Пассивность как качество личности – склонность к бездеятельности, безучастности и безынициативности по отношению к внешним воздействиям и требованиям среды; неспособность проявить волю и самостоятельность в различных видах социальной деятельности.

Как-то, гуляя по лесу, один неудачливый человек провалился в заросший пересохший колодец. Он стал взывать о помощи, и через какое-то время его услышали дровосеки. Они сбросили ему верёвку и крикнули: - Хватайся за неё, мы вытащим тебя. Каково же было их удивление, когда они услышали из колодца: - Друзья мои, помогите мне сначала ухватиться за верёвку. Невозможно спасти того, кто не хочет спастись.

В отличие от активности как способности поддерживать деятельное состояние тела, ума, разума и души, готовности к переменам, склонности деятельно использовать своё время, быть лёгким на подъём, самостоятельно прилагать усилия, а не идти на поводу у обстоятельств, пассивность связана с бездействием, ничегониделанием и безынициативностью.

Пассивность – это неспособность по собственной воле быть творцом своей судьбы. Пассивность – это добровольный отказ от права выбора, как поступить в той или иной ситуации. Ее линия поведения всегда предсказуема – ничегониделание. Величайший дар, который дан человеку – изменять силой разума свою судьбу, становится невостребованным.

Пассивность – инвалид разума, аморфная биомасса, обреченная на пассивную форму жизни, ибо она превращает человека в растение, неспособное изменять свою судьбу. Владимир Высоцкий пел:

Пускай живёшь ты дворником, родишься вновь - прорабом,

А после из прораба и до министра дорастёшь,

Но если туп, как дерево, - родишься баобабом

И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.

Пассивность как качество личности – это стиль жизни, при котором «умывают руки», «пальцем не пошевельнут» и без ускорителя – «пинка», не подумают, что нужно что-то делать. Обычно пассивным человека делает авторитарное воспитание, когда всякая инициатива жестко пресекается, на энтузиазме ставится крест, а всякая активность подавляется и сильно не приветствуется.

Пассивность всегда играет второстепенные роли. Она может сделать успешную карьеру, но всё равно всегда будет оставаться в тени какой-то сильной личности. Ей свойственна низкая предприимчивость, поэтому пассивность избирательно настраивается на строго регламентированные виды деятельности.

Внутренний мир пассивности – потемки. Неспособная противиться обстоятельствам, она включает свой мощный оправдательный механизм, чтобы обелить и оправдать своё бездействие. Пассивность без труда докажет, что наилучшая линия человеческого поведения в критических ситуациях – ничегониделание. Отдайся на волю волн судьбы и надейся на чудо. Чем больше пассивность становится проявленным качеством личности, тем больше внутренний мир человека переполнен идеализированными умственными конструкциями, пустыми мечтами и грезами, установками психологической защиты. Перенасыщенный этическими ценностями, пассивный человек использует их арсенал для оправданий собственной пассивности.

Пассивность гиперболизирует степень своей зависимости от внешнего мира. Человек буквально «выключается» при неблагоприятных прогнозах погоды, сложной политической ситуации в стране и в мире, семейной ссоре или конфликте на работе. Некогда было слово «пассивизм», обозначающее поведение, которое состоит в том, что человек избегает вмешиваться в судьбу или влиять на ход событий, происходящих во внешнем мире. Обосновывалось это неспособностью предсказать следствия вмешательства. Отсюда произошло и слово «пассивный».

Пассивность обожает планировать, но все ее планы медузны, неконкретны и нежизнеспособны. Им не суждено сбыться, и пассивность во весь голос заявляет: «Вот всегда у меня так: что ни запланирую, обязательно что-то или кто-то влезет и сорвет все планы». Проявляя низкий жизненный тонус, пассивность предстает в глазах людей как несамостоятельность и аспонтанность. Тяжелая на подъем, она может иметь собственное мнение и, тем не менее, оставаться на платформе бездеятельности.

Пассивность, как герой книги Юрия Полякова «Козленок в молоке», отдает в межличностном общении предпочтение обтекаемым фразам, типа «Скорее да, чем нет», «Скорее нет, чем да», «Вы меня об этом спрашиваете?» Анекдот в тему: - Здравствуйте! - Здравствуйте, доктор! - Ну что же, приступим. Курите? - Не совсем… - Не совсем? Как это? - Ну, я пассивный курильщик… Другие курят, а я дышу… - А, понимаю. Так, дальше… Сексом занимаетесь? - Не совсем…

Пассивность может впасть в морализаторство, умствование и теоретизирование, но все ее кухонные или салонные рассуждения абстрактны и оторваны от жизни. Обожая сослагательные наклонения, она начинает свои высказывания со слов: «Если бы все люди…», «Если бы президент…», «Если бы учёные…» и т. д. При этом сама не предполагает проявлять активность, слагает с себя ответственность даже за собственную жизнь, не говоря уже о судьбе других людей, своей страны или мира.

Перенесемся во Францию времен Людовика XVI. Пассивность короля особенно проявилась в дни революции и стала одной из причин его гибели. Стефан Цвейг в книге «Мария Антуанетта» пишет: «Ибо король — не вождь. Нерешительно, чего-то ожидая, бродит по комнатам растерянный человек в фиолетовом сюртуке, в небрежно надетом спросонья парике, с пустым, несчастным взором. Еще вчера было принято решение защищать Тюильри до последней капли крови, с вызывающей энергией превратили дворец в крепость, в военный лагерь. Но уже сейчас, еще прежде, чем враг появился возле дворца, окружение короля чувствует себя неуверенно, и эта неуверенность исходит от Людовика XVI. Каждый раз, когда надо принять решение, этот, впрочем, сам отнюдь не трусливый, но как бы ошеломленный любой ответственностью человек чувствует себя совершенно больным. А можно ли ожидать мужества от солдат, если они видят своего вождя дрожащим от страха? Полк швейцарцев под неусыпным надзором своих офицеров пока еще тверд, однако подозрительные признаки разложения появляются у солдат Национальной гвардии, они непрерывно задают себе вопросы: «Сопротивляться? Не сопротивляться?»

Мысль правильная: инстинкт Марии Анутанетты всегда безошибочен. Несколько пылких, убеждающих слов, подобных тем, которые в свое время, в опаснейшие мгновения, будет находить Наполеон, торжественное обещание короля умереть вместе со своими солдатами, энергичный жест уверенного в себе человека, и эти еще колеблющиеся батальоны стали бы стеной, защищая своих повелителей. Но тут заикается близорукий, неуклюжий и грузный, совсем не военный человек, со шляпой под мышкой, топчется на верхней площадке лестницы, бормочет какие-то обрывки фраз: «Говорят, они придут… Наше общее дело, мое и моих добрых подданных… не правда ли, мы будем биться смело?» Нерешительный тон, неловкие манеры увеличивают, а не уменьшают общую неуверенность. С презрением смотрят солдаты Национальной гвардии на этого рохлю, нерешительными шагами приближающегося к их рядам, и вместо ожидаемого возгласа «Да здравствует король!» его встречает сначала молчание, затем двусмысленный клич: «Да здравствует нация!», а когда король, осмелев, доходит до решетки, где войска уже братаются с народом, он слышит открытые призывы к мятежу: «Долой вето! Долой толстую свинью!» Приближенные и министры в ужасе окружают короля и уводят его обратно во дворец. «Боже мой, над королем смеются», — кричит морской министр, и Мария Антуанетта, с глазами, воспаленными от слез и бессонницы, наблюдающая всю эту унизительную сцену, с горечью отворачивается. «Все потеряно, — потрясенная, говорит она своей камеристке. — Король не проявил энергии, и этот смотр принес больше вреда, нежели пользы». Битва, так и не начатая, уже проиграна.

… Семь утра; передовой отряд повстанцев подошел к дворцу. Это неорганизованная вооруженная толпа, опасная не своей боеспособностью, и несгибаемой решимостью. Уже собираются люди возле подъемных мостов. Дальше откладывать решение нельзя. Редерер, генеральный прокурор, чувствует свою ответственность. Еще час назад он советовал королю обратиться к Национальному собранию и просить у него защиты. Но тут вспыхивает Мария Антуанетта: «Сударь, у нас здесь достаточно сил, и пришло наконец время определить, кому быть у власти — королю или мятежникам, конституции или революционерам».

Но король не находит нужных энергичных слов. Тяжело дыша, сбитый с толку, сидит он в своем кресле и ждет, ждет, сам не зная чего; одного лишь желает он — устраниться от всяких действий, уклониться от какого бы то ни было решения. Вновь подходит к нему Редерер со своим шарфом, обеспечивающим доступ повсюду; несколько городских советников сопровождают его. «Сир, настойчиво обращается он к Людовику XVI, — Ваше величество, вам нельзя терять ни минуты, единственное спасение для вас — это Национальное собрание». — «Однако на площади не так-то уж много людей», — боязливо возражает король, желающий лишь одного — оттянуть время. «Сир, огромная толпа с двенадцатью пушками движется сюда из пригородов».

Мария Антуанетта не может более сдерживать свое возбуждение, кровь приливает к лицу, она должна принудить себя не показать свою слабость перед этими мужчинами, ни один из которых не думает по-мужски. Искушение велико, но и ответственность огромна; в присутствии короля Франции женщина не должна давать приказ к бою. И она ждет решения этого вечно колеблющегося человека. Наконец он поднимает свою тяжелую голову, несколько секунд смотрит на Редерера, затем вздыхает и говорит, счастливый тем, что принял решение: «Идемте!»

И без боя, даже без попытки сопротивления, Людовик XVI покидает замок, построенный его предками, покидает, чтобы никогда более не вернуться назад. Он идет вдоль рядов дворян, смотрящих на него с презрением, мимо солдат-швейцарцев, которым забывает сказать, должны они сопротивляться или нет, сквозь толпу, все более и более разрастающуюся, открыто смеющуюся над королем, его женой и горсткой верных им людей, даже угрожающую им. Они проходят по саду — впереди король с Редерером, за ними, поддерживаемая морским министром, Мария Антуанетта с дофином. С недостойной поспешностью торопятся они к крытому манежу Школы верховой езды, где некогда двор весело и беззаботно проводил время, а сейчас Национальное собрание отпразднует свой триумф — ведь король Франции, дрожа за собственную жизнь, будет искать у него защиты. Всего две сотни шагов отделяют дворец от Манежа. Но эти двести шагов невозвратно отдаляют Марию Антуанетту и короля от ранее принадлежавшей им власти. Королевской власти пришел конец».

Петр Ковалев

Тяжелые на подъем люди, те, кто 7 раз отмерят, но так и не отрежут, плывущие по течению, ограничивающие себя в деятельности, любители отсидеться в стороне, в позиции наблюдателей за чужой жизнью, волей или неволей сделали выбор в пользу пассивного существования. Начало любой активности - будь то физическая, социальная или деловая - вызывает у них большое сопротивление и тревогу, поскольку означает необходимость проявить себя, оказаться замеченным. А это именно то, чего они очень не любят, поскольку имеют опыт неудач, упреков, насмешек и т.д. Либо в связи с собственной медлительностью и неловкостью, либо в связи с вялостью и заторможенностью, либо по причине тугодумия и неуверенного поведения. Все это может быть следствием слабой нервной системы или некоторой степени мозговой дисфункции.

Поскольку из-за пассивности такого человека постоянно тормошат, чтобы побудить его что-то сделать или начать двигаться, становится зависимым от внешнего воздействия, чужой воли. Тандем Обломова и Штольца - тому яркий пример. К несчастью, нередко родителями пассивных оказываются властные или доминирующие лица, поглощающие всякие возможности для самостоятельной, независимой активности своих детей. Либо холодные и отстраненные, равнодушные к детской жизни и интересам. Как следствие, у детей, постоянно натыкающихся на препятствия и ограничения или равнодушие и безучастность, складывается впечатление, что любая активность требует от них чересчур больших усилий. По этой причине страдает или не формируется их собственная воля. Как следствие - зависимость, покорность, подчинение, исполнительность. А еще мягкотелость и бесхарактерность.

Уныние, отсутствие или ограниченность интересов - то, к чему приходит пассивный человек после череды неудач, смирившись с вялотекущим ритмом своей жизни. Интерес всегда связан с активностью, энергичностью, верой в себя, свои способности, направленностью в будущее, а этого ему как раз не достает. При том, что пассивный человек может быть способным и даже талантливым, это зачастую скрыто от других - да и от него тоже.

Так или иначе, затяжная, хроническая пассивность - свидетельство того, что с жизненными процессами человека что-то не так, страдает его способность проявлять себя и действовать. Можно объяснить подобное состояние физиологическими процессами, но не только. В качестве другого основания выделяют страх перед жизнью или перед какими-то из ее проявлений.

Да, жизнь непредсказуема, в наше (да, впрочем, в любое) время сложна, заставляет нервничать, переживать, подстерегает стрессами, вынуждает двигаться, действовать, требует усилий. И вообще - от нее умирают. Так не лучше ли, если это такая неприятность, переждать-перетерпеть ее, не вставая с удобного кресла или дивана, или под крылом того, кто, вопреки всему, не боится жить?..

Многое зависит от выбора человека.

Пассивный человек – это не тот, кто ведёт себя отстранённо или молчаливо. Речь идёт об отношении к жизни, о реакциях на события в ней, о действиях, которые предпринимаются. И фразах, которые мы используем в повседневности. Есть ли среди них те, которые вы сами любите повторять?

Иногда нам действительно нужно остановиться и стать немного пассивней: переключиться с внешнего мира на внутренний, восстановиться, что-то переосмыслить Но если пассивность становится стилем жизни, это другая крайность. И мы не всегда догадываемся о реальном положении вещей: считая себя активным по жизни человеком, можем проявлять пассивность в самые значимые её моменты.

Мировоззрение пассивных людей

1. “Не судьба”: фатализм и слепая вера в случай.

Помогает нам верить в лучшее, но просто верить мало – нужно ещё и действовать самим. Иначе это просто ожидание, что всё случится само собой. Но чудеса случаются не только там, где в них верят, но и там, где создают для них все условия. – это не подарок благосклонной судьбы, а только наш собственный выбор. И если вы пока не так счастливы, как хотелось бы, то каждый день делайте всё возможное, чтобы это исправить.

2. “Мне не везёт”: успех и удача бывает только у других.

И плохие вещи случаются с каждым человеком. Иногда что-то происходит совсем не по плану, а бывает, что получается даже лучше, чем ожидаешь. Не всё поддаётся нашему контролю. Но можно сделать всё, что в наших силах, и позаботиться о самом лучшем выходе из ситуации. Удачу нельзя спланировать. Но как говорится в известном выражении, делай, что можешь, а там будь что будет.

3. “Это просто не моё”: опускание рук при неудачах и отказ от повторных попыток.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А тот, кто к чему-то стремится, хотя бы раз может потерпеть . А если цель достаточно большая, то гораздо больше. Наблюдая за других людей, мы видим лишь внешнюю сторону их жизни и считаем, что им всё даётся гораздо проще. Но если стать терпеливей и настойчивей, то становится понятно: трудности – это только часть пути, которую нужно преодолеть и идти дальше.

Поведение пассивных людей

1. Нерешительность.

“Я не знаю”, “Я не уверен”, “Я попробую”. Сомнения – это тоже пассивность. И совершенно нормально, когда неуверенность возникает в какой-то сложной ситуации. Другой вопрос – как часто она даёт о себе знать в самых простых жизненных ситуациях. Её нужно преодолевать, и не только потому, что неуверенный в себе человек заставляет сомневаться и других – он сам начинает верить, что это ему не под силу. Но стоит приложить немного усилий, и вредный шаблон можно будет разрушить.

2. Поиск чужого одобрения.

“Надеюсь, вы не будете против, если я…” Пассивные люди будто извиняются перед другими за своё существование. Нужно научиться слышать свои желания и действовать, ориентируясь на собственную систему ценностей, тогда ничьё одобрение не потребуется. У каждого – своё понятие о том, что правильно.

3. Принижение своей значимости.

“Я, конечно, могу ошибаться…” Начиная разговор с этой фразы, мы будто хотим перестраховаться от возможной ошибки: ведь, предупредили же, что слепо верить не стоит. Но этим снижаем ценность сказанного нами: мало кто готов прислушиваться к мнению человека, который не уверен в том, что говорит. Но поверьте, что оно достойно внимания, и это будет считываться во всём поведении. От ошибок всё равно никто не застрахован.

4. Неумение принять сторону в споре.

“Каждый по-своему прав”. Можно сказать, если вы в самом деле так считаете. Но только не в случае, когда вам ясно, кто на самом деле прав, но не хочется портить отношения или продолжать конфликт. Ваше вмешательство может решить сложную ситуацию, а нерешительность – сохранить её.

Пассивность

Безынициативность, несамостоятельность, зависимость от инициативы извне, аспонтанность.

У пассивных людей часто наблюдается низкий общий тонус, "жизненная энергетика". Однако нельзя пассивность объяснить лишь низкой энергичностью, потому что последняя формируется в том числе и под влиянием пассивности: пассивные люди обычно предпринимают меньшее количество действий, поступков, на этом фоне и вырабатывается общая слабость.

Пассивность часто сопровождается импульсивностью. Пассивный человек, не имея сильных и устойчивых внутренних мотивов, подпадает под действие временных, но довольно чувствительных стимулов и совершает импульсивные и внешне странные действия.

Пассивность может быть глубокой и устойчивой чертой характера, входить тем самым даже в ядро характера, определяя весь жизненный стиль. Обычно это происходит под влиянием сильно авторитарного воспитания в семье, когда в буквальном смысле любая инициатива ребенка подавляется и наказывается.

Пассивные работники всегда играют вторые роли, получая и тщательно выполняя поручения вышестоящего руководителя. Часто благодаря этому делают успешную карьеру, но всегда остаются на вторых ролях. Имея в силу своего характера низкую предприимчивость, предпочитают те виды деятельности, в которых алгоритмы, нормы поведения строго определены и регламентированы.

Внутренний мир таких людей характеризуется тем, что большое значение в нем занимает "пассивная слабость" - своеобразное чувство неспособности противиться обстоятельствам. Обстоятельства эти могут быть и внутренними, и внешними. Первые: опасения за свое здоровье, в том числе психическое, забота о собственном настроении, вопросы духовности. Вторые: давление окружающих людей, социальные отношения, важность заботы об имидже и статусе, следование социальным нормам.

Пассивная слабость часто вполне адекватно рефлексируется ее обладателем. Он может часами думать про нее, искать ей оправдания. Размышления на темы пассивности обычно приводят к выводу о ценности пассивного образа жизни.

Чем пассивнее человек, тем более запутан его внутренний мир, который изобилует множеством рационализаций, интеллектуализаций, проекций и другими проявлениями психологической защиты.

Для пассивного человека большое значение имеет семья. Находясь в тени другого или других членов семьи, более активных и целеустремленных, пассивный человек может многие годы вести "тихий и спокойный", адаптивный образ жизни, быть и казаться вполне состоявшимся человеком. Семейные неурядицы, тем более разрыв отношений (по той или иной причине) надолго выбивают пассивного человека из колеи.

Как уже отмечалось, пассивные люди придают большое значение этическим ценностям. Сплошь и рядом эти ценности применяются для отговорок, оправданий собственной пассивности и бездеятельности. Однако эти ценности часто фактически выступают предметом торговли: пассивный человек нарушает эти заповеди ради внимания и благожелательного отношения со стороны другого человека. Таким образом как бы подписывается негласный контракт, например: "Я ради тебя пью и развратничаю, а ты меня содержишь".

Пассивные люди часто преувеличивают степень своей зависимости от случайных внешних обстоятельств. На них "оказывает влияние" и погода, и магнитные бури, и политическая ситуация в стране и мире, и мимолетные ссоры, и прочитанные в интернете грустные истории, и интонации собеседника.

Пассивные люди любят планировать, но делают они это очень смутно, их планы противоречивы, нежизнеспособны. Такие планы часто не реализуются, не сбываются. Это может выставляться напоказ, человек чуть ли не хвастается этим: "Вот у меня постоянно так: что-нибудь распланирую, представлю это в малейших деталях, а ровным счетом ничего не сбудется, будет даже наоборот". Этим как бы сообщается окружающим, что: "Я умный, работоспособный человек, но вот с целеполаганием у меня не все в порядке". В общем, так оно и есть.

Сильно выраженную пассивность можно отнести к невротическим расстройствам личности, когда внутренний мир становится чрезвычайно запутанным. Однако даже при выраженной пассивности могут отсутствовать проявления социальной дезадаптации.

ПАССИВНЫЙ, -ая, -ое; -вен. -вна. 1. Не проявляющий активности, безучастный, вялый. П. человек. Пассивно (нареч.) относиться к чему-н. 2. Зависимый, лишенный самостоятельности. Играть пассивную роль в чем-н. 3. полн. ф. О внешней торговле: такой, при к-ром ввоз превышает вывоз (спец.). II сущ. пассивность, -и, ж. (к 1 и 2 > знач.). ПАССИВНЫЙ2 CM. пассив.

ПАССИВНЫЙ - книги

… иметь регулярный и стабильный, а лучше пассивный доход, пожалуй, есть у каждого нормального человека. А вот найти и реализовать идеи пассивного дохода порой под силу лишь «ненормальному», в меру, кон…

…олучение пассивного дохода или, иначе говоря, притока средств без ежедневных трудозатрат становится более чем популярной идеологией. Пока одни люди лишь думают о том, где взять деньги, ничего не делая…

…модействия ультракоротких импульсов в лазерах с пассивной синхронизацией мод и выявлению общих закономерностей в смене режимов генерации, вызванных этим взаимодействием. Исследуются механизмы квантова…

…ется про принципы пассивного (индексного) инвестирования, которые помогут начать разумно инвестировать каждому, кто хочет не только сохранить, но и разумно приумножить свои сбережения.Эта инвестиционн…

ПАССИВНЫЙ - слова близкие по значению

  • БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ , -ая, -ое; -вен, -вна. Лишенный инициативы, пассивный. Б. работник. II сущ. безынициативность, -и,ж.
  • СОЗЕРЦАТЕЛЬ , -я, м. (книжн.). Человек, склонный к бездеятельному созерцанию, пассивный наблюдатель. II ж. созерцательница, -ы.
  • УМОЗРЕНИЕ , -я, ср. (устар. книжн.). Мыслительное представление, взгляды, основанные на пассивном созерцании, не опирающиеся на...
  • БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЙ , -ая, -ое; -лен, -льна. Пассивный (в 1 знач.), не проявляющий необходимой энергии в делах, в деятельности. ...
  • ПАССИВ , -а, м. (спец.). Часть бухгалтерского баланса предприятия, отражающая источники образования его средств и их...
  • СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ , -ая, -ое; -лен, -льна (книжн.). Погруженный в бездеятельное созерцание, пассивный. Созерцательное...
  • ЗАСТОЙ , -я, м. 1. см, застояться. 2. Остановка, задержка, неблагоприятная для развития, движения чего-н. 3. в...