Абу Али ал-Ха-сан ибн ал-Хай-сам ал-Бас-ри /965, Бас-ра – 1039, Ка-ир/ — вы-да-ю-щий-ся уче-ный араб-ско-го Вос-то-ка. Бла-го-да-ря сво-им спо-соб-нос-тям он за-ни-мал в род-ной Бас-ре долж-ность ви-зи-ря. Од-на-ко лю-бовь к на-уке по-бу-ди-ла его оста-вить по-ли-ти-чес-кую карь-е-ру. Сред-не-ве-ко-вый си-рий-ский уче-ный ибн Аби Усай-би упо-ми-на-ет в сво-ем «Ис-точ-ни-ке све-де-ний о раз-лич-ных клас-сах вра-чей» 92 со-чи-не-ния ибн ал-Хай-са-ма, из них 89 по-свя-ще-ны ма-те-ма-ти-ке, аст-ро-но-мии, оп-ти-ке и ме-ха-ни-ке.

Ибн ал-Хай-сам пы-тал-ся до-ка-зать пя-тый пос-ту-лат Ев-к-ли-да. До-ка-за-тельст-во его бы-ло оши-боч-но, но он впер-вые рас-смот-рел так на-зы-ва-е-мый «че-ты-рех-уголь-ник Лам-бер-та», у ко-то-ро-го три внут-рен-них уг-ла - пря-мые. Он сфор-му-ли-ро-вал три воз-мож-ных ва-ри-ан-та для чет-вер-то-го уг-ла: ост-рый, пря-мой, ту-пой. Об-суж-де-ние этих трех ги-по-тез мно-го-крат-но воз-ни-ка-ло в позд-ней-ших ис-сле-до-ва-ни-ях пя-то-го пос-ту-ла-та.

В трак-та-те «Об из-ме-ре-нии па-ра-бо-ли-чес-ко-го те-ла» ибн ал-Хай-сам при-во-дит фор-му-лы для сум-мы по-сле-до-ва-тель-ных квад-ра-тов, ку-бов и чет-вер-тых сте-пе-ней, и ряд дру-гих фор-мул для сумм ря-дов. С по-мощью этих фор-мул он при-во-дит вы-чис-ле-ние, рав-но-силь-ное вы-чис-ле-нию опре-де-лен-но-го ин-тег-ра-ла.

В трак-та-те «Об изо-пе-ри-мет-ри-чес-ких фи-гу-рах» ибн ал-Хай-сам сде-лал по-пыт-ку до-ка-зать, что круг име-ет са-мую боль-шую пло-щадь из всех фи-гур рав-но-го пе-ри-мет-ра, а шар – са-мый боль-шой объ-ем из всех тел с рав-ны-ми по-верх-нос-тя-ми.

Ему при-над-ле-жат так-же со-чи-не-ния «О квад-ра-ту-ре кру-га», «Об из-ме-ре-нии ша-ра», «О по-стро-е-нии се-ми-уголь-ни-ка», «О по-стро-е-нии пя-ти-уголь-ни-ка, впи-сан-но-го в квад-рат», «О свойст-вах вы-со-ты тре-уголь-ни-ка», «О цир-ку-ле для ко-ни-чес-ких се-че-ний», «Об из-вле-че-нии ку-би-чес-ко-го кор-ня», «О па-ра-бо-ле», «О ги-пер-бо-ле», «О ма-ги-чес-ком квад-ра-те». Из-вест-но так-же, что он при-ме-нял гео-мет-ри-чес-кие ме-то-ды к ре-ше-нию урав-не-ний 4-й сте-пе-ни.

Уче-но-го час-то име-ну-ют «от-цом оп-ти-ки». Ему при-над-ле-жит фун-да-мен-таль-ный труд «Кни-га оп-ти-ки» в 7-ми кни-гах. В об-лас-ти фи-зио-ло-ги-чес-кой оп-ти-ки он да-ет опи-са-ние стро-е-ния гла-за и на опыт-ной ос-но-ве до-ка-зы-ва-ет оши-боч-ность те-о-рий Пла-то-на и Ев-к-ли-да о све-те как о лу-чах, ко-то-рые ис-пус-ка-ют-ся гла-зом и «ощу-пы-ва-ют» пред-ме-ты. Ибн ал-Хай-сам вы-дви-нул свою те-о-рию, со-глас-но ко-то-рой «ес-тест-вен-ный свет и цвет-ные лу-чи вли-я-ют на глаз», а «зри-тель-ный об-раз по-лу-ча-ет-ся при по-мо-щи лу-чей, ко-то-рые ис-пус-ка-ют-ся ви-ди-мы-ми те-ла-ми и по-па-да-ют в глаз». Он счи-тал, что каж-дой точ-ке на-блю-да-е-мо-го пред-ме-та мож-но по-ста-вить в со-от-вет-ст-вие не-ко-то-рую вос-при-ни-ма-ю-щую точ-ку гла-за. Он да-же дал пра-виль-ное пред-став-ле-ние би-но-ку-ляр-но-го зре-ния. На-ко-нец, он вы-ска-зал пред-по-ло-же-ние о ко-неч-нос-ти ско-рос-ти све-та.

Сре-ди опы-тов, про-ве-ден-ных уче-ным, вы-де-ля-ют-ся опы-ты с ка-ме-рой-об-ску-рой, опы-ты по пре-лом-ле-нию све-та и экс-пе-ри-мен-ты с раз-лич-ны-ми ви-да-ми зер-кал.

В XII ве-ке его «Кни-га оп-ти-ки» бы-ла пе-ре-ве-де-на на ла-тин-ский язык под на-зва-ни-ем «Со-кро-ви-ще оп-ти-ки» («Opticae thesaurus») и ока-за-ла боль-шое вли-я-ние на раз-ви-тие оп-ти-ки в Ев-ро-пе. Ис-сле-до-ва-тель со-ста-вил так-же ряд трак-та-тов о за-жи-га-тель-ных стек-лах и трак-та-ты «О све-те Лу-ны», «О га-ло и ра-ду-ге», «О свойст-вах те-ней».

Ве-лик вклад ибн ал-Хай-са-ма и в аст-ро-но-ми-чес-кую на-уку. Его пе-ру при-над-ле-жит ряд со-чи-не-ний по аст-ро-но-мии: «О све-те све-тил», «О фор-мах за-тме-ний», «О дви-же-нии Лу-ны», «О ча-со-вых ли-ни-ях», «О сущ-нос-ти сле-дов, ви-ди-мых на по-верх-нос-ти Лу-ны», «Об опре-де-ле-нии ази-му-та киб-лы», «Об опре-де-ле-нии ме-ри-ди-а-на по од-ной те-ни», «О го-ри-зон-таль-ных сол-неч-ных ча-сах», «О раз-ли-чи-ях в вы-со-тах све-тил», «О спо-со-бах на-блю-де-ний», «Об опре-де-ле-нии рас-сто-я-ния меж-ду дву-мя го-ро-да-ми с по-мощью гео-мет-рии» и др.

В «Кни-ге о фор-ме ми-ра» ибн ал-Хай-сам раз-ви-ва-ет из-ла-гав-шу-ю-ся ал-Фар-га-ни и ал-Ха-зи-ном идею о мас-сив-ных эфир-ных ор-би-тах пла-нет.

Уче-ный по пра-ву счи-та-ет-ся од-ним из ос-но-во-по-лож-ни-ков экс-пе-ри-мен-таль-но-го ме-то-да в на-уке. Тща-тель-ные экс-пе-ри-мен-ты он со-че-тал со стро-гим ма-те-ма-ти-чес-ким до-ка-за-тельст-вом сво-их вы-во-дов.

Ин-те-рес-ные фак-ты: Од-наж-ды фа-ти-мид-ский ха-лиф Егип-та ал-Ха-ким /996-1021/ узнав о том, ибн ал-Хай-сам со-ста-вил про-ект ре-гу-ли-ро-ва-ния вод Ни-ла с по-мощью пло-ти-ны юж-нее го-ро-да Асу-ан, при-гла-сил его в Еги-пет. Но, при-быв на мес-то, уче-ный убе-дил-ся, что со-вре-мен-ный уро-вень тех-ни-чес-ких средств не по-зво-ля-ет ре-а-ли-зо-вать этот про-ект (Справ-ка: стро-и-тельст-во Асу-ан-ской пло-ти-ны ста-ло воз-мож-ным толь-ко в се-ре-ди-не XX ве-ка). Ха-лиф раз-гне-вал-ся на не-го и кон-фис-ко-вал иму-щест-во, а са-мо-го уче-но-го под-верг до-маш-не-му арес-ту. Зная жес-то-кость ал-Ха-ки-ма, уче-ный был вы-нуж-ден при-тво-рять-ся су-мас-шед-шим, что-бы со-хра-нить свою жизнь. Что-бы иметь средст-ва к су-щест-во-ва-нию, он не-сколь-ко лет пе-ре-пи-сы-вал кни-ги по ма-те-ма-ти-ке и точ-ным на-укам, и толь-ко пос-ле смер-ти ха-ли-фа смог вер-нуть-ся к нор-маль-ной жиз-ни. Остав-шу-ю-ся жизнь он про-жил в по-че-те, за-ни-ма-ясь на-ука-ми и умер в Ка-и-ре в 1039 го-ду.

В сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пе он из-вес-тен под име-нем «аль-Ха-зен» («Alhazen»). В честь не-го на-зван кра-тер на Лу-не.

По ма-те-ри-а-лам: Мат-ви-ев-ская Г.П., Ро-зен-фельд Б.А. Ма-те-ма-ти-ки и аст-ро-но-мы му-суль-ман-ско-го сред-не-ве-ковья и их тру-ды (VIII-XVII вв.). т.2. М., «На-ука», 1983.

С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.
Так, известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам (965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами, поскольку в дальнейшем к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д.
Большое значение для психологии имели и работы другого выдающегося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины.
В своих философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе - религиозно-философское и естественно-научное.
у Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
Другой известный арабский мыслитель - Ибн Рушд (латинизированное имя - Аверроэс, 1126-1198) Его основные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля.
Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.
Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека.

  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд ).
    За основу зрительного восприятия Ибн аль -Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта.


  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд психологических исследо¬ваний проводилось на Востоке, куда перем... подробнее ».


  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд ). С VIII по XII в. большое количество психологических исследо¬ваний проводилось на Востоке, куда перем. Загрузка.


  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд ). С VIII по XII в. большое количество психологических исследо¬ваний проводилось на Востоке, куда перем.


  • Характеристика арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без упоминания двух других видных арабских ученых Средневековья – Ибн аль -Хайсама , или Альгазена (965-1038), и Ибн Рушда, известного под именем Аверроэса (1126–1198).


  • Характеристика арабской средневековой психологии
    Именно там зародились многие крупнейшие умы, среди которых особенно следует выделить среднеазиатского ученого XI в. Абу Али ибн Сину , создавшего «Канон...


  • Характеристика арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без упоминания.
    Достаточно скачать шпаргалки по истории психологии - и никакой экзамен вам не страшен!


  • Плотин: Психология как наука о сознании. Принцип абсолютной нематериальности души утвердил Плотин (III в. н. э.) – древнегреческий фило.
    Расцвет естествознания на Арабском востоке.


  • География современного арабского мира удивительно разнообразна. Арабская средневековая культур. Театр, живопись, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство японской культуры.


  • Мифолого-религиозное сознание включает следующие компоненты: вера как психологическая установка прин... подробнее ».
    Арабская религиозная философия развивалась параллельно развитию ранней схоластики. Основным смыслом... подробнее ».

Найдено похожих страниц:10


На сайте есть статьи о других людях с куньей Абу Али, именем Хасан и нисбой Басри .

Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (араб. أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم ‎‎, 965, Басра - 1039, Каир) - арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. В средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Alhazen (Альхазен ).

Биография

Благодаря своим выдающимся способностям Ибн аль-Хайсам занимал в родной Басре должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой. Когда до египетского халифа ал-Хакима дошёл слух о том, что Ибн аль-Хайсамом составлен проект регулирования вод Нила путём постройки плотины ниже Асуана, он пригласил учёного в Египет. Однако на месте Ибн аль-Хайсам убедился в невозможности осуществления этого проекта при технических средствах того времени. Узнав об этом, халиф разгневался на учёного, подверг его домашнему аресту и конфисковал его имущество. Для спасения жизни Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. При его преемниках он получил свободу и жил в почёте в Каире до самой смерти.

В списке врачей, приведённом у сирийца Ибн Абу Усайбиа, упомянуты 92 сочинения Ибн аль-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике. Ибн аль-Хайсам сочетал в своих научных занятиях тщательные эксперименты со строгими математическими доказательствами. Нередко его именуют «отцом оптики».

В честь учёного назван кратер на Луне.

Математика

В «Книге комментариев к введениям в „Начала“ Евклида» Ибн аль-Хайсам пытался доказать пятый постулат Евклида. Доказательство его было ошибочно, но он впервые рассмотрел так называемый «четырёхугольник Ламберта», у которого три внутренних угла - прямые. Он сформулировал три возможных варианта для четвёртого угла: острый, прямой, тупой. Обсуждение этих трёх гипотез многократно возникало в позднейших исследованиях пятого постулата.

В трактате «Об измерении параболического тела» Ибн аль-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвёртых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он проводит вычисление, равносильное вычислению определённого интеграла.

В трактате «Об изопериметрических фигурах» Ибн аль-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всех фигур равного периметра, а шар - самый большой объём из всех тел с равными поверхностями.

Ибн аль-Хайсаму принадлежат также сочинения «О квадратуре круга», «Об измерении шара», «О построении семиугольника», «О построении пятиугольника, вписанного в квадрат», «О свойствах высоты треугольника», «О циркуле для конических сечений», «Об извлечении кубического корня», «О параболе», «О гиперболе», «О магическом квадрате». Известно также, что он применял геометрические методы к решению уравнений 4-й степени.

Оптика

Ибн аль-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике - «Книга оптики» (в 7 книгах).

В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену, и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн аль-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». При этом в VI в. до н. э. (то есть за 17 веков до аль-Хайсама) Пифагор высказал точно такую же (близкую к современной) идею, что тела становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам. Очень близкие к современному пониманию различных оптических явлений концепции развивали и другие предшественники аль-Хайсама - Аристотель (IV в. до н. э.), Платон (IV в. до н. э.), Евклид (III в. до н. э.), Клеомед (I в. н. э.), Птолемей (130 г. н. э.) и др. Основной вклад работавших до аль-Хайсама учёных состоит даже не в их гипотезах о природе света, а в том, что они нашли законы его прямолинейного распространения и отражения и умели ими пользоваться.

Аль-Хайсам считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он же дал правильное представление бинокулярного зрения. Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света.

Среди опытов, проведенных учёным, выделяются опыты с камерой-обскурой, опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал, развивающие учение Диокла.

В XII веке обсуждаемое сочинение было переведено на латинский язык под названием «Сокровище оптики» (лат. Opticae thesaurus ) и оказало большое влияние на развитие оптики в Европе. Первое крупное европейское сочинение по оптике - «Перспектива» Витело - представляет собой в значительной степени переработку трактата Ибн аль-Хайсама.

Ибн аль-Хайсам составил также ряд трактатов о зажигательных стёклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».

Астрономия

Ибн аль-Хайсаму принадлежит ряд сочинений по астрономии и геодезии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «Об определении полюса с наивысшей точностью», «О параллаксе Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении азимута киблы» (киблой называется направление на Мекку), «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.

В «Книге о форме мира» Ибн аль-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.

Примечания
  1. Храмов, 1983, с. 13
Литература

Сочинения Ибн аль-Хайсама

  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга комментариев к введениям книги Евклида «Начала». Историко-математические исследования , 11, 1958, с. 733-762.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Трактат об изопериметрических фигурах. Пер. и прим. Джамаля Ад-Даббаха. Историко-математические исследования, 17, 1966, с. 399-448.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга об измерении шара. Физико-математические науки в странах Востока , 2(5), 1968, с. 131-146.
О нём
  • Кулиева Г. З. Теория составных отношений Ибн аль-Хайсама // Учёные записки Азерб. ун-та . - 1963. - № 4.
  • Льоцци М. История физики. - М .: Мир, 1970. - 464 с.
  • Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1976. - 324 с.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1983. - 124 с.
  • Розенфельд Б. А. Астрономия стран Ислама // Историко-астрономические исследования . - 1984. - Т. 17. - С. 67-122.
  • Храмов Ю. А. Альхазен (латинизированное имя Абу Али Хайсама) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. - Изд. 2-е, испр. и дополн. - М .: Наука, 1983. - С. 13. - 400 с. - 200 000 экз. (в пер.)
  • Roshdi Rashed. A Polymath in the 10th century // Science . - 2002.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

В VII веке нашей эры происходит объединение арабских племён, и на базе идеологии ислама возникает государство Халифат. Арабская экспансия на территории соседних государств привела к возникновению огромного территориального образования, в котором интенсивно развивалась наука. Причём развитие арабской науки строилось с опорой на достижения античной научной мысли. Так, на арабский язык активно переводились произведения античной мудрости, бурно развивались естественные науки. Наиболее известными представителями научной мысли Халифата, внесшими вклад в развитие психологического знания, были: Ибн-Сина, Ибн-Аль-Хайсам и Ибн-Рушд.

Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037), таджикский врач и учёный, автор фундаментального труда «Канон врачебной науки». Ибн-Сина стал одним из основоположников возрастной психологии. Акцентируя внимание на проблеме воспитания, он полагал, что взрослые, вызывая у ребёнка те или иные аффекты, формируют его характер («натуру»).

Ибн-Сина предпринял попытку экспериментального исследования связи между психическим и физиологическим. Опыт Ибн-Сины строился следующим образом: два барана получали одинаковую пищу, но рядом с одним из них привязывали волка. Баран, рядом с которым был привязан волк, начинал быстро худеть и погибал.

Ибн-Сина считал, что душа человека локализуется в мозге, сердце и печени. Вслед за Галеном Ибн-Сина придерживался мнения о том, что за разум человека отвечает локализующаяся в мозге часть души, за проявление эмоций и аффектов отвечает часть души, находящаяся в сердце, а за проявление потребностей и влечений ответственна часть души, локализующаяся в печени. Он считал, что душа бессмертна. Акты жизнедеятельности Ибн-Сина рассматривал в контексте физиологических (телесных) изменений, происходящих в разных системах организма.

Ибн-Сина выделял пять видов ощущений: 1) зрение, 2) слух, 3) вкус, 4) обоняние и 5) осязание. По мнению арабского учёного, функционирование чувствительности осуществляется посредством нервных окончаний, подходящих к органам чувств, а перенесение ощущения по нервным окончаниям осуществляется благодаря движению парообразных частиц. Характеристиками ощущений являются: 1) длительность, 2) интенсивность и 3) чувственный тон.

Ибн-Сина полагал, что существует надиндивидуальный (чистый) разум, черпающий своё знание из универсалий (божественного разума), характеризующих сущность явлений и вещей.

Ибн-Аль-Хайсам (Альгазена) (965-1039), арабский учёный, внёсший огромный вклад в развитие представлений о природе построения зрительного образа. Ибн-Аль-Хайсаму удалось экспериментальным путем опровергнуть доминирующую точку зрения на природу зрительного восприятия, в соответствии с которой в основе восприятия лежат истечения. Он показал, что в основе зрительного восприятия лежат законы оптики, а сам зрительный анализатор - это сложный оптический прибор.

По мнению Ибн-Аль-Хайсама, зрительный образ возникает при непосредственном участии умственной деятельности, которая обеспечивает способность человека находить сходства и различия воспринимаемых объектов, их размеры и формы. Ибн-Аль-Хайсамом опытным путём были исследованы такие феномены, как бинокулярное зрение, эффект контраста, смешение цветов. Ибн Аль-Хайсам считал, что условием качественного восприятия зрительных объектов является движение глаз, то есть перемещение зрительных осей.

Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198), арабский философ и врач, учение которого оказало серьёзное влияние на европейскую научную мысль в средние века. Опираясь на идеи Аристотеля, Ибн-Рушд пришёл к выводу о том, что существует неразрывная связь между психическим (душевным) и телесным в человеке, причём тело влияет на душу посредством чувственности. Ибн-Рушд считал, что индивидуальная душа человека умирает после его смерти, а разум - бессмертен. Арабский философ полагал, что каждый человек наделён способностью воспринимать божественный разум. Ибн-Рушд высказал тезис о недопустимости смешения истин, полученных при изучении природы, и истин, исповедуемых религией.

Ибн-Рушдом опытным путём была установлена роль сетчатой оболочки глаза как чувствительной части органа зрения, а до этого момента считалось, что чувствительной частью глаза является хрусталик.

Национальное географическое общество США (National Geographic Kids) и «1001 изобретение» на днях объявили о публикации новой книги «Ибн аль-Хайсам: человек, который обнаружил, как мы видим». Книгу планируется издать в рамках весьма успешной серии познавательных детских журналов. Издание на английском языке планируется к выпуску весной 2016 года.

National Geographic Kids — познавательный журнал, рассказывающий о культурах разных народов, о представителях животного мира, об истории науки и цивилизаций. Издается Национальным географическим обществом США.

Выставка «1001 изобретение: открой для себя мусульманское наследие нашего мира» стартовала в Великобритании в 2006 году, на ней были представлены предметы, изобретением которых европейские ученые обязаны своим мусульманским коллегам. Целью выставки является демонстрация вклада мусульманских ученых в развитие астрономии, математики, архитектуры, медицины и др. – вклада, который долгое время был предан забвению. Выставка состоит из 7 главных разделов: дом, школа, рынок, больница, город, мир и Вселенная. Для большей наглядности используются 3D – анимация и интерактивные технологии.

Выставка была продемонстрирована в тридцати крупнейших городах мира, на пяти континентах.

Книга выходит в свет в честь ученого-первопроходца, мусульманского мыслителя XI века аль-Хасана ибн аль-Хайсама (известного на Западе под именем Альхазен).

По мнению многих, он является «отцом современной оптики». Он внес важный вклад в понимание видения, оптики и света. Методология исследований Ибн аль-Хайсама, в частности — проверка теории экспериментом, положила начало современному научному методу.

Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (965, Басра - 1039, Каир) - арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. Ибн аль-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике - «Книга оптики» в 7 томах. В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену, и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы.

Ибн аль-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». Ибн аль-Хайсам жил в золотой век мусульманской цивилизации, распространившейся от Испании до Китая.

Если Вы обнаружили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите сочетание клавиш Shift + Enter , чтобы сообщить нам.