ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНИЧЕСКОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА УЧЕБНО - ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

Составители: Л.К. Рогова, Т.В. Киселёва, А.В. Глебко

Учебно-опытный участок организуется при образовательных учреждениях для прове дения учебных занятий по трудовому обучению, природоведению, биологии, организации общественно-полезного труда,

вне классной опытнической, исследовательской, природоохранной работы.

Учебно - опытный участок – это тот объект, у которого имеется возможность приобщить учащихся к экологической исследовательской работе, развить их творческие способности, углубить экологические знания через практическую деятельность, сформировать эстетическое отношение к природе.

Учебно – опытнические участки создаются при образовательных учреждениях с целью проведения учащимися практических, опытнических и исследовательских работ и экскурсий по предметам «биология» и «окружающий мир». Практические работы на участке способствуют расширению и углублению биологических и экологических знаний учащихся, приобретению ими умений по выращиванию сельскохозяйственных культур, что особенно важно для образовательных учреждений, расположенных в городах.

    Цели и задачи учебно-опытного участка.

Цель: формирование у обучающихся ключевых компетентностей при изучении биологии и экологии с использованием учебно-опытного участка.

Задачи:

1. Привлечение учащихся к учебно-исследовательской и опытнической работе.

2. Развитие практических умений и навыков, закрепление теоретических знаний.

3. Трудовое, экологическое воспитание.

4. Ознакомление детей с современными подходами и методами исследовательской и природоохранной работы.

5. Изготовление наглядных пособий для работы детского объединения и уроков биологии.

6. Проведение экскурсий для ознакомления с разнообразием культурных растений.

2. Соблюдение правил ТБ при работе на УОУ.

Работа учебно-опытного участка осуществляется в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании», Инструкцией по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке. Перед началом работы для детей проводится обязательный инструктаж по ТБ.

3. Структура учебно-опытного участка.

На учебно-опытном участке могут быть отделы: овощных культур, полевых культур, плодово-ягодный сад, дендрологический, отдел экологии, биологии растений, лекарственных трав, цветочно-де ко ​​ ративных растений, отдел начальных классов. При необходимости на учебно-опытном участке могут быть созданы иные отделы.

4. Содержание деятельности учащихся

на учебно-опытном участке.

Основными направлениями деятельности учащихся на учебно-опыт ном участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развити ем, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии, исследовательская работа.

Учащиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изуче ния природоведения, биологии. На участке организуются общественно-полезный труд, трудовая практика школьников, внеклассная опытническая, исследо вательская и природоохранная работа. Режим труда учащихся на учебно-опытном участке определяется образовательными программами, правилами техники безопасности и установленными санитарно-эпидемическими правилами и нормативами.

При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.

5. Специфические особенности с/х опытничества.

Учебно-опытный участок должен быть базой опытнической работы обучающихся. В процессе осуществления опытно-практических работ у обучающихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца. Учебно-опытный участок – это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и с/х труду и другая внеклассная работа.

С/х опытничеством школьников принято называть практическую деятельность обучающихся, связанную с углубленным изучением живой природы, экспериментальными исследованиями путей повышения урожайности с/х культур, с учетом возможностей местных климатических условий, с природоохранительной деятельностью обучающихся, работой в уголках живой природы, на пришкольных опытных участках.

Организация с/х опытничества обучающихся во внеурочное время требует учета ряда специфических особенностей. Одна из них: подчинение всех внеклассных занятий общим задачам учебно-воспитательной работы школы. Другая особенность связана с тем, что в опытничество, требующее нередко значительного напряжения, сил и времени, школьники включаются по собственному желанию, которое возникает у них из-за интереса к той или иной отрасли науки, производства. Таким образом, добровольное начало – это одно из важных требований внеклассной работы с юными натуралистами.(1)

Занимаясь любимым делом с интересом и увлечением, учащиеся имеют возможность проявить большую активность, самостоятельность. Развитие этих качеств - необходимое условие для воспитания творческой инициативы ребят. Поэтому опора на самостоятельность, активность, инициативу у учащихся на развитие опытнической работы является важнейшей особенностью внеклассной работы с юными натуралистами.

Наконец, чрезвычайно важно, чтобы юные натуралисты в школах занимались посильным для них делами, чтобы характер опытнической деятельности соответствовал их возрастным особенностям.

Опытническую работу школьников можно считать одной из форм соединения обучения с производительным трудом, эффективного средства усвоения учащимися основных понятий курса обучения на теоретическом и практическом уровнях. Опытничество – целенаправленный поиск ответа на поставленный экспериментатором вопрос, в ходе которого приходится решать многие задачи, различные по своей сложности, длительности и значимости.

Опытно-практическую работу на пришкольном участке следует рассматривать как первое звено в трудовом воспитании школьников в подготовке их к сознательному выбору профессии, и она служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания.(2)

6. Связь опытнической работы с учебными предметами.

Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам находят свое применение в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но этих знаний обычно бывает недостаточно, и для решения возникающих проблем приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания.

Опытничество предусматривает охват всех учащихся 1-11 классов по тематике, учитывающей интересы и склонности школьников, их возраст и уровень знаний.

Рассматривая назначение опытнической работы, на первый план ставить научную ценность ее результатов. Это означает, что такая работа должна проводиться с соблюдением принятой методики, ее итоги должны быть достоверны, доказательны, выводы – безошибочны. Если эти данные не вызывают сомнений, то на их основе можно готовить практические рекомендации для с/х производства, и в первую очередь на базовых хозяйствах.

В ходе длительного исследования юный опытник решает задачи со многими неизвестными. Часто даже и сами исходные данные отсутствуют, их приходится находить предварительно в специальной литературе, в статистических материалах хозяйств, в периодической печати или же добывать в процессе кропотливого и продолжительного эксперимента.

Опытничество – это комплекс классной, внеклассной и внешкольной деятельности, теоретического, практического и производственного порядка. В этой работе не бывает перерыва – она продолжается весь год. Например, юные полеводы весной закладывают опыты на учебно-опытном участке; летом ухаживают за посевами, проводят всевозможные наблюдения и опыты, осенью убирают и учитывают урожай. В классе или в лаборатории юные опытники проводят анализы на качество семян, определяют почвенный состав, подводят итоги работы. В зимнее время организуют подготовку к предстоящей работе: изучают методику полевого эксперимента, составляют планы, разрабатывают тематику опытов и их схемы.

Опытническая работа проводится в классе, на учебно-опытном участке и должна быть тесно связана с обучением. Исследовательский метод познания особенно уместен при выполнении лабораторно-практических работ, при изучении новых приемов агротехники, вопросов экономики и организации сельского хозяйства. С/х опыт проводится обычно несколько месяцев, поэтому основной объем опытнической работы выполняют во внеурочное время: в процессе учебно-производственной практики, общественно полезного труда, а также за счет времени, отведенного на факультативные занятия и внеклассную работу.

7. Назначение опытнической работы.

Перед проведением опытов необходимо определить их назначение:

Уточнить, какие новые понятия будут при этом сформированы и какие из уже имеющихся понятий расширены;

Какими методами познания овладеют учащиеся;

Какие познавательные интересы школьников будут удовлетворены;

Какие потребности появятся у школьников;

Какое влияние эта работа окажет на ориентацию учащихся на сельскохозяйственные профессии.

Опытническая работа невозможна без глубоких теоретических знаний по учебным и прикладным предметам. Например, в опытнической работе по растениеводству нельзя обойтись без знаний по почвоведению и агрономии, по микробиологии и растениеводству, по математической статистике.

В опытнической работе небезразличен и агрономический результат. Поскольку основная задача такого исследования заключается в нахождении оптимальных методов и средств увеличения продуктивности сельского хозяйства и повышения качества выращиваемой продукции, то следует стремиться к тому, чтобы суммарный урожай на опытном участке был значительно выше урожая той же культуры в местном хозяйстве. В противном случае будет трудно доказать, что даже интересные опытные данные полезны совхозу и могут быть приняты с доверием.(1)

В соответствии со школьными программами по биологии и с/х труду в каждой школе учебно-опытный участок должен иметь следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический, зоологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся учатся выращивать различные с/х растения, а также животных и ставят с ними опыты.(2)

8. Содержание опытнической работы.

Требования к опытнической работе.

Перед началом работы на учебно-опытном участке руководитель вместе со школьниками продумывает все ее этапы, уточняет содержание, а также экологические аспекты предстоящей деятельности.

Предлагается такая последовательность выполнения работы, которая показана на схеме.

Схема

последовательности выполнения этапов опытнической работы.

Прежде чем приступить к проведению опытов на школьном учебно-опытном участке, учащиеся должны ознакомиться с требованиями к опытнической работе: каждый опыт ставится на двух делянках – опытной и контрольной. Делянки имеют однородную почву, ровную поверхность, одинаковые размеры и форму. На опытной делянке растения прореживают, вносят удобрения, а на контрольной этого не делают. На обеих делянках обработка почвы, уход за растениями, уборка урожая и т. д. одинаковы и проводятся одновременно; для более точных выводов по опытам их закладывают в двух повторностях; четко формулируется тема, цель каждого опыта и намечается план его проведения.

На делянках опытного участка ставят таблички с надписями: тема опыта, культура, опыт, контроль.

Постановка опытов по выращиванию растений требует от школьников проявления активности, любознательности, умения фиксировать результаты наблюдений и делать правильные выводы.(1)

Выбор тем опытов.

От выбора объекта опыта во многом зависит его успех и практическое значение. Важное место в опытнической работе занимает выбор тематики опытов на школьном учебно-опытном участке.

Содержание опытнической работы в школе вытекает из учебных программ и может дополняться в зависимости от интересов учащихся, задач, которые ставят организаторы, от условий почвенно-климатической зоны и особенностей местного хозяйства. Выбор тем опытнической работы определяется возможностями школы и базового хозяйства.

Темы опытов для учащихся можно систематизировать по таким разделам:

1. Почвенно-климатические условия жизнеобитания растений.

2. Агротехнические приемы выращивания культурных растений.

3. Сортоизучение и знакомство с биологическими особенностями роста и развития с/х культур.

4. Влияние органических, минеральных удобрений, микроудобрений на повышение урожая и улучшение качества продукции.

5. Растения, содержащие фитонциды, как средство защиты растений от насекомых-вредителей.

Программные опыты служат основой для отработки общей и частной методик исследований.

Учащиеся, занятые юннатской работой в детских объединениях в системе дополнительного образования, как правило, проявляют особую активность в организации опытничества.(1)

9. Учебно-познавательное значение опытов.

Опыты учебно-опытного участка имеют, в первую очередь учебно-познавательное значение. Ученики на учебно-опытном участке должны научиться наблюдать за жизнью растений, за действием изучаемых факторов на подопытные растения, уметь анализировать опытные данные и делать из них правильные выводы. Но вместе с тем опыты должны иметь и хозяйственную направленность, стать основой при соответствующих условиях для научных обобщений.

Практика школ показывает, что наиболее важными темами опытов являются агротехнические. Ведь известно, что в сельском хозяйстве недопустим шаблон, и если в одном случае рекомендуемый прием дает положительный эффект, то в другом может привести даже к тяжелым последствиям.

Когда лучше посеять? По срокам посева есть рекомендации. К тому же практика показывает, что подзимний посев лука, моркови, свеклы, подсолнечника целесообразен, так как возрастают урожаи. И этот познавательный опыт имеет прямое отношение к экономическим проблемам хозяйства.

«Подготовка почвы к посеву» - и эта тема дает широкое поле деятельности для юных опытников.

Большое место в плане опытнической работы проводится сортоиспытанию. Ученики изучают хлебные злаки, различные овощные культуры в тесной связи с природными условиями местного хозяйства. Ученые – селекционеры создают новые сорта хлебных злаков, свеклы, овощных культур.

Это многодневная работа. Для создания нового сорта надо выполнить целую систему отбора, скрещивания и размножения, пройти испытания на сортоиспытательных участках, а затем и в производственных условиях. И в этой сложной работе помощниками ученых на всех этапах могут стать школьники средних и старших классов.

Заключение.

В современных условиях экологическая и биологическая подготовка учащихся становится важной мерой воспитания детей, а ответственное отношение к природе – одной из определенных черт личности. В процессе опытнической работы школьники имеют дело непосредственно с природой как предметом труда - выращивают растения, ухаживают за животными, а трудовыми действиями восполняют дефицит условий среды обитания.

Систематическая опытническая работа должна ориентироваться на последние достижения науки в области сельского хозяйства, на сотрудничество с учеными и решать проблемы своих базовых хозяйств. Реальные успехи коллектив школьников получает в том случае, если учащиеся не увлекаются большими объемами работ, а берут на год 1-2 темы, устанавливают связь со специалистами. Важным условием закрепления успехов учащихся является публикация результатов исследовательской деятельности и участие детей в научно – практических конференциях школьников.

Учебно-опытный участок является основным местом для занятий учащихся. Это – «зеленый класс», который создается обучающимися под руководством учителя. Тот ученик, который непосредственно работает на участке, бережет насаждения и, выполняя работу, постарается понять, почему она необходима, как она может повлиять на рост растений, почему ее нужно выполнять так, а не иначе.

Опытническая работа является основным видом труда обучающихся на пришкольном участке. Опытническая работа активизирует познавательную и творческую деятельность обучающихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, вооружает методами биологической науки, способствует профориентации обучающихся, приучает их к культуре труда.

Но опытническая работа только тогда принесет пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к опытам.

Таким образом, в условиях учебно-опытного участка школы успешно решаются задачи трудового, эстетического, природоохранительного воспитания, постепенно при определенной организации работы на нем, участок призван стать центром экологического просвещения детей младшего и школьного возраста.

Список литературы.

1. Горский В. А. Техническое творчество и с/х опытничество во внеклассной работе с учащимися.- М.: Просвещение,1989 – 207 с. (Б-ка учителя труда).

2. Маленкова Т. Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя труда).

3. Папорков М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. – 255 с. – (Б-ка учителя биологии).

4. Трайтак Д. И. Трудовое обучение: С.-х. работы: Учеб. пособие для 5-7 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1991. – 191 с., ил.

5. Энциклопедический словарь юного земледельца/ Сост. А.Д. Джахангиров, В. П. Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.

Учебно-опытный участок в условиях сельской школы

Рост познавательной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Комплексный подход к такой работе предполагает единство трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся. Нравственное воспитание осуществляется во всем многообразии социально значимой деятельности школьников: в учебе, труде, художественно-творческой, спортивной деятельности, в умении свободно общаться. Оно обуславливает отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, помогая определить достойное место в обществе с позиций гражданского служения ему. Именно в школе должен сформироваться у ученика интерес к какой-либо области деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней. Эстетическое воспитание развивает у детей способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности: в природе, труде, человеческих отношениях. Экологическое воспитание направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе. Назначение правильно поставленного физического воспитания – забота о нормальном росте и развитии детского организма в процессе всех видов деятельности. А главное – формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания. Его цель – готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение к труду.

Реализации такого подхода может помочь развитие сельскохозяйственного опытничества в школе. Важно раскрывать красоту сельскохозяйственного труда. Отношение к земле это не просто любовь к родному краю, которую можно успешно воспитывать у учащихся в многообразных формах внеклассной и внешкольной работы (краеведческой, туристической и др.). Отношение к земле требует работы не только ума, но и сердца, и опытническая работа служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания.

При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Это позволит увлечь ребят и дать им возможность на практике убедиться в значимости их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем сельскохозяйственного производства, направить знания на планирование и организацию своего труда, на его качественное выполнение, расширить биологический кругозор.

Сельскохозяйственное опытничество

Статья опубликована при поддержке "Wild Cam Photography". Профессиональные фотосессии в Москве - студийная съёмка. Разные образы и стили фотосессий - съёмка для новорожденных и детей, для беременных, для мужчин, семейная фотосессия, модельное и актёрское портфолио и многое другое. Профессиональный фотограф, доступные цены, съёмка в студиях и на выездных локациях. Посмотреть портфолио фотографа, контакты, цены и узнать подробную информацию Вы сможете на сайте: wildcam.ru .

Базой опытнической работы учащихся должен стать учебно-опытный участок. Это лаборатория под открытым небом, «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя, где проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду и другая внеклассная работа.

Практическая деятельность учащихся будет связана с углубленным изучением живой природы, с природоохранной деятельностью и работой в живых уголках, с экспериментальными исследованиями путей повышения урожайности сельскохозяйственных культур с учетом местных климатических условий.

В организации таких работ во внеурочное время обязательно добровольное начало. Это одно из важных требований внеклассной работы с юными натуралистами. Занимаясь любимым делом с интересом и увлечением, учащиеся имеют возможность проявить большую активность и самостоятельность.

Важно, чтобы юные натуралисты в школах занимались посильными для них делами, чтобы характер опытнической деятельности соответствовал их возрастным особенностям.

Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам помогают в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но часто возникают проблемы, для решения которых приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания. Например, в работе по растениеводству нельзя обойтись без знаний по почвоведению и агрономии, по микробиологии и математической статистике.

Опытничество предусматривает охват всех учащихся 1–11-х классов по тематике, учитывающей интересы и склонности школьников, их возраст и уровень знаний.

Если на первый план ставить научную ценность результатов опытнической работы, то она должна проводиться с соблюдением принятой методики, ее итоги должны быть достоверны, доказательны, выводы – безошибочны. Если полученные данные не вызывают сомнений, то на их основе можно готовить практические рекомендации для сельскохозяйственного производства.

В опытнической работе небезразличен и агрономический результат. Поскольку основная задача такого исследования заключается в нахождении оптимальных методов и средств увеличения продуктивности сельского хозяйства и повышения качества выращиваемой продукции, то следует стремиться к тому, чтобы суммарный урожай на опытном участке был значительно выше урожая той же культуры в местном хозяйстве. В противном случае будет трудно доказать, что даже интересные опытные данные полезны совхозу и могут быть приняты с доверием.

В ходе длительного исследования юный опытник решает задачи со многими неизвестными. Часто даже и сами исходные данные отсутствуют, их приходится находить предварительно в специальной литературе, в статистических материалах хозяйств, в периодической печати или же добывать в процессе кропотливого и продолжительного эксперимента.

Опытничество – это комплекс классной, внеклассной и внешкольной деятельности теоретического, практического и производственного порядка. В этой работе не бывает перерыва – она продолжается весь год, поэтому основной ее объем выполняют во внеурочное время: в процессе учебно-производственной практики, общественно полезного труда, а также за счет времени, отведенного на факультативные занятия и внеклассную работу. Например, юные полеводы весной закладывают опыты на учебно-опытном участке; летом ухаживают за посевами, проводят всевозможные наблюдения и опыты, осенью убирают и учитывают урожай. В классе или в лаборатории юные опытники проводят анализы на качество семян, определяют почвенный состав, подводят итоги работы. В зимнее время организуют подготовку к предстоящей весне: изучают методику полевого эксперимента, составляют планы, разрабатывают тематику опытов и их схемы.

В соответствии со школьными программами по биологии и сельскохозяйственному труду в каждой школе учебно-опытный участок должен иметь следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический, зоологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся учатся выращивать различные сельскохозяйственные растения, а также животных, ставят с ними опыты.

Перед началом работы на учебно-опытном участке руководитель вместе со школьниками продумывает все ее этапы, уточняет содержание.

Схема последовательности выполнения этапов опытнической работы.

Каждый опыт ставится на двух делянках – опытной и контрольной. Делянки имеют однородную почву, ровную поверхность, одинаковые размеры и форму. На опытной делянке растения прореживают, вносят удобрения, а на контрольной этого не делают. На обеих делянках обработка почвы, уход за растениями, уборка урожая и т.д. одинаковы и проводятся одновременно; для более точных выводов по опытам их закладывают в двух повторностях.

На делянках опытного участка ставят таблички с надписями: тема опыта, культура, опыт, контроль.

Выбор тем опытов

От выбора тематики и объекта опыта во многом зависит его успех и практическое значение. Выбор тем опытнической работы определяется возможностями школы и базового хозяйства. Темы можно выбирать из следующих разделов.

1. Почвенно-климатические условия произрастания растений.
2. Агротехнические приемы выращивания культурных растений.
3. Сортоизучение и знакомство с биологическими особенностями роста и развития сельскохозяйственных культур.
4. Влияние органических, минеральных удобрений, микроудобрений на повышение урожая и улучшение качества продукции.
5. Растения, содержащие фитонциды, как средство защиты растений от насекомых-вредителей.

Учащиеся, например нашей школы, в течение 4 лет занимались сортоиспытанием картофеля по заданию Госсортоучастка г. Екатеринбурга. По итогам работы были даны рекомендации жителям поселка и садоводам по выращиванию сортов картофеля, наиболее пригодных для нашей местности. По просьбам жителей поселка мы проводили сортоиспытание моркови и свеклы. На очереди и другие темы:

– наблюдение за произрастанием томатов в условиях открытого грунта;
– наблюдение за ростом растений семейства крестоцветных (репа, редис, редька) и семейства зонтичных (укроп);
– опыты по экологии – развитие растительного покрова; зарастание мусорной кучи.

Учебно-познавательное значение опытнической работы

Ученики на учебно-опытном участке учатся наблюдать за жизнью растений, за действием изучаемых факторов на подопытные растения, фиксировать результаты наблюдений, анализировать опытные данные и делать из них правильные выводы.

Практика показывает, что наиболее важны агротехнические темы опытов. Ведь в сельском хозяйстве недопустим шаблон: один и тот же рекомендуемый прием в одном случае дает положительный эффект, а в другом может привести даже к тяжелым последствиям.

Когда лучше сеять? Опыт и рекомендации по срокам посева имеют прямое отношение к экономическим проблемам хозяйства. Например, практика показывает целесообразность подзимнего посева лука, моркови, свеклы, подсолнечника, так как в этом случае возрастают урожаи.

Подготовка почвы к посеву. И эта тема дает широкое поле деятельности для юных опытников.

Сортоиспытание. Ученые-селекционеры создают новые сорта хлебных злаков, овощных культур. Ученики изучают их в тесной связи с природными условиями местного хозяйства. Кроме того, в сложной селекционной работе на всех ее этапах помощниками ученых могут стать школьники средних и старших классов. Ведь для создания нового сорта надо выполнить целую систему отбора, скрещивания и размножения, пройти испытания на сортоиспытательных участках.

Наш учебно-опытный участок

Учебный участок при нашей школе существует с 1997 г. Начали с малого. Выбрали место под участок, часть его осенью вручную перекопали, снятый дерн сложили на компост вперемешку с растительными остатками и листьями, внесли органические удобрения, опил, торф. Разбили 6 грядок размером 120×250 см. Весной на этих грядках посеяли морковь, свеклу, репу, лук, капусту, петрушку. Главной задачей было научиться выращивать сельскохозяйственные растения и цветы, узнать об особенностях овощных растений и подобрать условия, необходимые для получения хороших урожаев.

Совхоз «Таежный» помог нам распахать небольшой участок земли под закладку учебно-опытного участка при школе, провести осеннюю (зяблевую – под зимние морозы) вспашку, чтобы создать глубокий рыхлый слой почвы, заделать на глубину семена сорняков и вынести на поверхность подземные части сорняков.

Весной 1999 г. почву бороновали для перемешивания поверхностного слоя, разрушения почвенной корки. Очистили участок от растительных остатков, разбросали удобрение, торф, опил, известь и перекопали. Часть участка засеяли викой, а часть – засадили картофелем.

При планировке территории участка исходили из того, что он должен быть полезен, удобен, красив. На участке появились отделы: лекарственный, овощной, полевой, цветочно-декоративный, плодово-ягодный.

Выбор культивируемых растений зависит от месторасположения участка, его освещенности солнцем, защищенности от холодных северных и восточных ветров.

В агротехнике используем севооборот. Одну и ту же культуру или группу культур одного семейства не рекомендуется выращивать на одном месте несколько лет подряд, так как растения, получая из почвы определенные питательные элементы, истощают ее, и перестают давать хороший урожай. Кроме того, разные сельскохозяйственные культуры подвержены специфическим болезням, воздействию определенных насекомых-вредителей. Поэтому чередование растений дает возможность эффективно использовать почву, а также успешно бороться с болезнями и вредителями. Культуры на грядках чередуем ежегодно (таблица).

Таблица. Допустимые и недопустимые предшественники овощных культур

Культуры

Лучшие
предшественники

Минимальный срок возврата
на старое место, лет

Недопустимые
предшественники

Лук, огурцы, морковь, свекла,
картофель, томаты

Репа, редька, редис

Картофель

Морковь, свекла, лук

Лук, чеснок

Морковь, огурцы, укроп, салат,
капуста

Морковь, петрушка,
пастернак

Картофель, томаты, огурцы, горох, капуста

Огурцы, кабачки, тыква,
патиссоны

Картофель, лук, морковь, капуста, горох

Репа, редька, редис

Картофель, лук, морковь, свекла

Картофель, огурцы, лук

Морковь, свекла, лук

Картофель

Чтобы участок имел эстетичный вид, применяем совместные посевы овощных, ягодных и цветочных культур. Цветы и овощи, посаженные вместе, создают эффект неожиданности. Особенно хорошо с овощными культурами смотрятся тагетес, календула, настурция, бальзамин.

Структуру почвы (соотношение гумусных и минеральных частиц различной величины) на участке создаем при помощи внесения торфа, компоста, древесных опилок и органики.

Перспективный план работы на учебно-опытном участке

Весенний период

1. Очистка от снега приствольных кругов вокруг деревьев.
2. Обрезка и формирование крон декоративных древесно-кустарниковых пород.
3. Осмотр деревьев и кустарников, удаление больных, сломанных и сухих веток.
4. Удаление прошлогодних (засохших и сморщенных) плодов.
5. Побелка известью стволов деревьев (во избежание появления на них солнечных ожогов).
6. Первая подкормка плодовых культур минеральными азотсодержащими удобрениями.
7. Подготовка семян к посеву.
8. Сгребание растительных остатков.
9. Вырезка поросли вокруг деревьев.
10. Субботник по очистке школьной территории от мусора.
11. Подготовка посадочных ям.
12. Отвод талых вод, прокопка дренажных канавок вокруг учебно-опытного участка.
13. Внесение торфа, удобрений и опила на участок.
14. Перекопка почвы.
15. Внесение почвенной смеси в цветочные вазоны.
16. Подготовка семенного материала картофеля.
17. Подготовка грядок под овощные, цветочные, полевые культуры.
18. Посев овощных, цветочных культур.
19. Посадка картофеля.

Летний период

1. Продолжение посева и высадки рассады цветов в вазоны.
2. Подкормка многолетних цветов и декоративных кустарников.
3. Подправление бордюров.
4. Уход за посевом (полив, рыхление и т.д.).
5. Посадка картофеля (в случае если посадка не произведена в мае).
6. Ведение дневника наблюдения.
7. Сгребание прошлогодней травы.
8. Сбор мусора, камней и т.д. с пришкольного участка.
9. Прополка грядок и цветочных клумб от сорняков.
10. Подвязка колышков к саженцам.
11. Обрубание лопухов на участке и вдоль забора.
12. Скашивание травы вокруг деревьев.
13. Удаление поросли у деревьев.
14. Полив цветов и грядок с овощами.
15. Окучивание картофеля.
16. Уборка мусора и растительных остатков на территории участка.
17. Скашивание травы на пришкольном участке.
18. Уборка растительности на тротуаре.
19. Вырезка поломанных веток на деревьях и кустарниках.
20. Подсадка цветочных культур.
21. Сгребание и вынос растительных остатков и закладка на компост.
22. Покраска цветочных вазонов.
23. Выравнивание краев тротуаров.
24. Сбор созревших семян цветочных культур.
25. Подсыпка рабаток.

Осенний период

1. Уборка урожая овощных культур.
2. Сбор семян некоторых овощных и цветочных культур.
3. Сгребание опавшей листвы и складирование ее на компост.
4. Сгребание, уборка растительных остатков на грядках.
5. Перекопка почвы на участке.
6. Уборка картофеля, овощей; взвешивание, учет урожая.
7. Закладка семенного картофеля на хранение.
8. Вырезка поросли вокруг деревьев.
9. Обрезка больных, сухих и поломанных веток.
10. Складирование сухой листвы, травы на компост.

Перечень растений, запланированных для возделывания на учебно-опытном участке

1. Картофель сортов Л-98-5, Астерикс, Акросия, Талисман, Снегирь.
2. Томаты Оля, Никола, Сибирский скороспелый, Яблонька и др.
3. Репа Петровская.
4. Редис Ранний красный, Французский.
5. Свекла ТСХ, Египетская, Красный шар, Темно-красная, Бордо.
6. Укроп листовой, Кибрай, Обильнолиственный.
7. Петрушка обыкновенная листовая, кудрявая, корневая.
8. Щавель Бельвийский.
9. Редька Зимняя круглая черная.
10. Морковь Витаминная, Лосиноостровская, Королева осени, Флакке.
11. Лук-батун, шнитт-лук, Стригуновский.
12. Вика.
13. Горох обыкновенный, Амброзия.
14. Бобы Белорусские, Русские.
15. Ячмень.
16. Пшеница.
17. Овес.
18. Кукуруза.
19. Многолетние, однолетние цветы.
20. Лекарственные растения.

На базе учебно-опытного участка для учащихся 6–9-х классов работает кружок «Агрос», где ребята проходят теоретический курс, включающий знакомство с основными отраслями сельского хозяйства, уход за комнатными растениями; овладевают способами и техникой выращивания рассады. На практических занятиях кружковцы озеленяют школу и пришкольный участок, готовят семена к посеву, ухаживают за рассадой, участвуют в уборке овощей.

Младшие школьники на уроках труда с удовольствием работают на участке, познают азы выращивания различных культур. В летний период работает трудовой отряд, согласно графику проходят 5-ю трудовую четверть учащиеся 5–10-х классов. Осенью в школе мы проводим выставку «Дары осени». Активное участие принимаем в экологическом месячнике. Организуем фотовыставку и выставку творческих работ учащихся, рассказывающих о делах на нашем участке. Конкурсы частушек, загадок о культурах, выращиваемых на пришкольном участке, стали традиционными. Каждый год придумываем что-то новое. Планируем провести конкурсы на лучшее пугало, лучшую сказку «Во саду ли в огороде» и др. Также мы проводим экскурсии для начальных классов и воспитанников детского сада.

Например, в ходе экскурсии «В гости к огородному Подрастаю» малыши знакомятся с растениями, растущими на пришкольном участке. По дороге проводится конкурс на самого организованного, смышленого и наблюдательного. Предлагается назвать встречающиеся деревья, кустарники, травянистые растения.

Огородный Подрастай (помощник из числа старшеклассников) в форме загадок рассказывает ребятам о том, что растет на огороде.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар, сладкая.
(Морковь .)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка .)

Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла .)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук .)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста .)

Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
(Редиска .)

Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(Шиповник .)

Я румяную Матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко .)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, ее клюют.
(Рябина .)

Стоит красавица:
Косы зеленые, платье белое,
Кора горючая,
Ветки плакучие, семя летучее.
(Береза .)

Отгадывая загадки, ребята должны выбрать огородные растения. Огородный Подрастай показывает плоды некоторых отгаданных растений, и ребята могут потрогать их руками, понюхать и описать эти плоды: каковы они на ощупь, как пахнут, какого цвета.

Проводятся игры «Знакомство с листьями», «Узнай дерево» и др.

«Знакомство с листьями»

Воспитатель и его помощник ставят ребят в круг и делят на пары. Каждой паре дается лист дерева. Листья должны принадлежать разным видам деревьев, кустарников. Ребята рассматривают свои листья, ощупывают их и описывают друг другу. Сначала они изучают листья с открытыми глазами, а затем с закрытыми. После этого все листья складываются в центр круга и перемешиваются. Каждый играющий пытается найти свой лист.

«Узнай дерево»

Игра также проходит в парах. Один из играющих подводит своего партнера с завязанными глазами к дереву. Играющий с завязанными глазами ощупывает это дерево, стараясь запомнить характерные особенности его ствола. После этого его осторожно ведут к месту старта, стараясь выбрать другой маршрут. На старте повязка снимается, и исследователь отправляется искать свое дерево самостоятельно. Затем партнеры меняются ролями.

Таким образом, в условиях учебно-опытного участка сельской школы успешно решаются задачи трудового, эстетического, природоохранного воспитания. Постепенно участок становится и центром экологического просвещения детей младшего и школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганичкина О.А. Советы огородникам. – М.: Аркадия, 1998. – 304 с./ Приусадебный участок.
2. Горский В.А. Техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество во внеклассной работе с учащимися. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. (Б-ка учителя труда).
3. Леонтьева М.Р. Сборник научно-методических материалов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с. – (Б-ка «Сельская школа России»).
4. Леонтьева М.Р. Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с. – (Б-ка «Сельская школа России»).
5. Маленкова Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя труда).
6. Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. –
255 с. – (Б-ка учителя биологии).
7. Трайтак Д.И. Трудовое обучение: Сельскохозяйственные работы: Учеб. пособие для 5–7-х кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.: ил.
8. Энциклопедический словарь юного земледельца/ Сост. А.Д. Джахангиров, В. П. Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

Наша Никольская средняя школа находится в Должанском районе, самом южном районе Орловской области.

В прошлом году школа отметила свой 120-летний юбилей. Безусловно, мы храним и уважаем традиции. Но время идёт вперёд, хочется чего-то нового. Так в прошлом году администрация школы выдвинула идею – создать новый учебно-опытный участок. Обучающиеся школы с радостью поддержали её и приняли в разработке проекта участка. Надо сказать, прежний участок неоднократнозанималпризовые места в районных смотрах – конкурсах. Но он был расположен далеко от школы, что создавало определённые трудности.

Работая по озеленению учебно-опытного участка, мы поставили перед собой задачу – превратить участок в цветущий уголок. Началась работа- воплощениепроекта в жизнь.

Наша работа проводилась в несколько этапов:

1. Выступили с предложением о реконструкции школьного участка перед администрацией школы.

2. Создали инициативную группу.

3. Организовали работу проектной группы.

4. Распределили объекты между классами начальной, средней и старшей школы.

5. Создали звенья

6. Сформулировали вывод и составили проектный план на следующий год.

НАЧАЛО РАБОТЫ.

Мы определили место учебно-опытного участка в микрорайоне школы. Большая часть участка имеет относительно ровную поверхность Структура почвы -чернозём. УОУ расположен на земельном участке, который находится рядом со школой.

Началась работа по подготовке земельного участка.

Произвели разметку территории, огородили участок.

Были заложены основные отделы УОУ, требуемых Положением об УОУ:

отдел начальных классов, овощной отдел, коллекционный,полевой, плодово-ягодный и цветочно-декоративный.

В отделе начальных классов работают младшие школьники. На небольших делянках они выращивают овощи, цветы, которые не требуют сложного ухода.

Отдел овощных культур – один из самых важных на участке. Здесь выращиваются помидоры, огурцы, капуста, лук, свекла и многие другие овощи, причем самые разные сорта. Здесь проводим большинство опытов, выясняем эффективность различных агротехнических приемов. Прежде чем приступить к опытнической работе, мы знакомимся с требованиями такой работы, т.е. каждый опыт ставим на двух делянках: опытной и контрольной.

Наиболее интересными опытами считаем: 1. «Выращивание тыквы посевом семян в грунт и рассадой» , 2. «Влияние предпосевной закалки на урожай морковки», 3. «Сортоизучение картофеля».

Провели подборку культурных и дикорастущих видов растений, которые смогут произрастать совместно при определенных условиях нашей местности. Определили количество посадочного материала для отделов. Изыскав средства, закупили посадочный материал; цветочно-декоративные растения, деревья, кустарники.


Большую работу провели обучающиеся по созданию экологического отдела. В результате кропотливой творческой работы появился искусственный водоем и альпийская горка с нашим любимым хозяином - хранителем Стёпкой.

лука-125 кг,

морковки-560 кг,

капусты-360 кг,

фасоли-16кг.



Продукция, выращенная на участке, используется для питания детей в школьной столовой. Излишками овощей делимся с монастырем Марии Магдалины, учителями-ветеранами,населением.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Верешим

«ПРОЕКТ УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА»

МБОУ ООШ с Верешим.


Выполнила

Ученица 9 класса

МБОУ ООШ с. Верешим

Корнилова Анна

2012 год


Содержание
1.Обоснование проблемы.

2.Описание предложений по благоустройству учебно-опытного участка.

1.Зеленый класс.

2.Отдел полевых культур.

3.Отдел овощных культур.

4.Отдел плодовых и ягодных культур.

5.Коллекционный отдел.

6.Отдел лекарственных растений.

7.Экологический отдел.

8.Цветочно-декоративный отдел

9.Парник.

10.Водоем.

11. Отдел начальных классов.

12. Зоологический отдел.

13. Учебные и подсобные помещения

14. Примечания.

3.Экологический аспект проекта.

4.Экономический аспект проекта.

5. Заключение.

6.Приложение.

1. План проекта.

2. Правила техники безопасности.

3. План УОУ с.Верешим.
7. Литература.

Природа-это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме этом жить во веки.

I Обоснование проблемы

Учебно-опытный участок должен быть базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями и животными, они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, полученные в классе, познают растительные и животные организмы, овладевают методами управления их ростом и развитием, приобретают умения в выращивании растений и животных, приобщаются к коллективному труду. В процессе осуществления опытно-практических работ у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца.

Учебно-опытный участок должен занимать важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и. бережного отношения к ней.

Учебно-опытный участок - это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду, работа кружка юннатов и другая внеклассная работа. Учебно-опытный участок является основным источником для заготовки коллекций и раздаточного материала для кабинета биологии.


Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для школьников и учителей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для учащихся. Здесь, учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии.

Школьный учебно-опытный участок, наряду с кабинетом биологии, является учебно-материальной базой преподавания биологии, сельскохозяйственного труда. Учебно-опытный участок предназначен для проведения учебных и внеклассных занятий по естествознанию, биологии, трудовому обучению, для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних заданий, для организации производственного труда школьников по выращиванию полезной продукции (овощные культуры, рассада цветочных культур, саженцы древесно-кустарниковых пород), для заготовки раздаточного и демонстрационного материала для занятий с учащимися.


Через практическую работу на учебно-опытном участке реализуется ряд важных задач:

  • закрепление, углубление и расширение знаний по биологии и основам сельскохозяйственного труда;

  • развитие познавательного интереса к знаниям о жизни растений;

  • овладение практическими знаниями сельскохозяйственного труда;

  • проведение опытной работы, способствующей выявлению научного потенциала школьников;

  • воспитание любви к природе, всему живому, умение видеть и чувствовать прекрасное;

  • осуществление элементарной профессиональной подготовки, ориентации на сельскохозяйственные профессии;

  • решение производственных задач по выращиванию производственных культур, лекарственного сырья, посадочного материала.
Многие выпускники школы станут работниками сельского хозяйства, поэтому очень важно, чтобы они имели определённый уровень экологической грамотности.

Характеристика учебно-опытного участка
Учебно-опытный участок МОУ ООШ с. Верешим расположен на территории школы. Почва – черноземная; реакция почвенного раствора (PH) = 6,5 – 7,2; солонцов нет.

Физические свойства – достаточная влажность, нормальная теплопроводность и воздухопроницаемость.

Площадь учебно-опытного участка – 0,6 га.

Огорожен живой изгородью, за исключением центрального входа в школу.

II Описание предложений по благоустройству

учебно-опытного участка
Изучая специальную литературу по устройству учебно-опытных участков, я обратила внимание, что участок разбит на зоны, которые принято называть отделами. Назначение таких отделов в каждой отдельно взятой школе может быть индивидуально. В будущем мне бы хотелось предложить свой план первоначальных действий по оборудованию учебно-опытного участка вполне реальных на базе нашей школы.
1. Зеленый класс
Зеленый класс предназначен для проведения урочных и дополнительных занятий, поэтому я предлагаю:

1.Территорию зеленого класса засеять газонной травой.

2.Поставить беседки и скамейки.

3. Беседки декорировать вьющимися растениями (ипомея, клематис, плющ и др.)

4.Дорожки посыпать керамзитом, чтобы во время дождливой погоды не пачкать обувь.

5.По краям дорожек посадить цветы так, чтобы дорожки были украшены в течение всего сезона.

Весна

Многолетники: первоцветы, крокусы, примулы, пролески,

тюльпаны, нарциссы, гиацинты.

Лето

Многолетники: ирисы, пионы, ромашка, гладиолусы, канны, лилейник.

Однолетники: турецкая гвоздика, бархатцы, петунья, настурция, посевные георгины

Осень

Многолетники: хризантемы, многолетняя астра.

Однолетники: астры.

6.На территории зеленого класса, можно разбить газон из зеленой травы с примесью из цветущих растений (маргаритка, васильки и т.д.). Здесь школьники, могут создать свой дизайн ландшафтной среды, т. е. проявить свои способности.

7.Дополнить дизайн можно с помощью камней, размещая их бессистемно, ассиметрично.

2. Отдел полевых культур
В этом отделе следует разместить основные зерновые, кормовые и технические культуры, имеющие производственное значение в данной зоне, а также аналогичные культуры из другой зоны, интересные в учебном отношении. Отдел полевых культур предназначен для знакомства учащихся с разнообразием сортов сельскохозяйственных культур их выращиванием и агротехникой. Здесь школьники, получают сведения о таких профессиях как агроном-семеновод, агроном по защите растений, селекционер. На участке закладывать такие опыты как:


  1. Влияние площади питания на рост, развитие и урожай полевых растений.

  2. Влияние удобрений и подкормок на рост, развитие и урожай полевых растений.

  3. Влияние на рост, развитие и урожай полевых растений глубины заделки семян, норм высева или сроков посева.

  4. Влияние способов и сроков посева, предпосевной обработки семян на рост, развитие и урожай полевых культур.
5.Сортоизучение важнейших полевых культур.

6.Выращивание важнейших полевых культур с применением высокой агротехники.


Представляю вашему вниманию схему пятипольного севооборота.


Год

1-ое

2-ое

3-е

4-ое

5-ое

2010

Пар

Пшеница

Картофель

Подсолнечник

Кукуруза

2011

Пшеница

Картофель

Подсолнечник

Кукуруза

Пар

2012

Картофель

Подсолнечник

Кукуруза

Пар

Пшеница

2013

Подсолнечник

Кукуруза

Пар

Пшеница

Картофель

2014

Кукуруза

Пар

Пшеница

Картофель

Подсолнечник

3. Отдел овощных культур
В этом отделе основные овощные растения нужно выращивать в условиях как открытого, так и защищенного грунта. Этот отдел целесообразно разместить невдалеке от источника водоснабжения, так как для получения гарантированных урожаев большинство овощных культур нуждается в регулярных поливах.

В овощном отделе выращивать:


  • Зеленые культуры: укроп, петрушка листовая, кресс-салат.

  • Бобовые культуры: фасоль, бобы, горох.

  • Лук: репчатый, лук на зелень.

  • Плодовые пасленовые культуры: томат, болгарский перец, баклажан.

  • Плодовые тыквенные культуры: огурцы, кабачки, тыква.

  • Капуста.

  • Корнеплоды: свекла, морковь.

  • Зеленые многолетние культуры: щавель.

На опытной части отдела с овощными растениями целесообразно заложить следующие опыты:


1. Изучение влияния на рост, развитие и урожай овощных растений различных приемов их возделывания:

а) закалки прорастающих семян или рассады (огурцы, томаты);

б) размножения картофеля различными способами (глазками, ростками, верхушками);

в) способов посева и посадки (все овощные);

г) мульчирования почвы (лук, морковь);

д) внесения удобрений, проведения подкормки (все культуры);

е) проведения поливов (все культуры);

ж) прищипки побегов (огурцы);

з) пасынкования (помидоры).

2. Изучение влияния длины дня (редис, салат),

3. Изучение новых сортов и видов различных овощных растений.

4. Влияние совместного выращивания бобовых и злаковых трав.


Предлагаю вашему вниманию схему восьмипольного севооборота.

Год

1-ое поле

2-ое поле

3-е

4-ое поле

5-ое поле

6-ое поле

7-ое поле

8-ое поле

2010

Зелёные культуры

Бобовые

Лук

Плодов.

паслен


Плодов.

тыквен


Капуста

Корне-

Семенной отдел и многолетн. зелен. культ.

2011

Бобовые

Лук

Плодов.

паслен


Плодов.

тыквен


Капуста

Корне-

Зелёные культуры

Семенной отдел

2012

Лук

Плодов.

паслен


Плодов.

тыквен


Капуста

Корне-

Зелёные культуры

Семенной отдел

Бобовые

2013

Плодов.

паслен


Плодов.

тыквен


Капуста

Корне-

Зелёные культуры

Семенной отдел

Бобовые

Лук

2014

Плодов.

тыквен


Капуста

Корне-

Зелёные культуры

Семенной отдел

Бобовые

Лук

Плодов.

паслен

Овощи можно сдавать в школьную столовую. Это поможет разнообразить рацион питания школьников и снизит стоимость питания, а значит, позволит охватить школьным питанием больший процент учащихся.

А так же часть продукции пустить на реализацию.

4.Отдел плодовых и ягодных культур
На учебно-опытном участке должен быть обязательно плодово-ягодный

отдел, под который целесообразно отвести довольно значительную площадь. В школьном саду нужно высадить все плодовые и ягодные культуры, имеющие в данной зоне производственное значение, а также некоторые перспективные или интересные в учебном отношении формы, которые могут произрастать в данной климатической зоне. Сортимент сада должен состоять из районированных и местных сортов, а также сортов, необходимых для учебных целей. В школьном саду под семечковые, косточковые и ягодные культуры желательно выделить самостоятельные участки и расположить их с учетом потребности каждой культуры во влаге. Ближе всего к источнику орошения следует высадить наиболее влаголюбивые ягодные растения (земляника, смородина, малина), за ними - косточковые (вишня, слива) и наконец - семечковые (яблоня, груша).

Отдел плодовых и ягодных культур включает в себя сад, ягодник и питомник. Он предназначен для, получения свежей продукции. Школьники получают возможность познакомиться с основами профессий агроном плодовых культур, селекционер плодовых культур.

Учащимся предлагается осуществить ряд наблюдений, например:


  1. Виды насекомых-опылителей в школьном саду.

  2. Как влияют посадки чеснока среди кустов смородины и земляники на развитие почкового клеща.

  1. Влияние посадок бархатцев на земляничного долгоносика.
4. Проведение фенологических наблюдений (различные плодово-ягодные породы).

5.Изучение новых сортов плодово-ягодных пород.

6.Испытание различных типов формирования кроны плодовых деревьев.

7.Изучение эффективности биологических методов борьбы с вредителями плодово-ягодного сада.


4.1. Сад
Сад состоять из семечковых и косточковых культур, районированных сортов: вишня, слива, черешня, яблоня, груша.

4.2. Питомник
В питомнике выращивать новые сорта плодово-ягодных культур: смородина, малина, крыжовник

В питомнике учащиеся могут выполнить следующие опыты:


  1. Изучение различных способов размножения.

  1. Выяснение наиболее эффективного способа размножения смородины или винограда (одревесневшими черенками, зелеными черенками).

  2. Влияние стратификации семян на их всхожесть и рост сеянцев.
4.Влияние различных доз удобрений на рост саженцев плодовых растений.

5.Влияние различных норм полива на рост сеянцев и саженцев.

4.3. Ягодник
В ягоднике выращивать культуры районированных сортов: земляника, красная и черная смородина, малина, крыжовник, виноград .

Я предлагаю:


  1. Разместить в саду ульи с пчелами, они улучшают опыление и в будущем увеличивают урожай.

  2. Кроме того, собранный мед, урожай плодов и ягод можно реализовать.
5. Коллекционный отдел
Коллекционный отдел – отдел сортоиспытаний – место работы будущих селекционеров. Здесь учащиеся имеют возможность наблюдать и отслеживать особенности новых редких сортов растений.

На участке желательно высадить коллекции растений, имеющих различную форму листа, стебля, соцветия, цветка, представителей однодомных и двудомных растений, имеющих различный тип семян и плодов, а также разнообразные приспособления для перекрестного опыления и для распространения плодов. На этом участке на дикорастущих растениях местной флоры следует показать приспособленность растений к различным экологическим условиям. Выделить растения светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые, первоцветы. Подобрать растения с различными сроками зацветания и создать цветочный календарь, а из растений, у которых цветки раскрываются и закрываются в разное время суток.

На этом же участке можно заложить опыты по фотопериодизму с растениями длинного дня (редис, салат) и короткого дня (просо) и другие опыты.

6. Отдел лекарственных растений
В отделе лекарственных растений я предлагаю выращивать растения, которые редко встретишь в природе. Лекарственное сырьё, заготовленное летом можно, использовать для составления фитосборов, зимой приготавливать фиточай.

Видовой состав отдела лекарственных растений: мята перечная мелисса, котовник, мать-и-мачеха, чабер, эстрагон, душица, щавель курчавый, спаржа лекарственная, тысячелистник обыкновенный, девясил высокий, валериана лекарственная, календула лекарственная, хрен обыкновенный, ромашка лекарственная.

7. Экологический отдел
Экологический отдел предназначен для наблюдений за приспособленностью растений к различным условиям: песчаной почве, выжженной земле, компостной куче.

На этом участке на дикорастущих растениях местной флоры следует показать приспособленность растений к различным экологическим условиям. Выделить растения светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые, первоцветы.


  1. Цветочно-декоративный отдел

В школе цветочно-декоративные растения прежде всего должны служить для эстетического воспитания учащихся. Цветы с давних пор украшают жизнь человека, пленяя его своей красотой и ароматом. Общение с цветами всегда облагораживает человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Любовь к цветам, привитая с детства, остается у человека на всю жизнь.

Наряду с этим цветочно-декоративные растения на пришкольном участке являются очень удобным объектом для организации с учащимися опытно-практических работ по ботанике (V- VI классы) и по общей биологии (IX-X классы).

Газоны, рабатки, клумбы с цветочными растениями следует располагать перед зданием школы, на переднем плане учебно-опытного участка, вдоль основных дорожек, возле зеленого класса. Для оформления школьных цветников можно использовать однолетники (петунии, левкой, астры, цинии, душистый горошек и др.), двулетники (маргаритки, лунарии, виолы и др.) и многолетники (тюльпаны, крокусы, ирисы, лилии, гладиолусы, георгины, хризантемы, люпин и др.).

При подборе цветочных растений для пришкольного участка целесообразно отдавать предпочтение многолетним растениям. Они растут и обильно цветут много лет подряд, работать с ними значительно проще, чем с однолетниками, которые требуют значительных затрат труда на ежегодное выращивание, их из семян. Многолетние растения легко вырастить и размножить в большом количестве. Многолетние растения удобны и для учебных целей, так как в соответствии со школьной программой можно использовать их как живой раздаточный и демонстрационный материал на уроках биологии. И наконец, зимой на многолетних цветочных растениях можно выполнять некоторые практические работы (заготовку черенков, прививку и др.). Для этих целей наиболее пригодны гвоздики, флоксы, многолетний лен и др.

Чтобы школьный цветник был красивым с ранней весны до поздней осени, надо соответственно подобрать растения, цветущие в различные месяцы.

Большое место на пришкольном участке должно быть отведено декоративным кустарникам, которые можно частично высадить в цветочно-декоративном отделе, а частично - в живой изгороди. Для оформления пришкольного участка желательно отбирать кустарники, обладающие высокой декоративностью и разными сроками цветения, чтобы иметь их в цветущем состоянии более продолжительное время. Одновременно желательно, чтобы их можно было использовать для учебных целей. Таким требованиям отвечают розы, сирень, жасмин, черемуха, спирея и др. Цветочно-декоративные растения являются незаменимым материалом для привития учащимся практических навыков по уходу за растениями, управлению их ростом и развитием (обрезка, удобрение, подкормки, поливы, теплые ванны, промораживание) по семенному и вегетативному размножению растений. Цветочно-декоративные растения могут служить удобным материалом многих тем школьного курса ботаники. Учащиеся V класса на этих растениях знакомятся с типами корневых систем, образованием придаточных корней из различных тканей растения, с формой и окраской листьев, с различными видоизменениями стебля (клубни, луковицы, корневища), с разнообразием форм соцветий, со строением, формой и окраской околоцветника, со строением и прорастанием пыльцы, с различными типами плодов и приспособлением к их распространению, с формой и строением семян, со способами размножения (семенным, луковицами, клубнями, черенками, делением куста) и др.

Учащиеся VI класса на цветочно-декоративных растениях ознакомятся с особенностями и многочисленными представителями почти всех семейств, изучаемых в школьном курсе ботаники. Это сложноцветные (астры, цинии, маргаритки, георгины, хризантемы и др.), пасленовые (петуния, табак), крестоцветные (левкой, лунария), бобовые (люпин, душистый горошек, декоративная фасоль), розоцветные (розы), лилейные (тюльпаны, гиацинты, лилии, ландыши, гладиолусы) и многое другое.

Учащиеся этих классов могут с цветочно-декоративными растениями выполнить следующие опыты:

1. Влияние закалки семян и рассады на рост, развитие и продолжительность цветения у однолетних цветочных растений (астры, левкои и др.).


  1. Выгонка тюльпанов.

  2. Влияние пасынкования на сроки цветения и величину соцветий у георгинов.

  3. Влияние прищипки главного стебля на появление боковых побегов и продолжительность цветения.
Цветочно-декоративные растения представляют интерес и для учащихся IX классов в связи с изучением курса общей биологии. На этих растениях они знакомятся с искусственным отбором, различными формами мутационной изменчивости, проявляющимся в целой гамме самых разнообразных окрасок венчика, с полиплоидией (тюльпаны, гвоздики), с растениями из различных центров происхождения растений (по Н.И. Вавилову), ставят опыты по изучению отдельных закономерностей наследования, для чего необходимо соответственно подобрать культуры и сорта, а также вести с ними селекционную работу по получению новых сортов цветочно-декоративных растений.

9. Парник
Парник предназначен для получения рассады и выращивания раннего редиса. Для устройства парника выкапывается яма площадью 12 м 2 , глубиной 70 см. Яма обкладывается красным кирпичом, заполняется свежим навозом, сверху присыпается слоем почвы. Сверху ставится деревянный каркас, который накрывается защитной пленкой. Рассаду используем для посадки на участке или для реализации местным жителям.

10. Водоём
На участке можно оборудовать небольшой водоём или пруд и устроить водный сад. В таком саду используют болотные, влаголюбивые и водные растения. Из растений болотной флоры можно высаживать калужницу болотную, белокрыльник болотный, ирис аировидный, рогоз, традесканцию, осоку, незабудку и др. Формы и размеры водоёма могут быть разными. Для участка в 0,6га достаточно водоёма с зеркалом водной поверхности около 4м 2 , расположенного на солнечном, защищённом от ветра месте. Не стоит устраивать водоём под кронами деревьев, в тени построек.

11. Отдел начальных классов.
Для занятий на пришкольном участке учащихся младших классов нужно выделить внесевооборотный участок, на котором в соответствии с программой по ручному труду расположить коллекционные посевы различных культурных растений.

12. Зоологический отдел
На каждом учебно-опытном участке, особенно в сельских школах, желательно иметь хотя бы небольшой зоологический отдел, в котором в клетках и вольерах можно было бы содержать домашнюю птицу, кроликов или других мелких животных. Ухаживая за животными, учащиеся наблюдают за их ростом и развитием, учитывают их привесы, измеряют отдельные части тела, определяют нормы расхода кормов на получаемую продукцию, приобретают ценные трудовые умения и навыки по кормлению и содержанию животных. Кроме того, учащиеся VII класса могут выполнять с ними несложные опыты: сравнительное изучение пород с различным направлением продуктивности, выяснение влияния различных кормовых добавок (витаминов, микроэлементов, антибиотиков и др.) на рост, развитие и продуктивность животных.

Зоологический отдел это место где могут попробовать свои силы в будущей профессии юные зоотехники, селекционеры, будущие ветеринары, в нем я предлагаю разводить кроликов, которые будут поедать остатки овощей, урожай зерновых культур, так же возможно разведение кур. Полученную продукцию поставлять на реализацию и в школьную столовую.


13. Учебные и подсобные помещения.
При планировании учебно-опытного участка на нем рекомендуется предусмотреть сооружение ряда учебных и подсобных помещений.

Учебные помещения. Для проведения учебных занятий на участке желательно соорудить площадку с навесом - «зеленый класс». В нем поставить столы и скамьи для учащихся, стол и стул для учителя, переносную доску и подставку для таблиц. В целях эстетического воспитания учащихся и для удобства проведения занятий «зеленый класс» лучше разместить в цветочно-декоративном отделе, а вдоль стен посадить вьющиеся растения (дикий виноград, хмель, фасоль и т. п.).

По соседству с «зеленым классом» желательно соорудить летнюю лабораторию для проведения занятий по гибридизации растений, изготовлению натуральных наглядных пособий, хранения снопиков и других экспонатов. В этом помещении рекомендуется разместить схемы севооборотов, справочные таблицы и другое учебное оборудование, а также аптечку для оказания первой помощи.

Для наблюдений за погодой в центре участка на открытом месте нужно оборудовать метеорологическую площадку. На ней установить будку с приборами, дождемер и флюгер.

Подсобные помещения. Для хранения и текущего ремонта ручного инвентаря на участке необходимо иметь инвентарный сарай. В нем вдоль стен желательно соорудить кронштейны или стойки для размещения лопат, мотыг и граблей, полки для хранения шнуров, пил, ящики для секаторов, окулировочных и садовых ножей, выделить место для хранения посадочных ящиков, носилок, этикеток, ящиков и корзин для уборки урожая и т.д. Каждый вид инвентаря и оборудования должен иметь свое постоянное место, обозначенное этикеткой.

Над сараем желательно иметь чердак с хорошей вентиляцией, в котором можно подсушивать после уборки и хранить семенники двулетних растений, початки кукурузы и пр. Кроме того, на учебно-опытном участке недалеко от здания школы рекомендуется иметь небольшой подвал, в котором в зимний период можно хранить картофель, корнеплоды, луковицы тюльпанов и гладиолусов, клубни георгинов, вазоны с хризантемами, черенки смородины и винограда, семенники капусты и др.

Для хранения минеральных удобрений в отдаленной части участка надо построить небольшое изолированное помещение. Рядом с ним отвести место для компостной кучи и хранения навоза.

Чтобы приучить учащихся к культуре труда и привить им необходимые гигиенические навыки, рядом с «зеленым классом» необходимо соорудить умывальник и во время работы учащихся на участке для мытья рук всегда иметь мыло и полотенце


14. Примечания
1.По всему периметру участок оградить живой изгородью, для этого можно использовать акация жёлтая, жимолость, шиповник и т.д . Изгородь подстригать весной и осенью.

2.Для того чтобы учебно-опытный участок нашей школы приносил доход, территорию школы необходимо оградить забором.

3.Оборудовать летнюю сторожку для сторожа, чтобы он в летнее время охранял урожай и школьное имущество, находящееся во дворе школы.

4.В оформлении участка озеленения желательно использовать садовую скульптуру (конусы, шары, вазы, плетения из лозы, декоративные фонари, фонтаны и др).

5.В целях экономии воды применять капельный полив.

III. Экологический аспект проекта

Учитывая способность зеленых насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учебы и отдыха людей. Зеленые насаждения являются неотъемлемой частью школьного ландшафта как комплекс мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Они не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурного ансамбля.

Ухаживая за зелеными насаждениями, оберегая и умножая их, каждый учащийся может внести свой посильный вклад в улучшение экологии школьного двора.

IV. Экономический аспект проекта.

Описание вида деятельности. Общая площадь пришкольного учебно-опытного участка – 0,6 га. Наше расположение в сельской местности по соседству с сельхозпредприятиями позволяет нам на условиях взаимозачета приобретать органические (навоз) удобрения на приемлемых для нас условиях. Целью деятельности нашей бригады является:


  • предложить населению высококачественный посадочный материал клубней георгинов, тюльпанов, гладиолусов, ирисов и хризантем. А так же рассаду: капусты, томата, перца.

  • обеспечение прибыли с вложенного капитала;

  • привлечение учащихся к учебно-исследовательской и опытнической работе;

  • развитие практических умений и навыков, закрепление теоретических знаний.
Резюме . Экономическая реализация данного проекта имеет огромное воспитательное значение, позволяет приобрести учебно-наглядные пособия, сельскохозяйственный инвентарь, сортовые семена овощных и цветочно-декоративных растений, проводить ремонтные работы в школе, получить часть средств на проведение культурно-массовых мероприятий, обновление материальной базы школы.

V. Заключение.

В каждой школе в зависимости от местных условий и количества, учащихся для учебно-опытной работы в постоянное пользование отводится земельный участок площадью от 0,5 до 5,0 га и более.

Участок должен быть хорошо освещен солнцем, иметь источник, водоснабжения (водопровод, колодец, пруд) и примыкать непосредственно к зданию школы, что дает возможность, не нарушая расписания занятий, затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ.

В соответствии со школьными программами по биологии и сельскохозяйственному труду в каждой школе учебно-опытный участок должен иметь следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический, зоологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся выращивают различные сельскохозяйственные, цветочно-декоративные и дикие растения, а также животных и ставят с ними опыты. Для правильной организации работы учащихся на участке необходимо соорудить зеленый класс, летнюю лабораторию, водопровод, теплицу, парники, метеоплощадку, сарай для хранения инвентаря и оборудования, помещение для хранения удобрений и др.

Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, вооружает методами биологической науки, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации учащихся, в особенности сельских школ, на сельскохозяйственные профессии, приучает их к культуре труда. Но опытническая работа только тогда принесет пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к полевым опытам.

Прежде всего важно правильно выбрать тему опыта. Она должна быть интересна, доступна для учащихся, связана с программами по биологии и иметь актуальное производственное значение. Примерная тематика опытов для учащихся V-VIII классов приводится в программах по биологии и сельскохозяйственному труду. Из них учитель выбирает те опыты, которые наиболее актуальны в местных условиях и обеспечены семенами. Чтобы предоставить учителю более широкую возможность выбора тем, в особенности для учащихся IX-X классов, в данном пособии во всех отделах приведена дополнительная тематика опытов, в основном связанная с изучением курса биологии.

Задача любого опыта может быть решена путем сравнения, поэтому в каждом опыте должно быть как минимум две делянки: опытная - вариант, в котором применяется тот или иной исследуемый в опыте прием, и контрольная - вариант опыта, в котором данный прием не применяется. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие и продуктивность растений, и на опытной, и на контрольной делянках были одинаковыми. Во всех отделах пришкольного участка следует установить соответствующие этикетки с указанием их семейства, класса.

Этикетки желательно изготовить нескольких определенных размеров: 1) наиболее крупные (2015 см 2 , высота колышка 60см) - для обозначения отделов участка; 2) средние (1520 см 2 , высота колышка 35см) - для обозначения отдельных опытов; 3) наиболее мелкие (128 см 2 , высота колышка 25см) - для обозначения вариантов опыта, названия культур, пород животных.


Правила по технике безопасности при работе на школьном учебно-опытном участке:

1. На школьном учебно-опытном участке категорически запрещается посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. На школьном учебно-опытном участке ученики работают в халатах и перчатках.

3. При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на учебно-опытный участок учащиеся должны держать их вертикально, рабочей частью вниз, во избежание нанесения травм другим ученикам.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту и росту учащихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими; длина ручек лопат должна быть различной - с учетом роста учащихся разных возрастных групп.

5. Предпочтительно применять на школьном учебно-опытном участке лейки небольших размеров вместимостью до 4 л. Если школа располагает только большими стандартными лейками, необходимо следить за тем, чтобы учащиеся во время работы наливали в них воду объемом не более 1/3 вместимости.

6. Продолжительность работы учащихся на школьном учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом. Учащиеся IV - V классов работают на участке 2 часа, с 10-минутными перерывами через каждые 20 минут. Во время каждого занятия необходимо разнообразить виды деятельности учащихся, переключая звенья с одних видов работы на другие.

7. Учащимся до 15 лет запрещается подъем и переноска тяжестей с помощью носилок, ведер и т.д.

8. Перед началом каждого занятия учитель проводит инструктаж учащихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальные ритм и нагрузку в работе мышц, а также предупреждающих возможный травматизм.

9. Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и т.д.) проводится с помощью лопат, грабель, мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.

10. В каждом конкретном случае учитель, руководящий работой школьников на участке, обязан инструктировать детей, как пользоваться сельскохозяйственными орудиями, чтобы не нанести повреждений ни себе, ни окружающим.

11. Учащимся, работающим на школьном участке, категорически запрещается какая-либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами. В случае крайней необходимости опрыскивание или опыливание растений проводится взрослыми (учителями, лаборантами, техническим персоналом) в отсутствие детей, которые затем в течение 5 суток на участок не допускаются.

12. Во время работы на школьном учебно-опытном участке нельзя разрешать учащимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители. Учащиеся при выполнении таких работ во избежание загрязнения рук землей обязательно должны защищать их перчатками или рукавицами.

13. Численность учеников, работающих одновременно на учебно-опытном участке, не должна превышать 23 (половины класса). В течение всего времени занятий на школьном учебно-опытном участке учитель, руководящий этой работой, должен присутствовать на таких занятиях и обеспечить наблюдение за выполнением учащимися правил техники безопасности.

4
Литература


  1. Пуган Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка. Журнал школьные технологии 1998 №3

  2. Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство. М., Агропромиздат,1989.

  3. Родина В.А. Цветоводство в школе (пособие для учителей). – М., Просвещение, 1974.

  4. Бальян Л.Г. Рекомендации по оборудованию и благоустройству пришкольных участков. Москва, стройиздат, 1989.

  5. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство.Санкт-Петербург, агропромиздат, 1996.

  6. Курбанова Н.И. Благоустройство сел. Киев,1978.

  7. Биология в школе. №№ 2-3, 2006.