Как пить, так вдвоем, а как блевать, так все вместе. (Анекдот о Горыныче).

В самом деле, почему наш дракон - урод?
Вот китайский дракон - одноголовый. И вообще. Религия у них похожа на философию, философия - на спорт и travel, пейзажная живопись - на религию, почерк - искусство каллиграфии, кулинария - магия, чиновники с древних времени двигают вперед стихосложение, коммунистическая идея питает предпринимательство.
Все перемешано, все сцеплено. Не менталитет, а однородный столб пламени. Не удивительно, что китайский дракон - символ мудрости - об одной голове.

Другое дело - наш Горыныч. Со временем, правда, он выродился в отрицательный персонаж, но нет сомнений, что это чудоюдо поганое изначально имело куда более метафизический смысл.
Наше славянское сознание разорвано, как наши бескрайние просторы. И потом, это так по-нашему - было три головы, потом одну срубили, потом еще одну, а потом, глядишь, и вовсе безбашенным остался. Типично русская гносеологическая история.
Даже то, что герои сказок воюют с Горынычем - очень по-нашему. Мы так любим повоевать сами с собой.
Но почему именно три головы?
Три независимых и самостоятельных головы - это аллигория трех архетипов мышления, трех архетипов мировосприятия. Не только нашего, но, и вообще, западного.

Логика . Первая голова отвечает на здравый смысл, логику, науки и так далее.

Вера. Вторая голова обладает религиозным знанием. Ей, впрочем, даже и знать ничего не нужно. Она просто верит.

Искусство. Третья голова - самая древняя и непосредственная. Она думает образами и соединяет своего хозяина с материальным миром.

Эти три вида мышления, в общем-то, прекрасно известны.

Проблема - в другом. В том, как эти «головы Горыныча» сосуществуют. Ведь каждая считает себя уникальной, или, во всяком случае, главной.

В этом нет, впрочем, ничего удивительного. Каждый из этих архетипов мышления огромен, как космос. Непомерно огромен для человеческих плеч. Нормальному человеку дай Бог вместить хотя бы полтора.

Тут еще уместно провести стереометрическую аналогию.

Три головы Змея Горыныча - это три измерения нашего мира.

Предположим, вы - технический специалист. Не ученый (ученые - люди многомерные). Нет, какой-нибудь конструктор ракетных двигателей. Не генеральный (там тоже требуются не детские обобщения) - довольно среднего звена. Скорее всего, военный.

Наука, логика, факты - ваша работа и ваша стихия. Смысл и соль жизни.

Вторая, религиозная голова, для вас просто не существует. Для вас - это чистой воды безумие.

Искусство? Да, имеет право на существование. Но как отдых. Развлекуха. Обслуга «основной деятельности человечества».

Итак, вы осознаете мир в двух измерениях. С натяжкой, но все-таки в двух. То есть ваш образ мира располагается на плоскости.

В этом нет ничего зазорного. Возьмем, например, графа Льва Толстого в периоды его религиозного учительства. Таже картина.

Религия - конечно! Наука? Пригодится, особенно, наука крестьянская. Помогает бороться с голодом. Искусство - баловство, зло, грех. Итак, здесь мы тоже видим всего лишь два измерения. П лоскость.

Да, что Толстой! бери выше! Виктор Пелевин. Человек искусства. Наука? Почему нет. Тем более, что закончил Энергетический институт. Религия - никогда! «Я не настолько сошел с ума, чтобы поверить в Христа».

Мышление на плоскости, надо сказать, наиболее распространено. Наиболее человечно.

Объемное видение, видение, равно включающее все три измерения - науку, религию и искусство - это уже героизм. Это великие русские ученые.

Это - Пушкин.

Это Достоевский, гениальный романист, христианин и человек, который с огромным уважением относился к науке. Дипломированный инженер.

Это последний дореволюционный старец Оптиной Пустыни - Нектарий. В молодости попросил запреть его в келье и лет двадцать изучал культурный опыт человечества, науки и искусства. Потом вышел из затворничества. Юродствовал почище Пети Мамонова, но был все-таки избран великим старцем. Был духовным наставником России в самый трагичный ее период.

И есть, конечно, и такие люди, мировоззрение которых описывается линией. Они видят мир в одном измерении.

Это уже болезнь. Это фанатики всех мастей. маньяки одной идеи, и соотвественно, одного ментального измерения.

Достаточно упомянуть активистов святой инквизиции, которые с одинаковым удовольствием жгли на кострах ученых и хоронили за кладбищенской стеной людей искусства.

Каааасски!!! Каассски!
-Каски!
-Каски!
-Каски!
-Вить, а Вить, это когда-нибудь кончится?
-Гоша, и не надейся!
-Вить, ну почему именно мы?
-Каааски Хоцуууу!!!
-Потому, Гоша, потому что именно вокруг нас собираются идиоты. Мы для них как магнит!
-А это еще че такое “МАГНИТ”?
-Ну, в общем, он все притягивает. Да и не в магните дело, а в нас с тобой, Гоша, и в Васе, пусть земля ему будет пухом.
-Дай КАСКИ!
-Вить, а почему так? Почему все ТАК случилось?
-Да потому что мы сами идиоты! Вася всегда говорил: “Давайте жить в поле, давайте жить в поле”. Мы – идиоты, его не слушали, а ведь он прав оказался.
-Вить, а причем тут поле?
-Так ты сам посуди: куда богатырь в поле убегать будет. Мы ж его в поле в миг догоним. А в горах он и за камень спрячется, аль еще куда. Но хуже всего в горах это то, что с них любой богатырь, навернувшись, тотчас подохнет, хоть сам Добрыня Никитич, все равно подохнет!
-Ну, так это же хорошо!
-Гоша, дурья ты башка! Это хорошо, если он до нас не дошел. А ведь эта паскуда и Васю порубал и двоих еще Васькиных, а потом навернулся, гад.
-Каассски хоцу, кассссски хоцууууу!!!
-Каассска!
-Касска!
-Каскка! Кассскаааа!!!
-Хоцу каски.
-Вить, я только не понял, а че он Ваську порубал, а нас нет? Обычно же наоборот все бывает – мы уже готовы, а Васька дерется.
-Видишь ли, блин, левша он оказался!
-Стоп, так герой он же помер?
-Ну.
-Так че мы снова не становимся такими, как были?
-Дурак ты, Гоша! Ты же помнишь, Кощей, едить его налево, когда колдовал, он же так и сказал: “А коль убьешь богатыря того все взад и воротится”. А мы ведь его не убивали, он сам окочурился!
-Да, незадачка вышла.
-И правда “в ЗАД” все получилось!
-Так что теперь делать то будем?
-Каску кусать!
-Да, каааску!
-Вкусная каасска!
-Да тихо вы! Я говорю, что делать будем, Витюш?
-С этими что ль?
-Да нет, вообще что?
-Ну не знаю. Мы ведь уже несколько недель ходим богатыря ищем, чтобы убить. Так уже десяток деревень сожгли!
-Вить, а что мы тогда не стали нормальными?
-В каком смысле?
-Ну, ведь в деревнях этих дружинники, небось, точно были, а они ведь тоже “Богатыри”.
-Блин, Гоша! Я же раз сто сказал: богатырь этот ГЕРОЕМ должен быть, а герой он только тогда герой, когда нашу хоть одну голову срубит! Понял?!
-Вить, мы ж с тобой дураки! Мы же поддаться можем, по началу!
-Главный дурак здесь ты!
-А че я не так сказал? Все же верно!
-Верно то верно, а ты об этих подумал? Ты не смотри, что у них мозгов как у младенца…
-Где наса Кааааасссска?!!!
-…Они ведь машины для убийства, ты же сам видел! Они поддаться не дадут!
-И правда. Слушай, Вить, только тише. А ты не думал и просто как бы убрать? Ведь новые бывают только когда богатырь бьет.
-Да думал я Гоша, думал об этом. Но ведь они сопротивляться будут. Их четверо - нас двое. Вот и считай, у кого перевес!
-Вить, но мы же умные!
-А тут ум и не нужен. Драка дело не хитрое.
-Значит, будем искать богатыря – героя?
-Во-во!
-Ну и где наса каска?!
-Дайте нам каассски!
-Касссскииии!!!
-Вить, как там, уже готово?
-Ага… Ммм! Как вкусно!
-Да, это тебе не жилистые крестьяне – это настоящая Русская Каша!
Вместо эпилога
-Ну, и куда теперь?
-Ты нашего свояка помнишь?
-Драгошу Англицкого?
-Да нет, того плоскомордого и узкоглазого.
-Как же, помню!
-Так он говорил - у них там, в Китае есть такие богатыри Са-му-ра-и. Дескать, больно шустрые они.
-Значит, на Восток?
-Значит, на Восток!
-Есе Кааскиии!!!

Продолжая тему «Неизвестное об известным» повторюсь: сказка всегда иносказательна! Итак, Горыныч. Мне попадалось много версий о нем. От былинных, до современных. Последние меня удивляют больше, хотя, пожалуй, ничего не меняется. Конечно, согласно новым реалиям, можно найти в Горыныче и инопланетян, не только динозавров, но не лучше ли немного подумать и хоть немного связать сказку с историей.

Ни для кого не секрет, что Уральские горы змеевидным хрипом проходят по территории Евразии от севера до юга, эти горы и делят ее на европейскую и азиатскую части. Во многих летописях уральская гряда именуется царством Золотого Полоза – Змея, это отражено и во множестве сказок, былин. На Урале в казачестве реку Яик именуют не иначе, как Якушка Горыныч. Есть много песен опять же связанных с Якушкой Горынычем. Кстати, еще в XVII столетии иностранцами в долине Яика отмечены нефтяные местонахождения и торфяники, которые очень часто горели. Вот вам и огнедышащий Змей, но уважительно Горыныч.

Теперь немного о головах Змея. Как я уже сказал: сказка иносказательна, к тому же в XIX столетии сильно пересмотрена в сторону христианства. Так вот, трехглавый, шестиглавый, девятиглавый и даже двенадцатиглавый, - можно сказать и Змей, но можно и сказать - собор! Сами можете прикинуть. Именно так распределены маковки в православных церквях, и чем собор значимей, то и глав у него больше, и для язычников – которыми опять же Урал славился почти до середины XVIII столетия, он сильней, страшней и т.д.

Последнее уральское язычество в его чистом виде было изничтожено после Пугачевского восстания, а староверчество - симбиоз язычества и православия и сегодня еще сильно на Урале всуе, т.е. дома - в быту.

Хотел бы обратить ваше внимание на Калинов мост, который почти всегда связан с Горынычем. В.Я.Пропп в работе "Русская сказка" пишет: "Калиновый мост - всегдашняя деталь «волшебных сказок». Объяснить ее не берусь, скажу только, что река обычно представляет собой как бы границу между мирами". Прямо река Стикс! Вместо Харона мост. Что это? Тяга перекроить собственную мифологию под древнегреческую? Но почему река Смородина, в названии четко прослеживается корень Род, Родина! Переход естественно есть, но вот откуда и куда? На мой взгляд, мост на реке Смородине означает переход из одной веры в другую, причем сказания принадлежат не православной вере, поскольку при детальном рассмотрении христианство в них скорее несет негатив, чем позитив.

Переделка «калиновый мост» прослеживается и в работах этнографов XIX века, но на самом деле он не калиновый мост, а Калин мост, с ударением на «А», под которым в некоторых былинах богатыри находят Змея Горыныча. Калин или КАИН? Если кто знаком с летописями без особого спора согласится, что с умыслом или без него, при переписке буква могла, как пропасть, так и прибавится. Каин убил родного брата – или по-другому предал все, чем жил ради власти. Язычники вполне могли называть христиан их же постулатами.

Почему у моста? Да, потому, что у мостов, переправ и перелазов ставили первые монастыри, беря на откуп право пошлины с проезжающих мимо. Традиция обосновывать религиозные центры на экономически выгодных местах старая как мир, еще в древнегреческой мифологии отмечено: Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол.

Ну, а дальше все просто: берется добрый символ старой веры и сказание тоже старое, а как мы уже поняли из выше сказанного: язычество на Урале вовсе не запредельное прошлое, и переиначивается. И уже богатырь борется не на мосту Каина с многоглавым собором взымавшим неправедную мзду (в былинах обычно это девушки, здесь можно говорить и о крепостничестве и о более раннем – рабстве, когда у князей язычник был товаром, девушку можно было оценивать, в том числе и как плату за проезд), а на Калин мосте.

Кстати, переделка могла возникнуть и в эпоху активной разработки татаро-монгольского ига уже в XIX столетии. В былинах уже нет Калина моста, есть калиновый мост, но зато есть Калин-царь! Почему-то - татарский царь! С ним бороться все от Ильи Муромца до Ермака Тимофеевича. Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. Калин осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей, и посылает с татарином письмо князю Владимиру с требованием без боя сдать Киев. Но и здесь, как это обычно бывает при детальном осмыслении заранее идеологически подготовленных текстов, все же проскальзывает старина, нет, нет, да назовут «былинщики» в рясах татарского Калин-царя КАИНОМ!..

В итоге борьбы за спасения темных душ народа от суеверий, сегодня мы имеем вывернутое на изнанку былинное прошлое, где положительные герои славные богатыри бороться с собственной языческой, т.е. народной верой, то со своим же божеством Змеем Горынычем. В сказаниях Горыныч уже не только враг христианства, но и человечества. А нарицательный Каин, убивший собственного брата, с которым и боролись богатыри, стал Калин-царем, к которому еще и "присобачили" национальный оттенок, исходя из желания выстроить историю России, как противостояние друг другу единого целого.

Справка из Большой Энциклопедии-
Змей Горыныч – огнедышащее существо с тремя головами, единым хвостом, единой системой кровообращения и единой кардиосистемой. Иногда летает, когда не слишком много съест. Распространен повсеместно, встречаются разные виды в разных климатических зонах. Питается большей частью подножным кормом, но встречаются отдельные экземпляры – гурманы. По темпераменту - добродушен, обладает хорошим чувством юмора. Для окружающих большую часть времени совершенно безопасен. Разносторонне развит, иногда поет, реже танцует. Размножается откладыванием яиц. Занесен в Красную книгу, потому как ему нравится считать себя вымирающим видом. Дружен с перелетными птицами, завидует им. По ночам говорлив. Мешает спать окружающим. Сведения о Змеях Горынычах сохранились с древних времен. Первые упоминания относятся к моменту как родились упоминатели и стали упоминать.
Итак, жил, был – не тужил Змей Горыныч. Большой такой Змей. С тремя головами, как и полагается.
Основное время любил проводить в беседах сам с собой. Порой какая-нибудь голова была занята приготовлением пищи, пока две остальные непринужденно болтали.
Родители Змея Горыныча не обладали большой тягой к креативности, посему при рождении трем головам были даны весьма банальные имена - Правая, Левая и Средняя. Из яйца все три головы вылупились одновременно, но документы при рождении были утеряны. Мать с отцом в этот момент так сильно нервничали, что ничего не помнят, поэтому три головы до сих пор выясняют – какая же голова вылупилась первая. Это любимая тема для спора у трех голов с момента овладения ими первыми способами общения. Второе, что обсуждалось повсеместно – какая из трех голов умнее. Образование все три головы получили одинаковое, родители не обделяли своей любовью ни одну из них, а имея одно на троих тело, всем трем головам приходилось получать одни и те же знания, потому как затыкание ушей наушниками далеко не всегда спасает от бесконечного потока информации вокруг. Но все же в итоге головы получились чуть разные. Одна увлекалась точными науками, вторая любила искусство, а третья никак не могла определиться, к чему же ее тянет больше. Возможно, если бы у нее было собственное тело, то занималась бы легкой атлетикой. Но организм был один на всех и далеко не разбежишься.
В целом, головы хорошо ладили, находили компромиссы между собой, легко решали, куда лететь сегодня. Даже умудрялись договариваться насчет образа жизни. Первая голова злоупотребляла сладким, вторая соленым, а третья предпочитала вегетарианство. А это весьма сложно – желудок то один на всех и переваривать всю гадость, что съела соседняя голова, приходилось всем. Поэтому бывало так – одна голова из хмельного озера хлебнет воды, а наутро головной болью расплачивались и две другие. Но даже это их мир не могло нарушить, все трудности бытия они переносили стойко.
Но однажды Правая и Левая голова серьезно рассорились. Как это произошло, и в какой точно момент никто так и не понял. Из-за чего именно тоже. Две головы дулись одна на другую, не разговаривали, из-за каждого пустяка готовы были обдать друг друга жарким огоньком. Средняя голова только и успевала обливать водой то одну, то другую свою соседку.
При разладе дружбы появилось множество неудобств, слаженной деятельности никакой не выходило, самые простые вещи теперь превращались в целое огромное дело. Чтоб почистить хвост или искупаться, Средней голове приходилось по три часа объяснять каждой соседней голове, что без их совместного согласия и совместного участия им не сдвинуться даже с места. Тем более не взлететь и не пришлепнуть хвостом досаждающую муху на спине.
К тому же, как ни крути, имея одну на троих систему кровообращения, пищеварения, сердцебиения все душевные страдания от ссоры (а они присутствовали в полном объеме и отражались на аппетите) чувствовали все три головы одновременно. Эмоции и чувства, что рождались в одной голове, тут же получали отклик в организме и растекались по телу, донося все до соседей. Только вот головы не умели считывать мысли друг у друга. Владели бы телепатией – все бы разрешилось, но как говорится - чужая голова потемки, а тут вроде своя, но те же потемки. Всегда так с этими головами.
Правая и Левая голова, убежденные в своей правоте, хотели найти поддержку своей позиции у Средней головы. Но Средняя голова была непреклонна. Она видела всю нелепость ситуации и пыталась ее исправить, как могла. Слушая и Правую и Левую голову, она все больше и больше убеждалась в том, что головы не слышат друг друга.
Чтоб помирить и выяснить, что же в результате стряслось, из–за чего вся эта канитель, Средняя голова решила вести беседы по очереди с каждой из голов. Пока Левая спала – Средняя беседовала с Правой и наоборот.
- Уф, как хорошо, что Левая голова уснула, а то я за целый день так намаялась, так намаялась. Это ж непросто все время быть начеку, в напряжении, - жалуется Правая.
-Конечно, когда не ладишь с кем-нибудь, все напрягает, - в ответ ей Средняя.
- Что й то я не лажу? Я то лажу, это она не ладит со мной, я со всеми лажу.
- Не ладишь, а лажаешь.
- Ну, ты всегда на ее стороне, я не понимаю, почему ты ее поддерживаешь, она же сплошные глупости говорит и вообще, она младше меня и ничего не понимает в перемещении воздушных потоков при изрыгании пламени против вектора розы ветров. И Фэн Шуй Великих Змей ей не знаком.
- Это все не имеет никакого значения. Фэн Шуй Великих Змей мало кому помогал в этой жизни.
- В этой может и не помогал, а знать это надо!
- И что конкретно тебя беспокоит, что ты все время того и гляди испепелишь всех вокруг?
- То, что она никак меня не может понять! Говорю ей - на Гору Познаний, что находится в Запредельном лесу, надо взбираться, упираясь хвостом и раскачиваясь из стороны в сторону по диагонали от востока, она же говорит, что на эту гору взбираться не надо вообще.
- Да?! Ты так думаешь?
-Да! Я в этом уверена!
-Ладно, давай спать, уже вторая луна всходит.
На следующий день в то же время Средняя голова уже беседовала с Левой головой. Правая же голова в это время мирно посапывала, то и дело выдавая клубы дыма из ноздрей.
- Уф, как хорошо, что Правая голова уснула, а то я за целый день так намаялась, так намаялась. Это ж непросто все время быть начеку, в напряжении,- хнычет Левая.
- Конечно, когда не ладишь с кем-нибудь, все напрягает,- в ответ ей Средняя.
- Что й то я не лажу, я то, лажу, это она не ладит со мной, я со всеми лажу.
- Не ладишь, а разводишь лажу.
- Ну, ты всегда на ее стороне, я не понимаю, почему ты ее поддерживаешь, она же сплошные глупости говорит и вообще, она же младше меня и ничего не смыслит в аромате фиалок на рассвете.
- Это все не имеет никакого значения. Понимание аромата фиалок на рассвете мало кому помогало в этой жизни.
- В этой может и не помогало, а знать это надо!
- И что конкретно тебя беспокоит, что ты все время того и гляди в печной кулинарный шедевр всех вокруг превратишь?
- То, что она никак меня не может понять! Я ей говорю – на Гору Познаний, что находится в Запредельном лесу, надо взбираться, прыгая на одной лапе, мордой повернувшись на юг, хвостом на восток, она же говорит, что на эту гору взбираться не надо вообще.
- И ты серьезно считаешь, что она так считает?
-Да!
- А ты своими ушами слышала, как она говорит, что на Гору Познаний взбираться не надо?
- Ну как я могу слышать своими ушами, у нас и ушей то нет, одни дырки какие-то. Не слышала, конечно, но все же к этому идет! Она говорит про хвост, какие-то диагонали, это же беспредел полный!
- Получается, что до того места, где должно было звучать «на гору взбираться не надо» вы так и не дошли в разговоре?
- Нет! Как можно, ведь хвост, диагональ... уже одно слово «диагональ» как много значит!!!
У Средней головы тихо начинал валить пар из того места, где могли бы быть уши.
Каждый раз, ведя такие предсонные разговоры, Средняя голова боролась с трагедией взаимонепонимания голов, но каждый раз натыкаясь на безнадежность этого мероприятия, опускала свои маленькие крылья. Их маленькие крылья. Здесь, сейчас, в ночи крылья уже кроме нее никого не волновали. Из-за бесконечных ссор и недоговоренностей крылья давно бездействовали. Позабылось ощущение полета, ощущение парения над землей. Прошли те времена, когда можно было планировать над верхушками деревьев и на большой скорости хвостом рассекать гладь озера, делая радугу из брызг.
И вот утомившись вконец, Правая и Левая голова спали, а Средняя
ощущая бескрайность одиночества, тосковала в ночи.
Так безвкусно и пресно проходили день за днем, ночь за ночью для Змея Горыныча. Когда головы не дружат между собой, жизнь весьма не пестра на позитивные события. Все те же ночные беседы Средней головы с Левой и Правой. Все те же обиды и непреодолимые барьеры, упреки.
Но вот однажды ночью, когда Левая голова спала, а Правая голова очередной раз вслух расставляла свои жизненные приоритеты, ее речь прервалась и она замолчала.
- Знаешь, Средняя, я так устала, так соскучилась по Левой, мы так давно с ней не обсуждали всякие ерундовые безделицы, не смотрели вместе на восход солнца, не пересчитывали ракушки на дне озера, не слушали вместе стрекоз… Мы вроде как все время рядом, но в тоже время бесконечно далеки…
В этот момент Левая голова слегка шевельнулась, поморщилась, а потом улыбнулась во сне, кажется, ей снилось что-то красивое.
Может лягушка, а может большой кремовый торт.
Правую голову тоже одолел сладкий сон, и ее беспокойное сознание туда провалилось.
А Змей Горыныч, привязав две сонные головы к средней чем-то мягким, зашагал в сторону дома Бабы Яги.
- Избушка, избушка повернись к лесу задом, - еле пробормотала уставшая Средняя, дотопав до мобильного жилища Бабы Яги.
Избушка заскрипела, не повернулась, из окна высунулась заспанная мося Бабы Яги. После последнего сеанса омоложения, она была очень мила.
- Чего тебе, трехголовый, понадобилось посреди ночи?
- Уважаемая, одолжите, мне, пожалуйста, до утра любой летательный аппарат для грузоперевозок.
- Ступа АН225 подойдет?
- Годится!
- Будь здрава, красавица!
- Лети уж, льстец хвостатый.
Обменявшись любезностями с Бабой Ягой, Горыныч на всех мощностях приближался к Запредельному лесу, к горе, к ее вершине.
Там, бросив ступу, Средняя голова выбрала самое удобное место для сна и уснула самым молодецким сном – тем, что засыпают не младенцы, а их родители.
Утром же, когда солнце озарило самые потаенные уголки Земли, Левая и Правая Голова проснулись, Средняя же продолжала дрыхнуть без четырех лап.
- Что это? Где мы? – одновременно выдохнули две головы.
- Как тут прекрасно!
- Да, это самое лучшее место на планете!
- Это гора Познаний, самая верхушка, точно!
- Она мне столько раз снилась - мечта.
- И тебе?
- И мне!
Так значит, ты все это время хотела сюда попасть?
- Да!
- И я!
Правая и Левая головы обнялись, обвились длинными Змей Горычными шеями.
А между ними сладко спала Средняя голова и улыбалась во сне, наверное, ей снилось что-то красивое – может, лягушки, а может, кремовый торт.


Как часто, читая сказки или смотря мультфильмы, мы встречаем Змея Горыныча?

Сражения с великими русскими богатырями, похищение славянских красавиц, ужас, наводимый повсюду – вот, что ассоциируется с этим персонажем.

Но существует ли он на самом деле? Или это фольклорный образ, живший на Руси?

Внешность Змей Горыныча описывается следующим образом: дракон, имеющий несколько голов. Как правило, количество было кратно 3 – 3, 6, 9, 12, но могло быть и 5, и 7.

Его головы дышали огнем, а если отрубали одну из них, моментально вырастала новая. Когтистые лапы, длинный хвост с шипами и небольшие крылья, позволяющие ему летать повсюду, имел мифический персонаж.

По-разному и называли его в разных странах: Змок – Словения и Чехия, Змий – Украина, Змай – Хорватия.

Каждая страна добавляли новые черты в образ Горына, споря, был ли он драконом или змеем.

Змей Горыныч не уязвим, а потому практически непобедим. Но существует одно-единственное место, благодаря которому можно было его уничтожить – маленький участок чешуи рядом с головой.

Попадая в это место, голова исчезает, однако на ее месте тут же возникает новая.

Оружие, способное убить его, в преданиях называлось «Плетка-семихвостка».

Но уничтожить Горына можно было, только одновременно отрубив ему все головы. Еще одним слабым местом змеи являются его детеныши. Они беззащитны, но ровно до тех пор, пока чешуя не начнет каменеть.

Возникновение мифического отчества

Почему Горыныч и где живет загадочный змей? Оказывается, отчество, или прозвище, напрямую связано с местообитанием мифического персонажа. Существует несколько версий:

  • Змей, как существо, может принадлежать двум стихиям: огненной и водной. Поэтому, первый вариант логова – посреди моря на камне.
  • Согласно легендам, Змей является охранником перехода меж двумя мирами: миром живых и миром мертвых. Он живет на Калиновом мосту, что перекинут через реку Смородину.
  • Гора или пещера, благодаря которой и получено отчество. Появилось это предположение в результате одной сказки. Все вокруг его обитания безжизненное и мертвое: трава не растет, птицы не поют, животные обходят стороной.
  • Горын – от слова гореть. Огонь, изрыгавшийся из пасти чудовища, уничтожал все живое на своем пути.
  • Последняя, не менее распространенная версия, где бы мог проживать Змей Горыныч – палаты из злата и серебра – появилась тоже благодаря былинам, в которых он держит в страхе царей и правителей, собирая с них дань и живя в роскоши. В связи с этим, появляется предположение, что Горын – волне разумное существо.

Образ Змея в истории

Символичность образа Змей Горыныча многогранна в русской мифологии. Во времена появления этого существа русскую землю терзали войны и набеги кочевников.

Не исключено, что змей – это воплощение всех бед того времени. Еще одна версия, вышедшая из сказок: змеи – вселенское зло, противопоставление добру.

История появления сказаний о Змее Горыныче берет свое начало при язычестве.

Славяне, жившие на севере, поклонялись некоему змею как божеству, принося жертвы. А для южных славян он был демоном.

Христиане истолковывают образ змея как символ грехопадения.

Считалось, что змея и дракон – это Дьявол в другом обличье.

Ведь именно из-за змея-искусителя Адам и Ева были изгнаны из Эдема.

Основным занятием Горына, согласно легендам, стало уничтожение: он сжигал деревни и города, брал заложников и пленников, заставлял платить дань, внушая страх смерти.

В таком образе он выступает как враг-захватчик.

Символов многоликости зла выступают многочисленные головы змея. А борьбу добра и зла изображают сражения богатырей с ним.

В мифологии разных стран образ змеи ассоциируется с другими чудовищами.

Например, в мифах про Геракла описывалась Лернейская гидра. Змея с 7 и более головами, могла изрыгать пламя и регенерировать отрубленные головы. Геракл уничтожил ее в бою, так же как русские богатыри победили Горына.

Горыныч в искусстве

Невероятно распространенными оказались Горынычи в культуре. В настоящее время благодаря фильмам, мультикам и сказкам, образ является более доброжелательным. Нет кровавых пролитий, сражений и похищений.
Скульптуры :

  • Петразаводск, 2000 г. В год дракона установили скульптуру змею.
  • Харьков, 2000 г. Деревянный Змей на берегу реки Лопань.
  • Новосибирск, 2013. Фонтан с героями русских сказок, в их числе и Змей.
  • Липецк. расположена огромная статуя.

Живопись :

  • В.М. Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем»
  • И.Я. Билибин «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну»
  • С. Москвитин «Добрыня Никитич»
  • Н.К. Рерих «Победа»

Фильмы :

  • «Василиса Прекрасная», Александр Роу.
  • «Илья Муромец», Александр Птушко.
  • «Огонь, вода и.. медные трубы», Александр Роу.
  • «Там, на неведомых дорожках», М. Юзовский.
  • «На златом крыльце сидели», Б. Рыцарев.

Наиболее популярным Змей Горыныч стал в различных мультипликационных фильмах.

Самыми популярными из них является серия про русских богатырей: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря и морской царь».

Здесь змей – друг богатырей, помогающий им во всех сказочных перипетиях.

В литературе Змей Горыныч упоминается в таких произведениях, как: былина «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», повесть-сказка «До третьих петухов», «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.

Змей среди нас

Совершенно очевидно, что Змей Горыныч полностью мифическое существо.

Оно было создано в былинах и легендах, как образ вселенского зла и захватчиков на Руси. Ни одного доказательства его существования не обнаружено. А рисунки, найденные в летописях, всего лишь сопровождение к рассказам о богатырях, освободивших Русь от нашествий.

В сказках Змей дружил с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным: вместе они совершали злые дела. Но все они являются лишь сказочными персонажами.

Хотя, находятся скептики, утверждающие, что Змей мог существовать. И не исключают возможности его существования и сейчас. По современной версии, Змей – рептилоид, гуманоид и змея в одном обличии. Он мог превращаться в человека, чтобы очаровывать пленниц, а затем уничтожал их.

Предположения о существовании рептилоидов выдвигаются не первый раз. Кто-то верит, что они захватят Землю и поработят человечество, а пока они живут среди нас, пытаясь разработать план захвата.

Соответственно, не исключено, что и Змей обитает среди нас!