Подлинная фамилия Максима Горького 6 букв

гунн
см. гунны 2.

гунн
см. гунны;
Массовое передвижение гуннов на Запад дало толчок Великому переселению народов.

народ
1) Общность людей, объединённых языком, историей и культурой.
отт. Население, объединенное принадлежностью к одному государству; жители страны.
2) Одна из форм исторической, этнической общности; нация, народность, племя.
3) Основная часть трудящегося населения страны.
Ant:
господствующая или правящая элита
4) Скопление людей.

народ
см. тж. народец, народишко, народный
1) Население той или иной страны.
Американский народ.
Цивилизованные народы Европы.
2) Нация, национальность, народность.
Народы Африки.
Русский народ.
Трудолюбивый, талантливый народ.
Народ-созидатель, народ-творец (высок.)
Малые народы.
3) только ед. Основная трудовая масса населения страны.
Трудовой народ.
Борьба народа за свои права.
Выйти из народа.
Простой народ.
Жизненный уровень народа.
4) только ед., род.: -а (-у). Люди.
Огромная толпа народу.
В театре было мало народа.
Весь народ вышел на митинг.
А где народ? Пора начинать собрание.
Мальчишки - народ озорной.
При (всём честном) народе (при всех)
Ну и народ! (выражает неодобрение или удивление)
На народе (разг.; в обществе, при людях, с людьми)

армия
I ж.
1) Совокупность вооруженных сил государства.
2) Сухопутные - в отличие от военно-морских и военно-воздушных - вооруженные силы; пехотинцы.
3) Крупное войсковое соединение из нескольких корпусов, дивизий одного или различных родов войск.
4) Основная масса сухопутных войск, служба в которых - в отличие от гвардии - не давала привилегий (в Российском государстве до 1917 г.).
II ж. разг.
Большое количество людей, объединенных каким-либо общим признаком.

армия
(франц. arm?e от лат arm?re - вооружать)
1) Совокупность вооружённых сил государства (сухопутных, морских, воздушных)
Французская, фашистская армия.
Советская армия.
Служить в армии.
Призыв в армию.
Приказ по армии.
Командовать армией.
Действующая армия. (войска, находящиеся на фронте)
Красная Армия (в СССР в 1918 - 1946 гг.: официальное наименование сухопутных войск и военно-воздушных сил)
2) Сухопутные вооружённые силы (в отличие от военно-морских и военно-воздушных сил)
3) Крупное соединение из нескольких корпусов или дивизий одного или нескольких родов войск, предназначенное для ведения военных операций.
Первая конная армия.
Танковая армия.
Дальневосточная армия.
4) В России до 1917 г.: основная масса сухопутных войск, в отличие от гвардии не имевшая служебных привилегий.
5) кого Большое количество людей, объединённых каким-л. общим делом, положением и т.п.
Армия строителей, студентов, безработных.

проигрывать
несов. перех. и неперех.
1. перех.
Утрачивать, лишаться чего-либо, играя в азартные игры.
2) Оканчивать игру неудачей, поражением.
отт. Терпеть неудачу, поражение (в споре, тяжбе, сражении и т.п.).
3. неперех.
Лишаться каких-либо выгод, преимуществ, терпеть ущерб от чего-либо.
отт. Становиться или казаться хуже.
4. перех.
Исполнять, играть (на музыкальном инструменте, на сцене).
отт. Подавать сигнал, играя на трубе, горне и т.п.
отт. разг. Воспроизводить звуковую запись.
5) Играть в течение какого-либо времени.

проигрывать
см. проиграть (кроме 5 зн.); -аю, -аешь; нсв.

битва
1) Вооруженное столкновение войск; бой, сражение.
отт. Крупное, решающее сражение.
2. перен. разг.
Острая борьба (политических партий, объединений, парламентских фракций и т.п.).
3. перен. разг.
Напряженная работа.

битва
-ы; ж.; высок.
1) Крупное, решающее сражение; длительный тяжёлый бой.
На поле битвы.
Куликовская битва.
Битва на Калке.
Полтавская битва.
Сталинградская битва.
Битва при Бородине.
Выиграть, проиграть битву.
Одержать победу в битве за Москву.
* Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они (Пушкин)
2) публиц. Борьба против чего-л. или за что-л.
Классовые битвы.
Битва за свободу и независимость.

поле
I ср.
1) Безлесная равнина, ровное обширное пространство.
отт. Ровная, гладкая поверхность чего-либо (снега, льда, воды и т.п.).
отт. Участок земли, используемый под посевы.
отт. перен. разг. Множество однородных предметов, образующих сплошную ровную поверхность.
2) Специально оборудованная площадка, предназначенная для различных состязаний, упражнений.
3) Пространство, в пределах которого совершается какое-либо действие или находящееся в пределах какого-либо действия.
отт. Пространство, в котором обнаруживается действие каких-либо сил.
4. перен.
Возможность, условие для чего-либо, для какой-либо деятельности.
отт. Поприще, область деятельности.
5. перен.
Основа, на которой нанесен узор, изображение, надпись и т.п.; фон.
6.
см. тж. поля I
II ср.
Поединок сторон перед судьями в феодальной Руси, решавший исход судебного дела.

поле
-я; мн. - поля, -ей; ср.
см. тж. полюшко
1) Безлесная равнина.
Гулять по полю и по полю.
Собирать цветы в поле.
Бежать полем.
Отъезжее поле. (устар.; отдалённый от усадьбы участок для охоты)
2) Обрабатываемая под посев земля, возделанный участок.
Вспахать, удобрить, засеять поле.
Вывозить урожай с поля.
Поля пшеницы.
Ржаное поле.
3)
а) чего или с опр. Обширное природное пространство.
Ледовое поле.
Поле зрения (пространство, охватываемое глазом)
Поле боя, сражения, битвы (высок.; место, где происходит бой, сражение)
На поле брани (высок.; также: в бою, в сражении)
б) отт. Пространство, поверхность, используемые для каких-л. действий.
Поле обстрела.
Минные поля.
Протирать операционное поле спиртом.
4) Специально оборудованная площадка (для взлёта и посадки самолётов, спортивных игр и т.п.)
Лётное поле.
Футбольное поле.
Поле для игры в гольф, в большой теннис.
5)
а) физ. Особая форма материи - носитель физических взаимодействий.
Звуковое поле.
Магнитное поле.
Электрическое поле.
Силовое поле.
Поле тяготения.
б) расш. О биополе живых существ (преимущественно человека)
Ощущать чьё-л. поле.
Обладать сильным полем.
Испытать воздействие чьего-л. поля на себе.
Лечить своим полем.
6) чего или с опр. Область деятельности, проявления чего-л.
Обширное поле деятельности.
Дать большое поле для насмешек, разочарований.
7) Основной цвет, фон под узором.
Ситец с жёлтыми цветами по голубому полю.
8) обычно мн.: поля, -ей. Чистая полоса по краю листа в книге, рукописи и т.п., оставляемая свободной от текста.
Тетрадь с полями.
Заметки на полях.
Широкие, узкие поля в книге.
9) только мн.: поля, -ей. Отогнутый край шляпы.
Жёсткие, мягкие поля.
Шляпа с полями.
Смотреть из-под широких полей.
10) спец. Работа, исследовательская деятельность в природных условиях.
Геологи летом работают в поле.
11) охотн. Охота, охотничий выезд.
- обсевок в поле
- нашего поля ягода

поля
I мн.
Полосы вдоль края листа бумаги, оставляемые чистыми при письме или печатании.
II мн.
Отогнутые края шляпы.

Отступая в направлении Дурокаталауна (Шалон) на Марне, гунны перешли Сену недалеко от Труа. Здесь гепиды, оказавшиеся в гуннском арьергарде, сразились с франкским ополчением, следовавшим к Орлеану.

Решающая битва произошла на северо-вестоке от Труа, «на Каталаунских полях, которые иначе называют Мауриакскими». Однако, поскольку сражение произошло вскоре после первого боя, в источниках обе битвы часто описываются как одна. Это отразилось и в приведенном нами определении Иорданом места битвы. Равеннские анналы утверждают, что она произошла «на пятой миллиарии от Трека, в местности Мауриак, в Кампании».

Почти так же об этом говорят автор Галльской хроники 511 г. и Григорий Турский. К тому же недалеко от Труа археологи открыли «клад Пована», являющийся могилой варвара, времен нашествий. Существует мнение, что это могила вестготского короля Теодорида I, павшего на поле боя.

Гидаций, Кассиодор, составитель Равеннской хроники и агиограф Лупа называют местом битвы кампус Каталаун.

К северо-востоку от Труа и к юго-западу от Дурокаталауна лежит совершенно открытая равнина, удобная для использования тактических преимуществ конницы. На этой равнине находились два лагеря римских войск: лагерь Мауриака, в 7 км к северо-востоку от Труа, и лагерь Каталаун, в 20 км к юго-западу от Дурокаталауна. Название «поле Мауриака» принадлежит лишь небольшой местности к северо-востоку от Труа, где проходили военные учения солдат.

Описание расположения войск, их состава и самой битвы дает Иордан, использовавший рассказы Приска и Кассиодора.

Для понимания характера отношений между гуннами и населением Европы состав антигуннской коалиции весьма показателен. В нее вошли все жители Галлии и многие соседние племена. Иордан, называя франков, сарматов (очевидно аланов), армориканцев, литициан, бургундиоиов, саксов, рипариолов, брионов, остальных лишь упоминает как «многие другие из Кельтики и Германии».

Особый интерес вызывают армориканцы, прославившиеся своим свободолюбием, длительной борьбой против римского господства. Зловещая роль, которую сыграли гунны в подавлении их революционного движения в 435-437 гг. по приказу Равеннского двора, и опасность гуннского порабощения, естественно, побудили армориканцев вступить в антигуннскую коалицию.

Возможно, намечая поход в Галлию, гунны предполагали использовать междоусобицу среди рипуарских франков и движение багаудов (армориканцев) в своих интересах. Но их расчет не оправдался. В источниках нет фактов, говорящих о поддержке гуннов местными жителями.

Значительную группу участников антигуннской коалиции составляли литы и рипарии. Литы или леты - военные поселенцы из варваров. Рипарии - поселенцы, проживающие на берегах пограничных рек. Их положение было аналогично положению воинов пограничных отрядов - за земельный надел они и их потомки несли пограничную службу. Эти поселенцы обычно были выходцами из соседних варварских племен. У Иордана слово «рипариолы» означало не племенную группу, а название жителей пограничных селений (рипарии) по берегам Рейна, Мааса и Мозеля.

Сарматами Иордан называет часть аланов под командованием Сангибана. Названия остальных племен - участников антигуннской коалиции не требуют комментариев.

Как свидетельствуют Аполлинарий Сидоний и агиограф Аниана, среди воинов антигуннской коалиции было много рабов и колонов. По-видимому, этому способствовали законы о предоставлении им свободы и денежной награды за участие в отражении варваров, изданные еще в начале века и вошедшие в Кодекс Феодосия, действовавший на Западе с 40-х годов V в.

Инициатива в выборе места битвы принадлежала гуннам. Расположение их войск показывает, что все надежды возлагались на конницу. При неблагоприятном исходе битвы гуннам был обеспечен путь отступления через Дурокаталаун.

Войска Аттилы разместились на равнине фронтом на юго-запад в следующем порядке: в центре - гунны, на правом фланге - гепиды, на левом - остготы. Вспомогательные отряды остальных покоренных племен окружали крылья войск Аттилы.

Командование антигуннской коалиции расставило свои войска фронтом на северо-восток: на левом фланге, против гепидов, понесших потери при встрече с франками, расположились легионы, приведенные Аэцием из Италии. На правом, против остготов - вестготы. В центре, против гуннов, все остальные.

Из дислокации войск и соотношения борющихся сил видно, что наиболее ответственная задача возлагалась на армориканцев, рипариолов и литициан. Они должны были противостоять гуннам и не допустить перехода на их сторону аланов Сангибана, оказавшихся также в центре. Вероятно, Аэций считал армориканцев, рипариев и литициан наиболее надежными и вместе с тем рассчитывал ослабить их в предстоящем сражении. В этом отчетливо виден замысел римского командования: обескровить всех участников битвы, за исключением легионов, приведенных Аэцием из Италии.

Дату битвы можно определить, опираясь на рассказ из «Жития Аниана». В нем отход гуннов от Орлеана датируется 14 июня 451 г.137 Отступление гуннов началось в ночь на июня, через сутки они могли начать переправу через Сену возле Труа, а на следующие - через Об, два дня понадобилось, чтобы достичь Дурокаталауна, и столько же на подготовку к битве, следовательно, можно полагать, что гунны были готовы начать ее к утру 21 июня 451 г.

Страницы: 1 2 3

«Битва народов» на Каталаунских полях

Первыми жертвами вторжения гуннов стали Вормс, Майнц, Трир, Страсбург (Аргенторат), Шпейер (Новиомаг), Безансон (Безонтион) и Мец. Следующими должны были оказаться Лютеция (Париж) и Аурелианум (Орлеан), но в силу загадочных обстоятельств этого не произошло. Вот как описывал эти события русский историк XIX века Д. И. Иловайский: «Народные предания Галлии рассказывают о разных чудесах, совершавшихся во время этого нашествия. Например, Париж был спасен молитвами простой девушки Женевьевы. Жители готовились уже его покинуть, но гунны повернули от города, Аттила прошел дальше к берегам Луары и осадил Орлеан. Епископ орлеанский (святой Аньян) поддерживал мужество горожан надеждой на Божью помощь. Наконец осажденные доведены были до крайности: уже предместья заняты врагом, а стены города тряслись под ударами таранов. Те, кто не мог носить оружие, усердно молились в храмах. Епископ дважды посылал уже на башню дозорных; два раза посланные возвратились, ничего не увидав. На третий раз они объявили, что на краю горизонта показалось облако пыли. «Это Божья помощь!» - воскликнул епископ. Действительно, то был римский полководец и наместник Галлии Аэций, который, кроме римских легионов, вел с собой союзников - вестготов и франков».

Так гласят легенды. На самом же деле Аттила просто не дошел до Парижа, повернув по дороге на Орлеан. Он осадил этот город, но взять его не смог вследствие отсутствия поддержки в тылу и прихода сил римского полководца и наместника Галлии Аэция. Надо сказать, что тот, благодаря проявленному им большому дипломатическому искусству, сумел быстро создать в противовес гуннскому союзу союз проримский, в который, кроме римских легионеров, вошли вестготы во главе со своим королем Теодорихом, алеманы, бургунды, сарматы, саксы, аморианцы, часть франков и аланов. Аттила, посчитав для себя неблагоприятным расклад сил и то, что лесистая местность у крепостных стен Орлеана не позволяла развернуться его коннице, вынужден был снять осаду с города и отойти к Шалону-сюр-Марн (Шалону-на-Марне), на Каталаунские поля . Римско-германское войско отправилось вслед за ним.

Подойдя к Каталаунским полям, воины Аэция по обыкновению устроили укрепленный лагерь из бревен, защищенный рвом и стеной. Аттила же просто велел построить свои кибитки в виде круга, а внутри его раскинуть палатки. Его воины не привыкли строить укрепления или рыть окопы.

Перед битвой царь гуннов обратился к придворным прорицателям за предсказанием ее исхода. Те, по словам Иордана, долго всматривались то во внутренности жертвенных животных, то в какие-то жилки на обскобленных костях и, наконец, объявили, что гуннам грозит опасность. Единственным утешением для Аттилы могло служить лишь то, что один из верховных вождей противника должен был пасть в этой битве.

Царь гуннов выбрал для боя равнину, что давало его коннице простор для маневра. Свои войска он вывел лишь в третьем часу пополудни, расположив их следующим образом: на левом фланге находились готы во главе со своим вождем Валамиром, на правом - король Ардарик с гепидами и представителями других народов. Сам же Аттила с гуннами расположился в центре. Он, видимо, планировал первым наброситься на римлян. Аэций же, напротив, возглавил левый фланг своего войска, на правый поставил короля Теодориха с вестготами, чтобы двумя этими крыльями отсечь противника от его флангов.

Перед началом сражения Аттила постарался вдохновить своих воинов речью. Если верить готскому преданию, приведенному Иорданом, то в ней говорилось: «Нападем смело на неприятеля, кто храбрее, тот всегда нападает. Смотрите с презрением на эту массу разнообразных народов, ни в чем не согласных между собою, кто при защите себя рассчитывает на чужую помощь, тот обличает собственную слабость перед всем светом… Итак, возвысьте свою храбрость и раздуйте свой обычный пыл. Покажите, как следует, гуннам свое мужество… Я бросаю первый дротик в неприятеля, если кто-либо может остаться спокойным в то время, когда бьется Аттила, тот уже погиб». Как видим, царь гуннов был силен в красноречии, и его призывы всегда достигали цели. Поэтому и на этот раз воодушевленные его словами воины со свирепой отчаянностью бросились в бой.

Ход битвы, состоявшейся 15 июня 451 года , подробно описан Иорданом: «Войска сошлись… на Каталаунских полях. Была на равнине покатая возвышенность, образующая холм. И вот каждая сторона стремилась захватить ее. …Направо стояли гунны со своими, налево - римляне и вестготы с союзниками. И вот, оставив склоны, они вступают в битвуиз-за вершины. Правое крыло войска составлял Теодорих с вестготами, левое - Аэций с римлянами, в середине же поместили Сангибана, предводительствовавшего… аланами… Против расположилось гуннское войско, в середине которого находился со своими храбрейшими Аттила… Крылья же образовали многочисленные народности и различные племена, которых Аттила подчинил своей власти. Между ними выделялось войско остготов, предводительствуемое Баламиром, Теодемиром и Видемиром… А бесчисленным войском гепидов предводительствовал прославленный король Ардарик, который вошел в доверие к Аттиле своей исключительной верностью… Остальная же… толпа королей и вождей разных племен ожидала, подобно телохранителям, приказаний Аттилы, и как только он поводил глазами, так без возражений, со страхом и трепетом являлся пред его лицо каждый… Один Аттила - король над королями - стоял над всеми и за всех действовал… Аттила направил своих, чтобы они заняли вершину холма, однако Торисмунд и Аэций его опередили: они раньше овладели возвышенностью холма и легко отбили устремившихся туда гуннов… Сходятся врукопашную. Завязывается битва, жестокая и повсеместная, ужасная, отчаянная. Ни о чем подобном не рассказывает древность, повествующая о такого рода деяниях… Если верить рассказам стариков, протекавший по упомянутому полю в низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сраженных… Тут Теодорих король, объезжавший и ободрявший свое войско, был сброшен с коня и, растоптанный ногами своих, кончил престарелую жизнь… Тогда вестготы, отделившись от аланов, устремились на отряды гуннов и убили бы самого Аттилу, если бы он из предосторожности заблаговременно не убежал и не укрылся в лагере, обнесенном повозками».

Бой прекратился только с наступлением ночи. Для Аттилы он стал единственным, в котором великий завоеватель потерпел поражение. Победившие римляне укрылись в своем укрепленном лагере, а удрученный предводитель гуннов в ожидании следующего штурма стал готовиться к худшему. В случае нового натиска со стороны римлян он даже решил сжечь себя на костре, но не попасть в руки врагов. В то же время Аттила не терял надежды на то, что ему удастся обмануть противника и выбраться из западни. Поэтому он приказал, чтобы из его лагеря всю ночь раздавались звуки трубы и бряцание оружия, которые должны были убедить Аэция и его союзников в готовности гуннского войска продолжить наутро битву. Это была своеобразная «психическая атака», которой хитрый завоеватель пытался устрашить римских воинов. Описывая состояние гуннского короля, Иордан сравнивал его с раненым зверем: «Как лев, гонимый отовсюду охотниками, большим прыжком удаляется в свое логовище, не смея броситься вперед, и своим рыканием наводит ужас на окрестные места, так гордый Аттила, король гуннов, среди своих кибиток наводил ужас на своих победителей».

Но новой атаки со стороны римлян на следующий день не последовало. В их стане возникли разногласия, в результате которых новый король вестготов Торисмунд покинул со своим войском лагерь. Оставшийся без союзника Аэций не решился атаковать гуннов. Благодаря этому Аттила смог спокойно уйти с остатками своей армии за Рейн. Исходя из этого, некоторые военные историки (в частности, Алексей Паталах) склонны считать результат сражения ничейным, но подавляющее большинство оценивает его как первое и единственное поражение гуннского завоевателя. И только Рафаэль Безертдинов утверждает, что в этой битве проиграли римляне и их союзники: «Обе стороны несли большие потери, но горели желанием победить. Страшная резня длилась сутки. Напор Аесиуса удержали не союзники хуннов, а их богатыри, которых много полегло на поле боя. К вечеру второго дня римские легионеры отступили. Весь мир убедился - тюрки непобедимы».

Так или иначе, но битва на Каталаунских полях стала одной из самых кровопролитных в истории войн. Согласно позднейшей легенде, после нее тени павших еще три дня продолжали сражаться между собой. А число погибших с обеих сторон было огромным. По данным Иордана, в битве в общей сложности погибло 165 тысяч человек. Другие ученые, в част ности известный русский историк и публицист XIX века М. М. Стасюлевич, доводят число потерь с обеих сторон до 300 тысяч человек. Однако обе эти цифры можно считать преувеличенными. С учетом разнородности участников сражения оно было названо «битвой народов». По единодушному мнению историков, она является одной из самых значительных битв мировой истории. Считается, что если бы в ней победил Аттила, то это могло бы привести к гибели остатков римской цивилизации и падению христианства в Западной Европе, а в конечном итоге - к господству азиатов в Европе. В частности, Бувье-Ажан пишет, что «битва народов» ознаменовала собой столкновение двух миров - «римской цивилизации» и «варварства». Их противостояние выразилось и в уровне технического прогресса, и в противоборстве христианства и язычества, «вернее, разнородного смешения языческих верований и суеверий в сочетании с атеизмом». Французский историк дал очень емкое и образное определение этому событию, сказав, что «на Каталаунских полях сошлись Запад и Восток, город и степь, крестьянин и кочевник, дом и шатер, Меч Господень и Бич Божий». А еще он считает, что «это была борьба за независимость и свободу», в которой «различные варварские племена поднялись против захватчиков-гуннов, чтобы сообща защитить землю Галлии».

Тем не менее, исход «битвы народов» по сей день вызывает у историков множество вопросов. Ответить на них очень непросто, так как не сохранилось никаких воспоминаний непосредственных ее участников, а все, что о ней известно, почерпнуто из произведений преимущественно римских авторов, содержащих их личные субъективные комментарии. Примерами того могут служить письма и поэмы Сидония Аполлинария и упомянутое уже здесь сочинение Иордана. Но больше всего отголосков этого сражения дошли до нас в легендах, одинаковых у самых разных народов и бережно сохранявшихся в течение многих столетий, которые мало что поясняют в расстановке сил и намерениях противников. В какой-то мере это, возможно, удалось сделать Бувье-Ажану в одной из глав своей книги об Аттиле, которая так и называется «Загадка Каталаунских полей». Первый вопрос, которым задается французский исследователь, звучит так: почему вестготы ушли с места битвы первыми. Поскольку угроза со стороны Аттилы еще не исчезла и битва могла возобновиться в любое время, не был ли их уход предательством по отношению к римлянам? Но, проанализировав события в Аквитании того времени, он пришел к выводу, что поведение вестготов, скорее всего, было обусловлено обстоятельствами, связанными с трагической смертью Теодориха. Молодой король вестготов Торисмунд поспешил вернуться на родину, опасаясь, что его младший брат Эврих, узнав о смерти отца, может захватить власть в стране. По мнению Бувье-Ажана, он поклялся Аэцию, что вернется к нему, если в этом возникнет необходимость, и ушел со своими воинами по его просьбе ночью, не гася за собой огни.

Но почему же тогда покинул Каталаунские поля Аттила? Может быть, благодаря непогашенным вестготами огням - этой маленькой военной хитрости Аэция, - он не догадался об уходе вестготов и, опасаясь того, что его заметно поредевшая армия не выдержит следующего боя, решил отступить? Но французский историк сомневается в этом, считая, что численность гуннской армии и после сражения оставалась вдвое большей, чем у галло-римлян. Он высказывает другие предположения о причине отступления гуннов: «Предположение первое: Аттила сохранял численное превосходство, и активное преследование его было чревато для Аэция определенным риском. Он отступал - и этого было довольно.

Второе предположение: Аттила был уверен, что Аэций не станет продолжать войну, так как, не получив от Валентиниана III дополнительных легионов, он мог преподнести отступление гуннов как победу и претендовать на триумфальную встречу в Италии.

Третье предположение: возобновление сражения привело бы к полному разгрому гуннов, от которого Аэций предпочел пока воздержаться, понимая, что Аттила не нападет. Аттила же осознал, что одного только героизма и численного превосходства недостаточно, чтобы выиграть войну. Он оценил преимущества техники и снаряжения римлян и опасался нового, еще более тяжелого поражения. Поэтому он решил вести себя как побежденный, демонстративно отступив, чтобы Аэций посчитал ненужным добивать поверженного врага, признавшего свое поражение.

Четвертое предположение: между Аттилой и Аэцием существовал сговор. Даже сойдясь на поле брани, они инстинктивно оставались сообщниками. Каждый мог стремиться победить другого, но никак не уничтожить. Раздел «мира» все еще был возможен, надо было только дождаться удобного момента и разыграть свои личные козыри. Аэций отпустил Аттилу, как сделал это еще раньше под Орлеаном. Аттила сделал бы то же самое, если бы повернулось колесо фортуны и побежденным оказался бы Аэций. Можно даже предположить, что посредничал не один только Констанций и связь между Аттилой и Аэцием поддерживалась регулярно, даже в самые напряженные периоды их взаимоотношений. Подобное и возможно, и невозможно. Возможно, что в 451 году так и случилось…

Была у Аттилы и еще одна причина уйти: он должен был сохранить доверие союзников. Если в сложившихся условиях Аттила и согласился сыграть для римлян и галло-римлян роль побежденного, то гунны и их союзники вовсе не считали сражение проигранным. Бой был прерван, и хотя обе стороны понесли тяжелые потери, ничего еще не было решено».

Бувье-Ажан категорически не согласен с теми учеными, которые считают, что отступление Аттилы от Константинополя, снятие им осады Парижа и «бессмысленное дезертирство» с Каталаунских полей служат «доказательством его нездорового непостоянства, неспособности завершить начатое дело, за которое уже дорого заплачено». В связи с этим он пишет: «Это предположение совершенно несостоятельно. Поступки Аттилы имеют под собой весомые основания. Штурм Парижа не решал стратегических задач, а отступление с Каталаунских полей, хотя и нанесло болезненный удар по его самолюбию, было продиктовано исключительно здравым смыслом. Продолжение битвы могло обойтись слишком дорого, разумнее было пересмотреть план кампании». По всей вероятности, гуннский завоеватель руководствовался при этом известным принципом: отступление не поражение, отойти еще не значит уйти.

Трудно судить, насколько справедливо то или иное умозаключение французского историка, так как ни одно из них не подкреплено историческими материалами. Однако о том, что после жестокой «битвы народов» Аттила вовсе не считал себя побежденным, а войну оконченной, можно судить хотя бы по тому, что сразу же по возвращении домой он стал готовиться к новому походу. Проанализировав расстановку сил на территории Западной Римской империи, он решил, что наиболее правильным будет сконцентрироваться на захвате Италии и завоевании все той же Галлии, но теперь с юга. И уже весной 452 года гуннский завоеватель вторгся в Италию, по обыкновению отмечая свой путь ужасными разрушениями, пожарами и истреблением тысяч людей. По словам Бувье-Ажана, «начиналась самая ужасающая кампания Аттилы. Помимо кровавой резни, она была примечательна достижениями гуннов в области военной техники и стратегии, а также своим совершенно неожиданным, парадоксальным финалом».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Наполеон автора Тарле Евгений Викторович

Глава XIV. Восстание вассальной Европы против Наполеона и «Битва народов». Начало крушения «Великой империи». 1813 г. В 12 суток, сначала в санях, потом в экипаже, Наполеон промчался по Польше, Германии, Франции и утром 18 декабря 1812 г. явился в Тюильрийский дворец. Он ехал,

Из книги Англия и Франция: мы любим ненавидеть друг друга автора Кларк Стефан

Чужие на Елисейских Полях Тем временем и на севере дела складывались не лучше. Пруссаки уже шагали по просторам Франции, во главе с фельдмаршалом со звучным именем Гебхард Леберехт фон Блюхер. Это было вдвойне болезненно для Наполеона: мало того что на него надвигалась

Из книги Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 2 автора Гитин Валерий Григорьевич

Заметки на полях скрижалей Хроника каждой эпохи изобилует сообщениями, не имевшими объективной ценности: то, что для одного читателя будет переворачивающим душу наизнанку откровением или хотя бы достойным внимания фактом, для другого окажется совершенно тривиальной

Из книги Аттила. Бич Божий автора Бувье-Ажан Морис

XIV ЗАГАДКА КАТАЛАУНСКИХ ПОЛЕЙ Загадка? Скорее, загадки, которые поставили бы в тупик самого Сфинкса.Обратимся к фактам и только фактам.Сражение прекратилось, когда Аттила и Валамир, с одной стороны, Меровей и Гондиок, с другой, покинули поле битвы. Далее ничего не

Из книги Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца автора Стингл Милослав

III. На полях империи Кроме королевы кукурузы и короля картофеля, земледельцы-инки в древнем Перу знали еще великое множество других культурных растений. Из клубнеплодов они знали «оку», которая, как и картофель, могла расти и в надоблачных высотах Анд. Здешние крестьяне

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА III О том, что нужды южных народов отличаются от нужд северных народов В Европе существует некоторое равновесие между народами юга и севера. Первые имеют всевозможные удобства для жизни и мало нужд; у вторых много нужд и мало удобств для жизни. Одним природа дала

Из книги Наполеоновские войны автора

«Битва народов» 4 – 7 (16 – 19) октября произошло грандиозное сражение, получившее уже у современников название «Битва народов» («Vфlkerschlacht»), а затем прочно вошедшее в обиход историков. Со стороны союзников в ней участвовали русские, прусские, австрийские и шведские войска,

автора

БИТВА НА КАТАЛАУНСКИХ ПОЛЯХ АттилаСражение, разыгравшееся в 451 г. на одной из равнин в Шампани, стало своеобразным концентрированным выражением всех европейских конфликтов эпохи Великого переселения. Это не была битва Востока с Западом или хаоса против порядка, это

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

«БИТВА НАРОДОВ» ПРИ ЛЕЙПЦИГЕ «Битва народов» показала, что, несмотря ни на какой полководческий гений, император не может одолеть объединенные силы сразу нескольких крупных держав. Они просто были в состоянии задавить массой французскую армию.После изгнания Наполеона

Из книги Аттила. Предводитель гуннов автора Хаттон Эдвард

Глава 7 Отступление Аттилы и битва на Каталаунских полях Похоже, отступление Аттилы от Орлеана стало одним из самых ужасных, о которых до нас дошли сведения. Готский хроникер Иордан, писавший через сто лет после излагаемых событий, полностью или почти полностью полагался

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1813, 16–19 октября Битва народов под Лейпцигом Эта битва решила судьбу Германии и привела к тому, что французы были вынуждены отступить во Францию. После провального похода в Москву Наполеон быстро оправился, создал две армии и, несмотря на переход Пруссии на сторону

Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор Михайлович

«Битва народов» 4–7 (16–19) октября произошло грандиозное сражение, получившее уже у современников название «битва народов» («V?lkerschlacht»), а затем прочно вошедшее в обиход историков. Со стороны союзников в ней участвовали русские, прусские, австрийские и шведские войска,

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

2. Царская Россия - тюрьма народов. Царизм - враг народов России Присоединённые к Российской империи территории царское правительство превращало в свои колонии. Окраины империи давали сырьё для промышленности центра России и служили рынком для сбыта её

Из книги Империя и воля. Догнать самих себя автора Аверьянов Виталий Владимирович

На полях замысла 28. В стратегической перспективе такой курс означает развитие процесса воссоединения исторической России (соответствующие предложения Абхазии, Осетии, Приднестровью), а также переговоры с Казахстаном и Украиной по поводу интенсификации путей взаимной

Из книги Женщины-медики – отважные патриотки автора Сатрапинский Феодосий Васильевич

На полях сражений Награждение орденами и медалями Советского Союза санитаров и санитаров-носильщиков за вынос раненых с поля боя явилось ярким выражением заботы Коммунистической партии и Советского правительства о защитниках нашей Родины, о быстрейшем их

К середине V века н.э. Римская империя накопила большой опыт общения с варварами. Римские дипломаты успешно находили общий язык с германскими королями, и во время переговоров удавалось достичь компромисса, который так или иначе, пусть и на короткое время, устраивал всех. Но гунны не вписывались ни в какие рамки: по сравнению с ними некогда грозные и непостижимые для сознания «римлянина времен упадка» германцы казались чуть ли не образцом цивилизованности.

По праву сильного

Повелитель гуннов Аттила требовал от Рима всё больше и больше материальных выгод для себя, словно проверяя императоров на прочность. Феодосий Младший скрипел зубами, но платил. Однако ситуация изменилась, когда после смерти Феодосия трон занял новый император Маркиан, с собственным, специфически военным взглядом на вещи. Он считал, что Аттила в своих требованиях заходит слишком далеко.

Аттила, нимало не сомневаясь в своём праве сильного, направил к Маркиану посольство, требуя увеличения дани. Маркиан ответил, что считает размер дани чрезмерным: он не обязан давать столько, сколько, в своей неразумной щедрости, давал гуннам покойный Феодосий. Император сократил сумму выплат и потребовал от гуннов строгого соблюдения спокойствия и мира на римской границе. Иначе, – прибавил он с уверенностью человека, привыкшего воевать, – гуннам придётся убедиться в том, что у него достаточно сил и средств для войны с ними.

Карта романо-германского мира

Аттила не преминул нанести посланцам Маркиана оскорбление, однако дальше этого не пошёл: его мысли были заняты «западным направлением», и не без оснований. Во-первых, вандальский король Гейзерих, захвативший римскую провинцию Африка, был сильно озабочен тем, чтобы не ввязаться в совершенно ненужную ему войну с вестготами, и, как подозревают, послал Аттиле дары, дабы тот отвлёк вестготов нападением.

Во-вторых, согласно ещё одному преданию (если не сказать – сплетне), сестра императора Валентиниана III и старшая дочь Галлы Плацидии по имени Юста Грата Гонория предложила Аттиле себя в жёны и даже прислала ему кольцо в знак обручения. Так что у гуннского владыки появился повод потребовать для себя половину владений Валентиниана III в качестве приданого.

Тучи сгущаются

К 451 году силы начали концентрироваться на двух полюсах, весьма условно называемых «гуннами» и «римлянами», хотя куда правильнее было бы назвать их «Аттилой» и «Аэцием». Эти два выдающихся военных деятеля своей эпохи имели много общего. Они даже были, как не без оснований считают, хорошо знакомы и едва ли не дружны в молодости, когда юный Аэций оставался заложником у гуннов. Рассуждая романтически, можно сказать, что грандиозная битва, в которой эти два человека сыграли основную роль, в своём роде увенчала их соперничество, переросшее в открытое противостояние.

Большую часть своей сознательной жизни Аэций провёл в сражениях, и в основном действовал силами варваров против других варваров. Он умел командовать солдатами неримского происхождения, знал их нрав, их сильные и слабые стороны. Понимая, что гуннов придётся остановить так или иначе, Аэций начал собирать под свои знамёна все силы, способные противостоять Аттиле. Вестготы, считавшиеся федератами Империи, и франки составили основу его войска. Партнёром Аэция стал вестготский король Теодорид I (Теодорих, Теодерих).


Гуннская кавалерия в атаке

Западная Римская империя к тому времени уже потеряла Паннонию (занятую гуннами), Британию, большую часть Африки (занятую вандалами), большую часть Испании (занятую вестготами). Галлия, которая ещё принадлежала Риму целиком, была заселена федератами – бургундами и вестготами, готовыми при любом удобном случае выступить против Империи. Центральная же часть Западной империи – Италия – сколь-нибудь боеспособной армии не имела.

В городе Аврелиане (сейчас Орлеан) находились тогда аланы со своим вождём Сангибаном. Аттила решил сделать именно этот город своим опорным пунктом.

Сангибан испытывал перед Аттилой вполне объяснимый страх и обещал ему сдать этот опорный пункт. Теодориху стало известно намерение аланского предводителя, и он решил упредить предательство. Ещё до того, как к Аврелиану подошёл Аттила, Аэций и Теодорих укрепили город большими земляными насыпями, а за самим Сангибаном установили строгий надзор, опасаясь с его стороны вероломства. Это происходило во второй половине июня 451 года.

Согласно преданию, Аттила был несколько встревожен решительными действиями противника и обратился к гадателю. Предсказания оказались неутешительны для гуннов; впрочем, обещано было, что в грядущей битве также погибнет «верховный вождь противной стороны». Согласно преданию, Аттила был уверен, что гибель грозит Аэцию.

«Битва народов»

Аттила отошёл к северу, и здесь, на Каталаунских полях, произошла знаменитая битва, которую иногда именуют «битвой народов», поскольку в ней принимали участие представители многих племён, да и по количеству сражающихся она как будто не имела себе равных. Их число оценивают в 300 000 человек, говорят о том, что окрестные реки вышли из берегов от пролитой крови. Даже если это и преувеличение, в любом случае, впечатление, произведённое на умы современников этим событием, переоценить сложно.


Конница вестготов готовится вступить в сражение

Историк Иордан перечисляет племена, составившие вспомогательные отряды Аэция: франки, аланы, бургунды, выходцы из Кельтики и Германии. У Аттилы, помимо гуннов, в войсках было значительное число остроготов (остготов), так что Каталаунская битва была в своём роде братоубийственной: здесь готы выступали против готов. Среди остготских союзников Аттилы называют братьев Валамира, Теодемира и Видемера, «более благородных по происхождению, чем сам король, которому они служили, потому что их озаряло могущество рода Амалов» . Среди других германцев, преданных Аттиле, выделяется Ардарих, «славнейший король бесчисленного полчища гепидов», который отличался «преданностью и здравомыслием».

Каталаунские поля – это равнина в современной французской Шампани, к западу от города Труа и левого берега верхней Сены. Иордан так описывает местность:

«Место это было отлогое; оно как бы вспучивалось, вырастало вершиной холма. Как то, так и другое войско стремились завладеть им, потому что удобство местности доставляет немалую выгоду; таким образом, правую сторону его занимали гунны со всеми своими союзниками, левую же – римляне и везеготы со своими вспомогательными отрядами. И они вступают в бой на самой горе за оставшуюся ничьей вершину».

Аттила, по утверждению Иордана, начал битву ближе к вечеру, около девятого часа: по его расчёту, если бы дело обернулось плохо, наступившая ночь выручила бы гуннов. Действительно, сражение сложилось для гуннов неблагоприятно: старший сын Теодориха Торисмунд и с ним Аэций заняли высоту, и оттуда, с господствующей позиции, раз за разом успешно отбрасывали наступавшую армию гуннов. Те, впрочем, не сдавались и накатывали волна за волной.


Вестготы отбивают атаку гуннской конницы

Сбылось и предсказание гибели для одного из предводителей: Теодорих был сброшен с коня и растоптан своими же. Согласно более красивому преданию, его убил один из вождей остготов – копьём, в личном поединке.

Вестготы в какой-то момент перешли в наступление и всей силой обрушились на гуннов; они едва не убили самого Аттилу, но тот быстро отошёл и укрылся за телегами, которые окружали его лагерь. Такой способ обороны был известен и вестготам. Несмотря на кажущуюся хрупкость, «стены» из телег представляли собой достаточно действенное укрытие.

Как и надеялся Аттила, ночь помогла отступающим гуннам. Торисмунд в темноте заплутал и, думая, что приближается к своим, случайно наткнулся на повозки врагов. В глухой ночи завязалась схватка, Торисмунд был ранен в голову и сброшен с коня. К счастью, на шум прискакали другие вестготы и освободили своего предводителя.

Аэций также был отрезан от своих в ночной сумятице и блуждал между врагами, которые, в свою очередь, его не узнавали. В конце концов, ему удалось найти вестготов, и остаток ночи он провёл возле их костров.

Когда рассвело, открылась страшная картина: всё поле было усеяно телами убитых и раненых, а гунны засели за телегами и не показывались. Аттила, между тем, как будто не чувствовал себя побеждённым. Гунны сидели в лагере и гремели оружием, гудели в свои трубы, громко кричали.

Аэций решил подержать Аттилу в осаде: припасов у того не было, подвоз хлеба в подобной ситуации был невозможен, и скоро гунны неизбежно должны были начать голодать. Аттила решил погибнуть, но не сдаться: он развёл большой костер из конских седёл и объявил, что бросится в огонь, если противник прорвётся в лагерь. Никто не будет торжествовать победу, захватив в плен самого владыку гуннов!

Торисмунд и корона

Пока Аттила делал красивые жесты, вестготы разыскивали своего короля Теодориха. Наконец его обнаружили среди трупов и вынесли с большим почётом, чтобы предать погребению. Власть тут же, на поле боя, передали Торисмунду как старшему сыну и достойному наследнику.

Торисмунд желал немедленно продолжить сражение и добить Аттилу в его логове, тем самым отомстив за отца и упрочив славу вестготов. Однако Аэций просчитал политическую партию на несколько ходов вперёд и пришёл к выводу, что подобная победа приведёт к слишком опасному для Рима усилению вестготов – как бы не пришлось потом сражаться с нынешними союзниками!


Вестготы над телом короля Теодориха

Поэтому Аэций сделал Торисмунду весьма неприятный намёк. Не лучше ли вернуться домой и упрочить свою власть на месте? Ведь у Торисмунда дома ещё четыре младших брата, каждый из которых, возможно, лелеет честолюбивые замыслы – не пришлось бы воевать с родственниками за корону. Торисмунд, приняв этот весьма двусмысленный совет, ушёл в Галлию. В Толозе его встретили триумфально, и братья даже не подумали оспаривать его власть. Но, как говорится, перестраховаться не мешало.

Аквилейские аисты

Аттила, естественно, заметил, что вестготы ушли, но поначалу принял этот манёвр за какую-то военную хитрость. Однако «тишина» затягивалась: никто не атаковал, вестготы не возвращались. Вождь гуннов понял, что можно действовать дальше, и отошёл со своими войсками к Аквилее, которую тотчас осадил.

Осада эта была долгой и бесплодной. Аквилея стойко сопротивлялась – её защищал сильный римский гарнизон. Гуннам уже надоело топтаться под стенами, и они желали уйти. В этот момент, согласно преданию, Аттила заметил, что аисты улетают из Аквилеи и уносят своих птенцов. Знамение дало понять предводителю гуннов, что птицы покидают город не просто так: они-де знают, что Аквилея скоро непременно падёт. Поэтому Аттила воспрянул духом, построил осадные машины и метательные орудия, и после решительного штурма Аквилея действительно пала.

Гунны разграбили город и хлынули дальше: они опустошили Медиолан, Тицин и собрались уже было идти на Рим, но в последний момент отказались от этой идеи. Историк Приск передаёт причину, по которой Аттила якобы решил не трогать Вечный Город: известно, что готский король Аларих, покоритель Рима, прожил после этого подвига совсем недолго. Суеверные гунны боялись, что и Аттилу постигнет та же участь.

Согласно другой легенде, на сей раз церковной, Аттилу остановил глава Римской католической церкви папа Лев I: он пришёл к страшному гуннскому вождю на Амбулейское поле в провинции Венетий и в личном разговоре убедил вернуться за Дунай и «соблюдать мир».


Фрагмент фрески Рафаэля «Встреча папы Льва I Великого с Аттилой» (1514 год), Ватикан

Впрочем, имеются и менее возвышенные причины ухода Аттилы из Италии: предшествующий год был неурожайным, поэтому полчища гуннов начинали голодать, и Аттиле было не прокормить своё войско. В то же самое время войска Маркиана под началом Аэция не переставали тревожить Аттилу, так что гунн предпочёл удалиться. Ничто ведь не помешает ему вернуться через год и возобновить военные действия!

Так что Аттила действительно отошёл, но угомониться не мог, и по дороге ещё попытался покорить аланов, которые сидели за рекой Лигером. Однако этому помешал Торисмунд: он явился к аланам первый и встретил Аттилу во всеоружии. В большом сражении Торисмунд разбил гуннов и заставил их уйти.

О Торисмунде рассказывают, что он умер спустя три года от болезни. Короля везеготов будто бы умертвили враги, когда врач делал ему кровопускание, потому что в этот момент у Торисмунда не имелось оружия. Впрочем, он и простой скамейкой успел убить нескольких своих недругов прежде, чем окончательно испустил дух.

В том же 453 году внезапно умер и Аттила. Согласно преданию, которое вслед за Приском поведал Иордан, грозный вождь гуннов захлебнулся кровью, которая шла у него носом, на свадебном пиру с красавицей по имени Ильдико (или Ильдихона) – очевидно, девушкой германского поисхождения.

Погребение Аттилы было грандиозным: тело заключили в три гроба (золотой, серебряный и «из крепкого железа»), оплакали и справили тризну, вложили в могилу оружие, «драгоценные фалеры» и прочие украшения. Затем все, кто участвовал в погребении, были убиты, чтобы никто и никогда не нашёл и не разграбил могилу великого вождя гуннов.

Аттила произвёл грандиозное впечатление на умы и остался в преданиях германских народов как легендарная личность. Его образ остался жить в европейских эпосах: у Аттилы пируют, с Аттилой сражаются и погибают герои, добывая золото, которое исторический Аттила добывал с такой ненасытной жадностью (Этцель в «Нибелунгах», Атли в «Эдде»).

Аэций же пал жертвой интриги через год: подозрительный Валентиниан III убил его 21 сентября 454 года – по разным версиям, пронзил мечом или задушил. По этому поводу приближённые прямо сказали императору, что тот «правой рукой отрубил себе левую».

Так один за другим сошли в могилу все полководцы величайшей битвы. Наступало новое время, которому суждено было стать ещё более тяжёлым и тёмным.

Битва народов

В конце IV века у Римской империи, распавшейся к тому времени на Западную и Восточную, появился новый страшный враг. Это были гунны - кочевники, пришедшие из Центральной Азии. Еще в 377 году гунны захватили Паннонию (современная Венгрия), но вели себя относительно спокойно и не представляли серьезной опасности для Рима. Римляне даже использовали гуннские отряды для своих военно-политических целей. Нов начале 440-х годов натиск гуннов на Восточную Римскую империю усилился, так как гуннов возглавил талантливый и воинственный вождь Атилла, убивший в 445 году своего брата-соправителя Бледа.Атилла был прирожденным полководцем. По преданию, однажды пастух нашел и принес Атилле заржавленный меч, Атилла взял меч в руки и произнес: "Долго этот меч был скрыт в земле, а теперь небо дарует его мне для покорения всех народов!"

И действительно, гуннский союз под руководством Атиллы распространил свою власть на востоке до Кавказа, на западе до Рейна, на севере до датских островов, на юге по правый берег Дуная. В 447 году гунны опустошили Фракию и Иллирию и дошли до окрестностей Константинополя, но Восточная Римская империя смогла откупиться.

В начале 450-х годов гунны вторглись на территорию Галлии, грабя и сжигая все на своем пути. Гунны представляли смертельную опасность не только для галло-римлян, но и для многочисленных варварских племен, живущих в Галлии, на территории Римской империи. Недаром Атиллу называли разорителем мира. Поэтому против гуннов была создана сильная коалиция из франков, аланов, аморианцев, бургундов, вестготов, саксов, военных поселенцев - летов и рипариев.

Заставив Восточную Римскую империю платить ежегодную огромную дань, Атилла стал готовиться к нападению на Западную Римскую империю, избрав причиной для войны месть готам, которые размещались в Южной Галлии и частично в Испании. Атилла собрал несметное войско, куда входили аланы, славяне, германцы, гепиды, остготы и др.

В январе 451 года 500-тысячное войско Атиллы выступило в поход. Следуя вверх по Дунаю, гунны подошли к Рейну и вторглись в Галлию. Разгромив Вормс, Майнц, Трир и Мец, они двинулись в Южную Галлию, где жили готы, и осадили Орлеан. Готы обратились за помощью к римскому полководцу Флавию Аэцию. Аэций был талантливым военачальником и имел необычную судьбу. Его отец охранял дунайскую границу Римской империи от варваров и вынужден был отдать своего сына в заложники гуннам. Так Аэций близко узнал их военную организацию и способы ведения войны. Позже он искусно использовал силы варваров против варваров, в том числе в Каталаунской битве, где у него были вспомогательные отряды из франков, сарматов (аланов), саксонов, бургунцев, амориадцев и вестготов во главе с королем Теодорихом.

С помощью Аэция удалось отстоять Орлеан. Атилла отошел к городу Труа, к западу от которого и произошла битва на Каталаунских полях, названных так по городу Каталаунаму.

Подойдя сюда, римляне устроили укрепленный лагерь по всем правилам, ведь важнейшей установкой их военной жизни была безопасность бивака. Где бы и на какой срок ни останавливался легион, он тут. же начинал строить лагерь из бревен, защищенный рвом и стеной. В лагере в раз и навсегда установленном порядке располагались ворота, площадь собраний - форум, палатки командования - преторий, палатки сотников (центрурионов) и десятников (декурионов), стойла лошадей и другие службы.

Атилла построил свои кибитки в виде круга, внутри которого были раскинуты палатки.

Союзники-варвары расположились без окопов и укреплений. Перед сражением Атилла привлек к себе предсказателей, они вглядывались то во внутренности животных, то в какие-то жилки на обскобленных костях и объявили, что гуннам грозит беда. Небольшим утешением для Атиллы оказалось лишь то, что верховный вождь противной стороны должен был пасть в битве. (Иордан. О происхождении и деяниях готов. М„ 1960. С. 105.)

Атилла выбрал для сражения равнину, чтобы предоставить своей легкой коннице свободу маневра. Он вывел войска на поле довольно поздно - в третьем часу дня. Сам Атилла стал с гуннами в центре, на его левом фланге находились готы во главе со своим вождем Валамиром, на правом крыле - король Ардарик с гепидами и другими народами. Видимо, Атилла хотел броситься с гуннами на римлян и в случае неудачи дать время своим слабым крыльям перейти в наступление.

Аэций во главе римлян находился на левом фланге, вестготы во главе с королем Теодорихом - на правом. Центр занимали франки, аланы и другие племена. Аэций намеревался своими крыльями отрезать самого Атиллу от его флангов.

Между двумя армиями находилось небольшое возвышение, обе стороны попытались овладеть им. Гунны отправили туда несколько эскадронов, отделив их от авангарда, а Аэций послал вестготскую конницу, которая, прибыв первой, атаковала сверху и опрокинула гуннов.

Это было плохим предзнаменованием для гуннской армии, и Атилла постарался вдохновить своих воинов речью, которую приводит в своем сочинении Иордан по готскому преданию: "...Нападем смело на неприятеля, кто храбрее, тот всегда нападет. Смотрите с презрением на эту массу разнообразных народов, ни в чем не согласных между собою: кто при защите себя рассчитывает на чужую помощь, тот обличает собственную слабость перед всем светом...

Итак, возвысьте свою храбрость и раздуйте свой обычный пыл. Покажите, как следует, гуннам свое мужество... Я бросаю первый дротик в неприятеля, если кто-либо может остаться спокойным в то время, когда бьется Атилла, тот уже погиб". (Иордан. О происхождении и деяниях готов. М., I960. С. 106.)

Воодушевленные этими словами, все устремились в бой. Битва была свирепой и отчаянной. Полуиссякшие ручейки, протекавшие по долине, внезапно раздулись от потоков крови, смешавшейся с их водами, и раненые, утоляя жажду, умирали мгновенно. (Там же, С. 107.)

Король Теодорих объезжал войска и ободрял их, но был сшиблен с коня и растоптан своими же. По другим свидетельствам, он был убит копьем. Видимо, эту смерть и предсказывали гадатели.

Но готы Теодориха одолели готов Атиллы. Атилла бросился на слабый центр римлян, смял его, и уже торжествовал победу, когда готы Теодориха врезались в правый бок гуннов, а Аэций повернул против них свое крыло и нагрянул справа. После ожесточенной борьбы гунны, сдавленные справа и слева, не выдержали и бросились к своему лагерю, причем сам Атилла едва спасся бегством. (См. Герои и битвы. М., 1995. С. 52.)

Это была одна из самых кровопролитных битв в истории войн. По данным Иордана, с обеих сторон погибло 165 тысяч человек (Иордан. Указ. соч. С. 109.), по другим сведениям - 300 тысяч человек. (Стасюлевич М. История средних веков. СПб., 1863. С. 322.)

Атилла отошел к своему лагерю и приготовился к атаке на следующий день. Засев за кибитками, Атилла держался достойно: из его лагеря раздавались звуки трубы и шум оружия; казалось, что он снова готов нанести удар. "Как лев, гонимый отовсюду охотниками, большим прыжком удаляется в свое логовище, не смея броситься вперед, и своим рыканием наводит ужас на окрестные места, так гордый Атилла, король гуннов, среди своих кибиток, наводил ужас на своих победителей", - писал Иордан. (Иордан. Указ. соч. С. 112.)

Но Аэций не возобновил военных действий в связи с тем, что его покинули готы для похорон своего короля. Атилла, узнав, что готы ушли, приказал закладывать повозки и попросил Аэция, чтобы ему дали свободно уйти. Аэций согласился, так как не решался без союзников начинать новую битву. Атилла смог уйти, но поход гуннов закончился печально для них: полумиллионное войско почти все погибло.

После поражения на Каталаунских полях обширное и непрочное государственное объединение гуннов начинает распадаться, а вскоре после смерти Атиллы (453 год) окончательно развалилось.

Гуннская опасность сплотила на короткое время разнородные силы вокруг Римской империи, но после Каталаунской победы и отражения гуннской опасности процессы внутреннего разъединения империи усилились. Варварские королевства перестали считаться с императорами и проводили самостоятельную политику.

Использованы материалы книги: "Сто великий битв", М. "Вече", 2002

Литература

1. Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь. -Тверь-М., 1996. С. 160-162.

2. Военная энциклопедия: В 8-й т. /Гл. ред. комис. П.С. Грачев (пред.). - М., 1995. -Т. 3.-С. 508-509.

3. Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов. - Изд. 2-е. - В 14-й т. - СПб., 1855. - Т.7. - С. 80-81.

4. Герои и битвы. Общедоступная военно-историческая хрестоматия. - М., 1995. С.45-52.

5. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (готов). - М., 1960. С. 104-109.

6. Морской атлас/Отв. ред. Г.И.Левченко. -М., 1958. -Т.З.-Ч.1. - Л.2

7. Стасюлевич М.М. И(;тория средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. - СПб., 1865. -Т. 1.-С. 316-329.

8. Турский Г. История франков. - М., 1987. С. 33-35.

9. Энциклопедия военных и морских наук: В 8-й т. /Под общ. ред. Г.А. Леера. - СПб., 1889. - Т.4. - С. 181.