Деятельность - это исключительно человеческая активность, которая регулируется сознанием. Она порождается потребностями, и направлена на преображение окружающего мира, а также его познание.

Человек, пользуясь своими мотивами и потребностями, так или иначе преобразует внешнюю среду, и этот процесс является творческим. В это время он становится субъектом, а то, что он осваивает и преображает, - объектом.

В этой статье мы рассмотрим основные человека, а также их формы, но, прежде чем приступить к этому, необходимо прояснить несколько моментов.

  1. деятельности неразрывно связаны: суть человека проявляется в его деятельности. Бездеятельных людей не существует так же, как и самой деятельности без человека.
  2. Деятельность человека нацелена на преобразование окружения. В способен сам организовать такие условия жизни, чтобы ему было комфортно. Например, вместо того чтобы собирать растения или ежедневно отлавливать животных для пищи, он их выращивает.
  3. Деятельность - это творческий акт. Человек создает нечто новое: автомобили, пищу, даже выводит новые виды растений.

Основные человека и структура

Существует три вида человеческой деятельности: игра, труд и учение. Они являются основными, и его деятельность не ограничивается только этими видами.

Существует 6 структурных компонента деятельности, которые сформированы в иерархическом порядке. Сначала возникает потребность в деятельности, затем формируется мотив, который облекается в более яркую и конкретную форму в виде цели. После этого человек ищет средства, которые способны помочь ему в достижении желаемого, и, после нахождения, он приступает к действию, завершающим этапом которого является результат.

человека: труд

Существует отдельная наука, которая направлена на изучение условий труда человека и оптимизации его работы

К труду относят такую деятельность, которая направлена на получение практической пользы. Для труда необходимы знания, навыки и умения. Умеренный труд хорошо сказывается на общем состоянии человека: он быстрее мыслит и ориентируется в новых областях, а также получает опыт, благодаря чему способен в дальнейшем на более сложные виды деятельности.

Считается, что труд - это непременно сознательная деятельность, в которой происходит взаимодействие человека с окружающим миром. Любой труд является целесообразным и требует нацеленности на результат.

Виды деятельности человека: учение

Учение имеет одну основную цель - получение знаний или умений. Этот вид позволяет человеку приступить к более сложному труду, который требует специальной подготовки. Учение бывает как организованным, когда человек сознательно идет в школу, поступает в ВУЗ, где его обучают профессионалы, так и неорганизованным, когда человек получает знания виде опыта в процессе работы. В отдельную категорию выделяют самообразование.

Виды деятельности человека: игра

Упрощенно говоря, это отдых. Человек нуждается в нем, поскольку игра позволяет расслабить нервную систему и психологически отвлечься от серьезных тем. Игры тоже способствуют развитию: например, активные игры учат ловкости, а интеллектуальные развивают мышление. Современные компьютерные игры (экшн) способствуют улучшению концентрации и внимания.

Формы деятельности человека

Существует много форм деятельности человека, однако они разделены на две основные группы: умственный и физический труд.

Заключается в обработке информации. В процессе требуется повышенное внимание, хорошая память и гибкое мышление.

Физический труд требует большой затраты энергии, поскольку в его процессе задействованы мышцы, оказывается нагрузка на опорно-двигательную систему, а также сердечно-сосудистую.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что деятельность является необходимым и уникальным жизненным параметром, который способствует развитию человека.

Природа заложила в нас главные отличия от животных – разум и деятельность. Постоянное бездействие неизбежно приводит к деградации личности, поэтому деятельность является важнейшим инструментом развития. Виды и формы деятельности человека на сегодняшний день достаточно разнообразны - это игра, учение и труд. Игра несет функцию развлечения и отдыха. Учение помогает в приобретении навыков и знаний. А труд способствует формированию и росту личности. Деятельность играет главную роль в жизни человека. И чтобы знать, куда направить свою энергию, разберемся, какие виды деятельности существуют в природе.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности – создать идеальную систему материального мира;
  • художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности – творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности – созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам. На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра . Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра, в школе – учеба, затем – труд.

1. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности. В ролевых играх дети, подражая взрослым, осваивают формы социального поведения и общения людей – социализируются. В играх по правилам (настольных, спортивных) происходит развитие и тренировка физических и умственных особенностей. Игра приобретает особое значение и как специальный метод познания сложных и проблемных ситуаций (деловые, проблемные, ролевые игры).

2. Учебная деятельность – направлена на приобретение знаний, навыков и умений для будущей трудовой деятельности, является важнейшим условием развития сознания человека и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе. Продолжает занимать большое место и после окончания школы.

3. Трудовая деятельность – главный вид деятельности. Основной отличительный признак этого вида – создание продуктов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Труд создал человека; общественное разделение углубляется и дифференцирует, расчленяет труд. Выделяют труд физический (производство пищи, одежды); умственный (управление людьми, получение и распространение знаний, воспитание, обучение, развитие искусства, религии, науки). В физическом труде, как и в любой человеческой деятельности, всегда в большей или меньшей степени участвуют сознание, мышление, разум. А умственный труд, хотя и может совершаться без внешних физических усилий, но результаты его должны быть воплощены в тексте, чертеже, картине, скульптуре и иных материальных продуктах деятельности, создание которых связано с физическими действиями.

В зависимости от цели , преследуемой субъектом, можно выделить также следующие виды деятельности:

1. Преобразовательная деятельность – направлена на изменение существующих и создание новых, не существующих ранее объектов. Может быть материально-практической , если изменяются материальные объекты, ипрактически-духовной , если преобразуются мысленные, идеальные объекты.

2. Познавательная деятельность . Цель – не изменение объектов, а построение знаний о них. Хотя в процессе познания мы можем воздействовать и изменять изучаемые объекты.

3. Ценностно-ориентационная деятельность . Цель – в оценке природных и общественных явлений с точки зрения их соответствия потребностям, идеалам и устремлениям человека, в осмыслении ценностей (эстетических, религиозных, политических, правовых, нравственных), на которые опирается такая оценка.

В каждом из этих видов деятельности могут быть также выделены:

конструктивная и деструктивная;

производящая и потребляющая;

продуктивная и репродуктивная.

Необходимый элемент всякой совместной деятельности людей – общение. Общение, духовный контакт – сама по себе величайшая ценность, а не только средство. В этом смысле общение – специфический вид деятельности . Отличается от других видов тем, что происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а с другими субъектом. Подлинно человеческим общением является лишь такое, когда к другому относятся как к цели, ценности, а не как к объекту, средству.

Человеческая деятельность развивается через оборачивание, в результате которого создание средств для достижения целей со временем становится самостоятельной целью и выделяется в особую форму деятельности, что происходит на протяжении всей человеческой истории. Духовная деятельность возникает как средство, помогающее людям совершенствовать и делать более успешной практическую деятельность по добыче материальных благ; с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, цель которой – удовлетворение духовных потребностей людей. Так образуются наука, политика, искусство и т.п. Игра из деятельности с целью развития способностей человека превращается в спорт как особую сферу деятельности. В спорте развитие особенностей – уже не цель, а средство достижения высоких спортивных результатов.

Таким образом, человеческая деятельность развивается, превращая свои средства в цели, а цели – в средства. Так происходят и развиваются ее разнообразные виды. Так в деятельности возникают все новые и новые цели и создаются все более мощные и совершенные средства и способы их достижения.

Практикой в широком смысле называют любое дело в отличие от рассуждений и разговоров об этом деле (теория). В научно-философском языке понятием практика обозначают не всякое дело, а лишьтакой вид деятельности, который изменяет материальный мир, то есть материально-практическую преобразовательную деятельность (в отличие от духовной).

Практическая и духовная деятельность – пересекающиеся области человеческой деятельности, ведь практика – это процесс, в котором участвует субъект, наделенный сознанием. Практика, будучи материальным процессом, в то же время регулируется, направляется и контролируется сознанием субъекта. Практика имеет общественно-исторический характер . Общественный – ведь она коллективная, совместная деятельность людей. Исторический – ибо содержание практики изменяется, развивается в ходе человеческой истории.

Основные формы практики:

1. Производственная деятельность . Люди, воздействуя на природные условия своего существования, создают материальные блага, необходимые для жизни, и средства для их производства. Материальное производство определяет специфику человеческого бытия и является исходной и главной формой практики.

2. Социальная деятельность . Люди формируют, поддерживают и развивают свои общественные отношения. Благодаря ей складываются, функционируют и изменяются экономические и политические структуры.

3. Научно-экспериментальная деятельность – воздействие на материальные объекты с целью получения знаний о них.

Другие виды практики – хозяйственно-бытовая, судебно-следственная, медицинская, художественная – сочетаются с основными.

Практика – основа всех форм человеческой деятельности . Они как бы вырастают из нее в процессе развития общества. Проблемы и задачи, возникающие в практике, стимулируют и обуславливают развитие техники, науки, искусства и всей человеческой культуры вообще.

Творчество- продуктивная деятельность.

Основные виды: художественное, научное, техническое. Кроме них: философское, педагогическое, социальное, политическое, идеологическое и т.п. В человеческой голове возникают духовные, идеальные образования – замыслы, представления, идеи, теории, выражающиеся в материальной, чувственно воспринимаемой форме: словах, знаках, звуках, технических конструкциях и т.д. Но результатом творчества может быть не только конечный продукт. Им может быть разработка нового метода, способа, программы действий; культурное, интеллектуальное, нравственное развитие личности.

1-й основной признак творчества – новизна получаемых результатов. Причем речь идет не о новизне во времени, а о качественной новизне, связанной с оригинальностью, своеобразием, непохожестью на все, что было до сих пор. Чем больше качественно нового, тем выше уровень творчества. Новизна может быть объективной и субъективной.

Объективная новизна – результат, новый для человечества, полученный в истории общества впервые.

Субъективная новизна имеет индивидуально-психологический характер: полученный субъектом результат нов для него, но на самом деле повторяет уже известное другим.

Деятельность будет творческой, даже если результат ее хотя бы субъективно нов. Но, конечно, общество выше оценивает творчество первооткрывателя, чем того, кто "изобретает велосипед" или "открывает Америку".

2-й основной признак творчества – социальная значимость результатов. Тот, кто придумал, изобрел, сочинил, открыл что-то новое, может предполагать, что оно имеет не только индивидуальную, но и социальную значимость. Хотя это зависит от действительной роли результатов творчества в развитии сфер человеческого бытия, что выясняется со временем.

Многие выдающиеся творцы страдали от непонимания их творчества современниками и даже подвергались гонениям и насмешкам. Однако в конце концов история ставит все на свои места, и подлинно великие творческие достижения получают всеобщее признание.

Между двумя указанными признаками творчества – новизной и социальной значимостью – существует сложная и противоречивая связь. Ведь новый результат, как правило, не имеет еще социальной значимости: требуется время, чтобы его значение выявилось. Напротив, социально значимый результат – тот, который получил общественное признание и, следовательно, перестал уже быть новым. Новизна и значимость – противоположности: новое еще не значимо, а значимое уже не ново. Парадоксальность творчества – в соединении этих противоположностей. Творец не просто создает новое, но и предчувствует заранее его значимость.

Итак, творчество – это деятельность, приводящая к качественно новым и социально значимым результатам.

Этапы творчества:

1) постановка творческой задачи;

2) поиск решения;

3) рождение идеи, которая дает ключ к решению задачи;

4) разработка плана, проекта, сценария, концепции, ведущей к искомому результату;

5) воплощение результата в форму, доступную для восприятия другими.

Творчество часто связано с особым психологическим феноменом-состоянием вдохновения, проходят особые периоды (инкубации, интуиции и озарения). Способность к творчеству не дана человеку природой. Она появляется и развивается у людей вместе с появлением и развитием культуры. Культура – почва, на которой растет творческая деятельность. И в то же время вся культура – продукт творчества.

В разные периоды истории отношение общества к творчеству было различным. В древности считалось необходимым во всем следовать заветам предков, обычаям, традициям, правилам. Поворот в отношении к творчеству начался с эпохи Возрождения. Происходящее в условиях индустриального производства ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения резко увеличивают потребность общества в творческом труде. Огромную важность получают всемерное стимулирование творческого труда, обеспечение свободы творчества, коренное улучшение всей системы образования с целью развития творческих способностей учащихся, воспитания творческой личности.

Деятельность способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.




Мотив совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности . В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека . Деятельность состоит из цепи действий. Действие это процесс, направленный на реализацию поставленной цели .



Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых .

Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями . Часто его расширяют, включая обмен иматериальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].


Существует несколько классификаций общения.



В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характерсамообразования .

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.


Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.



Творчество это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.


Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний .

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.


Образец задания

B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).



Ответ: 22121.