Суд Драконта Драконовские меры и Драконт Человек по имени Драконт проживал в Афинах в 7 веке до н. э., принадлежал к благородному сословию и работал юристом. В то время все правовые разногласия в Греции разрешались согласно устной традиции, привычно практиковалась кровная месть, то есть любое убийство тащило за собой длинный кровавый хвост. Драконт подарил Афинской республике первую в истории античности конституцию писаные законы, объединенные в упорядоченный кодекс. Эксклюзивное право казнить и миловать получил официальный городской суд. Тексты законов, во избежание вольной трактовки, да чтобы все прочесть могли, и потом не говорили глупостей, были вырезаны на деревянных табличках аксонах.







СОЛОН избран архонтом в 594- м г. до н.э Так же стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет! Реформа « стряхивание бремени» Освобождение от долговых обязательств Запрет обращать в рабство афинян Разделение населения на 4 разряда(критерий-количество продуктов, получаемых с участка)


РЕФОРМЫ СОЛОНА Суть закона Основное содержание Прощение долгов Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. Запретить обращать в рабство за долги Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны. Выборность судей Из всех афинян независимо от их знатности и богатства. Регулярный созыв Народного собрания В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане. Значение законов Заложены основы демократии.






Недостатки реформы Знать: не могла закабалять демос и увеличивать земельные владения Демос: не могли занимать любые должности в государстве увеличить земельные наделы «…Считать счастливым человека, ещё живущего, - всё равно, что провозглашать победителем воина, ещё не окончившего поединка..» ответ Солона Крезу – лидийскому царю


Тирания Писистрата и реформы Клисфена 6 в. До н.э. Родственник Солона Писистрат захватил власть. Он заботился о хозяйстве Афин- разведение оливок, виноградарство, строительство водопровода с 509 по 500 гг законодатель Клисфен предложил закон об остракизме(суд черепков. Изгнание из полиса по решению собрания на 10 лет за угрозу демократии)



5 класс Зарождение демократии в Афинах

Цель урока: дать понятие о начале формирования демократического строя в Афинах.

Задачи:

Предметные :

Дать понятие о причинах и значении проведения реформ Солона.

Обеспечить усвоение понятий: «демократия», «реформы».

Метапредметные:

Развивать навыки групповой, самостоятельной работы;

Формирование у учащихся умений анализировать события прошлого, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выдвигать гипотезы и предположения.

Личностные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

Привить учащимся уважение к институтам демократии, воспитать чувство сопереживания судьбам простого народа.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка Д/З:

Тест.

1. Что называется полисом?

а) город-государство в Древней Греции +

б) город в Древней Греции

в) название органа управления городом

2. Как назывался Совет знати в Афинах?

а) ареопаг +

б) демос

в) полис

3. Как по-гречески назывался простой народ?

а) илоты

б) полис

в) демос +

4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:

а) стратеги

б) архонты +

в) Народное собрание

5. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?

а) рабы

б) граждане Афин +

в) купцы-переселенцы

6. Холм а Афинах, где находились главные храмы города:

а) Акрополь +

б) Агора

в) Академия

1. На каком полуострове находилась Древняя Греции?

2. Какие моря омывают Древнюю Грецию?

3. Как с греческого языка переводится слово «полис»?

4. Дайте определение терминам: демос, аристократия, колония, метрополия.

III. Переход к изучению новой темы.

Как называлась местность, где располагался город Афины?

Давайте вспомним на какие группы делилось население Аттики.

Кто стоял у власти в Афинах?

На что опираются люди, управляющие государством?

Что такое закон?

Работа с учебником.

Кто впервые приказал записать греческие законы?

Какое наказание ждало человека, укравшего хотя бы кусок хлеба или луковицу, согласно законам Драконта?

Почему люди воровали?

Что устанавливали на поле крестьянина, когда он брал что-нибудь в долг у богатого соседа?

Бедственное положение простого народа породило в нем желание покончить с вековой несправедливостью и злоупотреблениями знати. Противостояние знати и бедняков практически переросло в войну.

Однако ни «демос» ни знать не могли добиться окончательной победы, поэтому они призвали афинянина Солона, что бы он установил такие законы, которые устроят всех.

Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было - любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: «Стар становлюсь, но всегда многому учусь». Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег.

Впоследствии, установленный Солоном строй получит название «демократия».

Слово демократия состоит из двух частей. Слово « демос» уже вам знакомо, поэтому предлагаю вам подумать о значении слова «кратос».

Демократия

Демос Кратос

Работа с учебником : Стр. 138 – 140, пункт 2. Выписать, какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?

Что такое «реформа»?

Чьи законы отменил Солон? (Законы Драконта, за исключением законов об убийствах.)

Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)

На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)

Какие права дал Солон каждой группе? (Права были у всех, но разного обьема. Народ мог обращаться в суд, в случае нарушения прав.)

Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все. Это очень важно для демоса.)

Какой новый орган власти создал Солон? (Народное собрание)

Какие права получило Народное собрание?

Какой судебный орган появился?

Кто мог стать судьей?

Работа с терминами.

Архонт – правитель Афин.

Граждане – все свободные жители Афин.

Народное собрание – орган, который решал важные, государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.

Демократия – «власть демоса», или народовластие.

Решение задачи.

О чем писал греческий правитель Солон:

Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

Объясните, о чем идет речь в данном отрывке?

Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона?

Какое значение имели эти изменения?

Ответ:

а) Речь идет о личной оценке своей деятельности самим Солоном. Главным своим достижением он считает отмену рабства в Афинском государстве. С момента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

б) После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьёй.

в) Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основу демократии.

Рассказ учителя.

После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель.

Что же случилось в отсутствие Солона?

Какие новые термины узнали из прочитанного?

Тиран – человек, силой захвативший власть, управляющий по своему произволу, а не по законам.

Тирания – власть тирана.

Мог ли Солон установить такие законы, которые понравились бы всем? Почему?

Подведение итогов:

Домашнее задание.


Город Афины был одним из самых крупных и высокоразвитых населенных пунктов в Древней Греции. И до знаменитых реформ Солона, в этом полисе, как и во многих других, господствующее место занимала знать, которая захватывала плодородные земли, в то время как крестьян приходилось мириться с небольшими участками земли в горах, которые не могли давать достаточное количество урожая.

Крестьяне зависели от знати, им приходилось отдавать часть урожая, который они собирали. Это вызывало конфликты между этими сословиями, подобное положение могло закончиться вооруженной борьбой. Тогда в 594 году до н.э. было решено обратиться к уважаемом и образованному представителю знати - Солону. Он принял ряд кардинальных реформ, которые и поспособствовали зарождению и становлению демократии в Афинах.

Реформы Солона

В первую очередь он уничтожил все долговые обязательства крестьян перед знатью и приказал убрать долговые камни с их участков. Таким образом, крестьяне перестали зависеть от высшего сословия. Солон освободил всех, кто находился в долгом рабстве, и даже попытался освободить тех афинян, которые были перенаправлены на другие территории.

С тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг.

Также Солон провел ряд реформ, касающихся назначения должностей серди афинян. Высшие должности, как и прежде, оставались более богатым и знатным людям, но отныне все остальные тоже имели возможность занимать какую-то должность – соответственно количеству продуктов, которые гражданин получал со своей земли, афиняне делились на четыре ранга. Представитель каждого разряда мог служить для государства, и занимать определенную для его разряда должность.

Важным изменением стала нововведенная система народного собрания, на заседаниях которого стали приниматься законы и решаться государственные дела. В собрании мог принять участие каждый афинянин. Также нельзя не отметить важность возникновения народного суда, определяющим условием которого было то, что афиняне всех разрядов были равны перед законом.

Именно реформы Солона заложили основы демократического строя в Афинах, ведь основой демократии, в первую очередь, является власть народа.

Но реформами были недовольны и крестьяне, и знать, конфликты между ними продолжали усиливаться. После отъезда Солона борьба между ними возобновилась, и впоследствии Афинам пришлось пережить ужесточенную тиранию Писистрата. Однако, он не отменил реформ Солона, но во время его правления на государственные должности избирались только его сторонники. После него власть над Афинами была в руках его сыновей, которые оказались жестокими и несправедливыми правителями.

Реформы Клисфена

К власти пришел глава сторонников демократии – Клисфен, и с 509 – 500 года до н.э. провел ряд демократических реформ. Значительные изменения принес «суд черепов», на котором афиняне обсуждали тех, кто угрожал демократии в полисе. Проводилось справедливое голосование, и каждый гражданин писал на выданном ему черепке имя того, кого считал угрозой демократическому строю. Человек, который получал большее количество голосов, изгонялся из полиса Афины на целых 10 лет.

Обязана Древней Греции. Ведь именно там впервые появились театр, педагогика, философия, спорт и, конечно же, демократия. Главным центром всего передового в мире в античный период истории была столица современной Греции. Поэтому особенно большое влияние на дальнейшее развитие человечества оказало зарождение демократии в Афинах.

Предыстория

Как известно, в Древней Греции преобладали полисы — города-государства, из которых крупнейшими были Спарта и Афины. Там не существовало двух резко разделенных групп жителей — победителей и побежденных, так как не было порабощенных, и эти государственные образования сформировались путем мирных слияний с некоторыми более слабыми соседями. Несмотря на это, существовало разделение по классовому признаку, что не могло не вызывать возмущения у обедневших слоев населения. Со временем противоречия между аристократией и демосом становились все более явными. Назревала революция, которой мог помешать только кардинальный пересмотр существующего

Кем был Солон

Примирить все противоречия удалось одному из представителей знатного рода Кодридов, ранее являвшегося царским. Его звали Солоном, и впоследствии он вошел в историю как один из семи До прихода в политику он был известен афинянам как превосходный поэт и мыслитель, а затем прославился в качестве успешного военачальника. В 594-м году до н. э., примерно в возрасте 34-35 лет, Солона избрали архонтом-эпонимом, т. е. главным из 9-ти коллективных правителей, и возложили на него чрезвычайные полномочия. Как оказалось, мудрец Солон давно готовился к преобразованиям в родном полисе, и он сразу же приступил к реформам. Спустя несколько десятилетий его дело продолжил Клисфен, и именно преобразования этих политиков предопределили ход развития человеческого общества на тысячелетия вперед.

Реформы Солона

Считается, что зарождение демократии в Афинах началось задолго до Солона. Однако именно он создал законы, на которые она стала опираться. Первым делом он объявил сисахфию, отменяющую все долги, заложенные земельные участки возвращались владельцам, и было запрещено брать ссуды под залог людей. Кроме того, за счет афинской казны были выкуплены и возвращены на родину жители полиса, проданные на чужбину. Также Солон установил максимальную норму землевладения, т. е. ни один гражданин не мог скупать участки сверх положенной площади и становиться сверхкрупным землевладельцем.

Органы власти

Высшими госорганами в Афинах периода правления Солона были ареопаг, Народное собрание и буле. Последнее было совершенно новым органом и состояло из четырехсот человек. Кстати, многие исследователи считают, что именно его появление и означало рождение демократии в Афинах. В буле предварительно обсуждались все законы и вопросы, которые затем рассматривались в Народном собрании. Хотя Экклесия существовала в Афинах и других полисах Греции и ранее, при Солоне она стала по-настоящему действующим органом, и ее созывали гораздо чаще. Более того, архонт издал указ, согласно которому в период междоусобиц каждый свободный мужчина, достигший совершеннолетия, был обязан занимать активную позицию в обществе, иначе ему грозило лишение гражданских прав.

Зарождение демократии в Афинах (всемирная история): реформы Клисфена

Окончательное формирование политической системы Афин, основанной на свободном волеизъявлении народа, произошло в конце 6-го века до н. э. Автором новых реформ стал Клисфен, которого выбрали архонтом, с такими же полномочиями, какими когда-то наделили Солона.

Он разделил территорию Аттики на 3 округа: непосредственно Афины, прибрежная полоса и равнинная территория. Каждый из них, в свою очередь, делилась на 10 триттий. Кроме территориальной, Клисфен провел также избирательную реформу. Согласно новым законам, формировалось 10 фил, в которые входили граждане из трех триттий, по одной от каждого округа. Филы выдвигали из своего числа по 50 человек для участия в Совете 500. Таким образом, Клисфен, как писали современники, “перемешал” афинян. Это значило, что теперь они избирали органы власти уже не по территориальному или родовому признаку, а исходя из

Экклесия при Клисфене

Все важные решения в Афинах в этот период принимались коллективно обновленной экклесией, осуществляющей законодательную, судебную и исполнительную власть. Основными вопросами, решаемыми во время таких всеобщих народных собраний, были:

  • избрание должностных лиц;
  • решение об изменении существующих законов и принятие новых;
  • остракизм относительно отдельных граждан;
  • решение по важнейшим общегосударственным вопросам, касающимся войны и мира, заключения союзнических договоров, расходования государственных денег и др.

Интересная подробность: перед каждым “заседанием” Народного собрания председательствующий должен был развесить по городу плакаты, сообщающие о вопросах, которые должны были рассматриваться. Кроме того, чтобы обеспечить непредвзятость Совета 500, каждая фила осуществляла свою деятельность в течение всего 1 месяца в году.

Гелиэя

Зарождение демократии в Афинах ознаменовалось и возникновением нового вида судопроизводства, которое также стало коллективным. Дела решала так называемая Гелиэя — суд присяжных, который состоял из 6000 человек. Параллельно существовал и ареопаг — суд старейшин, состоящий из аристократов, который с появлением демократических органов стал утрачивать свое влияние и значение.

Остракизм

Зарождение и развитие демократии в Афинах сделало возможным и появление совершенно нового явления в Им стал остракизм. Раз в год экклесия должна была ответить на такой важный вопрос: "Нет ли среди граждан человека, который способен захватить власть и стать тираном?" Если Народное собрание считало, есть, то назначалось еще одно заседание для проведения процедуры своеобразного голосования на глиняных черепках. Если потенциально “опасное” для демократии лицо получало большинство голосов против себя, то его изгоняли из полиса.

Теперь вы знаете, как происходило рождение демократии в Афинах и Клисфена) и сможете сравнить ее с современным аналогом.