Контейнерный комплекс ракетного оружия «Club-K» предназначен для поражения надводных и наземных целей крылатыми ракетами 3М-54ТЭ,

3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ. Комплексом «Club-K» могут оснащаться береговые позиции, надводные корабли и суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы. Комплекс «Club-K» размещается в стандартном 40-футовом морском контейнере.

Функционально комплекс «Club-K» состоит из Универсального стартового модуля (УСМ), Модуля боевого управления (МоБУ) и Модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ).

В Универсальном стартовом модуле размещается подъемная пусковая установка на 4 ракеты. УСМ предназначен для подготовки и старта ракет из транспортно-пусковых контейнеров.

МоБУ обеспечивает:
- повседневное обслуживание и регламентные проверки ракет;
- прием ЦУ и команд на выполнение стрельбы;
- расчет исходных данных стрельбы;
- проведение предстартовой подготовки;
- выработку полетного задания и пуск крылатых ракет.

МоБУ и МЭЖ могут быть конструктивно оформлены и изготовлены в виде отдельных стандартных морских контейнеров.

ОСОБЕННОСТИ:
- Возможность применения с любых наземных и морских платформ
- Оперативность доставки и установки на носитель или береговую позицию
- Поражение надводных и наземных целей
- Возможность наращивания боекомплекта

Фото сделал на МАКС-2011. Комплекс достаточно специфичное оружие, более напоминающее вооружение морского рейдера, будет ли для него ниша в российском флоте или это исключительно экспортный вариант?



Контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K.


Российский ракетный комплекс Club-K не только позволяет запускать ракеты с любых судов, грузовиков и железнодорожных платформ, но и делает эти пуски незаметными, так как замаскирован под типовой грузовой контейнер. Эксперты Пентагона всерьёз опасаются, что новое российское оружие может полностью изменить мировой военный баланс.

Ракетная система Club-K, о которой пишет «The Daily Telegraph», была представлена российским ОКБ «Новатор» на Азиатской выставке оборонных систем, проходившей с 19 по 22 апреля в Малайзии. Система оборудована четырьмя крылатыми морскими или наземными баллистическими ракетами. Комплекс выглядит как стандартный 12-метровый грузовой контейнер, используемый для морских перевозок. Благодаря такой маскировке заметить Club-K до тех пор, пока он не будет активирован, практически
невозможно. Российские разработчики называют ракетную систему «доступным вооружением стратегического назначения», каждый контейнер стоит около 15 млн долларов.

Как отмечает британское издание, контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K вызывает настоящую панику в среде западных военных экспертов, так как он может полностью изменить правила ведения современной войны. Компактный контейнер может быть установлен на суда, грузовики или железнодорожные платформы, и из-за отличной маскировки ракетного комплекса неприятелю придется проводить намного более тщательную разведку при планировании атаки.

«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы Club-K, вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.

Экспертов Пентагона беспокоит, что Россия открыто предлагают Club-K всем, кто находится под угрозой атаки со стороны США.
В случае, если ракетный комплекс поступит на вооружение Венесуэлы или Ирана, это, по мнению американских аналитиков, может дестабилизировать обстановку в мире. Ранее США уже высказывали немалое беспокойство, когда Россия собиралась продать Ирану зенитные ракетные системы среднего радиуса действия С-300, которые могут отразить потенциальный ракетный удар по ядерным объектам страны со стороны США и Израиля.

«Эта система дает возможность для распространения баллистических ракет в таких масштабах, каких мы еще не видели, — оценивает потенциал Club-K консультант Пентагона по вопросам обороны Рубен Джонсон. — Благодаря тщательной маскировке вы больше не сможете легко определить, что объект используется как пусковая установка. Сначала у ваших берегов появляется безобидное грузовое судно, а в следующую минуту ваши военные объекты уже уничтожены взрывами».



CONTAINER CLUB-K: NEW OR OLD IDEAS

КОНТЕЙНЕРНЫЙ КЛАБ-К: НОВЫЕ ИЛИ СТАРЫЕ ИДЕИ

Сегодня много обсуждается в прессе, и не только, ракетный комплекс «Клаб-К» в контейнерном исполнении. Многие страны запада, и в особенности США, не в серьез обеспокоились русской новинкой. Можно сказать, что это «чудо оружие», способное превратить слабого противника в мощную оборонную систему. Разработчики говорят, что это оружие сдерживания, его наличие сдерживает потенциальную военную угрозу вероятного противника. Оружие в контейнере это новое боевое средство или хорошо забытое вооружение?

Но рассмотрим все по-порядку. Прежде всего, решим вопрос: новые идеи используются в комплексе «Клаб-К», или их конструкторы использовали ранее? В оборонной отрасли постоянно проводятся работы по уменьшению габаритов оружия, при тех же или лучших боевых характеристиках. Давай те вспомним отечественные корабельные крылатые ракеты, первые ракеты КСС, КСЩ и П-15 этого класса размещались в ангарных и стабилизированных громоздких стартовых устройствах. Но прошло немного времени, и им на смену пришли контейнеры, что позволило значительно уменьшить габаритные размеры пусковых систем и самих ракет, последние стали оснащаться складными крыльями. Это все в результате позволило увеличить боезапас ракет на кораблях.

Вскоре были внедрены новые технологии в области электроники, создания новых малогабаритных двигателей, произошел определенный прогресс по ракетному топливу, взрывчатым веществам и др. Все это сделало крылатую морскую ракету малогабаритной, в США появились противокорабельные ракета «Гарпун», стратегические крылатые ракета «Томагавк», во Франции – «Экзосет», а СССР Х-35, «Клаб» и другие.
В дальнейшем контейнеры стали многоракетными, в них размещалось от 2-х до 4-х ракет. Фактически это уже были ракетные модули, затем появились подпалубные сотовые пусковые установки. В том числе и корабельный вариант ракетного комплекса «Клаб» обладает такими возможностями.
Но все ранее перечисленное не имеет прямого отношения к контейнерам РК «Клаб-К». В данном случае речь идет о размещении оружия в стандартных транспортных контейнерах морского и железнодорожного транспорта гражданского назначения, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру на судах, по железной дороге, на автомобилях и воздушных судах. Здесь появляется термин «скрытность» и «маскировка». Те найти в огромном объеме перевозимых грузов контейнер с оружием практически не возможно, зато удобно установить в прицеп большегрузного автомобиля, поставить на палубу контейнеровоза или оставить на терминале хранения контейнеров в порту. Иди ищи его…

Подобна ситуация в свое время сложилась с нашими боевыми железнодорожными комплексами (БЖРК). На переговорах в Женеве по сокращению стратегических вооружений американская сторона предложила провести эксперемент, суть которого заключалась в следующем: на крупном железнодорожном узле ставится состав с БЖРК, затем производится фотографирование из космоса этого объекта и специалисты должны индифицировать где находится ракетный комплекс. Так вот, эта операция с трудом далась даже нашим военным специалистам. По этому американцы всячески ограничивали БЖРК в движении, запрещав их передвижение в мирное время вне баз постоянной дислокации. Так это БЖРК, здесь длина ракеты 23 метра и все больше ста тонн, другое дело малогабаритные ракеты системы «Клаб» длиной всего 6 – 8 метров и весом чуть более двух тонн.
Известно, что в конце 1970-х – начале 1980-х годов в Советском Союзе проводились работы по контейнерному базированию палубной авиации отечественного ВМФ. Предполагалось за счет такого размещения авиационных систем на контейнеровозах значительно увеличить боевые возможности флота в военное время, получив определенное количество «конвойных» авианосцев и вертолетоносцев, как это было сделано в годы Второй Мировой войны, но тогда еще до контейнеров дело не дошло.

Возможность эксплуатации вертолетов Ка-252 (после принятие на вооружение Ка-27) и штурмовиков Як-38 не только с авианесущих крейсеров, но и с гражданских судов – контейнеровозов и сухогрузов открывала заманчивые перспективы. С целью проверки практической осуществимости этой идеи в сентябре 1983 г. по приказу Главкома ВМФ летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР осуществили посадку военных самолетов Як-38 на гражданское судно – теплоход «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Первым совершил посадку 14 сентября 1983 г. старший летчик-инспектор полковник Ю.Н.Козлов. Всего до 29 сентября было выполнено 20 полетов. Государственные испытания (18 полетов) провели В.В.Васенков и А.И.Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18×24 м), выделенной для посадки СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве «мини-авианосцев».
Идеи – идеями, а практика говорит о другом. Когда стали считать сколько контейнеров нужно переоборудовать, особенно где их хранить в мирное время и кто за них будет отвечать, то подумав от этой идеи отказались.

Подобные работы по размещению вооружения в стандартных контейнерах проводились на Западе. Война за Фолклендские острова заставила английское правительство в короткие сроки нарастить военно-морскую составляющую, особенно авиационную. Ведь вдали от родных берегов без авиационной поддержки трудно обойтись. Тогда, в 1982-м году англичане разместили в таких же контейнерах комплекс для аэродромного обслуживания «Харриеров» (включая установки ПВО), погрузили эти контейнеры на «Атлантик Конвейор» и послали на Фолкленды.

В настоящее время модули в контейнерах – ключевые элементы программ LSC-X и LCS. По заявлению командования ВМС США, на «Sea Fighter» должна быть отработана «автоматическая конфигурация» замены модулей по принципу plug-and-play («включай и пользуйся»), который, впрочем, сразу же получил новое звучание – plug-and-fight («включай и сражайся»). Но сами модули еще только создаются, и пока «включать» нечего. Известно, однако, что четыре модуля предназначены для противоминных операций, а другие – для противолодочных и для борьбы с надводными кораблями и катерами.

Германская компания Блом+Фосс (Blohm+Voss) с 1970-х годов разрабатывает сменные модули MEKO для различных систем оружия, с тех пор более, чем 1500 модулей MEKO для различных систием были произведены и установлены примерно на 60 кораблей. Новейший MEKO Mission Module имеет те же внешние габариты, что и 20-футовый контейнер ISO Тип 1Ц (Type 1C). Таким образом, была обеспечена уверенная простая транспортабельность по всему миру по земле, воздуху и морю.
Для немецких транспортов снабжения типа Berlin и Elba разработаны различные «наборы» модулей в типоразмерах 20-ти футовых контейнеров. Благодаря этому можно быстро собрать плавучий госпиталь или корабль управления, или корабль для гуманитарной операции или варианты другого назначения.

Коснулось контейнерное размещение оружия и наших стратегических ядерных сил. На рубеже 1980-х годов в ленинградском КБ «Арсенал» было выполнено несколько проектов твердотопливных стратегических ракет, в том числе и сверхточной малогабаритной твердотопливной ракеты. В 1976 г. конструкторскому бюро «Арсенал» им. М.В.Фрунзе была поручена разработка подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) с малогабаритной твердотопливной ракетой межконтинентальной дальности Ф-22 (НИР «Вереница»). Работа проводилась в соответствии с решениями ВПК от 5 апреля 1976г. № 57 и от 26 мая 1977г. № 123 в рамках НИР «Горизонт-1» с привлечением КБ общего машиностроения, КБ «Мотор», ПО «Искра» и НИИ автоматики и приборостроения по ТТЗ головных институтов Минобщемаша и Минобороны (ЦНИИМаш и 4 НИИ МО).

Основное назначение комплекса – участие в нанесении отвеного удара после ракетно-ядерного нападения противника. Исходя из этого, важнейшей характеристикой ПБРК являлась живучесть, т.е. сохранение высокой боеготовности мобильных пусковых установок (МПУ) и подвижных командных пунктов (ПКП) после ядерного воздействия противника по району базирования.

В результате проведенных научных исследований и конструкторских проработок были определены основные направления обеспечения требуемой живучести комплекса за счет: скрытности от технических средств разведки вероятного противника путем маскировки МПУ и ПКП под универсальные унифицированные контейнеры УУК-30, предназначенные для перевозки народнохозяйственных грузов, и придания контейнерным агрегатам высокой подвижности при их транспортировке в процессе боевого дежурства на штатных автопоездах – контейнеровозах (тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389) с имитацией технологии работ, проводимых с контейнерами УУК-30; снижения вероятности поражения боевых агрегатов при ракетно-ядерном нападении путем рассредоточения МПУ и ПКП в обширных неотчуждаемых районах базирования и др.

В связи с переходом КБ «Арсенал» на космическую тематику работы по ракетному направлению были свернуты, но работы в Советском Союзе по малогабаритным МБР не были прерваны. по постановлению от 21 июля 1983 г №696-213 МИТ поручалась разработка подвижного грунтового комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) “Курьер”, проводившаяся, ставила своей задачей повышение выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов повышенной мобильности и скрытности. МБР “Курьер” была в несколько раз легче ранее созданных межконтинентальных ракет и примерно соответствовала американской ракете “Миджетмен”.

Эскизный проект комплекса «Курьер» закончен в 1984 году. Для ракеты прорабатывалось несколько вариантов мобильного базирования, в том числе и в контейнерном исполнении, но по традиции для МИТа, основным был автомобильный вариант на легком колесном шасси. Работы по теме “Курьер” завершились в 1991 году в соответствии с политическим решением руководства СССР и США о прекращении разработки этой ракеты и ее американского аналога – ракеты “Миджетмен”. М.С.Горбачев объявил США, что СССР прекращает испытания малогабаритных МБР.
Безусловно, при контейнерном размещении стратегических ракет, их скрытность резко возрастает, но остается вопрос контроля таких вооружений. Как известно, сейчас действует Договор СНВ, в котором предусмотрены различные виды инспекций, в том числе и по подозрению. А контейнеры с МБР будут представлять угрозу доверия между партнерами по СНВ, это может нарушить стабильность в стратегической области.
Другое дело, тактическое, оперативно-тактическое оружие. Пока их такой контроль не касается, тем более, если ракета имеет ограниченную дальность стрельбы, то она не подпадает и под запрет распространения ракетных технологий. По этому пути и построении комплекс «Клаб-К».

Ракетная система интересная, но опасная для потенциального противника. И уже британская The Daily Telegraph бьет тревогу: российский комплекс ракетного оружия Club-K полностью изменит правила ведения войны и приведет к масштабному распространению баллистических ракет. А информационное агентство Reuters распространило сообщение под заголовком «Новое смертоносное российское оружие можно спрятать в обычном морском контейнере». В нем утверждается: «Одна из российских компаний занимается маркетингом нового боевого комплекса с крылатыми ракетами, обладающего огромной разрушительной силой. Эта установка может быть спрятана в морском контейнере, что дает возможность любому торговому судну уничтожить авианосец».
«The Daily Telegraph» утверждает, что если бы в 2003 году у Ирака были ракетные системы Club-K, вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.
Получается, что идеи по размещению оружия в стандартных «гражданских» контейнерах не совсем новые, весь мир в той или иной форме движется в этом направлении, но здесь они применены к новейшей системе ракетного оружия «Клаб» (который пользуется стабильным спросом у наших зарубежных партнеров), все это дает определенные перспективы по линии военно-технического сотрудничества.
Хочется отметить, что в 2012 году уже проведены успешные бросковые испытания контейнерного комплекса ракетного оружия «Клаб-К» с ракетой Х-35УЭ, сообщил источник в концерне «Моринформсистема-Агат», проводившем испытания. В ближайшее время пройдут аналогичные испытания комплекса «Клаб-К» с ракетами 3М-54Э и 3М-14Э. Комплекс стал универсальным по целям, он может поражать корабли, и стационарные береговые цели на тактической и оперативной глубине расположения войск.

Совсем недавно Россия показала на военно-морском салоне Euronaval-2014 макет строящегося в Зеленодольске нового модульного патрульного корабля проекта 22160. Этот корабль оснащен ракетным вооружением модульного типа. Как отмечается, по желанию заказчика можно установить ракетный комплекс ПВО, контейнеры с ракетами Club-N или Uran-Е. И как видно на фотографии, в корме установлены те самые контейнеры комплекса Club-K. Разработчик проекта корабля Северное проектно-конструкторское бюро.
Можно сказать, что идеи конструкторов начали воплощаться в металле. Так как известно, что 26 февраля 2014 г. на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького состоялась закладка головного патрульного корабля проекта 22160, получившего имя «Василий Быков».
А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 15.11.2014

Западные партнеры России, по крайней мере в СМИ, обеспокоились очередным нашим новшеством – ракетным комплексом (РК) «Клаб-К» в контейнерном исполнении. По их мнению, это чудо-оружие, мощная ударная система, опасная в руках слабого, но агрессивно настроенного противника. Разработчики же РК утверждают, что он всего лишь эффективное средство сдерживания.

Оказывается, контейнерный вариант размещения ракетного оружия имеет свою предысторию, рассказ о которой позволяет однозначно решить вопрос: в какой степени в новинке использовались ранее известные технологические решения?

Технологические предпосылки

На предприятиях ОПК постоянно проводятся работы по уменьшению габаритов оружия при тех же или лучших боевых характеристиках. Вспомним первые отечественные крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) – КСС, КСЩ и П-15. Они размещались в ангарных и стабилизированных громоздких стартовых устройствах. Прошло немного времени, и их сменили контейнеры. Это позволило сделать пусковые системы и сами КРМБ более компактными. Последние стали оснащаться складными крыльями. Принятые решения увеличили корабельный боезапас.

“ Ракеты комплекса «Клаб-К» находятся в стандартных транспортных контейнерах, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру – самолетами, судами, железнодорожным транспортом, автомобилями ”

Вскоре были внедрены новые технологии в области электроники, малогабаритных двигателей, ракетного топлива, взрывчатых веществ, что обеспечило разработку малогабаритных крылатых ракет. В США приняли на вооружение противокорабельную ракету (ПКР) «Гарпун», стратегическую КРМБ «Томагавк». Во Франции – ПКР «Экзосет». В СССР – ПКР Х-35 и КРМБ «Клаб». Позже в контейнеры, фактически превратившиеся в ракетные модули, начали устанавливать от двух до четырех КР. Затем появились подпалубные сотовые пусковые. Для корабельного варианта РК «Клаб» предусмотрено такое размещение.

Однако все ранее перечисленное не имеет прямого отношения к комплексу «Клаб-К». Его ракеты находятся в стандартных транспортных контейнерах морского и железнодорожного транспорта гражданского назначения, которые повседневно перевозятся тысячами по всему миру – самолетами, судами, железнодорожным транспортом, автомобилями. Преимущества – скрытность и маскировка. Найти в огромном объеме транспортируемых грузов контейнер с оружием практически невозможно, а перебрасывать чрезвычайно удобно.

Подобная ситуация в свое время сложилась с отечественными боевыми железнодорожными ракетными комплексами (БЖРК). На переговорах в Женеве по сокращению стратегических вооружений американская сторона предложила провести эксперимент, суть которого заключается в следующем: на крупный железнодорожный узел перегоняется состав с БЖРК, затем проводится фотографирование из космоса, далее специалисты должны найти комплекс. Так вот, эта операция с трудом далась даже нашим военным специалистам. Поэтому американцы настояли на запрещении передвижения БЖРК в мирное время вне баз постоянной дислокации. Речь шла о ракете длиной 23 метра и весом больше 100 тонн. Другое дело – «Клаб» длиной всего шесть – восемь метров и весом чуть более двух тонн.

Нереализованный замысел

Кстати, в конце 70-х – начале 80-х годов в СССР проводились работы и по контейнерному базированию авиации ВМФ. Предполагалось за счет размещения самолетов на контейнеровозах значительно увеличить боевые возможности флота в военное время, получив определенное количество «конвойных» авианосцев (как наши западные союзники по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны) и вертолетоносцев.

Размещение вертолетов Ка-252 (после принятия на вооружение – Ка-27) и штурмовиков Як-38 не только на авианесущие крейсера, но и на гражданские суда открывало заманчивые перспективы. С целью проверки его практической осуществимости в сентябре 1983-го по приказу главкома Военно-морского флота С. Г. Горшкова летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР посадили боевые самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38 на палубу теплохода «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Вначале это сделал 14 сентября старший летчик-инспектор полковник Ю. Н. Козлов. Всего до 29 сентября было выполнено 20 полетов.

Государственные испытания (18 полетов) провели пилоты В. В. Васенков и А. И. Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». В результате выяснилось, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18 на 24 метра), выделенной для СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалось, что гражданские суда могут использоваться в качестве «мини-авианосцев». Тем не менее когда стали считать, сколько контейнеров нужно переоборудовать и хранить в мирное время, от замысла отказались.

Не только у нас в стране

Работы по размещению вооружения в стандартных контейнерах проводились и на Западе. Война за Фолклендские острова заставила английское правительство в короткие сроки сформировать мощную военно-морскую группировку, обратив особое внимание на ее авиационную составляющую. Ведь вдали от родных берегов без поддержки с воздуха обойтись не просто трудно, но и невозможно. Тогда, в 1982 году англичане поместили в судовые контейнеры комплекс для аэродромного обслуживания «Харриеров», а также установки ПВО, погрузили их на транспорт «Атлантик Конвейор» и послали в Южную Атлантику.

В настоящее время оружейные контейнерные модули – ключевые элементы американских программ LSC-X и LCS. По заявлению командования ВМС США, на экспериментальном корабле FSF-1 Sea Fighter должна быть отработана «автоматическая конфигурация» замены модулей по принципу plug and play («включай и пользуйся»), который, впрочем, сразу же получил новое звучание – plug and fight («включай и сражайся»).

Однако сами модули еще только создаются, и пока «включать» нечего. Известно, что четыре модуля предназначены для противоминных операций, а другие – для противолодочных и для борьбы с надводными кораблями и катерами.

Германская компания «Блом+Фосс» (Blohm+Voss) с 70-х годов XX века разрабатывает сменные модули MEKO для различных систем оружия. На сегодня произведено более 1500 модулей MEKO. Они установлены примерно на 60 кораблях. Новейший MEKO Mission Module имеет те же внешние габариты, что и 20-футовый контейнер ISO Type 1C. Обеспечена глобальная транспортабельность по всему миру по земле, воздуху и морю. Для немецких транспортов снабжения типа Berlin и Elba разработаны различные «наборы» модулей. Благодаря этому можно быстро собрать плавучий госпиталь, или корабль управления, или корабль для гуманитарной операции, или варианты другого назначения.

Малогабаритные МБР

Коснулось контейнерное размещение оружия и наших стратегических ядерных сил. На рубеже 80-х годов в ленинградском КБ «Арсенал» было выполнено несколько проектов твердотопливных стратегических ракет, в том числе и сверхточной малогабаритной. В 1976-м «Арсеналу» была поручена разработка подвижного боевого ракетного комплекса (ПБРК) с малогабаритной твердотопливной МБР Ф-22 (НИР «Вереница»). Работа проводилась в соответствии с решениями Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК СМ СССР) № 57 от 5 апреля 1976 года и № 123 от 26 мая 1977 года в рамках НИР «Горизонт-1» с привлечением КБ общего машиностроения, КБ «Мотор», ПО «Искра» и НИИ автоматики и приборостроения по ТТЗ головных институтов Минобщемаша и Минобороны – ЦНИИМаша и 4-го ЦНИИ МО.

Основное назначение комплекса – ответный удар после ракетно-ядерного нападения противника. Исходя из этого важнейшей характеристикой ПБРК являлась живучесть, то есть сохранение высокой боеготовности мобильных пусковых установок (МПУ) и подвижных командных пунктов (ПКП) после ядерного воздействия противника по району базирования. В результате проведенных научных исследований и конструкторских проработок были определены основные направления обеспечения требуемой живучести комплекса.

Скрытность от технических средств разведки вероятного противника достигалась путем маскировки МПУ и ПКП под универсальные унифицированные контейнеры УУК-30, предназначенные для перевозки народнохозяйственных грузов. Контейнерные агрегаты обладали высокой подвижностью за счет транспортировки в процессе боевого дежурства штатными автопоездами – контейнеровозами. Использовались тягачи МАЗ-6422 и полуприцепы МАЗ-9389 с имитацией технологии работ, проводимых с контейнерами УУК-30.

Снижение вероятности поражения боевых агрегатов при ракетно-ядерном нападении обеспечивалось рассредоточением МПУ и ПКП в обширных неотчуждаемых районах базирования.

В связи с переходом КБ «Арсенал» на космическую тематику работы по ракетному направлению были свернуты.

Однако создание в СССР малогабаритных МБР не прекратилось. Постановлением № 696-213 от 21 июля 1983 года Московскому институту теплотехники (МИТ) поручалась разработка подвижного грунтового комплекса с МБР «Курьер». Ставилась задача повышения выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов высокой мобильности и скрытности. Ракета «Курьер» была в несколько раз легче ранее созданных МБР и примерно соответствовала американской ракете «Миджетмен».

Эскизный проект ракетного комплекса «Курьер» был закончен в 1984 году. Прорабатывалось несколько вариантов мобильного базирования, в том числе и в контейнерном исполнении. Тем не менее по традиции для МИТа основным стал автомобильный вариант на легком колесном шасси.

Работы по теме «Курьер» завершились в 1991 году в соответствии с политическим решением руководства СССР и США о прекращении создания этой ракеты и ее американского аналога – «Миджетмена». Михаил Горбачев объявил, что Советский Союз не будет в дальнейшем проводить испытания малогабаритных МБР.

Безусловно, при контейнерном размещении стратегических ракет их скрытность резко возрастает, но остается вопрос контроля таких вооружений. Как известно, сейчас действует Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III, New START), в котором предусмотрены различные виды инспекций, в том числе и по подозрению. Контейнеры с МБР, таким образом, подрывали бы достигнутое доверие и нарушали бы стабильность в стратегической области.

Не подлежит ограничениям

Другое дело – тактическое и оперативно-тактическое оружие. Пока международный контроль его практически не касается, тем более если ракета имеет ограниченную дальность стрельбы, то она не подпадает под запрет распространения ракетных технологий. «Клаб-К» занимает именно эту нишу.

Ракетная система интересная, но опасная для потенциального противника. Британская The Daily Telegraph бьет тревогу: «Российский комплекс ракетного оружия Club-K полностью изменит правила ведения войны и приведет к масштабному распространению баллистических ракет». Информационное агентство Reuters распространило сообщение под заголовком «Новое смертоносное российское оружие можно спрятать в обычном морском контейнере». В нем утверждается: «Одна из российских компаний занимается маркетингом нового боевого комплекса с крылатыми ракетами, обладающего огромной разрушительной силой. Эта установка может быть спрятана в морском контейнере, что дает возможность любому торговому судну уничтожить авианосец». The Daily Telegraph отмечает, что если бы в 2003 году у Ирака имелись РК «Клаб-К», вторжение США в Персидский залив было бы невозможно: любое грузовое судно в заливе представляло бы потенциальную угрозу.

Получается, что идеи разместить оружие в стандартных «гражданских» контейнерах не совсем новые. Весь мир в той или иной форме движется в этом направлении. Указанные наработки применены к новейшей системе ракетного оружия «Клаб», которая пользуется стабильным спросом у наших зарубежных покупателей. Все это дает определенные перспективы по линии военно-технического сотрудничества.

В заключение отметим, что, как сообщили в концерне «Моринформсистема-Агат», 22 августа проведены успешные бросковые испытания контейнерного комплекса ракетного оружия «Клаб-К» с ПКР Х-35УЭ. В ближайшее время пройдет аналогичный экзамен комплекс «Клаб-К» с ПКР 3М-54Э и КРМБ 3М-14Э (для уничтожения наземных целей). Таким образом, семейство РК «Клаб» стало универсальным и теперь способно поражать корабли и стационарные береговые цели на тактической и оперативной глубине.

Ракетный комплекс типа Club / Фото: bastion-karpenko.ru

Как сообщает журнал "Jane"s Missiles & Rockets" в статье James Bingham "Novator reveals new Club system, missile and range details" , на прошедшей в декабре 2017 года в Кувейте международной оборонно-космической выставке Gulf Defence & Aerospace российское (Екатеринбург; входит в состав ) впервые представило новый наземный подвижный вариант своего ракетного комплекса Сlub (экспортный вариант комплекса "Калибр"), обозначаемый Club-T.

Модель самоходной пусковой установки ракетного комплекса Club-T с шестью крылатыми ракетами 3М14Э1 разработки АО «Опытное конструкторское бюро «Новатор» имени Л.В. Люльева» в экспозиции выставки Gulf Defence & Aerospace в Кувейте, декабрь 2017 года / Фото: James Bingham / Jane"s

В отличие от впервые продемонстрированного на авиасалоне МАКС-2007 схожего наземного подвижного комплекса Club-M (оснащавшегося противокорабельными ракетами типов 3М54КЭ и 3М54КЭ1 и крылатыми ракетами 3М14КЭ), комплекс Club-T в нынешнем исполнении предназначен только для применения модифицированных крылатых ракет для поражения наземных целей 3М14Э1. Соответственно, из комплекса удалены средства целеуказания с соответствующей машиной, и оставлены только автономные самоходные пусковые установки на шасси МЗКТ-7930 с колесной формулой 8х8, на каждой из которых размещается шесть транспортно-пусковых контейнеров с крылатыми ракетами 3М14Э1.

Чем конкретно крылатая ракета версии 3М14Э1 отличается от ранее демонстрировавшейся ракеты 3М14Э/КЭ, не раскрывается. Хотя официально ОКБ "Новатор" заявляет дальность полета ракеты 3М14Э1 в 275 км, однако руководитель отдела внешних связей "Новатора" Михаил Пахомов подтвердил на выставке в Кувейте, что дальность может быть увеличена до более чем 300 км, что выйдет за лимиты Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Масса боевой части ракеты в соответствии с лимитами РКРТ заявлена в 450 кг.

Сообщается, что запуск крылатых ракет с пусковой установки Club-T может быть произведен в течении 15 минут с момента развертывания, запуск ракет производится с интервалом 5-10 секунд.

Пахомов заявил, что близки к завершению работы по интеграции в состав комплекса Club-T противокорабельных ракет 3М54Э и 3М54Э1 (как можно понять, их применение предполагается по данным внешнего целеуказания).

Также ОКБ "Новатор" на выставке в Кувейте представило материалы по новой версии крылатой ракеты 3М14Э морского базирования, обозначенной 3М14ТЛЭ и предназначенной для подводного запуска из вертикальных пусковых установок подводных лодок (комплекса Сlub-S).