• 9. Артикуляционный аспект изучения звуков речи. Речевой аппарат, его части. Устройство и роль нижней части речевого аппарата.
  • 13. Активные и пассивные органы речи.
  • 14. Артикуляция как совокупность работы речевых органов. Три фазы артикуляции звука. Артикуляционная база языка.
  • 15. Акустические, артикуляционные и функциональные различия между гласными и согласными звуками.
  • 16. Артикуляционная классификация гласных звуков.
  • 1. Артикуляционная классификация гласных звуков
  • 17. Редукция как фонетический закон в области русских гласных. Редукция количественная и качественная. Степени редукции.
  • 19. Типы русских согласных по способу их образования. Аффрикаты. Палатализация звука.
  • 20. Фонетические процессы. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Фонетические и исторические чередования.
  • 21. Позиционный процесс в области согласных звуков.
  • 22. Ассимиляция. Виды ассимиляции по результату, качеству, направлению и соседству с другими звуками. Диссимиляция.
  • 23. Аккомодация и её виды
  • 24.Диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология.
  • 25. Сегментные единицы речевого потока. Фраза. Речевой такт (синтагма).
  • 26. Фонетическое слово. Клитики.
  • 27. Слог как минимальная произносительная единица. Основные теории слога
  • 28. Типы слогов. Слогораздел в русском языке
  • 29. Суперсегментные средства речевого потока. Особенности русского ударения.
  • 30. Интонация и её элементы. Функции интонации, строение интонационной конструкции.
  • 31. Типы интонационных конструкций в русском языке
  • 32. Функциональный аспект изучения звуков. Звук речи, звук языка, фонема.
  • 33. Перцептивная и сигниикативная функции фонем.
  • 34. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Типы оппозиций фонем
  • 35. Сильные и слабые позиции фонем. Понятие нейтрализации фонемы
  • 36. Основные положения Московской и Петербургской фонологических школ.
  • 37. Система фонем современного русского языка. Спорные вопросы о составе гласных и согласных фонем в современном русском языке.
  • 38. Фонетическая транскрипция и её знаки. Фонематическая транскрипция.
  • 39. Орфоэпия как наука. Понятие произносительной нормы. Норма и кодификация
  • 40. Стили произношения: полный, нейтральный, разговорный
  • 41. Нормы и варианты произношения гласных.
  • 1. Гласные в 1-м предударном слоге:
  • 2. Гласные в других безударных слогах:
  • 42. Нормы и варианты произношения согласных.
  • 28. Типы слогов. Слогораздел в русском языке

    В слове, там, где происходит падение звучности, проходит слогораздел. Например: с 1 ч 1 а 4 /с 1 т 1 л 3 и 4 /в 2 ы 4 й 3 , о 4 /б 2 р 3 ы 4 в 2

    Слогораздел может не совпадать с переносом.

    Есть языки, в которых слогообразующими могут быть согласные звуки.

    В соответствии с динамической теорией слог – это волна силы, интенсивности. Самый сильный – слоговой звук, менее сильные – неслоговые.

    По началу слога различают слоги прикрытые и неприкрытые. Прикрытый слог начинается с согласного звука мо/ло/ко, по/да/рок. Неприкрытый слог начинается с гласного. Например: а/пельсин, о/брыв, э/лектрон.

    По концу слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог заканчивается гласным – ве/че, ко/ро/ва; закрытый – согласным. Например: дом, бой/кот.

    Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Однако обнаружить на слух границы между слогами не всегда возможно. За исключением тех случаев, когда человек намеренно членит фразы на слоги. Сравните: «Пожарь картошки» или «По-жарь кар-то-шки».

    29. Суперсегментные средства речевого потока. Особенности русского ударения.

    Суперсегментные единицы языка - это ударение, интонация.

    Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.

    Ср.: му ́ ка – мука ́ , о ́ рган – орга ́ н (от места ударения зависит смысл слова).

    Мы сегодня пойдем в театр.― Мы сегодня пойдем в театр? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией)

    словесное ударение- суперсегментная единица, объединяющая слоги в фонетическое слово.В фонетическом слове есть один ударный слог и могут быть безударные слоги. Ударный слог может отличаться от безударных большей длительностью, силой, тоном, особым качеством звуков. Соотношение длительностей разных гласных в слове создает ритмическую структуры слова. Типы этой структуры в разных говорах различны.

    Для русского литературного языка А.А. Потебня предложил формулу, условно оценивающую «тоническую силу» ударенного и безударных гласных: 1-2-3-1, где 3 единицы соответствуют ударенному гласному, 2- первому предударному, 1-остальным безударным, напримерперережем, оворила. Однако в говорах существуют и другие типы ритмической структуры слова.

    В севернорусских говорах встречается 2-3-3-1. В среднерусских 1-3-3-1. В южнорусских говорах 1-1-3-1, 1-3-3-1. Диалектные различия могут относится также к месту ударения в словах и в отдельных грамматических формах.

    Различия в месте ударения могут характеризовать слово во всех его формах: крапи ва,крапи ве, крапи вы. то собственно лексические различия. Различия на месте ударения могут относиться к отдельным грамматическим формам,во ду-воду, ру ку-руку .

    Интонация- суперсегментная единица, объедиряющая фонетические слова в речевые такты и речевые такты во фразы. Основным интонационным средством является повышением и понижением тона в разных точках речевого такта. Севернорусская речь часто более напевна, а южнорусская – более монотонна. Интонация помогает членить речевой поток на отрезки – речевые такты и фразы. Во многих севернорусских говорах существует тенденции превращать каждое фонетическое слово в отдельный такт.

    1. Ударение в русском языке свободное и может падать на любой слог.

    2. Русское ударение может быть в разных словах подвижным и неподвижным. Если в разных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то оно является неподвижным: говорЮ, говорИм, говорИшь, говорИте, говорИт, говорЯт. Ударение, меняющее своё место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным : вЫбежать- выбегАть, травА – трАвы.

    Ударение может с течением времени меняться. Не так давно считалось правильным произношение металлУргия, индУстрия, полигрАфия. Сейчас нормативным является металлургИя, индустрИя, полиграфИя.

    В некоторых словах русского языка отмечаются колебания ударения. В большинстве словарей признаются равноправными варианты ударения в следующих словах: Августовский - августОвский, джИнсовый – джинсОвый, казАки – казакИ, кЕта – кетА и др.

    Разноместность и подвижность - важные средства различения форм слов и слов. Например, различное смысловое значение приобретают слова: белОк и бЕлок, мУка и мукА, языковОй (барьер) и языкОвая(колбаса), лЕдник (погреб) и леднИк, бронИровать(закреплять) и бронировАть (дверь), занятОй человек и зАнятое место

    Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.

    Фраза - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

    Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.

    Речевой такт делится на фонетические слова, т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.

    Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги, а последние - на звуки.

    Слогораздел, типы слогов в русском языке. Ударение

    52. Понятие слога

    С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

    С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

      Понятие слога.

      Виды слогов.

      Различные теории слога.

      О соотношении слога и морфемы в разных языках.

      Словесное ударение.

      Функции словесного ударения.

      Интонация.

    1. Понятие слога

    Во всех языках мира проявляется членение речевого потока на слоги. Слог везде выступает как минимальная естественная единица произнесения звуков речи. Произнося слова, говорящий делит их не на отдельные звуки, а на слоги.

    Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных. Таков, например, чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например: vlk -волк, krk - шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.

    2. Виды слогов

    В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.

    Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, например, в русском языке во-ро-та, ре-ка , в немецком Du , Ra - be , Leh - re . Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.

    Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg . Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust .

    Условно закрытый слог можно открыть при словоизменении, например: пруд - пруды , кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le . Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входящих в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.

    Существуют также прикрыто-закрытые слоги – мать, дать.

    В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.

    Прикрытые слоги - это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.

    Неприкрытые слоги - это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.

    3. Различные теории слога.

    Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.

    1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным) (первый – ядро, второй – периферия). Звуки имеют разную степень звучности, а значит и разную способность к слогообразованию. Назовем по мере убывания: гласные, сонорные, звонкие, глухие. (Отто Есперсен).

    2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).

    3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата и представляет собой единство подъема, напряжения и усиления звучности в начале слога и падению их в конце слога. (Щерба)

    Каждое английское слово — это целостная, но при этом уникальная мозаика, которая была собрана из отдельных, крошечных частей, именуемых слогами. Слог (syllable) может быть буквой, а иногда и целой группой согласных и гласных, которую англичане произносят по-разному. Но, несмотря на разнообразное чтение, основных типов слогов в английском языке всего четыре: открытые и закрытые, слоги типа «гласная + r» и «гласная + r + гласная». Что ж, обсудим их подробнее. Let’s do this!

    Открытый слог в английском языке (I тип)

    Особенности:

    • В открытом слоге употребляется только одна гласная.
    • Гласная произносится также как и в алфавите.
    • Гласная — последняя буква в слоге.
    • Открытые слоги имеют не более одного согласного между открытым слогом и следующей гласной.

    Примеры чтения гласных в открытом слоге:

    Буква «A » [] - fame - слава, baby ["beɪbɪ] - ребенок, female ["fi:meɪl] - особь женского пола.

    Буква «O » [əu ] - note - заметка, zero ["zɪərəu] - ноль, frozen ["frəuz(ə)n] - замороженный.

    Буква «E » [ɪ ] - we - мы, behind - позади, uneven [ʌn"i:v(ə)n] - неуравновешенный.

    Буква «I » [] - icy ["aɪsɪ] - ледяной, iris ["aɪərɪs] - радужная оболочка (глаза), ivory ["aɪv(ə)rɪ] - слоновая кость или кокаин.

    Буква «Y » [] - wry - кривой, apply [ə"plaɪ] - обращаться с просьбой, descry - рассмотреть.

    Буква «U » [ju :] - funeral ["fju:n(ə)rəl] - похороны, museum - музей, universe ["ju:nɪvɜ:s] - мироздание.

    Закрытый слог в английском языке (II тип)

    Особенности:

    • В закрытом слоге используется только одна гласная.
    • Если слово состоит только из двух букв, то оно обязательно должно заканчиваться на согласную.
    • Если в слове всего три буквы, то в закрытом слоге одна согласная стоит до и одна (или более) стоят после гласной.
    • В том случае, если слово имеет два закрытых слога, следующих друг за другом, между гласными будут стоять согласные буквы.
    • Все звуки краткие/короткие.

    Примеры чтения гласных в закрытом слоге:

    Буква «A » [æ ] - tomcat ["tɔmkæt] - кот, wombat ["wɔmbæt] - вомбат, snatch - грабеж.

    Буква «O » [ɔ ] - clot - комок, pol - политик, common ["kɔmən] - всеобщий.

    Буква «E » [e ] - gen - информация, businessmen ["bɪznɪsmən] - предприниматели, nest - гнездо.

    Буква «I » [ɪ ] - chit - записка, splinter ["splɪntə] - заноза, miff - размолвка.

    Буква «Y » [ɪ ] - mythology - мифология, system ["sɪstəm] - система, mystify ["mɪstɪfaɪ] - мистифицировать.

    Буква «U » [ʌ ] - make-up ["meɪkʌp] - макияж, rummer ["rʌmə] - большой бокал, blush - румянец.

    Слог вида «гласная + r» (III тип)

    Особенности:

    • Последние буквы слога: (согласная) + гласная + «r».
    • В данном виде английского слога все звуки долгие и в транскрипции имеют особое обозначение в виде «:».

    Примеры чтения третьего типа:

    Буква «A » [ɑ: ] - barge - баржа, bazar - ярмарка-маскарад под восточный базар, guitar - гитара.

    Буква «O » [ɔ: ] - pork - свинина, torque - крученое металлическое ожерелье, orc [ɔ:k] - орк.

    Буква «E » [ɜ: ] - erne [ɜ:n] - орлан-белохвост, therm [θɜ:m] - единица теплоты, fern - папоротник.

    Буква «I » [ɜ: ] - pirn - катушка, smirch -грязное пятно, kirn - праздник урожая.

    Буква «Y » [ɜ: ] - myrrh - ароматическая смола, myrtle ["mɜ:tl] - мирт, Mr. Byrd - господин Бёрд.

    Буква «U » [ɜ: ] - spur - шпора (на обуви), blur - пятно, concur - происходить одновременно.

    Слог вида «гласная + «r» + гласная» (IV тип)

    Особенности:

    • Некоторые гласные превращаются в трифтонги или дифтонги.
    • Дифтонг (diphthong ) — звук, образованный комбинацией двух гласных в одном слоге, в котором сначала звук произносится как один гласный, но потом плавно перетекает в другой.
    • Трифтонг (triphthong ) — сочетание из трех букв или звуков.

    Примеры чтения четвертого типа:

    Буква «A » [ɛə ] - Maryland ["mɛərɪlænd] - Мэриленд, wary ["wɛərɪ] - осторожный, canary - канарейка.

    Буква «O » [ɔ: ] - shore [ʃɔ:] - берег, more - более многочисленный, swore - клялся.

    Буква «E » [ɪə ] - sphere - шар, here - тут, revere - почитать.

    Буква «I » [aɪə ] - mire ["maɪə] - трясина, crossfire ["krɔsfaɪə] - перекрестный огонь, retirement - уход на пенсию.

    Буква «Y » [aɪə ] - tyre ["taɪə] - покрышка, lyre ["laɪə] - лира, gyre ["dʒaɪə] - круговое вращение.

    Буква «U » [juə ] - purely ["pjuəlɪ] - без примесей, cureless ["kjuələs] - неизлечимый, demure - скромный.

    Немая гласная «E»

    • Глухой слог или слог с немой гласной «е» на конце.
    • Состоит из гласного, за которым следует согласный, а затем буква «е», которая как раз и не произносится.
    • Как правило, это конечный слог в корневой части слова.

    Примеры чтения: fake - поддельный, centime ["sɑ:nti:m] - сантим, commune ["kɔmju:n] - община etc.

    NOTA BENE : В английском языке немые гласные на конце слов считаются показателем того, что слоги открытые. Соответственно и читаются гласные точно таким же способом.

    Как стать гуру англоязычного произношения

    • Записывайте речь на диктофон, чтобы выявить проблемные аспекты произношения, над которыми стоит поработать в дальнейшем.
    • Не спешите и следите за дыханием, так как скорость речи не всегда является показателем беглости и четкого проговаривания.
    • Закройте глаза и визуализируйте процесс создания звука в момент говорения.
    • Произношение — физический скилл, так как во время говорения на иностранном языке вы используется разные мышцы лица. По этой причине, всегда тренируйте звуки, которые не выходят.
    • Хорошее произношение — не просто освоение отдельных звуков. Уделяйте время интонации и ударению.
    • Практикуйтесь перед зеркалом, обращая внимание на позицию рта и языка.
    • Слушайте англоязычные подкасты, смотрите фильмы и повторяйте за носителями.
    • Проблемы с произношением сохраняются, потому что мы боимся совершить ошибки. Не бойтесь.
    • Практикуйте язык, когда находитесь одни в комфортной обстановке.
    • Найдите приятеля, изучающего язык, и обменивайтесь мнениями. Немного критики со стороны — полезная вещь.
    • Пойте любимые песни на английском, чувствуйте ритм и акценты интонации.
    • И, наконец, обязательно прочтите , чтобы наверняка стать мастером фонетики.

    Заключение

    Хотя изучения типов слогов в английском языке займет некоторое время, незамысловатые правила чтения впоследствии помогут улучшить не только фонетику, но и орфографию. Кроме того, это позволит расширить словарный запас и использовать новые знания во время живого общения с нейтивами.

    Speak English right and be awesome ;)

    Большая и дружная семья EnglishDom

    СЛОГОДЕЛЕНИЕ.

    ТИПЫ СЛОГОВ

    Определение слога представляет определенные трудности, хотя каждый говорящий может произносить слова по слогам. Чаще всего используется определение слога с артикуляционной точки зрения: слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох. Однако произнесение слогов без выдоха в языке возможно, например, когда изображается звук поцелуя или почмокивание лошадей, но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох. На основании этого Л.В. Щерба предложил теорию пульсации , согласно которой слоги – отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения. С акустической точки зрения слог представляет собой звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с другими. Слоговыми , т.е. образующими слог, в современном русском языке являются гласные как наиболее звучные. Согласные как звуки наименьшей звучности не образуют слоги, хотя способностью к слогообразованию сонорные согласные обладают. В современном русском языке слоговое свойство сонорных проявляется в возможности замещать исчезнувшую слабую согласную, например, в разговорной беглой речи сочетание в самом деле звучит как [фса ´ м д ´ э ´ л ´ ь], вместо <о> между двумя [м] слоговым стал [м]. Иногда слоговыми становятся даже глухие согласные, например при произнесении междометия кс-кс-кс.

    Слоги разграничиваются слогоразделами. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами. В речи мы встречаемся со слогоразделом при скандировании, отчетливом произнесении, диктовке слов. Строение слога в русском языке подчиняются закону восходящей звучности, т.е. звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Звучность можно обозначить цифрами: 1 – шумные глухие, 2 – шумные звонкие, 3 – сонорные, 4 – гласные. В соответствии с этим законом произведем слогоделение:

    В русском языке слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по звучности звуками. В приведенных примерах слогораздел произошел на месте наибольшего спада звучности: в слове вата слогораздел проходит между звуком [а], имеющим звучность 4, и звуком [т], звучность которого оценивается баллом 1, то же наблюдается и в словах простор и восход ; в слове девушка слогораздел проходит между звуками [э] (звучность 4) и [в] (звучность 2), между [у] (звучность 4) и [ш] (звучность 1), в слове разбить – между (звучность 4) и [з] (звучность 2), в словах полет , корма, горло между гласным (звучность 4) и сонорным (звучность 3); в слове поете – между звуками со звучностью 4 и 3 и 4 и 1.

    Слогораздел может совпадать и не совпадать с делением слов на слоги при переносе. Так, слово девушка можно перенести: де- ву- шка, т.е. так, как проходит слогораздел, или де- вуш- ка; однако в ряде случаев деление на слоги для переноса строго регламентируется правилами: перенос слова восход не соответствует слогоразделу, слово можно перенести только так: вос- ход , так как при переносе нельзя отрывать одну букву от приставки и присоединять к корню, слогораздел слова разбить тоже отличается от переноса слова раз- бить, так как нельзя отрывать одну букву от корня и присоединять к приставке; многие слова, имеющие в своем составе две гласные, следовательно, с артикуляционной и акустической точки зрения состоящие из двух слогов, не могут быть перенесены с одной строки на другую, например: обед, осень, олень, окунь и др.

    Как мы могли убедиться, слоги действительно строятся по закону восходящей звучности, а так как наибольшей звучностью обладают гласные, то чаще всего слоги оканчиваются гласным, т.е. является открытыми . Это касается прежде всего неконечных слогов; конечные слоги могут быть открытыми и закрытыми , т.е. оканчиваться на согласный: привет [пр ´ и|в ´ э ´ т], обед , медведь [м ´ и э |дв ´ э ´ т ´].

    Однако и неконечные слоги могут быть закрытыми. Это относится к словам, в которых после гласного стоит сонорный, а дальше шумный согласный: полка [по ´ л|къ], бурка [бу ´ р|къ], марка [ма ´ р|къ], лента [л ´ э ´ н|тъ], колба [ко ´ л|бъ], кирпич [к ´ ир|п ´ и ´ ч ´], шарманка [ш/\|рма ´ н|къ], [а ´ р|кт ´ и|къ]. Несмотря на то что в приведенных словах первый слог не является открытым, тем не менее, и в них слогораздел проходит на месте наибольшего спада звучности: в словах полка, бурка, марка, лента слогораздел прошел не между гласным, имеющим звучность 4, и сонорным, имеющим звучность 3, а между сонорным (звучность 3) и глухим согласным (звучность 1); в слове колба слогораздел проходит между сонорным (звучность 3) и звонким согласным (звучность 2).

    То же касается и сочетаний [j] (этот звук является звучнее сонорных) и шумного согласного: мойка [мо ´ й|къ], лайка [ла ´ й|къ], шайба [ша ´ й|бъ].

    В русском языке имеются неконечные слоги, оканчивающиеся на шумные согласные [ж] и [ш]. Это возможно, когда после [ж], [ш] стоит шумный, а указанные шипящие находятся после сонорного [р], с которым имеют близкую артикуляцию ([р], [ж], [ш] являются переднеязычными небно-зубными), а потому при произношении присоединяются к нему: [г/\рш|к ´ и ´], но [г/\р|шо ´ к].

    Характеристика слогов учитывает не только конечный звук слога, но и начальный. Слог может быть прикрытым , если начинается с согласного: в словах [кн ´ и ´| гъ], [пр ´ и|вы ´| ч ´ къ], [л/\|зу ´| рный]; неприкрытым может быть начальный слог: , [ и ´| въ], . Заметим, что слог, начинающийся с начального йотированного гласного, является прикрытым: яблоко , если , ёлки .

    При характеристике слога учитывается его положение в слове (начальный, срединный, конечный ); наличие или отсутствие ударения (ударный или безударный ).

    Обращаем внимание на то, что слогораздел производится в транскрипции . Как уже было указано, фонетические слоги часто не совпадают с морфологическими частями слова. Только в транскрипции фонетический слог может быть охарактеризован правильно: это касается и границ слогов, и основных характеристик (открытый / закрытый, прикрытый / неприкрытый). Так, в словах с е, ё, ю, я в абсолютном начале слова, после гласных или после ъ и ь слоги с [j] являются прикрытыми, они могут быть и открытыми, и закрытыми: если , ёлки , знает [зна ´| jьм], подъехать [п/\|дjэ ´| хът ´]. В слове если слог характеризуется как начальный, открытый, прикрытый, ударный; в слове ёлки слог тоже начальный, ударный, прикрытый, но он является закрытым; в слове знает слог – это конечный, прикрытый, закрытый, безударный слог; в слове подъехать [дjэ ´] – срединный, прикрытый, открытый, ударный слог. Очевидно, что строение слога, а следовательно, его характеристика зависит от соседних с ним звуков, их качественной характеристики (могут ли звуки быть слогообразующими, отличается или не отличается артикуляционная характеристика стоящих рядом звуков и т.п.).