Предлагаем список самых известных древнегреческих богов с краткими описаниями и ссылками на полные статьи с иллюстрациями.

  • Аид – бог – владыка царства мертвых, а также само царство. Один из старших богов-олимпийцев, брат Зевса, Геры, Деметры, Посейдона и гестии, сын Кроноса и Реи. Муж богини плодородия Персефоны
  • – герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним. Но Геракл победил Антея, оторвав его от Земли и лишив помощи Геи.
  • – бог солнечного света. Греки изображали его в виде прекрасного юноши. Аполлон (другие эпитеты – Феб, Мусагет) – сын Зевса и богини Лето, брат Артемиды. Обладал даром предвидеть будущее и считался покровителем всех искусств. В поздней античности Аполлона отождествляли с богом солнца Гелиосом.
  • – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры. Греки изображали его в виде сильного молодого мужчины.
  • – сестра-близнец Аполлона, богиня охоты и природы, считалось, что облегчает роды. Иногда считалась богиней луны и отождествлялась с Селеной. Центр культа Артемиды находился в городе Эфесе, где в ее честь был воздвигнут грандиозный храм – одно из семи чудес света.
  • – бог врачебного исскуства, сын Аполлона и нимфы Корониды. Грекам он представлялся в виде бородатого мужчины с посохом в руке. Посох обвивала змея, ставшая впоследствии одним из символов врачебного ремесла. Асклепий был убит Зевсом за то, что пытался своим искусством воскрешать мертвых. В римском пантеоне Асклепию соответствует бог Эскулап.
  • Атропос («неотвратимая») - одна из трех мойр , перерезающая нить судьбы и обрывающая человеческую жизнь.
  • - дочь Зевса и Метиды, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний. Афина обучила людей множеству ремесел, учредила на земле законы, даровала смертным музыкальные инструменты. Центр почитания Афины находился в Афинах. Римляне отождествили Афину с богиней Минервой.
  • (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадиомена, «пенорожденная»). Афродите соответствуют шумерская Инанна и вавилонская Иштар, египетская Исида и Великая матерь богов, и наконец, римская Венера.
  • - бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством.
  • — в мифологии называемый иногда греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально фракийским или фригийским богом, культ которого был греками перенят очень рано. Вакх, по одним преданиям, считается сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса. По другим — сыном Зевса и Деметры или Персефоны.
  • (Гебея) - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах, поднося им нектар и амб-розию. В римской мифологии Гебе соответствует богиня Ювента.
  • - богиня мрака, ночных видений и чародейства, покровительница колдунов. Нередко Геката считалась богиней луны и отождествлялась с Артемидой. Греческое прозвище Гекаты «Триодита» и латинское имя «Тривия» берут начало от предания, будто эта богиня обитает на перекрестках дорог.
  • — сторукие пятидесятиголовые великаны, олицетворение стихий, сыновья Урана (Неба) и богини Геи (Земли).
  • (Гелий) - бог Солнца, брат Селены (Луны) и Эос (утренней зари). В поздней античности отождествлялся с Аполлоном. Согласно греческим мифам, Гелиос каждый день объезжает небо в колеснице, запряженной четырьмя огненными конями. Основной центр культа располагался на острове Родос, где в его честь была воздвигнута гигантская статуя, считавшаяся одним из семи чудес света (колосс Родосский).
  • Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.
  • - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера считалась покровительницей брака. От Зевса она родила Ареса, Гебу, Гефеста и Илифию (богиню рожениц, с которой нередко отождествляли и саму Геру.
  • - сын Зевса и Майи, один из самых значимых греческих богов. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Обладающий даром красноречия, Гермес покровительствовал школам и ораторам. Исполнял роль вестника богов и проводника душ умерших. Изображался, как правило, в виде молодого мужчины в простой шляпе и крылатых сандалиях, с магическим жезлом в руках. В римской мифологии отождествлялся с Меркурием.
  • - богиня домашнего очага и огня, старшая дочь Кроноса и Геи, сестра Аида, Геры, Деметры, Зевса и Посейдона. В римской мифологии ей соответствовала богиня Веста.
  • - сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников (в особенности кузнецов). Греки изображали Гефеста широкоплечим, низкорослым и хромым чело-веком, работающим в кузнице, где он кует оружие для богов-олимпийцев и героев.
  • - мать-земля, праматерь всех богов и людей. Выйдя из Хаоса, Гея породила Урана-Небо, и от брака с ним произвела на свет титанов и чудовищ. Соответствующая Гее римская богиня-праматерь - Теллус.
  • - бог сна, сын Никты и Эреба, младший брат-близнец бога смерти Танатоса, любимец муз. Живет в Тартаре.
  • - богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, принадлежит к числу старших богов-олимпийцев. Мать богини Коры-Персефоны и бога богатства Плутоса.
  • (Вакх) - бог виноградарства и виноделия, объект целого ряда культов и мистерий. Изображался то в виде тучного пожилого мужчины, то в виде юноши с венком из виноградных листьев на голове. В римской мифологии ему соответствовал Либер (Бахус).
  • - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях. Жизнь дриады была тесно связана с ее деревом. Если дерево погибало или было срублено, умирала и дриада.
  • — бог плодородия, сын Зевса и Персефоны. В мистериях отождествлялся с Дионисом.
  • - верховный олимпийский бог. Сын Кроноса и Реи, отец многих младших богов и людей (Геракла, Персея, Елены Троянской). Владыка гроз и громов. Как правитель мира обладал множеством различных функций. В римской мифологии Зевсу соответствовал Юпитер.
  • - бог западного ветра, брат Борея и Нота.
  • - бог плодородия, иногда отождествлявшийся с Дионисом и Загреем.
  • - богиня-покровительница рожениц (римская Луцина).
  • - бог одноименной реки в Аргосе и древнейший аргосский царь, сын Тефиды и Океана.
  • — божество великих мистерий, введенное в элевсинский культ Орфиками и связанное с Деметрой, Персефоной, Дионисом.
  • - олицетворение и богиня радуги, крылатая вестница Зевса и Геры, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Гарпий и Арки.
  • - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.
  • — титан, сын Урана и Геи, был сброщен Зевсом в Тартар
  • - титан, младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Правил миром богов и людей и был свергнут с престола Зевсом. В римской мифологии известен как Сатурн — символ неумолимого времени.
  • — дочь богини раздора Эриды, мать харит (согласно Гесиоду). А также река Забвения в подземном царстве (Вергилий).
  • - титанида, мать Аполлона и Артемиды.
  • (Метис) - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.
  • - мать девяти муз, богиня памяти, дочь Урана и Геи.
  • - дочери Никты-Ночи, богини судьбы Лахесис, Клото, Атропос.
  • - бог насмешки, злословия и глупости. Сын Нюкты и Эреба, брат Гипноса.
  • - один из сыновей Гипноса, крылатый бог сновидений.
  • - богини-покровительницы искусств и наук, девять дочерей Зевса и Мнемосины.
  • - нимфы-хранительницы вод - божества рек, озер, источников, ручьев и родников.
  • - дочь Никты, богиня, олицетворявшая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.
  • - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.
  • - сын Геи и Понта, кроткий морской бог.
  • - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.
  • - богиня Ночи, порождение Хаоса. Мать множества богов, среди которых - Гипнос, Танатос, Немесида, Мом, Керы, мойры, геспериады, Эрида.
  • - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы и были тесно связаны с местами своего обитания. Речные нимфы именовались наядами, древесные - дриадами, горные — орестиадами, морские - нереидами. Зачастую нимфы сопровождали кого-либо из богов и богинь в качестве свиты.
  • Нот - бог южного ветра, изображался с бородой и крыльями.
  • Океан - титан, сын Геи и Урана, праотец богов моря, рек, ручьев и источников.
  • Орион — божество , сын Посейдона и океаниды Эвриалы, дочери Миноса. По другому сказанию, он произошел из оплодотворенной бычьей шкуры, зарытой на девять месяцев в землю царем Гириеем.
  • Оры (Горы) - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды. Всего их было трое: Дике (или Астрея, богиня справедливости), Эвномия (богиня порядка и справедливости), Эйрена (богиня мира).
  • Пан - бог лесов и полей, сын Гермеса и Дриопы, козлоногий мужчина с рогами. Считался покровителем пастухов и мелкого скота. Согласно мифам, Пан изобрел свирель. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
  • Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.
  • Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти. Римляне почитали Персефону под именем Прозерпины.
  • Пифон (Дельфиний) — чудовищный змей, порождение Геи. Сторожил древнее прорицалище Геи и Фемиды в Дельфах.
  • Плеяды — семь дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. Наиболее яркие из них носят имена Атлантид, подруг Артемиды: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Стеропа, Тайгета, Электра. Все сестры сочетались в любовном союзе с богами, за исключением Меропы, которая стала женой Сизифа.
  • Плутон - бог подземного царства, до V века до н.э. носивший имя Аид. В дальнейшем Аид упоминается только Гомером, в остальных поздних мифах — Плутон.
  • Плутос - сын Деметры, бог, дарующий людям богатство.
  • Понт - один из древнейших греческих богов, сын Геи (рожден без отца), бог Внутреннего Моря. Является отцом Нерея, Тавманта, Форкия и его сестры-жены Кето (от Геи или Тефиды); Еврибии (от Геи; тельхинов (от Геи или Талассы); родов рыб (от Талассы.
  • - один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра, он повелевал бурями и землетрясениями. Изображался в виде мужчины с трезубцем в руке, обычно - в сопровождении свиты из низших морских божеств и морских животных.
  • Протей - морское божество, сын Посейдона, покровитель тюленей. Обладал даром перевоплощения и пророчества.
  • Михаил Евграфович Салтыков родился 27 (15) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии (сейчас Талдомский район Московской области).
  • Отец Салтыкова, Евграф Васильевич, столбовой дворянин, служил коллежским советником. Происходил из старинного дворянского рода.
  • Мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, москвичка, купеческая дочь. Михаил был шестым из девяти ее детей.
  • Первые 10 лет своей жизни Салтыков живет в родовом имении отца, где получает начальное домашнее образование. Первыми учителями будущего писателя были старшая сестра и крепостной живописец Павел.
  • 1836 – 1838 годы – учеба в Московском Дворянском институте.
  • 1838 год – за отличные успехи в учебе Михаила Салтыкова переводят казеннокоштным, то есть обучаемым за счет государственной казны, воспитанником в Царскосельский лицей.
  • 1841 год – первые стихотворные опыты Салтыкова. Стихотворение «Лира» даже было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения», но Салтыков быстро понимает – поэзия не для него, так как он не обладает нужными способностями. Он оставляет поэзию.
  • 1844 год – окончание лицея по второму разряду, с чином X класса. Салтыков поступает на службу в канцелярию Военного ведомства, но служит все штата. Первое штатное место ему удается получить только через два года, это должность помощника секретаря.
  • 1847 год – выходит первая повесть Михаила Салтыкова «Противоречия».
  • Начало 1848 года – в «Отечественных записках» опубликована повесть «Запутанное дело».
  • Апрель этого же года – царское правительство слишком потрясено произошедшей во Франции революцией, и Салтыков арестован за повесть «Запутанное дело», точнее за «...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...». Он сослан в Вятку.
  • 1848 – 1855 годы – служба в Вятке, при губернском правлении, сначала канцелярским чиновником, потом старшим чиновником особых поручений при губернаторе и правителем губернаторской канцелярии. Ссылку Салтыков заканчивает в должности советника губернского правления.
  • 1855 год – со смертью императора Николая I Щедрин получает возможность «проживать где пожелает» и возвращается в Петербург. Здесь поступает на службу в министерство внутренних дел, уже через год назначен чиновником особых поручений при министре. Отправлен в командировку в Тверскую и Владимирскую губернии.
  • Июнь 1856 года – Салтыков женится на дочери вице-губернатора Вятки Елизавете Аполлоновне Болтиной.
  • 1856 – 1857 годы – сатирический цикл «Губернские очерки» публикуется в журнале «Русский вестник» с подписью «Надворный советник Н. Щедрин». Писатель становится известным, его называют продолжателем дела Н.В. Гоголя .
  • 1858 год – назначение вице-губернатором в Рязань.
  • 1860 – 1862 годы – два года Салтыков служит вице-губернатором в Твери, после чего выходит в отставку и возвращается в Петербург.
  • Декабрь 1862 – 1864 годы – сотрудничество Михаила Салтыкова с журналом «Современник» по приглашению Н.А. Некрасова . После выхода из состава редакции журнала писатель возвращается на государственную службу. Назначен председателем Пензенской казенной палаты.
  • 1866 год – переезд в Тулу на должность управляющего Тульской казенной палаты.
  • 1867 год – Салтыкова переводят в Рязань на ту же должность. Тот факт, что Салтыков-Щедрин не мог долго продержаться на одном месте службы, объясняется тем, что он, не стесняясь, высмеивал свое начальство в гротескных «сказках». Кроме того, писатель вел себя слишком нетипично для чиновника: боролся со взяточничеством, казнокрадством и попросту воровством, отстаивал интересы низших слоев населения.
  • 1868 год – жалоба рязанского губернатора становится последней в карьере писателя. Он отправлен в отставку в чине действительного статского советника.
  • Сентябрь этого же года – Салтыков входит в состав редакции журнала «Отечественные записки», который возглавляет Н.А. Некрасов.
  • 1869 - 1870 годы – в «Отечественных записках» публикуются сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», роман «История одного города».
  • 1872 год – у Салтыковых рождается сын Константин.
  • 1873 год – рождение дочери Елизаветы.
  • 1876 год – Некрасов тяжело заболевает, и Салтыков-Щедрин сменяет его на посту главного редактора «Отечественных записок». Два года работает неофициально, в 1878-м утвержден на эту должность.
  • 1880 год – публикация романа «Господа Головлевы».
  • 1884 год – «Отечественные записки» запрещены.
  • 1887 – 1889 годы – роман «Пошехонская старина» печатается в «Вестнике Европы».
  • Март 1889 года – резкое ухудшение здоровья писателя.
  • 10 мая (28 апреля) 1889 года – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умирает. По собственному завещанию похоронен на Волковом кладбище в Петербурге рядом с

Прокурор русской общественной жизни
И. Сеченов

М.Е. Салтыков-Щедрин родился 27 января (15 января) 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Родители его были разбогатевшими помещиками. Владения их, хотя и расположенные на малоудобных землях, среди лесов и болот, приносили значительные доходы.

Детство

Властвовала в усадьбе мать писателя – Ольга Михайловна; отец Евграф Васильевич, отставной коллежский советник, – имел репутацию непрактичного человека. Все свои заботы мать направляла на увеличение богатства. Ради этого не только дворовые люди, но и собственные дети кормились впроголодь. Какие-либо удовольствия и развлечения в семье не были приняты. В доме царила непрерывная вражда: между родителями, между детьми, которых мать, не скрывая, делила на «любимчиков и постылых», между господами и прислугой.

Среди этого домашнего ада рос умный и впечатлительный мальчик.

Лицей

Десяти лет Салтыков поступил в третий класс Московского дворянского института, а через два года, вместе с другими лучшими воспитанниками его перевели в Царскосельский лицей, который в эти годы был далеко не тем, что при Пушкине. В лицее господствовал казарменный режим, в нем воспитывались «генеральские, шталмейстерские... дети, вполне сознававшие высокое положение, которое занимают в обществе их отцы», – вспоминал Салтыков о своем духовном одиночестве в «годы ранней юности». Лицей дал Салтыкову необходимый объем знаний.

С января 1844 года лицей перевели в Санкт-Петербург, и он стал называться Александровским. Салтыков был выпускником первого петербургского курса. Каждое новое поколение лицеистов возлагало надежды на кого-нибудь из учеников как на продолжателя традиций своего знаменитого предшественника. Одним из таких «кандидатов» был и Салтыков. Еще в лицейские годы его стихи печатались в журналах.

Годы службы

Летом 1844 года М.Е. Салтыков закончил лицей и поступил на службу в Канцелярию военного министерства.

В 1847 году молодой автор написал свою первую повесть «Противоречия», а в следующем году – «Запутанное дело». Повести молодого писателя откликались на злободневные общественно-политические вопросы; их герои искали выход из противоречий между идеалами и окружающей жизнью. За напечатание повести «Запутанное дело», обнаружившей, как писал военный министр князь Чернышев, «вредный образ мыслей» и «гибельное направление идей», писатель был арестован и сослан по распоряжению царя в Вятку.

«Вятский плен», как Салтыков назвал свое семилетнее пребывание там на службе, стал для него трудным испытанием и одновременно великой школой.

После петербургской жизни среди друзей и единомышленников неуютно было молодому человеку в чуждом ему мире провинциального чиновничества, дворянства и купечества.

Любовь писателя к дочери вице-губернатора Е.А. Болтиной, на которой он женился летом 1856 года, скрасила последние годы пребывания Салтыкова в Вятке. В ноябре 1855 года по «высочайшему повелению» нового царя Александра II, писатель получил разрешение «проживать и служить, где пожелает».

Литературный труд и перипетии государственной службы

М.Е. Салтыков переехал в Петербург, и с августа 1856 года в журнале «Русский вестник» начали печататься «Губернские очерки» (1856–1857) от имени некоего «отставного надворного советника Н.Щедрина» (эта фамилия стала псевдонимом писателя). В них достоверно и ядовито изображались всесилие, произвол и взяточничество «чиновников-осетров», «чиновников-щук» и даже «чиновников-пискарей». Книга была воспринята читателями как один из «исторических фактов русской жизни» (по выражению Н.Г. Чернышевского), взывавших к необходимости социальных перемен.

Имя Салтыкова-Щедрина получает широкую известность. О нем заговорили как о наследнике Гоголя, смело вскрывавшем язвы общества.

В это время литературный труд Салтыков сочетает с государственной службой. Некоторое время в Петербурге он занимал должность в Министерстве внутренних дел, затем был вице-губернатором в Рязани и Твери, позже – председателем казенных палат (финансовых учреждений) в Пензе, Туле и Рязани. Непримиримо борясь со взяточничеством и стойко защищая крестьянские интересы, Салтыков везде выглядел белой вороной. Из уст в уста передавались его слова: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа... Очень, слишком даже будет!»

На Салтыкова сыпались доносы, ему грозили судом «за превышение власти», губернские остряки прозвали его «вице-Робеспьером». В 1868 году шеф жандармов доложил царю о Салтыкове как о «чиновнике, проникнутом идеями, не согласными с видами государственной пользы и законного порядка», за чем последовала отставка.

Сотрудничество с журналом «Современник»

Вернувшись в Петербург, Михаил Евграфович всю свою огромную энергию отдает литературной деятельности. Он задумал издавать журнал в Москве, но, не получив разрешения, в Петербурге сближается с Некрасовым и с декабря 1862 года становится членом редакции «Современника». Салтыков пришел в журнал в самое тяжелое время, когда умер Добролюбов, был арестован Чернышевский, репрессии правительства сопровождались травлей «мальчишек-нигилистов» в «благонамеренной» печати. Щедрин смело выступал в защиту демократических сил.

Рядом с публицистическими и критическими статьями помещал он и художественные произведения – очерки и рассказы, острое общественное содержание которых облекалось в форму эзоповских иносказаний. Щедрин стал подлинным виртуозом «эзопова языка», и только этим можно объяснить то, что его произведения, насыщенные революционным содержанием, могли, хотя и в урезанном виде, проходить через свирепую царскую цензуру.

В 1857–1863 годах он публикует «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», в которых берет под сатирический обстрел крупных царских сановников. На страницах щедринских рассказов возникает город Глупов, олицетворяющий нищую, дикую, угнетенную Россию.

Работа в «Отечественных записках». «Помпадуры и помпадурши»

В 1868 году сатирик вошел в обновленную редакцию «Отечественных записок». На протяжении 16 лет (1868–1884) он возглавляет этот журнал сначала вместе с Н.А. Некрасовым, а после смерти поэта становится ответственным редактором. В 1868–1869 годах он публикует программные статьи «Напрасные опасения» и «Уличная философия», в которых развивает взгляды революционных демократов на общественное значение искусства.

Основной формой литературных произведений Щедрин избрал циклы рассказов и очерков, объединенных общей темой. Это позволило ему живо откликаться на события общественной жизни, давая в яркой образной форме их глубокую политическую характеристику. Одним из первых щедринских собирательных образов стал образ «помпадура» из цикла «Помпадуры и помпадурши», печатавшегося писателем на протяжении 1863–1874 годов.

«Помпадурами» Салтыков-Щедрин назвал царских администраторов, орудовавших в пореформенной России. Само название «помпадур» образовано от имени маркизы Помпадур – фаворитки французского короля Людовика XV. Она любила вмешиваться в дела государства, раздавала государственные должности своим приближенным, сорила государственной казной ради личных удовольствий.

Творчество писателя в 1870-е годы

В 1869–1870 годах в «Отечественных записках» появляется «История одного города». Эта книга явилась самой смелой и злой сатирой на царившие в России административный произвол и самодурство.

Произведение имеет форму исторической хроники. В отдельных персонажах легко узнать конкретных исторических лиц, например Угрюм-Бурчеев напоминает Аракчеева, в Перехват-Залихватском современники узнавали Николая I.

В 70-е годы Салтыков-Щедрин создал целый ряд литературных циклов, в которых он широко осветил все стороны жизни пореформенный России. В этот период написаны «Благонамеренные речи» (1872–1876) и «Убежище Монрепо» (1878–1880).

В апреле 1875 года врачи отправили тяжело больного Салтыкова-Щедрина лечиться за границу. Итогом поездок стал цикл очерков «За рубежом».

Сказки

80-е годы XIX столетия – одна из самых тяжелых страниц в истории России. В 1884 году были закрыты «Отечественные записки». Салтыков-Щедрин вынужден обращаться со своими произведениями в редакции журналов, чья позиция была ему чужда. В эти годы (1880–1886) Щедрин создает большую часть своих сказок – своеобразных литературных произведений, в которых, благодаря высшему совершенству эзоповской манеры, он смог проводить через цензуру самую резкую критику самодержавия.

Всего Щедриным написано 32 сказки, отразившие все существенные стороны жизни пореформенной России.

Последние годы. «Пошехонская старина»

Тяжелыми были последние годы жизни писателя. Правительственные преследования затрудняли печатание его произведений; в семье он чувствовал себя чужим; многочисленные болезни заставляли Михаила Евграфовича мучительно страдать. Но до последних дней жизни Щедрин не оставляет литературного труда. За три месяца до смерти он заканчивает одно из лучших своих произведений – роман «Пошехонская старина».

В противовес идиллическим картинам дворянских гнезд Щедрин воскресил в своей хронике подлинную атмосферу крепостного права, втягивающего людей в «омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным». Картины дикого произвола помещиков дополняются сценами возмездия, постигающего отдельных тиранов: мучительницу Анфису Порфирьевну задушили собственные дворовые, а другого злодея, помещика Грибкова, крестьяне сожгли вместе с усадьбой.

В основе этого романа – автобиографическое начало. Память Щедрина выхватывает личности, в которых зрел «рабский» протест, вера в справедливость («девка» Аннушка, Мавруша-новоторка, Сатир-скиталец).

Тяжело больной писатель мечтал поскорее закончить свое последнее произведение. Он «чувствовал такую потребность отделаться от “Старины”, что даже скомкал» (из письма М.М. Стасюлевичу от 16 января 1889 года). «Заключение» вышло в мартовском номере журнала «Вестник Европы» за 1889 год.

Писатель доживал свои последние дни. В ночь с 27 на 28 апреля 1889 года случился удар, после которого он уже не оправился. Салтыков-Щедрин скончался 10 мая (28 апреля) 1889 года.


Литература

Андрей Турков. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. С. 594–603

К.И. Тюнькин. М.Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним "Н. Щедрин") родился 27 января (15 января по старому стилю) 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии (ныне Талдомского района Московской области). Он был шестым ребенком потомственного дворянина коллежского советника, мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет мальчик жил в имении отца.

В 1836 году Михаил Салтыков был зачислен в московский дворянский институт, в котором ранее учился поэт Михаил Лермонтов, в 1838 году как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей. Салтыков прослыл первым поэтом на курсе, его стихи публиковались в периодических изданиях.

В 1844 году по окончании лицея он был определен на службу в канцелярию военного министерства в Петербурге.

В 1845-1847 годах Салтыков посещал собрания кружка русских утопических социалистов — "пятницы" Михаила Буташевича-Петрашевского, с которым познакомился еще в лицее.

В 1847-1848 годах в журналах "Современник" и "Отечественные записки" были опубликованы первые рецензии Салтыкова.

В 1847 году в "Отечественных записках" была напечатана первая повесть Салтыкова "Противоречия", посвященная экономисту Владимиру Милютину.

Выход этого произведения совпал с ужесточением цензурных ограничений после Великой французской революции и организацией секретного комитета под председательством князя Меншикова, в результате повесть была запрещена, а ее автор выслан в Вятку (ныне Киров) и назначен на должность писца в Губернском правлении.

В 1855 году Салтыков получил разрешение возвратиться в Петербург.

В 1856-1858 годах он был чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 года.

С 1856 года по 1857 год в "Русском вестнике" были опубликованы "Губернские очерки" Салтыкова под псевдонимом "Н. Щедрин". "Очерки" были отмечены вниманием Николая Чернышевского и Николая Добролюбова, посвятивших им статьи.

В марте 1858 года Салтыков был назначен вице-губернатором города Рязани.

В апреле 1860 года в связи с конфликтом с рязанским губернатором, Салтыков был назначен вице-губернатором Твери, в январе 1862 года подал в отставку.

В 1858-1862 году вышли сборники "Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе", в которых впервые появился город Глупов — собирательный образ современной российской действительности.

В 1862-1864 годах Салтыков входил в редакцию журнала "Современник".

В 1864-1868 годах занимал должности председателя пензенской Казенной палаты, управляющего тульской Казенной палатой и управляющего Казенной палатой Рязани.

С 1868 года сотрудничал с журналом "Отечественные записки", с 1878 года был ответственным редактором журнала.

В период работы в "Отечественных записках" писатель создал свои значительные произведения — романы "История одного города" (1869-1970) и "Господа Головлевы" (1875-1880).

Параллельно писатель работал над публицистическими статьями, в 1870-х годах он выпустил сборники рассказов "Признаки времени", "Письма из провинции", "Помпадуры и Помпадурши", "Господа Ташкентцы", "Дневник провинциала в Петербурге", "Благонамеренные речи", ставшие заметным явлением не только в литературе, но и социально-политической жизни.

В 1880-х года увидели свет сказки Салтыкова-Щедрина, первые из них были опубликованы в 1869 году.

В 1886 году был написан роман "Пошехонская старина".

В феврале 1889 года писатель начал подготовку авторского издания собрания сочинений в девяти томах, но при его жизни вышел лишь один том.

10 мая (28 апреля по старому стилю) 1889 года Михаил Салтыков-Щедрин скончался в Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

В 1890 году вышло полное собрание сочинений писателя в девяти томах. С 1891 по 1892 год было издано полное собрание сочинений в 12 томах, подготовленное наследниками автора, которое неоднократно переиздавалось.

Салтыков-Щедрин был женат на Елизавете Болтиной, с которой познакомился во время вятской ссылки, в семье родились сын Константин и дочь Елизавета.