20.04.2014 г.

Евреям 2:14:

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола…»

То, что сделал Иисус Христос, придя в этот мир, не мог совершить никто. В истории было столько великих людей, завоевателей, первооткрывателей, которые творили ее. Но то, что сделал Иисус Христос, повлияло не только на наш мир. Это повлияло на всю вечность, на каждого человека. Когда люди говорят о том, что Иисус был одним из великих людей, учителем, проповедником правды, – слишком мало сказать так о Христе. Иисус намного больше. Иисус Христос есть Помазанник. Он – Сын Всемогущего Бога. И также Он – Сын Человеческий. Но наряду с этим Он – Бог. Он – специальный посланник для нашего мира, пришедший, чтобы нечто совершить.

Что же Он совершил? Он совершил три вещи, которые открыли для нас новые горизонты. Вот что пишет апостол Павел.

1 Коринфянам 15:55-57:

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»

Это означает, что Иисус Христос разобрался с тремя вещами, с которыми никто на земле не смог бы разобраться. Он разобрался с грехом, с проклятием закона и со смертью. Это потрясающе!

«Смерть, где твое жало?» – спрашивает апостол Павел. Смерть страшна, столько людей боится смерти. Самый серьезный страх – это страх смерти. Но верующий в Иисуса Христа относится к смерти именно так: «Эй, смерть, кто ты такая?! Где твое жало?» Также многие люди живут в страхе перед адом, ожидая, что в конце жизни их ждет геенна, пламень огненный. Но отношение верующего человека к аду другое: «Ад, где твоя победа?» Иисус Христос сделал так, что ни смерть, ни ад, ни грех, ни сила греха – закон больше не имеют власти над верующим человеком.

Иисус Христос очень легко разобрался со смертью. Как? Он воскрес из мертвых! Таким образом Он показал всем людям земли: «Для Меня больше нет смерти!» Также Он дал обетование верующим людям: «Верующий в Меня не увидит смерти вовек». Он имел в виду вечную смерть, которая в Библии названа «смертью второй», – отделение от Бога, вечное мучение в аду. Иисус избавил нас от самой страшной смерти – от вечного осуждения. Но также Он сказал и о земной смерти: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоанна 11:25). Ни физическая смерть, ни вечная смерть больше не страшны верующему человеку! Вот что сделал Иисус. Конечно, смерть не исчезла. Люди по-прежнему умирают. Но смерть потеряла свою силу.

«Жало же смерти – грех…» Давайте немного подробнее поговорим об этом. Что такое жало смерти? Представьте какую-нибудь живую тварь, у которой есть жало, – например, пчела, оса, скорпион или ядовитая змея. Вообще-то у змей нет жала, но есть особые железы с ядом, который они выпускают через зубы. И вот как дьявол работал через грех. В Библии написано: «Возмездие за грех – смерть» (Римлянам 6:23). Согрешивший человек обязательно должен был понести наказание смертью. Пришел Иисус Христос и отломал это жало греха. А теперь представьте себе змею без ее ядовитого зуба – это же просто шланг! Она ничего тебе не сделает, никакого вреда не причинит. Она может выглядеть устрашающе, но ты с ней справишься, и она будет под твоими ногами.

Как же Иисусу удалось разобраться с этим смертоносным жалом греха?

Евреям 9:12:

«…и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление».

Иисус предстал перед Отцом Небесным и показал Ему Свои раны и Свою кровь. Что сделала кровь Христа? Кровь Божьего Сына удовлетворила Божье правосудие. «Возмездие за грех – смерть» (Римлянам 6:23). Таково было наказание за грех. Любой преступник, нарушивший закон, должен понести наказание. Ему будет инкриминирована определенная статья, по которой он будет осужден. Возможно, его посадят в тюрьму, и даже раскаяние и извинение не помогут ему. Слова «простите, я больше не буду» не помогут. Совершивший преступление должен ответить за это, он все равно будет наказан. Таково Божье правосудие. Человек, нарушивший закон Божий, должен был умереть за свои грехи.

Но вот что сделал Иисус Христос: возмездие за наши грехи Он взял на Себя. «Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе» (Римлянам 6:23). Умирая на Голгофе, истекая кровью, с пронзенными руками и ногами, Он пришел к Небесному Отцу и сказал: «Отец, вот Моя кровь, пролитая за этот мир». Бог принял кровь Иисуса как плату за грехи всего человечества. Это значит, что Бог простил все грехи людей – как верующих, так и неверующих. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их» (2 Коринфянам 5:19). Посмотрите, как долго могут жить люди, совершившие страшные преступления, – например, эсэсовцы, которые мучили и уничтожали людей в концлагерях во время Второй мировой войны. В телесюжете нам поакзывают, что одному из нацистских преступников уже девяносто лет. Мы возмущены: «Как только его земля носит?!» Но это делает Бог: Он не вменяет людям их преступлений, потому что весь наш мир прощен Иисусом Христом. Но есть важный момент: наш мир прощен юридически. Есть документ на прощение каждого человека, подписанный Кровью Агнца. Вы скажете: «А как же сделать так, чтобы человек был прощен фактически?» Для этого надо уверовать в Голгофу, уверовать в Кровь Сына Божьего, уверовать в Иисуса Христа. И тогда верующий навсегда становится избавленным от греха, становится праведным и святым человеком.

Евреям 10:14:

«Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых».

Может быть, ты не веришь в это, считая себя грешником. Но это ты так смотришь на себя. Если ты уверовал в Иисуса Христа, то Бог видит тебя через Него и принимает тебя так же, как Праведника Иисуса. Ты становишься сыном или дочерью Живого Бога.

Итак, Иисус отломал жало смерти. «Жало же смерти – грех…» А если ты снова согрешаешь? Кровь Христа все равно действует. Написано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).

Важно исповедовать свой грех. Это в наших интересах. Никто из нас не хотел бы накапливать свои преступления и грехи. Мы хотим избавиться от них и жить с чистой совестью. Наша совесть громко кричит, поэтому мы приходим под Божью благодать – и кровь Христа очищает нас от всякого греха. Мы продолжаем ходить по этой земле в святых одеждах.

Что еще сделал Иисус? Он избавил нас не только от проклятия греха. Он также избавил нас от проклятия закона. Мы прочитали, что «сила греха – закон» (1 Кор.15:56).

Галатам 3:13:

«Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием – ибо написано: проклят всякий, висящий на древе».

Что такое проклятие закона? Когда Бог в древности дал Моисею заповеди для народа, все они были даны не для того, чтобы человек их исполнил. Никто не мог исполнить всех заповедей Божьих. Они были даны, чтобы показывать человеку его греховность, чтобы люди старались придерживаться заповедей и чтобы человечество, в конце концов, пришло к самому важному откровению: своими силами никто не может справиться с грехом. Чем отличаются все религии, существующие в мире, от христианской религии? Тем, что все они пытаются научить людей, как своими силами попасть на небеса. Но нашей силы не хватит для того, чтобы попасть на небеса! А если бы хватило, то Бог не послал бы Иисуса Христа. Именно приход Христа говорит о том, что нашей силы недостаточно, чтобы дотянуться до Бога. Но вот в чем проявилась благодать: Бог опустился к нам, Он дотянулся до нас.

Как работало проклятие закона? «Каждый, кто исполняет заповеди, будет благословен». И был приведен длинный список – перечень сфер, в которых ты будешь благословен: в городе и на поле, при входе и при выходе, благословлены житницы твои, плод чрева твоего, плод скота твоего – и так далее. Можете прочитать в Ветхом Завете обо всех благословениях закона для тех, кто исполняет его. Но также действовал и противоположный полюс благословения – проклятие. «Если ты не будешь исполнять закон и тщательно хранить его – то будешь проклят в городе и на поле, при входе и при выходе…» И далее следовал длинный список проклятий. Человечество попадало под проклятие потому, что не могло исполнить весь закон. И никогда люди не выбрались бы из-под этого проклятия, из своей невезучей жизни, из тьмы – если бы не Иисус Христос.

Что же Он сделал? Мы прочитали, что Он «искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием» (Галатам 3:13). И далее сказано: «…дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Галатам 3:14).

Иисус исполнил закон, но вместо благословения получил наше проклятие и висел на кресте – одинокий, обнаженный, оставленный, проклятый, отверженный. И даже Бог Отец отвернулся от Него. Иисус висел на кресте и взывал: «Боже Мой, Боже Мой, почему ты Меня оставил?» Вместо благословения, которое Он должен был наследовать, Он получил наше проклятие. Но благодаря Иисусу все мы – каждый человек – получили Божье благословение. Это благословение Авраама, которое предназначено каждому верующему. Иисус Христос разобрался со всяким проклятием, со всяким возмездием и наказанием для всего мира, а не только для верующих. Он сделал это и для абсолютно неверующих людей.

Но знайте, это произошло де-юре – то есть юридически есть штамп на бумаге. Есть соглашение, подписанное кровью. Есть слова Божьи. Но фактически мы становимся свободными от проклятия, когда веруем в Иисуса Христа. Всем сердцем веруем в Сына Божьего. Нелогично, когда люди не хотят идти в ад, не хотят жить в проклятии, не хотят, чтобы грех с последствиями смерти жалил их, – но в то же время они не хотят видеть причину, которая переводит их из той жизни в благословенную жизнь, не хотят принять Агнца Божьего. Они не хотят Бога, Который был послан ради них. Где логика в таком поведении людей? Они хотят хорошей жизни – но не хотят принять самую лучшую Личность во вселенной.

А ведь Божий путь прост – принять Евангелие. Иисус отправил Своих учеников по всему миру проповедовать Евангелие. Что такое Евангелие? Это Благая Весть: «Люди, ваши грехи прощены, ваши проклятия разрушены, смерть больше не властна над вами! Люди, уверуйте, что все это сделано Христом – Его смертью и воскресением. Уверуйте – и у вас будет другая жизнь, о которой написано в Слове Божьем. Уверуйте в Христа, живите Словом Божьим – и будете жить с Богом вечно!» Какое простое послание в христианстве! Никакими своими делами и заслугами ты не сможешь получить то, что Бог дает тебе даром – через веру в Иисуса Христа. Ты слышишь то, о чем говорит проповедник, и принимаешь это верой. Ты поймешь, что альтернативы просто нет. Куда бы ты ни пошел – люди нагрузят тебя такими бременами, такими законами, в которых ты закопаешься. Это путь в ад. Но Божий путь прост. «Идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» (Исаия 35:8).

Вот что сделал Иисус Христос: Он избавил нас от греха, проклятия и вечной смерти. Он искупил нас от всего этого! Что это значит? Он заплатил за нас цену, и мы больше не принадлежим царству смерти. Мы прочитали, что Христос лишил силы имеющего державу смерти, то есть дьявола. Самого главного врага душ человеческих Он лишил силы через Свой крест и Свое воскресение. Древнего змея Иисус лишил его власти и силы. Поэтому Евангелие – Благая Весть о том, что сделал Иисус, – принадлежит всем людям этого мира. Как только люди услышат Благую Весть и уверуют в это всем сердцем – они перейдут из царства сатаны в Царство Божье и пребудут в этом Царстве вечно.

Хочешь ли ты в Царство Божье? Может быть, ты устал жить в грехах, в проклятии и рабстве. Это похоже на то освобождение, которое получают военнопленные, сидящие за колючей проволокой, когда вдруг приходит вестник и объявляет им: «Наши победили! Враг капитулировал!» Эти люди сидели без надежды, в мрачной уверенности, что никогда не увидят своих родных, что будут расстреляны. Вокруг них по периметру – множество вооруженных солдат, готовых в любую минуту выполнить приказ о расстреле. Но вестник провозглашает: «Битва выиграна! Победа одержана!» Узники поднимаются, потому что понимают: власть поменялась! Враги опускают автоматы, понимая, что оказались в проблеме. Они понимают, что любое неосторожное действие сейчас может стоить жизни им самим. Капитуляция уже подписана.

Колоссянам 2:15:

«…отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою».

В современном переводе это звучит так: «Этим Он обезоружил начала и власти и выставил их перед всеми на посмешище, провел их как пленных в Своем триумфальном шествии».

Благая Весть – вот ответ для этого мира. Благая Весть, друг, – это ответ и для тебя. Тебе больше нет нужды жить в грехах, в страхе смерти, в прежних проклятиях. Прими Иисуса Христа – и ты войдешь в благословение!

1–15. Обличение грехов Израиля, возвещение будущего наказания и милосердие Божие к Израилю.

Ос.13:1. Когда Ефрем говорил, все трепетали. Он был высок в Израиле; но сделал­ся виновным через Ваала, и по­гиб.

По смыслу рус. перевода в ст. 1 пророк говорит о значении Ефрема среди колен Израиля, – значении, утраченном вследствие отступления от Иеговы и уклонения в след Ваала. Но подлинный текст ст. 1-го представляет трудности для перевода: именно, retheth (рус. «трепетали» , греч. δικαιώματα , слав. "оправдания «) в других местах Библии не встречается, и значение его является спорным; затем возбуждает недоумение то, что в других местах имя Ефрем служит у пророка названием всего Израиля, а в ст. 1 оно, по смыслу рус. перевода, употреблено в качестве названия отдельного колена. Ввиду этого, комментаторы переводят рассматриваемый стих иначе, чем в рус. переводе. Одни комментаторы понимают евр. retheth, в смысле страшное , разумея под этим слова Иеровоама () (Розенм. -Гессельберг) при введении тельцесложения или оскверняющее уста имя Ваала (Умбрейт), другие его понимают в значении «возмущение» (Эвальд). Слова пророка в таком случае являются укором Израилю; или за его мятеж против дома Давидова, или за уклонение в служение Ваалу. По мненио Гоонакера, слово retheth означает собст. имя и именно Дафана (испорченное в retheth), известного в истории возмущением против Моисея (). Гоонакер переводит ст. 1-й так: «подобно Ефрему (ср. слав. »по словеси Ефремову «) был Дафан; он был князем (nasa, рус. "высок" , слав. "прия ») в Израиле; он сделался виновным против своего господина (babaal, pyс. «через Ваала ») и погиб – LXX и наш слав. в ст. 1-й отступают от подлинника в дают мысль неясную.

Ос.13:2. И ныне при­бавили они ко греху: сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, – полная работа художников, – и говорят они при­носящим жертву людям: «целуйте тельцов!»

Прежний грех – возмущение против Бога – Ефрем увеличил новым: он сделал истуканов, которым приносят жертвы. «По понятию своему» (kitebunach azavim): слав. соответственно LXX «по образу идолов »; чтение евр. текста подтверждается и контекстом и всеми переводами. «И говорят они приносящим жертву людям: целуйте тельцов» . Евр. т. данного места (lahem hem omrim sobchej adam agalim ischschakun) не ясен и допускает различные переводы и толкования. (Слова sobchej adam, переданные в нашем тексте: «приносящим жертву людям» , некоторыми экзегетами (Розенм., Гитциг, Шегг) понимаются о человеческих жертвах и все предложение переводят так: говорят закалающие людей – целуйте тельца; или: они Аммореи (omrim – говорящие ­­ amorim, аммореи), приносят в жертву людей, они целуют тельцов (Марти). Но невероятно, чтобы о человеческих жертвах пророк упоминал мимоходом. Кроме того, эти жертвы имели место в культе Молоха, об отношении к этому культу тельцов («целуйте тельцов ») ничего неизвестно. Другие толкователи (Шольц, Шмоллер, Бродович) слова sobchej adam считают подлежащим в предложении и переводят все изречение пророка так: (к ним, к идолам) говорят приносящие жертву люди, тельцов целуют. Глагол ашаг («говорят») при этом понимается в смысле молитвы к идолам, а целование тельцов рассматривается, как выражение благоговения к ним. LXX евр. sobchej читали в смысле повелит. накл. (sibchu) и перевели глаг. θύσατε ; гл. ischschakun (целуйте ) производили от sakak истекать, истаевать ; отсюда в слав. «сии глаголют: пожрите человеков, оскудеша бо телцы » – мысль неясная.

Ос.13:4. Но Я – Го­с­по­дь твой от земли Египетской, – и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня.

Ос.13:5. Я при­знал тебя в пустыне, в земле жаждущей.

Пророк, как и в гл. напоминает о милостях Иеговы к Израилю. Я признал (jedathicha) "тебя" : (слав. "пасох тя" ); употребленный пророком гл. выражает мысль о любви и отеческой попечительности, с которыми Иегова отнесся к Израилю в пустыне. В ст. 4 греч. и слав. текст имеет добавление к подлинному, не встречающееся в других переводах (слова: «утверждаяй небо и созидаяй землю, Его же руце создасте все воинство небесное, и не показах ти их, еже ходити вслед их: и Аз изведох тя из земли Египетския »). Слова эти представляют, без сомнения, глоссу, вошедшую в текст с полей.

Ос.13:6. Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то пре­воз­носилось сердце их, и по­тому они забывали Меня.

Ос.13:7. И Я буду для них как лев, как скимен буду подстерегать при дороге.

Ос.13:8. Буду нападать на них, как лишен­ная детей медведица, и раз­дирать вместилище сердца их, и по­едать их там, как львица; по­левые звери будут терзать их.

Господь был добрым пастырем Израиля, пасшим его на прекрасных пажитях. Но Израиль оказался неблагодарным и забыл Господа. За это Господь отныне будет для народа, как лев, барс, (kenamer, как барс, рус. как «скимен ») и медведица, которые терзают свою добычу (ср. ). Пророк имеет в виду начавшиеся и предстоящие Израилю бедствия. Вместо слов: «буду подстерегать» (aschur) при дороге в слав. «на пути Ассириев »: LXX (а также Вульг., Сир) ошибочно приняли aschur (от schur обтащить вокруг, подстерегать ) за имя ассириян.

Ос.13:9. Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя.

Евр. т. ст. 9-го допускает различные переводы. Большинство комментаторов его переводит: «губит тебя Израиль (то), что ты против Меня, твоей опоры». Другие: Я погибель твоя, Израиль, кто поможет тебе? (Новак). В слав., «в погибели твоей, И сраилю, кто поможет тебе?»

Ос.13:10. Где царь твой теперь? Пусть он спасет тебя во всех городах тво­их! Где судьи твои, о которых говорил ты: «дай нам царя и начальников»?

Ст. 10-й не говорит о том, что у Израиля нет уже царя: пророк указывает только на беспомощность Израильских царей, ввиду вступления врага во все города. «Говорил ты: дай нам царя и начальников» , указание на отпадение Израиля от дома Давида.

Ос.13:11. И Я дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем.

Употребленные пророком глагольные формы (дал, отнял ) выражают действие часто повторяющееся и могут быть переведены наст. временем. Пророк говорит о царской власти вообще. Вместо слова отнял в слав. т. «утвержахся » (греч. 5: возможно, что έσχον возникло из первоначального απέσχον – удалил.

Ос.13:12. Связано в узел беззаконие Ефрема, сбережен его грех.

«Как в мире временном», – говорит блаж. Иероним в пояснение ст. 12-го «то, что связывается, оберегается и не утрачивается для того, для кого было связано, так все беззакония, через которые Ефрем грешил против Бога, связаны для него и сберегаются как бы скрытые в кошельке». – Евр. Zarur (связано в узел) LXX читали как сущест. Zeror, συσιροφή – связка; отсюда в слав. «согромаждение » (неправды).

Ос.13:13. Мýки родильницы по­стигнут его; он – сын нера­зу­мный, иначе не стоял бы долго в по­ложе­нии рожда­ю­щихся детей.

С муками родильницы в ст. 13 сравниваются предстоящие Израилю бедствия. Вместе с тем дается мысль, что эти бедствия, как и муки рождающей, послужат началом новой жизни. «Он – сын неразумный, иначе не стоял бы... в положении рождающихся детей» . Вторую половину изречения с евр. точнее должно бы передать: «ибо он во время (et – accus. temp.) не становится в двери детей», т. е. «не входит в отверстие ложесн матери», замедляя и затрудняя этим рождение (Бродович). Пророк хочет сказать, что Ефрем мог бы облегчать свое рождение в новую жизнь, мог бы уменьшить через раскаяние муки суда Божия. Но Ефрем – сын неразумный. Чтение греч. -слав: «зане ныне не устоит в сокрушении чад » произошло вследствие слишком буквальной передачи LXX -ю текста подлинника.

Ос.13:14. От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя по­беда? Раскаяния в том не будет у Меня.

Многие экзегеты (Шмоллер, Симон, Новак и др.) толкуют 14-й ст. в том смысле, что в нем выражается мысль о неотвратимости погибели Израиля («раскаяния в том не будет у Меня »). Начальные предложения ст. 14-го считают при этом вопросительными и при том такими, которые предполагают ответ отрицательный (Искуплю ли? Избавлю ли?) А во второй половине стиха, в словах «смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» видят обращенный к смерти и аду призыв или побуждение губить Израиля. Но изложенное понимание ст. 14-го не вполне гармонирует с контекстом речи. В ст. 13 пророк сравнивает положение Ефрема с муками рождающей и выражает этим мысль о том, что бедствия для Израиля будут началом новой жизни. Поэтому и в ст. 14 нужно ожидать речи об избавлении, а не о конечной погибели. По новозаветному и отеческому (св. Кирилл Александрийский , Ефрем Сирин, блаж. Феодорит) толкованиям в ст. 14 пророк дает обетование об уничтожении силы и власти смерти и ада. «Когда же тленное сие , – говорит апостол, – облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена победою. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» (). Ближайшим образом при этом, обетование пророка относится к освобождению Израиля от плена. В полной же мере оно осуществляется тогда, когда всем, сделавшимся добычею ада и смерти, возвращена будет жизнь, т. е. в факте воскресения мертвых. В слав. т. вместо слов «где твое жало» читается: «где пря твоя ». Евр. dеbarejcha, означающее: пагуба, зараза, мор, LXX перевели свободно словом δίκη , в смысле тяжба, процесс (; ). «Где твоя победа» слав. «где остен твой» : евр. katabela (греч. κέντρον ) означает: пагуба твоя, разорение, зараза (; ). "Раскаяния (nocham) в том не будет у меня» (с евр. открылось от очей моих): т. е. определение Божие об искуплении непреложно. В слав. «утешение скрыся от о́чию Моею ".

Ос.13:15. Хотя Ефрем плодовит между братьями, но при­дет восточный ветер, поднимет­ся ветер Го­с­по­день из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоцен­ных сосудов.

Пророк опять возвращается к возвещению бедствий Израилю. Плодовитейший (имя Ефрем означает двойной плод или двойная плодовитость) между коленами, Ефрем не спасется, так как источник его плодовитости будет иссушен восточным ветром. Ветер в ст. 15-м образ врага, и именно ассириян. Вместо рус. «хотя Ефрем плодовит между братьями» , в слав. "зане сей между братиями разлучит «, евр. japheri (плодовит) LXX читали как japherit и перевели словом διαστελεί , будет разделять .

Смерть, где твое жало?

Смерть, где твое жало?
Из Библии. Ветхий Завет, Книга пророка Осии (гл. 13, ст. 14): «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня».
Цитируется: , когда говорится о торжестве жизни; о чьем-либо идейном, творческом наследии, благодаря которому его автор, основоположник и т. п. остается жить в памяти своих соотечественников, обретая таким образом свое бессмертие.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Смерть, где твое жало?" в других словарях:

    Ср. Смерть! смерть, где жало твое? Не плакать, а радоваться должно так же, как и я радуюсь. Тургенев. Клара Милич. Конец. Аратов. Ср. Tod, wo ist dein Stachel? Ср. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное облечется в бессмертие; тогда …

    Смерть! гдѣ твое жало? адъ! гдѣ твоя побѣда? Ср. Смерть! смерть, гдѣ жало твое? Не плакать, а радоваться должно такъ же, какъ и я радуюсь. Тургеневъ. Клара Миличъ. Конецъ. Аратовъ. Ср. Tod, wo ist dein Stachel? Ср. Когда же тлѣнное сіе облечется… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Но ты, о дочь моя, печаль свою умерь: Смерть к светлой вечности нам отверзает дверь! В.А. Озеров. Эдип в Афинах. Эдип Антигоне. Ср. ...Due cose belle ha il mondo: Amore e morte. Leopardi. Consalvo. Ср. Morte carent animæ, semper priore… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    - «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». Ос.13:14 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    - (сошествие во ад; греч. Κατελθόντα εἰς τὰ κατώτατα, лат. Descensus Christi ad inferos) христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую… … Википедия

    Тосио Симао 島尾 敏雄 Дата рождения: 18 апреля 1917(1917 04 18) Место рождения … Википедия

    - «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскр … Википедия

    - «Воскресение», картина Эль Греко Воскресение Иисуса Христа одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение Иисуса является одной из основных доктрин христианства. Содержание 1 Пророчеств … Википедия

Книги

  • Тогда. Шахматные эссе , Генна Сосонко. 440 стр. Genna Sosonko (Геннадий Борисович Сосонко) - международный гроссмейстер, двукратный чемпион Голландии. Эмигрировал из Советского Союза в 1972 году и с тех пор живет в Амстердаме.…
  • Галактические происшествия , Липкина Полина. Повести и рассказы, составляющие сборник Полины Липкиной "Галактические происшествия", весьма разноплановы, хотя некоторые из них и перекликаются по сюжету или стилистике: перед читателем…

06.10.2016
(откровение)
Так говорит Дух Святой!
О, дети Мои, дети Мои, наступает очень строгое время выбора, и что вы выберете, то и будет иметь для вас значения в вашем спасении! О, если бы вы только могли видеть то, что вижу Я, и то, как вас окружают клубки змеев! Как они умножаются вокруг вас, и как они разнообразны по размерам и по виду! Они гроздьями висят на ваших руках и ногах, венчают ваши головы, но вы не замечаете их и не видите!
Ибо для того, чтобы вам это видеть и остерегаться укусов этих многочисленных змей, вам нужно сверхъестественное чутьё: Которое вы можете обрести, только в Моем близком Присутствии! Однако вы не испытываете нужды в том, чтобы приближаться ко Мне и быть в безопасности. Я много раз уже возвещал вам об этой опасности, но мало кто внимает сему. Большинство из вас бросают Мои слова на ветер и не остерегаются.
3 Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. (Ис.1:3)
И в итоге, Я вижу много Моих детей лежащих на обочинах дорог избитых и израненных, с кровоточащими ранами, умирающих от змеиных укусов. Ибо не хотели слышать слов Моих и обрекли себя на смерть…
О, как же страшно оказаться,
В таком собрании «святых»,
Кто думает о всем, иначе,
Чем большинство из них!
Духовным оком, коль открыто
Увидеть можно клубок змей……
И вместо песен, зал шипит,
Но наступить на них, не смей!
Большинство из вас, народ Мой, очень беспечны и желают получать от Меня все автоматически, безо всякого труда и усилия. От того народ Мой ныне и не защищен от укусов этих разнообразных змеев. Потому, что вы далеко блуждаете от Моего креста и не взираете на Того, Кто открыл вам безопасный путь в жизнь.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. 10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. (Рим.6:8-10)
Мог ли древний змей чем - либо уже повредить Мне после того, как Я воскрес? Нет, не мог, ибо власть его заканчивается на грешной плоти! И вам, дети Мои, не смогут повредить никакие змеи, если вы пройдете через Мой крест со Мною! Самое большое оружие в руках дьявола, это смерть. Но тем, кто умер вместе со Мною, смерть не может уже повредить!
14 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос.13:14)
Истинные Мои дети должны находиться в Моем Присутствии и в Моем покое! А для этого вам нужно постоянно практиковать ваше пребывание духом и телом в Моем субботнем покое! Чтобы ваша внутренность строго покоилась в Моем покое, и так же сдерживала в покое и тело ваше. Тогда расстояние субботнего пути, данное Израилю, будет расстоянием Моего покоя вокруг вас! Это и будет ваша безопасная ограда, которую вы все постоянно разрушаете. И кто сможет вам повредить, если вы умерли для этого мира и находитесь в Моем покое? Если внутри вас пребывает Мое Царство, и вы полностью духом и телом подчинены Мне и Моей воле, то вы уже неприступны для князя сего мира!
Но ныне с вами, народ Мой, все происходит иначе, и вы стали сами подобны злодеям и терпите притеснения от своих ближайших злодеев. Ибо не перевелись еще фарисеи и саддукеи, подобные тем, которые судили не только народ, но и Меня - Сына Божьего. Не перевелись и Савлы, преследующие истинную Церковь, и они будут её гнать еще! Не перевелись и друзья подобные друзьям Иова, которые вместо сострадания к его страданиям, осуждали его. И практически приговаривали его к суду вышнему, уподобляясь Богу.
4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад. (Ис.1:4)
Итак, знайте, народ Мой, откуда на вас придет и уже приходит напасть, и откуда на вас придут гонения: Они придут, прежде всего, из вашей же среды, от ваших же братьев и сестёр!

35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. (Матф.21:35)
От тех, которые избрали фанатичную религию смерти, и которая убивает. А почему религия убивает, вы знаете. Потому, что религия это буква и в ней нет Моей жизни! Они обманулись о себе и о своем предстоянии предо Мною, поэтому у них кроме эмоций ничего и не осталось!
Живут там, будто в небесах,
И свысока на мир глядят!
Мы, дескать, все уже прошли
И во Христе восхищены!
Теперь лишь нужно умиляться
Эмоциями исполняться!
И вы не думайте, что кто - то из вас избежит сего испытания! Вы все будете гонимы своими по вере, которые ходят в своём свете, а не в Моем. Ибо истинные Мои дети будут сильно раздражать религиозных мертвецов, и они не смогут свободно жить, если вы будите среди них. Помните, Я прошёл через таковых злобствующих и удалился от тех, кто хотели Меня убить.
30 но Он, пройдя посреди них, удалился. (Лук.4:30)
Вас тоже будут выводить, чтобы убить в ваших собраниях, но будите ли вы иметь силу и достаточно веры, чтобы пройти сквозь них и удалиться?
Какие зубы, какая пасть!
Здесь истину проглотят враз!
Пройти сквозь них и удалиться,
Возможно, вам и не случится!
Возможна участь и Стефана,
Когда побьют свои камнями!
Лишь Церковь в вышних безопасна,
Не та, где убивают правду!

59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. (Деян.7:59)
Ибо от того, что вас гонят, в большинстве случаев, вы идёте в своей вере на компромиссы, и уже удаляетесь от Меня и от Моей истины. Вы становитесь такими же, как и ваши гонители, чтобы вписываться в их общество. Но тогда истина Моя покидает вас!
Вот вы испугались того что ваши правительства начинают притеснять ваши процветающие религиозные общины. Но на это есть Моя воля, ибо Я собираюсь перекрыть вам воздух к власти и к процветанию! Ибо ваше строение ныне есть не что иное, как строение на фундаменте власти и эмоций.
Эмоцией зовется этот конь,
И всадник сей уж в мир вошел!
Полны эмоцией собрания,
Но о грехах там нет раскаянья!
Сегодня плачут от псалмов,
От роскоши молитвенных домов…
Льют слезы с жалостью к себе,
И о незавидной своей судьбе!
Но кто же плачет о грехах,
Что во Христе кровоточат?
Итак, Я разрушу все то, что построили вы для вашего престижа, и Я построю Свою Церковь, сокрытую во Мне, Мою Голубицу! И там уже не будет тех, кто предаёт и распинает ближнего своего!
И есть разница между теми испытаниями, что народ Мой проходили на пути к Ханаану между теми, которые они проходили за отступление от Меня. Раньше вы все проходили путем испытаний для того, чтобы стремиться и достигнуть пределов Моего Присутствия и безопасного для вас покоя. Но то время вскоре изменится, и время тем испытаниям, которые всем должно проходить, вскоре закончится! Тогда все, кто уже вошел в покой Мой, поистине будут в безопасности! А у тех, кто остался вне Моего покоя, испытания изменятся и станут подобны судам и наказаниям…
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. (1Кор.11:32)
Ибо на самом деле, нет Моей воли на то, чтобы Моих истинных детей гнали и притесняли! Однако в народе Моем создалась такая атмосфера, что даже истинные Мои дети не прошли, как должно, через Мой крест, и не находятся в Моем полном покое! И если они до сих пор не находятся в пределах Моего безопасного покоя, Я должен их туда ввести! И Я поистине введу многих в Мой покой, через их окончательный выбор в испытаниях! Ибо все вы оказались не до конца преданны Моей истине, чтобы Мне не пришлось уже испытывать вашу верность Мне.
7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. (Ис.1:7)
Поэтому, одних из вас, будут гнать, для исправления и для свидетельства. Других, за Мою истину и для того, что бы вы окончательно определились с верностью Моей истине и устояли в ней. А иные, будут страдать от притеснения, чтобы дополнилась чаша зла дьявола, для окончательного суда над ним. Но все это будет происходить только с теми, кто оказался до сего часа не до конца Мне предан! С теми, кому еще понадобятся дополнительная сдача экзаменов на верность Мне, ибо вы оказались, как обреченные на смерть.
5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. 6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. (Ис.1:5-6)
Итак, народ Мой, уразумейте ныне истину Мою и не обманывайтесь по поводу того света, в котором вы ныне находись!
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Матф.6:23)
Ибо если вы ходите поистине в Моем свете, то вы уже ныне находитесь в пределах Моего безопасного для вас покоя! А посему, вам нечего больше бояться в этом мире, ибо вы уже не от мира сего!
Аминь!

Смерть, где твое жало?

…наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял…

(Иов. 1. 21)

Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается. (Иов. 14. 1–2)

Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? (Иов. 14. 14)

…что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? (Пс. 29. 10)

…и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. (Пс. 48. 9–10)

Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. Не бойся, когда богатеет человек, когда слава его дома умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним и слава его… Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают. (Пс. 48. 16-18, 21)

Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. (Пс. 102. 15-16)

Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. (Притч. 11. 19)

Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? (Притч. 24. 10-11)

… участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3. 19-21)

Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. (Еккл. 7. 1)

Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого. (Еккл. 8. 8)

Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. (Еккл. 9. 4-6)

Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. (Еккл. 9. 10)

Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием. (Прем. 1. 12-16)

Неправо умствующие говорили сами в себе: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших… Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью… везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным…» (Прем. 2. 1-4, 6, 9-11)

Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. (Прем. 2. 23-24)

Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. (Прем. 9. 14-15)

Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность – долголетнюю старость неправедного. (Прем. 4. 16)

Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе… (Сир. 8. 8)

Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. (Сир. 11. 26)

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.. ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов. (Ис. 26. 19)

Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был бы жив?.. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою. (Иез. 18. 23, 27)

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос. 13. 14)

Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела? Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные, сделались суетными. (3 Езд. 7. 49-50)

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Мф. 7. 13)

…иди за мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. (Мф. 8. 22)

Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Мф. 22. 32)

… дух бодр, плоть же немощна. (Мф. 26. 41)

… если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. (Лк. 16. 31)

… как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 4)

… если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. (Ин. 12. 24-25)

Те, кто наследует мертвое, мертвы сами… те, кто наследует живое, – живы, и они наследуют живое и мертвое. Мертвые не наследуют ничего. (Фил. 3)

Язычник не умирает, ибо он никогда не жил, чтобы он мог умереть. Тот, кто поверил в истину, начал жить, и он подвергается опасности умереть, ибо он живет. (Фил. 4)

Те, кто говорит, что умрут сначала и воскреснут, заблуждаются. Если не получают сначала воскресения, будучи еще живыми, то когда умирают, не получают ничего. (Фил. 90)

Этот мир – пожиратель трупов. Все, что в нем пожирается, также ненавистно. Истина – пожиратель жизни. Поэтому никто из тех, кто вскормлен в истине, не сможет умереть. (Фил. 93)

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (1 Ин. 3. 15)

Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. (Рим. 5. 7)

Посему, как одним человеком грех вошел в мир, а грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. (Рим. 5. 12)

… как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. (Рим. 5. 18)

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. (Рим. 6. 5-7)

… почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога… (Рим. 6. 11)

Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная… (Рим. 6. 23)

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. (1 Кор. 15. 13-14)

… как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут… (1 Кор. 15. 21–22)

Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? (1 Кор. 15. 29)

Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. (1 Кор. 15. 35-38, 42-44)

… плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока… (1 Кор. 15. 50-52)

Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. (1 Кор. 15. 55–56)

…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. (2 Кор. 4. 16)

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. (2 Кор. 5. 1)

И как человекам положено однажды умереть, а потом суд… (Евр. 9. 27)

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. (Евр. 12. 8)