Александр Николаевич Островский.

Свои люди – сочтемся

Большов Самсон Силыч , Купец

Аграфена Кондратьевна , его жена

Липочка , их дочь

Подхалюзин , Приказчик

Устинья Наумовна , Сваха

Фоминишна , Ключница

Рисположенский Сысой Псоич , стряпчий

Тишка , мальчик

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Гостиная в доме Большова.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Липочка (сидит у окна с книгой). Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее? Приедешь в Собранье али к кому на свадьбу, сидишь, натурально,- вся в цветах, разодета, как игрушка али картинка журнальная,- вдруг подлетает кавалер: «Удостойте счастия, сударыня!» Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой – возьмешь да и прищуришься, отвечаешь: «Извольте, с удовольствием!» Ах! (с жаром) оча-ро-ва-тель-но! Это просто уму непостижимо! (Вздыхает.) Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу! Сами не понимают, как блеснуть очаровательнее! Ведь посмотрели бы на шпоры, как они звенят, особливо, если улан али полковник какой разрисовывает – чудо! Любоваться – мило-дорого! Ну, а прицепи-ко он еще саблю: просто ничего не увидишь любопытнее, одного грома лучше музыки наслушаешься. Уж какое же есть сравнение: военный или штатский? Военный – уж это сейчас видно: и ловкость, и все, а штатский что? Так какой-то неодушевленный! (Молчание.) Удивляюсь, отчего это многие дамы, поджавши ножки, сидят? Формально нет никакой трудности выучиться! Вот уж я на что совестилась учителя, а в двадцать уроков все решительно поняла. Отчего это не учиться танцевать! Это одно толькое суеверие! Вот маменька, бывало, сердится, что учитель все за коленки хватает. Все это от необразования! Что за важность! Он танцмейстер, а не кто-нибудь другой. (Задумывается.) Воображаю я себе: вдруг за меня посватается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свечки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразованная! Да нет, как это можно! Однако я вот уж полтора года не танцевала! Попробую-ко теперь на досуге. (Дурно вальсируя.) Раз… два… три… раз… два… три…

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Липочка и Аграфена Кондратьевна.

Аграфена Кондратьевна (входя). Так, так, бесстыдница! Как будто сердце чувствовало: ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!

Липочка Как, маменька, я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ка, хорошо? Раз, два, три… раз… два…

Аграфена Кондратьевна (преследуя ее). Так что ж, что ты скушала? Нужно мне очень смотреть, как ты греховодничаешь!… Говорю тебе, не вертись!…

Липочка Что за грех такой! Нынче все этим развлекаются.- Раз… два…

Аграфена Кондратьевна Лучше об стол лбом стучи, да ногами не озорничай! (Бегает за ней.) - Да что ж ты, с чего ж ты взяла не слушаться!

Липочка . Как не слушаться, кто вам сказал! Не мешайте, дайте кончить, как надобно! Раз… два… три…

Аграфена Кондратьевна . Долго ль же мне бегать-то за тобой на старости лет! Ух, замучила, варварка! Слышишь, перестань! Отцу пожалуюсь!

Липочка . Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и бог создал, чтоб жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны! Раз, два…

Аграфена Кондратьевна . Как! ты еще пляшешь, да еще ругаешься! Сию минуту брось! Тебе ж будет хуже: поймаю за юбку, весь хвост оторву.

Липочка . Ну, да рвите на здоровье! Вам же зашивать придется! Вот и будет! (Садится.) Фу… фу… как упаточилась, словно воз везла! Ух! Дайте, маменька, платочка пот обтереть.

Аграфена Кондратьевна . Постой, уж я сама оботру! Ишь, уморилась! А ведь и то сказать, будто неволили. Коли уж матери не почитаешь, так стен-то бы посовестилась! Отец, голубчик, через великую силу ноги двигает, а ты тут скачешь, как юла какая!

Липочка Подите вы с своими советами! Что ж мне делать, по-вашему! Самой, что ли, хворать прикажете? Вот другой манер, кабы я была докторша! Ух! Что это у вас за отвратительные понятия! Ах! какие вы, маменька, ей-богу! Право, мне иногда краснеть приходится от ваших глупостей!

Аграфена Кондратьевна Каково детище-то ненаглядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты, болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей? Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?

Липочка. Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? Родили вы – я была тогда что? Ребенок, дитя без понятия, не смыслила обращения. А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям! Как же! Есть оказия.

Аграфена Кондратьевна . Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!

Липочка . Да, вам житья нет! Воображаю.- А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон? Что вы нашли в нем легковерного?

Аграфена Кондратьевна . А то и легковерного, что зубоскал! Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!

Липочка . Да, много вы знаете! Известно, он благородный человек, так и действует по-деликатному. В ихнем кругу всегда так делают.- Да как еще вы смеете порочить таких людей, которых вы и понятия не знаете? Он ведь не купчишка какой-нибудь. (Шепчет в сторону.) Душка, милашка!

Аграфена Кондратьевна . Да, хорош душка! Скажите, пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута за горохового. Ведь ишь ты, блажь-то какая в тебе; ведь это ты назло матери под нос-то шепчешь.

Липочка . Видимый резон, что не хотите моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранничать.

Аграфена Кондратьевна . Ну, как ты хочешь, там думай. Господь тебе судья! А никто так не заботится о своем детище, как материнская утроба! Ты вот тут хохришься да разные глупости выколупываешь, а мы с отцом-то денно и нощно заботимся, как бы тебе хорошего человека найти да пристроить тебя поскорее.

Липочка . Да, легко вам разговаривать, а позвольте спросить, каково мне-то?

Аграфена Кондратьевна . Разве мне тебя не жаль, ты думаешь? Да что делать-то! Потерпи малость, уж коли много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти; скоро-то только кошки мышей ловят.

Липочка . Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Срам встречаться с знакомыми, в целой Москве не могли выбрать жениха – все другим да другим. Кого не заденет за живое: все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Отыскался вот один, так и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите!… Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

Аграфена Кондратьевна . Что, что, беспутная! Кто вбил в тебя такие скверности! Владыко милосердый, не могу с духом собраться… Ах ты, собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придется отца позвать.

Олимпиада Самсонова, или просто Липочка – молодая девушка, дочь купца. Она сидит дома с книжкой и предается мечтаниям о том, каким будет ее жених. Липочка непременно хочет выйти за военного, ведь с таким мужем она сможет заниматься любимым занятием – танцами. Девушка вспоминает, что уже полтора года не танцевала, поэтому пускается в пляс, чтобы не потерять навык и не опозориться в будущем.

Пока Липочка вальсирует, в комнату заходит ее мать – Аграфена Кондратьевна. Она недовольна тем, что дочь еще даже не умывалась и ничего не поела. Липочка упрекает матушку в том, что все ее подруги уже давно вышли замуж, а она еще нет. Аграфена Кондратьевна, чтобы успокоить дочь, обещает Липочке подарить сережки, но девушка хочет браслет с изумрудами.

Появляется ключница Фоминишна, которая сообщает, что скоро к ним в дом придет важный гость. Самым долгожданным посетителем является сваха Устинья Наумовна. Липочка с мамой просят сваху, поскорее найти хорошего жениха. Причем Аграфена Кондратьевна хочет выдать дочь за купца, а Олимпиада готова выйти замуж только за человека благородных кровей.

В доме появляется еще один человек – стряпчий Сысой Псоич Рисположенский.

Увидев на столе водку, он спрашивает разрешения выпить одну стопочку. Приходит хозяин дома – Самсон Силыч Большов. Он рассказывает женщинам, что Рисположенский мог бы сейчас работать в суде, но его оттуда уволили. Сысой Псоич оправдывается, что однажды взял одно важное дело домой, чтобы хорошо его изучить, однако по дороге зашел в кабачок, хорошо выпил и оставил его там, а потом его за это и выгнали. Все над ним посмеиваются.

Женщины уходят, а Большов с Сысоем Псоичем начинают обсуждать финансовые дела купца. Большов хочет объявить себя банкротом. Рисположенский предлагает Самсону Силычу записать все имущество, дом и две лавки, на приказчика – Лазаря Елизарыча Подхалюзина.

Через некоторое время появляется и сам приказчик, который рассказывает, как легко можно обмануть покупателей. Лазарь дает Большову газету, из которой становится ясно, что никто не хочет отдавать свои долги, и поэтому столько людей объявляют себя банкротами. Большов договаривается с приказчиком обустроить это дело, после чего мужчины расходятся.

Подхалюзин находит мальчика Тишку и посылает его за рябиновкой. Он намерен споить Сысоя Псоича, чтобы решить одно свое дело. Лазарь влюблен в Липочку и мечтает о том, как они здорово заживут, если поженятся.

Приходит стряпчий, который жалуется, что его одолела бедность. В разгаре застолья Подхалюзин интересуется, сколько Большов пообещал выплатить за решение дела. Приказчик обещает заплатить Сысою Псоичу в два раза больше – две тысячи рублей.

После этого Подхалюзин общается со свахой – он сообщает ей, что знает купца, который влюблен в Олимпиаду Самсонову, но Устинья Наумовна говорит, что уже нашла Липочке жениха. Приказчик предлагает свахе не приводить в дом этого жениха и обещает ей за это две тысячи рублей и соболью шубу.

Домой возвращается Большов, Подхалюзин идет разговаривать с ним и постоянно повторяет, что краше Липочки никого в свете нет. Тогда Большов предлагает влюбленному Похалюзину отдать за него свою дочь.

В доме все готовы встретить жениха, Липочку нарядили, как принцессу, но приходит сваха и сообщает, что он не приедет. Тогда Самсон Силыч объявляет, что нашел достойного кандидата и представляет Липочке нового жениха – приказчика. Олимпиада не хочет выходить замуж за Подхолюзина, но после того, как остается с Лазарем наедине и он рассказывает о том, что ее отец банкрот и делится своими планами на будущее, девушка соглашается.

Липочка выходит замуж за приказчика, все счастливы, а Большов просит молодоженов не забывать про него с супругой и обеспечивать их до старости.

Проходит некоторое время. Липочка с Лазарем живут уже в своем богато обставленном доме, хорошо одеты и рассуждают о том, что нужно купить тысячную коляску, чтобы выезжать в свет. В гости к ним приходит сваха, которая требует у Подхолюзина шубу и деньги, но хозяин дома ее выгоняет.

Приходит Большов, он сидел в яме, говорит, что плохо себя чувствует, и что его могут посадить в тюрьму. Самсон Силыч сообщает Подхалюзину, что придется кредиторам заплатить по двадцать пять копеек за рубль, а не по десять, как он хотел. Подхолюзин говорит, что у него нет денег, Липочка объясняет папе, что не может жить в бедности. Большов уходит ни с чем,

Подхолюзин надевает старый сюртук и хочет отправиться к кредиторам, чтобы поговорить с ними. В это время в дом приходит Рисположенский, который также просит свою долю за сделку, но Лазарь говорит, что никаких обещаний не было, что он никому ничего не должен, и сообщает стряпчему, что они с Липочкой открывают магазин, где будут вести только честную торговлю.

Если читать произведения писателей вдумчиво, разбирая их смысл, то мы увидим, что это не просто тексты, а поучительные работы. В них на примерах героев своих произведений писатели раскрывают проблемы и призывают нас подражать положительным героям, либо же наоборот делать выводы о том, как поступать не нужно. Таким примером является работа Островского Свои люди — сочтемся, которой для читательского дневника, мы предлагаем вашему вниманию. Она показывает к чему приводит эгоизм и жадность человеческая.

Свои люди - сочтемся кратко по действиям

Пьеса Островского перенесет читателя в столицу, где каждый сможет познакомиться с семейством Большовых. Это купеческая семья, где живут муж, жена и совершеннолетняя дочь. У купца имеется свое дело, что же еще нужно для счастья? Однако на пути к их счастью стоят жадность, скупость и вечное желание надуть. Это все приводит к непредвиденным последствиям. Но, обо все по порядку в нашем кратком содержании.

Действие 1

В первом действии мы знакомимся с дочкой Большова Олимпиадой. Дома все ее зовут Липочкой. Вот она у окна, полна воспоминаний о танцах, на которых она однажды была. Правда сейчас умение танцевать она растратила и вряд ли смогла бы хорошо станцевать. Липочка пытается вальсировать, но понимает, что получается дурно.

К дочке заходит мать. Зовут ее Аграфеной Кондратьевной. Мать высказывает дочери за то, что та вытанцовывает не успев поесть. Вот так, разговаривая с дочкой, между ними возникает спор, они ссорятся. Во время ссоры дочка укоряет мать за то, что она до сих пор в девках. Ей нужен избранник и она просит мать подыскать ей жениха. Липочке не хочется быть подобно сироте, в то время как ее подруги уже все при мужьях. Она начинает рыдать и говорить матери, что успокоится только тогда, когда будет приведен избранник.

Мать приводит сваху, только та не может подобрать жениха. Причина в том, что для девушки нужен парень подобно Купидону, мать хочет, чтобы тот был похож на ее мужа, а вот отец Олимпиады желает, чтобы был жених богатым, дабы с его деньгами можно было улучшить свое денежное состояние. К женщинам присоединяется стряпчий, что был выгнан из судейства из-за пьянства. Ситуацию замяли, но вот стряпчего отстранили. И тот просит налить и ему рюмку, а позже, когда приходит хозяин дома, ведет с ним разговор, помогая придумать аферу. Согласно плану, Большов должен объявить себя банкротом, тогда не придется платить кредиторам, но чтобы полиция не отобрала недвижимость, нужно ее кому-то продать. Решают все оформить на Подхалюзина, приказчика, что уже лет двадцать работает на Большова. Вошел Подхалюзин, который стал рассказывать о том, что обучает продавцов как можно естественней обманывать покупателей, а Большов в газете вычитывает новости о поголовном банкротстве купцов и сам решается на это. Вот только вопрос, надежного ли он подобрал человека, на которого будет переписывать свое имущество?

Действие 2

Во втором действии мы переносимся в контору, где находится Подхалюзин. Тот как раз мечтает о дочке Большова, ведь он влюблен в нее очень давно. Вот только девушка вряд ли обратит на него внимание, ведь та мечтает о благородном женихе, который был бы ей ровней. Несмотря ни на что, Подхалюзин решает явиться к Большову, чтобы говорить о его свадьбе с Липочкой.

Подхалюзин пребывает в хорошем расположении духа. К нему является Рисположенский и рассказывает о том, какую щедрую плату ему обещает за услуги Большов. Подобрав удобный случай, приказчик за помощь предлагает в два раз больше.

Тут заходит сваха Липочки с ключницей и рассуждает о том, как трудно подобрать жениха для Олимпиады. Однако ей удалось найти избранника, поэтому она и появляется так часто в доме Большовых. Приказчик, узнав о женихе Липы, просит сваху наврать ему о банкротстве Большова, дабы отвадить жениха. За ее услуги он готов заплатить две тысячи рублей да еще и шубу из соболя отдать. Большов идет домой, где начинается паника, ведь все подумали, что тот пришел во хмелю.

Действие 3

В доме Большова идет подготовка к сватанью. Сваха сообщает, что выбранный ею жених что-то медлит и отец Липы говорит, что сам найдет дочке жениха. Им станет тот, кто первый войдет в дверь. Как раз в это время входит Лазарь Подхалюзин, С ним Большов и объявляет свадьбу дочери.

Такое сообщение всех приводит в шок. Липа не видит рядом с собой такого жениха. Да и где такое видано, чтобы за своих же работников отдавали дочерей. Лазарь было уже разочаровался, но Большов настаивает на своем и приказывает паре сесть, да поговорить, пока он гостей приглашает за стол. На недовольство жены и Фоминишны, которые были против приказчика, глава семейства не обращает внимание, так как знает, что будет лучше для его дочки. Липа просит помочь свою мать, но в это время Подхалюзин начинает утверждать, что лучше его зятя не сыскать.

Лазарь с Липой наедине. Он хочет понять, почему девушка против. Та же его называет необразованным и что не о таком дурном женихе мечтала. Однако Лазарь приводит аргумент. Он говорит, что образованному хорошее приданное нужно, а ведь отец ее не может предоставить приданное, так как обанкротился. Девушка не верит, однако видит официальные бумаги, где все лавки и имущество переписано на Лазаря. Она не понимает, зачем ее отец так поступил, но Лазарь все-таки добился своего. Он пообещал сделать ее счастливой и убеждает девушку, которая не видит другого разумного решения и принимает руку Лазаря.

Свадьбу решают праздновать в срочном порядке, после чего молодые должны будут переехать в свой дом. Отец Липочки обещает в качестве приданного отдать все свое богатство, только чтобы они не забывали про родителей, а также чтобы Подхалюзин расплатился с кредиторами. Приказчик же говорит, что свои люди сочтутся.

Действие 4

В четвертом действии пьесы Свои люди — сочтемся зритель попадает в дом молодых Подхалюзиных, которые уже живут в своем доме. К Лазарю приходит сваха, которой тот обещал вознаграждения, но та получает не две тысячи с шубой, а сотню с подранным пальто. Дальше к Лазарю идет отец Липы. Оказывается, что афера не удалась, кредиторы требуют своих денег, вот только тому нечем платить. Он в долговой яме и может отправиться за долги в Сибирь.

Некогда уважаемый Большов превращается в посмешище. Он уже несколько раз пожалел о содеянном, но былого не вернешь. Приходится просить денег у дочки и зятя, однако те отказывают и не желают платить более десяти копеек. Ничто не может повлиять на решение Лазаря и Липы, у которых свои планы на деньги, ведь они хотят купить очередную тысячную коляску. Большов вспоминает, как Иуда продал Христа, но приказчик не умолим. Теща называет зятя варваром и уже готова проклинать дочь, но Большов уводит женщину. На прощание они желают молодым развлекаться дальше, и быть утешением для дьявола и хоть иногда вспоминать о них, когда те окажутся за решеткой.

Визит родителей жены приводит Лазаря в растерянность, он даже думает ехать к кредиторам, однако к нему является Рисположенский. Тот приехал за обещанным вознаграждением, но Подхалюзины не дают ни копейки. Тогда стряпчий пытается поведать о махинациях Лазаря, об обмане, о том, как тот поступил со своим тестем, обокрав его. Но Подхалюзин заверяет публику, что ничего подобного не делал, он честный гражданин, которому можно верить, а все выше сказанное приснилось тестю. Он заявляет, что откроет магазин, где никогда лишней копейки с покупателей брать не будут и малого ребенка в луковице не обочтут.

Главные герои

Главная мысль

С помощью произведения Свои люди — сочтемся Островский хочет донести до читателя мысль о том, к чему может привести жадность и эгоизм. Писатель хочет показать, что может случиться с детьми, которые наблюдают за неправильным поведением своих родителей. И ведь не просто так говорят в народе, что дети это зеркальное отражение их родителей.

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • свои люди сочтемся краткое содержание
  • Свои люди – сочтемся

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Александр Николаевич Островский

Свои люди – сочтемся!

(Комедия в четырех действиях)

Действующие лица
...

Самсон Силыч Большов , купец.

Аграфена Кондратьевна , его жена.

Олимпиада Самсоновна (Липочка) , их дочь.

Лазарь Елизарыч Подхалюзин , приказчик.

Устинья Наумовна , сваха.

Сысой Псоич Рисположенский , стряпчий.

Фоминишна , ключница

Тишка , мальчик

Действие первое

Гостиная в доме Большова.

Явление первое

Липочка (сидит у окна с книгой) . Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее? Приедешь в Собрание али к кому на свадьбу, сидишь, натурально – вся в цветах, разодета, как игрушка али картинка журнальная; вдруг подлетает кавалер: «Удостойте счастия, сударыня!» Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой – возьмешь да и прищуришься, отвечаешь: «Извольте, с удовольствием!» Ах! (с жаром) оча-ро-ва-тельно! Это просто уму непостижимо! (Вздыхает.) Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу! Сами не понимают, как блеснуть очаровательнее! Ведь посмотрели бы на шпоры, как они звенят, особливо если улан али полковник какой разрисовывает – чудо! Любоваться мило-дорого! Ну, а прицепи-ка он еще саблю: просто ничего не увидишь любопытнее; одного грома лучше музыки наслушаешься. Уж какое же есть сравнение: военный или штатский? Военный – уж это сейчас видно: и ловкость, и все; а штатский что? Так, какой-то неодушевленный! (Молчание.) Удивляюсь, отчего это многие дамы, поджавши ножки, сидят? Формально нет никакой трудности выучиться! Вот уж я, на что совестилась учителя, а в двадцать уроков всё решительно поняла. Отчего это не учиться танцевать! Это одно только суеверие! Вот маменька, бывало, сердится, что учитель все за коленки хватает. Все это от необразования! Что за важность! Он танцмейстер, а не кто-нибудь другой. (Задумывается.) Воображаю я себе: вдруг за меня посватается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свечки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну, как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразованная! Да нет, как это можно! Однако я вот уж полтора года не танцевала! Попробую-ко теперь на досуге. (Дурно вальсируя.) Раз… два… три… раз… два… три…

Явление второе

Липочка и Аграфена Кондратьевна.


Аграфена Кондратьевна (входя) . Так, так, бесстыдница! Как будто сердце чувствовало: ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да уж и за пляску тотчас!

Липочка . Как, маменька? я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ко, хорошо? Раз… два… три… раз… два…

Аграфена Кондратьевна (преследуя ее) . Так что ж, что ты скушала? Нужно мне очень смотреть, как ты греховодничаешь!.. Говорю тебе, не вертись!

Липочка . Что за грех такой! Нынче все этим развлекаются. Раз… два…

Аграфена Кондратьевна . Лучше об стол лбом стучи, да ногами не озорничай! (Бегает за ней.) Да что ж ты, с чего ж ты взяла не слушаться!

Липочка . Как не слушаться, кто вам сказал! Не мешайте, дайте кончить как надобно! Раз… два… три…

Аграфена Кондратьевна . Долго ль же мне бегать-то за тобой на старости лет! Ух, замучила, варварка! Слышишь, перестань! Отцу пожалуюсь!

Липочка . Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и Бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны! Раз… два…

Аграфена Кондратьевна . Как, ты еще пляшешь да еще ругаешься! Сию минуту брось! Тебе ж будет хуже: поймаю за юбку, весь хвост оторву.

Липочка . Ну да рвите на здоровье! Вам же зашивать придется! Вот и будет! (Садится.) Фу… фу… как упаточилась, словно воз везла! Ух! Дайте, маменька, платочка пот обтереть.

Аграфена Кондратьевна . Постой, уж я сама оботру! Ишь уморилась! А ведь и то сказать, будто неволили. Коли уж матери не почитаешь, так стен-то бы посовестилась. Отец, голубчик, через великую силу ноги двигает, а ты тут скачешь, как юла какая!

Липочка . Подите вы с своими советами! Что ж мне делать, по-вашему! Самой, что ли, хворать прикажете? Вот другой манер, кабы я была докторша! Ух! Что это у вас за отвратительные понятия! Ах! какие вы, маменька, ей-богу! Право, мне иногда краснеть приходится от ваших глупостей!

Аграфена Кондратьевна . Каково детище-то ненаглядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей? Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?

Липочка . Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? Родили вы – я была тогда что? ребенок, дитя без понятия, не смыслила обращения. А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям! Как же! Есть оказия.

Аграфена Кондратьевна . Уймись! эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!

Липочка . Да, вам житья нет! Воображаю! А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон? Что вы нашли в нем легковерного?

Аграфена Кондратьевна . А то и легковерного, что зубоскал! Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!

Липочка . Да, много вы знаете! Известно, он благородный человек, так и действует по-деликатному. В ихнем кругу всегда так делают. Да как еще вы смеете порочить таких людей, которых вы и понятия не знаете? Он ведь не купчишка какой-нибудь. (Шепчет в сторону .) Душка, милашка!

Аграфена Кондратьевна . Да, хорош душка! Скажите пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута за горохового. Ведь ишь ты, блажь-то какая в тебе; ведь это ты назло матери под нос-то шепчешь.

Липочка . Видимый резон, что не хотите моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранничать.

Аграфена Кондратьевна . Ну, как ты хочешь, так и думай. Господь тебе судья! А никто так не заботится о своем детище, как материнская утроба! Ты вот тут хохришься да разные глупости выколупываешь, а мы с отцом-то и дённо и нощно заботимся, как бы тебе хорошего человека найти да пристроить тебя поскорее.

Липочка . Да, легко вам разговаривать, а позвольте спросить, каково мне-то?

Аграфена Кондратьевна . Разве мне тебя не жаль, ты думаешь! Да что делать-то! Потерпи малость, уж коли много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти: скоро-то только кошки мышей ловят.

Липочка . Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Страм встречаться с знакомыми; в целой Москве не могли выбрать жениха – всё другим да другим. Кого не заденет за живое: все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Отыскался вот один, так и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

Аграфена Кондратьевна . Что, что, беспутная! Кто вбил в тебя такие скверности? Владыко милосердный! не могу с духом собраться! Ах ты собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придется отца позвать.

Липочка . Только и ладите, что отца да отца; бойки вы при нем разговаривать-то, а попробуйте-ка сами!

Аграфена Кондратьевна . Так что же, я дура, по-твоему, что ли? Какие у тебя там гусары, бесстыжий твой нос! Тьфу ты, дьявольское наваждение! Али ты думаешь, что я не властна над тобой приказывать? Говори, бесстыжие твои глаза, с чего у тебя взгляд-то такой завистливый? Что ты, прытче матери хочешь быть? У меня ведь недолго, я и на кухню горшки парить пошлю. Ишь ты! Ишь ты! А!.. Ах, матушки вы мои! Посконный сарафан сошью да вот на голову тебе и надену! С поросятами тебя, вместо родителей-то, посажу!

Липочка . Как же! Позволю я над собой командовать! Вот еще новости!

Аграфена Кондратьевна . Молчи, молчи, таранта Егоровна! Уступи верх матери! Эко семя противное! Словечко пикнешь, так язык ниже пяток пришью. Вот послал Господь утешение! Девчонка хабальная! Мальчишка ты, шельмец, и на уме-то у тебя все не женское! Готова, чай, вот на лошадь по-солдатски вскочить!

Липочка . Вы, я воображаю, приплетете скоро всех буточников. Уж молчали бы лучше, коли не так воспитаны. Все я скверна, а сами-то вы каковы после этого! Что, вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени? извести своими капризами? (Плачет.) Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)

Аграфена Кондратьевна (стоит и смотрит на нее). Ну, полно, полно!


Липочка плачет громче и потом рыдает.


Ну, полно ты, полно! Говорят тебе, перестань! Ну, я виновата, перестань только, я виновата.


Липочка плачет.


Липочка ! Липа! Ну, будет! Ну, перестань! (Сквозь слезы.) Ну, не сердись ты на меня (плачет) … бабу глупую… неученую… (Плачут обе вместе.) Ну, прости ты меня… сережки куплю.

Липочка (плача). На что мне сережки ваши, у меня и так полон туалет. А вы купите браслеты с изумрудами.

Аграфена Кондратьевна . Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань!

Липочка (сквозь слезы). Тогда и перестану, как замуж выду. (Плачет.)

Аграфена Кондратьевна . Выдешь, выдешь, голубчик ты мой! Ну, поцелуй меня! (Целуются.) Ну, Христос с тобой! Ну, дай я тебе слезки оботру! (Обтирает.) Вот нынче хотела Устинья Наумовна прийти, мы и потолкуем.

Явление третье

Те же и Фоминишна.


Фоминишна . Угадайте-ко, матушка Аграфена Кондратьевна, кто к нам изволит жаловать?

Аграфена Кондратьевна . Не умею сказать. Да что я тебе, бабка-угадка, что ли, Фоминишна?

Липочка . Отчего ж ты у меня не спросишь? что я, глупее, что ли, вас с маменькой?

Фоминишна . Уж и не знаю, как сказать; на словах-то ты у нас больно прытка, а на деле-то вот и нет тебя. Просила, просила, не токмо чтобы что такое, подари хоть платок, валяются у тебя вороха два без призрения, так все нет, все чужим да чужим.

Аграфена Кондратьевна . Вот уж этого, Фоминишна, я до скончания не разберу.

Липочка . Ишь она! Знать, пивца хлебнула после завтрака, налепила тут чудеса в решете.

Фоминишна . Вестимо так; что смеяться-то? Каково скончание, Аграфена Кондратьевна, бывает и начало хуже конца.

Аграфена Кондратьевна . С тобой не разъедешься! Ты коли уж начнешь толковать, так только ушами хлопай. Кто ж такой там пришел-то?

Липочка . Мужчина али женщина?

Фоминишна . У тебя все мужчины в глазах-то прыгают. Да где ж это таки видано, что мужчина ходит в чепчике? Вдовье дело – как следует назвать?

Липочка . Натурально, незамужняя, вдова.

Фоминишна . Стало быть, моя правда? и выходит, что женщина!

Липочка . Эка бестолковая! Да кто женщина-то?

Фоминишна . То-то вот, умна, да не догадлива: некому другому и быть, как не Устинье Наумовне.

Липочка . Ах, маменька, как это кстати!

Аграфена Кондратьевна . Где ж она до сих пор? Веди ее скорей, Фоминишна!

Фоминишна . Сама в секунту явится: остановилась на дворе, с дворником бранится: не скоро калитку отпер.

Явление четвертое

Те же и Устинья Haумовна.


Устинья Наумовна (входя). Уф, фа, фа! Что это у вас, серебряные, лестница-то какая крутая: лезешь, лезешь, насилу вползешь.

Липочка . Ах, да вот и она! Здравствуй, Устинья Наумовна!

Устинья Наумовна . Не больно спеши! Есть и постарше тебя. Вот с маменькой-то покалякаем прежде. (Целуясь.) Здравствуй, Аграфена Кондратьевна! Как встала, ночевала, все ли жива, бралиянтовая?

Аграфена Кондратьевна . Слава Создателю! Живу – хлеб жую; целое утро вот с дочкой балясничала.

Устинья Наумовна . Чай, об нарядах все. (Целуясь с Липочкой.) Вот и до тебя очередь дошла. Что это ты словно потолстела, изумрудная?.. Пошли, Творец! Чего ж лучше, как не красотой цвести!

Фоминишна . Тьфу ты, греховодница! Еще сглазишь, пожалуй.

Липочка . Ах, какой вздор! Это тебе так показалось, Устинья Наумовна. Я все хирею: то колики, то сердце бьется, как маятник; все как словно тебя подманивает али плывешь по морю, так вот и рябит меланхолия в глазах.

Устинья Наумовна (Фоминишне). Ну, и с тобой, божья старушка, поцелуемся уж кстати. Правда, на дворе ведь здоровались, серебряная, стало быть и губы трепать нечего.

Фоминишна . Как знаешь. Известно, мы не хозяева, лыком шитая мелкота; а и в нас тоже душа, а не пар!

Аграфена Кондратьевна (садясь). Садись, садись, Устинья Наумовна, что как пушка на колесах стоишь! Поди-ко, вели нам, Фоминишна, самоварчик согреть.

Устинья Наумовна . Пила, пила, жемчужная; провалиться на месте, пила, и забежала-то так, на минуточку.

Аграфена Кондратьевна . Что ж ты, Фоминишна, проклажаешься? Беги, мать моя, проворнее.

Липочка . Позвольте, маменька, я поскорей сбегаю; видите, какая она неповоротливая.

Фоминишна . Уж не финти, где не спрашивают! А я, матушка Аграфена Кондратьевна, вот что думаю, не пригожее ли будет подать бальсанцу с селедочкой.

Аграфена Кондратьевна . Ну, бальсан бальсаном, а самовар самоваром. Аль тебе жалко чужого добра? Да, как поспеет, вели сюда принести.

Фоминишна . Как же уж! Слушаю! (Уходит.)

Явление пятое

Те же, без Фоминишны.


Аграфена Кондратьевна . Ну что, новенького нет ли чего, Устинья Наумовна? Ишь у меня девка-то стосковалась совсем.

Липочка . И в самом деле, Устинья Наумовна, ты ходишь, ходишь, а толку нет никакого.

Устинья Наумовна . Да ишь ты, с вами не скоро сообразишь, бралиянтовые. Тятенька-то твой ладит за богатого: мне, говорит, хотя Федот от проходных ворот, лишь бы денежки водились, да приданого поменьше ломил. Маменька-то вот, Аграфена Кондратьевна, тоже норовит в свое удовольствие: подавай ты ей беспременно купца, да чтобы был жалованный, да лошадей бы хороших держал, да и лоб-то крестил бы по-старинному. У тебя тоже свое на уме. Как на вас угодишь?

Явление шестое

Те же и Фоминишна, входит, ставит на стол водку с закуской.


Липочка . Не пойду я за купца, ни за что не пойду! Затем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортопьянах, и танцевать! Нет, нет! где хочешь возьми, а достань благородного.

Аграфена Кондратьевна . Вот ты и толкуй с ней.

Фоминишна . Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особенный скус? Голый на голом, да и христианства-то никакого нет: ни в баню не ходит, ни пирогов по праздникам не печет; а ведь хошь и замужем будешь, а надоест тебе соус-то с подливкой.

Липочка . Ты, Фоминишна, родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкой. Что мне в твоем купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка-то его, что ли, мне нужна?

Фоминишна . Не мочалка, а Божий волос, сударыня, так-то-сь!

Аграфена Кондратьевна . Ведь и тятенька твой не оболваненный какой, и борода-то тоже не обшарканная, да целуешь же ты его как-нибудь.

Липочка . Одно дело тятенька, а другое дело – муж. Да что вы пристали, маменька? Уж сказала, что не пойду за купца, так и не пойду! Лучше умру сейчас, до конца всю жизнь выплачу: слез недостанет, перцу наемся.

Фоминишна . Никак ты плакать сбираешься? И думать не моги! И тебе как в охоту дразнить, Аграфена Кондратьевна!

Аграфена Кондратьевна . А кто ее дразнит? Сама привередничает.

Устинья Наумовна . Пожалуй, уж коли тебе такой апекит, найдем тебе и благородного. Какого тебе: посолидней али поподжаристей?

Липочка . Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному. (Смотрит в зеркало.) Ах, Господи! а сама-то я нынче вся, как веник, растрепана.

Устинья Наумовна . А есть у меня теперь жених, вот точно такой, как ты, бралиянтовая, расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле.

Липочка . Ах, Устинья Наумовна! Совсем не брюле, а брюнет.

Устинья Наумовна . Да, очень мне нужно на старости лет язык-то ломать по-твоему! как сказалось, так и живет. И крестьяне есть, и орген на шее; ты вот поди оденься, а мы с маменькой-то потолкуем об этом деле.

Липочка . Ах, голубушка, Устинья Наумовна, зайди ужо ко мне в комнату: мне нужно поговорить с тобой. Пойдем, Фоминишна.

Фоминишна . Ох, уж ты мне, егоза!


Уходят.

Явление седьмое

Аграфена Кондратьевна и Устинья Наумовна.


Аграфена Кондратьевна . Не выпить ли нам перед чаем-то бальсанцу, Устинья Наумовна?

Устинья Наумовна . Можно, бралиянтовая, можно.

Аграфена Кондратьевна (наливает). Кушай-ко на здоровье!

Устинья Наумовна . Да ты бы сама-то прежде, яхонтовая. (Пьет.)

Аграфена Кондратьевна . Еще поспею!

Устинья Наумовна . Уах! фу! Где это вы берете зелье этакое?

Аграфена Кондратьевна . Из винной конторы. (Пьет.)

Устинья Наумовна . Ведрами, чай?

Аграфена Кондратьевна . Ведрами. Что уж по малости-то, напасешься ль? У нас ведь расход большой.

Устинья Наумовна . Что говорить, матушка, что говорить! Ну, уж хлопотала, хлопотала я для тебя, Аграфена Кондратьевна, гранила, гранила мостовую-то, да уж и выкопала жениха: ахнете, бралиянтовые, да и только!

Аграфена Кондратьевна . Насилу-то умное словцо вымолвила.

Устинья Наумовна . Благородного происхождения и значительный человек; такой вельможа, что вы и во сне не видывали.

Аграфена Кондратьевна . Видно, уж попросить у Самсона Силыча тебе парочку арабчиков .

Устинья Наумовна . Ничего, жемчужная, возьму. И крестьяне есть, и орген на шее, а умен как, просто тебе истукан золотой!

Аграфена Кондратьевна . Ты бы, Устинья Наумовна, вперед доложила, что за дочерью-то у нас не горы, мол, золотые.

Устинья Наумовна . Да у него своих девать некуды.

Аграфена Кондратьевна . Хорошо бы это, уж и больно хорошо; только вот что, Устинья Наумовна: сама ты, мать, посуди, что я буду с благородным-то зятем делать? Я и слова-то сказать с ним не умею, словно в лесу.

Устинья Наумовна . Оно точно, жемчужная, дико сначала-то, ну а потом привыкнешь, обойдетесь как-нибудь. Да вот с Самсон Силычем надо потолковать, может, он его и знает, этого человека-то.

Явление восьмое

Те же и Рисположенский.


Рисположенский (входя). А я к вам, матушка Аграфена Кондратьевна. Толконулся было к Самсону Силычу, да занят, вижу; так я думаю: зайду, мол, я к Аграфене Кондратьевне. Что это, водочка у вас? Я, Аграфена Кондратьевна, рюмочку выпью. (Пьет.)

Аграфена Кондратьевна . Кушай, батюшко, на здоровье! Садиться милости просим: как живете-можете?

Рисположенский . Какое уж наше житье! Так, небо коптим, Аграфена Кондратьевна! Сами знаете: семейство большое, делишки маленькие. А не ропщу; роптать грех, Аграфена Кондратьевна.

Аграфена Кондратьевна . Уж это, батюшка, последнее дело.

Рисположенский . Кто ропчет, значит, тот Богу противится, Аграфена Кондратьевна. Вот какая была история…

Аграфена Кондратьевна . Как тебя звать-то, батюшко? Я все позабываю.

Рисположенский . Сысой Псоич, матушка Аграфена Кондратьевна.

Устинья Наумовна . Как же это так: Псович, серебряный? По-каковски же это?

Рисположенский . Не умею вам сказать доподлинно; отца звали Псой – ну, стало быть, я Псоич и выхожу.

Устинья Наумовна . А Псович, так Псович! Что ж, это ничего! и хуже бывает, бралиянтовый.

Аграфена Кондратьевна . Так какую же ты, Сысой Псович, историю-то хотел рассказать?

Рисположенский . Так вот, матушка Аграфена Кондратьевна, была история: не то чтобы притча али сказка какая, а истинное происшествие. Я, Аграфена Кондратьевна, рюмочку выпью. (Пьет.)

Аграфена Кондратьевна . Кушай, батюшко, кушай.

Рисположенский (садится). Жил старец, маститый старец… Вот уж я, матушка, забыл где, а только в стороне такой… необитаемой. Было у него, сударыня ты моя, двенадцать дочерей – мал мала меньше. Сам работать не в силах, жена тоже старуха старая, дети еще малые, а пить-есть надобно. Что было добра, под старость все прожили, поить, кормить некому! Куда деться с малыми ребятами? Вот он так думать, эдак думать – нет, сударыня ты моя, ничего уж тут не придумаешь. «Пойду, говорит, я на распутие: не будет ли чего от доброхотных дателей». День сидит – Бог подаст, другой сидит – Бог подаст; вот он, матушка, и возроптал.

Аграфена Кондратьевна . А батюшки!

Рисположенский . Господи, говорит, не мздоимец я, не лихоимец я… лучше, говорит, на себя руки наложить.

Аграфена Кондратьевна . Ах, батюшка мой!

Рисположенский . И бысть ему, сударыня ты моя, сон в нощи…


Входит Большов.

Явление девятое

Те же и Большов.


Большов . А! и ты, барин, здесь! Что это ты тут проповедуешь?

Рисположенский (кланяется). Всё ли здоровы, Самсон Силыч?

Устинья Наумовна . Что это ты, яхонтовый, похудел словно? Аль увечье какое напало?

Большов (садясь). Простудился, должно быть, либо геморрой, что ли, расходился…

Аграфена Кондратьевна . Ну, так, Сысой Псович, что ж ему дальше-то было?

Рисположенский . После, Аграфена Кондратьевна, после доскажу, на свободе как-нибудь забегу в сумеречки и расскажу.

Большов . Что это ты, али за святость взялся! Ха, ха, ха! Пора очувствоваться!

Аграфена Кондратьевна . Ну, уж ты начнешь! Не дашь по душе потолковать.

Большов . По душе!.. Ха, ха, ха!.. А ты спроси-ко, как у него из суда дело пропало; вот эту историю-то он тебе лучше расскажет.

Рисположенский . Ан нет же, и не пропало! Вот и неправда, Самсон Силыч!

Большов . А за что ж тебя оттудова выгнали?

Рисположенский . А вот за что, матушка Аграфена Кондратьевна. Взял я одно дело из суда домой, да дорогой-то с товарищем и завернули, человек слаб, ну, понимаете… с позволенья сказать, хошь бы в погребок… там я его оставил, да хмельной-то, должно быть, и забыл. Что ж, со всяким может случиться. Потом, сударыня моя, в суде и хватились этого дела-то: искали, искали, я и на дом-то ездил два раза с экзекутором – нет как нет! Хотели меня суду предать, а тут я и вспомнил, что, должно быть, мол, я его в погребке забыл. Поехали с экзекутором – оно там и есть.

Аграфена Кондратьевна . Что ж! Не токмо что с пьющим, и с непьющим бывает. Что ж за беда такая!

Большов . Как же тебя в Камчатку не сослали?

Рисположенский . Уж и в Камчатку! А за что, позвольте вас спросить, за что в Камчатку-то сослать?

Большов . За что! За безобразие! Так неужели ж вам потакать? Эдак вы с кругу сопьетесь.

Рисположенский . Ан вот простили. Вот, матушка Аграфена Кондратьевна, хотели меня суду предать за это за самое. Я сейчас к генералу к нашему, бух ему в ноги! Ваше, говорю, превосходительство! Не погубите! Жена, говорю, дети маленькие! Ну, говорит, Бог с тобой, лежачего не бьют, подавай, говорит, в отставку, чтоб я и не видал тебя здесь. Так и простил. Что ж! Дай Бог ему здоровья! Он меня и теперь не забывает; иногда забежишь к нему на празднике: что, говорит, ты Сысой Псоич? С праздником, мол, ваше превосходительство, поздравить пришел. Вот, к Троице ходил недавно, просвирку ему принес. Я, Аграфена Кондратьевна, рюмочку выпью. (Пьет.)

Аграфена Кондратьевна . Кушай, батюшко, на здоровье! А мы с тобой, Устинья Наумовна, пойдем-ко, чай, уж самовар готов; да покажу я тебе, есть у нас кой-что из приданого новенького.

Устинья Наумовна . У вас, чай, и так вороха наготовлены, бралиянтовая.

Аграфена Кондратьевна . Что делать-то! Материи новые вышли, а нам будто не стать за них деньги платить.

Устинья Наумовна . Что говорить, жемчужная! Свой магазин, все равно, что в саду растет.


Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться».

Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна: «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас! Мать и дочь скандалят, видимо, привычно: «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите! Я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)»

Приходит сваха Устинья Наумовна. Липочка хочет жениха «из благородных», отец - богатого, мать - купца, «да чтоб лоб крестил по-старинному», Приходит Сысой Псоич Рисположенский, стряпчий, выгнанный из суда за пьянство. Над ним трунят. Но пришедшему хозяину, Большову, стряпчий нужен всерьёз: он подумывает, не объявиться ли несостоятельным должником (первое название комедии было «Банкрот»). Женщины уходят, и хозяин со стряпчим углубляются в эту тему. Стряпчий советует переписать все имущество на приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Входит и он, рассказывая, как учит продавцов в лавке надувать покупателей «поестественнее».

Большов читает газету. В Москве - цепь банкротств, в основном, судя по всему - «злостных», намеренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов естественно влечёт следующие. «Да что они, сговорились, что ли!.. Тут их не пересчитаешь...» И купец решается. Главный вопрос: можно ли доверять тому, на кого перепишешь своё добро, чтоб укрыть от описи за долги?

Подхалюзин шлёт мальчишку Тишку за рябиновкой для Рисположенского, к которому у него дело, и предаётся мыслям вслух. «Я человек бедный! Если и попользуюсь в этом деле чем-нибудь лишним, так и греха нет никакого, потому он сам против закона идёт!» Лазарь влюблён в Липочку и строит уже новые планы, включающие женитьбу на ней: «Да от эдакого удовольствия с Ивана Великого спрыгнуть можно».

И, угощая стряпчего, спрашивает, сколько ему обещал Большов за «всю эту механику», и сам обещает не тысячу, а две.

Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу - «из живых сошьём», - если она отвадит уже намеченного «благородного» жениха: пусть скажет ему, что Большов разорён. Приезжает домой сам Большов, в доме паника по ошибке: показалось, что он «хмельной». Лазарь заводит с ним разговор о женитьбе - не прямо заводит, но, услыхав в третий раз о том, что Липочка «барышня, каких в свете нет», Большов берет быка за рога. Лазарь скромничает: «Где же мне с суконным-то рылом-с? - Ничего не суконное. Рыло как рыло». Конечно, перевести побольше добра не на приказчика, а на будущего зятя - в интересах Большова.

В доме готовятся к сватовству. По-своему торжественно настроен и Самсон Силыч, но появляется Устинья Наумовна с плохими вестями: якобы жених капризничает. «А, лягушка его заклюй, нешто мы другого не найдём? - Ну, уж ты другого-то не ищи, а то опять то же будет. Уж другого-то я вам сам найду», - говорит сам Большов и знает, что говорит.

К компании присоединяются ключница Фоминишна, Рисположенский, Лазарь, и Большов торжественно объявляет Лазаря женихом. Переполох. Липочка просто скандалит. «Велю, так и за дворника выйдешь!» - цыкает на дочку Большов. «Маменька-с! Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил - окромя меня не найтить-с. Вы, маменька, вспомните это слово, что я сейчас сказал», - говорит Лазарь вслед хозяйке и, оставшись с глазу на глаз с разъярённой Липочкой, сообщает ей, что дом и лавки теперь - его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с! Да что же это такое со мной делают? Воспитывали, воспитывали, потом и обанкрутились!» И Липочка, помолчав, соглашается, с условием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведём все по моде, а они как хотят». Тут же зовут «их» и начинается семейное торжество. И Большов объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем. Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти. - Стоит ли, тятенька, об этом говорить? Свои люди - сочтёмся!» Торжество в разгаре. Сваха льёт вино за шиворот стряпчему.

Начальные ремарки последнего действия: «В доме Подхалюзиных богато меблированная гостиная. Олимпиада Самсоновна сидит у окна в роскошном положении, на ней шёлковая блуза, чепчик последнего фасона. Подхалюзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета наслаждается счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов. Липа говорит французский комплимент. Лазарь в восторге. Приходит Устинья Наумовна за обещанным. «Мало ли, что я обещал!» - прямо говорит свахе Подхалюзин, и та уходит с сотенной бумажкой вместо обещанных тысяч и неважным платьицем от Липочки вместо собольего салопа. «Никак тятеньку из ямы выпустили», - углядела в окно Липочка. «Ну нет-с, из ямы-то тятеньку не скоро выпустят; а надо полагать, так отпросился домой» - и Лазарь зовёт тёщу.

Большов и раньше жаловался на здоровье; «словно с того света выходец» - причитает жена. Он хочет отдать кредиторам по двадцать пять копеек за рубль долга, как сам и собирался вначале. Те согласны (в долговой тюрьме, «яме», заключённых должников содержали за счёт кредиторов). Но сидеть Большову, а решать Подхалюзину: теперь деньги - его. И он отказывается при полной Липочкиной поддержке. «-Я, тятенька, не могу-с! Видит Бог, не могу-с! - Выручайте, детушки, выручайте! Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила - свет не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? - Что вы, что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а своё же добро! - Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем - стало быть, и толковать об этом нечего». Таково Липочкино последнее слово. «Ведь я злостный - умышленный... меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!» - уже плачет Большов. Аграфена Кондратьевна в голос проклинает и зятя и дочь. Весь результат: «Я, так и быть, ещё пять копеечек прибавлю» - вздыхает Лазарь. Отчаявшийся Большов встаёт и уходит с Аграфеной Кондратьевной.

«Неловко-с! Тишка! Подай старый сюртук, которого хуже нет». Подхалюзин решает сам поехать поторговаться с кредиторами. Является Рисположенский, как и сваха, за обещанными деньгами, и с ним обходятся так же, как со свахой, и ещё хуже: «Должны! Тоже, должны! Словно у него документ! А за что - за мошенничество! - Нет, погоди! Ты от меня этим не отделаешься! - А что же ты со мной сделаешь? - Язык-то у меня некупленный. - Что ж ты, лизать, что ли, меня хочешь? - Нет, не лизать, а - Я... Я вот что сделаю: почтеннейшая публика! - Что ты, что ты, очнись! - Ишь ты, с пьяных глаз куда лезет!» Рисположенский лезет прямо в зрительный зал с криками: «Тестя обокрал! И меня грабит... Жена, четверо детей, сапоги худые!» Но последнее слово и тут - за Подхалюзиным: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, - это все врёт. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем: милости просим! Малого робенка пришлёте - в луковице не обочтём».