссер остался доволен, а несчастную актрису стошнило. Во всей это истории видно влияние русских сказок, где главный герой - Иванушка-дурачок, несмотря на свои незавидные данные, в конце получает и богатство, и жену и счастье. Саму пьесу Островского подвергали цензуре и даже запрещали к постановке, хотя сам Ф. М.Достоевский высказывался о ней очень тепло. Что касается фильма, то благодаря актерской игре, самим артистам он стал прекрасным бриллиантом в сокровищнице советского киноискусства и даже, в каком-то смысле, пророческим: в одном из снов Бальзаминова награждают разными звездами и орденами и целуют при этом многократно. Пройдет совсем немного времени, и советские зрители увидят такую же картину, но уже на самом деле: с генсеком Брежневым , у которого только орденов было 19 штук, из них четыре - Героя Советского Союза. Надо ли говорить, что зрителям фильм запомнился по смешным цитатам, многие из которых давно ушли в народ: «Если бы я был царем, то издал бы такой закон: бедный женится на богатой, богатый - на бедной ». «Он мне нравится!.. Чтобы его… Чтобы каждый день ко мне! » - И давно вы меня любите? - В четверг, после обеда. На прошлой неделе. - Так это недолго. - Могу больше. «Не надо огня! В потемках, маменька, мечтать веселее ». «Анфиска, Раиска! Кончай сидроль! » «Удавить Матрену мало! » А в заключении, во время свадьбы, мама говорит ошалевшему от счастья сыну, как бы подводя итог: «Ничего, Миша, с деньгами-то мы и дураками проживем!.. ». Как известно, счастье и погоня за ним - понятия разные, но одно можно сказать с уверенностью: комедия «Женитьба Бальзаминова» сделает вас счастливыми на полтора часа, а это не так уж и мало!...

К 90-летию Юрия Владимировича Никулина

Эпиграфом к своей книге воспоминаний «Почти серьезно» Юрий Никулин взял слова Станислава Ежи Леца: «Жизнь у людей отнимает страшно много времени» . За внешней ироничной точностью афоризма польского писателя проглядывает глубокий внутренний смысл - житейская мудрость, которой обладал Человек, называющий себя грустным клоуном и с удовольствием смеявшийся вместе с публикой над собой. Юмор Юрия Владимировича Никулина понятен каждому - добрый, искренний, умный. За право считать Никулина «своим» боролись и кинематографисты, и цирковые. А редкий талант жизнелюбия оставил в зрительской памяти отзывчивого и веселого человека, опровергнувшего расхожее мнение, что клоуны в жизни - меланхолики и мизантропы. Жизнь отнимала у Никулина действительно страшно много времени. И он заполнил ее доверху Смыслом. Судьба будущего циркового артиста и киноактера не отличалась от многих судеб его сверстников. Со школьной скамьи Юрий отправился в армию, прошел две войны - Финскую и Великую Отечественную, отдав полям сражений в общей сложности 7 лет. Вернуться домой ему удалось лишь в 1946 году. Сержант Никулин защищал Ленинград, воевал в Прибалтике, горел в танке, был контужен… О годах войны он позже вспоминал: «Не могу сказать, что я отношусь к храбрым людям. Нет, мне бывало страшно. Все дело в том, как тот страх проявляется. С одними случались истерики - они плакали, кричали, убегали. Другие переносили внешне спокойно... Но первого убитого при мне человека невозможно забыть. Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто...» Многое из пережитого на войнах Юрий Никулин потом воплотит в кино. Однако к серьезным ролям путь окажется долгим. Поскольку дружный смех однополчан, которые восклицали: «Ты, Юра, настоящий комик…» , - убедили Никулина , что в кино обязательно оценят его таланты. После войны Юрий пробует свои силы на вступительных экзаменах во ВГИК , затем во все театральные училища и институты. Вердикт один: у вас нет актерского таланта; посмотрите на себя в зеркало - ну, какой Вы артист? На помощь приходит детская мечта Никулина стать клоуном. Его отец, Владимир Андреевич , в свое время организовал передвижной театр революционного юмора «Теревьюм» , на сцене которого ставил небольшие пьесы. А перебравшись в Москву, всерьез увлекся цирком - писал интермедии и номера. Он же и привел в цирк сына Юру , когда тому исполнилось пять лет. Атмосфера ярких представлений (и особенно клоуны!) настолько понравилась мальчику, что он тут же попросил маму сшить ему «такой же костюм, как у них». Правда первое представление, которое Никулин дал в этом костюме в доме у знакомой девочки, оказалось не совсем удачным. Падать было больно, никто не смеялся, и вывод маленький Юра сделал правильный: «Первый раз я на собственном опыте понял - быть клоуном непросто» . И тут фортуна улыбнулась будущему артисту. Он поступает в студию разговорных жанров при Московском цирке. А затем попадает в группу знаменитого Карандаша . Первый номер с его участием под названием «Натурщик и халтурщик» был написан его отцом… Линия судьбы замыкается в круг арены – цирк становится для Юрия Владимировича вторым домом. Спустя много лет цирк на Цветном называют просто: цирк Юрия Никулина . А его бронзовый герой в полосатых коротких брюках и огромных ботинках встречает зрителей у входа. Однако кинематограф притаился за углом в ожидании подходящего случая, который наступил в 1958 году. Первая роль Юрия Никулина в кино - роль пиротехника, показывающего отборочной комиссии свой номер «Фейерверк» . Комический эпизод, в котором персонаж Никулина произносит всего одну реплику: «Ничего, сейчас вжикнет!» - становится украшением картины «Девушка с гитарой ». Режиссеры видят в Никулине комика, и он охотно с ними соглашается. Так из серьезного рассказа о перевоспитании трудной молодежи получилась комедия «Неподдающиеся ». Но настоящая народная слава приходит к актеру вместе с появлением на экране знаменитого трио комических антигероев - Труса (

Георгий Вицин – советский актер театра и кино. Народный артист СССР. Известен участием в комедийных кинолентах.

Георгий Михайлович Вицин, знаменитый советский актер театра и кино, родился в 1917 году в городке Териоки (ныне - Зеленогорск). Когда мальчику исполнилось 8 месяцев, семья переехала в Москву. По официальной информации, актер родился в 1918 году, но дату поменяла мама, чтобы сына взяли в оздоровительный лагерь. Мария Матвеевна решилась на такой шаг, поскольку Георгий не проходил по возрасту, а места оставались только в младшей группе. Маму будущего актера знали как трудолюбивую женщину, которая самостоятельно вырастила сына. Муж Марии Матвеевны вернулся с войны и тяжело заболел, поэтому прожил недолго.

В детстве Георгий был застенчивым мальчиком, поэтому никто даже не представлял, что он выберет актерскую профессию. Но в школьные годы парень решил навсегда оставить стеснительность в прошлом, начав ходить в местную театральную студию. Тогда юноша твердо решил, что хочет стать актером.


После школы Георгий поступает в училище Малого театра, где проучился мало времени, так как руководство отчислило студента с весьма забавной формулировкой - «за легкомысленное отношение к учебе». Это настолько раззадорило будущую знаменитость, что осенью он решил поступать сразу в 3 театральные студии. После прохождения вступительных испытаний талантливого юношу приглашают в студию Дикого (московский театральный коллектив, организованный актером Алексеем Диким) и в театр Революции, а также училище имени Вахтангова. Вицин выбрал последний вариант. Актер не задержался и в этом престижном образовательном учреждении, а через год перевелся в театральную студию МХАТ-2, которую успешно закончил.

Театр

С 1936 года Вицин работает в театре имени Ермоловой. Театральная карьера артиста развивалась стремительно, зритель быстро полюбил молодого артиста. Можно с уверенностью сказать, что Вицин в это время популярен и востребован, ведь на спектакли с участием начинающего актера ходили регулярно толпы поклонников. Работники театрального учреждения вспоминали, что, если играл не Вицин, посетитель попросту сдавал билет в кассу и уходил. Даже суровые театральные критики признавали талант артиста и писали исключительно положительные рецензии.


В общей сложности Георгий Михайлович проработал на сцене театра Ермоловой 33 года. Вицин сыграл много ролей, но главной постановкой, в которой участвовал актер, стала комедийная пьеса «Укрощение укротителя». Образ старичка-импотента, которого играл артист, настолько понравился зрителю, что залы всегда заполнялись до отказа. Сценическая карьера была в самом разгаре, когда актер решил сменить театр на кино. Это было неожиданно, но вскоре станет понятно, что подобное решение позитивно повлияет на творческую биографию, ведь в будущем актер станет легендой советского кино.

Фильмы

Кинематографический дебют актера состоялся в 1951 году. Артист сыграл эпизодическую роль в картине « ». Позже его утвердили на главную роль в фильме «Белинский». На пробы пришло много известных актеров, но ассистентка режиссера утвердила кандидатуру Вицина, разглядев в претенденте на роль гоголевские черты. Примечательно, что за свою кинокарьеру Георгий Михайлович играл Гоголя трижды, настолько естественной и реалистичной выглядело исполнение персонажа.


Вицин – разноплановый актер, которому удавались любые образы. Но популярность пришла после комедийных ролей. Первой известной комедией, в которой Георгий сыграл молодого футболиста Веснушкина, стал фильм «Запасной игрок». Интересно, что на пробы он попал случайно. Вицин пробовался на роль в кинокартине Файнциммера, но попытка оказалось неудачной. Актер уже хотел возвращаться в Москву, но его заметил ассистент режиссера. После удачных проб Георгия утвердили на главную роль Васи Веснушкина, молодого перспективного спортсмена.


Вицин всегда очень основательно подготавливался передать новый образ на экране. До начала съемок актер много времени уделял спортивной подготовке, выполняя физические упражнения на стадионе, чтобы соответствовать герою киноленты. Когда артисту предложили роль Веснушкина, ему было не 25, как думал режиссер, а 37. В этом плане актер был феноменальным человеком, возраст Вицина для окружающих оставался загадкой. Актер выглядел очень молодо, и в свои 40 мог с легкостью сыграть молодого парня 17 лет. Все потому, что Георгий Михайлович вел здоровый образ жизни: не курил, не пил, а также не забывал и о занятиях йогой. Актер ответственно и скрупулезно относился к здоровью, не любил застолья и игнорировал шумные посиделки. При этом роли пьяниц исполнял достоверно и реалистично.


После блистательной роли Васи Веснушкина актера пригласили в фильм «Она вас любит!». Вицин отлично играл, выполняя сложные трюки. Эпизод с водными лыжами предполагалось снять с дублером, но режиссер решил задействовать Георгия. Трюк с водными лыжами актер выполнил идеально.

В 1955 году его приглашают в картину «Женитьба Бальзаминова». Режиссер долго уговаривал артиста, который никак не соглашался, ведь досталась роль 25-летнего парня, а на тот момент артисту исполнилось 48.


Настоящее признание пришло к актеру после участия в картине «Пес Барбос и необычный кросс», ведь в этом фильме зритель впервые увидел культовую троицу - Труса, Балбеса и Бывалого. После этого , и Георгий Вицин стали всенародными любимцами. Эта легендарная троица появлялась еще не раз в фильмах : «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница или новые приключения Шурика».

Вскоре предстал на экране в фильмах «Деловые люди», «Двенадцатая ночь», «Старая, старая сказка» и других. В 1990 году актер много гастролировал по стране вместе с двумя коллегами, а его фото все больше узнают обычные советские граждане, вовсе не интересующиеся кино. Также старался выделить время и театральной работе, играл в Театре киноактера.


Георгий Вицин - еще и прекрасный декламатор, ведь кроме актерства он озвучивал мультфильмы. На счету артиста десятки мультипликаций: «Конек-Горбунок», «Высокая гора», «Снеговик-почтовик» и многие другие.

Фильмы с участием Вицина полюбились советскому зрителю. Люди помнят знаменитые работы, которые создал Леонид Гайдай, и спустя десятилетия продолжают смотреть увлекательные картины. Тем не менее в творческой биографии актера имеются художественные фильмы, где Георгий Михайлович как всегда проявил себя просто блестяще, феноменально сыграв смешные персонажи, но широкая аудитория обошла такие киноленты стороной. Речь идет о фильме «Неисправимый лгун», который незаслуженно оказался в тени других творений, где отметился Вицин.


В картине Виллена Азарова актер сыграл мастера-парикмахера Алексея Иванович Тютюрина, человека с очень добрым и мягким характером. По сюжету герой Вицина постоянно попадает в непредсказуемые ситуации, влияющие на его жизнь. Оказавшись в очередной передряге по дороге на работу, парикмахер опаздывает, а начальство не верит в невероятные рассказы сотрудника, отказываясь подписать характеристику, которая поспособствует в повышении на должность заведующего залом.

Блестящее исполнение роли, а также песен, которые полюбились взрослым и детям, – яркий пример профессионализма актера. Георгий Вицин сумел передать суть жизненных ситуаций, а иногда и несправедливое восприятие правды со стороны людей.


Кинокомедию «Неисправимый лгун» смело можно записать в список лучших работ Георгия Вицина, а картину отнести к смысловым фильмам комедийного жанра, которые отчетливо демонстрируют, как тяжело выжить добру в современном мире.

Личная жизнь

Надежда Тополева – первая гражданская жена актера, с которой Вицин прожил много лет. Пара так и не оформила отношения официально. По словам дочери актера, Надежда этого и не хотела, а отец не настаивал. Примечательно, что любимая женщина была значительно старше артиста. После расставания Вицин не бросил Тополеву, приносил продукты и лекарства, старался всегда помочь.


С Тамарой Федоровной, официальной женой, актер прожил до последних дней, именно супруга и ухаживала за ним. У пары родилась дочь Наташа, которую Вицин очень любил.

Наталья Вицина часто вспоминает отца. Однажды в интервью дочь легенды советского кино рассказала, что знаменитому актеру нравилось рисовать. По словам женщины, Георгию Михайловичу больше подходила иная профессия – художника и скульптора.


Известно, что в перерыве между съемками актер мог быстро сделать наброски портрета коллег. Партнерам Георгия Вицина по фильму «Кавказская пленница» вспоминается шарж на Юрия Никулина, сделанный артистом на съемках киноленты.

Смерть

На старости лет великий артист переехал в маленькую «хрущевку», отдав дочери просторную квартиру в центре столицы. В конце 90-х Вицин мало с кем общался, старался не давать интервью. Выходил только, чтобы покормить голубей.


Актер умер 21 октября 2001 года. Причина смерти – хронические заболевания печени и сердца. В родном городе артиста установили памятник в его честь.

25 октября 2001 года состоялась гражданская панихида в Центральном доме кинематографистов в Москве. В тот же день народного артиста похоронили на Ваганьковском кладбище.

Тысячи москвичей пришли проститься с легендой советского кино. Церемонию прощания посетили и видные деятели киноискусства: , и другие.

Траурная церемония была скромной, ведь сам актер вовсе не любил суету вокруг своей личности. Лишь после смерти стало известно, что Георгий Михайлович до последнего работал, чтобы обеспечить семью.


Советский артист очень любил животных и птиц. Узнав об этом, двое москвичей с одобрения родственников Вицина принесли на панихиду клетку с 12 голубями, выпустив птиц в момент выноса тела актера.

Председатель Союза кинематографистов Никита Михалков выступил с прощальной речью, которая отчетливо характеризует профессионализм и достижения актера.

«Комедийного артиста подобного масштаба в России не было и никогда не будет. Только услышав его фамилию, люди светлели, на лицах всегда появлялась улыбка. У него был дар смотреть на своих персонажей как бы со стороны, и поэтому даже отрицательных его героев всегда обожали зрители», – сказал Никита Михалков.

Фильмография

  • За спичками
  • Комедия давно минувших дней
  • Руки вверх
  • Опасно для жизни!
  • Операция «Ы» и другие приключения Шурика
  • Соперницы
  • Путешествие пана Кляксы
  • Двенадцать стульев
  • Солнце, снова солнце
  • Бравые парни
  • Несколько любовных историй
  • Неисправимый лгун
  • Кавказская пленница
  • Формула радуги
  • Джентльмены удачи


Георгий Михайлович Вицин (официально: 23 апреля 1918, Петроград, РСФСР; фактически: 23 апреля 1917 (именно эта дата указана на могиле Георгия Вицина), Териоки, Великое княжество Финляндское - 22 октября 2001, Москва, Россия) - советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР (1990).

Скромный и незаметный человек, чьим кредо было «Жизнь надо прожить тихо». Серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор, йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только к восьмидесяти годам: «Смех - это великое… Смеяться - естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора - это болезнь… ненормального человека».

Георгий Вицин в городе Териоки (в настоящее время Зеленогорск), который относился в то время к Финляндии, входившей в состав Российской империи. Его мать Мария Матвеевна сменила множество профессий, она одна несла на себе все заботы по дому, так как муж вернулся с войны тяжелобольным человеком: он был отравлен газом и прожил недолго.

Новорожденный Гоша был настолько слаб и болезнен, что врачи пугали родителей: «Ваш сын вряд ли когда-нибудь будет ходить». Когда будущему артисту было восемь месяцев, родители перевезли его в Москву. Мама отправила мальчика в лесную школу, где преподавали йогу. Со временем увлечение ею переросло для Георгия Михайловича в жизненную философию. Надо сказать, что учился Вицин в школе на одни тройки, только по рисованию была четвёрка. Когда она поступила на работу билетерши в Колонном зале Дома Союзов, частенько стала брать с собой на работу сына. Там-то он и приобщился к искусству.

Надо сказать, что с детства Вицин был очень застенчивым мальчиком. В классе, скрываясь от строгого взгляда преподавателя, он вечно прятался за чужие спины. Однако, он принял твердое решение стать актером. Для начала Георгий выбрал школьный театр в качестве терапии от застенчивости. В детском спектакле исполнял танец шамана так неистово и эмоционально, что получил от преподавателей совет всерьез заняться балетом. Но после школы Вицин решил "всерьез заняться" театром.

После окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Но вскоре его отчислили с формулировкой "За легкомысленное отношение к учебному процессу". Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он прошел испытания сразу в трех студиях - Алексея Дикого, театра Революции и МХАТа-2 - и был принят сразу во все. Свой выбор остановил на Театральном училище им. Е.Вахтангова студии МХАТ-2, где проучился с 1934 по 1935 год.

Сложно представить, но в жизни Георгий Михайлович обладал поистине колдовским обаянием, буквально завораживая женщин. Причем этот дар был у актера с юности.

В 18 лет Вицин поступил в Театр Ермоловой. И сразу - как в пропасть головой - влюбился в актрису Дину Тополеву. Чувство было сильным, но безнадежным. Ведь Тополева не только намного его старше, но и замужем. Причем за худруком театра Николаем Хмелевым, которого Вицин боготворил и считал своим учителем! Дина ответила на его чувство, от супруга ушла. И самое удивительное - Хмелев не изменил своего отношения к Гоше, по-прежнему считал его одним из лучших актеров.В гражданском браке Вицин и Тополева прожили почти 20 лет.

А потом 38-летний Георгий приворожил Тамару, племянницу знаменитого ученого Мичурина. Впервые она увидела его на портрете в коридоре театра, когда пришла устраиваться на работу декоратором. Казалось бы, ничем не примечательная внешность. Но глаза! Их взгляд она надолго запомнила. Они прожили в браке больше полувека. Их дочь Наташа - художник.

Но отношения с Диной Гоша не порвал. Более того, до самой смерти она оставалась членом его семьи. Немыслимо? Только не для тех, кто знал Георгия Михайловича! Вспоминает А. Воинова, дочь близкого друга Вицина режиссера Константина Воинова:
- Он выстроил совершенно потрясающую систему взаимоотношений. Он хотел ребенка, там (в семье с Диной - Прим. ред.) ребенка не было. Вот у тети Тамары ребенок родился. Ребенок обожаемый, он свою дочь Наташу просто боготворил. Но он сумел устроить так, что Наташа была вхожа в тети Динин дом. Он приводил ее туда, потому что у него как бы было две семьи. Потому что он тетю Дину содержал всю жизнь. И ее, и ее сестру, с домработницами, с дачей на лето... Вицин не мог бросить Дину, она была старше и нуждалась в опеке.

Георгий Михайлович терпеть не мог жару. Он предпочитал быть, что называется, всегда «застегнутым» - в пиджаке, закрытых ботинках, с зонтиком. Но, как назло, большинство его звездных съемок проходит летом, да еще и на юге. Но даже 30- градусная жара не могла изменить его дресс-код. А на восклицания «Да вы с ума сошли! В такой зной!» Вицин спокойно и достойно отвечал: «Природа не может быть против меня». И действительно. Съемочная группа даже вывела примету: если прилетает Вицин, погода обязательно испортится, начнутся дождь и шторм. Но если для съемок нужно солнце, Георгий Михайлович не сопротивлялся природе. Ради них на тридцатиградусной жаре он готов был провести весь день.

Кинематографическую карьеру Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал он ролью Гоголя в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году (до этого в кино у него была лишь эпизодическая роль опричника в фильме "Иван Грозный"). Перед съемками "Запасного игрока" Вицин целый месяц ежедневно тренировался на стадионе, чтобы "согнать жиры". А на репетиции боксерского поединка он так разошелся, что всерьез атаковал Павла Кадочникова. Кадочников, занимавшийся боксом профессионально, среагировал автоматически. В результате Вицин очнулся с трещиной в ребре, но с площадки не ушел, а продолжил съемку, затянув грудную клетку полотенцем.

В фильме "Она вас любит" (1956) по сценарию предполагался сложный трюковой эпизод на водных лыжах. Сниматься должен был дублер, но режиссер решил взять Вицина "на слабо". Вместе со сценаристом они сфабриковали письмо от некой "поклонницы Клавы", в котором она сообщала, что будет лично наблюдать, как самый смелый актер носится на водных лыжах. В конце письма был прозрачный намек на возможность близкого личного знакомства. Вицин письмо прочел, сниматься согласился, весь эпизод отработал блестяще, но в конце сказал радостному режиссеру: "А вот имя девушке могли бы поинтереснее придумать".

Удивительно, но Вицин, нередко игравший на экране пьяниц, в жизни был человеком абсолютно непьющим. Он мог выпить свою рюмку водки, но выглядело это смешно. «Гош, ну выпей!» Знаете, как уговаривают. Или когда он неважно себя чувствовал. Тогда он позволял себе выпить. Но пил так: брал стопку или рюмку, вот так делал (показывает, будто полощет горло) и ставил. Вот это выпивка для него была. Какая-то скорее дезинфекция... Кроме того, он не курил. Нонна Мордюкова, которая после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину: "Разве ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!"

Всю жизнь Георгий Михайлович занимался йогой. В те времена в Советском Союзе никто толком и не знал, что это такое, а Вицин системно и регулярно занимался по этой древнеиндийской системе. Обязательное очищение организма, правильное питание, высокая устойчивость к стрессовым нагрузкам, ежедневные тренировки и медитации, причем строго по расписанию и независимо от обстоятельств.

По словам актёра
- Ну если я еще на съемочной площадке, а мне пора заниматься йогой, я просто останавливаю процесс и говорю, что мне срочно надо постоять на одной ноге и посидеть в позе лотоса. Режиссер, конечно, рвет на себе волосы, но ничего не поделаешь - у меня йога.

Сценарист Яков Костюковский уверяет:
- При мне этого никогда не было, и без меня, я уверен, этого не могло быть. Он был настолько тактичен, что никогда бы не позволил себе сорвать съемку.

Невзрачные, но отзывчивые герои Вицина вызвали симпатию зрителей. Параллельно актер снимался в лентах детективных, исторических, лирических. Козинцев собирался сделать из него положительного киногероя "с легким налетом иронии". Но тут начался второй период творчества Вицина - "эпоха Труса". Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым - Моргуновым и Балбесом - Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества.

Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине "Хаги-Траггер" (1994). Кроме кино, Георгий Вицин много работал над озвучанием мультфильмов. К своим кукольным и рисованным персонажам он подходил по системе Станиславского, считая эту часть творчества не менее ответственной и серьёзной. Его голосом говорят: домовенок Кузька, заяц ("Мешок яблок"), Джузеппе ("Приключения Буратино"), жук-музыкант ("Дюймовочка") и многие другие.

По мнению его партнеров Моргунова и Никулина: "Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим его ногтя". Последние 7 лет он не снимался, до недавнего времени актер появлялся перед зрителями только в юмористических концертах театра киноактера.

Спасала его только обязанность, которую он сам на себя возложил: «Я должен идти кормить голубей». Ежедневно вставал с постели, брал кульки пшена и шел на улицу - подкармливать птиц. Доставались вкусные кусочки и окрестным бродячим кошкам и собакам - мимо их бед Георгий Михайлович тоже не мог пройти спокойно. Так и получалось, что к моменту выхода Вицина из дома все его питомцы собирались вблизи подъезда. В семье держали двух попугаев и собаку.

Когда в октябре 2001 года актера не стало, на его похороны принесли клетки с 12 голубями. И когда гроб выносили из подъезда, птиц выпустили. Но один голубь упал замертво... 22 октября 2001 года после тяжелой болезни Народный артист Советского Союза ушел из жизни. Памятник, который поставлен на его могиле на Ваганьковском кладбище, возведен на народные деньги, которые при жизни актер не принял.

В парке культуры и отдыха Зеленогорска 26 июля 2008 (к 460-летнему юбилею города и 90-летию Вицина) открыт памятник Георгию Вицину. Скульптура изображает актёра в роли Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова». Художник-скульптор Юрий Кряквин. В 1973 году на киностудии «Центрнаучфильм» был снят фильм-портрет «Георгий Вицин» (режиссёр Владимир Томберг).

Интересные факты-
# Выяснилось, что в метрической книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви младенец Георгий Вицин действительно записан 1917 годом! Рядом с записью - дата «23 апреля». Но это - день святого Георгия, в честь которого назвали мальчика. А дата рождения - 5 апреля! Мать Вицина исправила год на 1918, чтобы устроить сына в оздоровительную лесную школу.
# Вицин до преклонных лет выглядел очень молодо. В тридцать шесть лет Георгий Вицин изобразил древнего деда Мусия в картине «Максим Перепелица». В тридцать семь - восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В сорок шесть лет сыграл двадцатилетнего Мишу Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»).
# Вицин интересовался книгами и монетами.

Награды и звания
# Заслуженный артист РСФСР (1959).
# Народный артист РСФСР (1977).
# Народный артист СССР (1990).

Одно из последних интервью Георгий Вицин закончил так: "Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!".