Лев Збарский, чью биографию и личную жизнь мы рассмотрим в статье, был очень известным советским мультипликатором, занимался разработкой и созданием мультфильмов. Огромное количество людей знали о его таланте и существовании. Сам Лев Збарский уделял активное внимание своему творчеству и не раз его талант оценивали различными премиями.

Для каждого человека, который знаком с иллюстратором, он остается символом качественного творчества, о котором будут воспоминать многие года. Личная жизнь, биография Льва Збарского дополняется всегда только одной фотографией. Он всегда оставался каким-то раскрепощенным и свободным, совершенно не похожим на советского человека.

Отец Борис Збарский был известным биохимиком. Его основной работой, за которую он получил всеобщую известность, стало бальзамирование Ленина. Что касается детства Льва, то о нем практически ничего неизвестно. В то время не многие хотели распространять информацию о себе, тем более, когда отец принимал столь важное участие в работе с телом Ленина.

Мальчик рос в Тюмени, так как семья была вынуждена переехать. По некоторым данным, в этот город было перевезено тело Ленина. Сам биохимик и отец Льва тщательно скрывал эту информацию. Что касается ребенка, то он также понимал, почему они переехали, но никогда не распространялся об этом.

Лев Збарский с семьей

Карьера

Лев Збарский начал потихоньку познавать изобразительное искусство в Тюмени. У него настолько это хорошо получалось, что родители решили нанять личного преподавателя. Во время войны он получил требуемое обучение и начал так красиво рисовать, что его дальнейшая жизнь была полностью связана с искусством. Что касается отца, то его известность также помогла мальчику быстро устроить свою карьеру.

Личная жизнь Льва Збарского была под прицелом на протяжении всей его жизни. Многие его осуждали за столь раскрепощенный способ жизни, но в последствие он не выдержал нагрузки и уехал за границу. Такое решение далось очень трудно, но все-таки за границей его жизнь сложилась намного лучше.

Обучение в полиграфическом училище в Москве открыло для него совершенно новые перспективы и возможности изобразительного искусства. Ему очень легко давались все предметы, не раз хвалили преподаватели. Лев Збарский является художником иллюстраций и обложки книги Олеши. Писатель был настолько доволен работой автора, что дал ему самую положительную характеристику. На тот момент Збарскому было всего 25 лет. Сама иллюстрация была настолько серьезной, что многие не понимали, зачем было делать строгие картины к столь интересной книге. На самом деле задумка была со стороны самого автора Олеши, который работал вместе со Збарским.

В полиграфическом институте он познакомился с самыми современными методами редактирования иллюстраций, новым оборудованием. Это привело к появлению совершенно новых идей и возможностей, о которых даже многие и не знали. Его иллюстрации к учебникам и книгам были настолько выразительными и понятными читателю, что можно было просто окунуться в мир, описанный в книге.

Что касается работ в роли мультипликатора, то большая часть их них носило политический характер, но он этого не понимал. Его работы всегда высоко ценились.

Лев удостаивался разнообразными премиями за заслуги в искусстве, можно сказать, что благодаря своему таланту он достиг таких высот.

Многие сегодня не могут найти даже фотографий этого человека. Но нужно понимать, что он был подтянутым и стройным мужчиной, который всегда одевался стильно. Его общение привлекало женщин, именно таким образом его вспоминают современники. Конечно же, столь активное влияние на него оказывали западные тренды, за которыми он следил. Детей у Льва Збарского сначала не было, но потом появился Максим, но при этом он никакого влияния на его биографию и личную жизнь не оказали. Проблема в том после переезда за границу он полностью разорвал отношения со своей женой. В последствие, когда Лев умер, сын и его дети приехали на похороны в Соединенные Штаты Америки, хотя и никогда не виделись.

Кукольные мультфильмы «Баня», «Москвичок», «Страна Оркестрия» были выполнены самим Львом Збарским. Со своей командой он долгое время работал над созданием этих произведений. Хотя многие критики прослеживали в этих мультфильмах антисоветский настрой, сам Збарский понимал, что его задача просто рисовать, а не думать. У него это лучше всех получалось, поэтому именно его назначали на выполнение данных заданий. Все мультфильмы получали негативную критику, так как в Советском Союзе не принято было выпускать такие картины.

Кукольный мультфильм «Баня»

В последствии было еще немалое количество картин, но время подходило, и большая часть его мыслей была направлена на Запад. Он понимал, что его талант мультипликатора и иллюстратора, художника и реставратора там будет оценён намного выше. Здесь же его теснили со всех сторон законодательные рамки, жена с ребенком, а он был человеком свободного полета. В один день он решается просто все бросить и покидает столицу СССР. Впереди его ждали еще более 40 лет успешной работы на территории США. К нему часто приезжали знакомые, из России которых он встречал с огромным удовольствием и расспрашивал о родине. Возвращаться он ни в коем случае не собирался.

Личная жизнь

Отношения с женщинами для него были каким-то увлечением. Привлекательная внешность Збарского, его стиль и отношение к своей работе открывали для них совершенно интересного человека, с которым было интересно общаться. Помимо этого он общался в светских кругах, так называемой «тусовке», также у него была художественная мастерская, которая привлекала просто необычайно большое количество внимания. Каждодневные посиделки в лучших ресторанах и кафе столицы делали его просто самым завидным женихом. Картины, которые рисовал Лев Збарский отражали некоторые части его биографии и личной жизни. Отражение всегда носило глубокий характер, который он даже самостоятельно не мог представить.

Первой его пассией стала Регина Колесникова, она была шикарной и востребованной моделью. Сама манекенщица мечтала о том, чтобы стать частью семьи, завести собственных детей, но у Збарского были свои приоритеты. Несмотря на женитьбу и совместную жизнь он постоянно водил ее по самым разным вечеринкам и мероприятиям. Она не очень любила это, в результате все закончилось расставанием. Основной причиной стало то, что Лев заставил, Регину избавиться от ребенка, которого она так долго ждала. Это сыграло просто необычайно сильное влияние на ее психическое и душевное состояние. Он ушел к актрисе Вертинской. Но и это увлечение не пролилось долгое время.

Регина Колесникова — первая пассия Збарского

Стала следующей женщиной Льва Збарского. У них сразу же появился , но им не удалось создать полноценную семью. На первом этапе жизни они оба жили в мастерской Збарского, но Людмилу это совершенно не устраивало. После появления Максима она перевезла его на квартиру, а сама бегала к мужу в мастерскую после работы убираться. Конечно же, такая жизнь не могла долгое время продолжаться. Найти в интернете фото и информацию о личной жизни Льва Збарского довольно затруднительное. После эмиграции в США большая часть материалов была утеряна, да и сам Лев не всегда желал делать фото. В настоящее время многие родственники иллюстратора вспоминают о нем как о достойном человека, который был настолько талантливым и выразительным.

Людмила Максакова — вторая жена Льва Збарского

Личная жизнь Льва Збарского и Людмилы Максаковой представляла для него огромное значение. Именно эта женщина смогла переубедить его и завести ребенка. Но все-таки он не выдержал всех этих испытаний, которые выпали на него. Можно сказать, что он просто был не готов к детям. Именно этим всегда характеризуется его побег за границу. Столь ответственный шаг любому человеку дается с особой сложностью. Бросить все, что ты нажил и в одночасье исчезнуть.

Можно сказать, что личная жизнь для Збарского была мимолетным увлечением. Он не хотел себя ограничивать какими- то рамками и мог встречаться сразу же с несколькими девушками. В общем, для советского общества его поступки были аморальными. Но без этого Лев просто не мог жить.

Он был успешным и востребованным, знаменитым и все это привлекало к нему внимания. Совладать с такой нагрузкой удается не каждому человеку, в результате Лев Збарский принял такое решение, которое полностью изменило его жизнь.

Единственным поступком, за который его осуждают многие люди, это то, что он бросил своего сына. На протяжении более 40 лет он ни разу не захотел с ним встретиться или повидаться, он так и не увидел свою внучку. Ему было безразлично или он чувствовал себя виноватым. Все это в какой-то мере сыграло для него роль. Может быть, если не встреча с Максаковой, он продолжал бы гулять и наслаждаться такой жизнью в Москве, но все случилось по-другому. Сам Максим Максаков на похороны отца приехал в Америку вместе со своей дочкой. Ему сообщили о случившимся, и он просто не смог остаться в стороне.

Иммиграция в США

Самым важным решением в жизни Льва Збарского был переезд за границу. Он понимал, что жизнь в Советскому Союзе не приносила ему требуемого удовольствия, ему нужна была свобода и именно за рубежом, все это можно было реализовать. Оставляя все в СССР, начиная от автомобиля и заканчивая своей мастерской, он отправляется в Израиль. Там его знакомый предоставляет Льву деньги, на которые он в последствие перебирается в США и открывает там свою мастерскую. Именно на этом моменте и заканчивается вся биография Льва Збарского. Чем он занимался в Соединенных Штатах Америки неизвестно. Прожил он до 2016 года, после чего скончался от рака легких.

Картина Льва Збарского

По мнению его близких друзей, с которыми он был знаком в России и которые приезжали к нему в США: Он был полностью удовлетворен своей жизнью. Ему удалось реализовать те свои задумки, о которых он постоянно мечтал. Такая жизнь как в Америке подходит не каждому человеку, но Збарский, можно сказать, влился в нее. Это именно та страна, которая подходила ему больше всего. В последствие он стал полноценным гражданином и работал иллюстратором. У Збарского была своя мастерская практически идентичной советской, но с более современным оборудованием.

В настоящее время найти последние фото Льва Збарского или информацию о личной жизни и частях биографии, которую он прожил на территории Соединенных Штатов Америки невозможно. Он оставался скрытным человеком, и сегодня его поклонники не знают о нем практически ничего.

Это печально когда люди с таким талантом уходят, не оставив и после себя значительного следа. В настоящее время тело Збарского похоронено в Нью-Йорке. Конечно же, его не стали перевозить обратно, так как он уже являлся гражданином США. Его работы вызывали умиление у американцев. Настолько талантливый человек, практически каждый день их поразжал новыми картинами и иллюстрациями из своей мастерской.

Феликс-Лев Борисович Збарский ( -22 февраля , Нью-Йорк) - советский и американский художник. Сын биохимика Бориса Збарского , брат биохимика Ильи Збарского , первый муж актрисы Людмилы Максаковой и манекенщицы Регины Збарской .

Биография

Лев Збарский - первый сын от второго брака Бориса Ильича Збарского с Евгенией Борисовной Перельман. Лев родился в ноябре 1931 года в Москве. Отец решил назвать сына именем человека, которого он больше всех уважал. Поскольку таких людей было двое: Лев Яковлевич Карпов и Феликс Эдмундович Дзержинский , то сыну дали двойное имя - Лев-Феликс .

В интервью журналу «Только звёзды» друг Збарского Роман Каплан рассказал о том, что художник тяжело болен, у него рак лёгких 4 стадии. Он живёт в Нью-Йорке, стал затворником, со своим сыном Максимом от актрисы Людмилы Максаковой не общается, как и с внуком Петром .

Личная жизнь

Лев был единственным возлюбленным, а затем и мужем (в начале 1960-х годов), Регины Збарской . Когда Регина забеременела, Збарский не захотел ребёнка, и она решилась на аборт, после чего пыталась подавить чувство вины антидепрессантами.

Вскоре Лев увлёкся актрисой Марианной Вертинской , а затем ушёл к Людмиле Максаковой , которая родила ему сына.

Напишите отзыв о статье "Збарский, Лев Борисович"

Примечания

Ссылки

  • Анатолий Найман .
  • // Московский комсомолец , 1 февраля 2006

Отрывок, характеризующий Збарский, Лев Борисович

«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.
Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем то ненужном. Они сбираются ехать куда то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время как он бессильно неловко подползает к двери, это что то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что то не человеческое – смерть – ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия – запереть уже нельзя – хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.

В Нью-Йорке на 85-м году жизни скончался художник Лев Збарский, чей отец, профессор Борис Збарский, бальзамировал Ленина, а старший брат, академик Игорь Збарский, много лет поддерживал состояние мумии.

Покойного, у которого было двойное имя, Феликс-Лев или Лев-Феликс (в честь Дзержинского), в шутку спрашивали, часто ли он подходил к трупу вождя по пути в Сибирь, куда Ленина эвакуировали во время войны, и дергал ли его за нос. Он всякий раз возмущенно отмахивался.
К созданию этой мифологии приложил руку и Сергей Довлатов, писавший, что семья Збарских сопровождала тело Ленина в Барнаул и что ей «было предоставлено отдельное купе. Левушка с мумией занимали нижние полки». На самом деле их путь лежал в Тюмень, и Ленин ехал под охраной в отдельном вагоне их спецпоезда. Довлатов для красного словца мог написать что угодно.

Лев Збарский был завсегдатаем ресторана «Русский самовар»
в Нью-Йорке

Руку к мифотворчеству приложила и Елена Щапова, бывшая жена Эдуарда Лимонова, о которой я сохранил приятнейшие воспоминания. Будучи пригожей женщиной, она попала в Нью-Йорке в изысканное общество и, как мне казалось, тяготилась лимоновским плебейством. Потеряв ее, Эдик написал роман «Это я - Эдичка», который я нашел весьма трогательным и сильно за него переживал. А циники тут же переиначили название книги в «Это я - педичка».
«Маленький Лева сидел в купе, а на соседней полке лежал Ленин», - поведала Щапова журналу «Караван историй», который задолжал мне гонорар за давнюю статью о Пентагоне.
Збарский опроверг мне и популярную среди его случайных знакомых версию о том, что в эвакуации Ленина держали у них в квартире в ванной со льдом. На самом деле тело вождя хранилось в помещении сельскохозяйственного техникума в центре Тюмени, бывшем реальном училище, где учились писатель Пришвин и революционер Красин. Как писал Игорь Збарский в книге «Объект № 1», по иронии судьбы Красин наблюдал в 1924 году за бальзамированием тела Ленина.
Лев Збарский рассказывал, что самое большое впечатление произвело на него в Тюмени не занятие отца, а натуральный обмен между пленными немцами и местными мальчишками. Немцы искусно делали для них игрушки, ножи или зажигалки, а детвора взамен приносила им еду. По словам хорошо знавшей его сценаристки Ольги Шевкуненко, под воздействием этого детского впечатления Збарский никогда не проходил мимо бомжа, чтобы не дать ему милостыню.

Его не сразу отпустили в эмиграцию, очевидно, опасаясь, что он знает какую-то гостайну про Ленина. Гостайна могла быть одна: что мумия не настоящая. Збарский знал, что это не так. Но те, кто должны были дать ему выездную визу, видимо, сомневались и поэтому какое-то время колебались.
Збарского, бывшего мужа знаменитой советской манекенщицы Регины Збарской (в девичестве Колесниковой) и народной артистки РФ Людмилы Максаковой, от которой у него сын Максим, свел в могилу рак легких, диагностированный два с половиной года назад. (Я читал, что Максима арестовали в России за мошенничество, но он отделался легким испугом.)
«Он эмигрировал, когда имел успех, мастерскую в центре Москвы, дачу в Серебряном Бору, был окружен друзьями, яркими людьми, красивыми женщинами, - писал поэт Анатолий Найман в книге «Роман с “Самоваром”». - Просто от скуки, от общей серости, от запертости, запретов, недосягаемости заграницы».
Збарский уехал в 1972 году в Израиль, а в 1978 перебрался в Нью-Йорк, где купил огромный лофт, деньги на который ему ссудил израильский писатель Эфраим Севела. Збарский, в свою очередь, в начале 80-х ссудил мне этот лофт под день рождения. Были человек полтораста. Слава Цукерман привел актеров из своего нового фильма «Жидкое небо», сделавшегося культовым. Лимонов увел с праздника одну из моих девушек - я вздохнул с облегчением.
Збарский потом ему за меня отомстил. «…В Нью-Йорке у нас начался бурный роман, - рассказывала Щапова «Каравану историй». - Чувство к Леве было настолько сильным, что я даже просила мужа-итальянца, с которым мы незадолго до этого поженились, о разводе. Но все разрешилось само собой - в один прекрасный день, не выдержав ревности Збарского, я сбежала».
«Лева запирал меня на ключ, даже когда выходил за хлебом, и всюду следил за мной, - жаловалась она журналу. - Я оставила его в съемной квартире со всеми вещами и любимой кошкой, села в машину и уехала. Надо отдать ему должное: уходя, кошку он взял с собой».
Збарский был упрям и дотошен. «Скажи, Козловский, вот ты все знаешь, - обычно начинал он. - Миллионер - это кто: тот, кто получает миллион в год или тот, кто имеет миллион?» Я знаю далеко не все, но спорить было неуместно.
Известный московский тусовщик и первый любовник, последние годы Збарский жил в Манхэттене затворником, приказав швейцарам никого к нему не пускать, но, попав в больницу, был окружен друзьями. Его навещали приехавшие из Москвы Максим Шостакович с сыном Дмитрием, хозяйка легендарного ресторана «Русский самовар» Лариса Каплан, Шевкуненко, режиссер Нина Шевелева и художник Кирилл Дорон, с которым Збарский живо обсуждал за день до смерти американскую избирательную кампанию…
Збарского предали земле на гигантском еврейском кладбище «Гора Мориа» в Нью-Джерси. Среди провожавших его в последний путь были внучка Збарского, 16-летняя Анна Максакова, и его внук, 25-летний Петр Максаков, работающий маркетологом в «Сибуре» и приехавший в Нью-Йорк к своей жене Галине, дочери модельера Валентина Юдашкина, которая на сносях. Анна и Петр никогда не видели деда при жизни.

В конце церемонии молодой раввин Ягуда, иммигрировавший в США из Тимирязевского района Москвы, сыграл на своем айфоне песню Высоцкого «Когда-то я умру - мы когда-то всегда умираем…»
Поминки по Збарскому состоялись на втором этаже «Самовара», в так называемой Сигарной зале, которую он когда-то спроектировал. Среди присутствовавших был сын покойного Алексей Вайнтрауб.
«Левочка был поразительной, многогранной личностью, - сказал в начале поминок Роман Каплан, знавший Збарского с 1959 года и почти 30 лет являющийся лицом «Самовара», где покойный заседал по пятницам за хозяйским столом с русской газетой в руках.
«Блистательный художник, феноменальный скульптор, человек необыкновенного вкуса, - продолжал Каплан. - Самые красивые женщины России были влюблены в Левочку».

Феликс-Лев Збарский (1931 - 2016) - график, иллюстратор, работал над созданием мультфильмов, был в молодости очень популярен и как художник, и как оригинальный человек в богемной состоятельной среде «золотой молодежи».

Детство

От него мало сохранилось фотографий, а также сведений о детстве. Видимо, в его окружении было не принято вспоминать о юных незрелых годах. Известно, что двойное имя он получил в память о тех людях, к которым его отец, Борис Збарский, видный биохимик, принимавший участие в бальзамировании В. И. Ленина, относился с уважением. Во время Великой Отечественной войны тело вождя в саркофаге было предположительно вывезено в Тюмень. Отдельно сохранялись мозг и сердце Ленина. Все сопровождал профессор Збарский. Сам Лев, хотя и знал, видимо, подробности, но никогда не вел разговоры на эти темы. Именно в этом городе Лев Збарский начал понемногу самостоятельно рисовать. Там же для него нашли учителя рисования, который во весь период эвакуации давал ему уроки.

Учеба и работа

Уже в Москве, после школы, он окончил полиграфический институт. Лев Збарский стал профессиональным художником-графиком, иллюстратором книг. Говорят, что работал он легко и быстро, но многое часто переделывал, добиваясь точности и верности передачи своего замысла. А известность и популярность получил, когда оформил книгу Олеши в 1956 году. Тогда ему исполнилось двадцать пять лет.

Голубь на обложке изображен как бы одним росчерком пера. Птица, конечно, исполнена изумительно. Два повторяющихся овала - крыло и тело - создают удивительную воздушность, безмятежность и мягкость. И хочется посмотреть, какие иллюстрации в тексте. Но найти их оказалось невозможно. Однако встретились пейзажи Петербурга, как бы окутанные туманной мглой. Стройные ряды двух-трехэтажных домов на узких улочках, прямые каналы с тихой водой, мостики через них, но поражает одно - совсем нет людей и деревьев.

То ли город обезлюдел, то ли на улице белая ночь. Но действительно все одето камнем, и от безжизненности пейзажа невольно холодеешь. Кроме того, Лев Збарский сделал иллюстрации к воспоминаниям французского певца и актера Ива Монтана «Солнцем полна голова», к пьесам Уильяма Сарояна.

Внешность художника

Почему-то сохранилось мало его фотографий. Есть одна известная - полудлинные волосы, брови вразлет, вытаращенные глаза, сигарета во рту. Он явно дурачился и позировал.

А так говорят, что он был высок и худощав. Не спортивен. Тело двигалось развинченно и свободно, но с небрежной грацией. Такой был Збарский Лев Борисович. Кроме того, одевался он дорого, во все самое лучшее, вызывавшее восхищение. Одежда была из Италии, Франции, Англии - это был стильный артистичный мужчина, производивший впечатление и на женщин и на мужчин. Это - настоящий светский лев.

Лев Збарский - художник

В 1962 году выходит кукольный мультфильм «Баня» на основе пьесы Владимира Маяковского. Режиссером был музыку написал а художником-постановщиком стал Збарский Лев Борисович. Суть мультфильма состояла в критике советской бюрократии - родине не нужна машина времени, которую изобрели наши современные «левши», а Запад ее выпрашивает у них. Все хотят увидеть начальника Победоносикова, чтобы получить от него разрешение на путешествие в будущее. Но на страже стоит его секретарь и никого не допускает до начальственного тела.

Из машины времени вдруг является женщина, которая зовет лучших людей в 30-е годы двадцать первого века. Им там встретится первый космонавт, а все бюрократы полетят в мусор. На следующий год выходит новая картина - мультфильм «Москвичок». Это забавная история о тех, кто нарушает правила дорожного движения. И, наконец, картина «Страна Оркестрия» (1964) - кукольный мультфильм, в котором оживают музыкальные инструменты. К ним на гастроли из западных стран приезжает Саксофон. Везде развешаны его афиши, плакаты - он мастер рекламы. Но музыка у Саксофона и Гитары плохая, и его ждет провал.

Первый брак

Не будучи красавцем, всегда вращался в светской «тусовке» того времени Лев Збарский. Личная жизнь у него была довольно беспорядочной. Мало того, что у него была огромная модная мастерская в центре Москвы на улице Воровского площадью двести кв. м, так еще все свободное время он проводил с друзьями в кафе «Националь» или в ВТО. Женщины сами обращали на него внимание. Так случилось с самой красивой манекенщицей того времени Региной Николаевной Колесниковой.

Она была на пике своей карьеры. Иностранные модельеры, когда стали возможны показы русской моды за рубежом, называли ее русской Софи Лорен. Регина прекрасно говорила с ними на французском языке. Манекенщица и художник поженились. мечтала о спокойной семейной жизни, о детях. Но муж ввел ее в свой круг друзей, среди которых был, например, Борис Мессерер, родственник Майи Плисецкой, брал жену на официальные приемы, вел по-прежнему веселый легкий богемный образ жизни, и никакие дети и тишина его не интересовали. Так и не сбылась мечта Регины о тихой семейной жизни. По настоянию мужа Регине пришлось лишиться ребенка, когда она забеременела. Это впоследствии скажется на ее душевном здоровье.

Красивые женщины в жизни художника

А потом Збарский Лев Борисович увлекся красавицей актрисой Марианной Вертинской и оставил жену. Марианна была удивительной - рыжие сверкающие на солнце волосы, голубые глаза цвета неба, сильный характер, который притягивал, а не отталкивал людей. С семнадцати лет она снималась в кино. Ее и ее младшую сестру, как, впрочем, отца и мать, знала вся страна. Целый год они провели вместе. Позже он женится на другой актрисе

Вот тут Регину Збарскую ждет удар - в этом браке родился сын Максим. Но и здесь нормальной жизни не получилось. Молодые сначала жили в мастерской художника, а когда родился ребенок, то Людмила Васильевна перевезла малыша к себе домой. Муж с любимой мастерской не расстался. Людмиле пришлось жить на два дома. После спектаклей она забегала в мастерскую, чтобы привести все в порядок, а затем мчалась к ребенку. Такая жизнь долго не могла продолжаться, и Людмила приняла решение развестись. А тем временем Регина Збарская погибала, принимая транквилизаторы.

Эмиграция

В 1972 году, имея на Родине немало - положение, круг друзей, собственность (мастерскую, прекрасную дачу в Серебряном бору), Лев Збарский, художник, биография которого великолепно складывалась, навсегда оставляет страну и уезжает сначала в Израиль. Как объясняют друзья, ему стало просто скучно. Израильский писатель Эфраим Севела дал ему денег на покупку огромного чердачного помещения в Америке - лофта, и в 1978 г он переезжает в США. Так у художника появилась современная светлая огромная мастерская, оборудованная по его вкусу. Затем жизнь Льва Збарского на Манхеттене становится закрытой для людей, живущих в России. Известно, что, живя в Нью-Йорке, он любил посещать по пятницам ресторан «Русский самовар», хозяйка которого была его другом, и просматривать в нем русские газеты.

Его навещали только очень близкие друзья. Это был Максим Шостакович и его сын Дмитрий, режиссер Нина Шевелева, художник Кирилл Дорон. После распада СССР он ни разу не приехал ни в Москву, ни в Ленинград. Он не встречался ни с сыном, ни с внуком.

Болезнь и смерть

Заболев раком легких, Лев Збарский, биография которого в нашем изложении подходит к концу, умирает 22 февраля 2016 года в Нью-Йорке. Он прожил долгую жизнь. Ему было 84 года. Он похоронен на гигантском еврейском кладбище «Гора Мориа» в Нью-Джерси. На его похоронах присутствовали шестнадцатилетняя внучка Анна Максакова и двадцатипятилетний внук который приехал к своей жене Галине, дочери Валентина Юдашкина, которая готовилась к родам. Внуки деда живым никогда не видели.

Поминки по Льву Збарскому состоялись в «Сигарном» зале второго этажа ресторана «Русский самовар», который он некогда проектировал. Слова, сказанные на поминках, были теплы и грустны. Была отдана дань его таланту.

Феликс-Лев Борисович Збарский (1931-22 февраля 2016, Нью-Йорк) - советский и американский художник. Сын биохимика Бориса Збарского, брат биохимика Ильи Збарского, первый муж актрисы Людмилы Максаковой и манекенщицы Регины Збарской.

Биография

Лев Збарский - первый сын от второго брака Бориса Ильича Збарского с Евгенией Борисовной Перельман. Лев родился в ноябре 1931 года в Москве. Отец решил назвать сына именем человека, которого он больше всех уважал. Поскольку таких людей было двое: Лев Яковлевич Карпов и Феликс Эдмундович Дзержинский, то сыну дали двойное имя - Феликс-Лев.

В Тюмени Лев проявил интерес к рисованию. Отец нашёл в городе художника, который на протяжении нескольких лет давал мальчику уроки. После школы он поступил в полиграфический институт, где получил специальность художника-графика (иллюстратора книг).

Сергей Довлатов в книге «Соло на ундервуде» писал, что хрущёвская оттепель для него началась именно с рисунков Збарского. А его иллюстрации к Олеше он назвал вершиной совершенства.

Збарский был художником-постановщиком нескольких мультипликационных фильмов: «Баня» (1962), «Москвичок» (1963), «Страна Оркестрия» (1964).

В 1972 году Лев Збарский эмигрировал в Израиль, оттуда переехал в США. Анатолий Найман так объяснил причину этого поступка:

Балерина Майя Плисецкая любила рассказывать такую историю про Збарского: однажды он нарисовал чёрта, а ему сказали, что его чёрт слишком модернистский. Збарский ответил: «Я нарисую реалистично, вы только дайте натуру».

В интервью журналу «Только звёзды» 19 августа 2015 друг Збарского Роман Каплан рассказал о том, что художник тяжело болен, у него рак лёгких 4 стадии. Он живёт в Нью-Йорке, стал затворником, со своим сыном Максимом от актрисы Людмилы Максаковой не общается, как и с внуком Петром.

Личная жизнь

Лев был единственным возлюбленным, а затем и мужем (в начале 1960-х годов), Регины Збарской. Когда Регина забеременела, Збарский не захотел ребёнка, и она решилась на аборт, после чего пыталась подавить чувство вины антидепрессантами.

Вскоре Лев увлёкся актрисой Марианной Вертинской, а затем ушёл к Людмиле Максаковой, которая родила ему сына (осуждён в России).