Какие образы принимала смерть в культурах разных народов? Чем объясняется то, что чаще всего смерть в мифах и легендах имеет облик старой женщины? Почему смерть принято изображать с острой косой в руках?

Символика смерти в мировой культуре исконно многозначна. Это беспощадное явление традиционно вызывало неприятие и оторопь во все времена у подавляющего большинства людей. Считается, что даже погребальный обряд зародился в результате этого страха. Люди стремились избавиться от мертвого тела (спрятать его), которое считалось источником опасности и внушало особый животный, а после и мистический ужас.

В более развитом обществе смерть стали воспринимать более сложно: как необходимый финальный этап существования личности, без которого сама жизнь считалась лишенной смысла. Именно из-за такого усложненного отношения к факту обязательного ухода человека из этого мира сама смерть у разных племен стала олицетворяться совсем не однозначно.

Почти у каждого народа

боги и прочие потусторонние существа, связанные со смертью, были многоликими. Они представляли собой разные сущности.

Нередко в одних и тех же верованиях боги и демоны, отвечающие за переход человека в мир иной и обладающие властью в загробном царстве, имели и мужское, и женское начала. Например, в древнегреческой мифологии царями в подземном Аиде были сам Аид (брат Зевса) и его жена Персефона. Души умерших через Стикс перевозил старый лодочник Харон, а одной из видных древнейших богинь, в том числе и смерти, считалась зловещая трехтелая Геката. Сама же смерть представлялась в виде черного юноши с факелом в руках - Танатоса. Он являлся к каждому в час роковой гибели и отрезал ножницами или другим острым предметом прядь волос, исторгая таким образом душу из тела. В восточных мифологиях смерть чаще имеет мужской облик. У египтян - это Сет, у огнепоклонников зороастрийцев - Ангро-Манью, у индуистов - Яма. В славянской мифологии у смерти - женское обличье Например, зимняя богиня Марена (Мара), связанная с холодом, умиранием и луной. Одна из известных скандинавских богинь - Хель, дочь Локи. Верховный бог Один отдал ей во владение Хельхейм - царство мертвых. Кельты видели смерть в облике богини-воительницы Морриган.

Молодость и старость - две взаимосвязанные характеристики смерти, ведь она приходит к людям без учета их возраста, и сама представляет собой воплощение жизненного пути, который ведет человека от цветущих молодости и зрелости к немощной дряхлости. Возможно, наиболее красноречиво подобное двойное воплощение смерти - это миф о Деметре. Первоначально данная богиня имела тройную природу. Во время растущей луны она была девушкой и называлась Персефоной, в полнолуние становилась Корой - женщиной в детородном возрасте, а в период стареющей луны становилась старухой Деметрой. Кора-Персефона была одновременно богиней плодородия и смерти, которая становится основой продолжения жизни. У тех же греков Харон и Танатос - это разновозрастные воплощения неизбежного ухода в небытие.

Красота и безобразие - тоже одинаково частые признаки образа смерти. Те же Мара и Персефона прекрасны, а древнеримский Оркус или славянский Карачун далеки от внешнего совершенства по человеческим представлениям. В средневековье смерть было принято изображать в виде полуразложившегося трупа или вовсе скелета - персонификаций отнюдь не очаровательных. А скандинавская Хель - это огромная женщина, состоящая из 2-х половин: первая - мертвецки бледная, вторая - сине-черная, как разлагающийся труп. Иногда ее изображают одновременно красивой женщиной и скелетом, с костей которого свисают остатки мертвой плоти.

Человекоподобное и звериное также характерны для традиционного образа смерти в его разных воплощениях. Например, Сета (как и большинство древнеегипетских божеств) одновременно представляли и в виде шакала. Часто его рисовали и ваяли с туловищем человека и шакальей головой. Животное воплощение Аида - черный конь, а Гекаты - черный дракон. Римский Оркус - это козлоногое клыкастое чудовище с крыльями нетопыря и огромными когтями. Несомненным чудищем являлся и пес Кербер, который охранял врата древнегреческого Аида. У этой адской трехголовой и крылатой собаки на гриве извивались ядовитые змеи, а вместо хвоста щелкал зубами ящер. Во времена разгула черной чумы в средневековой Европе смерть стали изображать в образе чудовища - летучего змея или человекоподобного существа с драконьими крыльями и толстым змеиным хвостом.

Древнеегипетский бог загробного мира Сет

Молодость и Старость

Скандинавская богиня смерти Хель

Откуда у смерти взялась коса?

Ответ на этот вопрос тоже надо искать в культурах древности. Дело в том, что во многих случаях одни и те же боги отвечали одновременно за смерть и плодородие, а погребальный обряд в сознании людей был тесно связан с аграрным культом. Вначале одним из символов плодородия и жатвы был серп.

В Египте, например, это орудие труда было одним из атрибутов Осириса , который считался одновременно богом обильного урожая в пойме Нила и правителем в царстве мертвых.

В Европе одним из первых образов смерти был старик, который держит в руках песочные часы и серп. Считается, что так изображали древнегреческого Харона. С каждой души он брал за переправу через Стикс монетку (ее обычно клали под язык покойному во время похорон), а если ее не оказывалось, то в наказание за это Харон именно серпом отсекал голову несчастному. Предположительно, данный серп раньше принадлежал богу времен и плодородия Кроносу, которому он достался от циклопов. Оружие было выковано циклопами из волшебного металла адаманта для оскопления Урана. Потом оно оказалось в Аиде, и им пользовались то Харон, то Танатос.

Древнеримский Сатурн (аналог Кроноса) тоже изображался с серпом. В другой руке он держал колосья, что подчеркивало его аграрную функцию. А как ответственный за непрерывное течение времени, он присматривал и за своевременным уходом смертных в мир иной.

Символом славянской Морены (помимо разбитых черепов) был серп. Им она отрезала жизненные нити. Эта богиня была сестрой близнецом Живы, которая вместе с рядом прочих божеств отвечала за возрождение природы и плодородие.

С серпом в руках представляли и богиню Деметру, которая в Элладе отвечала за смену зимы весной и хороший урожай ячменя. Ей посвящали великие священные таинства в городе Элевсине. На них приносились и человеческие жертвы. Они должны были обеспечить скорый приход весны. Предполагают, что во время кульминации праздника человека, выбранного жрецами, вначале убивали серпом над алтарем, потом расчленяли его тело и зарывали куски жертвенной плоти в землю особого поля. После этого поле засевалось ячменем. Кровавый обряд подчеркивал веру в то, что смерть необходима для продолжения жизни. Как зерно сеют в землю, чтобы оно проросло новым колосом, так умершего кладут в чрево Матери Земли, чтобы на свет могли родиться новые живые существа. Идея продолжения жизни после смерти была воплощена в целом сонме умирающих и воскресающих аграрных богов (Осирисе, Дионисе, Персефоне, Адонисе и т.д.).

Кстати, все перечисленные и некоторые другие женские божества, связанные одновременно с плодородием и смертью, были и богинями луны. А вид серпа точно повторяет облик месяца , который рождается, растет, стареет и умирает, как и человек.

Серп в разные времена был и сельскохозяйственным атрибутом, и оружием. Им сражались легендарные воины древнего Египта, а также враждебные египтянам хетты. Серповидные клинки были характерны для персидской и янычарской армий. В средневековье у крестьян и народного ополчения появился модифицированный серп на длинной ручке - коса. Это было уже новаторское орудие, которое сильно увеличивало площадь захвата и колосьев, и вражеских голов. Когда в XIV веке в Европе разразилась пандемия легочной чумы, появилась персонификация смерти в виде знаменитого Мрачного Жнеца: скелета в черном балахоне и с косой. Иногда он рисовался верхом на коне. Этот образ подчеркивал масштабность гибели людей в те времена. Для большей наглядности в некоторых случаях смерть изображали с целым набором разных орудий. Например, она держит в руках косу и грабли (или метлу), а за ее плечами приторочена корзина с ножами, пилами, серпом, луком и стрелами. По поверьям, приходила она и с мечом, но обычно лишь к аристократам и воинам.

как зерно сеют в землю, чтобы оно проросло новым колосом, как умершего кладут в чрево матери земли, чтобы на свет могли родиться новые живые существа.

Сатурн с косой в руках (в древнем частном гороскопе осеннего равноденствия)

Если мы так мало знаем о жизни, что мы можем знать о смерти? (Конфуций)

Смерть. Неизбежный конец всего живого.
Так почему же смерть чаще всего изображается в виде фигуры в темном балахоне и с косой? Иногда это старуха, чаще скелет. Бывает, что балахон полностью скрывает темного вестника. Так почему этот образ?

итак, рассмотрим парочку теорий.

0. В древние времена, задолго до инквизиции и средневекового мракобесия, смерть изображали в виде костлявой старухи в черном плаще и с косой, которой она убивает свои жертвы. Стойкость этого образа, сохранившегося практически без изменений до наших дней, некоторые исследователи вопроса склонны объяснять тем, что образ этот по сути своей не сказочный и не фольклорный, а факт видений умирающих людей. Смерть на античных фресках и Смерть на гравюрах Дюрера поразительно похожи. Бытует мнение, что художникам разных эпох позировал один и тот же персонаж. Во всяком случае даже, если художники и не видели сами Смерти, то представляли Ее по рассказам своих современников, встречавшихся с Нею. И образ Ее удивительно неизменчив – и две тысячи, и тысячу лет назад и сегодня она выглядит так же. Единственное изменение образа (зафиксированное историей) внесла ужасная эпидемия чумы в средневековой Европе (каждый четвертый житель континента погиб тогда от болезни, а многие города вымерли начисто и не осталось даже памяти о них). В это жуткое время Смерть получила драконьи крылья и чудовищно толстый змеиный хвост – именно так ее изображали в церковных книгах и летописях. Следует уточнить, что это был образ не просто смерти, а ее самого страшного для того времени воплощения – легочной чумы, заболевания, ужасней которого не бывало на Земле, и которое, будем надеяться, кануло в Лету. Весь ужас тех лет запечатлен на выцветших картинах из ветхих средневековых книг – крылатая Чума с глумливой улыбкой и кровавой косой лихо скачет по мрачным и узким улицам, оставляя за спиной груды трупов... Возможно для того времени и нельзя было иначе выразить так правдиво и ясно кошмар, пережитый нашими предками. Когда болезнь ушла, Смерть на картинах потеряла крылья. Похоже, она обретает их только во времена страшных бедствий (по нашим земным понятиям – без крыльев трудно повсюду успеть).

1. Из человеческих образов смерть у предка носила образ женщины, на что указывает род слова «смерть». Обыкновенно ее предок представлял себе отвратитель ной старухой. Так, на юге и по сие время смерть представляется старухой с большими зубами, костлявыми руками и ногами, с косой и заступом. Бело русы представляют смерть женщиной-старухой, блед ной и исхудалой, облаченной в белое покрывало. Великорусы - старухой с факелом в левой руке и косой в правойили отвратительной захудалой старухой в белом саване с косой и граблями.

Кроме указанных представлений у предка было еще представление о смерти как сухом, костлявом че ловеческом скелете с оскаленными зубами и прова лившимся носом. «Это представление существовало, - говорит Афанасьев, - у всех индо-европейских наро дов», на Руси же его мы встречаем не только на лубочных картинах и в старинных рукописях, но и в представлениях современного простолюдина. Так, на лубочной картине, изображающей встречу Аники- воина со Смертью, смерть представлена человеческим скелетом с косой в правой руке, за спиной имеющей корзину с серпом, опором, граблями и стрелами. Подобное же изображение смерти мы находим и в рисунке рукописи конца XVII, а также в иллюстрации древнего раскольнического стиха «о умилении» В «Житии Василия Новаго» о смерти говорится, что она пришла к Феодоре, «как лев рыкая, образом зело страшна, подобия аки бы че- ловеческаго, но тела отнюдь не имуща, от единых то- чию костей человеческих составлена. Ношаше же различная орудия к мучению: мечи, стрелы, копия, бар ды, косы, серпы, рожны, пилы, секиры, теслы, оскорды и удицы и иная некая незнаемая. Описание смерти как скелета находим и в «Унивар- сыий рукопис» (XVIII в.), где говорится: «Показа ар хангел Михаил Аврааму смерть, сотвори ю страшную, сухую, зубатую, ребрату, голенатую и с кривою, ост рою косою и с граблями и с метлою».

Из народных же представлений о смерти как о скелете, являющихся пережитком старины, можно при вести представления белорусов. Смерть белорус и по ныне представляет человеческим скелетом, одетым в белый саван и имеющим в руках длинную и острую косу.

В представлениях смерти скелетом замечательно то обстоятельство, что народная фантазия к скелету присоединяла атрибуты, заимствованные из своего быта, которыми легко могла быть уничтожаема жизнь. Так, в быт земледельческий смерть-скелет народ наделил: косой, серпом, граблями, заступом; в охотничий быт у скелета появляются стрелы и бердыши и, наконец, в позднейший воинский быт - меч и копье.

2. Есть мнение, что раньше смерть изображали со стрелой. Когда человечество начало страдать от эпидейми чумы, в умах людей совершенно логично появился образ темного жнеца, косившего людей без разбору.

В славянской мифологии Смерть была персонифицирована, и носила имя Маара. Она изображалась как высокая женщина, сгорбленная старуха, или как красивая девушка в белом. Древние авторы, говорящие о божествах славян, упоминали о Морене как Богине вроде Гекаты и Деметры (смерти и плодородия одновременно). Мара - начало и конец бытия, сущность, наделенная универсальной властью, держащая в руках судьбы людей.

Создается впечатление, что западная культура предлагает нам образ смерти, который не имеет ничего общего с настоящей смертью. Но почему? Ответ на этот вопрос стоит искать в средневековье. Тогда, во время эпидемий чумы, смерть буквально выкосила пол-Европы. До прихода чумы смерть, как и любовь, изображали со стрелой - это образ избирательной, естественной, не случайной смерти. После эпидемий чумы, когда смерть косила всех без разбору, ее стали изображать с косой. Последующие войны и революции с миллионами насильственных смертей, только усилили этот образ, который и дошел до наших дней.

3. Коса и серп – атрибуты Смерти и времени. Серп – символ луны, ночи, старения и смерти. Коса – напоминание о скоротечности человеческого бытия и неизбежности смерти.

4. Более непосредственные символы смерти - скелет и череп (это также знаки шестого дня ацтекского календаря). Кости могли быть и символами будущего воскресения: "Так говорит Господь Бог костям сим: вот Я введу дух в вас, и оживете... И вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею... И вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище" (Иез 37:5,7,10). Фигуры "оживших" скелетов в позднее средневековье изображались зачастую в сценах плясок смерти, которые символизировали справедливое уравнивание судеб в смерти. Старинным символом корабля смерти является "корабль церкви" с якорем и крестом (в качестве мачты), над которым, словно над Ноевым ковчегом, парит голубь (который должен вести в рай). Встречается также оливковая ветвь как символ мира, и указывающие на воскресение символические животные - улитка (которая спит в доме-"могиле") и бабочка; венок символизирует плату за блаженную жизнь на небе. В качестве "обрезающей жизни" изображается коса {серп) смерти, иногда она носит также лук и стрелы как смертельное оружие или песочные часы (см. Хронос) как указание на ограниченный срок человеческой жизни. В романтизме встречается изображение плакучей ивы. В Европе символическим цветом смерти является черный, в Восточной Азии - белый (см. Лилия). В исламской мифологии смерть человека символизирует ангел смерти Израил (Азраил), который стоит рядом с троном Аллаха и указывает на древе жизни листья с написанными на них именами л юдей, которых Аллах обрекает на смерть (поэтому соответствующие листья падают вниз). После этого ангел смерти посещает каждого человека и объявляет его умершим, принимая при этом различные образы: "Адаму он явился в образе козла, Аврааму в образе дряхлого старца, Моисею в образе бодрого мужчины" (Бельтц, 1980). Ангел смерти Израил, не упоминаемый в Коране по имени, является тем, кто при создании человека доставляет необходимые для этого семь разноцветных видов земли, а сама земля при этом получает обещание со стороны Аллаха, что после смерти человека ей будет возвращена его плоть. На XIII карте "Большой Арканы" в игре тарот изображается смерть в виде скелета с косой или луком и стрелами, часто в черном одеянии с капюшоном или в качестве "апокалипсического всадника". Предсказательное толкование этой карть - смерть, утрата, изменение, устранение старого новым и т. п. Смерти символы: Могильщик и труп в пеленах. Граффити в римских катакомбах Коммодилла. Раннехристианское искусство Смерти символы: Урна и плакучая ива. А. Андерсон (1775- 1870) Смерти символы: Масон екая эмблема с циркулем и угольни1М.
возрождение

5. Русская культура.
Центральной фигурой в мире мифологических существ является персонифицированный образ Смерти, предстающей человеку в последние минуты жизни в облике высокой женщины в белом одеянии. Недвижная и безмолвная белая женщина как некий статичный символ, явленный знак беды, несчастья, а русской мифологии отличается от персонифицированного античного образа Смерти, отразившегося в русской культурной традиции - особенно XVIII-XIX вв. Здесь алчная, лютая, безжалостная смерть предстает в облике женщины с косой или серпом, активно уничтожающей жизнь. Зыбкость и условность грани между миром реальным и потусторонним подтверждается наличием множественных персонифицированных ликов смерти, окружавших живых. Это упыри, лешие, водяные, вампиры, клохтуны, еретики и другие низшие мифологические существа, сохраняющие гипертрофированное человеческое обличье и сливающиеся с природой. «Вредящие» мертвецы не покоятся недвижно в могиле, но продолжают жить после смерти активной разрушительной жизнью, символизируя устойчивое в массовом сознании представлении о смерти как об угрозе физического уничтожения.

6. Из Dance Macabre, жанр возник в Германии во время Черной Смерти, первый текст, но до него были эмблемы, соответственно, первый связный текст именно из этих подписей к изображениям и возник. У М. Реутина есть маленькая монография об этом прекрасном жанре. У Хейзинги очень красивое объяснение слова Макабр в "Осени Средневековья", в главе о представлениях о смерти, но уж очень художественное... Из Германии распространился сначала во Францию, там были знаменитые росписи кладбища Невинно-убиенных младенцев (не сохранились, разрушены во время Вел. Франц. революции). Но их скопировал в конце столетней войны заезжий внглийский монах, и текст перевел. Потом в Испании распространились. Основные тексты: немецкий (латинский), на верхненемецком, на нижненемецком, английский перевод с французского, некоторое кол-во испанских Среди русских текстов у "Прение живота и смерти" явно ноги оттуда растут.

Образ смерти

смерть в качестве вымышленного образа встречается в мифах и легендах всех мировых культур начиная с незапамятных времён. Так как изначально человек не мог объяснить причину смерти живого существа, то представления о смерти были как о реальном существе. В западной культуре смерть обычно выступает в виде скелета с косой, облачённого в чёрный балахон с капюшоном.

Во многих цивилизациях функции смерти выполняли отдельные божества.
Анубис или Осирис (Древний Египет)

Божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека. Покровитель умерших. В Старом царстве являлся богом Дуата. В древнеегипетской мифологии сын Нефтиды. Женой Анубиса в кинопольском номе считалась богиня Инпут. Центром культа Анубиса являлась столица семнадцатого египетского нома Кинополь. Изображался в образе шакала или человека с головой шакала. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса.

Танатос (Древняя Греция)

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом . Ему посвящен LXXXVII орфический гимн.

В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека. Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии "Алкестида" (в переводе Анненского «Демон Смерти»), где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Морриган – Кельтская Богиня-Воительница Смерти и разрушения и мать всех ирландских богов. Говорят, что она появляется в образе вороны (птица дурного предзнаменования в традиции Кельтов) перед началом и во время битв. Она известна как Королева Призраков
и Великая Королева Морриган. В божественной троице ее назвали Маха, когда она творила колдовство с кровью slain; Бадб, когда она появилась в образе великанши в начале войны, чтобы предупредить воинов об их судьбах; и Неман (Нимэн), когда она появилась в образе
самоизменяющейся старухи. Ее цвета черный и рубиновый.

Хель (Германо-скандинавская мифология)

повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной). Одна из трёх хтонических чудовищ.

Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.

Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.

Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

Грох (Армянская мифология)

Грох на лбу человека при рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде.

Иногда Гроха отождествляли с цаверами, духами болезни.

В Библии смерть представляет собой ангела, посланного Богом и наделенного большой силой.

русские памятники (старинные рукописи, стенная живопись и лубочные картины) изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобия человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и провалившимся носом, потому народ и называет ее курносою. Смерть признавалась нечистою, злою силою, оттого и в языке, и в поверьях она сближается с понятием мрака (ночи) и холода (зимы). «...Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается... Смерть (это была она) и говорит: «Я послана господом взять у тебя душу!» (сб. Е.В. Барсова. «Солдат и Смерть»).

Какие у кого есть мысли по этому поводу? ;)

Знаете ли вы, почему смерть обычно изображают с косой? Такой атрибут она получила еще в 14 веке, во времена эпидемии чумы в Германии, когда люди умирали тысячами.

Считается, что именно во времена эпидемии чумы появилось крылатое выражение: «Смерть косит всех».

С течением времени стали видоизменяться и христианские представления об этом образе. Так появилось мнение о том, что смерть при помощи косы отсекает вечную душу человека от бренного тела, тем самым помогая ей покинуть его и вознестись на небо.

В искусстве смерть с косой впервые изобразил художник эпохи Ренессанса Альбрехт Дюрер в своей гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол». В Передней и Восточной Азии ее также начали рисовать с косой, причем независимо от европейцев. Не исключено, что кто-то все-таки смог увидеть смерть и затем описать ее внешний вид.

Кроме того, в христианском имеется аллегорическое сравнение всего человеческого рода с пшеничной нивой. Рано или поздно, по древним преданиям, смерть в роли беспощадного жнеца придет и сожнет своей косой плоды. При этом хорошие колосья должны попасть в житницу Отца Небесного, а плохие должны быть сожженными адским пламенем.

Теперь немного позитива. Как ни странно, смерть имеет и положительную сторону. Она напрямую участвует в процессе перерождения, а также обновления жизни и всей природы. Без нее была бы невозможна и жизнь, ведь все когда-нибудь начинается и когда-нибудь заканчивается.

Как нарисовать смерть с косой: поэтапная инструкция

Вначале изобразите овальную форму для головы и добавьте продолговатые линии для будущего одеяния. Поскольку это будет или плащ, вы можете не опасаться их рисовать. Даже если получатся лишние линии, они будут играть роль складок на одежде.

Затем обведите формы более четко и изобразите один из рукавов. Далее добавьте детали к балахону. Нарисуйте отверстие для головы смерти. Для рукава вытянутой руки отверстие должно быть побольше. Изобразите на рукаве складки вокруг руки. Внизу балахона нарисуйте подол в виде складок, напоминающих огонь.

В видимой части капюшона изобразите устрашающее лицо жнеца жизней, вернее, это будет человеческий череп с пустыми глазницами и впадинами под скулами. Далее нарисуйте пальцы в виде крючковатых суставов костей, по 3 костяшки на палец. Кожи у смерти не должно быть совершенно.

При желании, в конце работы затемните некоторые области рисунка (глазницы черепа, складки одеяния, область носа и т.д.).

Для придания мрачному образу большей колоритности поместите в руку скелета песочные часы, которые олицетворяют собой чью-то жизнь. Затем изобразите часть главного атрибута смерти – длинный шест для косы.

Осталось лишь добавить лезвие инструменту, и можно сказать, что вы уже практически все сделали. Поправьте линии, если нужно, обведите их поярче. Вот и все, ваш рисунок, изображающий зловещую смерть с косой, готов.

Зачем смерти коса? September 24th, 2016

Мрачная фигура в черном балахоне, с косой и песочными часами - вот распространенное изображение Смерти. Но какие глубинные корни имеют эти символы? На самом деле я совсем был не в курсе, что "классическая" СМЕРТЬ ходит кроме косы еще и с часами. Но погуглив внимательней увидел, что это действительно так.

Итак, зачем СМЕРТИ коса? Что она ей косит? Человеческие жизни?

Сейчас узнаем некоторые подробности...

Песочные часы Смерть получил от самого Хроноса , олицетворения Времени, от божества, почти такого же древнего, как первоначальный Хаос. Он появился сразу после появления мира и создал воду, огонь и воздух. Песочные часы - самый ясный и известный символ времени в течение многих веков, даже сейчас, когда такими часами практически никто не пользуется.

Свою косу (иногда - серп) Мрачный Жнец получил от титана Кроноса . Тот был сыном бога Урана(он же Сатурн) и Геи, богини земли. Своих детей добрый папаша сжирал, зная, что будет убит от руки одного из них. Но последнего, младшенького Кроноса, Гея сумела спрятать и вырастить.

Она дала ему серп, которым Кронос, пардон, оскопил своего отца. Из капель крови, упавших при этом на землю, появились злобные фурии. Из крови и семени, смешавшихся с морской пеной, появилась прекрасная богиня Афродита. Во многих книгах по мифологии, кстати, эту составляющую будущей богини красоты и любви скромно замалчивают.

Таким образом, серп Мрачного Жнеца первоначально резал не совсем, хм, человеческие жизни...

Сам же бог смерти, Танатос, благополучно забытый христианами, использовал вовсе не серп, а меч. Этот крылатый юноша перелетал от одного ложа умирающего к другому, срезая у них по пряди волос и забирая душу. Крылья и черный плащ от Танатоса достались Мрачному Жнецу.

Вот поэтому теперь, закутавшись в плащ одного бога, с часами другого бога в одной руке и с оружием титана в другой, летает над землей на чужих крыльях Смерть и срезает жизни. И, в общем-то, какая разница тем, чью жизнь срезают, чем это делают?

Иногда упоминают, что коса - только для простых людей; когда же Смерть приходит за душой человека королевских кровей, в ее руке меч. Зачастую у нее с собой песочные часы, символизирующие истекающее время несчастной жертвы.

По другой версии все эти аттрибуты, появились у Смерти от древнеримского бога времени Сатурна. Он изображался жнецом с серпом или косой в одной руке и с пучком пшеницы в другой. Отсюда и имя Смерти в западной культуре - Grim Reaper - зловещий жнец.

У кого есть еще какие версии?

Есть много красивых притч о смерти. Вот одна их них автора cheshirrrko ...

Вы - кузнец?
Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул. К тому же он не слышал, чтобы дверь в мастерскую открывалась и кто-то заходил вовнутрь.
- А стучаться не пробовали? - грубо ответил он, слегка разозлившись и на себя, и на проворного клиента.
- Стучаться? Хм… Не пробовала, - ответил голос.
Василий схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся, прокручивая в голове отповедь, которую он сейчас собирался выдать в лицо этого незнакомца. Но слова так и остались где-то в его голове, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент.
- Вы не могли бы выправить мне косу? - женским, но слегка хрипловатым голосом спросила гостья.
- Всё, да? Конец? - отбросив тряпку куда-то в угол, вздохнул кузнец.
- Еще не всё, но гораздо хуже, чем раньше, - ответила Смерть.
- Логично, - согласился Василий, - не поспоришь. Что мне теперь нужно делать?
- Выправить косу, - терпеливо повторила Смерть.
- А потом?
- А потом наточить, если это возможно.
Василий бросил взгляд на косу. И действительно, на лезвии были заметны несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной.
- Это понятно, - кивнул он, - а мне-то что делать? Молиться или вещи собирать? Я просто в первый раз, так сказать…
- А-а-а… Вы об этом, - плечи Смерти затряслись в беззвучном смехе, - нет, я не за вами. Мне просто косу нужно подправить. Сможете?
- Так я не умер? - незаметно ощупывая себя, спросил кузнец.
- Вам виднее. Как вы себя чувствуете?
- Да вроде нормально.
- Нет тошноты, головокружения, болей?
- Н-н-нет, - прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, неуверенно произнес кузнец.
- В таком случае, вам не о чем беспокоиться, - ответила Смерть и протянула ему косу.
Взяв ее в, моментально одеревеневшие руки, Василий принялся осматривать ее с разных сторон. Дел там было на полчаса, но осознание того, кто будет сидеть за спиной и ждать окончания работы, автоматически продляло срок, как минимум, на пару часов.
Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.
- Вы это… Присаживайтесь. Не будете же вы стоять?! - вложив в свой голос все свое гостеприимство и доброжелательность, предложил Василий.
Смерть кивнула и уселась на скамейку, оперевшись спиной на стену.

Работа подходила к концу. Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец, взяв в руку точило, посмотрел на свою гостью.
- Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. Это поистине невероятно.
Смерть, сидевшая на скамейке в непринужденной позе, и разглядывавшая интерьер мастерской, как-то заметно напряглась. Темный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца.
- Что вы сказали? - тихо произнесла она.
- Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое…
- Оружие? Вы сказали оружие?
- Может я не так выразился, просто…
Василий не успел договорить. Смерть, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. Края капюшона слегка подрагивали.
- Как ты думаешь, сколько человек я убила? - прошипела она сквозь зубы.
- Я… Я не знаю, - опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий.
- Отвечай! - Смерть схватила его за подбородок и подняла голову вверх, - сколько?
- Н-не знаю…
- Сколько? - выкрикнула она прямо в лицо кузнецу.
- Да откуда я знаю сколько их было? - пытаясь отвести взгляд, не своим голосом пропищал кузнец.
Смерть отпустила подбородок и на несколько секунд замолчала. Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села.
- Значит ты не знаешь, сколько их было? - тихо произнесла она и, не дождавшись ответа, продолжила, - а что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? Никогда не убила ни одного человека. Что ты на это скажешь?
- Но… А как же?…
- Я никогда не убивала людей. Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? Вы сами убиваете друг друга. Вы! Вы можете убить ради бумажек, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. Вам просто это нравится. Вы зависимы от чужой крови. И знаешь, что самое противное во всем этом? Вы не можете себе в этом признаться! Вам проще обвинить во всем меня, - она ненадолго замолчала, - ты знаешь, какой я была раньше? Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. Это было очень давно… Посмотри, что со мной стало!
Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон.
Перед глазами Василия предстало, испещренное морщинами, лицо глубокой старухи. Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. Но самыми страшными были глаза. Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза, уставились на кузнеца.
- Посмотри в кого я превратилась! А знаешь почему? - она сделала шаг в сторону Василия.
- Нет, - сжавшись под ее пристальным взглядом, мотнул он головой.
- Конечно не знаешь, - ухмыльнулась она, - это вы сделали меня такой! Я видела как мать убивает своих детей, я видела как брат убивает брата, я видела как человек за один день может убить сто, двести, триста других человек!.. Я рыдала, смотря на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса…
Глаза Смерти заблестели.
- Я поменяла свое прекрасное платье на эти черные одежды, чтобы на нем не было видно крови людей, которых я провожала. Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слез. Я больше не дарю им цветы. Вы превратили меня в монстра. А потом обвинили меня во всех грехах. Конечно, это же так просто… - она уставилась на кузнеца немигающим взглядом, - я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей… Отдай мне мою косу, дурак!
Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской.
- Можно один вопрос? - послышалось сзади.
- Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? - остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она.
- Да.
- Дорога в рай… Она уже давно заросла травой.

источники

Мифический образ, нагоняющий страх используется и в кинематографе, и в фантастических рассказах. Однако задумывались ли вы, почему Смерть изображают с косой? Кто она на самом деле: старуха или старик? Такие герои обязательно имеют историю своего возникновения именно в том образе, в котором предстают перед нами. Для того чтобы разобраться с этими вопросами следует обратиться к мифологии древних божественных существ.

Зачем смерти коса?

Образ в черных одеждах и с косой издавна существует в европейской народной культуре. О том для чего старухе нужна коса достоверных сведений нет, однако ученые считают:

  1. Коса в этом образе является символом жатвы . Но только не урожая, как это обычно бывает, а человеческих душ, которые готовы уйти в мир иной;
  2. По второму предположению орудия сельского хозяйства всегда использовались в мятежах и восстаниях. Таким образом, коса стала символом крови и смерти;
  3. Лезвие косы очень похоже на загадочный обод луны. А луна в свою очередь представляется символом вечной жизни, которой никогда не достичь смертным.

Скорее всего образ в виде жреца в черном плаще произошел от древнего бога Танатоса. По преданию он всегда был одет в черный плащ и имел крылья. Перелетая от одного дома к другому, он мечом срезал прядь волос у человека, готовящегося умереть и уносил его душу с собой.

Примечательно, что по сей день некоторые верят, что смерть с косой приходит только к обычным людям, а для царских особ у нее подготовлен меч.

Также существует версия о том, что прообразом старика с косой является древнеримский бог Сатурн. Его часто изображали с подобным орудием и пучком сена. Возможно отсюда появилось название «Зловещий жнец».

К чему снится Смерть с косой?

Человек не способен контролировать свои сновидения. При этом ночные картинки являются отражением нашего внутреннего состояния и подсознательных переживаний. Если однажды ночью вам приснился зловещий образ с косой, это могло вас испугать, хотя прогнозы толкователей снов являются весьма утешительными.

Многие сборники по толкованию снов говорят о том, что это положительный знак. Вам сулят перемены в жизни. Однако, следует опасаться ранее допущенных ошибок и больше их не повторять.

Но для того чтобы более точно определить значение появления такого персонажа во сне, следует максимально вспомнить все детали:

  • В случае, когда вы видели ее достаточно далеко от себя, в реальности вам необходимо заняться старым делом, которое больше не терпит отлагательств;
  • Если она у вас в доме или на пороге, значит скоро наступят хорошие перемены;
  • При встрече с образом на дороге - вас ждет увлекательное путешествие;
  • Старуха, стоящая рядом с вами, сулит вам небольшие неурядицы, которые заставят вас по-другому посмотреть на жизнь.

Таким образом, как и всегда во снах, негативное явление является предвестником благополучных перемен.

Реклама мерседес - Смерть с косой

Примерно год назад большой автогигант, производитель автомобилей Мерседес выпустил рекламу, в которой присутствует описываемый образ. Суть ролика заключается в том, что молодой человек еде на автомобиле по лесной дороге и вдруг рядом с ним возникает лысый старик в черном плаще и с косой.

А через долю секунды водитель замечает перед собой манипулятор, убирающий сломанное дерево, которое в это время направлено прямо в лобовое стекло машины. Конечно, умный Мерседес спасает своего хозяина от неминуемой смерти благодаря функции автоторможения перед препятствием. А старик, в свою очередь, остается обескураженным своим поражением.

Ролик сделан качественно, но это и не удивительно. А как нужно относиться к самому факту присутствия такого образа в средствах массовой информации, каждый потребитель должен решить сам.

Образ смерти в разных культурах

Образ смерти не для всех культур одинаков.

  • У Древних Ацтеков она изображалась в виде окровавленного скелета. Постоянными спутниками являлись летучая мышь, паук и сова;
  • В Буддизме божество Мара в виде многорукого демона несет в себе разрушение. При этом действует он через искушение;
  • В религии Маори смерть - это женщина, по легенде ушедшая в подземный мир от стыда за то, что ее муж является ее отцом;
  • Великанша Хель, у которой одна половина лица синяя, а другая бледная, а нижняя часть туловища и конечности с элементами трупного разложения является страшным образом германо-скандинавии;
  • В религии Вуду предвестник скорой кончины изображен во фраке и в цилиндре;
  • Греческий бог Танатос олицетворял смерть в отличие от хранителя подземного царства Аида;
  • Армянское божество Грох - в переводе «записывающий» ведет подсчет добрых дел человека в течение его жизни и нарушений божественных законов. А после сообщает о деяниях на Божьем Суде;
  • Римляне опасались Оркуса - мохнатого летающего демона, который уносил души мертвых в загробный мир.

Очевидно, что люди всегда и везде олицетворяли смерть. Это неудивительно, так как практически все явления, которые невозможно было объяснить так или иначе имели человеческий облик.

Кто она: старуха или старик?

В Древнегреческой и древнеримской мифологии смерть предстает в виде мужчины с неопределенным возрастом. Однако существуют мнения что она имеет женское лицо. Такая теория основана на предположении, что весь этот образ создан в противоположность жизни:

  1. Жизнь - символ плодородия, а смерть - образный сбор урожая;
  2. Живой человек всегда свежий и цветущий, а смерть изображают в виде скелета, лишенного жизненной энергии;
  3. Смерть предает перед нами старой, так как именно это состояние увядания наиболее близко для нее;
  4. Символ жизни - это Бог, а в противовес этому символом смерти является женщина.

Существует еще одна версия женской сущности мифического героя. Она исходит из того, что только женщина способна дать жизнь человеку и только она имеет право ее забрать .

Таким образом, о том почему смерть изображают с косой можно размышлять с разных точек зрения. Возможно этот образ имеет божественное происхождение, а возможно этот атрибут ей приписали крестьяне от отсутствия выбора. Так или иначе, этот колоритный образ и в наше время наводит страх на людей и заставляет задуматься о скоротечности жизни.

Видео: история возникновения косы у Смерти

В данном ролике Роман Ульянов расскажет притчу о том, как у данного персонажа появился атрибут: