В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?
ДЕЙСТВИЕ 1
Явление 5
Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов. Я, маменька...
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?
Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык.
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!
Катерина. Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.
Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.
Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю.
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
(А.Н. Островский, «Гроза».)
Показать текст целиком
Во многих произведениях поэты стараются отобразить духовную связь природы и человека.
Так, в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро» настроение лирических героев меняется вместе с состоянием природы: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…» «И ты печальная сидела», но сегодня все изменилось: «За голубыми небесами великолепными коврами,//Блестя на солнце снег лежит», и уже хочется «предаться бегу// Нетерпеливого коня…»
Духовная природа человека.Человек редко признает духовную силу и силу мысли, часто думает что главной силой мира является вещественная сила. А между тем в духовной силе и находится истинная сила, которая изменяет нашу жизнь и жизнь всех людей. Жизнь наша бывает лучше или хуже только оттого, что мы осознаем себя телесным или духовным существом. Если человек осознает себя телесным существом, не развивается духовно и у него отсутствуют знания о своей духовной природе, то он ослабляет свою истинную жизнь, живет в страсти, жадности, в не навести, суевериях и в страхе, в итоге все это приводит к его деградации. А если человек осознает себя духовным существом, то есть отождествляет себя с духом, то он возвышает жизнь, освобождается от страстей, от ненависти, зависти, живет в атмосфере любви в гармонии с собой и миром.
На самом деле дух должен руководить и управлять телом, а не наоборот. Чтобы понять и осознать это и изменить свое состояние человек должен работать над самим собой, над своими мыслями, развиваться духовно, обретая и укрепляя силу своего духа. Если человек будет сильным духом, то и тело его будет крепким и сильным. Преодолевая телесную немощь возвышается Дух, борясь с духовными немощами - укрепляется тело. Поэтому человек в первую очередь должен быть сильным духовно, верить в себя и обретать силу своего духа. Если телесная природа человека берет вверх над духовной, то снижается его жизненный тонус, иммунитет и волевые функции.Чтобы было понятнее, рассмотрим как происходит процесс соприкосновения тела, духа и души.С помощью тела человек соприкасается с окружающим чувственным и материальным миром и получает его для самопознания, а не для удовлетворения своих животных потребностей. Сон, еда и сексуальные потребности человека есть естественные функции тела, но человек не должен думать, что целью его жизни есть - удовлетворение телесных нужд. Так же не надо считать свои телесные потребности целью своей жизни. Человек живет чтобы быть счастливым, а счастье предназначено для его души.
Душа человека обладает мощной силой, которая дает телу жизненную силу и способность поддерживать свое существование. Душа обусловленная и зависимая и тесно связана с нашим "я", в ней находятся воля, эмоции и интеллект, именно через неё человек проявляет себя, свою личность, это можно назвать "самосознанием". Благодаря душе дух и тело сливаются в ней, которые тем самым превращают ее в место личности и влияния человека. Именно с помощью души дух управляет телом. Душа человека является волевым центром, от куда исходит луч сознания и фокусируется фокус внимания.
Таким образом, человеческое тело не может функционировать без деятельности сознания. Перенесение сознания из телесного существа в духовное совершается усилием мысли. При активации силы сознания души, тело становится активнее и здоровее. Без души, разум человека начинает деградировать, поэтому важно научится контролировать свой разум, свои желания и духовно развиваться. Сила разрушающих желаний, которые ведут к деградации огромна, это: желание покушать на ночь, переедание, поспать побольше, желание смотреть по ночам телевизор и т.д. и поэтому необходимо научиться контролировать свои желания.
Дух является чистым, свободным и пробужденным Аз. С помощью духа АЗ езьм, человек общается с духовным миром и творцом и познает его. Он питает и оживляет тело человека своим светом, если человек не учитывает и не верит в силу своего духа и его возможностям, то он следует программам тела, то есть занимается пожиранием себе подобных форм до тех пор, пока сам не станет кормом. Осознать свою духовность можно через отказ от хищных устремлений тела к поглощению себе подобных форм, отказ от убийства, от насилия, отказ от иных форм захвата во имя чистого питания светом духа.Дух является наиболее значимой частью человека и занимает обширную площадь его существа. Тело является самой низкой частью и представляет собой внешнюю оболочку человека, а между духом и телом живёт душа в роли посредника. Душа, таким образом, стоит между духом и телом, связывая их между собою. Дух покоряет тело и управляет им посредством души, а тело может с помощью души склонять дух любить мир. Другими словами, образно тело - это внешняя хижина души, а душа - это покрывало духа. Дух передаёт свою мысль душе, а душа побуждает тело подчиняться духа.Все проблемы человека проистекают от незнания своей духовной природы, отсутствия истинного понимания себя и своего истинного предназначения. Отсутствие знания о своей духовной природе рождает все виды проблем, которые только существуют в этом мире и постепенно ведут к деградации. Познавайте себя и окружающий мир, любите и уважайте себя, созидайте и творите. Желаю всем добра, мира и любви!
Мире представляются нам довольно убедительными на основе опыта ученых-каббалистов, сознательно исправивших свою эгоистическую природу . Наука каббала предлагает использовать принцип соответствия основному закону мироздания для перехода на эффективный способ... что приведет к неверному поведению в жизни. Отсюда понятно, что причиной дезадаптивного поведения является то, что человек изначально не выбрал духовное окружение, которое привело бы его к хорошим делам и мыслям, так как в этом, безусловно, у...
https://www.сайт/journal/141835
Понятие "альтруизм", которое используют каббалисты, не рассматривается в рамках нашего мира, потому что человек природы - генов, гормонов, воспитания, общественных стереотипов и тому подобных факторов. Но, с другой стороны... , ни в чем не противоречит духовному природу человека
https://www.сайт/psychology/12731
Ради двенадцати апостолов. Учитель почти никогда не молился о себе, хотя он часто предавался поклонению, которое по своей природе было разумным общением с Райским Отцом. ЕЩЕ О МОЛИТВЕ В течение многих дней после беседы о молитве апостолы... моменты. 1. Сознательная и упорная тяга к пороку постепенно уничтожает молитвенную связь человеческой души с духовными контурами, позволяющими человеку общаться со своим Творцом. Конечно, Бог слышит прошение своего дитя, но когда человеческое сердце...
https://www.сайт/religion/12966
Понятие "альтруизм", которое используют каббалисты, не рассматривается в рамках нашего мира, потому что в человек находится под абсолютной властью природы - генов, гормонов, воспитания, общественных стереотипов и тому подобных факторов. Но с другой стороны, ... ни в чем не противоречит духовному , а гармонично вписывается в общий процесс развития. Просто он, как наиболее сильный источник удовольствия, словно через увеличительное стекло, показывает природу человека . Через это самое сильное требование...
https://www..html
...). Чтобы подняться над животным существованием, автоматическим и подневольным, и стать человеком , свободным, выше смерти животного тела, чтобы построить внутри "животного" новую природу "человек ", подобную Творцу, - нам необходимо вызвать на себя свет, возвращающий... окружающего света Ор Макиф) уверенности, что физическое тело может и умереть - он уже купил себе новое, духовное тело! И ощущает свое физическое тело в момент смерти как раздевание, расставание. Проблема, в общем, психологическая. ...
https://www.сайт/religion/17804
И окружающих его. Это будет его ВНУТРЕННИЕ КАЧЕСТВА. Как злые сами по себе, делают зло из природы своей. Так добрые сами по себе, делают добро из природы своей. - Почему мы все христы? - Потому что дух мой говорит в вас. Вы все... . - Тогда о каком грехе " поклонение мамоне (богатству) говорится в Библии? - Речь идет не о материальном о духовных вещах. Когда человек считая деньги поклоняясь, отбирает последние копейки от бедняка а сам теряет в тысячи раз больше. Богач отдай бедняку его копейки, ...
Духовная связь между человеком и природой–вот проблема, над которой рассуждает А. И. Приставкин.
Автор, рассказывая историю березки, прямо говорит, что красота деревца поразила человека. Бородачи-лесорубы миновали березу – не спилили, только полюбовались и двинулись дальше. Да и сучкорубы, крикливые бабы, и трактористы, и девчонки, жгущие кучи, – никто безучастно не прошел мимо этой красоты, никто не поднял руку на это чудо! Вот она, сила воздействия природы на людей!
Позицию А. И. Приставкина определить не сложно: между человеком и природой существует неразрывная духовная связь.
Не могу не согласиться с писателем. Действительно, каждый из нас порой не понимает, насколько он близок к природе, насколько способен любоваться ею, ценить ее богатства. Об этом не раз говорили русские писатели и публицисты.
В романе Л. Н. Толстой “Война и мир” главная героиня Наташа Ростова так восхищается умиротворенным ночным пейзажем, что даже забывает о сне. Красота родной природы очень близка юной графине, несмотря на то что она воспитана гувернанткой – француженкой. Не воспитание,
а душа девушки диктуют ей любовь к родной земле, русской песне, российским забавам.
В рассказе В. М. Шукшина “Солнце, старик и девушка” повествуется о том, что старик каждый вечер приходит на берег озера и любуется вслух красотой заката. Как поражают нас слова пожилого человека, так подробно характеризующего красоту природы, когда мы узнаем, что он уже 10 лет ничего не видит! Не видит! А духовной связи с природой не растерял!
Могу сделать вывод, что проходят века, а русский человек, будь он богатой графиней, лесорубом или слепым стариком, тонко чувствует свою связь с природой.
Другие работы по этой теме:
- Возможен ли глубокий духовный контакт между человеком и природой? Вот вопрос, над которым размышляет Владимир Солоухин. Писатель считает, что духовный мир человека всегда будет зависеть...
- “Когда волнуется желтеющая нива…” М. Ю. Лермонтова не единственное произведение в русской поэзии, в котором отображена духовная связь человека и природы. Так, в стихотворении А....
- Взаимоотношения между человеком и животными – вот проблема, над которой размышляет Ю. Казаков Автор, рассказывая о том, как старый доктор однажды взял к себе в...
- Любое общение с природой дарит человеку радость. Почему нам дороги эти мгновения? Все просто: мы – порождение природы и тянемся к своей матушке, красота которой...
- Синтаксическая связь - это связь, возникающая между словами или группами слов в словосочетании или предложении, выраженная как формально, так и семантически. Благодаря синтаксическим связям формируется...