Свистельникова Елена Владимировна

Преподаватель игры на фортепиано

ГБОУ СПО СК Ставропольский краевой музыкальный колледж им. Сафонова,

г. Минеральные воды

Исполнительский и педагогический анализ

Прелюдий Рахманинова ре мажор

и соль минор

сочинение 23

Работа над художественным образом тесно связана с анализом исполняемого произведения. Анализ нужен не только исполнителю, но и педагогу. Умение анализировать и глубоко осмысливать нотный текст необходимо и при самостоятельной работе студентов над произведениями разных стилей.

Данная работа посвящена исполнительскому и педагогическому анализу двух прелюдий Рахманинова ре мажор и соль минор соч. 23. Эти прелюдии привлекают, прежде всего, их высокими художественными достоинствами. Контрастные по характеру прелюдии ре мажор и соль минор относятся к числу характерных образов в творчестве Рахманинова.

Богатство и разнообразие художественных образов прелюдий, их глубокое содержание, яркий концертный стиль изложения- все эти качества способствуют огромной популярности многих прелюдий.

Прелюдии Рахманинова- не миниатюры в общепринятом смысле этого слова. Большинству из них свойственна не только масштабность образов, но и их интенсивное развитие. И в этом сказывается большая самобытность художника.

Самым главным источником в работе над художественными образами этих произведений служат редакторские указания автора и фактура прелюдий. Известно, что Рахманинов сам редактировал все свои произведения, поэтому редакторские указания автора являются исключительно важным ключом к пониманию характера его произведений.

Ре-мажорная прелюдия относится к числу ярких лирических высказываний Рахманинова. Плавность и напевность, широкое дыхание, светлый, мягкий колорит, импровизационный характер развития- эти черты придают музыке прелюдий привлекательность и поэтичность.

Асафьев отмечает в рахманиновской задушевной лирике «наличие пейзажа, не живописно- изобразительного, а подслушанного в русском окружении чуткой душой музыканта».

И действительно, многие страницы лирики Рахманинова ассоциируются с красотой русской природы, с бескрайними просторами нашей Родины. Вот почему М. Горький подметил, « как хорошо Рахманинов слышит тишину», а Репин, слушая ре-мажорную прелюдию, «увидел» озеро в весеннем разливе, русское половодье».

Прелюдия написана в трёхчастной форме. Несмотря на общий лирический характер ей свойственна внутренняя динамика развития: спокойное, созерцательное настроение (первый раздел) сменяется более взволнованным (разработка), достигая в кульминации и в третьем разделе большой яркости чувства.

Жанр: фортепианная миниатюра.

Время создания: лето 1910 года.

Автограф: Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Ф. 18, № 98.

Первое издание: Фирма А. Гутхейль, 1910 год.

Дата создания прелюдии приведена нами из письма композитора к Б. Асафьеву от 13 апреля 1917 года, 1 в котором, С. Рахманинов, отвечая на просьбу Асафьева прислать перечень своих сочинений, сообщает, в частности, что именно в этот период написан цикл прелюдий ор. 32, в который входит и данная прелюдия.

В это лето С. Рахманинов писал большое хоровое сочинение - «Литургию святого Иоанна Златоуста». Закончив ее, композитор принялся за цикл прелюдий для фортепиано. Каждая из прелюдий в автографе датирована особо: данная прелюдия – «23 августа 1910 года».

По поводу именно этой пьесы известнолюбопытное уточнение, сделанное профессором А. Б. Гольденвейзером, другом С. Рахманинова, много исполнявшим его произведения: «В августе – сентябре 1910 года в Ивановке Рахманиновым была написана серия Прелюдий ор. 32. Прелюдии G - dur (данная пьеса – А. М .) и gis - moll ( ), по-видимому, еще не записанные, были исполнены на бис в апреле 1910 года, когда впервые в Москве, в концерте Московского филармонического общества, прозвучал его Третий фортепианный концерт». 2 В дальнейшие свои концертные программы С. Рахманинов включал обе эти прелюдии, явно отдавая им предпочтение. Так было, например, на петербургском концерте пианиста, состоявшемся 5 декабря 1911 года (его программа сохранилась). И позже – в эмиграции (что, вероятно, отнюдь не случайно: уж очень эти пьесы выражают ностальгическое чувство композитора) – на концертах в Осло (9 октября 1928), Стокгольме (16 октября 1928 года), в Париже (2 декабря 1928 года) и много позже: С. Рахманинов исполнял ее в своих концертах последнего сезона – 1942/43 годов.

Многие произведения музыкального искусства можно отнести к тому или иному роду музыки в соответствии с господствующими в произведении музыкальными образами. Мы знаем музыку героическую, патетическую, драматичную, траурную, радостную и т. далее. В крупных музыкальных произведениях эти и другие настроения могут меняться, преобразовываться, контрастировать и т. д. В таких случаях бывает затруднительно однозначно определить характерпроизведения. Если с этой точки зрения взглянуть на Прелюдию соль мажор, то без всяких колебаний ее можно отнести сфере музыки лирической, причем признать ее примером изумительной чистоты этого жанра.

В сущности, эта фортепианная пьеса представляет собой романс с господствующей мелодией и бережно сопровождающим ее аккомпанементом. Умеренный тем (Moderato ), преобладающая тихая звучность (до ppp то есть еще тише, чем pianissimo ), нежный ( dolce ) характер звучания, характерные авторские ремарки исполнителю, как это играть: perdendo (замирая, теряясь) leggiero (легко) - все вместе создают очень трогательный нежный и хрупкий музыкальный образ. Ощущение зыбкости и эфемерности создается буквально с первых вступительных звуков аккомпанемента – он строится на мерном чередовании двух гармоний (аккордов), звуки которых берутся не одновременно, а поочередно, причем фигурация состоит не из четырех звуков, как гораздо чаще встречается, а из пяти, что позволяет избежать «квадратности» и создает впечатление той самой зыбкости. Эти две гармонии и неизменная фигурация заполняют первые шесть тактов прелюдии. Во втором такте над этим аккомпанементом вступает в сопрановом регистре вступает мелодия необычайной красоты. И вероятно, самый близкий образ, чтобы ее описать – еще не раскрывшийся бутон цветка.

Прелюдия построена наподобие романса: строки с воображаемым литературным текстом чередуются с фортепианными «проигрышами». В какой-то момент (в середине прелюдии) нижний голос приобретает б о льшую самостоятельность, выходит на первый план, и мы ощущаем, что монолог превратился в диалог. Так происходит очень тонкое и пленяющее своей естественностью развитие образа. В этом развитии материал интерлюдий между поэтическими (условными) строками тоже более индивидуализируется и выливается в звуковой поток, приводящий к кульминации (forte на одном звуке – ре – украшенном трелью). В этот момент общее настроение из мажорного окрашивается в минорное, грустно мерцает затухающая трель на ре – возвращается первоначальное состояние, вновь устанавливается светлая мажорная тональность. Как прощание звучит основная мелодия прелюдии. Завершается пьеса кодой – словно прощальные взмахи руки…

Примечания:

1 Рахманинов С . Литературное наследие. Том 1. М. 1980. С. 99.

2 Гольденвейзер А . Из личных воспоминаний о С. В. Рахманинове. – В кн. Гольденвейзер А . О музыкальном искусстве. М. 1975. С. 217.

© Александр МАЙКАПАР

На каждой парте лежат карточки с заданиями и оценочный лист.

Выберете карточку под номером 1.

ЗАДАНИЕ:

1Внимательно посмотреть презентацию «Угадай оркестр».

2Определить по инструментам названия оркестра.

3Записать в карточку названия оркестров.

Цель: подготовка к восприятию основного материала.

«Меня вдохновляло желание создать что-то прекрасное и художественное.Однажды прелюдия просто пришла и я занисал ее.Она подступила с такой силой,что я не смог бы отделаться от нее.если бы даже попытался.Она должна была быть-и она стала.»-так писал Сергей Рахманинов о своем сочинении,которое звестно во асем мире,как «Прелюдия до диез минор»юОна стала любима и популярна в разных странах.

Это удивительная пьеса1Эвучит она меньше трех минут,а сыграть ее может только очень хороший пианист.Однако главная интонация запоминается каждым.В ней всего три звука:ля,соль диез,до диез.Сейчас я спою вам эти звуки,вы послушаете и повторите вместе со мной.

А теперь вслушайтесь в них.О чем говорит тебе этот музыкальный мотив?(игра на инструменте.)

Ему противостоит другая интонация(исполнение на инструменте.

А тетеперь давайте послушаем это произведениеи узнаем,как звучит эта музыка.(Слушание)

ІІ. Выполните следующие задания:

Задание 2

На каждой парте лежит карточка с заданиямиюВыполните их вместе с товарищем по парте.

Находим карточку под номером 2

1Сколько действующих лиц в этой пьесе?

2Это размышление одного человека или диалог двух людейю

3Выбери.как звучит музыка (угрожающе,трепетно,торжествующе)

4Какие чувства охватывают тебя при прослушивании этой музыки(радость,гнев,боль,надежда,порыв,отчаяние

«Сочинил эту пьесу композитор в!9 лет.Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству С.Рахманинова.Эту музыку называют «маленькой трагедией», Схваткой человека с судьбой».

ПРЕЛЮДИЯ-это музыкальная пьеса,предназначенная для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введение в какое либо действие.

«Слушатель был взволнован.возбужден и успокоен Теперь он готов к восприятию следующего произведения»-в этос Рахманинов видел назначение своей Прелюдии.

Давайте послушаем Прелюдию еще раз и определим.сколько в ней частей(поднятие руки при смене мелодии)

Задание 3

А теперь возьмите карточку с номером У3 и заполните ее вместе с товарищем.

1Сколько частей в Прелюдии.

2Выбери название инструмента звучание которого напоминают мерные аккорды звучащие в разных регистрах(скрипка,барабан,труба.колокола)

3Каким бы инструментам симфонического оркестра ты доверил исполнить

1часть,

2часть

(Максимальное количество баллов 14)

Цель: Приобретение вокально-хоровых навыков.

ІІ. Обсудите результаты работы.

(Максимальное количество баллов 19 баллов).

І. Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени?

ІІ. Домашнее задание.

  1. В рабочей тетради по Музыке выполнить заданииие на 21 страничке.

Композитор сильного, ярко самобытного дарования, гениальный пианист, не имеющий себе равных среди современников, выдающийся дирижер - «божество в трех лицах», как выразился о Рахманинове один из критиков. Какая из сторон деятельности этого феноменально одаренного музыканта была главной, определяющей? Современники затруднялись ответить на этот вопрос. «Когда слушаешь его Трио или Второй концерт, или Виолончельную сонату, или „Франческу", или другое, лучшее, - писал Энгель, - думаешь: вот кто рожден писать! Бросить все и писать! <...> И, слушая, как Рахманинов проводит „Жизнь за царя" или „Пиковую даму", или симфонию Чайковского, или сюиты Грига, думаешь: вот кто рожден дирижировать! Бросить все и дирижировать! Но Рахманинов еще и пианист <...> И в увлечении тем, как Рахманинов исполняет концерт Чайковского или собственные вещи, думаешь: вот кто рожден играть на фортепиано! Бросить все и играть!».

Сам Рахманинов постоянно колебался между разными своими призваниями, и когда сочинял музыку, не мог концертировать, а дирижируя, не выступал одновременно или редко и мало выступал в качестве пианиста, и наоборот. Однажды даже на вопрос: «Не вредит ли Рахманинов-пианист Рахманинову-композитору?» он ответил утвердительно: «Очень вредит». Но в то же время исполнительская деятельность Рахманинова несомненно в значительной мере стимулировала и оплодотворяла его творчество, а в рахманиновском пианизме отчетливо проявлялись черты композиторского мышления. Асафьев справедливо подчеркивает цельность облика Рахманинова, в котором творческое и интерпретаторское начала были нераздельно слиты воедино: «Такова была природа композитора, что произведения его создавались в одновременности как созерцание и действенное артистическое воспроизведение в одном лице, когда записанное становится лишь материалом для исполнителя-скульптора».

Можно утверждать, что Рахманинов не внес бы такого богатого и яркого вклада в развитие фортепианной литературы, если бы не обладал поразительным по мощи и своеобразию пианистическим дарованием. Тот же чеканный упругий ритм в сочетании с певучестью, «вокальностью», та же скульптурная лепка фразы, богатая и разнообразная «регистровка», которые были свойственны исполнительской манере Рахманинова-пианиста, в скрытом виде содержатся в нотной записи его сочинений.

Для характеристики одной из главных особенностей рахманиновского фортепианного творчества Д. В. Житомирский вводит понятие «концертности», не ограничивая его рамками лишь собственно концертного жанра. Концертность понимается им как качество противоположное камерности с присущей ей детализированностью музыкального письма. «...В сфере концертности, - замечает исследователь, - обычно полнее проявляет себя непосредственно чувственное начало. Это обусловливается отчасти тем, что концертность неотделима от индивидуально-артистической стихии». Отсюда проистекает и тяготение к широкой, порой несколько лапидарной манере изложения, известной декоративности и подчеркнутому ораторскому пафосу. При таком понимании концертности можно обнаружить ее признаки не только в крупных симфонизированных рахманиновских композициях для фортепиано с оркестром, но и во многих его фортепианных пьесах малой формы. Важное место в творчестве Рахманинова занимает и жанр концерта как таковой: ни для одного из его современников, творческие интересы которых были связаны в первую очередь с областью фортепианной музыки (Скрябин, Метнер), этот жанр не имел такого значения, как для него. Каждый из четырех фортепианных концертов Рахманинова (к которым следует добавить и ) обозначает определенную веху на пути композитора.

Жанр: фортепианная миниатюра, ор. 32, № 12 (в полном цикле прелюдий - № 23).

Время создания: лето 1910 года.

Дата создания прелюдии приведена нами из письма композитора к Б. Асафьеву от 13 апреля 1917 года, 1 в котором, С. Рахманинов, отвечая на просьбу Асафьева прислать перечень своих сочинений, сообщает, в частности, что именно в этот период написан цикл прелюдий ор. 32, в который входит и данная прелюдия. В сохранившемся автографеимеется дата: «23 августа 1910 г. Ивановка».

Относительно именно этой пьесы известно любопытное уточнение, сделанное профессором А. Б. Гольденвейзером, другом С. Рахманинова, много исполнявшим егопроизведения: «В августе – сентябре 1910 года в Ивановке Рахманиновым была написана серия Прелюдий ор. 32. Прелюдии G - dur ( ) и gis - moll (данная пьеса – А. М .), по-видимому, еще не записанные, были исполнены на бис в апреле 1910 года, когда впервые в Москве, в концерте Московского филармонического общества, прозвучал его Третий фортепианный концерт». 2

Не сохранилось (до нас не дошло или вовсе не было) никакого авторского комментария по поводу содержания этой пьесы – высказываний, аналогичных тем, что широко известны относительно другой, самой популярной, прелюдии - № 1 до диез минор (см. в Коллекции). Тем не менее, едва ли можно ошибиться в том, что именно выразил в этой пьесе композитор: это, несомненно, зимние русские просторы, по которым мчатся сани со звенящими бубенцами. Образ пьесы столь очевиден, что эту музыку можно было бы назвать буквально «кинематографической»: мы словно видим, как вдалеке на фоне белого заснеженного пейзажа появилась темная точку, она приближается… И вот, уже различим в санях ездока, угадываем его настроение, взволнованное состояние (мелодия в альтовом регистре поручена левой руке; над нею, переливаясь, непрерывно звенит колокольчик) Мелодия льется свободно – то чуть быстрее, то - успокаиваясь (все это отражено в исполнительских ремарках композитора в нотах). Это не праздничный кортеж – это какая-то одинокая душа – страстная, мятежная, романтичная – затерявшаяся в заснеженных русских просторах. Куда она стремится? К кому?.. Музыка вызывает массу чувств, передает множество оттенков. В кульминации мы слышим и восторг, и отчаяние. Этот порыв сменяется страстной мольбой. Героя не оставляет надежда. Средняя – бурная - часть рисует скорее драму, нежели триумф. Постепенно волнение утихает, фразе, состоящей из двузвучных нисходящих «мотивов вздоха» (чувство горечи, тоски), отвечает фраза, в основе которой восходящий «мотив надежды». Звучание колокольчика, присутствующее во всей пьесе, но в средней части уступившее место выражению личной драмы героя, возвращается в заключительных тактах как образ зимнего пейзажа. Стихающая и растворяющаяся звучность в очень высоком регистре фортепиано, на сей раз, создает образ прощания и расставания. Колокольчик смолкает…

PS . Колокольные звучания – во всем их разнообразии – от веселого перезвона до набата - одна из характерных и впечатляющих особенностей стиля музыки С. Рахманинова. Можно привести много примеров, начиная с самых ранних опусов (Прелюдия № 1 до –диез минор, ор. 3, № 2), Концерта № 2 до минор и до «Колоколов», поэмы для оркестра, хора и голосов соло, ор. 35 (в поэме нашли отражения колокольныезвоны новгородских храмов и монастырей, которые Рахманинов слышал в детстве). Не случайно в воспоминаниях о С. Рахманинове его друг и глубокий почитатель, другой великий композитор Н. К. Метнер размышлял о нем, апеллируя к образу колокола: «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия. <…> В наши дни, когда колокол стал помехой нашей цивилизации и постепенно вытеснен из жизни больших городов, мы, музыканты, особенно должны ценить каждый удар его, глубокий, властный звук, покрывающий собою всю уличную какофонию». 3

Примечания:

1 Рахманинов С . Литературное наследие. Том 1. М. 1980. С. 99.

2 Гольденвейзер А . Из личных воспоминаний о С. В. Рахманинове. – В кн. Гольденвейзер А . О музыкальном искусстве. М. 1975. С.