Владимир Мединский известен не только как патриотичный министр, но и как плодовитый автор
Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

Политик Леонид Гозман возмутился тем, что на военно-патриотической выставке в Манеже его имя приравняли к именам Гитлера и Геббельса. Корреспондент Znak.com отправился в «Манеж», чтобы посмотреть на экспозицию, ставшую поводом для скандала.

В московском выставочном зале «Манеж» сейчас проходят одновременно две выставки, посвященные Великой Отечественной войне. Одна - «Война глазами очевидцев», на ней выставлены фронтовые рисунки и плакаты. Вторая организована совместно с российским Военно-историческим обществом, которое возглавляет министр культуры Владимир Мединский. Она называется «Война и мифы».

Стикеры на полу

Прямо от входа в здание сориентироваться и найти нужные залы помогают стикеры на полу в виде кривых черных стрел: «Гитлер», «Геббельс», «Резун» (настоящая фамилия историка Виктора Суворова, предположившего, что до 1941 года СССР готовился к наступательной войне), «Верховная Рада». Именно эти стикеры стали поводом для громкого скандала: в соцсетях выложили фотографии, на которых с вышеперечисленными наклейками соседствовал стикер с фамилией общественного деятеля Леонида Гозмана. То есть Гозмана приравняли к Гитлеру и Геббельсу. После этого Гозман обратился с открытым письмом к Мединскому, а также к вице-премьеру Дмитрию Рогозину, входящему в попечительский совет российского Военно-исторического общества.

«На мой вопрос, что означает размещение на полу данных высказываний и имен, в том числе и моего имени в соседстве с именами Гитлера и Геббельса, сотрудники выставки объяснили мне, что это сделано для того, чтобы посетители могли «попинать ногами» или «вытирать ноги» об имена врагов Отечества…» - написал Гозман. Он добавил, что «в высшем руководстве моей страны присутствуют люди, мало отличающиеся от нацистов».

Теперь стикера «Гозман» на полу нет.

На подходе к экспозиции «Война и мифы» стоит стенд Русского военно-исторического общества. Рядом со стендом фотографируются маленькие кадеты, которых привезли сюда на экскурсию. Я обращаюсь к одному из экскурсоводов - улыбчивому парню в гимнастерке.

Скажите, а был стикер с фамилией «Гозман»?

Парень очень отзывчив. Он объясняет, что какие-то стикеры недавно отклеили, но многое осталось. Он заводит меня внутрь экспозиции и показывает белые надписи на полу.

Есть люди, которым не хватает элементарного образования и культуры, которые позволяют себе совершенно безграмотные высказывания о Великой Отечественной войне. Наша выставка развенчивает эти высказывания. Вот, смотрите, - показывает мне мой проводник напольные надписи.

Мне предлагается пройтись ногами по ряду изречений. «Почему только в эту войну среди одетых в шинели русских оказались чуть ли не толпы грабителей, мародеров, насильников»? (подписано Гавриилом Поповым, бывшим мэром Москвы). «В сравнении со Сталиным Гитлер просто ангел» (подписано профессором Валерием Зубовым, партия ПАРНАС). «Армия не воевала. Массовое неисполнение приказов, массовое дезертирство, массовая сдача в плен» (подписано Марком Солониным). «Когда Матросов попал под пулеметный огонь, тем, кто был рядом, показалось, что он собой закрыл их от пулемета» (подписано «Новой газетой» №3 от 2001 года).

Сама экспозиция выдержана в черно-красных тонах. С помощью передвижных стен организаторы построили несколько залов, каждый из которых должен, по замыслу, разоблачать какой-либо из мифов о войне. Внутри экспозиции звучат военные песни, слышны звуки стрельбы и взрывов. Экскурсоводы - молодые люди, увлеченно рассказывающие посетителям о том, как пытаются опорочить Победу.

28 панфиловцев и другие мифы

Два зала посвящены подвигу 28 панфиловцев. Собственно, выставкой это назвать сложно, так как самих экспонатов немного и по большей части это макеты. На экране крутят закольцованные кадры из фильма «Битва за Москву», причем один из экранов сделан так, что посетители выставки оказываются как бы внутри фильма и могут «присоединиться» к памфиловцам.

Напомним, в 1948 и 1988 годах главная военная прокуратура СССР признала историю о подвиге 28 воинов-панфиловцев, пожертвовавших своей жизнью при обороне подступов к Москве со стороны Волоколамска, военным мифом. Его придумали журналисты газеты «Красная звезда». При этом реально проявленный героизм бойцов 316 стрелковой дивизии никем не оспаривался.

На выставке в качестве доказательств того, что подвиг панфиловцев был настоящим, приводятся биографии выживших бойцов дивизии и статья министра культуры Владимира Мединского в «Российской газете», висящая на стене экспозиции.

В этой статье Мединский пишет, что на самом деле расследованием советской главной военной прокуратуры лишь установило, что погибли не все 28 панфиловцев, но факт тяжелых боев с немецкой танковой колонной в ноябре 1941 года под Волоколамском и участие в ней бойцов 316 дивизии никем не оспаривался. Далее Мединский пишет, что «правда в том, что в тот самый миг, когда упал, сраженный пулей или осколком, первый боец, держащий в своем сердце, как пример - как надо Родину защищать - подвиг 28 панфиловцев, эта красивая легенда перестала быть легендой».

Что задумали враги России

В следующем зале на себя обращает внимание большая видеоинсталляция с Иосифом Сталиным, рядом с другими командующими Советской армией - Жуковым, Рокоссовским, Коневым. В этом зале экспонатов немного, в основном - интерактивные устройства, на которых можно выбрать один из развенчиваемых мифов и узнать «всю правду» или получить ответы на другие вопросы. Например, если выбрать в меню вопрос «Какие цели преследуют фальсификаторы истории?», на экране появляется следующий ответ: «Во-первых, ряд стран Восточной Европы (Литва, Эстония, Польза, Латвия) с 1990 года проводят формирование новой политической линии на антироссийской основе. Во-вторых, речь идет об отрицании или принижении роли СССР в победе над нацизмом, тем самым наносится удар по современному имиджу, внешнеполитической репутации страны. Это ведет к усилению антироссийских стереотипов в европейских государствах. В-третьих, это попытка изменить статус России как правопреемницы СССР, закрепить его в рамках ООН. В последние десятилетия неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы лишить Россию права вето или даже места постоянного члена в Совете безопасности».

Идеологические вопросы, впрочем, не основные. Большинство предлагаемых в меню связано с теми или иными аспектами Великой Отечественной войны. Например, были ли варианты сдачи Ленинграда, почему до блокады не эвакуировали гражданское население, правда ли, что во время блокады руководители города ели до отвала, преследовали ли в СССР попавших во время войны в плен, показана ли правда в фильме «Штрафбат» (нет) и так далее.

Краем уха я слышу, как молодой экскурсовод негодует по поводу публикаций про первого секретаря Ленинградского обкома и горкома Андрея Жданова, который, по его словам, к концу блокады весил 45 кг. Экскурсовод, кстати, ведет себя не агрессивно - скорее, переживает за Жданова, чем ненавидит тех, кто возводит на него напраслину.

Пиар-акция одного министра

Еще один зал посвящен авиации, а два последних - окончательному разгрому нацистской Германии. В одном зале на экране горит Вечный огонь, а с экрана звучат речи о том, что СССР - это наша история, и история, в том числе, наших достижений - от победы в войне до полета в космос. Второй зал украшен фотографиями освобождения Европы и взятия Берлина, рядом - тематические интерактивные панели, помогающие найти ответы на вопросы, радовались ли те же поляки советским освободителям (да, радовались).

Концептуально сама выставка, безусловно, имеет полное право на существование. Но к ее организаторам остается огромное количество вопросов.

Во-первых, неужели нельзя хотя бы к выставке о Великой Отечественной войне не приклеивать тему «плохих либералов» и современной Верховной Рады Украины?

Во-вторых, фактически вся выставка - это интерактивная презентация книги Мединского «Война», что производит впечатление несколько неуместного личного пиара министра, тем более на фоне скандала вокруг его докторской диссертации.

Если бы устроители хотели действительно отстоять в формате выставки свою точку зрения на исторические события, стоило бы подготовить ее лучше и дополнить дорогостоящие зрелищные инсталляции реальными экспонатами - архивными документами, фотографиями и так далее. В нынешнем виде выставка производит впечатление очередной личной пиар-акции скандального министра.

https://www.сайт/2016-12-02/gozman_gebbels_gitler_pochemu_patrioty_reshili_priravnyat_liberala_k_fashistam

Выставка в Манеже: Владимир Мединский защищает Победу от клеветников

«Гозман, Геббельс, Гитлер». Почему патриоты решили приравнять либерала к фашистам

Владимир Мединский известен не только как патриотичный министр, но и как плодовитый авторДмитрий Коротаев/Коммерсантъ

Политик Леонид Гозман возмутился тем, что на военно-патриотической выставке в Манеже его имя приравняли к именам Гитлера и Геббельса. Корреспондент сайт отправился в «Манеж», чтобы посмотреть на экспозицию, ставшую поводом для скандала.

В московском выставочном зале «Манеж» сейчас проходят одновременно две выставки, посвященные Великой Отечественной войне. Одна — «Война глазами очевидцев», на ней выставлены фронтовые рисунки и плакаты. Вторая организована совместно с российским Военно-историческим обществом, которое возглавляет министр культуры Владимир Мединский. Она называется «Война и мифы».

Стикеры на полу

Прямо от входа в здание сориентироваться и найти нужные залы помогают стикеры на полу в виде кривых черных стрел: «Гитлер», «Геббельс», «Резун» (настоящая фамилия историка Виктора Суворова, предположившего, что до 1941 года СССР готовился к наступательной войне), «Верховная Рада». Именно эти стикеры стали поводом для громкого скандала: в соцсетях выложили фотографии, на которых с вышеперечисленными наклейками соседствовал стикер с фамилией общественного деятеля Леонида Гозмана. То есть Гозмана приравняли к Гитлеру и Геббельсу. После этого Гозман обратился с открытым письмом к Мединскому, а также к вице-премьеру Дмитрию Рогозину, входящему в попечительский совет российского Военно-исторического общества.

«На мой вопрос, что означает размещение на полу данных высказываний и имен, в том числе и моего имени в соседстве с именами Гитлера и Геббельса, сотрудники выставки объяснили мне, что это сделано для того, чтобы посетители могли «попинать ногами» или «вытирать ноги» об имена врагов Отечества...» — написал Гозман. Он добавил, что «в высшем руководстве моей страны присутствуют люди, мало отличающиеся от нацистов».

Теперь стикера «Гозман» на полу нет.

На подходе к экспозиции «Война и мифы» стоит стенд Русского военно-исторического общества. Рядом со стендом фотографируются маленькие кадеты, которых привезли сюда на экскурсию. Я обращаюсь к одному из экскурсоводов — улыбчивому парню в гимнастерке.

— Скажите, а был стикер с фамилией «Гозман»?

Парень очень отзывчив. Он объясняет, что какие-то стикеры недавно отклеили, но многое осталось. Он заводит меня внутрь экспозиции и показывает белые надписи на полу.

— Есть люди, которым не хватает элементарного образования и культуры, которые позволяют себе совершенно безграмотные высказывания о Великой Отечественной войне. Наша выставка развенчивает эти высказывания. Вот, смотрите, — показывает мне мой проводник напольные надписи.

Мне предлагается пройтись ногами по ряду изречений. «Почему только в эту войну среди одетых в шинели русских оказались чуть ли не толпы грабителей, мародеров, насильников»? (подписано Гавриилом Поповым, бывшим мэром Москвы). «В сравнении со Сталиным Гитлер просто ангел» (подписано профессором Валерием Зубовым, партия ПАРНАС). «Армия не воевала. Массовое неисполнение приказов, массовое дезертирство, массовая сдача в плен» (подписано Марком Солониным). «Когда Матросов попал под пулеметный огонь, тем, кто был рядом, показалось, что он собой закрыл их от пулемета» (подписано «Новой газетой» №3 от 2001 года).

Сама экспозиция выдержана в черно-красных тонах. С помощью передвижных стен организаторы построили несколько залов, каждый из которых должен, по замыслу, разоблачать какой-либо из мифов о войне. Внутри экспозиции звучат военные песни, слышны звуки стрельбы и взрывов. Экскурсоводы — молодые люди, увлеченно рассказывающие посетителям о том, как пытаются опорочить Победу.

28 панфиловцев и другие мифы

Два зала посвящены подвигу 28 панфиловцев. Собственно, выставкой это назвать сложно, так как самих экспонатов немного и по большей части это макеты. На экране крутят закольцованные кадры из фильма «Битва за Москву», причем один из экранов сделан так, что посетители выставки оказываются как бы внутри фильма и могут «присоединиться» к памфиловцам.

Напомним, в 1948 и 1988 годах главная военная прокуратура СССР признала историю о подвиге 28 воинов-панфиловцев, пожертвовавших своей жизнью при обороне подступов к Москве со стороны Волоколамска, военным мифом. Его придумали журналисты газеты «Красная звезда». При этом реально проявленный героизм бойцов 316 стрелковой дивизии никем не оспаривался.

Почему даже спустя 75 лет история 28 героев-панфиловцев вызывает споры

На выставке в качестве доказательств того, что подвиг панфиловцев был настоящим, приводятся биографии выживших бойцов дивизии и статья министра культуры Владимира Мединского в «Российской газете», висящая на стене экспозиции.

В этой статье Мединский пишет, что на самом деле расследованием советской главной военной прокуратуры лишь установило, что погибли не все 28 панфиловцев, но факт тяжелых боев с немецкой танковой колонной в ноябре 1941 года под Волоколамском и участие в ней бойцов 316 дивизии никем не оспаривался. Далее Мединский пишет, что «правда в том, что в тот самый миг, когда упал, сраженный пулей или осколком, первый боец, держащий в своем сердце, как пример — как надо Родину защищать — подвиг 28 панфиловцев, эта красивая легенда перестала быть легендой».

Что задумали враги России

В следующем зале на себя обращает внимание большая видеоинсталляция с Иосифом Сталиным, рядом с другими командующими Советской армией — Жуковым, Рокоссовским, Коневым. В этом зале экспонатов немного, в основном — интерактивные устройства, на которых можно выбрать один из развенчиваемых мифов и узнать «всю правду» или получить ответы на другие вопросы. Например, если выбрать в меню вопрос «Какие цели преследуют фальсификаторы истории?», на экране появляется следующий ответ: «Во-первых, ряд стран Восточной Европы (Литва, Эстония, Польза, Латвия) с 1990 года проводят формирование новой политической линии на антироссийской основе. Во-вторых, речь идет об отрицании или принижении роли СССР в победе над нацизмом, тем самым наносится удар по современному имиджу, внешнеполитической репутации страны. Это ведет к усилению антироссийских стереотипов в европейских государствах. В-третьих, это попытка изменить статус России как правопреемницы СССР, закрепить его в рамках ООН. В последние десятилетия неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы лишить Россию права вето или даже места постоянного члена в Совете безопасности».

Что можно увидеть на новой патриотической выставке в московском Манеже

Идеологические вопросы, впрочем, не основные. Большинство предлагаемых в меню связано с теми или иными аспектами Великой Отечественной войны. Например, были ли варианты сдачи Ленинграда, почему до блокады не эвакуировали гражданское население, правда ли, что во время блокады руководители города ели до отвала, преследовали ли в СССР попавших во время войны в плен, показана ли правда в фильме «Штрафбат» (нет) и так далее.

Краем уха я слышу, как молодой экскурсовод негодует по поводу публикаций про первого секретаря Ленинградского обкома и горкома Андрея Жданова, который, по его словам, к концу блокады весил 45 кг. Экскурсовод, кстати, ведет себя не агрессивно — скорее, переживает за Жданова, чем ненавидит тех, кто возводит на него напраслину.

Пиар-акция одного министра

Еще один зал посвящен авиации, а два последних — окончательному разгрому нацистской Германии. В одном зале на экране горит Вечный огонь, а с экрана звучат речи о том, что СССР — это наша история, и история, в том числе, наших достижений — от победы в войне до полета в космос. Второй зал украшен фотографиями освобождения Европы и взятия Берлина, рядом — тематические интерактивные панели, помогающие найти ответы на вопросы, радовались ли те же поляки советским освободителям (да, радовались).

Концептуально сама выставка, безусловно, имеет полное право на существование. Но к ее организаторам остается огромное количество вопросов.

Во-первых, неужели нельзя хотя бы к выставке о Великой Отечественной войне не приклеивать тему «плохих либералов» и современной Верховной Рады Украины?

Во-вторых, фактически вся выставка — это интерактивная презентация книги Мединского «Война», что производит впечатление несколько неуместного личного пиара министра, тем более на фоне скандала вокруг его докторской диссертации.

Если бы устроители хотели действительно отстоять в формате выставки свою точку зрения на исторические события, стоило бы подготовить ее лучше и дополнить дорогостоящие зрелищные инсталляции реальными экспонатами — архивными документами, фотографиями и так далее. В нынешнем виде выставка производит впечатление очередной личной пиар-акции скандального министра.

Новости России

Россия

Суд в США приговорил россиянку Марию Бутину к 1,5 годам тюрьмы

Россия

В России возбудили уголовное дело об умышленном загрязнении нефти в нефтепроводе «Дружба»

Россия

В Красноярске крупный пожар на территории завода по производству ракет «Сармат» и «Синева»

Во время церемонии схождения огня

Россия

Откуда берется благодатный огонь? Мнения верующих и скептиков

Россия

Мария Воронцова, которую называют дочерью Путина, вошла в состав совета по генетике

Россия

Глава Минприроды предложил выпустить косаток из «китовой тюрьмы» в Приморье к июлю

Россия

В ЕСПЧ подана жалоба из-за задержания на Кубани феминисток и угроз со стороны казаков

Россия

Навальный ответил Силуанову и Цаликову, критиковавшим расследование ФБК об их недвижимости

Россия

В Архангельске протестующие против московского мусора записали обращение к Путину

Один из представителей так называемой "либеральной элиты" Леонид Гозман оказался возмущён по поводу открывшейся в Манеже (Москва) выставки, которая развенчивает мифы о Второй мировой войне. Возмутило г-на Гозмано то, что на полу Манежа появились направляющие стрелки для посетителей выставки: «Гитлер», «Гозман», «Геббельс», «Верховная рада». На выставке собраны материалы, разоблачающие откровенное переиначивание отдельными историками и иными "специалистами" материалов о событиях Второй мировой.

По этому поводу Гозман решил направить открытое письмо министру культуры Владимиру Мединскому и зампреду правительства РФ Дмитрию Рогозину, используя для этого свою страничку в Фейсбуке. Представляем запись возмущённого г-на Гозмана полностью:

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТРЕТИЙ РЕЙХ

Председателю Российского Военно-исторического общества, Министру культуры РФ
господину Мединскому,Члену попечительского совета Российского Военно-исторического общества,Заместителю Председателя Правительства РФ господину Рогозину.

Господа!

В настоящий момент руководимое вами Российское Военно-историческое общество проводит в Манеже выставку, посвященную мифам о Второй мировой войне. Проход на выставку обозначен стрелками на полу. Стрелки имеют названия: «Гитлер», «Гозман», «Геббельс», «Верховная Рада». В залах выставки на полу размещены высказывания о войне, смысл которых не разделяют организаторы данного культурно-просветительного мероприятия.

На мой вопрос, что означает размещение на полу данных высказываний и имен, в том числе, и моего имени в соседстве с именами Гитлера и Геббельса, сотрудники выставки объяснили мне, что это сделано для того, чтобы посетители могли «попинать ногами» или «вытирать ноги» об имена врагов Отечества.

Господа! Вы не унизили меня – оказаться в числе персональных врагов людей, представляющих, на мой взгляд, максимальную угрозу России, т.е. ваших врагов – это не унижение, а честь. Говорят, Левитан гордился тем, что Гитлер объявил его своим личным врагом. Вы не напугали меня – мне шестьдесят шесть лет и я давно научился не обращать внимания на угрозы трусливых гопников, какие бы посты они ни занимали. Но к самой ситуации я отношусь максимально серьёзно.

Физическим расправам над неугодными – не важно, по национальному, конфессиональному или идеологическому признаку – всегда предшествует их публичное поношение. В данном случае, очевидно, что речь идет не просто о конкретных людях, но о т.н. «пятой колонне», ненависть к которой уже не первый год разжигается провластными СМИ. Вы, представители высшей исполнительной власти России, члены правительства страны делаете сейчас ровно то, что восемьдесят лет назад делали руководители Третьего Рейха, готовя Холокост.

Года три назад я написал, что НКВД и СМЕРШ-НКВД, по сути, не отличаются от СС и гестапо и должны рассматриваться как преступные организации. Теперь вынужден констатировать, что и сегодня в высшем руководстве моей страны присутствуют люди, мало отличающиеся от нацистов.
Хочу напомнить вам, господа, что, по крайней мере, часть тех, кого преследовали такие, как вы, выжили и смогли наладить новую жизнь уже без вас. А вот таких, как вы, повесили!
Примите и прочее

Это не просто картинки, а указатели хода движения на выставке, которую проводит в Манеже Российское Военно-историческое общество - выставку, посвященную мифам о Второй мировой войне.
Проход на выставку обозначен стрелками на полу, имеющими названия: «Гитлер», «Гозман», «Геббельс», «Верховная Рада», а в залах на полу размещены высказывания о войне, смысл которых не разделяют организаторы данного культурно-просветительного мероприятия.

На вопрос, что означает размещение на полу высказываний и имен, сотрудники выставки объяснили, что это сделано для того, чтобы посетители могли «попинать ногами» или «вытирать ноги» об имена врагов Отечества.
Все верно по сути? Вроде да. Российское общество негативно относится к фашизму, украинству и либерализму? Конечно, подавляющее большинство.
А фактически? Выставка - в Манеже. От лица официальной власти, якобы.


Снова грация слона в посудной лавке и вброс темы, будоращей общество, доски им было мало?
Итак, выставочная околополитическая тема в России продолжается новыми знатными скандалами, на этот раз, совсем уж гомерическим, резюмировал его - m_yu_sokolov в Д-р Геббельс и д-р Гозман

"Как пишет Гозман в своем Facebook, на выставке в Манеже организаторы наметили маршруты для посетителей, обозначив их стрелками на полу, и, в частности, они содержат имена "Гитлер", "Геббельс", "Гозман", "Верховная рада". На вопрос Гозмана о значении надписей сотрудники выставки ответили, что это сделано, чтобы "посетители могли вытирать ноги об имена врагов Отечества".

http://palm.newsru.com/russia/01dec2016/gozman.html
Гозман в письме Мединскому и Рогозину: "Вы делаете сейчас то, что 80 лет назад делали руководители Третьего Рейха, готовя Холокост"
Политик Леонид Гозман обратился с открытым письмом к министру культуры РФ Владимиру Мединскому и вице-премьеру РФ Дмитрию Рогозину как членам попечительского совета Российского Военно-исторического общества (РВИО ) в связи с проходящей в Манеже выставкой, посвященной мифам о Второй мировой войне.

Как пишет Гозман в своем Facebook , на выставке в Манеже организаторы наметили маршруты для посетителей, обозначив их стрелками на полу, и, в частности, они содержат имена "Гитлер", "Геббельс", "Гозман", "Верховная рада". На вопрос Гозмана о значении надписей сотрудники выставки ответили, что это сделано, чтобы "посетители могли вытирать ноги об имена врагов Отечества".

Как заметил Гозман в интервью "Эхо Москвы" , скорее всего, организаторы говорили не просто о конкретных людях, а о так называемой "пятой колонне", ненависть к которой уже не первый год разжигается проправительственной прессой.

Политик добавил, что обсуждает с юристами возможность подачи иска против организаторов выставки, которую проводит Российское военно-историческое общество, членом попечительского совета которого являются министр Мединский и вице-премьер Рогозин.

В свою очередь научный директор Российского Военно-исторического общества Михаил Мягков сообщил в интервью "Эхо Москвы", что организаторы хотели показать таким образом место тех, кто придерживается идей так называемой лжеистории. По мнению Мягкова, не стоит расценивать случившееся как попытку унизить или оскорбить тех, чьи имена расположены на полу.

В своем открытом письме к Мединскому и Рогозину Гозман пишет: "Вы не унизили меня... Оказаться в числе ваших врагов - это не унижение, а честь... Вы не напугали меня - мне 66 лет, и я давно научился не обращать внимания на угрозы трусливых гопников, какие бы посты они ни занимали. Но к самой ситуации я отношусь максимально серьезно".

Политик напомнил, что физическим расправам над неугодными - неважно, по национальному, конфессиональному или идеологическому признаку - всегда предшествует их публичное поношение.

"Вы, представители высшей исполнительной власти России, члены правительства страны, делаете сейчас ровно то, что 80 лет назад делали руководители Третьего Рейха, готовя Холокост", - напомнил Гозман.

"Вынужден констатировать, что в высшем руководстве моей страны присутствуют люди, мало отличающиеся от нацистов. Хочу напомнить вам, господа, что, по крайней мере, часть тех, кого преследовали такие, как вы, выжили и смогли наладить новую жизнь уже без вас. А вот таких, как вы, повесили!" - написал Гозман.

Политик напомнил, что уже обращал внимание на ужасающее сходство НКВД и СМЕРШ-НКВД с СС и гестапо, и должны рассматриваться как преступные организации.

Тогда, в 2013 году, это замечание Гозмана было приурочено к выходу на российские экраны нового военно-исторического сериала "СМЕРШ" и обернулось скандалом . На следующий день после публикации заявления Гозмана на сайте газеты "Комсомольская правда" появилась колонка обозревателя Ульяны Скойбеды, в которой она написала: "Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров".

Креативная находка РВИО довольно неуместна. Тогда как д-р Геббельс есть архизлодей, д-р Гозман есть всего лишь мудак.
Дьявольская разница, между прочим.
**************************************** ****
Уважаемым автором сказано все, кратко, но точно и строго по существу вопроса.
И по поводу неуместности очередно провокационной креативной затеи РВИО, которая явно неадекватна, начиная с доски Маннергейму в Питере и парада 7 ноября на Красной площади со своими эмблемами вместо красных звезд на танках времен Великой отечественной - заканчивая
рядоположением Гозмана с Гитлером и Геббельсом. Отлично подставились, им не впервой.
И по поводу дикости запечатления имени пусть и политического противника, но под ногами и в одном ряду с именами величайших злодеев, призваннных таковым всем миром.
Наши либералы, как бы они ни были гадки, одновременно и жалки, а потому на инфернальных злодеев никак не тянут. К тому же - очень странно видеть источник зла в гозманах, а не кудриных.
В общем, если это не намеренное раскачивание лодки странной структурой и не очередная попытка расколоть общество, то непонятно, что еще может расцениваться как таковые? И - да.
Гозман и Ко, с их попытками уравнивания СМЕРШ и Гестапо, Сталина и Гитлера, коммунизма и фашизма - отвратителен. Но. Стрелка с именем оппозиционера на полу выставочного зала - это чудовищно дурновкусно и грязно. Сляпавшие это - ничуть не лучше объекта их поношения.
И - да, раскалывают, сеют рознь и возбуждают ненависть в гражданском обществе. Хорошо, если по глупости, а не целенаправленно. Обратите внимание хотя бы на комменты к источнику материала -