(1–4-й класс)

Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвердил требования к основной образовательной программе для начальной школы: к содержанию, условиям и результатам ее освоения.

К результатам освоения основной образовательной программы отнесены личностные , метапредметные и предметные .

К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, относится умение учащихся «вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

В содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования входит программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить на всех занятиях по отдельным учебным предметам, а также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Современные реалии таковы, что персональный компьютер стал для многих неотъемлемой частью повседневной жизни. Современный пользователь ПК каждый день пишет электронные письма, общается на форумах и в блогах. При этом скорость и непринужденность общения с новыми и старыми друзьями напрямую связаны со скоростью печати.

Слепая печать (слепой десятипальцевый метод печати) – это методика набора текста всеми пальцами рук, не глядя на клавиши клавиатуры.

Метод десятипальцевой слепой печати обеспечивает:

  • обучение грамоте (учащиеся лучше запоминают образ печатной буквы, тренируются составлять, читать и печатать слоги, слова и предложения);
  • развитие орфографической зоркости;
  • повышение грамотности;
  • накопление опыта работы с информационными объектами (текстами, рисунками, таблицами, анимацией и т. д.);
  • подготовительное обучение информатике и успешное освоение ИКТ с начальной школы, освоение компьютера как инструмента;
  • развитие памяти, воображения, мышления;
  • стимуляцию мелкой (тонкой моторики) и активизацию соответствующих отделов мозга, а также соседних зон, отвечающих за речь;
  • развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук;
  • быстрое общение с друзьями и одноклассниками через сеть;
  • низкую утомляемость при продолжительной работе (нет необходимости переводить глаза с монитора на клавиатуру и наоборот, а также с «бумажного» оригинала на монитор при перепечатке текста и наоборот).

Обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий», или «двупальцевый» метод набора, – «найти и нажать». При этом наборе нужно найти каждый следующий символ, зрительно ориентируясь по маркировке на клавишах (что значительно замедляет набор, но, с другой стороны, не требует какой-либо предварительной подготовки пользователя).

Обучение же слепому методу печати может позволить вводить текст «вслепую» быстро и безошибочно. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения.

Скорость освоения метода во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, а скорость слепой печати зависит от времени тренировок и индивидуальных особенностей человека (строение рук, состояние нервной системы и т. д.). Средний обученный пользователь достигает при прохождении «10-минутного теста» скорости от 200 до 400 ударов в минуту.

Обучение слепому методу печати

Плюсы слепого метода печати не только в экономии времени, но и в здоровьесберегающих аспектах, таких как сохранение зрения и осанки.

Если набирать длинный текст, постоянно переводя взгляд с монитора на клавиатуру и обратно, то глаза очень быстро начинают уставать. Причина в том, что расстояние от клавиатуры до экрана обычно разное, происходит постоянная перефокусировка. К тому же положение глаз при взгляде на клавиши часто близко к крайнему нижнему, в котором их непросто удерживать (это, конечно, зависит от расположения клавиатуры). При плохом освещении ситуация ещё хуже – сказывается большая разница в яркости и контрастности объектов, между которыми перемещается наш взгляд. В результате сначала могут просто начать болеть глаза, а потом, вероятно, и зрение может ухудшиться.

Правильное положение тела при работе за компьютером примерно такое: спина не согнута, плечи расправлены. А если смотреть на клавиатуру, то так и тянет сгорбиться, опустить голову и, как следствие, заработать сколиоз.

Методика обучения слепому методу печати

Правильная посадка и положение рук

Каждое занятие следует начинать с проверки посадки и положения рук.

Перед выполнением заданий всегда обращайте внимание учащихся на посадку и положение рук.

Сидеть желательно на стуле или вращающемся кресле со спинкой. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Запястья не должны провисать. Расстояние от глаз до экрана монитора – от 40 до 70 сантиметров.

Потренируйте учащихся в соблюдении правильной постановки рук и пальцев на клавиатуре ПК:

  1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
  2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами; большие пальцы опущены вниз.
  3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
  4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
  5. Опустите руки на клавиатуру (левый указательный палец попадет на клавишу А, а правый – на О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).

Если рекомендации будут выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Посадка за ПК и правильность расположения руки приведены на рисунке.

Совет: При отработке первых ударов по клавишам не забывайте о положении локтей. Не следует слишком сильно прижимать их к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.

Ритм печати

При выполнении упражнений обращайте внимание учащихся на ритм печати.

Ритм печати – это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.

Совет: При работе на компьютере необходимо соблюдать определённый ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.

Для выработки ритмичной печати применяется ритмическая тренировка, входящая в систему упражнений по отработке правильных ударов по клавишам и движений пальцев рук. Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише; движения пальцев к клавишам соответствующей зоны – точными. Удар выполняется подушечками пальцев, в нём принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1–2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Сила удара должна быть достаточной для достижения отрывистости удара.

Совет: Для быстрой печати следует соблюдать равномерный ритм с постепенным увеличением темпа, то есть сокращением промежутков времени между ударами по клавишам.

С первых уроков необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет удар, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время выполнения удара, а сразу после него расслабляться.

Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате продолжительной тренировки. Слепой метод печати можно считать освоенным только тогда, когда оператор перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре.

Совет: Не гонитесь за скоростью, обращайте особое внимание на безошибочность печати. Скорость печати легко увеличить в процессе повседневной работы, после того как вы уже освоили клавиатуру в полном объёме.

Десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Покажите учащимся, что клавиатуры ПК спроектированы таким образом, что позволяют выполнять все необходимые операции: печатать, редактировать и форматировать тексты при помощи сочетания клавиш без использования мыши, что существенно повышает скорость оформления текстов.

Объясните учащимся, почему снижается скорость печатания, когда печатающий смотрит на клавиатуру.

Совет: Не следует нажимать на клавиши не теми пальцами, впоследствии это может сильно снизить скорость печати.

При выполнении упражнений следует добиваться полного автоматизма, лишь механически и в нужной последовательности нажимая клавиши.

Совет: Чтобы эффективно изучить десятипальцевый метод, лучше заниматься ежедневно.

Каждый учащийся будет осваивать слепой метод печати, в своём темпе переходить к каждому последующему заданию.

Совет учащимся: Не следует переходить к следующему упражнению, не добившись достаточной гибкости в пальцах в предыдущем упражнении.

Расположение пальцев на клавиатуре

Обратите внимание учащихся, что все компьютеры, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырёх рядов: верхний ряд – цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, которые чаще всего повторяются в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й – основным, 3-й – верхним, 4-й – цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нём расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведённой им зоны.

На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

Особое внимание учащихся следует обратить на расположение пальцев на клавишах основного ряда (см. рисунок):

Эти клавиши называют «основной позицией».

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

  • левая рука: мизинец – ф, безымянный – ы, средний – в, указательный – а;
  • правая рука: указательный – о, средний – л, безымянный – д, мизинец – ж;
  • к левому указательному пальцу – а, п, к, е, м, и;
  • к правому указательному – о, р, н, г, т, ь;
  • к левому среднему – у, в, с;
  • к правому среднему – ш, л, б;
  • к левому безымянному – ц, ы, ч;
  • к правому безымянному – щ, д, ю;
  • к левому мизинцу – й, ф, я;
  • к правому мизинцу – з, ж, э, х, ъ;
  • большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учёта регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы – это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5–10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различно.

Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание учащихся на следующие клавиши: Backspace , Delete , Enter , Space .

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

Упражнения 1 уровня (начальный уровень)

Упражнение 1.1. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте поочерёдно буквы основной позиции. Под левой рукой получится ФЫВА, под правой – ОЛДЖ. Печатая, старайтесь запечатлеть в памяти ощущения, возникающие при движении пальцев. После каждого удара воспроизводите его мысленно.

Упражнение 1.2. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Р и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.3. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише П и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.4. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Н и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.5. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Г и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.6. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Т и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.7. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Ь и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.8. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише И и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.9. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише М и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.10. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише К и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.11. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише Е и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым средним пальцем Ш и Б, левым – У и С. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым безымянным Ю и Щ, левым – Ц и Ч. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым мизинцем Э, З, Х, Ъ и Ё, левым – Я и Й. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Совет: Проделайте заново упражнение со всеми буквами: один раз ударяете и три раза мысленно воспроизводите, держа руки в основной позиции. Проследите за тем, чтобы напряжённым был только работающий палец. Кисти должны совершать лишь вертикальные движения, иначе пальцы основную позицию потеряют. Все упражнения выполняйте ритмично, не торопясь.

Выполняя упражнения начального уровня, учащиеся должны научиться:

во-первых, уметь ставить руки на основную позицию автоматически и во время работы их не смещать;

во-вторых, знать расположение букв на клавиатуре в совершенстве;

в-третьих, запомнить движения пальцев к каждой клавише;

в-четвёртых, все упражнения, в том числе мысленные, выполнять только ритмично, то есть с одной скоростью.

Совет: Для быстрого запоминания клавиатуры мы задействуем воображение и органы чувств. Вообразите, что ваши указательные пальцы и клавиши, закреплённые за ними, зелёного цвета, средние пальцы с их клавишами – красные, безымянные – синие, а мизинцы – жёлтые.

Посмотрите на рисунок.

Возможно, для учащихся лучшим вариантом цветового расположения станет расположение цветов в радуге. Порядок цветов подсказывает известная фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По первой букве из слов легко вспомнить порядок цветов.

Но в данном случае раскраска клавиатуры выполнена четырьмя противоположными цветами. Красному цвету противоположен зелёный, а жёлтому – синий.

Совет (физминутка «Я – палец»):

Встать прямо, согнуть руки так, словно вы собираетесь печатать. Вообразите себя жёлтым мизинцем левой руки. Вы висите над жёлтой квадратной клавишей Ф. Прыгните вперёд и как бы немного вверх на жёлтую треугольную клавишу Й. Чуть задержитесь и представьте у себя под ногами большую мягкую и горячую клавишу. Вернитесь на прежнее место. Во время прыжка мизинцем левой руки выполняйте движения, подобные тем, что вы делаете при печати. Отскочите назад и как бы немного вниз на жёлтую круглую клавишу Я. Ощутите под собой холод колючих льдинок. Возвратитесь обратно. Подпрыгните вверх и вообразите, что вы ударили по клавише Ф. Проделайте упражнение с имитацией движений всех пальцев. Если не устали, повторите ещё раз. Во время упражнений пальцы, движения которых вы имитируете, в точности повторяют действительные движения за клавиатурой.

Одно занятие должно длиться не менее 20–25 минут. Уделяйте учёбе ежедневно как минимум час. И лучше проводите в день два-три коротких урока, разделённых временем, чем один длинный непрерывный. Не переутомляйтесь.

Совет: При усталости рук сожмите пальцы в кулак и резко выпрямите, опустите вниз и расслабьте. Проделайте 8–10 раз. Помассируйте кисти движениями, напоминающими одевание тесных перчаток .

Упражнения 2 уровня (базовый уровень)

Обратите внимание учащихся на необходимость использования при наборе текста знаков препинания. Вспомните правила расстановки знаков препинания.

Ознакомьте учащихся с правилами печати знаков препинания. Например, чтобы напечатать точку, нужно ударить по клавише с ней и сразу же другой рукой (ребром большого пальца) – по пробельной клавише.

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Установите руки в основную позицию. Напечатайте знаки препинания: точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки. Мысленно всё повторяете трижды. В процессе выполнения упражнения пытайтесь запомнить пространственно-мышечные ощущения.

Упражнение 2.2. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу я могу я могу я могу

Совет: В начале урока учащиеся печатают строчными буквами и без знаков препинания 3–4 раза с обязательным мысленным повтором каждого нового слова. Предложения отделяются друг от друга пробелом. Нужно стараться не смотреть на клавиатуру, печатать без опечаток и соблюдать одинаковые интервалы и поля.

Упражнение 2.3. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

я умею (мысленный повтор) я умею (мысленный повтор)

Совет: Ударяйте по клавишам ритмично, но не спешите. Ритм снижает утомляемость и повышает производительность труда.

Упражнение 2.4. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу печатать я могу печатать я могу печатать я могу печатать

Упражнение 2.5. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

печатать быстро я могу печатать быстро я могу

Упражнение 2.6. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я всё быстрей печатаю я всё быстрей

Упражнение 2.7. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатать проще и быстрее печатать проще и быстрее

Упражнение 2.8. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

могу я хорошо печатать могу я хорошо печатать

Упражнение 2.9. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я мигом всё печатаю я мигом всё

Упражнение 2.10. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

умею это хорошо умею это хорошо

Упражнение 2.11. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

и проще с каждым мигом и проще с каждым мигом

Упражнение 2.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте четыре раза двустишие:

печатать быстро я умею

и с каждым мигом всё быстрее

Упражнение 2.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Я запомню быстро всё. Я запомню быстро всё.

Упражнения на освоение знаков препинания.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

Звезды знак, скобка и другая,

Плюс, равенство и перенос,

Проценты, номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя название знака препинания его символом:

Запомню я стишок простой:

Упражнение 2.15. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя постепенно все знаки на слова по правилу сцепки. Сначала четыре раза:

Запомню я стишок простой:

(и другая,

И перенос,

% № запятая,

И! и вопрос.

Потом четырежды:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

(и другая,

Плюс = и перенос,

% номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

И так до полной замены знаков. Каждое новое слово печатайте ещё и мысленно.

Упражнения по освоению цифр .

Упражнение 2.16. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте считалку следующим образом:

Не устану повторять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть, семь, восемь, девять, ноль.

Затем четыре раза таким образом:

Повторите опять четырежды, добавив в цифровые ряды знаки:

Не устану повторять:

№6, №7, №8, №9, №0.

Упражнения 3 уровня (основной уровень)

Упражнение 3.1. Установите руки в основную позицию. Напечатайте текст:

На пасеке.

Алёша Соловьев живет в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

Быстро проходит день.

В прошлом году я поставил себе цель – освоить слепую печать. Я достиг ее достаточно быстро. Сейчас уже точно не вспомню, но, по-моему, у меня заняло это не больше нескольких недель. Можно было и быстрее, даже гораздо быстрее, но не всегда получалось уделять время тренировкам. Сейчас я решил освоить латинскую раскладку, и, хочу сказать, вторую раскладку осваивать получается намного быстрее. Фактически это реально сделать даже за одни выходные. Я, конечно же, сейчас не говорю, что вы будете печатать со скоростью 300 знаков в минуту, но, по крайней мере, вы не будете смотреть на клавиатуру. Сегодня вот решил написать про клавиатурные тренажеры для слепой печати, да и вообще про то, что такое слепая печать и кому она нужна.

Зачем вам нужна слепая печать?

Просто ответьте сами себе на один вопрос – часто ли вы набираете текст на клавиатуре? Ответ я могу предугадать. Кончено же, часто! Это может быть банальная переписка в социальных сетях, а могут быть и более серьезные вещи – дипломная работа (если сами пишете), рабочие отчеты, копирайтинг (если ). А представляете, сколько времени вы могли бы сэкономить, если бы на набор текста у вас уходило, скажем, в 5 раз меньше времени. И это еще не предел.

Да, в первую очередь слепая печать позволяет вам повысить скорость печати . В идеале вы сможете печатать со скоростью мысли, даже значительно быстрее, чем писать обычной шариковой ручкой. Вы не будете задумываться, на какую клавишу нужно нажать, ваши пальцы будут делать это подсознательно. Сначала будет тяжело, но потом вы начнете получать от этого удовольствие. Нужно только пересилить себя.

К тому же слепая печать полезна для мозга. Чтобы овладеть слепой печатью на высоком уровне, вашему мозгу придется создать огромное количество нейронных соединений. Да и вообще мелкая моторика рук сама по себе тоже крайне положительно влияет на работу мозга. Поэтому печатайте побольше.

Какие бывают клавиатурные тренажеры слепой печати?

Ну, во-первых, бывают онлайн клавиатурные тренажеры слепой печати и офлайн тренажеры . Тут особо и объяснять нечего. Первыми (онлайн тренажерами) вы будете пользоваться через интернет браузер, и, если там предусмотрена регистрация, то вы сможете тренироваться не только дома. А второй тип тренажеров (офлайн) предполагает установку программы на ваш компьютер со всеми вытекающими последствиями. Я отдаю предпочтение онлайн тренажерам, но, понятное дело, для них нужен постоянный доступ к интернету.

Также вы можете встретить бесплатные клавиатурные тренажеры и платные . Лично мне кажется, что разница невелика, хотя сравнить толком не могу, потому что сам использовал только бесплатные тренажеры. Тут, как и в повседневной жизни, все зависит от человека. Точнее от того, умеет он добиваться поставленных целей или нет. Кстати это отличный шанс проверить в себе это качество.

Еще клавиатурные тренажеры можно разделить по интересности. Это конечно на любителя, но лично мне нравится, когда тренировка построена в виде игры и разбита на уровни, когда имеются какие-то достижения, баллы, соревнования и прочие игровые шняги. Это затягивает в процесс тренировки, и вы даже сами не замечаете, как шаг за шагом развиваете свой навык слепой печати. Одним словом проводите время весело и с пользой.

Ну что же, думаю самое время перейти к обзору популярных клавиатурных тренажеров слепой печати. Я не буду делить их по каким-то половым признакам и как-то рассортировывать, а просто опишу и, возможно, соберу основную информацию в небольшую таблицу для удобного сравнения. Описывать буду не все, а только те, к которым душа лежит.

Все 10 – бесплатный онлайн тренажер слепой печати

Вы дочитали до самого конца?

Была ли эта статься полезной?

Да Нет

Что именно вам не понравилось? Статья была неполной или неправдивой?
Напишите в клмментариях и мы обещаем исправиться!

Если вы читаете этот текст, то вы либо мой постоянный читатель (хаха), либо, что более вероятно, сами хотите научиться методу слепой печати на клавиатуре. Что же, меня устраивают оба варианта. Давайте-ка я вам скажу кое что по-секрету: я не научу вас печатать вслепую, НО… СТОЙТЕ, не уходите! Я дам вам несколько советов и вы САМИ научитесь, если захотите!

Итак, данная тема будет небольшой, но вы прочитайте, пожалуйста, ее до конца и в конце все поймете.
Началось все вчера, то есть 28 ноября 12 года. Я сидел на работе (да, я программист на C#, если это кому-то интересно), а так как кроме сроков сдачи больше практически никакого контроля за мной нет, то в свободное время нужно себя чем-то занять. Писать посты на сайт и даже 5й урок в учебник по html мне не хотелось и я вспомнил о своей давней цели (заметьте, я избегаю слова «мечта» и всегда стараюсь заменять его замечательным словом «цель», ибо значение кардинально разное!) — научиться печатать не глядя на клавиатуру, то есть в слепую, как говорится.

Что же, сказано — сделано начато. Стал искать, ведь в Интернетах всяко должно быть что-то полезное на этот счет. И что вы думаете? Да, я наткнулся на парочку чудо методик, естественно, платных. Одна называлась «соло на клавиатуре» по-моему, но, скажу я вам, это такой бред, вы уж меня простите. Бесплатные начальные уроки сводились к набору одной или двух букв, то есть сидишь и тычешь на одну и ту же букву раз 100. Ну что же это такое? А все остальное, то есть нормальные тренировки со словами — платные, либо по одному уроку в день бесплатно. Да катитесь вы колбаской, подумал я и пошел искать дальше.

Практически все руководства были Огромными. Тонны текста, а задания, опять же, сводились к зацикливанию на одной, максимум трех буквах. Ну так же дела не делаются, товарищи. И тут я понял. В этом деле халявы не будет. Никакие методики не работают. Поймите это и вы, чем раньше — тем лучше. Но как же так? — спросите вы и это будет вполне резонный вопрос. А так: научиться печатать вслепую можно только с помощью мышечной памяти плюс подсознания! Именно так! Нужно практиковаться и практиковаться день ото дня примерно неделю по 20-30 минут в день. опять же, НЕ спешите уходить! Я предлагаю вам проследить за мной, получится ли у меня освоить этот метод или нет. Если смогу я, то сможете и вы, а иначе… а никаких иначе, я смогу и все тут!

Что я вам предлагаю? Проследить за моим экспериментом над собой, как я учусь. Я не покупал курсов, не качал программ и вам не советую. Все что нужно, это тренажер. Можете написать его сами, если не лень, а можете воспользоваться сайтом klava.org . Это ни в коем случае не реклама, а то мало ли вы подумаете, смотрите, кто в теме, тот поймет, даже ссылка в nofollow закрыта!
Значит так, прежде чем начать практиковаться, давайте разберем просто ключевые моменты! Это основа, совсем не сложная, но если поймете, то обучение будет в радость!

  • Смотрим на клавиатуру, видим там засечки на русских буквах «а» и «о». Радуемся, запоминаем.
  • Кладем 4 пальца левой руки на буквы «ФЫВА», а пальцы правой руки на «ОЛДЖ». Запоминаем расположение рук.
  • Смотрим на картинку ниже и осознаем, какие пальцы за какие буквы отвечают. НЕ пугайтесь! Вам не обязательно все запоминать сразу! Я в начале только и запомнил что ФЫВА да ОЛДЖ и то путался! Все придет с опытом, очень быстро.

Вот и картинка, просто посмотрите на нее, поймите логику и хватит. Заучивать нет смысла.


Здесь логика простая. Разными цветами обозначены разные пальцы. Соответственно, если вы расположите руки как я учил вас чуть выше, то поймете к каким пальцам какой цвет относится. Я же, в отличие от подавляющего большинства блогеров, верю, что читатели у меня не дураки и смогут сопоставить что к чему.
Ну вот и все, больше вам ничего не нужно, только практика, практика и еще раз практика!

Дневник моих успехов в печати

А так же следите за ходом моего эксперимента, буду обновлять пост каждый день или через день, так что добавьте страницу в закладки, а также подпишитесь на новые статьи в форме сверху справа, где нужно ввести .

День 1. 28.11.12 . Скучно, писать учебник не хочется, но и бездельничать, читать хабр или 9gag тоже не вариант. Нужно занять себя чем то полезным. О! Печатать вслепую, как давно хотел. Ищу. Ничего полезного. Нашел пару методик, потыкал одну и ту же букву 20 раз, смысла не увидел, но понял что это не катит, нужно практиковаться на словах. Нашел тренажер, буду практиковаться на нем. Прошло 15 минут, чувствую себя как бабушка, которая видит компьютер впервые, хотя, может быть, я сейчас печатаю даже медленнее нее. 25 минут… надоело, на сегодня достаточно.

День 2. 29.11.12 . Работа на сегодня сделана. Вспомнил про печать, нужно продолжать, уже даже какое-то неуловимое удовольствие начал получать. Припоминаю расположение некоторых букв со вчерашнего дня. Заметил, что основная нагрузка приходится на указательные пальцы и на мизинец правой руки. Начинаю понимать, что буквы расположены на клавиатуре не просто так, а по-уму, самые востребованные ближе всего. Скорость набора чуть подросла, ошибаюсь уже гораздо меньше. Интересно, обгоню ли я сейчас бабушек по скорости…

День 3. 30.11.12 . С самого утра, как пришел, сразу решил попрактиковаться. За ночь знания в голове структурировались, пальцы уже сами просились на клавиатуру:) Обнаружил, что сайт умеет подсчитывать скорость печати и количество ошибок. А также имеет таймер, который по дефолту установлен на 15 минут. Вот я эти 15 минут и оттарабанил. Сделал 4% ошибок, скорость набора была 55 символов в минуту.
После обеда решил попрактиковаться еще, все таки чем больше начинает получаться, тем больше желание повысить скил! Понабирал слова, ошибок стало 1%, и то это накопились промахи. Скорость возросла до 65 символов в минуту. Считаю это хорошим результатом для третьего дня обучения. Также немного попрактиковался в скайпе при переписке, решил что теперь на работе в скайпе только так и буду писать, правда друзья бесятся что я медленный теперь:D Желания смотреть на клавиатуру при наборе у меня нет и не было с первого дня, а друг говорит что у него именно с этим и были проблемы, что мол он все время норовил подсмотреть. Но не знаю, у меня такого нет, я ведь наоборот хочу научиться вслепую, так зачем подглядывать и жульничать. Кстати у друга этого скорость набора более 400 символов в минуту, он вслепую шпарит вовсю. Буду стремиться побить его рекорд, будет стимул:)

День 6. 03.12.12 . Вот уже и декабрь, зима. Дни 4 и 5 выпали, так как на выходных попрактиковаться не удалось. Это только доказывает мою теорию, что дома научиться печатать вслепую у меня не получится, так как постоянно находятся дела «поважнее». Так что я уж лучше как-нибудь на работе. Вот, сегодня как раз понедельник и я с новыми силами уселся за клавиатуру. Получилось в общей сложности минут 25 попрактиковаться. Пальцы уже рефлекторно прыгают по клавишам, но иногда промахиваюсь. А иногда бывает наоборот — впадаю в ступор и не могу вспомнить где находится нужная буква. Таким образом, путем мучительных тренировок, сегодня я добрался до скорости 75 символов в минуту. Ошибок примерно 1%. Протестировал фишку Speed. Мне понравилось, но только там скорость указателя поставлена в 200 символов в минуту и не меняется. Я за ним, естественно, не поспеваю, а когда начинаю торопиться, то вообще сбиваюсь и начинаю косячить. В общем в голове пометку сделал, что функция хорошая, вернусь к ней когда будет порядка 150 символов в минуту, как раз чтобы до 200 дотягивать, а там уже будет комфортная работа и практика будет непосредственно при работе — в скайпе, на почте, при написании статей и так далее. В общем, жду с нетерпением, когда мышечная память укрепится посильнее.

День 14. 11.12.12 . Долго не писал о своих достижениях, так как повода особо не было. Но сегодня я, наконец, преодолел планку в 100 символов в минуту, так что на этом эксперимент считаю оконченным. На работе в скайпе я переписываюсь исключительно вслепую, так что скил растет сам собой. Не бойтесь начинать, главное дисциплина и все получится! Всем удачи в слепой печати;)

А вы освоили слепой метод печати? Если да, то тяжело ли это вам далось? А если нет, то присоединяйтесь к моему эксперименту!

Все мы помним старые фильмы, где частенько показывали компьютерных гениев, которые умудрялись одновременно быстро печатать, смотря в монитор, разговаривать с главным героем и прихлебывать кофе. Тогда это казалось не очень возможным, однако же, на самом деле это не так. Слепой десятипальцевый метод печати существует уже много лет! Так как же быстро научиться этому чудесному методу?

Существует огромное количество программ-тренажеров для обучения слепому десятипальцевому методу, как платных, так и бесплатных: Stamina, Клавиатурный тренажер АК, Соло на Клавиатуре и многие другие. Кроме программ существуют еще онлайн-тренажеры слепой печати, например, сайт ВСЕ10 или сервис Ergosolo . Принцип их работы тот же, что и в обычных программах, только перенесен в Ваш браузер. Все это уже дает хороший багаж для старта по сравнению с недавним временем, когда слепой печати учились по книгам (например, Соло на Машинке, первая книга создателя Соло на Клавиатуре)! Однако, прежде чем приступать к обучению, следует узнать несколько простых правил.

Правило №1: следите за осанкой

И не надо удивляться.– первый инструмент поднятия производительности при печати! Запомните, что сидеть надо так, чтобы спина была прямой и опиралась на спинку стула, бедра были под углом 90 градусов от торса, так же, как и голень относительно бедер. Руки должны быть согнуты под тем же углом, а голова находиться напротив монитора на расстоянии 40-70 сантиметров от него. Разумеется, для этих целей лучше подобрать себе удобный стул с подлокотниками.

Правило №2: долой помехи!

Вам не должна мешать ни одна мелочь : длинные ногти, рукава, мусор на рабочем столе, чашки, ручки… Все, что будет Вам мешать сидеть и печатать правильно, Вы должны устранить, тогда Вы сможете сконцентрироваться на мышечном запоминании клавиатуры.

Правило №3: ищем выступы

Все видели эти картинки с цветными пальцами и обозначением их места на клавиатуре. А максимально удобно во все эти позиции приходить из основной: ФЫВА-ОЛДЖ . Собственно, первое, чему стоит научиться в десятипальцевом методе – это ставить указательные пальцы на буквы А для левой руки и О для правой. Найти их вслепую труда не составит: на всех клавиатурах на этих клавишах есть небольшие, но ощутимые выступы. Из этой позиции очень удобно нажимать любую клавишу ближайшим к ней пальцем, к тому же, на этой строке клавиатуры располагаются самые часто используемые буквы алфавита!

Правило №4: точные позиции

Старайтесь при обучении, чтобы каждый палец знал свое место : не стоит учиться нажимать клавишу «не ее» пальцем, даже если это кажется удобным сейчас. Эргономику современной клавиатуры, на самом деле, затачивали именно под десятипальцевый метод печати, так что для быстрого результата лучше делать все по инструкции. После каждого нажатия на клавишу следует возвращаться в исходное положение ФЫВА-ОЛДЖ. Пробел должен нажимать большой палец руки, противоположной той, что ставила букву перед ним. То же самое и про клавишу Shift: ее нажимает мизинец руки, противоположной «рабочей».

Правило №5: не подглядывать!

Когда Вы будете учиться десятипальцевому методу на тренажерах, этот навык частично приобретется, однако же для печати вслепую этого недостаточно! Вы должны соотносить мышечное усилие и положение каждого из Ваших пальцев с той буквой, которая появляется на экране, не глядя на клавиатуру, в этом то и состоит весь принцип! Пальцы сами станут тянуться к нужным буквам по мере отработки этого навыка.

Правило №6: учитесь отдыхать

Поскольку для десятипальцевого метода используется мышечная память , то принцип здесь должен быть как в физических тренировках: мышцы после «заучивания» , поэтому, поработав с печатью 30-45 минут, сделайте перерыв, отвлекитесь от монитора. Это же правило поможет Вам лучше концентрироваться, если Вы устали, раздражены, делаете ошибки по невнимательности.

Правило №7: не торопитесь

Скорость Вы всегда успеете развить! Важно сначала натренировать мышечную память для повышения качества печати , а скорость придет со временем!

На просторах Рунета много различных видео с уроками по слепой печати. На самом деле, они почти все повторяют то, что Вам расскажет любой тренажер слепой печати. Поэтому вот Вам просто познавательное видео для закрепления информации:

Заключение

Многие утверждают, что научились более-менее сносно печатать вслепую всего за пару месяцев, а навык этот помогает им в работе уже долгие годы! Попробуйте и Вы научиться слепому десятипальцевому методу печати, применив 7 простых правил для повышения своей продуктивности!

Скорость выполнения поставленной задачи на компьютере может зависеть не только от очевидных факторов: производительность процессора или, грубо говоря, сообразительность человека. Порой наиболее сдерживающим фактором является сугубо механическая работа, а именно набор текста на клавиатуре. Мысли заходят далеко вперед, а пальцы не успевают фиксировать текст. С такой ситуацией, очевидно, сталкиваются не только писатели, журналисты, программисты, но и все те, кому приходится набирать текст двумя-тремя пальцами, не отрывая взгляд от клавиатуры.

Удивительно, что слепой десятипальцевый метод печати, открытый еще в XIX веке, сейчас многократно более актуален для каждого активного пользователя компьютера. Его умелое применение позволяет существенно сократить затрачиваемое на ввод текста время.

В обзоре участвуют клавиатурные тренажеры, каждый из которых обладает как минимум одной отличительной чертой среди программ этого рода. Поэтому при выборе тренажера можно ориентироваться по заголовкам обзора.

«Соло на клавиатуре»: надежный универсал

«Соло на клавиатуре» - наиболее универсальный клавиатурный тренажер, поэтому начать обзор стоит с него. Помимо русского, английского и немецкого, курс «Укрощение цифр», который будет полезен, например, бухгалтерам. Универсальная редакция включает себя русскую, английскую и цифровую раскладку.

Первое впечатление после установки может быть скептическим: слишком неформальный подход. Однако, чем дальше пользователь отдаляется от начала курса, тем больший смысл приобретают эти отступления. Они позволяют отдохнуть от достаточно монотонных упражнений. Пожалуй, наибольшая польза от текстового материала - рекомендации по правильному нажатию, осанке, правильной технике, что немаловажно при слепом десятипальцевом наборе. Забегая наперед: только «Соло» подает эту информацию равномерно на протяжении всего курса.

Перед выполнением упражнений нужно выполнить разминку, которая помогает адаптироваться в «Соло». В режиме реального времени, а также после тренировки можно ознакомиться со статистикой: средний балл, скорость набора, количество ошибок. Доступна статистика не только по упражнениям, но и по дням, по ней можно проследить динамику выполнения упражнений.

Клавиатурные тренинги не содержат осмысленных фраз, это заранее подготовленные «синтетические» выражения - в отличие, скажем, от далее рассматриваемого VerseQ, где строка для набора формируется на основе ошибок пользователя. Кстати, в «Соло» ошибки крайне не приветствуются, часто приходится по нескольку раз переделывать задание. Требования к прохождению строгие, упражнения усложняются с каждым новым уровнем, коих около сотни. Да, видимо, не зря в программе предусмотрены психологические тесты.

Интерфейс программы производит двойственное впечатление. Сравнивая с предыдущими версиями «Соло на клавиатуре», нельзя сказать, что новый интерфейс, выдержанный в серой и зеленой гамме, заметно улучшил эргономику программы. С одной стороны, он достаточно удобен для работы, все настройки и элементы хорошо задокументированы в справке. Но придраться можно к тому, что на виртуальной клавиатуре не указано, каким пальцем нажимать ту или иную клавишу, во время выполнения упражнения не отображаются подсказки. В итоге, не имея достаточного опыта, нужно возвращаться к описанию упражнения.

VerseQ: учимся на своих ошибках

В описании программы важнее не то, то, что печатать вслепую пользователь сможет «буквально через час» (по заверению автора тренажера). Привлекает другое: VerseQ использует в обучении алгоритмы, не основанные на «натаскивании», а также не «наказывает» за ошибки, допускаемые во время упражнений. Более того, курс основан на ошибках пользователя и проблемных словосочетаниях, в которых, по статистике, чаще всего возникают сложности. Причем, по замыслу, пользователь не узнает о своих промахах из статистики, VerseQ незаметно подстраивает их в дальнейшие упражнения. Несмотря на это, общая статистика отображается как во время тренировки, так и в виде динамики обучения по нажатию F9.

Доступно три режима работы - с немецкой, русской и английской раскладкой. Вводных упражнений нет, кроме того, уже изначально задействованы все буквы алфавита. Однако не стоит ожидать, что набираемый текст будет осмысленным: как правило, это повторяющиеся сочетания букв, связанные между собой фонетически (их можно произнести). Методика основана не только на нажатиях, но и на переходах между клавишами.

Отличительная черта VerseQ - умеренный «тон» изложения, успокаивающая цветовая гамма и нейтральное оформление в целом. Неизвестно, сколько нужно приложить усилий, чтобы выйти из программы в состоянии раздражения. Кстати, если говорить о ценовом вопросе, в «Соло на клавиатуре» предупреждение о незарегистрированной версии появляется после каждого упражнения, в VerseQ - только вначале запуска программы.

Вся наиболее важная информация собрана в лаконичном справочном файле: как правильно пользоваться программой, методология обучения, техника работы с клавиатурой. Пожалуй, чего не хватает в данном тренажере, так это более детальной инструкции по работе с упражнениями, как это сделано в «Соло».

Typing Master – классика жанра

По большому счету, этот тренажер можно было не включать в обзор, поскольку в нем нет поддержки русскоязычной раскладки, но все же: а) она полезна для повышения навыков слепой печати на латинице на английском, испанском, немецком, французском или итальянском языках; б) Typing Master представляет собой прекрасный пример структурированного, выверенного курса.

Строгий подход и консервативность Typing Master не каждому пользователю придутся по вкусу, в то же время, по сравнению с «Соло», программа представлена даже более сжато. Typing Master предлагает следующие курсы:

  • Touch Typing Course - непосредственно, курс по слепой машинописи
  • Speed Building Course - наращивание скорости
  • Numbers Course - небольшой курс по набору на верхнем цифровом ряде
  • Special Marks Course - экспресс-курс по дополнительным символам: скобки, математические знакам и т. д.
  • Numeric Keypad Course - курс по использованию цифровой клавиатуры

Каждый курс состоит из теоретических и практических блоков. Вначале упражнения указывается время выполнения задания, также предлагается выбрать сложность (от 90% до 98% правильных попаданий). В режиме изучения новых клавиш («new keys») буквы для набора никак не связаны между собой фонетически, но в режиме «drill» нужно вводить именно слова: предусмотрены отдельные упражнения для слов, предложений, абзацев. По окончанию выполнения задания отображается статистика, из которой можно узнать, какие клавиши вызывают наибольшую сложность.

Дополнительно стоит отметить TypingMaster Satellite - ассистент, который работает в фоне и отслеживает совершаемые ошибки, а также создает индивидуальные упражнения для наиболее сложных сочетаний.

Интерфейс был создан разработчиками, внимательным к мелочам. Прежде всего, очень интуитивно и буквально поясняется, каким пальцем нажимать ту или иную клавишу, с прилагаемыми схемами клавиатуры. Очень полезным оказывается то, что ошибки на клавиатуре отображаются в виде перечеркнутых клавиш (в других тренажерах этого нет, что приводит к нескольким повторяющимся ошибкам после одного неверного нажатия).

TypingMaster не позволяет отклониться от заданной программы ни на шаг и чем-то напоминает сухие курсы по языковой грамматике. Однако это нельзя назвать недостатком, скорее - характерная особенность данного тренажера, которая либо удержит пользователя, либо его оттолкнет.

Stamina - свобода действий

После ознакомления с Typing Master, Stamina оказывается наиболее «несерьезным» тренажером в обзоре. Программа не понравится пользователям, которые сочтут чувство юмора разработчика неуместным и при этом всецело настроены на обучение десятипальцевому методу печати. Несерьезность начинается со справки, всевозможных комментариев и заканчивая озвучкой. К звуку - особые претензии, высказанные посетителями на домашней странице программы. Этот момент можно исправить с помощью патча или посредством опции «Цензура» в настройках Stamina.

Несмотря на вышесказанное, делать поспешные выводы и игнорировать тренажер не стоит. Достаточно обратить внимание на разнообразие режимов тренировки - «Уроки», «Фразы», «Буквы», «Все символы» и «Внешний файл». Наибольший интерес представляют уроки, которые разбиты на базовые упражнения, сочетания букв, цифры и символы. Касательно уроков с цифровой клавиатурой: разработчик заявляет, что «делал их не особо стараясь» и предлагает пользователям самим поучаствовать в процессе разработки (цитата: «Может сбацаете чего поумней?»).

К сожалению, автор Stamina поместил программу с ее широкими возможностями в неудобную оболочку, поэтому при запуске тренажера не совсем понятно, как и в какой последовательности со всем этим функционалом нужно обращаться. С другой стороны, справка достаточно доходчиво объясняет методику курса, основные понятия, технику печати (положение пальцев на клавиатуре и т. п.). Особое внимание уделяется альтернативному методе расположения пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер также можно советовать для работы с украинской или белорусской раскладкой (вот уж чего не встретишь в других тренажерах). В базовом дистрибутиве содержатся уроки на русском, английском, украинском, возможно подключение фраз на других языках.

Таким образом, главная особенность Stamina - свобода действий, предоставляемая пользователю. Поэтому можно выполнять упражнения в любой последовательности, составить собственный курс. Минус метода - неизвестно, как скоро с таким подходом можно добиться конкретных результатов.

Klavarog - онлайн-тренинг

Klavarog - самодостаточный онлайновый тренажер, свидетельствующий о том, что проект может существовать и развиваться за счет пожертвований. И прогресс разработки на самом деле заметен, если посмотреть .

В Klavarog, аналогично той же Stamina нет заданной последовательности вроде пошаговых упражнений от простого к сложному. Тренажер фиксирует ошибки и в каждую генерируемую строку текста добавляет проблемные слова (принцип работы схож как со Stamina, так и с VerseQ).

Ориентироваться в раскладке клавиатуры удобно с помощью цветовой схемы, ее можно включить в настройках программы (значок «заливки»). Очень полезна подсказка в виде руки, каким пальцем нажимать нужную клавишу (аналогичная возможность была замечена только в Typing Master). Опытные пользователи могут отключить все подсказки или перейти в режим «Дзен», где практически нет отвлекающих элементов.

Кроме стандартных курсов с русской и английской раскладкой, в наличии курсы по цифровой раскладке, эсперанто, языкам программирования PHP, Python, SQL, XML/XSLT. Отдельного внимания застуживают упражнения по словарю: нужно ввести правильный перевод слова из доступных вариантов. Если слово выбрано неправильно, его необходимо ввести три раза. Таким образом, можно убить двух зайца: одновременно улучшаются «клавиатурные» и языковые навыки. Правда, ввиду того, что набор слов генерируется программой, угадать правильный вариант перевода достаточно легко.

К сожалению, в этом клавиатурном тренажере нельзя зафиксировать результаты, отслеживать статистику и развитие навыков. В общем, не помешала бы возможность создания аккаунта на сайте - технически это можно реализовать.

Свои предложения по развитию Klavarog можно внести на странице .

Бомбина: тренажер для самых маленьких

«Бомбина» занимает свободную нишу, где нет конкурентов. Этот тренажер предназначен для обучения школьников (скорее даже, детей младшего школьного возраста) слепому десятипальцевому методу печати.

Оболочка программы «мультяшная», оценивать ее должны дети. Тем не менее, резонные нарекания могут возникнуть и у взрослых. Интерфейс не во всех местах интуитивно понятен, и покажется неудобным то, что элементы навигации или, например, кнопка «Старт» в начале упражнения недостаточно четко выделены: приходиться их искать. Например, кто бы мог подумать, что изображение тряпки - это здешний аналог кнопки «Выход».

Возникает вопросы по методике работы тренажера: каким образом происходит обучение, на что обратить внимание родителям и детям. Оказывается, есть достаточно подробная справка, которая существует отдельно от программы. Начать «Бомбину» рекомендуется с вводного курса, где подробно разъясняется постановка пальцев на клавиатуре, дается описание клавиш. Далее можно переходить к упражнениям. Если в других тренажерах упор делается на переходы и клавиатурные аккорды, здесь нужно обращать внимание на прыгающие «фишки» и повторять их движения.

В «Бомбине» предусмотрены уровни сложности, которые влияют на количество допустимых ошибок в упражнении. Можно активировать автопереход с одного уровня сложности на другой: он сработает после успешного прохождения упражнения с высокой оценкой не менее трех раз.

В итоге, учитывая то, что в программе немало интерактивных элементов, режимов (присутствует даже логическая игра), ее можно советовать для обучения детей компьютерным азам. По крайней мере, «Бомбина» будет более разумным выбором, чем бесконечная череда казуальных игр.

Таблица 1. Сравнение клавиатурных тренажеров по функциональности

Название тренажера Условия распространения Поддержка раскладок Режимы обучения
Shareware Русская, английская, немецкая, итальянская, цифровая Разминки, задания, упражнения, экзамен
Trial Русская, английская, немецкая Упражнения
Trial Английская, испанская, немецкая, французская, итальянская Упражнения, игры, тесты
Freeware Английская, русская, украинская + «Уроки», «Фразы», «Буквы», «Все символы», свой текст
Donationware Русская, английская, цифровая, эсперанто, фонетическая + Тренировка, начальный, скорость, словарь, программирование
Freeware (1 пользователь), shareware (многопользовательская версия) Русская, английская Упражнения, игры, свой текст