Иоганн Себастьян Бах один из величайших композиторов в истории музыки, родился 21 марта 1685 года в небольшом немецком городке Эйзенахе Иоганн Себастьян Бах один из величайших композиторов в истории музыки, родился 21 марта 1685 года в небольшом немецком городке Эйзенахе Дом в котором родился И.Бах


Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха. Многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха. Многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами


Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, он обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. Орган Клавир


В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в годах учился в певческой школе св. Михаила Личная печать Баха Рукопись Баха




В Кётене (1717 – 1723) Бах служил капельмейстером при дворе принца Кётенского, где не было органа. Поэтому Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавире. Без труда, справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. В Кётене (1717 – 1723) Бах служил капельмейстером при дворе принца Кётенского, где не было органа. Поэтому Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавире. Без труда, справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству.




В 1977 году был запущен космический корабль «Вояджер», на его борту находится золотой диск с музыкой Баха. Первыми звуками, представляющими человечество другим внеземным цивилизациям, будет «Бранденбургский концерт 2» И.С. Баха В 1977 году был запущен космический корабль «Вояджер», на его борту находится золотой диск с музыкой Баха. Первыми звуками, представляющими человечество другим внеземным цивилизациям, будет «Бранденбургский концерт 2» И.С. Баха

Презентация по музыке на тему: «Мой любимый композитор – классик» над презентацией работала ученица 7 класса «А» Брутян Юник

Биография. Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки. Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф.

Творчество. Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые - переработанными версиями своих произведений. Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха, каждый из которых по-своему влиял на него. В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах - хоральной прелюдии. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни.

Судьба в музыке Баха. В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее. Однако многие крупные композиторы, такие как Моцарт и Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна. В России начала XIX века как знатоки и исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Мария Шимановская и Александр Грибоедов. Например, при посещении школы Св. Фомы Моцарт услышал один из мотетов и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» - после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их. Бетховен очень ценил музыку Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя».

Произведения Иоганна Себастьяна оказали влияние на многих композиторов. Некоторые темы из произведений Баха, например, тема токкаты и фуги ре минор, были многократно использованы в музыке XX века. Биография, написанная в 1802 году Иоганном Николаусом Форкелем, подстегнула интерес широкой публики к его музыке. Всё больше людей открывали для себя его музыку. Например, Гёте, довольно поздно в своей жизни познакомившийся с его произведениями, в письме 1827 года сравнил ощущение от музыки Баха с «вечной гармонией в диалоге с самой собой». Но настоящее возрождение музыки Баха началось с исполнения Страстей по Матфею в 1829 году в Берлине, организованного Феликсом Мендельсоном.

Произведения Баха. I. Вокальные произведения: Кантаты; Мотеты; Литургические произведения на латинском языке; Пассионы и оратории; Светские кантаты; Хоралы; Песни и арии; Песни; Кводлибет;

II. Органные произведения: 1. Трио-сонаты для органа; 2. Прелюдии и фуги, токкаты и фуги, фантазии и фуги для органа; 3. Пассакалья и фуга до минор для органа; 4. Трио и другие произведения для органа; 5. Концерты для органа; 6. Различные хоральные прелюдии; III. Концерты и сюиты для оркестра: 1. Скрипичные концерты; 2. Бранденбургские концерты; 3.Концерты для клавесинов; 4.Сюиты для оркестра.

Музыкальные фрагменты. - BWV 59 - Wir mich liebet, der wird mein Wort halten - BWV 171 - Gott, wie dein Name, so ist auch dein Ruhm - BWV 140; I. Coro - Wachet auf, ruft uns die Stimme

Слайд 1

крестьянский быт в конце XIX-начале ХХ века
Презентацию подготовила ученица 9Б класса МБОУ гимназии №12 г. Липецка Попова Ульяна

Слайд 2

Судьбы многих крестьянских семей были похожи друг на друга. Из года в год жили они в одной и тоже деревне, выполняли одни и те же работы и повинности. Скромная сельская церковь не поражала ни своими размерами, ни архитектурой, но делала село центром всей округи. Еще младенцем, несколько дней от роду, каждый человек попадал под ее своды во время крестин и множество раз бывал здесь на протяжении жизни. Сюда же, отошедшего в мир иной, привозили его перед тем, как предать земле. Церковь была почти единственным общественным зданием в округе. Священник же был, если не единственным, то одним из немногих грамотных людей. Как бы ни относились к нему прихожане, он был официальным духовным отцом, к которому Закон Божий обязывал всех приходить на исповедь.

Слайд 3

Три главных события в жизни человека: рождение, бракосочетание и смерть. Так и были разделены записи в церковных метрических книгах. В тот период времени во многих семьях дети появлялись на свет чуть ли не каждый год. Рождение ребенка воспринималось как воля господня, воспротивиться которой редко кому приходило в голову. Больше детей - больше работников в семье, а отсюда и больше достаток. Исходя из этого, предпочтительнее было появление мальчиков. Девочку растишь, а она в чужую семью уходит. Но это не беда: невесты из других дворов заменяли рабочие руки выданных дочерей. Рождение ребенка всегда было праздником в семье и освещалось оно одним из главных христианских таинств - крещением. Родители несли крестить ребенка с крестным отцом и матерью. Возвратившись домой, устраивали крестины - обед, на который собирали родню. Детей обычно крестили в день их рождения или в ближайшие три дня. Имя священник давал, используя святцы.

Слайд 4

Женились и выходили замуж крестьяне в основном только в своей общине. Если в XVIII веке женили крестьян в 13-14 лет, то с середины XIX века законным возрастом для вступления в брак мужчины было 18 лет, а женщины - 16 лет. Ранние крестьянские браки помещиками поощрялись, так как это способствовало увеличению числа крестьянских душ и, соответственно, доходов помещиков. В крепостное время крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия. После отмены крепостного права постепенно устанавливаются обычай выдавать замуж с согласия невесты. К малолетним женихам тоже применялись крутые меры. Если кто жениться не хотел, то батька оглоблей заставлял. Засидевшихся женихов и невест позорили.

Слайд 5

Смерть настигала человека в любое время года, но в холодные зимние месяцы работы ей заметно прибавлялось. Хоронили покойников до начала XIX века на церковном погосте. Однако, в связи с опасностью заражения инфекционными заболеваниями, особым указом кладбища было предписано устраивать за пределами населенных пунктов. К смерти люди готовились заблаговременно. Перед смертью старались вызвать священника для исповеди и причастия. После смерти покойника обмывали женщины, одевали в смертную одежду. Мужики сколачивали гроб и копали могилу. При выносе тела начинались причитания плакольщиц. Ни о каком вскрытии и свидетельстве о смерти и речи не было.
Маковский К.Е. "Похороны ребенка"
Все формальности ограничивались записью в метрической книге, где причина смерти указывалась местным священником со слов родственников умершего. Гроб с покойником везли в церковь на носилках-креслах. Церковный сторож, уже зная о покойнике, звонил в колокол. Через 40 дней после похорон справлялись поминки с обедом, на которые привозили попа для службы.

Слайд 6

По мнению Толстого, проблемы русских крестьян вполне объяснимы. Лев Николаевич считал, что все проблемы - от малоземелья, оттого, что половина земли у помещиков и купцов, которые торгуют и землями и хлебом; - от водки, которая составляет главный доход государства и к которой приучили народ веками; - от солдатчины, отбирающей от него лучших людей в лучшую пору и развращающей их; - от чиновников, угнетающих народ; - от податей; - от невежества, в котором его сознательно поддерживают правительственные и церковные школы.
Дети в поле. 2. Гулянье на пасхальной неделе. Север Европейской России.

Слайд 7

«С каждым годом армия русская становится всё более хворой и физически неспособной...Из трёх парней трудно выбрать одного, вполне годного для службы... Плохое питание в деревне, бродячая жизнь на заработках, ранние браки, требующие усиленного труда в почти юношеский возраст, - вот причины физического истощения...Сказать страшно, какие лишения до службы претерпевает иногда новобранец. Около 40 проц. новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении на военную службу. На службе солдат ест кроме хорошего хлеба отличные мясные щи и кашу, т.е. то, о чём многие не имеют уже понятия в деревне...» М.О. Меньшиков

Слайд 8

Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX века мало, чем отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Большинство крестьянских изб топились «по-черному». По мнению доктора медицины В.И. Никольского, обследовавшего медицинского и санитарное состояние жителей Тамбовского уезда, на каждого члена семьи, состоящей из семи человек, приходилось 21,4 аршина воздуха, что было недостаточно. В зимнее время воздух в избах был чрезвычайно сильно нагрет.

Слайд 9

Санитарное состояние крестьянского жилища зависело, прежде всего, от характера полового покрытия. Если пол имел деревянное покрытие, то и в избе было значительно чище. В домах с земляными полами их застилали соломой. Полы, в большинстве своем земляные, служили источником грязи, пыли и сырости. Зимой в избах содержался молодняк – телята и ягнята, следовательно, о какой-либо опрятности не могло быть и речи.

Слайд 10

Чистота сельской избы зависела от частоты и качество уборки помещения. Дом крестьянки мели два раза в день, утром и вечером. Правда, в страдную пору уборку производили значительно реже. Полы в крестьянских избах, как правило, мыли перед двунадесятыми или престольными праздниками, т.е. не чаще, чем один – два раз в месяц. Обязательным являлась генеральная уборка перед Пасхой, в ходе которой только скребли полы, но и очищали от грязи стены, потолок, мыли столы и лавки. В качестве средства очищения поверхностей от грязи в русском селе использовали речной песок. В каждой избе был стол и лавки вдоль стен. Иная мебель практически отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейки и табуретки. Спали обычно зимой на печах, летом на полатях. Чтобы было не так жестко, стелили солому, которую накрывали дерюгой.

Слайд 11

Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но бань в русском селе было катастрофически мало. Купаться в открытых водоемах, не было принято в русской деревне. Да и температура воды в летнюю пору делала купальный сезон кратким. Крестьяне никаких купален не делали, а так как до XX века было принято купаться нагишом, то женщинам было затруднительно искать у реки или озера укромные местечки, поэтому они очень редко пользовались водоемами, да и мужчины, то ли с устатку, то ли с непривычки, почти не купались. Бултыхаться в водоемах было уделом ребятишек.

Слайд 12

Благодаря снимкам можно понять, что наш народ был не настолько безлик, как сейчас активно изображается в учебниках истории. Люди жили своей, естественной жизнью.
Крестьянские девушки дергают лен. Могилевская губ. 1903 г.
Бондарь. 1900-е гг.

Слайд 13

Плетение лаптей. Начало XX в. Уфимская губерния. Юрюзань
Сапожник. 1903-1905 гг. Фото С.А. Лобовикова

Слайд 14

Плетение корзин и лукошек. Село Бор Нижегородской губернии. 1900-е

Слайд 15

В столярной мастерской. Деревня Сивухино. 1900-е.
Гончар. Село Владимирское Макарьевского уезда Нижегородской губернии. 1900-е.

В « Путешествии из Москвы в Петербург» описание деревенского жителя начато с его походки и умения говорить. Крестьяне ходили не с опущенной головой и потухшим взглядом, а с достоинством, уверенностью в себе и своих силах. А силой они обладали немалой6 редкий мужчина не поднимал 5 пудов, а были и такие, кто свободно переносил грузы в пудов – почти 2 центнера. В большинстве своем это были люди среднего роста и сухощавые. Встречались, правда, и «рыхлые натуры», или как называли их сами крестьяне, «мякони». Как правило, мужчины носили большие окладистые бороды и длинные, стриженные в кружок, волосы. Зимой борода прикрывала лицо от жгучих морозов, а летом не до ежедневного бритья. Про женщин же говорили двумя выразительными словами: «Женщины красивы».


В разных губерниях избы строились на свой манер, хотя в основе у них одно и то же – сруб. Сруб состоит из нескольких венцов. А венец, в свою очередь, из четырех бревен, особым образом связанных между собой по углам. Если сруб имеет бревенчатую перегородку, то такая изба называется пятистенкой, а если таких перегородок две, то – шестистенкой. Взяться за строительство дома мог сам хозяин с сыновьями, братьями и другими родственниками, а мог нанять деревенских мастеров или пригласить артель из плотников, которые профессионально занимались строительством домов. Во всех случаях рождение новой избы было огромным событием в жизни крестьянской семьи. На строительство изб, как правило, шла сосна. В Сибири воздвигали дома- терема из долговечной лиственницы. Они стоят до сих пор, поражая своей красотой и добротностью.


Избы и изнутри отличались друг от друга. Но было и общее – в каждой избе стояла печь. Собственно, слово «изба» произошло от слова «истопить». Печь корми, обогревала, лечила и даже служила баней! Выгребали угли, настилали солому и залезали туда, ногами вперед. Правда, там не мылись, а только парились. Печь топилась «по черному», дым же, обогревая избу, выходил в небольшое отверстие в потолке. Такая изба называлась курной. Ребятишки, спавшие на полатях у двери, во время топки свешивали головы вниз, чтобы не задохнуться от дымной пелены, растекавшейся по потолку и уплывавшей в верхнюю часть дверного проема. Угол напротив устья печи с маленьким окошком назывался «бабьим кутом». Это – «стрепня», или «кухня». Она отгораживалась перегородкой или занавеской. Там обычно стоял стол, а на стене крепились полки для посуды. Местом хозяина считался другой угол – у двери. Там он работал в зимнее время: чинил порванную упряжь, мастерил что-нибудь. Он и спал там, на «конике» - широкой лавке-ларе.


У двери наверху часто располагались полати – полки, где спали дети. Наискось от печи – «красный угол». Это самое почетное место в избе. Наверху – иконы, внизу – лавки по стенам и стол. Лавки, как правило, были тесовые, а стол из толстых дубовых досок. За столом обедали, пили чай, по праздникам принимали гостей. Избу старались содержать в чистоте, тщательно скоблили стол, стены, пол. Но зимой это было непросто. Ведь приходилось, спасая от морозов, «принимать» в избу только что появившихся на свет козлят, ягнят и телят. Долгое время изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце распаривалось в печи, потом с него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись горизонтально в специальные подставки, светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда и падали угольки.


Крестьяне свою пищу делили на «прочную» и легкую. Хлеб, щи, каша – это «прочная» еда. При этом хлеб должен быть хорошо выпеченным, «крутым». Кислые щи – непременно наваристыми, с жирной солониной или свининой. Каша – заправлена топленым маслом или салом. Подкрепившись таким образом, можно было приниматься за любую работу, будь то пахота, косьба или заготовка дров. К легкой пище относили молоко, все, что росло в огороде, и грибы. Считалось, что семья не бедствует, если в доме есть ржаной хлеб, а на обед – щи или картофельная похлебка и молоко. А вот у кого ничего нет, кроме «небеленых» щей, то есть без сметаны, то такая семья относилась к числу бедных: коровы-то нет. Почетным угощением было жареное мясо, лапша, пирог и яичница. Из напитков же в ходу был квас. Кроме кваса пили, конечно, чай. Правда не во всех семьях: ведь заварку и сахар еще надо было купить. Пиленый сахар щипчиками раскалывался на мелкие кусочки и аккуратно отправлялся в рот.


Трапеза в крестьянском доме подчинялась определенному порядку. Перед едой молились. Первым за стол, под образа, садился глава семейства - отец. Еду подавала мать. Ели из общей миски, смех и болтовня немедленно пресекались. А можно было и ложкой по лбу схлопотать, если без команды отца начнешь первым со дна миски куски мяса таскать. Одежда крестьян. Мужик, как отмечает в своей книге «Письма из деревни» А. Н. Энгельгардт, практически не расстается с полушубком в течение всего зимнего дня: он работает во дворе, задает корм скоту, рубит и носит дрова, а то и сидит в нем в избе, потому что дует со всех сторон. Дополняли зимний наряд мужика пояс или ремень, чтобы потуже стянуть полушубок в талии, шерстяной шарф, рукавицы, валенки и теплая меховая шапка. Когда же случался особенно сильный мороз, поверх полушубка надевали тулуп, также сшитый из овчины и покрытый сукном.


Весной и осенью обычной мужской одеждой был армяк – кафтан из грубого толстого сукна, и поддевка, тоже суконная, с «талией и сборками». Летом носили ситцевые рубахи, холщовые штаны и лапти, а кто побогаче – сапоги. Женская одежда была разнообразнее. Зимой – тот же полушубок или шубка. Летом – холщовая рубашка с прорезью спереди, которая стягивается шнуром, ситцевый сарафан, платье. В осеннюю пору – юбка, часто на вате, с застежками на боку, кофта из шерстяной или шелковой ткани с отложным воротничком. Если повседневную одежду шили сами, то праздничную старались приобрести в городе. Мужчины покупали шерстяные или шелковые рубахи с бахромой по подолу, косоворотки – непременно розового цвета, шелковые с кистями пояса, жилеты и пиджаки.


Верхом щегольства считались сапоги из лакированной кожи. В большой моде были обыкновенные калоши. Ими гордились и берегли их. Некоторые надевали их только в сухую погоду, боясь запачкать в слякотной грязи. А еще считалось модным « при всяких выходах подвязать шейный платок – ситцевый или шелковый.


Особой страстью русского народа было посещение бани. Почти на каждом дворе имелась своя баня. Банная премудрость начиналась с выбора места для постройки самой бани. Ее ставили достаточно далеко от жилых построек во избежание пожара и в то же время настолько близко, чтобы, идя из бани домой, человек после жара и пара не застудился. Баню размещали близ воды – реки или озера. Предпочитали речную воду – мягкую, чистую, пахнущую свежестью, а не озерной тиной.